Как составить предписание по акту проверки?

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений.

То есть если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

Если же нарушения будут выявлены, то помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Если работодатель не согласен с трудовым инспектором, он может сделать отметку об этом в акте проверки (п.62 Административного регламента).

В течение 15 дней с даты получения акта работодатель может представить в территориальную трудовую инспекцию свои возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.

Руководитель трудовой инспекции в течение 10 дней должен рассмотреть возражения и вынести письменное решение, которое в течение трех дней доводится до сведения работодателя.

Отметим, что, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется.

Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

ПРЕДПИСАНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ

Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Это предписание выдается одновременно с актом о проведенной проверке, те. непосредственно после окончания проверки (п.З ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (подп.1 п.1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ).

Обратите внимание!

Данное предписание является обязательным для исполнения организациями (индивидуальными предпринимателями) (ст.357 ТК РФ).

Предписание должно быть выполнено в срок, указанный непосредственно в предписании.

Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный в нем срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о продлении срока исполнения предписания.

Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, то и продление такого срока также относится к полномочиям трудовых инспекторов. Это правило также закреплено в п.87 Административного регламента.

Обратите внимание!

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п.12 ст. 16 Закона 294-ФЗ).

Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

В предписании трудовой инспектор указывает срок, в течение которого работодатель обязан исправить выявленные правонарушения (п.87 Административного регламента).

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г. установлена специальная административная ответственность за невыполнение предписания, вынесенного трудовым инспектором (п.23 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом ответственность предусматривается как за невыполнение предписания в установленный срок, так и за ненадлежащее выполнение предписания.

Причем ответственность довольно серьезна.

Руководителю организации грозит штраф в размере от 35 ООО до 50 ООО рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

Размер штрафа для организации составит от 100 000 до 200 000 рублей.

Ст.19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность не за нарушение трудового законодательства, а именно за неисполнение в установленный срок выданного трудовым инспектором предписания.

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН

Пунктом 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд.

Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Срок для обжалования предписания -15 дней с даты его получения.

При этом работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Отметим, что документы можно представить уже после подачи возражений.

Статья 361 ТК РФ устанавливает, что в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

  • соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности,
  • главному государственному инспектору труда Российской Федерации

А решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суде.

Жалоба должна содержать:

  • указание на должностное лицо Роструда или его территориального органа, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
  • сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) трудового инспектора.

К жалобе можно приложить необходимые документы или их копии (п.110 Административного регламента).

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием Интернета, официального сайта Роструда или государственной инспекции труда, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также может быть принята при личном приеме заявителя.

При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору РФ течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается.

Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней.

Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора.

Здесь следует отметить, что срок рассмотрения жалобы -30 дней со дня ее регистрации. Если необходима дополнительная проверка, срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 30 дней (п.116 Административного регламента).

В данной ситуации по истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, в том случае, если эти нарушения не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности (см. с. 49), независимо от того факта, что он подал свои возражения на полученное предписание в вышестоящий орган.

Поэтому, если вы не согласны с полученным предписанием, оспаривать его лучше сразу в судебном порядке.

27 января 2020 года, 15:44

В сентябре 2020 года вступят в силу новые правила оформления результатов поверки приборов учета. В чем суть нововведений и как они отразятся на жизни рядовых потребителей? В ЦСМ Росстандарта в Нижегородской области ответили на самые актуальные вопросы нижегородцев.

Согласно новой редакции закона «Об обеспечении единства измерений», официальным подтверждением поверки бытовых счетчиков станет запись об этом в электронной базе. Это касается всех приборов учета — как внутриквартирных, так и общедомовых. Бумажные свидетельства о проведении метрологических работ продолжат выдавать лишь по желанию владельцев приборов, юридического значения они иметь не будут.

«В январе мы неоднократно стали принимать вопросы от жителей региона — что изменится в поверке, повысится ли ее стоимость. Не могу говорить про частные компании, но для ЦСМ как государственного регионального центра Росстандарта оснований для повышения цен нет», — сказал директор ЦСМ Росстандарта в Нижегородской области Денис Миронов.

Как он отмечает, сведения о результатах поверки средств измерений уже сейчас передаются в Федеральный информационный фонд «Аршин», параллельно заказчику услуг выдается на руки так называемое «бумажное» свидетельство или ставится соответствующая отметка в паспорте прибора.

«Аналогичная норма действовала и ранее. Но с сентября она окончательно изменится. Процедура примерно будет выглядеть следующим образом: после того, как специалист сделает поверку прибора учета, он в присутствии владельца должен будет занести данные в реестр ФГИС «Аршин». Результаты поверок, и вообще всех метрологических работ, будут иметь юридическую силу только в виде электронной записи в реестре. Бумажные свидетельства о поверке будут носить дополнительный информационный характер и оформляться по желанию владельца прибора», — добавил Денис Миронов.

Владелец счетчика сможет самостоятельно зайти в реестр системы и получить доступ к результатам проведенного осмотра, а также узнать о дате следующей поверки. Бумажное свидетельство о поверке можно потерять, а информация на едином портале будет доступна в любой момент.

Как считают эксперты, новый закон позволит снизить риск мошенничества, когда поверка навязывается под предлогом требований законодательства и истечения межповерочного интервала. Кроме того, это поможет бороться с недобросовестными организациями, которые сейчас выдают за небольшие деньги свидетельство о поверке, ничего при этом не поверяя. Жители просто покупают их, не догадываясь, что в 70% случаев прибор врет против своего же владельца. Как результат — ежемесячно из-за неверных показаний прибора его владелец переплачивает до 10%.

«Проводить поверку и выдавать свидетельство имеют право только аккредитованные компании, — напомнил Денис Миронов. — Со списком можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по аккредитации».

Достоверность свидетельства, выданного Нижегородским ЦСМ, можно подтвердить по телефону: 8 800 200 22 14.

Гусев А. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Контроль за осуществлением учреждениями силовых ведомств финансово-хозяйственной деятельности могут осуществлять:

– орган внешнего государственного финансового контроля (Счетная палата РФ);

– орган внутреннего государственного финансового контроля (Федеральное казначейство);

– структурные подразделения главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета, которые осуществляют внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии с требованиями ст. 160.2-1 БК РФ.

По результатам проведения такого контроля указанные органы направляют в проверенные учреждения приказы, представления или предписания, содержащие требования об устранении выявленных нарушений. В консультации поговорим о реализации в учреждении комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшем.

Какими документами оформляются результаты проверки?

Результаты любой проверки или ревизии финансово-хозяйственной деятельности должны быть оформлены актом, содержащим сведения о выявленных нарушениях и недостатках, а также о нормативных актах, положения которых были нарушены.

На основании акта ревизии или проверки контрольным органом (в зависимости от его вида) будет составлен и направлен итоговый документ (приказ, представление или предписание), содержащий в том числе требования, которые должны быть выполнены учреждением.

Результаты контрольных мероприятий, осуществляемых органами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, будут оформлены приказом. Так, в силу п. 100 Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в ФСИН, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 29.09.2015 № 864, итоговым документом по результатам рассмотрения акта является подписанный руководителем, назначившим контрольное мероприятие, приказ (заключение) о результатах ревизии (проверки), который должен содержать:

  • информацию об объекте контроля, проверяемом периоде, сроках проведения контрольного мероприятия;

  • сведения о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ;

  • требования к объекту контроля по проведению мероприятий для устранения выявленных недостатков, нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, обеспечению их недопущения в дальнейшем, возмещению причиненного ущерба.

Что же касается органов внешнего или внутреннего государственного финансового контроля, следует учитывать, что положения БК РФ предусматривают право таких органов направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания. Чаще всего указанные документы направляются в случае выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверяемых учреждений.

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба.

Направляемые в учреждение представления и предписания органов внутреннего государственного финансового контроля должны содержать:

Представления

Требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета. Указанные требования обязательны для рассмотрения в установленные в названном документе сроки (или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не обозначен)

Предписания

Требования:

– в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;
– проинформировать контрольный орган в установленный срок о результатах исполнения предписания

Представления и предписания органов внешнего государственного финансового контроля составляются и направляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Так, согласно ст. 26 названного закона представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

В свою очередь, предписание направляется в случае невыполнения представлений Счетной палаты РФ либо несоблюдения установленных в них сроков. В предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны:

  • основания для его вынесения;

  • информация о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов;

  • требования о принятии мер по их устранению, а также по устранению причин и условий данных недостатков и нарушений;

  • сроки выполнения предписания и ответственность за его невыполнение.

Что необходимо предпринять учреждению?

После получения от контрольного органа приказа или представления (предписания) руководителю учреждения целесообразно провести совещание с привлечением всех заинтересованных лиц с целью выработки мероприятий по выполнению требований, обозначенных в названном документе. Проведение совещания, оформленного протоколом, будет являться выполнением требования вышеуказанных документов об их рассмотрении.

Обратите внимание: копию протокола нужно приложить к ответу, направляемому в проверяющую организацию.

В ходе совещания следует разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. Заметим, что форма такого плана ничем не утверждена, следовательно, он может быть составлен в произвольном виде. При этом в плане нужно привести подробный перечень запланированных мероприятий по каждому выявленному нарушению, назначить ответственных лиц и установить предельные сроки выполнения каждого мероприятия. Также не надо забывать о сроках, установленных в представлении, предписании или приказе.

Выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений, скорее всего, потребует от учреждения следующих действий.

Устранение выявленных нарушений.

Любое деяние, нарушающее какие-либо нормы или не отвечающее им, рассматривается контрольными органами как нарушение. Традиционно все выявленные нарушения бывают:

1) финансовыми. К ним, в частности, можно отнести:

  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;

  • неэффективное использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

  • переплату и перерасход денежных средств и материальных ценностей, а также иные финансовые нарушения, наносящие материальный ущерб;

  • невыполнение законодательства в части обеспечения поступления доходов в бюджетную систему РФ;

  • недостачи имущества, в том числе денежных средств;

  • излишки имущества, в том числе денежных средств;

2) нефинансовыми (нарушения при размещении закупок, нарушение требований бухгалтерского учета, отсутствие государственной регистрации и т. д.).

Зачастую все мелкие ошибки, выявляемые ревизорами, проверяемые учреждения стараются устранить еще в ходе проверки, однако бывает, что часть нарушений устранить уже невозможно либо на их исправление должно быть затрачено значительное время.

Определение виновных лиц.

С целью выявления виновных лиц, установления для них наказания и возмещения возможного ущерба учреждению необходимо назначить и провести служебную проверку. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК РФ). Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Дача работником письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательной.

Обратите внимание: в случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В силу ст. 248 ТК РФ сумма причиненного ущерба, не превышающая средний месячный заработок, взыскивается с виновного работника по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

К сведению: если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника, взыскание может осуществляться только судом.

Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику. Однако эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Работник, виновный в причинении работодателю ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В подобной ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его выполнить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Также следует отметить, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Возмещение ущерба.

Направляемые в учреждение предписания нередко содержат требования о возмещении учреждением причиненного ущерба. Необходимо отметить: Минфин в Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 указал, что согласно ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушением бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение. То есть направляемые в казенные учреждения предписания не должны содержать требования о возмещении ущерба за счет средств учреждений.

В том случае, когда ущерб причинен в результате переплаты, осуществленной учреждением подрядчикам или поставщикам товаров или услуг, учреждению следует принять меры по взысканию с них обозначенных сумм.

Обратите внимание: взыскание может быть осуществлено как в досудебном, так и в судебном порядке.

Однако нужно помнить, что бывают случаи, когда взыскать денежные средства с контрагента довольно проблематично. К подобным ситуациям можно отнести завышение стоимости выполненных ремонтных или строительных работ. Учреждение обязано осуществлять технический надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых работ, а при обнаружении в ходе контроля и надзора отступлений от проектно-сметной документации и условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Получается, что при наличии подписанных актов выполненных работ взыскать денежные средства за невыполненные работы сложно.

Принятие мер по недопущению выявленных нарушений в дальнейшем.

Напомним, что учреждения силовых ведомств, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовывать и вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н). Осуществление мероприятий по недопущению выявленных нарушений впредь целесообразно возложить на подразделение учреждения, ответственное за осуществление внутреннего контроля, а также на руководителя финансовой службы. Кроме того, на тех же лиц следует возложить контроль за исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Также в подразделениях учреждения, допустивших нарушения, целесообразно провести совещания или учебные мероприятия, на которых нужно подробно разобрать выявленные нарушения и обстоятельства, способствующие их совершению.

Результаты проведения мероприятий, указанных в плане мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проверки, также можно оформить в виде отчета. Названный отчет с сопроводительной служебной запиской лица, ответственного за выполнение данного плана, нужно направить руководителю учреждения.

Как учреждению отчитаться в контрольный орган?

Как мы отметили ранее, в направляемых в учреждение представлениях и предписаниях содержится срок, не позднее которого учреждению следует проинформировать контрольный орган о выполнении требований данных документов.

Обратите внимание: такие же требования могут содержаться в приказах органов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Отметим, что форма документа, по которой необходимо отчитаться проверяющим, не утверждена, поэтому отчет можно направить в произвольной форме, лишь бы в нем были перечислены все проведенные мероприятия. К отчету необходимо приложить копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (платежных поручений, бухгалтерских справок, свидетельств о государственной регистрации и т. д.). При этом, если устранение отдельных нарушений затрагивает длительный период времени, отчитываться в первый раз необходимо до предельного срока, установленного в предписании или представлении, а затем – по мере выполнения требований данных документов.

Что делать, если учреждение не согласно с требованиями проверяющих лиц?

В случае если учреждение не согласно с выводами, указанными в акте контрольного мероприятия, при его подписании в день окончания проверки руководитель проверяемой организации (или, если он находится в отпуске, командировке и т. д., лицо, им уполномоченное) должен сделать об этом отметку «С возражениями» или «С замечаниями» (либо иную отметку) перед своей подписью.

Если же указанные возражения и замечания не были приняты и в учреждение поступили представление, предписание или приказ по результатам проверки, такие документы можно попробовать оспорить во внесудебном или судебном порядке. Внесудебный порядок обжалования устанавливается нормативными актами, регламентирующими порядок осуществления контрольными органами своей деятельности.

Обратите внимание: вместе с подписанным актом контрольного мероприятия необходимо представить письменные аргументированные (со ссылками на нормативно-правовые акты) возражения.

Что же касается судебного порядка, напомним, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ учреждение вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, если оно полагает, что решения или действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, создают дополнительные препятствия для осуществления им такой деятельности.

На практике встречаются случаи, когда проверяемое учреждение пытается обжаловать в судебном порядке акт ревизии (проверки). Нужно помнить, что данный документ – это информация о результатах проверки, он не содержит указаний об осуществлении каких-либо обязывающих действий и, соответственно, не является ненормативным актом. Следовательно, он не подлежит оспариванию в суде, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ВВО от 23.07.2010 № А43-1003/2010, ФАС СКО от 05.05.2008 № Ф08-1955/2008).

Обратите внимание: в судебном порядке следует обжаловать представления и предписания контрольных органов.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение согласно федеральному закону не отнесено к компетенции других судов. Указанное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Напомним, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, – с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений) может быть признан судом недействительным (ст. 13 ГК РФ).

Для справки: под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде закона, положения, правил, постановления.

И предписания, и представления органов государственного финансового контроля по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта, порождают для проверяемых учреждений правовые последствия, обязывают их к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создают очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивают сферу их имущественных прав и законных интересов, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде.

Основаниями для принятия судом решения о признании ненормативного акта (а в случаях, предусмотренных законом, – также нормативного акта) государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ № 6, ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

Неисполнение предписаний и представлений органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 ­КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания или представления органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Кроме того, контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) либо к учредителю учреждения.

В свою очередь, невыполнение требований вышестоящего органа может повлечь дисциплинарную ответственность руководителя учреждения.

Акт налоговой проверки и его правовая сущность

Акт налоговой проверки — это документ, который фиксирует результаты проведенной проверки и содержит позицию контролеров по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.

Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Однако при выездных это происходит всегда, а при камеральных только в том случае, если налоговики выявили нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ)

Ранее мы подробно рассказывали об акте камеральной проверки и акте выездной проверки.

Акт не является итоговым документом. Он информирует налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков, но не содержит каких-либо требований к нему и не порождает правовых последствий — а значит, не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). Итоговым документом выступает решение, принимаемое в ходе рассмотрения материалов проверки, к которым относится в том числе и акт.

Об обжаловании «проверочного» решения читайте в статье «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

На случай несогласия налогоплательщика с мнением проверяющих, изложенным в акте, НК РФ предусматривает возможность подачи возражений на него (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возражения на акт налоговой проверки: как составить и подать

Посредством подачи возражений налогоплательщик может выразить свое несогласие:

  • с фактами, изложенными в акте налоговой проверки;
  • выводами и предложениями проверяющих.

Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы оформили возражения на акт выездной или камеральной проверки. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

На подачу возражений НК РФ отводит 1 месяц. Срок начинает исчисляться со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Обратите внимание! В период с 06.04.2020 по 31.05.2020 в связи с пандемией коронавируса налоговики приостановили все начатые проверки. Этот период не учитывается и как срок представления возражений. Как действует на практике приостановка налоговых проверок, узнайте .

Возразить можно на акт в целом или на его отдельные положения. Все возражения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Кроме того, к возражениям нужно приложить копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Подача таких документов — право, а не обязанность, однако прилагать их стоит всегда. Возражения войдут в материалы проверки и будут изучены и учтены в ходе рассмотрения этих материалов. Наличие подтверждающих документов при этом, как правило, позволяет снять лишние вопросы.

Где взять образец возражений на акт налоговой проверки

Специального бланка для возражений на акт налоговой проверки не предусмотрено, поэтому составляются они в свободной форме. Их образцы можно найти в справочно-правовых системах, а также на нашем сайте.

Образец возражений на акт камералки ищите в материале «Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец», на акт выездной проверки — в материале «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

Возражение оформите в двух экземплярах: первый отправьте в инспекцию, второй оставьте у себя. Отправлять лучше заказным или ценным письмом с уведомлением и описью вложений – так у вас будет доказательство того, когда и что было отправлено вами и получено налоговиками. Так контролеры не смогут обвинить вас в несвоевременной подаче возражений и сделать вид, что не видели подтверждающие документы, приложенные к возражениям.

Возражения и документы под опись также можно подать в ИФНС лично или через представителя.

Если же вы не подали письменные возражения и не согласны с принятым налоговиками решением по результатам налоговой проверки, у вас есть возможность в устной форме пояснить свою позицию. Сделайте это во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правильно подать возражения по дополнению к акту налоговой проверки, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Итоги

Возражения на акт налоговой проверки оформите в произвольном виде — специальной формы для них не предусмотрено. В этом документе аргументировано изложите, с чем вы не согласны, со ссылками на нормы законодательства, разъяснения Минфина и ФНС, подкрепите свои выводы решениями судов. Приложите подтверждающие документы.

На оформление возражений у вас есть 1 месяц с момента получения акта проверки. Если вы вовремя этого не сделали, у вас остается право в устной форме пояснить свою позицию при рассмотрении материалов налоговой проверки в инспекции.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *