Содержание
- Для чего нужен акт на списание ГСМ
- Утверждение комиссией
- Правила составления акта на списание ГСМ
- Правила оформления акта
- Пример составления акта на списание ГСМ
- Итак, по мнению экспертов бобруйской лаборатории, испытания успешно прошли:
- В перечень стеклоомывающих жидкостей, опасных для здоровья, по мнению экспертов бобруйской лаборатории, попали:
- В торговые точки сети АЗС «Белоруснефти» весь товар попадает через централизованные закупки. Операторы признаются, что водители часто спрашивают совета при выборе и в основном просят тот, что меньше пахнет.
- Проверим других продавцов.
- Водитель БМВ шутит, что после сварки аргона ему метанол не страшен.
- Хозяин новенькой Лады уверен, что все «омывайки» одинаковые.
- Суровый парень на Лексусе не понимает, зачем переплачивать, если здесь дешевле.
- Молодой человек на Крафтере другой вариант не рассматривает, ведь ему одной бутылки хватает лишь на день. В масштабах месяца экономия серьезная.
- Суммируя наше расследование, можно сделать следующие выводы:
- В составе «незамерзайки» допускаются только два основных ингредиента — этанол или изопропанол. Учитывая высокую стоимость этилового спирта, изготовленная из него жидкость стоит дороже. Стоимость изопропанола еще выше. Если на этикетке с дешевой стеклоомывающей жидкостью указан изопропанол, есть большая вероятность того, что лабораторный анализ покажет наличие метилового спирта. Отличить жидкость с метанолом от жидкости на основе изопропанола или этанола можно по цене, качественная жидкость дороже на 50-70%.
- Рекомендуем приобретать продукцию известных брендов и в проверенных местах, таких как сети АЗС. Жидкость с метанолом с большей долей вероятности можно встретить у коммивояжеров на обочинах магистралей.
- Всегда следует владеть информацией о составе продукции и о степени риска при использовании опасных для здоровья средств по уходу за автотранспортом.
- Спасибо экспертам, которые могут предоставить исчерпывающую информацию широкой общественности.
- О нормах расхода горюче-смазочных материалов
Применение акта на списание горюче-смазочных материалах (ГСМ) происходит на всех предприятиях и организациях, которые имеют на балансе транспортную технику, держат в штате водителей и несут затраты на приобретение необходимых расходных средств для автомобилей. В понятие «горюче-смазочные материалы» входят:
- бензин,
- масло,
- тормозная жидкость,
- различного рода смазки и т.д.,
то есть, по сути, все те жидкости, без которых не может обойтись ни одна транспортная единица.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта на списание ГСМ .docСкачать образец заполнения акта на списание ГСМ .doc
Для чего нужен акт на списание ГСМ
Акт относится к первичной документации и имеет большое значение для бухгалтерского и налогового учета организации. Он позволяет подсчитать расходы, произведенные компанией на горюче-смазочные материалы, чтобы впоследствии минусовать их из прибыли, снизив таким образом базу налогообложения.
Следует отметить, что помимо акта на списания для проведения этой процедуры необходимо иметь еще один документ: путевой лист водителя, который подробнейшим образом отражает сведения о затраченных горюче-смазочных материалах, пройденном километраже, времени, проведенном в дороге и прочие данные.
Путевые листы должны выдаваться в начале рабочего дня, после которого водители обязаны передавать их в бухгалтерию (с авансовым отчетом, в котором регистрируются траты наличных средств, выданных на ГСМ, а также чеками и квитанциями).
Утверждение комиссией
Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек. Для ее назначения руководитель предприятия выпускает отдельный приказ. В состав комиссии должны входить сотрудники различных подразделений, а также материально-ответственное лицо. При этом желательно выделить в комиссии председателя и рядовых членов.
В задачи комиссии входят сверка фактических расходов ГСМ с установленными в компании нормами (при этом следует отметить, что для каждого вида транспорта они свои и должны утверждаться отдельно), проведение тестовых выездов с водителями для проверки размеров ежедневного расхода горючего, масла и т.п., а также сбор путевых листов за отчетный период.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание комиссии требуется только в крупных организациях, предприятия малого бизнеса могут обходиться без этого: здесь для списания ГСМ достаточно простого решения руководителя фирмы оформленного в письменном виде.
Правила составления акта на списание ГСМ
Стандартного унифицированного, обязательного к применению образца акта на списание горюче-смазочных материалов нет. Организации и предприятия имеют полное право выбрать один из двух основных способов:
- каждый раз по мере надобности составлять документ в произвольном виде (но это не очень-то удобно),
- исходя из своих потребностей разработать шаблон документа самостоятельно (в этом случае его следует утвердить в учетной политике фирмы).
Однако, вне зависимости от того, какой именно вариант оформления бланка акта для списания ГСМ будет выбран, в его заполнении нужно придерживаться некоторых правил. В частности, в нем надо обязательно указывать:
- наименование предприятия,
- дату составления документа,
- данные о водителе,
- данные о марке и государственном номере автомобиля,
- полный перечень списываемых товаров (с указанием количества и цены).
При этом информацию о списываемых горюче-смазочных материалах лучше всего оформлять в виде таблицы.
К заполнению акта важно относиться очень внимательно и даже щепетильно, нужно стараться избегать ошибок, не вносить в документ недостоверные сведения, которые могут привести к наказанию со стороны надзорных органов.
Правила оформления акта
Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере.
Непреложное условие одно: он должен содержать оригиналы подписей ответственных за списание лиц.
Печать на акте ставить также необязательно, так как с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применения печатей и штампов в своей деятельности.
После составления акта на списание ГСМ и принятия его в бухгалтерском и налоговом учете компании, документ передается на хранение в архив предприятия, где он должен содержаться установленное законом время.
Пример составления акта на списание ГСМ
- Вначале акта справа или слева (не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем компании, укзывают название предприятия и дату составления акта.
- Далее посередине вписывается наименование документа и коротко обозначается его смысл (в данном случае это «списание ГСМ»).
- После этого в акт вносится состав комиссии с указанием должностей сотрудников, а также их персональных данных.
- Следующее, что нужно отметить: период, за который происходит списание горюче-смазочных материалов, а также марку и гос номер конкретного автомобиля.
- Ниже идет таблица. В нее вписываются
- горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
- их количество (в литрах),
- утвержденная на предприятии норма их расходования,
- фактический расход,
- стоимость.
В тех строках, которые остаются незаполненными, нужно поставить прочерки.
- Под таблицей следует отметить направление расхода: в данном случае, это «нужды организации», а также прилагаемые к акту документы (здесь указаны путевые листы в хронологическом порядке по номерам).
- В завершение акт следует удостоверить подписями всех членов комиссии с расшифровками автографов.
Бобруйская лаборатория испытала 25 образцов стеклоомывателей, приобретенных в торговых объектах страны в течение октября и ноября 2018 года и установила многочисленные отклонения по составу от заявленного на этикетках, по показателям качества и безопасности от фактических значений по температуре кристаллизации (замерзания) и самое главное – по показателям объемной доли содержания метилового спирта.
Некоторые образцы содержали от 6 до 9 % метиловго спирта. По гигиеническим нормативам, принятым в Республике Беларусь, в России, а также во всех странах ЕАЭС содержание метилового спирта в стеклоомывающих жидкостях не должно превышать 0,05 объемных процентов. В 19 из 25 образцах норма содержания метанола превышена до 180 раз!!!
— Несмотря на то, что непосредственного контакта у «незамерзайки» и человека нет, ее пары способны доставить серьезные неприятности здоровью пассажиров и водителей авто. Как известно, метиловый спирт (метанол) – сильнейший яд, превышение его концентрации в составе стеклоомывателей ведет к превышению допустимой концентрации в воздухе салона автомобиля. Чтобы получить отравление, достаточно попадания паров метанола через кожу, слизистую, в дыхательные пути. Степень отравления зависит от соотношения веса человека и количества попадания в организм метанола, — говорит Сергей Бакун.
Перечень испытанных стеклоомывающих жидкостей, опасных для здоровья, Бобруйский завод биотехнологий представил в Министерство здравоохранения, органы санитарного надзора, Государственный комитет по стандартизации, Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Испытатели считают, что продукцию, не соответствующую нормативным правовым актам необходимо изъять из торговли.
Пока государственные органы изучают информацию и вырабатывают адекватные меры, сезон холодных и грязных дорог в самом разгаре, средства продолжают поступать в торговые точки в больших объемах и раскупаться автомобилистами.
Мы публикуем результаты исследования бобруйских биотехнологов, чтобы потребитель смог самостоятельно принять решение, какое стеклоомывающее средство купить.
Итак, по мнению экспертов бобруйской лаборатории, испытания успешно прошли:
-«Green Cool» стеклоомыватель межсезонный -5°С»
— Автомобильный стеклоомыватель «Блеск -4°С»
— Стеклоомывающая жидкость «Дальновид люкс -20°С зимний»
— Жидкость стеклоомывающая «Обзор зимний -20°С»
— Жидкость стеклоомывающая антиобледенительная для автомобилей «MegaZone» Зимняя -20″
— Стеклоомывающая жидкость «Дальновид люкс — 20°С зимний» 5л
— Стеклоомыватели «Кругозор — 20°С, — 25°С, -30°С»
В перечень стеклоомывающих жидкостей, опасных для здоровья, по мнению экспертов бобруйской лаборатории, попали:
— «maXLANE блик-20 ЗИМА»
— «Блик-20» зимний
— «Cleon Woy» жидкость стеклоомывающая-30″
— » Glied Nano Formula-30″
— «ICE DRIVE»
-«Arctic Glied-30 C»
-«RedLine-30»
-«FrozOK-30C»
-«АЛМАZ -25C»
-«Winter Cold-30»
-«SNOW QUEEN-30C»
-«MAGIC ICE-30C»
-«GLIED EXPERT-30»
В торговые точки сети АЗС «Белоруснефти» весь товар попадает через централизованные закупки. Операторы признаются, что водители часто спрашивают совета при выборе и в основном просят тот, что меньше пахнет.
Артем Зима, и.о. начальника АЗС №23 РУП «Белоруснефть-Минскавтозаправка» (съезд с МКАД на проспект Победителей) говорит:
— На нашей АЗС в наличии всего две марки – белорусский «Кругозор» и литовский «MegaZone». Разница в цене минимальная. Есть копии сертификатов качества. Контрафакту попасть в сеть АЗС «Белоруснефти» не получится.
За 15 минут на АЗС четверо водителей покупают стеклоомывающую жидкость.
Елена берет «MegaZone» и говорит, что предпочтет товары из Евросоюза.
Николай Степанович выбирает тот, что «помогает, а не замерзает на ходу» и признается, что его не беспокоят сильные запахи жидкости, а марки он не запоминает.
Опытный водитель Алексей:
Если больше одной марки (представлено в продаже) – выбираю по цене. Дома, в Минске, покупаю только на АЗС или в супермаркетах, думаю, что продавец гарантирует качество. А вот в России приходилось останавливаться на трассе. Нормальная попалась незамерзайка, повезло.
Артем берет белорусский «Кругозор» и уверен, что в сети АЗС ему предложат только качественный товар. Ведь «Белоруснефть» дорожит репутацией.
Централизованные закупки товара – путь, гарантирующий качество. По этому принципу работают все крупные сети АЗС. Одна из российских сетей в Беларуси продает стеклоомывающую жидкость только под собственным брендом. В таком случае сеть должна максимально доверять производителю.
Заместитель начальника АЗС «Газпромнефть» № 24 Наталья Батурчик рассказывает, что для выбора производителя был проведен тендер, по результатам которого стеклоомывающую жидкость для сети производит Бобруйский завод биотехнологий.
Сеть белорусского оператора в Минске предлагает водителям две марки стеклоомывающей жидкости: «Алмаз», производства Гродненского ликеро-водочного завода и «MegaZone». Документы в порядке. Водители покупают незамерзайку, заливают и уезжают.
Сертификаты здесь никто не спрашивает. Доверие к сетям АЗС?
Проверим других продавцов.
На МКАД в районе Чижовки пирамиды из пластиковых бутылей с голубой жидкостью видны издалека днем и подсвечены вечером. Работа кипит. За 15 минут проданы больше 10 «незамерзаек». Клиентов здесь любят — водитель может даже не выходить из машины. Охотно расскажут про запах «как у жвачки», про то, что «пацаны морозили, минус 25 держит без проблем». Да и цена в два-два с половиной раза ниже, чем на АЗС. Правда, рассчитаться можно только наличными и сертификат «есть в офисе, но у хозяина несколько фирм, и я не знаю, в какой офис вам нужно ехать». А хозяин не отвечает. Наверное, на совещании.
Спрашиваем у покупателей: «Не боитесь? Здесь же может быть метиловый спирт – сильный яд!»
Водитель БМВ шутит, что после сварки аргона ему метанол не страшен.
Хозяин новенькой Лады уверен, что все «омывайки» одинаковые.
Суровый парень на Лексусе не понимает, зачем переплачивать, если здесь дешевле.
Молодой человек на Крафтере другой вариант не рассматривает, ведь ему одной бутылки хватает лишь на день. В масштабах месяца экономия серьезная.
Во вред потенциального содержания метилового спирта покупатели здесь не очень верят. Больше ориентируются на температуру кристаллизации (замерзания) и надеются на теплую зиму.
Самым ответственным нам показался подход профессионального водителя, таксиста Сергея.
Он говорит, что поскольку проводит за рулем основную часть рабочего времени, эксперименты с расходными материалами, в том числе и со стеклоомывающей жидкостью, позволить себе не может. А потому доверяет советам тех, кто обслуживает его автомобиль. На станции техобслуживания проверяют сертификаты поставщиков и советуют продукцию Бобруйского завода биотехнологий.
Суммируя наше расследование, можно сделать следующие выводы:
-
В составе «незамерзайки» допускаются только два основных ингредиента — этанол или изопропанол. Учитывая высокую стоимость этилового спирта, изготовленная из него жидкость стоит дороже. Стоимость изопропанола еще выше. Если на этикетке с дешевой стеклоомывающей жидкостью указан изопропанол, есть большая вероятность того, что лабораторный анализ покажет наличие метилового спирта. Отличить жидкость с метанолом от жидкости на основе изопропанола или этанола можно по цене, качественная жидкость дороже на 50-70%.
-
Рекомендуем приобретать продукцию известных брендов и в проверенных местах, таких как сети АЗС. Жидкость с метанолом с большей долей вероятности можно встретить у коммивояжеров на обочинах магистралей.
-
Всегда следует владеть информацией о составе продукции и о степени риска при использовании опасных для здоровья средств по уходу за автотранспортом.
-
Спасибо экспертам, которые могут предоставить исчерпывающую информацию широкой общественности.
Ответ
О нормах расхода топлива
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, НК РФ не содержит условий о необходимости нормирования расходов на содержание служебного транспорта, в том числе расходов на приобретение ГСМ.
Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875:
«На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). При этом Кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.
Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.»
В данном Письме Минфин РФ подчеркнул рекомендательных характер Методических рекомендаций.
При этом, ранее Минфин РФ придерживался противоположной позиции. Например, Письме Минфина РФ от 03.09.10 № 03-03-06/2/57:
«Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 N АМ-23-р.»
Судебная практика по данному вопросу складывается следующим образом.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.08 по делу № А09-3658/07-29 содержится вывод:
«В части непринятия в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затрат на приобретение ГСМ в сумме 354 780 руб. Инспекция исходила из необоснованного установления Обществом нормы расхода ГСМ на автомобиль Нисан в размере 18 л. на 100 км., а также из отсутствия должного оформления путевых листов, а именно в нарушение Постановления Госкомстата России N 78 от 28.11.1997 они заполнялись водителем не ежедневно, не указывалось количество пройденных километров
Разрешая спор в названной части, суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003), на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.»
В данном Постановлении суд пришёл к выводу, что НК РФ не предусматривает нормирование расходов на ГСМ, а нормы расхода, утверждённые Минтрансом РФ носят рекомендательный характер.
«Следует заметить, что статья 265 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает включения в состав внереализационных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль сверхнормативные расходы по топливу.
Как следует из материалов дела, расчет нормы расхода ГСМ является элементом учетной политики организации, они утверждаются приказом руководителя организации.
Ссылка Общества на «экономию» топлива по отдельным транспортным средствам как доказательство возможности перерасхода топлива по другим транспортным средствам не может быть принята, поскольку расход топлива рассчитывается по каждому конкретному транспортному средству, показания машинограмм, в которых отражается расход горючего согласно путевых листов за июнь 2006 по автоколоннам N 6,7,8, правомерно не приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах Обществом в нарушение пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены на расходы необоснованные затраты за счет того, что при списании топлива за июнь 2006 в сумме 10 656 рублей превышены нормы расхода топлива.»
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.12 по делу № А27-8757/2011 содержится следующий вывод:
«По эпизоду включения затрат на горюче — смазочные материалы (далее — ГСМ), превышающие нормы расхода ГСМ, в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 252, 264, 313 НК РФ, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», учитывая письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2005 N 03-03-01/1/223, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640, Методические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р, установил, что налоговое законодательство не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ и конкретного перечня первичных документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных затрат.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество включило в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в 2008, 2009 годах, затраты на ГСМ в части, превышающей нормы расхода на ГСМ, которые рассчитаны налогоплательщиком самостоятельно на основании вышеуказанных рекомендаций и утверждены приказами общества; представленные налогоплательщиком документы, в частности, путевые листы (форма N 3), акты на списание ГСМ, сводные ведомости расхода горючего, свидетельствуют об учете сверх установленных норм расходов на ГСМ в указанных периодах.
Действительно глава 25 НК РФ не предусматривает нормирование расхода ГСМ, более того, не содержит и отсылок к нормам, вместе с тем спорные суммы расходов должны учитываться при исчислении налога на прибыль в полном размере с учетом положений статьи 252 НК РФ о необходимости экономического обоснования произведенных расходов; доказательства указанного обоснования в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен представить налогоплательщик.
Довод налогоплательщика о правомерности включения спорных сумм затрат на ГСМ в состав расходов судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен, как неподтвержденный достаточными доказательствами, обосновывающим производственный характер спорных затрат, их экономическую оправданность, следовательно, правомерность их включения в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
При этом судом приняты во внимание приказы, изданные самим налогоплательщиком и устанавливающие нормы расхода ГСМ в зависимости от марки автомобиля.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба налогоплательщика по рассматриваемому эпизоду не содержит.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о неподтверждении налогоплательщиком правомерности включения указанных затрат в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.»
Суды пришли к выводу, что несмотря на то, что НК РФ не содержит условий о нормировании расходов на ГСМ, данные расходы должны быть экономически обоснованы (в том числе они должны соответствовать нормам расхода, разработанными налогоплательщиком).
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № Ф08-5527/2015 по делу № А53-24671/2014 содержит следующий вывод:
«Доначисляя обществу налог на прибыль инспекция руководствовалась данными о нормативах самого налогоплательщика: приказ об установлении норм расхода топлива на 2012 год от 30 декабря 2012 года N 107. Налогоплательщик сам определил норму расхода топлива, так как в Методических рекомендациях по норме расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р, отсутствует информация по автобусам, используемым обществом. Произведя расчет на основе километража, указанного в путевых листах налогоплательщика, и нормах расхода ГСМ, определенных в приказе общества от 30 декабря 2012 года N 107 (т. 1, л.д. 83, 91-128), инспекция установила значительное превышение расходов общества на ГСМ.
Податель кассационной жалобы не учитывает, что инспекция доначислила налог на прибыль не в связи с отсутствием путевых листов, а в связи с тем, что имеются существенные основания полагать использование обществом меньшего количества топлива на маршрутах, по которым представлены путевые листы. Суды установили, что расхождения между нормативами, утвержденными обществом, и заявленными объемами приобретенного ГСМ являются существенными.»
В данном судебном решении рассматривался вопрос о списании ГСМ в объёмах, существенно превосходящих установленные налогоплательщиком нормы расхода топлива.
Из анализа арбитражной практики можно сделать вывод, что несмотря на то, что нормирование расходов на ГСМ не предусмотрено положениями НК РФ, утвержденные организацией нормы расхода топлива являются документом, подтверждающим экономическую оправданность расходов (в пределах установленных норм).
О подтверждающих документах
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль необходимо наличие документов, составленных в соответствии с нормами действующего законодательства.
Перечень документов, подтверждающих расходы на ГСМ, указан в Письме Минфина РФ от 11.01.06 № 03-03-04/2/1:
«В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного. Причем расходы, перечисленные в запросе, учитываются по служебному автотранспорту, принадлежащему банку на праве собственности и относящемуся к амортизируемому для целей налогообложения имуществу.
В отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, гл. 25 Кодекса не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов.
В целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат (в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты выполненных ремонтных работ и т.п.). При этом согласно Разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117 организация вправе самостоятельно разработать форму путевого листа при условии, что разработанный путевой лист будет содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».»
Следовательно, по мнению Минфина РФ подтверждающими документами являются:
путевые листы (в т.ч. разработанные самостоятельно);
кассовые чеки.
Однако, следует отметить, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по составлению путевого листа на работу автопогрузчика, не покидающего территорию склада, равно как и не предусмотрена специальная форма путевого листа.
Обращаем Ваше внимание на Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.13 № Ф03-2842/2013 по делу № А51-22128/2012:
«Основанием для доначисления налога на прибыль организаций и НДС, исчисления пени и штрафа в оспариваемых суммах явился вывод налогового органа о необоснованном отражении в расходах 2010 года затрат на списание дизельного топлива в количестве 9733 литров на сумму 162 423 руб. 49 коп. (127 912 руб. 15 коп. по актам списания дизельного топлива на контейнерный погрузчик Toyota 62-8FD15 V3000 и 34 510 руб. 85 коп. по актам списания дизельного топлива на погрузчики ТСМ и ТСМ LT-34/2). Представленные обществом в ходе выездной проверки акты на списание дизельного топлива не приняты инспекцией в качестве надлежащих первичных документов.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 65, 71 АПК РФ, суды, учитывая, что заявитель не относится к автотранспортным организациям, осуществлял эксплуатацию автопогрузчиков только в пределах территории склада, обоснованно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае путевой лист не является обязательным первичным документом по учету работы контейнерных погрузчиков, выполняющих погрузо-разгрузочные работы и работы по перемещению угля по территории склада.
При этом суды правомерно исходили из того, что общество вправе применять иной документ, подтверждающий произведенные расходы на использование дизельного топлива и содержащий реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».»
В данном Постановлении суд пришёл к выводу о том, что путевой лист не является обязательным документом для автопогрузчиков, работающих на территории склада, а для подтверждения расходов достаточно составить акт на списание.
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, для списания расходов на ГСМ по работе автопогрузчиков целесообразно составлять следующие документы:
утвержденные руководителем нормы расхода топлива;
документ, подтверждающий количество отработанных часов;
чеки или иные документы, подтверждающие приобретение топлива.
Отсутствие каких-либо указанных документов, по нашему мнению, может привести к спорам с налоговыми органами.
Коллегия Налоговых Консультантов, 30 августа 2017г.
Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.13 № 03-03-06/2/12
Распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 14.01.09 № 03-03-06/1/15, от 14.01.09 № 03-03-06/1/6
Определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ
Определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ
Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 07.04.06 № 03-03-04/1/327
За исключением используемого в целях охраны труда Приложения № 6 к «ПОТ РМ-008-99. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», утверждены Постановлением Минтруда РФ от 07.07.99 № 18
Назад в раздел
О нормах расхода горюче-смазочных материалов
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 27 июля 2007 года N 516-а
О нормах расхода горюче-смазочных материалов
В целях организации эксплуатации автомобиля и эффективного использования финансовых средств для приобретения горюче-смазочных материалов
приказываю:
1. Установить нормы расхода топлива и смазочных материалов (приложение N 1) на служебный автомобиль AUDI A8 L W12 quattro (государственный регистрационный номер А 706 МР 97) исходя из Технических данных завода-изготовителя и «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных 29 апреля 2003 года Министерством транспорта Российской Федерации (Руководящий документ Р 3112194-0366-03).
2. Работникам, материально-ответственным за эксплуатацию служебного автотранспорта:
2.1. Списание горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ) производить ежемесячно с составлением акта (приложение N 2).
2.2. В срок до 5 числа следующего за отчетным месяцем предоставлять в отдел учета расходов и отчетности Финансового управления Службы путевые листы и авансовые отчеты для списания ГСМ.
3. Отделу капитального строительства и хозяйственного обеспечения Управления делами предоставлять водителям по заявкам охлаждающие и специальные жидкости, масла, детали и запасные части автомобиля, замена которых может быть произведена водителями, а также расходными средствами и материалами по установленным нормам для обеспечения требуемых условий работы водителей (приложение N 3).
4. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля производить на договорной основе на станциях техобслуживания в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.
5. Управлению делами (Пивоваров Ю.В.) в установленном порядке оформить договоры о материальной ответственности с водителями автомобиля.
Руководитель
К.Б.Пуликовский
Приложение N 1
к приказу Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 27 июля 2007 года N 516-а
Нормы расхода горюче-смазочных материалов автомобиля AUDI A8 L W12 quattro (государственный регистрационный номер А 706 МР 97) определить исходя из Технических данных завода-изготовителя и «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных 29.04.2003 Министерством транспорта Российской Федерации (Руководящий документ Р 3112194-0366-03) с учетом поправочных коэффициентов от базового расхода каждого автомобиля:
— 25% — работа в городе с населением свыше 3 млн.человек;
— 1% — внутригаражные и технические разъезды;
— 7% — работа системы «климат-контроль»;
— 10% — работа в зимних условиях;
— один час простоя автомобиля с работающим двигателем за смену (соответствует 10 км пробега).
См. (расчет расхода топлива на 100 км пробега с учетом поправочных коэффициентов
(руководящий документ Р 3112194-0366-03 от 29.04.2003)
NN |
Марка |
Регистрационный |
Норма расхода |
Норма расхода |
AUDI |
А 706 МР 97 |
0,6 |
2. Определить переход на нормы зимней эксплуатации автомобиля с 1 ноября текущего года по 31 марта следующего года.
3. Установить расход незамерзающей жидкости для омывания лобового стекла автомобиля в объеме 30 л в месяц в период осенне-зимней эксплуатации.
РАСЧЕТ РАСХОДА
топлива на 100 км пробега с учетом поправочных коэффициентов
(руководящий документ Р 3112194-0366-03 от 29.04.2003)
Приложение N 2
к приказу Федеральной службы
по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 27 июля 2007 года N 516-а
УТВЕРЖДАЮ:
(Наименование должности)
Ф.И.О.
« |
« |
г. |
АКТ
(Статья ЭКР-340)
На списание автобензина с материально-ответственного лица:
Ф.И.О.
за |
период |
Остаток бензина |
литров |
Марка а/м, рег.знак
Показание спидометра:
— на начало отчетного периода |
км |
|
— на конец отчетного периода |
км |
|
— пробег за отчетный период |
км |
Норма расхода бензина на 100 км пробега |
литров |
||||||||
Расход бензина фактически |
литров |
||||||||
Стоимость 1 литра |
рублей |
||||||||
Стоимость бензина, всего |
рублей |
||||||||
К списанию по данному акту: |
|||||||||
Автобензина марки |
литров |
||||||||
Стоимость бензина, |
рублей |
При расчете ГСМ объем литров бензина разрешается округление до первого знака после запятой.
Приложение N 3
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 27 июля 2007 года N 516-а
УТВЕРЖДАЮ:
(Наименование должности)
Ф.И.О.
« |
« |
г. |
АКТ
(статья эконом. классификации — 340)
На списание автозапчастей
» |
» |
г. |
г.Москва |
Настоящий акт составлен в том, что водитель
собственными силами произвел замену следующих запчастей на автомашине
(марка, гос.номер)
Наименование з/части |
Количество |
Стоимость |
|
Все запасные части, снятые с автомашины |
не пригодны к |
|
(марка, гос.номер) |
использованию и уничтожены в присутствии комиссии в составе
Председатель комиссии:
Члены комиссии:
Водитель:
(Ф.И.О.)
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка