Как узнать налогообложение ИП

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 11 мая 2017 г.

Далеко не каждый гражданин, решивший открыть свое дело и стать индивидуальным предпринимателем, регистрируется в качестве ИП самостоятельно (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Ведь множество фирм сегодня предлагают услуги по регистрации компаний и ИП. После обращения в такую организацию и оплаты ее услуг на выходе гражданин получает свидетельство о постановке на налоговый учет с указанием в нем ИНН (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@) и лист записи в ЕГРИП с указанием ОГРНИП (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@). На основании этих документов можно вполне себе вести деятельность и, конечно, платить налоги. Но это если вы знаете, на какой системе налогообложения находитесь.

На какой системе налогообложения находится ИП

Как узнать систему налогообложения ИП – частый вопрос на форумах Рунета. И речь идет не о контрагентах, а о самом предпринимателе. Как правило, такой вопрос задают недавно зарегистрированные ИП (или нанятый ими бухгалтер), чья постановка на учет в ИФНС была организована третьими лицами.

Напомним, что ИП может применять общую систему налогообложения (ОСН) или специальный режим:

  • упрощенную систему налогообложения – УСН;
  • единый налог на вмененный доход – ЕНВД;
  • патентную систему налогообложения – ПСН;
  • единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН.

Методом исключения сразу можно вычеркнуть из списка ЕСХН, если сельским хозяйством вы никогда не занимались.

А дальше? Как узнать какая система налогообложения у ИП? Первое, что надо сделать, это еще раз пересмотреть документы, которые у вас остались от взаимодействия с компанией, которая вас регистрировала. Если из договора на оказание услуг следует, что фирма только обеспечивала вашу постановку на учет в качестве ИП, как следствие никаких заявлений о переходе (применении) каких-либо налоговых режимов от вашего имени в налоговую она не передавала, и вообще у вас не было разговора о выборе системы налогообложения, то с вероятностью 99% вы на общем режиме.

Если же разговор об этом все-таки шел, но никаких бумажных подтверждений сего факта у вас нет, то ситуация осложняется. Дело в том, что по умолчанию ИП попадает на ОСН, а применять спецрежим он может, только подав соответствующий документ в ИФНС:

Если такой документ в ИФНС подан не был, то и перейти на какой-то из этих спецрежимов вы не могли. К тому же, если бы вы подали заявление, необходимое для перехода на ЕНВД, то в ответ должны были получить уведомление о соответствующей постановке на учет от налоговиков (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). А если бы подали заявление на патент, то в ответ получили бы либо патент, либо уведомление об отказе в получении патента (п. 3 ст. 346.45 НК РФ).

Также надо учитывать, что ЕНВД и ПСН – это такие режимы налогообложения, которые применяются только в отношении определенных видов деятельности, поименованных в НК РФ (п. 2 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Более того, региональные власти вправе сузить список «вмененных» и «патентных» видов деятельности.

Поэтому имеет смысл ознакомиться с перечнями видов деятельности, как в НК (правда, они достаточно обширные), так и со списками, установленными региональными Законами в вашем субъекте РФ. Возможно, по осуществляемой вами деятельности в принципе нельзя применять ЕНВД или ПСН. К примеру, в Москве никто не может применять ЕНВД с 2014 года. Соответственно, перейти на этот спецрежим вы не могли.

Как узнать систему налогообложения ИП по ИНН

Пожалуй, самый простой и надежный способ узнать режим налогообложения – лично обратиться в ИФНС по месту учета с паспортом и своим ИНН. Объяснить все сотруднику инспекции и прямо спросить, какую систему налогообложения вы применяете, как ИП, по данным налоговиков. Поскольку от этого зависит факт и своевременность уплаты налогов, вам наверняка не откажут.

Кроме того, вы можете подать письменный запрос в свою инспекцию о подтверждении того, что вы применяете УСН, как будто вы предполагаете, что все-таки подавали уведомление о переходе на упрощенку. Если это действительно так, вам должны будут прислать подтверждающее письмо по форме N 26.2-7 (Письмо Минфина России от 19.12.2013 N 07-01-06/55941).

С 9 декабря текущего года заработает сервис по предоставлению участникам (поставщикам) конкурса государственных закупок информации о задолженности по страховым взносам в электронном виде через портал государственных закупок. Об этом сообщила пресс-служба ГНС КР.

Новый сервис позволит участникам конкурса госзакупок получать информацию о наличии или отсутствии задолженности по страховым взносам не на бумажном носителе, а в режиме онлайн.

Эта электронная услуга также создает благоприятные условия для субъектов, позволяя сэкономить время на посещение налогового органа, а самое главное – исключается непосредственный контакт с налоговыми сотрудниками.

Для заполнения данных по страховым взносам участник конкурса (поставщик) при формировании конкурсной заявки через портал государственных закупок должен перейти в меню «Квалификационные требования» и выбрать пункт «Участники конкурса должны выполнить свои обязательства по уплате страховых взносов в Кыргызской Республике». При нажатии на кнопку «Запросить в ГНС» в открывшемся окне система автоматически выдаст сведения из базы данных ГНС о наличии или отсутствии задолженности по страховым взносам.

Отмечается, что задолженность считается погашенной при подтверждении подразделениями коммерческого банка, обслуживающего счета Социального фонда КР, и поступлении оплаты в систему «АСВ».

В случае наличия задолженности по страховым взносам конкурсная заявка поставщика (подрядчика) будет отклонена закупающей организацией. В связи с чем ГНС призывает участников конкурса (поставщиков) заблаговременно погашать задолженность по страховым взносам до срока их возникновения для успешного участия в тендерах.

ГНС напоминает, что с 12 июня текущего года работает сервис по предоставлению участникам (поставщикам) конкурса государственных закупок информации о налоговой задолженности в электронном виде через портал государственных закупок.

Задолженность по налогам ИП — это суммы налогов, которые предусмотрены законодательством, но не были уплачены ИП. Какие существуют способы получения информации о наличии задолженности? И как можно рассчитаться с долгами?

Даже если индивидуальный предприниматель полностью исполняет все обязательства по отчетности перед ФНС и аккуратно платит налоги, проведение периодической сверки поможет избежать множества неприятных ситуаций. Кроме того, в некоторых случаях может потребоваться официальная справка об отсутствии долгов.

Если же есть какие-то сомнения в правильности перечисления обязательных платежей, убедиться в отсутствии претензий со стороны контролирующего органа просто необходимо. Узнать задолженность по налогам ИП можно несколькими способами, подробнее об этом расскажем в статье.

Какие есть способы получения информации о задолженности

Все методы получения информации о долгах можно условно классифицировать следующим образом:

  • онлайн-проверка через ресурсы-посредники;
  • проверка на официальных сайтах;
  • посредством личного или письменного обращения в инспекцию ФНС.

Первый способ не рекомендуется использовать, так как, мало того, что получение информации платное, еще и нет никаких гарантий ее точности и полноты, ссылку на нее официальные органы не примут. Кроме того, существует такое понятие, как налоговая тайна, к которой относятся и сведения об уплате налогов. Таким образом, эти данные не могут быть размещены в свободном доступе.

Такие сайты могут предложить проверить задолженность по налогам ИП по ИНН, то есть необходимо будет ввести присвоенный гражданину идентификатор из 12 цифр. Впрочем, этот метод идентификации налогоплательщика используется большинством ресурсов.

Проверка на официальных сайтах через личный кабинет

Здесь также есть несколько способов, несколько сайтов:

  • официальный сайт ФНС. Проверка доступна после регистрации личного кабинета налогоплательщика. Достаточно один раз пройти процедуру регистрации и затем авторизоваться можно после ввода логина и пароля. Регистрация в личном кабинете потребует личного присутствия в инспекции (не обязательно по месту регистрационного учета) — потребуется получить пароль к кабинету;

  • портал «Госуслуги». Здесь также потребуется регистрация, причем после заполнения формы получение кода последует по почте или лично. Портал предоставляет многочисленные возможности, помимо получения сведений из ИФНС;

  • на ресурсе ФССП РФ. Здесь будет предоставлена информация по долгам, которые уже взыскиваются на стадии принудительного производства.

В инспекции ФНС

При личном визите в инспекцию можно узнать задолженность ИП по налогам по ИНН, сверка проводится после предоставления документа, удостоверяющего личность. ИНН узнать достаточно просто: при присвоении обязательно выдается соответствующий бланк. Кроме того, на официальном сайте ФНС РФ предлагается воспользоваться сервисом «Узнай ИНН», где для получения данных необходимо ввести паспортные данные, фамилию, имя, отчество, дату рождения.

Также есть возможность обратиться с письменным заявлением и запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. Заявление составляется в свободной форме, но необходимо обязательно указать идентифицирующие сведения и адрес для отправления ответа.

Этот способ можно отнести к устаревшим, так как на ответ государственным органам дается месяц, в соответствии с ФЗ-59.

Как оплатить долги

Удобный сервис по оплате задолженности находится на сайте госуслуг. Его название — «Налоговая задолженность». Для того чтобы получить возможность закрыть задолженность, нужно авторизоваться на портале, заполнить заявку с указанием ИНН, затем получить всю информацию по долгам и на портале произвести онлайн-платеж.

Если же долг уже попал в систему ФССП, оплату можно произвести на портале судебных приставов.

Скачать заявление в ФНС о состоянии расчетов

Получить подробную информацию о справках по форме 2-НДФЛ, которые работодатели передают в налоговые органы, возможно через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». В ресурсе доступны сведения о суммах дохода налогоплательщика и суммах перечисленного в бюджет налога.
Данные можно найти в разделе «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы» – «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ». В настоящее время популярность сервиса увеличивается. По итогам первого полугодия 2017 года к «Личному кабинету» подключены свыше 200 тысяч калининградцев.
И такая статистика не случайна. Ведь сегодня сотрудникам необходимо контролировать, насколько добросовестно работодатель выполняет обязанности налогового агента, то есть своевременно и в полном объеме удерживает и перечисляет в бюджет налог с их заработной платы. «Серые» зарплаты, с которых не выплачиваются налоги и взносы, ограничивают работника в социальных гарантиях, например, при получении налоговых вычетов, при оформлении кредитов, отрицательно сказываются на размере социальных пособий и будущей пенсии. Теги: Налоговая службаНДФЛ 16453

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *