Как в 1С зачесть аванс поставщику

Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», октябрь 2019 г.

Согласно действующему Приказу Минфина №94н, закупки товара, работ или услуг компании следует отражать на специальном активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе субсчетов. Однако при взаиморасчетах с поставщиками, ввиду большого документооборота и наличия авансов, а также постоплат, нередки случаи некорректного формирования проводок, что препятствует правильному зачету задолженности, в том числе и в учетных программах.

Рассмотрим типовые примеры расчетов с поставщиками по авансам, а также проверки взаиморасчетов с контрагентами на примере программы «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

В случае перечисления аванса поставщику в базе оформляется документ «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику». Хозяйственная операция сама по себе несложная, однако некоторые пользователи сталкиваются с неверной корреспонденцией счетов в информационной базе, из-за чего возникают ошибки в последующем зачете аванса.

Важно учесть тот факт, что расчеты по авансам с поставщиками учитываются на счете 60.02 «Расчеты по авансам выданным», соответственно, счет дебета при проведении документа выбирается программой автоматически, так как перед поставщиком по выбранному договору задолженность на момент проведения документа отсутствует. При отражении данной операции программа образует корреспонденцию счета 60.02 «Расчеты по авансам выданным» со счетом 51 «Расчетные счета».

В дальнейшем, например, при оформлении документа «Поступление товаров и услуг», аванс будет зачтен (Дт 60.01 Кт 60.02 – зачет аванса поставщику).

Пользователю также нужно учитывать тот факт, что зачет аванса производится в соответствии с одним из трех способов, указанным в документе «Поступление товаров и услуг»: автоматически, по документу либо не зачитывается вообще.

В случае если пользователь устанавливает способ зачета аванса «Автоматически», то программой анализируются остатки авансов по указанному в документе договору и произведется зачет сумм авансов в порядке их оплаты. Зачет авансов будет производиться последовательно по каждому документу оплаты, начиная с самого раннего. Этот вариант наиболее удобен при работе с большим количеством оплат и поставок.

При установке способа «По документу» следует дополнительно указать конкретный документ оплаты, по которому следует произвести зачет аванса. В этом случае аванс будет зачтен по указанному документу. Авансы по другим документам зачитываться не будут. Такой вариант подходит, если организация ведет расчеты по конкретному документу поставки.

И, наконец, при выборе способа «Не зачитывать» программой не будет производиться анализ и зачет авансов по договору ни при каких условиях. Такой вариант может рассматриваться, если аванс будет направлен на оплату других сделок. Зачет такого аванса может в дальнейшем производиться документом «Корректировка долга» через раздел «Покупки» – «Корректировка долга» с видом операции «Зачет авансов». В поле «Зачесть аванс» выбираем значение «Поставщику», а в поле «В счет задолженности» необходимо выбрать «Нашей организации перед поставщиком» или «Нашей организации перед третьим лицом».

Состояние взаимных расчетов между сторонами можно проверить «Актом сверки взаиморасчетов». До его формирования можно проверить сальдо и обороты по расчетам с поставщиком. В этом случае можно воспользоваться отчетом «Оборотно-сальдовая ведомость» по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе субсчетов, который можно открыть из раздела «Отчеты».

Документ «Акт сверки расчетов с контрагентом» создаем в разделе «Покупки» – блок «Расчеты с контрагентами» – «Акты сверки расчетов».

В документе указываем контрагента, по которому проверяем расчеты, при необходимости можно указать конкретный договор. На закладке «Счета учета расчетов» содержится по умолчанию список счетов учета, по которым можно осуществить сверку, нужно снять флажки у всех счетов, кроме 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В нижней части закладок «По данным организации» и «По данным контрагента» выводятся данные по остаткам на начало и на конец периода сверки взаиморасчетов, а также отражаются суммы расхождений с данными контрагента.

Гражданско-правовые договоры нередко предполагают оплату частями. Как правило, заказчик или покупатель обязуются внести авансовый платеж, чтобы таким образом гарантировать выполнение условий сделки. Если речь идет о приобретении товаров, стоит обратиться к статье 487 ГК РФ – в ней закреплено право продавца брать предоплату за изделие до его передачи покупателю.

Авансовый платеж по договору: основные требования

В соглашении о выполнении работ, предоставлении услуг или продаже могут предусматриваться любые размеры предварительной оплаты, если в действующем законодательстве на этот счет нет отдельных требований. Как правило, авансовый платеж в образце договора указывается как часть от полной оплаты сделки. У предварительной оплаты есть ряд преимуществ:

  • служит гарантией того, что покупатель не откажется покупать товар или заказывать услугу;
  • покрывает предварительные расходы, связанные с доставкой товара или предоставлением услуги;
  • позволяет разбить крупный платеж на несколько мелких.

Договор услуг с авансовым платежом не стоит путать с соглашением о задатке. Несмотря на то, что у аванса и задатка схожее назначение – подтвердить заинтересованность в совершении сделки, они существенно отличаются друг от друга, когда речь заходит об исполнении обязательств. Если авансовый платеж по договору был уплачен, а сделка не произошла, эта сумма в полном объеме возвращается заказчику/покупателю. С задатком дело обстоит сложнее – если сделка срывается по вине заказчика, деньги не возвращаются, а если по вине исполнителя – возвращаются в двойном объеме.

Авансовая оплата по договору может быть нескольких видов:

  • полная – стоимость сделки в полном объеме;
  • частичная – фиксированная сумма или процент;
  • револьверная предоплата – регулярные авансовые платежи в случае длительного сотрудничества.

Использование предварительной оплаты стабилизирует отношения между контрагентами и защищает их интересы. Кроме того, аванс выгоден при неустойчивой экономической обстановке – уплачивая часть суммы заранее, покупатель защищает ее от инфляции.

Чтобы не изучать и не подстраивать под себя образцы договоров с авансом из интернета, вы можете составить соглашение онлайн с помощью наших гибких шаблонов. Чтобы получить готовое соглашение, достаточно внести в форму данные о предстоящей сделке.

При оформлении документов в программе 1С Бухгалтерия некоторые бухгалтера не проверяют проводки которые формирует данный документ. В этой статье опишем основные ошибки при учете расчетов с поставщиками и заказчиками.

Если Вы работаете с поставщиками по предоплате, неизменно в учете возникают обороты по счету 60.02 «Авансы выданные».

После того как Вы проводите документ по поступлению активов обязательно формируйте ОСВ по счету 60 и контролируйте что бы прошел зачет аванса поставщику. В программе должны сформироваться проводки:

Дт 60.02 Кт 60.01 – зачет аванса

Дт Х (счет актива) – Кт 60.01 – на сумму стоимости актива без НДС

Дт 19…. Кт 60.01 – на сумму НДС

Связанный курс

1С: Бухгалтерия 8.3

Если при формировании ОСВ Вы видите сальдо по Кредиту счета 60.01 и точно такую же сумму по Дебету счета 60.02, то возможно не сформировалась проводка «Зачет аванса». Это может произойти по двум причинам:

  1. Указаны разные договора в документе по списанию денежных средств с расчетного счета и в документе поступления.
  2. Возможно Вы выгрузили банк позже, чем провели документ поступления.

По точно такой же причине у Вас может не сформироваться проводка по зачету аванса от покупателя по счету 62.
/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»
01.10.2017

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих
Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета

Расчеты по «авансовому” НДС

Покупатель вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ему продавцом, при перечислении предоплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Основанием для принятия НДС к вычету у покупателя являются (п. 9 ст. 172 НК РФ):

  • счет-фактура, который продавец обязан выставить не позднее пяти календарных дней со дня получения аванса (п. 1, п. 3 ст. 168 НК РФ);
  • платежные документы, подтверждающие, что деньги в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, указания услуг), передачи имущественных прав перечислены;
  • договор, в котором должно содержаться условие о предоплате.

Если хотя бы одно из этих условий фирма-покупатель не выполнит, в вычете ей откажут.

Законодательством установлено, что если продавец отгрузил товар, стоимость которого меньше полученной ранее предоплаты, покупатель обязан восстановить НДС только в размере той суммы, которая указана в счете-фактуре на отгрузку.

Если все перечисленные условия будут соблюдены, то НДС, перечисленный поставщику в составе предоплаты, можно принять к вычету.

Заметим, что для покупателя вычет НДС с уплаченного аванса является правом, а не обязанностью. То есть, перечислив продавцу предоплату, покупатель может не зачитывать «авансовый” НДС, а воспользоваться вычетом только при отгрузке. Но если вычет с уплаченного аванса заявлен, при получении товара налог следует восстановить (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В комментируемом письме говорится, что если продавец выставил авансовый счет-фактуру в одном квартале, а покупатель получил его в следующем, то заявить НДС к вычету можно только в том периоде, когда счет-фактура получен покупателем. Период его выставления роли не играет.

Пример. Вычет НДС по «опоздавшему” счету-фактуре

Между покупателем и продавцом заключен договор на покупку товаров на сумму 600 000 руб. (в том числе НДС – 100 000 руб.). Договор предусматривает 100%-ный аванс. Предоплата была перечислена 28 февраля 2019 года. Продавец оформил счет-фактуру на полученную предоплату и отправил экземпляр документа покупателю по почте, но он поступил в бухгалтерию только 1 апреля 2019 года.

Товары поставщик отгрузил 20 апреля 2019 года. В день отгрузки поставщик предъявил покупателю счет-фактуру на отгруженный товар. При оприходовании товаров бухгалтер фирмы-покупателя должен принять «входной” НДС к вычету и при этом восстановить принятый к вычету НДС с аванса. Бухгалтер фирмы-покупателя сделает следующие проводки:

Дебет 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным”  Кредит 51
600 000 руб. – перечислена предоплата поставщику.

В I квартале никаких налоговых последствий перечисление аванса покупателем не повлекло.

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС”  Кредит 76, субсчет «Расчеты по авансам выданным”
100 000 руб. – на основании счета-фактуры принят к вычету НДС с перечисленного аванса.

Дебет 41  Кредит 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным”
500 000 руб. – оприходован товар;

Дебет 19  Кредит 60, субсчет «Расчеты с поставщиками”
100 000 руб. – отражен «входной” НДС по оприходованным товарам;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС” Кредит 19
100 000 руб. – принят к вычету НДС по оприходованным товарам;

Дебет 60, субсчет «Расчеты с поставщиками” Кредит 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным”
600 000 руб. – зачтена предоплата за товар;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по авансам выданным” Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС
100 000 руб. – восстановлен принятый к вычету НДС с аванса.

Как подтвердить дату получения счета-фактуры

На практике в ходе проверок правильности исчисления и уплаты НДС налоговики требуют от компаний документального подтверждения поступления счета-фактуры в другом налоговом периоде.

А если этого не сделать, вычет по такому счету-фактуре проверяющие могут аннулировать.

Однако, как заявляют чиновники в комментируемом письме, вопрос об организации документооборота, подтверждающего дату получения счетов-фактур, Налоговый кодекс не регулирует.

Вы, конечно, знаете, что счета-фактуры в бумажном виде могут поступить в компанию разными способами.

Например, по почте. В этом случае документ нужно зарегистрировать в журнале входящей корреспонденции. Дату его получения определяют по штемпелю на конверте (конверт лучше сохранить и подшить его в журнал учета вместе со счетом-фактурой).

Другой способ – документ получен лично через представителя продавца. В этом случае счет-фактуру также необходимо зарегистрировать в журнале входящей корреспонденции. На самом документе нужно поставить штамп с входящим номером и датой получения.

Порядок подтверждения даты получения счетов-фактур налогоплательщики могут разработать самостоятельно и утвердить его в своей учетной политике.

Эксперт «НА” В.Ю. Кирпичников

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *