Какая последовательность действий при планировании конкретного аудита

Планирование аудита

Начальным этапом проведения аудиторской проверки является планирование аудита.

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.

При осуществлении этого этапа для обеспечения надлежащего уровня гарантии проводимого аудита и для обеспечения соответствия проводимой аудиторской проверки нормативным требованиям к качеству и надежности аудита мы будем руководствоваться с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы. Планирование включает также разработку графиков, определение сроков и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита способствует:

  • уделению необходимого внимания важным областям аудита;
  • выявлению потенциальных проблем;
  • выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • координации работы аудиторов и других специалистов.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

При планировании аудита выделяют следующие этапы:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • разработка программы аудита.

Общий план аудита

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
  • общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

  • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
  • установление уровней существенности для аудита;
  • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

  • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
  • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

  • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • привлечение экспертов;
  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
  • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Получение информации о деятельности аудируемого лица

Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.

В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется. Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Программа аудита

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Изменения в общем плане и программе аудита

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

Этапы и принципы планирования аудита

Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.

Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.

Можно выделить следующие принципы планирования аудита:

  • Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
  • Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
  • Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

  • понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
  • проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
  • тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:

  • организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
  • виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:
  • организацию и технологию производства;
  • требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
  • соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
  • формы ведения учета, степень его автоматизации;
  • структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
  • состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);
  • состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);
  • организацию работы с нормативно-справочной литературой;
  • участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.

Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.

Источники информации о деятельности аудируемого лица

К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:

  • результаты предыдущих проверок;
  • информация, полученная от внутренних аудиторов;
  • учредительные и регистрационные документы;
  • приказы об учетной политике организации;
  • бухгалтерская отчетность, регистры учета;
  • контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
  • результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
  • результаты наблюдения за производственным процессом;
  • информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).

Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.

Общий план и программа аудита

На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.

Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:

  • объем аудита;
  • затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
  • сроки выполнения работы каждым аудитором:
  • размер уровня существенности;
  • величину аудиторского риска.

Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.

Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
  • существование подразделения внутреннего аудита;
  • возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • существование аффилированных лиц;
  • сроки подготовки и представления аудиторских заключений.

Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.

Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.

При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.

Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Все темы: Аудит

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма–обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование аудита – самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

  • это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;
  • поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
  • позволит избежать недоразумений с клиентом.

Задачами планирования аудита являются:

  • установление этапов и сроков работы с клиентом;
  • определение затрат;
  • рациональное использование рабочего времени специалиста;
  • подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
  • определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
  • распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
  • создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;
  • обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности планирования; непрерывности планирования; оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает, что и аудиторская организация, и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:

  • оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ. При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

К этапу предварительного планирования аудита арендных отношений можно отнести:

• сбор информации о специфике и условиях бизнеса экономического субъекта (в том числе о его аффилированных лицах);

• анализ финансового состояния экономического субъекта и предварительное определение применимости допущения о непрерывности его деятельности;

• знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• предварительную оценку аудиторского риска;

• предварительную оценку трудозатрат на проведение аудита и формирование аудиторской группы;

• определение задач и общей стратегии проверки.

Цель предварительного планирования — оценка возможности проведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и продолжительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две стадии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с клиентом и после подписания договора.

По итогам данного этапа может быть принято решение о невозможности проведения аудита, если определенный на стадии предварительного планирования объем проверки не соответствует возможностям аудиторской фирмы либо руководство организации не предоставляет необходимые для проверки документы.

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо проводить аналитические процедуры с элементами анализа финансового состояния экономического субъекта, направленные на определение объема предстоящей проверки и выявление областей учета, требующих повышенного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость допущения о непрерывности деятельности.

В процессе предварительного планирования наибольшее распространение получили следующие процедуры финансового анализа:

• проверка показателей бухгалтерской отчетности на наличие арифметических ошибок;

• вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, который состоит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте баланса) и в итоге соответствующего раздела баланса;

• горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, который заключается в расчете абсолютных и относительных отклонений значений статей отчетности для оценки отклонений показателей в динамике и определения существенности этих отклонений;

• расчет основных финансовых коэффициентов и оценка их в динамике;

• сравнение показателей отчетности экономического субъекта с данными по соответствующей отрасли;

• сопоставление данных отчетности с прогнозными (плановыми) показателями.

На стадии предварительного планирования весьма важно оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как их состояние считается одним из главных факторов, влияющих на возможность проведения аудита и объем трудозатрат.

Далее, аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы удита.

При разработке общего плана аудита предприятия аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе: • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• привлечение экспертов;

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

На базе общего плана аудита в аудиторских фирмах разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены в установленном порядке.

Все теоретические статьи

Общий план и программа аудита

Согласно требованиям Национального норматива аудита № 9 «Планирование аудита» планирование аудита должно оформляться документально и предполагает составление общего плана и программы аудита. Планирование аудиторской деятельности совершается с целью предоставления эффективных экономических услуг в определенный промежуток времени, сосредоточения внимания аудитора на самых важных направлениях аудита, и определения проблем, которые следует проверить более тщательно. Планирование аудита связано с определением его целей и задач, ответственности и обязанностей аудиторов .

Во время разработки общего плана аудитор совершает анализ следующих вопросов:

— понимание аудитором бизнеса клиента: главных факторов, которые влияют на деятельность предприятия; важных характеристик предпринимательской деятельности предприятия, его организационной структуры, процесса производства, финансового состояния, а также порядка его отчетности; распределению обязанностей между руководством предприятия.

— понимание учета и системы внутреннего контроля:методологии и принципов бухгалтерского учета, которые использовались бухгалтерией ООО «Topsol»; знание аудитора вопросов бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля;

— определение рисков и существенности: оценка аудитором риска внутреннего контроля — эффективности системы внутрихозяйственного контроля ООО «Topsol», то есть ее способности предупреждать и выявлять ошибки на предприятии, оценка размера собственного аудиторского риска не выявления существенных ошибок и определения на основании этого важных направлений аудита;

— виды, время и полнота процедур: существование возможности оперативного внесения изменений в отдельные направления аудита; влияние информационных технологий на процесс аудита.

Форма общего плана аудита представлена в приложениях к Национальному нормативу аудита № 9 «Планирование аудита». Для ООО «Topsol» разработанный общий план аудита представлен в таблице 5.2:

Таблица 5.2 — Общий план аудита внешнеэкономической деятельности

Организация, которая проверяется

ООО «Topsol»

Период аудита

01.01.2005 -31.12.2006

Руководитель аудиторской проверки

Изначенко Д.В.

Состав аудиторской группы

Костенко Д.А., Вилинская Н.И.

Запланированные виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания

Аудит покупки-продажи иностранной валюты

02.04.07 -06.04.07

Костенко Д.А.

Аудит балансовой стоимости иностранной валюты

09.04.07 -13.04.07

Костенко Д.А.

Аудит расчетов с иностранными покупателями

02.04.07 -06.04.07

Вилинская Н.И.

Аудит расчетов с иностранными поставщиками

09.04.07 -13.04.07

Вилинская Н.И.

Руководитель аудиторской фирмы Мартынюк К.Я.

Руководитель аудиторской проверки Изначенко Д.В.

В программе аудита виды, содержание и время проведения запланированных аудиторских процедур должны совпадать с принятыми к работе показателями общего плана аудита .

Аудиторские процедуры — это совокупность соответствующих действий аудитора касательно проверки финансово-хозяйственной деятельности, состояния учета и финансовой отчетности. Аудитор сначала собирает и анализирует информацию, необходимую для оценки достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, определяет уставные документы, выявляет отклонение состояния деятельности предприяти от того, которое предусмотрено уставными документами. Так он изучает форму и методику бухгалтерского финансового учета, их соответсвие требованиям, которые к ним выставляются. Потом анализу полагаются записи в Главной книге, в частности, сомнительные записи, данные которых сопоставляют с регистрами аналитического учета и первичными документами .

В общем виде аудиторские процедуры могут быть класси-фицированы таким образом:

— понимание бизнеса, его организации, отрасли, в которой совершается деятельность предприятия;

— изучение и анализ информации о деятельности предприятия в целом;

— изучение форм и методов учета, оценка влияния законо-дательных изменений на состояние учетно-аналитического процесса;

— определение состояния объекта в натуральном, стоимостном выражении;

— контроль процесса отображения некоторых операций в учете (первичные документы, аналитические, синтетические и отчетные документы);

— рассмотрение вопросов предыдущих годов;

— рассмотрение отчетов руководства предприятия и промежуточных отчетов.

Аудиторская программа помогает руководить исполнителями аудита и контролировать их работу. В аудиторскую программу включается также перечень объектов аудита по его направлениям, а также время, которое необходимо потратить на каждое направление аудита или аудиторскую процедуру. Форма программы аудита, представленная в приложениях к Национальному нормативу аудита № 9 «Планирование аудита» для аудита внешнеэкономической деятельности ООО «Topsol» представлена в таблице 5.3:

Таблица 5.3 — Программа аудита внешнеэкономической деятельности

Организация, которая проверяется

ООО «Topsol»

Период аудита

01.01.2005 -31.12.2006

Руководитель аудиторской проверки

Изначенко Д.В.

Состав аудиторской группы

Костенко Д.А., Вилинская Н.И.

Направ-ление аудита

Документы

Аудиторские процедуры

Период прове-дения проверки

Исполнитель

Аудит покупки-продажи иностран-ной валюты

Банковские документы по расчет-ным и валют-ным счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 311, 312,

Проверка наличия банковских доку-ментов по расчетным и валют-ным счетам; перерасчет сумм, отображен-ных в выписке банка, сопоставление их с данными бухгалтерского учета; установление своевременности отображения операций в бухгалтер-ском учете; проверка правильности определения суммы услуг бан-ка и отнесения ее к валовым затратам отчетного периода, точного расчета балансовой стоимости валюты

02.04.07 -06.04.07

Костенко Д.А.

Аудит балан-совой стоимости иностран-ной валюты

Банковская выписка с официаль-ным курсом НБУ, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 362, 632, 714, 945

Проверка своевременности и полноты проведения пересчета балансовой стоимости валютных ценностей, которые находятся на балансе предприятия по состоянию на последний день каждого отчет-ного налогового периода. Убедиться в правильности примененного для совершения перерасчета официаль-ного курса НБУ. Проверить пра-вильность определения источника финансирования полученных резуль-татов перерасчета (валовые расходы или валовые доходы); своевременности и полноты отобра-жения в учете перерасчета балансо-вой стоимости валютных ценностей

09.04.07 -13.04.07

Костенко Д.А.

Продолжение таблицы 5.3

Аудит расчетов с иностран-ными поку-пателями

Банковские выписки по валютным счетам, контракты, грузовые таможен-ные декла-рации, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 362, 714, 945

Проверка полноты и своевремен-ности зачисления выручки, которая приходит на валютные счета пред-приятия: правильности применен-ного официального курса НБУ при определении ба-лансовой стоимости иностранной валюты; полноты и своевременности отображения у бух-галтерском учете реализации гото-вой продукции нерезидентам; свое-временности проведения перерас-чета задолженности в иностранной валюте на последний день каждого отчетного периода и правильности отнесения его результатов соответ-ственно к валовым расходам или валовым доходам. Выяснить пра-вильность и законность применен-ной ставки налога на добавленную стоимость и возмещения сумм НДС

02.04.07 -06.04.07

Вилинская Н.И.

Аудит расчетов с иностран-ными постав-щиками

Банковские выписки по валютным счетам, контракты, грузовые таможен-ные декла-рации, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 632, 714, 945

Проверка правильности определе-ния балансовой стоимости перечис-ленной валюты и ее соответствия суммам задолженности, которые учитываются на балансе предприя-тия. Проверить своевременность проведения пересчета суммы задол-женности в иностранной валюте на последний день каждого отчетного периода. Установить правильность отнесения результата пересчета соответственно к валовым расходам или валовым доходам. Проверить правильность определения стои-мости материалов, которые пришли в счет погашения этой задолжен-ности, и правильности списания раз-ницы между суммой задолжен-ности и стоимостью материалов соответственно к валовым расходам или валовым доходам. Выяснение своевременности погашения задолженности перед поставщиком-нерезидентом

09.04.07 -13.04.07

Вилинская Н.И.

Руководитель аудиторской фирмы Мартынюк К.Я.

Руководитель аудиторской проверки Изначенко Д.В.

Проверка наличия всех банковских доку-ментов по расчетным и валютным счетам производится путем сверки остатка на начало дня отстатку на конец дня предшествующей банковской выписки. Перерасчет сумм, отображенных в выписке банка, сопоставление их с данными бухгалтерского учета производится путем сверки данных оборотно-сальдовой ведомости по счету с данными выписок. Установление своевременности отображения операций в бухгалтерском учете производится на основании сверки даты проведения операции в программе с датой банковской выписки. Проверка правильности определения суммы услуг бан-ка и отнесения ее к валовым затратам отчетного периода производится на основании договора расчетно-кассового обслуживания, заключенного с банком.

Проверка своевременности и полноты проведения пересчета балансовой стоимости валютных ценностей, которые находятся на балансе предприятия по состоянию на последний день каждого отчетного налогового периода, производится на основании официального курса НБУ, установленного на дату совершения и проведения операции. Проверка правильности определения полученных резуль-татов перерасчета (валовые расходы или валовые доходы) произодится путем сравнения данных, отображенных в бухгалтерском учете и произведенных аудитором расчетов при проверке применения правильного официального курса НБУ. Своевременность и полнота отображения в бухгалтерском учете перерасчета балансовой стоимости валютных ценностей производится путем сравнения данных проведения в программе внешнеэкономических операций с данными бухгалтерского учета.

Проверка полноты и своевременности зачисления выручки, которая приходит на валютные счета предприятия заключается в определении правильности примененного официального курса НБУ при определении балансовой стоимости иностранной валюты, зачисленной на банковский счет ООО «Topsol”, полноты и своевременности отображения у бухгалтерском учете реализации готовой продукции нерезидентам путем сравнения данных проведения в программе внешнеэкономических операций с данными бухгалтерского учета, своевременности проведения перерасчета задолженности в иностранной валюте на последний день каждого отчетного периода и правильности отнесения его результатов соответственно к валовым расходам или валовым доходам.

Проверка правильности определения балансовой стоимости перечисленной валюты и ее соответствия суммам задолженности, которые учитываются на балансе предприятия совершается путем проверки правильности отображения кредиторской задолженности, ее соответствия приходным документам и контракту, проверки отметок банка о проведении денежных средств на грузовой таможенной декларации и контракте. Проверить своевременность проведения пересчета суммы задолженности в иностранной валюте на последний день каждого отчетного периода путем выяснения официального валютного курса НБУ на последний день отчетного периода, пересчета сумм задолженности по этому курсу и сопоставление с данными бухгалтерского учета. Выяснение своевременности погашения задолженности перед поставщиком-нерезидентом определяется на основании контракта и грузовой таможенной декларации с отметкой таможни о дате проведения декларирования товаров и соответсвия проведения расчетов Закону Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте».

МСА 300 Планирование аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Цель планирования аудита по МСА

Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, о чем будет сказано ниже.

Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

– размера проверяемого субъекта;

– сложности предстоящей проверки;

– опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

– знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Элементы планирования аудита по МСА

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в МСА 300:

– подготовительная работа;

– выработка общей стратегии проверки;

– составление плана аудита;

– внесение изменений в план в ходе проверки;

– осуществление руководства, контроля и надзора;

– документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

– согласно МСА 220 провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;

– обеспечить понимание условий задания в соответствии с МСА 210.

Данные установки МСА 300, в частности, означают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

Разработка общей стратегии планирования аудита по МСА

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования и проводится следующая работа:

1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и др.

2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.

3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности. Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

– кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;

– руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

Состав плана аудита по МСА

План должен содержать:

– детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с МСА 315;

– подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с МСА 330;

– перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал МСА.

В приложении к МСА 300 перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

– применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;

– отраслевые особенности составления финансовой отчетности;

– планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;

– характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;

– использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;

– характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;

– валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;

– необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;

– наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;

– использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;

– возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;

– влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;

– соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;

– обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;

– возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Как уже говорилось, планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в МСА 220.

Процесс планирования аудита по МСА

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

— понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

— проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

— тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Пример планирования аудиторской проверки из практики

Аудиторская фирма заключила договор на проведение аудита с оптово-розничной организацией. При разработке общего плана и программы аудита старший аудитор решил сократить объем аудиторских процедур, мотивируя свои действия следующими фактами:

а. высокая квалификация аудиторов;

б. однотипность и массовость товарных операций;

в. простота учетной политики клиента.

Определите правомерность действий аудитора и дайте им оценку.

Ответ:

Планирование аудиторского задания является непрерывным процессом. Предварительное планирование должно обеспечить уверенность в том, что аудитор рассмотрел разные события и обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на возможности выполнения аудита, таким образом, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. По результатам предварительного планирования разрабатывается общая стратегия аудита, помогающая аудитору определить характер, сроки и объем ресурсов, необходимых для выполнения всех условий аудиторского задания.

После принятия стратегии аудита разрабатывается тактика проверки в виде детального плана (программы). В соответствии с МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности», планирование аудиторской проверки позволяет:

— обозначить наиболее важные области аудита;

— эффективно распределить объем работ среди аудиторов;

— определить размеры субъекта, сложность аудиторской проверки;

— приобрести знания о бизнесе клиента;

— обозначить существенные события, операции, влияющие на финансовую отчетность.

Форма и содержание плана аудита может изменяться в зависимости от размеров бизнеса экономического субъекта; сложности аудиторской проверки; конкретных методик и технологий, применяемых аудитором в процессе аудита. Аудитор может обсудить элементы плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством клиента в целях координации своих действий с работой персонала клиента для обеспечения эффективности проверки. Однако за аудитором сохраняется ответственность за план и программу аудита.

Просмотров 3 116

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 300

«Планирование»

Введение

1. Настоящий Национальный стандарт аудита (НСА) разработан на основе Международного стандарта аудита 300 «Планирование” (ISA 300 «Planning”), принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в редакции 1999г.

Цель

2. Целью настоящего стандарта является установление норм и рекомендаций в отношении планирования аудита финансовой отчетности. Данный стандарт предназначен для применения в контексте повторных аудитов. При проведении первого аудита у данного экономического агента аудитор может расширить процесс планирования за рамки описанных в настоящем стандарте вопросов.

3. Аудитор должен планировать аудиторскую работу таким образом, чтобы аудит был проведен наиболее эффективно.

4. «Планирование” — разработка общей стратегии и детального подхода к предполагаемым характеру, срокам проведения и объемам аудиторских процедур. Аудитору следует планировать проведение аудита наиболее рационально и своевременно.

Планирование работы

5. Планирование аудиторской работы способствует уделению должного внимания важнейшим направлениям аудита, определению потенциальных проблем и скорейшему выполнению работы. Планирование также способствует эффективному распределению работы персонала с учетом работы, выполняемой другими аудиторами и экспертами.

6. Объем планирования зависит от размеров экономического агента, сложности аудита, предшествующего опыта работы аудитора с данным экономическим агентом, знания бизнеса клиента.

7. Получение информации о бизнесе клиента является важной частью планирования аудита. Знание бизнеса клиента помогает аудитору в понимании событий, операций и установившейся практики, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

8. Аудитор может обсудить элементы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с советом директоров и руководством экономического агента, а также его персоналом для обеспечения эффективности и действенности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала экономического агента. Однако, в любом случае, аудитор несет ответственность за общий план аудита и программу аудита.

Общий план аудита

9. Аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемых сферы и методов проведения аудита. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, для того, чтобы служить руководством при подготовке и осуществлении программы аудита. Форма и содержание общего плана аудита могут варьироваться в зависимости от масштаба деятельности экономического агента, сложности аудита, специфических методологии и технических приемов, используемых аудитором.

10. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо учитывать ряд вопросов, таких как:

a) Знание бизнеса клиента

• Общие экономические и отраслевые факторы, влияющие на бизнес клиента.

• Важные характеристики клиента, его деятельность, финансовые показатели и требования к отчетности, включая изменения, произошедшие со времени предыдущего аудита.

• Общий уровень компетентности руководства клиента.

b) Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля

• Учетная политика клиента и изменения в ней.

• Влияние новых нормативных документов, регулирующих вопросы учета, аудита и финансовой отчетности.

• Накопленные аудитором знания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и предполагаемое относительное преобладание тестов контроля или процедур по существу.

c) Риск и существенность

• Предполагаемые оценки неотъемлемого риска и риска контроля, выявление важных областей для аудита.

• Установление уровня существенности, позволяющего считать финансовую отчетность достоверной.

• Возможность наличия существенного искажения с учетом опыта прошлых периодов или обмана.

• Выявление наиболее сложных областей бухгалтерского учета, включая те, которые затрагивают оценочные значения в бухгалтерском учете.

d) Характер, время проведения и объем аудиторских процедур

• Возможные изменения в приоритете специфических областей аудита.

• Влияние на аудит информационных технологий.

• Внутренний аудит и его предполагаемое влияние на процедуры внешнего аудита.

e) Координация, управление, надзор и проверка

• Привлечение других аудиторов (аудиторских организаций) для аудита финансовых отчетов компонентов экономического агента, например дочерних предприятий, филиалов и других структурных подразделений.

• Привлечение экспертов.

• Месторасположение экономического агента и его компонентов.

• Потребность в персонале для проведения аудита.

f) Другие вопросы

• Возможность нарушения принципа непрерывности.

• Обстоятельства, требующие особого внимания, такие как наличие связанных сторон.

• Условия соглашения на проведение аудита и ответственность, предусмотренная законодательными и нормативными актами.

• Вид и сроки представления экономическому агенту аудиторской отчетности и других материалов в соответствии с условиями соглашения на предоставление аудиторских услуг.

Программа аудита

11. Аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, определяющую характер, время проведения и объемы запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения общего плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для ассистентов, привлеченных к аудиту, а также средство документирования и контроля за надлежащим выполнением работ. Программа аудита также может содержать цели аудита в отношении различных областей аудита и сроки проведения работ для каждой области или отдельных аудиторских процедур.

12. При подготовке программы аудита аудитору следует учитывать оценки неотъемлемого риска и риска контроля, а также необходимый уровень уверенности, обеспечиваемый процедурами по существу. Аудитору также следует принимать во внимание время проведения тестов контроля и осуществления процедур по существу, координацию любой помощи, ожидаемой от экономического агента, возможность привлечения сотрудников аудиторской организации, а также участие других аудиторов и экспертов в процессе аудита. При разработке программы аудита также могут быть рассмотрены более детально и другие вопросы, указанные в параграфе 10 настоящего стандарта.

Изменения в общем плане аудита и программе аудита

13. Общий план аудита и программу аудита следует пересматривать по мере необходимости в процессе проведения аудита. Планирование осуществляется непрерывно в зависимости от изменения условий и неожиданных результатов аудиторских процедур. Причины значительных изменений программы и общего плана аудита следует документировать.

Дата вступления стандарта в силу

14. Настоящий стандарт вступает в силу для аудита финансовой отчетности, охватывающей периоды, начиная с 1 января 2001 года. Рекомендуется досрочное применение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *