Содержание
Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?
Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:
- неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
- недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
- технические ошибки.
То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.
В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:
- наличие:
- низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
- убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
- высокой доли вычетов по НДС;
- несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
- низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
- близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
- высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
- необоснованного количества посредников в сделке;
- действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
- частой смены мест постановки на налоговый учет;
- низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
- отсутствие:
- личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
- документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
- данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
- обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
- взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
- попыток взыскания образовавшихся долгов;
- процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.
Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.
Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?
Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.
Таким образом, заключая договор, надо:
- собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
- саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
- подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
- запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.
Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.
Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.
О способах проверки контрагентов читайте в статье «Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?».
Налоговые риски по НДС в 2018 году
В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:
- директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
- как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.
Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.
О доле вычетов, приемлемой для регионов, читайте в материале «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2017-2018 годах?».
Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Риски предприятия по налогу на прибыль
Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).
В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:
- наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
- обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
- соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
- соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
- обоснованность убытков предшествующих лет.
На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».
О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».
Безопасная доля расходов при расчете налога на прибыль
Цитата (Оксана71):День добрый! Существует ли какая-нибудь безопасная доля расходов при расчете налога на прибыль ООО на ОСНО, так как и в НДС? Что-бы у налоговой не возникал вопрос о превышении расходов.С уважением.
Добрый день,
Если хотите узнать, на что налоговая обращает повышенное внимание, и в каком случае интерес к Вам будет повышен — есть Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, выдержка из него ниже.
Но это не означает, что если у Вас доля вычета НДС менее 89 % — то Вас не будут проверять налоговики, смотреть уровень цен, полное отражение реализации, обоснованность вычета НДС и тп. Камералок, возможно, будет меньше, а при выездной — общепринятый порядок проверки.
Говорить, что существует «безопасная доля расходов» — некорректно. Безопасно вести налоговый учет в соответствии с НК РФ)))
Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (в ред. Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@)
(Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»)
Общедоступные критерии
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
По налогу на прибыль организаций.
Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.
http://www.r03.nalog.ru/html/sites/www.r03.nalog.ru/%D0%9E%D0%9A%D0%A0/333.htm