Карьера женщин в России

Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков»

© «Слияния и поглощения», №5-6, «Партия под ключ», июль-август 2003, Фото: GettyOne

Кирилл Якимец

Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию…
Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков»… И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.
Я, впрочем, не собираюсь сейчас обсуждать правильность существующего законодательства и вменяемость законодателей. Просто следует учесть, что политический бизнес, в частности — покупка и продажа политических партий, законами РФ не поощряется, поэтому примеры тех или иных операций, характерных для российского (и не только российского) политического бизнеса, я буду вынужден приводить весьма скупо — либо не приводить вовсе.
Сегодня политик, будь то политик публичный или непубличный (чиновник), работает не из абстрактной любви к власти и не ради того, чтобы оставить «след в истории». Безусловно, политик стремится к повышению своего статуса, но статус здесь выступает как источник денег. Впрочем, деньги тоже нужны не сами по себе, а как средство повышения статуса, который, в свою очередь, снова конвертируется в деньги и т.д.
Это не плохо и не хорошо — это просто реальность. Политический бизнес, таким образом, неизбежен. Его не следует оценивать с этической точки зрения, его следует изучить — и понять, как современный предприниматель может ввести политику в сферу своей активности, какие его здесь поджидают возможности и «подводные камни».

Партрынок

Цели политического бизнеса можно грубо разделить на две категории: лоббирование и PR.
Любая взятка, по сути, является лоббированием: предприниматель оплачивает выгодное для себя решение чиновника. Чиновник таким образом продает свое право на принятие решений — но не следует забывать, что право это дается (и ограничивается) законом. Поэтому между исполнительной властью и бизнесом ведется борьба за власть законодательную. Речь идет, разумеется, о крупном бизнесе, представители которого могут (и вынуждены) покупать отдельных депутатов и целые партии: в ряде случаев элементарные расчеты показывают, что покупка партии и проведение через Думу того или иного закона обходится дешевле, чем покупка отдельных решений исполнительной власти.
Что значит «купить партию»?
Прежде всего, необходимо оплатить регулярные расходы партии на финансирование партаппарата и региональных организаций. Аппарат мелкой партии (типа СДПР) «сжирает» в среднем $100 000 в месяц, ежемесячный расход на регионалки у мелких партий, существующих в основном «с фасада», невелик: где-то 30% от затрат на аппарат, т.е. приблизительно — $30 000. К этому следует добавить расходы на партийную печать, на организацию партийных мероприятий — разовых и регулярных (съездов, «научно-практических» конференций и т.п.). В результате набегает ежемесячный расход в $230 тыс. — $250 тыс. Но это — минимум. Если партия является проходной (гарантированно преодолевающей пятипроцентный барьер), то затраты на аппарат оказываются в три-пять раз выше, затраты на региональные организации близки к затратам на аппарат, а партийные мероприятия проводятся чаще и с большей помпой, поэтому и они в результате стоят раза в два дороже. Наконец, крупная партия типа «Единой России» или КПРФ обходится дороже в десять-двадцать раз, чем партия мелкая. Впрочем, инвесторы не всегда следуют указанной иерархии: согласно некоторым экспертным оценкам, Ходорковский вложил в КПРФ $20 млн., а в «Яблоко» — $30 млн.
Во время выборов, подготовка к которым начинается где-то за год до них самих, к регулярным затратам плюсуется стоимость избирательной кампании. Чаще инвесторы финансируют избирательную кампанию методом связанного кредита — т.е. вкладывают деньги в конкретные PR-агентства и обязуют «взятых на буксир» партийцев пользоваться услугами именно этих агентств. Однако проще и дешевле вкладывать в саму партию, поставив внутри нее своих людей — для контроля за расходованием средств. Цена избирательной кампании в том случае, когда целью является преодоление партией пятипроцентного барьера, может колебаться от $2 млн. до $25 млн. Все зависит от величины и предварительной «раскрученности» партии, но главное — от степени сопротивления со стороны исполнительной власти. Либо наоборот — от позитивных договоренностей с исполнительной властью.

Сегодня позиции исполнительной власти в России достаточно прочны, поэтому добыча админресурса при продвижении партии в Думу стала чуть ли не важнее, чем работа с избирателями. Нет смысла вкладывать большие средства в PR: легче просто «перекрыть кислород» конкурентам при помощи ЦИКовских манипуляций (ведь к любой партии и к любому отдельному кандидату можно придраться по мелочам — и «снять с .дистанции»). Также совершенно необязательно платить телевизионщикам, когда можно попасть в эфир на центральных каналах по звонку «сверху».
Это касается, разумеется, не только партий и думских выборов. Вся избирательная кампания Штырова, сперва хозяина якутских алмазов, а теперь — хозяина Якутии как таковой, строилась на борьбе за админресурс. Штырову то запрещали участвовать в выборах, то вновь разрешали — в зависимости оттого, как шли переговоры между руководством АЛРОСА и федеральной властью. Наконец все необходимые договоренности были достигнуты — и Штыров в последний момент получил право бороться за якутское президентство, решив, таким образом, основную задачу. Задачи же, связанные непосредственно с избирательной кампанией, с предвыборной агитацией, для него, похоже, не представляли особой сложности.
Возвращаясь к партиям, следует отметить, что в ряде случаев преодоления пятипроцентного барьера недостаточно: необходимо «раскрутить» партию, поднять ее рейтинг до уровня думского большинства. Тогда задачи, связанные с PR, оказываются основными, а решение их — весьма дорогим. По мнению наблюдателей (точных данных тут, разумеется, нет и быть не может), в раскрутку «Единой России» было вложено $200 млн. Такого уровня затраты, однако, себя никогда не оправдывают: чем больше денег вкладывается, тем большая их часть банально разворовывается. Это, видимо, естественный закон политического рынка.
Часто корпорации предпочитают проводить в Думу не партию, а отдельных людей — но на ключевые места. В «дорогих» партиях типа КПРФ и ЕР место в списке (для кандидата, который предварительно не «раскручен») стоит от $1 млн. до $3 млн. — поскольку здесь есть высокая вероятность прохождения в те или иные комитеты и подкомитеты. Место поплоше («яблочное», к примеру) — от $500 тыс. А вот местом вице-спикера до сих пор еще не торговали за деньги, поскольку туда попадают из партийных лидеров, т.е. из «первой тройки». За место в «первой тройке», безусловно, ведется торг, однако не столько финансовый, сколько статусный. К примеру, Степашин на прошлых выборах не платил Явлинскому за вхождение вторым номером (после самого Явлинского): достаточно было того, что Степашин до участия в выборах был премьером, т.е. «плата» осуществлялась наработанными связями и «харизмой» (публичной влиятельностью). Сейчас интересно наблюдать за «приключениями» Глазьева, которого хотят видеть вторым в списке и коммунисты, и Народная партия. Весь вопрос «торга» для Глазьева в том, что он извлечет из своего «второго места» у коммунистов и у «народников». Капиталом здесь являются не деньги, но статус и голоса, которые привлечет к партии фигура Глазьева: по мнению экспертов, он может перетащить за собой до 40% коммунистического электората.
Итак, место вице-спикера за деньги не продается — поскольку не продается за деньги место в «первой тройке». Теоретически, впрочем, здесь нет ничего невозможного: в связи с последней «финансово-политической» активностью Ходорковского по «околополитическим кругам» ходят разговоры, что в принципе Ходорковский мог бы купить себе место в «первой тройке» у коммунистов или у «Яблока» — и обошлось бы ему это в сумму значительно большую. Стоит ли этот «товар» таких денег — другой вопрос.
Можно, конечно, покупать и «секонд-хенд», оплачивая услуги уже действующих депутатов и фракций. Однако в отличие от представителей исполнительной власти депутаты, как правило, уже закреплены за конкретным «хозяином» и далеко не всегда готовы «работать на сторону».
Наконец, к нынешним выборам разработана самая дешевая стратегия. Стратегия эта, правда, не является самостоятельной, а лишь дополняет дорогую стратегию покупки целой партии. Речь идет о слиянии партий (а фактически — о враждебном поглощении). Корпорация, контролирующая партию (назовем эту партию «партия-агрессор»), при необходимости может присоединить к своей партии другую партию (назовем ее «партия-жертва»), не покупая целиком. Достаточно оторвать от «партии-жертвы» ее московскую организацию. Устраивается «научно-практическая конференция» в Москве, где объявляется о намерении создать партийный блок (вариант — создать из двух партий одну новую). Затем отслеживается реакция всех заинтересованных сторон, в том числе — региональных организаций «партии-жертвы». С учетом этих реакций проводится объединительный съезд нового блока (или новой партии). Выглядит новый блок как результат полноценного слияния, негодование регионалов представляется в прессе как «непоследовательное поведение некоторых партийных функционеров». Новый блок, разумеется, использует региональную сеть «партии-агрессора». В случае удачи на сторону блока переходят не только московские избиратели «партии-жертвы», но и значительная часть региональных избирателей. При умелом проведении сделки обойтись вся эта операция может в «копейки» — всего в несколько сотен тысяч долларов. Так по крайней мере уверяют разработчики метода, предлагаемого для работы с малыми партиями. Практика покажет, будет ли данный метод применен и действительно ли цены столь низки. Пока подобное слияние, явившееся на самом деле враждебным поглощением, произошло на уровне крупных партий — при объединении «Единства» и ОВР. Здесь процесс был упрощен тем, что «под крыло» «Единства» пошел сам Лужков, увлекая за собой центральный аппарат ОВР. Недовольство региональных организаций ОВР было погашено деньгами — причем, как говорят, деньгами самого Лужкова. Ему эта «сдача» была нужна, чтобы обезопасить свои интересы в Москве от «наездов» со стороны центральной власти. Беды тут нет, по крайней мере для москвичей: московские интересы Лужкова по ряду параметров совпадают с интересами Москвы в целом, — в то время как федеральные властные амбиции мэра, наоборот, шли вразрез с этими интересами. Известно, что четыре года назад «спонсоры» Лужкова, например, наотрез отказывались вкладывать деньги в его президентскую кампанию — из чего, видимо, он и сделал верные оргвыводы. Что же до регионалок ОВР, то они явились жертвой: всюду бывших ОВРовцев (а ныне — функционеров «Единой России») вытесняют бывшие «единцы».
Если приглядеться, алгоритмы политических слияний часто похожи на алгоритмы аналогичных отношений между корпорациями. В этом нет парадокса или случайного совпадения: и партии, и корпорации,и исполнительные «вертикали» — суть иерархические формальные сообщества (Макс Вебер называл их — всем скопом — «учреждениями»), отношения внутри этих сообществ, как и отношения между ними, подчиняются сходным закономерностям. Поэтому человек, который разбирается во внутрикорпоративных и межкорпоративных взаимодействиях, может найти себе место и в политике — не пытаясь «в лоб» пробить «номенклатурный барьер» большими деньгами, но встраиваясь в систему, которая ему на самом деле уже знакома.

Зачем бизнесмен занимается публичной политикой

Об этом уже частично сказано в самом начале. Реальной целью бизнесмена является то или иное решение исполнительной власти, однако для такого решения порой необходимо «расчистить дорогу» в законодательной сфере. А законодательная власть, собственно, и является публичной.
Следует, однако, учесть российскую специфику. В советские времена законодательная и исполнительная власть была у нас чаще представлена одними и теми же лицами. Сейчас это не так, однако сохранилось традиционное стремление исполнительной власти контролировать власть законодательную, что проявляется в создании всякого рода «партий власти», подконтрольных власти исполнительной («Единая Россия» — «проект» заместителя главы Администрации президента В.Суркова, НПРФ «курируется» другим замглавы — В.Ивановым), а также в том, что основным лоббистом в сфере российского законодательства выступает исполнительная власть. Так, общеизвестный закон о пошлинах на подержанные иномарки — при всей его выгодности для российских производителей легковых автомобилей — был пролоббирован в первую очередь самим Касьяновым. Возможно, Касьянов и получил какой-то «откат» (недаром в экспертной среде премьер носит шутливое прозвище «Миша Два Процента»), однако источники, близкие к Касьянову, утверждают: премьер искренне считает этот закон необходимым с точки зрения интересов России и с точки зрения интересов российской центральной власти.
Таким образом, при эффективном лоббизме основным объектом приложения сил выступает не столько Дума, сколько исполнительная власть. Тем не менее бизнесмены упорно вкладывают деньги в партии и в отдельных депутатов. Во-первых, это связано с тем, что дела в политике, как известно, делаются на основе личных договоренностей и личных связей. Связи в исполнительных органах приобретаются, в частности, и через Думу. А вот уже в Думу можно «въехать» на деньгах. Иногда бизнесмены, уже обладающие необходимыми связями сверх меры, продолжают держаться за «своих» депутатов, сберегая, так сказать, «основной политический капитал». Только подобной «бережливостью» и можно объяснить спонсирование Чубайсом «Союза правых сил».
Во-вторых, существуют и непрямые пути взаимодействия политики и бизнеса, когда политическая трибуна используется с целью «пропиарить» ту или иную коммерческую инициативу либо того или иного бизнесмена. Важно, что таргет-группой подобного PR являются не избиратели, а деловое сообщество. Классический отечественный пример — президентская кампания Брынцалова. Основной «месидж» брынцаловской агитации можно выразить так: «Я — преуспевающий коммерсант, у меня все в порядке, я не намерен скрывать свое богатство». Едва ли подобная агитация могла расположить в пользу Брынцалова избирателей, но ему и не нужно было становиться президентом. Ему нужно было стать всего лишь кандидатом в президенты и продемонстрировать деловому сообществу (а вовсе не избирателю) свою «крутизну» — в позитивном смысле этого слова.
Тактика оказалась продуктивной: Брынцалова стали воспринимать в мире всерьез. Статус кандидата в президенты (и не важно, что всего лишь бывшего кандидата) во многих странах мира открывает перед человеком заветные двери… В результате это помогло Брынцалову стать российским «инсулиновым королем» — к чему он и стремился.
Возможно сочетание указанных двух мотивов, т.е. как «пиара» внутри делового сообщества, так и лоббизма. У нас это сочетание демонстрировал Гусинский, спонсировавший «Яблоко». Дело в том, что Ельцин легко поддавался на пропаганду, осуществлявшуюся в форме «демократической критики». Гусинский вел эту критику как через свой канал НТВ, так и через думскую трибуну, используя «яблочных» депутатов. В результате Гусинский имел рычаг влияния на президента, свободно заходил в Кремль — и пользовался этой свободой не только по прямому назначению, но и с целью поднять свой авторитет в деловом сообществе. Как известно. Путин на «демократическую критику» отреагировал иначе, чем Ельцин.
Перечисленные виды мотивации относятся к рациональной сфере. Но существует также иррациональная мотивация — от простого тщеславия (прикупил «Мерседес», прикупил банк, теперь надо и партию прикупить) до восприятия политической власти как самоценности. Именно иррациональность мотивации скорее всего сгубила Березовского. Он наивно полагал себя самостоятельной политической силой. Конечно, Березовский часто сознательно себя демонизирует — с целью поднять свой деловой статус, однако его утверждение, что якобы именно он «сотворил» Путина, звучит вполне искренне. Основная ошибка Березовского состоит в идее, будто сегодня возможно существование самостоятельных политических сил. На самом деле политические силы еще в большей степени зависят друг от друга, чем современные корпорации. Предполагаемое участие Березовского в «проекте Путин», равно как и в «проекте «Единая Россия», не делает его ни главным «серым кардиналом», ни даже самостоятельным игроком. Это было, в частности, продемонстрировано партией Березовского «Либеральная Россия», которая благополучно «кинула» своего спонсора и осталась в «системе» (пусть и на мелких ролях), в то время как сам спонсор из «системы», похоже, вылетел навсегда.
Наконец, мелкую партию иногда создают с целью элементарного жульничества: некий бизнесмен убеждает коллег, что его партия пройдет в Думу (и сможет оказывать лоббистские услуги). Под это обещание с коллег собираются деньги на партию. При этом все понимают: гарантий победы нет. Отсутствие гарантий и позволяет хозяину партии без особого риска развести руками после проигранной кампании: мол, сейчас не вышло — потом получится… Из собранных денег на партийную работу, разумеется, идет едва ли треть. Такие партии иногда даже становятся известными: объединение «Май», Партия самоуправления трудящихся, партия М.Шаккума, Партия пенсионеров. Не брезговал этим способом зарабатывать деньги и Брынцалов.
Ну и, разумеется, раньше, на «криминальном» этапе развития российского бизнеса, многие бизнесмены шли в политику ради депутатской неприкосновенности. Сегодня это уже почти не актуально.

Парламентская республика: политика и бизнес в одном флаконе

Последний вид мотивации следует рассмотреть отдельно. Речь идет, образно выражаясь, о поглощении политики бизнесом либо как минимум о слиянии корпоративных и политических образований. Пример удачного «слияния» (или даже без кавычек — слияния) такого рода продемонстрировал уже упоминавшийся Штыров. Куда более масштабный проект готовит Михаил Ходорковский, чья деятельность вызывает сегодня много пересудов.
Когда Ходорковский в своих интервью говорит, что заботится «о будущем», ему можно верить. Во-первых, речь идет о будущем политическом устройстве России, во-вторых — о будущем самого Ходорковского. Для него, как, наверное, для любого руководителя крупной корпорации, важны не деньги в чистом виде, но, скорее, статус хозяина, причем хозяина легитимного. В отличие от Березовского Ходорковский — человек более «теневой», поэтому стремится быть хозяином лишь в своей сфере, однако это требует от него существенной «укорененности» в политике.
Рассуждая о фактическом слиянии ЮКОСа и «Сибнефти», некоторые аналитики отмечают, что Ходорковский серьезно переплатил Абрамовичу: за 20% акций акционеры ЮКОСа выложили $3 млрд. вместо полагающихся двух. В целом же от создания объединенной компании Абрамович выиграл $2,5 млрд. Едва ли Ходорковский ошибся. Если приведенные цифры соответствуют действительности, можно предположить, что Ходорковский на эту сумму нечто купил.
Скорее всего следует говорить о покупке членства в своеобразном клубе основных российских лоббистов, причем членства вовсе не рядового. Согласно гуляющему в экспертной среде мнению, аналитики ЮКОСа разработали стратегию перехода России к парламентской республике. Сегодня идея формирования правительства на основе парламентского большинства обсуждается достаточно широко и часто. Если идею эту действительно «вбросил» Ходорковский, значит, он скорее всего и планирует возглавить такое правительство. «Олигархи» куплены им за $2,5 млрд., партии, как показано выше, стоят намного дешевле. Предполагается, что Ходорковский инвестировал не только в «Яблоко» и КПРФ, но также в СПС. Говорят, что он вел переговоры и с «Единой Россией», но неудачно.
Кстати, нынешние неприятности ЮКОСа СМИ расценивают как борьбу исполнительной власти с «конкурентом», однако здесь возможно иное предположение, объясняющее, почему Ходорковский достаточно спокойно относится к происходящему. Известно, что все началось с заявлений Богданчикова. Мотивы Богданчикова очевидны (конкуренция в бизнесе), но кто передал ему необходимые сведения — и зачем? Скорее всего изначальным источником сведений выступил другой конкурент Ходорковского — Березовский. Конкурент не в бизнесе, но в политике, причем конкурент уже заранее проигравший.
Зачем Ходорковскому становиться премьером? Разумеется, вовсе не для того, чтобы брать взятки, смехотворные по сравнению с теми суммами, которые он получает и тратит. Лоббирование же отдельных интересов своего бизнеса также не стоит того, чтобы покупать «всю лавочку», — если «лавочка» останется в ее нынешнем виде.
Другое дело — парламентское правление. С его установлением понятие «лоббизм» теряет смысл, поскольку Дума из инструмента «проталкивания» интересов бизнеса превратится в инструмент согласования этих интересов, а бизнес из просителя — в правителя. В этой ситуации премьер оказывается основной фигурой не только российской политики, но и российской экономики. Едва ли, конечно, следует ожидать, что «империя Ходорковского» поглотит все прочие бизнес-структуры России. Ходорковский просто станет «первым среди равных» — что тоже неплохо.
Насколько необходима России «бизнесократия» в форме парламентской республики — и насколько необходим барьер на пути «бизнесократии», воздвигаемый независимой исполнительной властью, вопрос открытый. Ни политики, ни предприниматели «по существу» этот вопрос решать не собираются: каждый просто преследует свои интересы — как и полагается в нормальном бизнесе.

К женщинам-лидерам россияне относятся нейтрально или позитивно. При этом у четверти соотечественников сохраняется стереотип, что женщинам следует руководить в «социалке» — образовании, медицине, сфере красоты и моды.

На «круглом столе», посвященном презентации результатов исследования, члены Комитета по женскому лидерству подчеркнули, что женщинам нужно работать больше, чем мужчинам, стараться больше и обладать большим эмоциональным интеллектом, чтобы стать топ-менеджером.

В 40 процентах отраслей женщин вообще нет в советах директоров, а в 10 процентах их не более трех

Ректор РГСУ Наталья Починок сослалась на данные исследования университета, согласно которым средний возраст женщины-руководителя 37,5 года, у нее один ребенок, а больше половины таких женщин хотят профессионально расти и дальше. Самые распространенные отрасли для дам в топ-менеджменте — это финансы и консалтинг, торговля, производство и медиабизнес. При этом в 40 процентах отраслей женщин вообще нет в советах директоров, в 10 процентах — не более трех женщин.

Как правило, женщины в советах директоров соответствуют определенному портрету, рассказала руководитель агентства по подбору топ-менеджеров HR4PR Agency Ольга Дементьева. В частности, имеют зарубежное образование, диплом МВА, строят карьеру в глобальных компаниях, консалтинге, в компаниях «большой четверки» (PwC, EY, KPMG, Deloitte).

Участники «круглого стола» отметили, что в некоторых странах, например, Евросоюза, существуют квоты на долю женщин в советах директоров и на руководящих позициях. Такие квоты можно было бы ввести и у нас, но для этого потребуется менять не только систему ценностей и культуру. Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин обратил внимание, что сформированного кадрового резерва нет, на его создание нужно время. А искусственные меры вроде квот приведут к тому, что на руководящие должности попадут люди, которые к этому не готовы.

59 процентов россиян полагают, что финансовое обеспечение семьи должно быть возложено на мужчину

Процесс идет медленно. Совсем недавно минтруд существенно сократил список профессий, которые не могут замещать женщины. С 2021 года они смогут управлять электропоездом, работать дальнобойщиками, ремонтировать автомобили, служить на кораблях.

Международный женский день отпразднуют 78 620 500 сильных и независимых женщин России. К 8 марта Медиаофис Всероссийской переписи населения 2020 года подготовил отчет о жизни российских женщин: чем живут, как зарабатывают и развлекаются в свободное время.

Относительно недавно, в 1903 году, вид работающих женщин вызывал в лучшем случае недоумение. Полная сочувствия заметка, посвященная начинающим труженицам, была опубликована в журнале «Звезда»: «И женщины, вышедшие из теремов, стараются работать, кто и как может… Эти удары судьбы можно охарактеризовать двумя словами: надо работать».

Но женщины в погоне за равноправием стремительно атаковали рынок труда. Если в 1915 году их допускали только на некоторые должности, например, почтальонов и воспитательниц детских садов, то сегодня они летают в космос и признаны полноценными единицами российской боевой авиации.

Современная российская женщина может позволить себе работать почти где и кем угодно. Согласно данным статистического сборника Росстата «Женщины и мужчины России, 2018» почти 65% женщин в возрасте от 15 до 72 лет в полной мере пользуются этим правом, активно конкурируя с сильным полом даже в самых сложных профессиях, требующих высокой квалификации. Доля работающих женщин с высшим образованием достигает 56%.

Работают наши женщины во всех областях экономики, от добычи полезных ископаемых до государственного управления и обеспечения военной безопасности. Но большинство заняты в сферах торговли, образования, здравоохранения и оказания социальных услуг.

Женщины в России больше мужчин удовлетворены выполняемыми обязанностями, режимом работы, условиями труда, расстоянием до работы и получают больше профессионального и морального удовлетворения от своей деятельности. Единственное, что не устраивает почти всех занятых в экономике женщин — это заработок. Не вполне удовлетворены 52% работниц и совсем не удовлетворены — 13,5%.

Во всех областях экономики средняя заработная плата у женщин меньше, чем у мужчин, и это не зависит от занимаемой должности. В среднем по рынку труда зарплата женщины руководителя, специалиста, служащего или рабочего меньше, чем у мужчины на сходной позиции. Например, позиция среднего специального персонала в области правовой, социальной работы, культуры и родственных занятий имеет расхождение по заработной плате в пять раз. Исключение составляют женщины — квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства и неквалифицированные работники по сбору мусора до 45 лет. Их зарплата, как ни странно, выше, чем у мужчин.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, более 65% работающих женщин состоят в официальном или незарегистрированном браке. Около 80% имеют детей в возрасте до 18 лет, в том числе дошкольного возраста — 66%. Но, даже имея ребенка в возрасте до 3 лет, половина россиянок продолжают работать.

В целом 86% женщин и мужчин тратят на работу около 40 часов в неделю. Однако, как показывает статистика, занятые россиянки, по сравнению с мужчинами, имеют меньше свободного времени на себя и в два раза больше времени тратят на ведение домашнего хозяйства в любой день недели. Больше всего времени занимает уборка, стирка, глажка и приготовление пищи. Например, в выходные у женщин на стирку и глажку уходит в среднем полчаса, в то время как у мужчин — две минуты.

Но отдавая много времени и сил своим родным и близким, наши женщины активно организуют и свой отдых. Чуть более 42% из них предпочитают кафе и рестораны, 35,6% — походы в кино, 30,7% — духовное общение с людьми одной веры. Не реже раза в год посещают концерты 30% российских женщин, театр — 22,5%, художественные выставки или музеи — 17%. Интересно, что среди мужчин не менее раза в год в театр приходит лишь 11,9%, что практически вдвое меньше, чем среди женщин. Проще всего мужчинам и женщинам найти друг друга в кинотеатрах и кафе, куда они ходят с примерно равной интенсивностью.

На основе результатов Всероссийской цифровой переписи населения 2020 года будет сформирован очередной сборник «Женщины и мужчины России». Участвуя в переписи, каждый житель государства вносит свой вклад в будущее страны. За сухими статистическими данными стоят живые люди — Я/Мы соотечественники. Вместе мы создаем будущее!

Всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 31 октября 2020 года с применением цифровых технологий. Главным нововведением предстоящей переписи станет возможность самостоятельного заполнения жителями России электронного переписного листа на портале «Госуслуги» (Gosuslugi.ru). При обходе жилых помещений переписчики Росстата будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также переписаться можно будет на переписных участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Стр. «97—107»

Лариса Артемьева

Женщины и политика

«Если женщина имеет право взойти на эшафот…»

Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.

Новая женская революция

В начале 80-х годов XX века политическое поведение женщин меняется настолько резко, что западные социологи даже начинают говорить о новой женской революции. Эта революция якобы способна положить конец патриархату, утверждая взамен совершенно новые отношения между мужчиной и женщиной – отношения, основанные на признании их гендерных различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях. Эти новые отношения еще не закрепились в общественной жизни. Однако бесспорно, что наша западная современница по-новому отстаивает свое равноправие. Она понимает его буквально и считает, что равноправие дает ей основание не для копирования мужских стандартов, а для утверждения женских ценностей и женского взгляда на текущий политический процесс, для самовыражения и самоосуществления.

Женщины современной России

Положение женщин в современной России определяется целым комплексом факторов. Процессы реформирования, затронувшие практически все секторы российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также лиц, относящихся к многообразным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребность в конкретных формах социальной поддержки.

Например, по данным Госкомстата, 93% частной собственности в России принадлежит мужчинам. В нашей стране существует тотальная монополия мужчин на нефть, газ, крупные и средние предприятия.

Наиболее существенное влияние рыночные преобразования оказали на положение женщин на рынке труда, обусловив необходимость участия в общественном производстве для поддержания уровня жизни семьи. Кроме того, четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного бюджета. Реальная конкуренция за право работы в рыночных высокодоходных сферах обусловила новые проявления дискриминации женщин.

Социальный портрет россиянки

Социальный портрет современной российской трудящейся женщины выглядит не слишком романтично для слабого пола.

Средний возраст – 39 лет. В среднем имеет одного ребенка. 66% – замужем, остальные потеряли или до сих пор не обрели своего избранника. Работающими являются 70% женщин трудоспособного возраста. Среди безработных 70% – женщины. Доля женщин в составе занятых составляет 48%.

По профессиональным занятиям женщины распределяются следующим образом: 34% – специалисты, 27% – квалифицированные рабочие и работники массовых профессий; 16% – служащие; 16% – неквалифицированные рабочие; 7% – руководители.

В последнее время наметилась тенденция к вытеснению женщин из сферы интеллектуального высокооплачиваемого труда. Самые низкооплачиваемые работы выполняют женщины. В основных направлениях социально-экономической политики РФ до 2010 г. 2/3 капиталовложений направляются в производственную и 1/3 – в непроизводственную сферы, где работает большинство женщин. Это должно привести к ликвидации значительной части ныне убыточных отраслей и предприятий, среди которых шансы на выживание у «женских» (легкая, текстильная…) намного меньше, чем у «мужских» (добыча нефти, угля, газа …).

Шансы женщин

Шансы женщин на рынке занятости ухудшаются не только в связи с промышленной политикой. Снижается спрос на их труд и в социально-культурной сфере. Так, число учителей сократится из-за уменьшения численности детей школьного возраста в стране. К 2010 г. предполагается сократить 330 тыс. учителей. В здравоохранении предполагаемый переход с больничной формы обслуживания населения на поликлиническую также уменьшит в первую очередь женскую занятость.

Женский труд менее привлекателен для работодателя (двойная занятость, перерывы на материнство и т.п.), но им пользуются из-за дешевизны. Провозглашая лозунг «за равный труд – равная оплата», государство официально устанавливает единые по полу тарифы, но фактическая разница в оплате труда мужчин и женщин в России составляет 35 долларов.

Действительно, складывается впечатление о том, что там, где пахнет деньгами, властью, престижными должностями, вы не найдете ни одной женщины.

Необходимость учёта гендерных интересов

Однако необходимость учета гендерных интересов повлекла за собой изменение стереотипов распределения ролей при исполнении профессиональных и семейных обязанностей.

С одной стороны, происходит расширение участия женщин в тех сферах, где ранее доминировали мужчины – предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг. С другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы преимущественно женского труда – банковское дело и финансы, образование, особенно в высшую школу, здравоохранение, юриспруденцию и др. Одновременно ориентация на эгалитарную семью, подкрепленная законодательством, расширила семейные обязанности мужчин по уходу за детьми и зависимыми членами семьи и др.

Развитие демократизации российского общества изменило отношение к проблемам участия женщин в политической жизни, в процессах принятия решений, способствовало повышению активности самих женщин. В настоящее время во властных структурах, в выборных органах, в руководстве ведущих партий и движений участие женщин рассматривается как логическая составляющая. Кроме того, для своевременного периода характерно значительное расширение спектра женских неправительственных организаций, что связано как с осознанием женщинами специфики своих интересов, так и с актуальной потребностью институционального обеспечения активной групповой адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Изменение взглядов на интересы и положение женщин

Женское движение в России является весьма масштабным, политически активным и профессионально организованным.

Одним из основных достижений в Российской Федерации последнего десятилетия стало изменение взглядов властной элиты и общественного мнения на учет интересов и положения женщин, выразившихся в обеспечении адаптации россиян к изменяющимся условиям жизни на основе их гендерных различий. Стратегия гендерного равенства при этом рассматривается как основа и базис для построения гражданского общества в России.

Это находит отражение в реализации Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в пересмотре действующего законодательства (Трудовой кодекс, Семейный кодекс). В настоящее время в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Следует заметить, что обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны – необходимая предпосылка и условие построения правового государства.

От политических прав до фактического равенства

Другое дело, что от предоставления равных политических прав до фактического равенства их возможностей – дистанция огромного размера, на которой наше общество находится только в начале пути.

Проведенный в 2001 г. в Курганской области социологический опрос на тему «Женщины и политика», в котором приняли участие представители администрации, руководители предприятий, представители партий, общественных движений и различных категорий населения еще раз подтвердил существующее положение вещей. На вопрос анкеты «Как вы считаете, политика – это женское дело?» 38% ответили категорично отрицательно. По смыслу высказываний респондентов аргументы «против» образуют три основные группы:

  • удел женщины – дом, семья, дети;
  • женщина по своим психологическим особенностям не может заниматься политикой;
  • политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола.

Активно неприятие женщин в политике высказывают не только мужчины, но и сами женщины; не только люди пожилого возраста с устаревшими взглядами, но и молодежь в возрасте от 17 до 30 лет.

Основными аргументами «за» присутствие женщин в политике следующие:

  • это конституционное право женщин;
  • необходимость баланса интересов;
  • политика – общее дело;
  • это проявление гражданской ответственности, независимое от половой принадлежности, и др.

Качества, которые необходимы в политике

Сторонники равных возможностей в политике перечислили качества женщин, которые необходимы в политике: ум, рассудительность, ответственность, осторожность, реалистичность, природная доброта, интуиция и гуманность, миролюбие, гибкость и дипломатичность и др. Однако они же отмечают, что реально находящиеся во власти женщины не определяют политику.

Женщина в политике должна быть одаренней мужчины

В целом опрос подтвердил, что наше общество и большинство самих женщин не готовы принять женщину-политика. Чтобы успешно соперничать с мужчинами, женщина должна быть во много раз одареннее мужчины и не слишком женственной. Как отмечают социологи, на верхи власти попадают лишь женщины, прошедшие жесткий отбор: образованные, имеющие за собой поддержку той или иной политической партии или семейную традицию – карьеру отца, мужа; скорее состоятельные, обладающие незаурядными личными качествами, чаще всего немолодые, когда пол уже никого не шокирует. Более того, женщина, которая идет в политику, должна быть мужественной. Как сказал Артем Троицкий: «Наше общество настолько похоже на пьяного агрессивного мужика без копейки в кармане и с желанием у кого-нибудь, что-нибудь украсть или дать в глаз, что только очень мужественные женщины могут рискнуть в такое государство и такую власть идти».

Три условия равноправия лиц обоего пола

Принятые Организацией Объединенных Наций Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин связывают равноправие лиц обоего пола в политической сфере с тремя основными условиями. На государства – участников возлагается обязанность обеспечить женщинам на равных основаниях с мужчинами право:

  1. — голосовать на всех выборах и избираться во все публично избираемые органы;
  2. — участвовать в формировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления;
  3. — принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, заниматься проблемами общественной и политической жизни страны.

Однако на деле ратифицировавшим Конвенцию странам не удалось значительно продвинуться вперед. С одной стороны, не такой уж редкостью стали женщины – руководители государств. С другой – по данным Международной Организации Труда в общей сложности во всем мире женщины занимают лишь 14% административных и руководящих должностей и менее 6% высших руководящих должностей. Незначительно представлены женщины и в парламентах большинства стран мира.

Для общества важно участие женщины в работе представительных органов

Между тем участие женщин-депутатов в работе парламентов и иных представительных органов крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом. Как показывает практика, для женщин на первый план выходят вопросы экологии, охраны детей, здравоохранения, социальной защиты населения и др., находящиеся на периферии интересов мужчин.

Помимо прочего, недостаточное представительство женщин в государственных органах дает основание для постановки вопроса о том, насколько легитимны соответствующие политические структуры, является ли демократическим политический строй данного государства.

По количеству женщин-парламентариев лидируют страны Скандинавии (от 33 до 40% депутатов). Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В Европейский парламент от 12 стран ЕС избрано 28% женщин-депутатов.

«Равноправие у нас только в балете…»

К сожалению, в России и странах СНГ представительство женщин в парламентах существенно снизилось. В Российской Государственной Думе третьего созыва из 450 депутатов только 34 – женщины. В первом созыве было 58 женщин, во втором – 46. Как выразился один из политиков: «Равноправие у нас только в балете. Там есть мужская и женская партии».

В классификации межпарламентского союза по показателю участия женщин в парламентской деятельности Россия занимает всего лишь 36-е место! Впереди нас Филиппины, Барбадос, Замбия. В то время как в 20 ведущих странах мира представительство женщин перешагнуло двадцатипроцентный рубеж, а в некоторых – как, например, в Швеции – даже приблизилось к половине – у нас всего 7,5%.

Выборы в Курганскую областную Думу третьего созыва подтвердили общую тенденцию. В Думе первого созыва из 25 избранных депутатов было 2 женщины (8%), во второй созыв избрали 6 женщин из 33 (18,2%), а в третьем созыве избирают только четверых – 12,1%. Более лояльны к женскому началу – представительные собрания районов. Из 328 депутатов районного уровня 107 женщин, что составляют 32,6%. Представительные собрания райцентров еще более доступны для женщины, из 188 депутатов – 89 мандатов или 47,3% имеют женщины. А два поселковых представительных собрания райцентров представлены исключительно одними женщинами в том и другом по пять депутатов.

При провозглашенном равноправии в России всего 1,3% женщин занимают высшие должности государственной службы, а младшие должности – 56 %. Удельный вес женщин – руководителей в различных отраслях экономики не превышает 9 %. Гендерные распределения внутри каждого отдельно взятого органа власти или ветви власти представляют собой «пирамиду»: где больше власти, там меньше женщин. Закон «гендерной властной пирамиды» повторяется во всех органах власти и на всех уровнях. Его действие распространяется не только на высшие эшелоны власти, но и на низшие уровни.

Женщины прежде всего объекты государственной политики

Сложилась ситуация, когда женщины, являясь объектами, а не субъектами государственной политики, за годы «реформ» потеряли даже многое из того, что имели раньше. В то же время они многое и приобрели, и прежде всего печальный урок того, что передоверять отстаивание своих интересов другим – нельзя.

Факторы, способствующие сокращению детской смертности

В России вопрос о слабом представительстве женщин на уровне принятия решений в управлении и в народном хозяйстве особенно обострился в конце 80-х годов и остается таковым на сегодня. Среди глав правительств республик, администраций, губернаторов нет женщин, за исключением губернатора Корякского автономного округа. Менее чем в 30 субъектах из 88 женщины являются заместителями названных выше первых лиц. Даже в органах местного самоуправления женщины в основном лишь «замещают» руководителей мужчин. Среди женщин политиков уже бытует шутка: «Главная должность женщины – быть заместителем мужчины».

Начало XXI века: сознание женщины

Начало XXI века свидетельствует о значительных изменениях в сознании женщин.

Реальность такова: значительная часть женщин, получивших высшее образование, «открыты» к карьере и осознают характер «двойных культурных» и системных трудностей, которые им придется преодолеть. Это в первую очередь относится к женщинам лидерам. Женский успех для них означает сбалансированный успех по всем (сначала в семье, затем – в карьере), в то время как для мужчины достаточно успеха в работе.

По утверждению специалистов, женщины не только догнали мужчин в овладении технологиями успешного менеджмента, но и выработали собственные технологии, адекватные неопределенным условиям, в которых существует современный бизнес.

Результаты исследований, проведенных международным женским форумом, говорят о следующем. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными, они чаще, чем женщины, используют власть, которую им дает положение или формальный авторитет. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Они приписывают свою власть в большей степени таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность, нежели своему официальному положению. Они опираются в своей деятельности не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. Однако ни одна из структур и программ по поддержке малого и среднего бизнеса не содержит раздела, направленного на развитие собственно женского предпринимательства.

Целесообразность поддержки предпринимательства женщины

Целесообразность поддержки женского предпринимательства со стороны органов власти можно аргументировать следующими положениями.

  • По статистике, женское предпринимательство растет динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,5–1,7 раза. Эта тенденция сохранится на ближайшие 3–5 лет. Это означает, что около 30–40% фирм к 2005 г. будут возглавлять женщины, которые имеют более низкие стартовые условия, но действуют более активно, занимая низкоконкурентные ниши в малом бизнесе.
  • Женское предпринимательство находится под меньшим «давлением» криминальных структур, что делает «вклады» в него более эффективными.
  • Социологические исследования как в регионах, так и в Москве свидетельствуют о более высоких «этических стандартах», на которых строят свой бизнес женщины-руководители фирм, что означает большую вероятность «отдачи» инвестиций в прогнозном будущем.
  • Социологические исследования показывают, что женщины – предприниматели демонстрируют относительно мягкие «конфликтные стратегии» во взаимодействии с местной властью и отличаются более высоким уровнем консолидации по сравнению с мужчинами.
  • Около 80% женщин-предпринимательниц не ждут помощи от государства. Около 30% уверены, что установление конституционного взаимодействия с властью – вполне выполнимая задача.
  • Относительно низкий потенциал конфликта интересов и «сниженный уровень ожиданий» при высоком уровне эффективности деятельности фирм позволяет надеяться, что именно женщины-предприниматели способны наилучшим образом распорядиться поддержкой государства, не демонстрируя неадекватных реакций в ответ на предлагаемую помощь.
  • Бизнес-леди ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно, предпочитая «умеренный консерватизм». Этот комплекс психологических черт служит своеобразным гарантом защищенности государственных инвестиций, вложенных в женское предпринимательство.
  • Взаимодействие с женским предпринимательством показывает, что в сложившейся ситуации они ориентированы в первую очередь не на финансовую, а на информационную и правовую поддержку со стороны государства.

Женское самосознание

Проблема женского предпринимательства актуальна и важна – она значима для женского самосознания. К сожалению, эта категория женщин составляет лишь около 20%. Как правило, это женщины, успешные во всем. Наиболее же распространен тип «домашних» женщин (41%), которые ориентированы на то, чтобы иметь надежных друзей, чтобы честно прожить свою жизнь, заслужить уважение окружающих, иметь хороших детей. Они либо уже добились этого, либо уверены, что этого добиваются. Другой тип – это женщины-труженицы, которые плюс к этим установкам стремятся иметь хорошее образование, заниматься любимым делом, иметь престижную работу и делают то, что может привести их к поставленной цели. Среди женщин есть сегодня и те, кто считает вышеназванные цели значимыми, но недостижимыми. Это категории отчаявшихся, более всего нуждающихся в психологической, моральной и материальной поддержке. Эта особенность характерна для женщин с неполным средним образованием, проживающих в сельской местности. И надо сказать, что помощи или какого-то амортизирующего фактора со стороны государства они не замечают.

Все женщины обеспокоены проблемами детей и семьи

Несмотря на различие материального, социального, семейного положения, возраста все женщины обеспокоены не столько собственной судьбой, сколько проблемами детей и семьи. И эти проблемы нарастают год от года. Это доступность и качество образования, решение проблем с жильем, алкоголизм и наркомания, насилие в семье и другие.

Потребность в психологической поддержке

Кроме реальных проблем, есть еще и страхи, которые сильно действуют на психологическое состояние женщин. Россиянки нуждаются прежде всего в психологической поддержке, которую они часто находят в женских общественных организациях.

В деле приобщения женщин к процессу принятия политических решений, в том числе в сфере экономики, принципиальное значение имеют контакты государственных органов с неправительственными женскими организациями, привлечение их к выработке оптимальных моделей управления. В области действует около 20 таких организаций и клубов – «Женщины Зауралья», «Женщины науки», «Лидер» и другие.

Дальнейшие перспективы роста роли женщин в принятии политических решений будут в немалой степени зависеть от путей развития женского движения в России, от того, удастся ли координация и выработка общей целенаправленной линии женским объединениям.

Концепция паритетной демократии

Выстраданная женским движением в развитых странах идея равных прав и возможностей для женщин и мужчин воплотилась в концепцию паритетной демократии. В основе этой концепции лежит постулат о том, что мужчины и женщины обладают равным гражданским достоинством. И те и другие вносят равноценный вклад в развитие общества. Такое паритетное участие способствует, во-первых, реализации идеи равных прав и равных возможностей, а во-вторых, развитию самой демократии.

Достижение равных возможностей для женщин и мужчин предполагает трансформацию общественного сознания, которой могут способствовать:

  • распространение идей паритетной демократии;
  • привлечение внимания к важнейшим особенно-стям статуса женщин, вызывающих озабоченность демократической общественности;
  • профилактика насилия по отношению к женщине в общественной и частной сфере, развитие толерантно-сти в обществе;
  • гендерное просвещение населения;
  • развитие гендерной культуры, где маскулинные ценности силы, рационализма и свободы, будут уравновешены феминными ценностями заботы, сопереживания и ответственности и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *