Категории объектов

Государственный учет объектов НВОС

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Постановка на государственный учет объектов НВОС , осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Правила регистрации заявки и форма заявки, утвержденная приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 размещена на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Иркутской области http://38.rpn.gov.ru

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

С 1 января 2018 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не представили сведения для актуализации учетных сведений, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.

В соответствии с природоохранным законодательством все предприятия должны были в срок до 31.12.2016 года встать на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Для предприятий, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, присваиваются определенные категории НВОС:

  • объекты 1 категории (оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, далее — НДТ);
  • объекты 2 категории (оказывающие умеренное НВОС);
  • объекты 3 категории (оказывающие незначительное НВОС);
  • объекты 4 категории (оказывающие минимальное НВОС).

Объекты экологического учета, как узнать категорию НВОС?

Объект, оказывающий НВОС — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Категория может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

Как узнать категорию НВОС? Для этого необходимо подать в Росприроднадзор по ЦФО (если предприятие подлежит федеральному контролю) или в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (если предприятие подлежит региональному контролю) заявку о постановке на государственный учет не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объектов. Форма заявки утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения заявки осуществляет постановку на государственный учет, с присвоением ему кода и категории и выдать ЮЛ или ИП свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Существуют следующие критерии отнесения к категории объектов НВОС:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования можно увидеть реестр объектов НВОС.

Объекты 1 категории НВОС

На основании Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к I категории попадают объекты хозяйственной и иной деятельности, которые относятся к областям применения НДТ (наилучшие доступные технологии). В качестве критериев отнесения к I категории были использованы отрасли (части отрасли, производства), которые в соответствии с перечнем областей применения наилучших доступных технологий, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р, относятся к областям применения НДТ. Стационарные источники выбросов, расположенные на объектах I категории, необходимо будет оснастить автоматическими системами измерения выбросов, что указано в п. 9 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Предприятия, отнесенные к данной группе должны будут разработать технологические нормативы и разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (порядок производственного экологического контроля), в соответствии с п. 2 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также должны будут получить Комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Объекты 2 категории НВОС

Для данной категории предприятий — с 01.01.2019 г необходимо разработать декларацию о воздействии на окружающую среду. В декларацию входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются.

Объекты 3 категории НВОС

К III категории относятся объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Для предприятий, которые относятся к данной группе необходимо будет представлять Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступит в силу с 01.01.2019 г.), а также представлять Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (согласно п. 11 ст.15 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). Эти организации разрабатывают и утверждают у себя на предприятии ПЭК (программа экологического контроля) в соответствии с требованиями Федерального закона №7-ФЗ. На основе программы ПЭК разрабатывается отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Объекты 4 категории НВОС

Для объектов IV категории разрабатывать программу производственного экологического контроля не надо (ст.67 Закона №7-ФЗ). Для этих предприятий отменяется расчёт нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для организаций, которые были отнесены в данной группе отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Объекты IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ).

В проекте нового Экологического Кодекса РК, разработанным Комитетом Экологического регулирования и контроля РК пересмотрена методика определения категории объектов.

И так согласно 25 статье проекта нового Экологического Кодекса объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня и риска такого воздействия подразделяются на четыре категории:

1) объекты, оказывающие значительное вредное воздействие на окружающую среду (объекты I категории);
2) объекты, оказывающие умеренное вредное воздействие на окружающую среду (объекты II категории);
3) объекты, оказывающие незначительное вредное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
4) объекты, оказывающие минимальное вредное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).

2. Приложением 3 к настоящему Кодексу устанавливаются виды деятельности и иные критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III или IV категорий.

3. В отношении объектов I категории термин «объект» означает стационарный технологический объект (предприятие), в пределах которого осуществляются один или несколько из видов деятельности, указанных в Разделе 1 Приложения 3 к настоящему Кодексу, а также технологически прямо связанные с ними любые иные виды деятельности, которые осуществляются в пределах одной промышленной площадки и могут оказывать влияние на эмиссии и иные формы вредного воздействия такого объекта на окружающую среду.

4. Отнесение объекта к I или II категории осуществляется:
1) при планировании строительства или реконструкции объекта – в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду;
2) в отношении действующих объектов – на основании перечня, утвержденного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Под реконструкцией объекта в настоящем Кодексе понимается существенное изменение назначения, технических и технологических характеристик или условий эксплуатации объекта путем его реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации или капитального ремонта.

5. При отнесении объектов к соответствующей категории учитываются:
1) уровни вредного воздействия на окружающую среду по видам деятельности (отрасль, часть отрасли, производство, объект);
2) уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов.
6. Под оператором объекта в настоящем Кодексе понимаются физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий вредное воздействие на окружающую среду.

Также согласно статье 85 «Оценка воздействия на окружающую среду» проекта нового Экологического Кодекса РК «под оценкой воздействия на окружающую среду понимается процедура, на основании которой принимается экологически ориентированное управленческое решение о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения объектов воздействия на окружающую среду, возможных экологических рисков и неблагоприятных последствий для окружающей среды, оценки характера и масштаба воздействия, прогнозирования рисков и последствий, с учетом общественного мнения, рассмотрения альтернативных вариантов, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействия в течение реализации всего проекта.»

В статье 87 «Обязательная оценка воздействия на окружающую среду» проекта нового Экологического Кодекса РК

1. Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для:
1) видов намечаемой деятельности, указанных в Список объектов подлежащих обязательной оценке воздействия
к настоящему Кодексу и любых ее изменений, в результате которых возрастает ее производительность и объем или значительно изменяется ее технология, управление производственным процессом либо способ использования;
2) видов намечаемой деятельности, указанных в Приложении 2 к настоящему Кодексу и любых ее изменений, в результате которых производительность или объем такой деятельности достигает соответствующего предельного значения, указанного в Приложении

2. Оценка воздействия на окружающую среду не является обязательной для видов деятельности, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, и может проводиться в добровольном порядке по усмотрению инициаторов таких видов деятельности.

3. Обязательной оценке воздействия на окружающую среду не подлежит намечаемая деятельность или ее часть, а также ее изменение, соответствующие описанию в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи, если ее осуществление необходимо в связи с предупреждением, ликвидацией или устранением последствий аварийной или чрезвычайной ситуации, введение военного положения, в связи с нуждами обороны или национальной безопасности, или исполнением международных договоров, стороной которых является Республика Казахстан.

4. Запрещается осуществление деятельности, для которой настоящим Кодексом предусмотрена обязательная оценка воздействия на окружающую среду, а также выдача любым государственным органом разрешительного документа, без предварительного проведения такой оценки, рассмотрения и учета ее результатов.

5. Проведение обязательной оценки воздействия на окружающую среду предшествует:
1) выдаче экологического разрешения;
2) предоставлению земельного участка в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, необходимого для осуществления намечаемой деятельности;
3) выдаче иных разрешительных документов, необходимых для осуществления намечаемой деятельности.
6. В проектных документах намечаемой деятельности должны быть учтены результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и предусмотрены технико-технологические, организационные, управленческие и иные проектные решения, включая применение в случаях, определенных настоящим Кодексом, наилучших доступных техник, обеспечивающие высокий уровень охраны окружающей среды и соблюдение экологического законодательства Республики Казахстан.

Источник: Комитет Экологического регулирования и контроля при Министерстве Энергетики РК.

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага — отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия — это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности — ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ — ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное — бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

Главная /

ООО «ВЗВ» проводит работы по постановке на учет объектов I-IV категорий

Согласно ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2016 года вступили в силу некоторые положения. Предприятия (объекты) делятся на категории. Постановление Правительства РФ № 1029 от 29.08.15 определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II,III и IV категорий.

Определена форма заявки о постановки объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет – приказ Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015, зарегистрирован 05.20.2016г

Утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду — Постановление Правительства РФ № 572 от 23.06.2016. Постановление вступило в силу 05.07.2016г

Экологическая отчетность объектов I,II,III и IV категорий

Для объектов I категории с 01.01.2019 г предусмотрено комплексное экологическое разрешение (КЭР) . В КЭР входят выбросы; отходы; сбросы; согласованная программа производственного экологического контроля (ППЭК). КЭР выдается на 7 лет. Госпошлина на выдачу КЭР – 6000 руб.

Плата за НВОС вносится.

Для объектов II категории — с 01.01.2019 г предусмотрена декларация о воздействии на окружающую среду. В декларацию входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды. Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются.

Плата за НВОС вносится

Для объектов III категории — разрабатывают и утверждают программа производственного экологического контроля (ППЭК). При необходимости разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В уведомительном порядке предоставляется отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов.

Плата за НВОС вносится

Для объектов IV категории – отчетов не требуется. Плата за НВОС не вносят

Расчет платы за НВОС и предоставление расчетов.

В 2016 году плата за НВОС вносится до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца как квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала), в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год (Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 404-ФЗ).

По результатам 2016 года и далее по годам предоставляется декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду и вносится плата за 4 квартал 2016 года до 01.03.2017г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *