Казачье общество

Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации

Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации


Единый нарукавный знак реестровых казаков Российской Федерации


Единый рисунок лицевой стороны знамени реестровых войсковых казачьих обществ Российской Федерации

Общая информация

Дата создания

Руководство деятельностью осуществляет

Президент Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации

Председатель совета по делам казачества

А. Д. Беглов

Ключевой документ

ФЗ РФ от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»

Не следует путать «войсковые казачьи общества», действующие в нынешней Российской Федерации с «казачьими войсками» — термином, определяющим казачьи формирования в Российской Империи.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.08.1995 № 835 система учёта казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований).

Правовые основы

Несмотря на учреждение госреестра казачьих обществ на самом высоком властном уровне, — указами Президента РФ, — в том числе, утверждение положения о нём, многие понятия, связанные с введением реестра, долгое время были не определены, в том числе, само понятие реестра.

В принятом в последующем Федеральном законе Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» под реестром подразумевается «информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах», а «российским казачеством» признаются «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ».

Первоначально обязанности по ведению государственного реестра были возложены на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.

Позднее эти обязанности были возложены на:

  • Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям;
  • Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации;
  • Федеральную регистрационную службу;
  • Министерство юстиции Российской Федерации.

Особенности государственной службы казачьих обществ, внесённых в реестр

Право быть привлеченными к несению государственной службы имеют только казачьи общества, зарегистрированные в качестве таковых и внесенные в Государственный реестр казачьих обществ. Общественные объединения казаков, иные некоммерческие и коммерческие организации не получают права несения государственной службы.

Несмотря на принятие Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и наличие в нём отдельного раздела «Государственная служба», понятие государственной «или иной» службы (обязательства по несению которой «в установленном порядке приняли на себя» члены казачьих обществ, внесённых в государственный реестр) — так до сих пор чётко и не определено.

Виды государственной службы, к которым привлекается российское казачество определены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 93. К ним относят:

  • организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;
  • охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.
  • охрана объектов животного мира;
  • охрана лесов;
  • охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
  • охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • охрана объектов культурного наследия.

Казачьи общества привлекаются к несению данных видов служб путём заключения соответствующих договоров с заинтересованными органами исполнительной власти.

Кроме того, несмотря на то, что исторически казаки традиционно несли воинскую повинность и исполняли военную службу, до конца не определено и особое отношение казачьих обществ, внесённых в реестр, к военной службе. Так, в действовавшем до октября 2013 года Временном положении о Государственном реестре казачьих обществ было прямо оговорено принятие обязательств государственной и иную службы «без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований». Однако, в п.4 Ст.5 Федерального закона РФ от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» указано:

4. Российское казачество в установленном порядке:

1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8) Российское казачество может привлекаться к несению муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством при условии, что казачье общество, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению муниципальной службы, внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Российское казачество проходит муниципальную службу в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Начиная с 2011 года и вплоть до 2014 года члены казачьих обществ направлялись на военную службу в воинские части, имеющие почетное наименование «казачьи» (каждое войсковое казачье общество направляло в определенную ВЧ). В ходе изменений в правила призыва с 2014 года информации о призыве казаков в казачьи ВЧ нет.

В ряде регионов действует муниципальная казачья милиция (казачьи дружины, в том числе, спецподразделения — казачьи отряды быстрого реагирования /КОБР/), успешно функционируют многочисленные казачьи охранные организации. В настоящее время в ряде субъектов федерации образованы государственный органы и учреждения, осуществляющие поддержку казачеству, реализующие право казаков на несение государственной службы

Современное реестровое казачество России, дублируя функции МВД и МЧС, компенсирует существенный недостаток штатного состава данных структур, что выливается в реальную экономию средств государственного бюджета.

Американским аналогом реестровых казаков, в определённой степени, является Национальная гвардия США.

Иерархия реестровых казачьих обществ Российской Федерации до 2011 года

Иерархия реестровых войсковых казачьих обществ

С момента учреждения государственного реестра во временном положении о нём была введена иерархия казачиьх обществ. Так, первоначально положением вводились следующие виды обществ:

  • хуторские,
  • станичные,
  • городские,
  • окружные (отдельские),
  • войсковые.

С вступлением в силу Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» система казачьих обществ была дополнена Районными (юртовыми) казачьими обществами, которые стали «прослойкой» между первичными (станичными, хуторскими и городскими) обществами и окружными (отдельскими).

С 2011 года в систему казачьих обществ было введено «Всероссийское казачье общество», устав которого утверждается Президентом РФ. Это общество должно объединить все войсковые и отдельные окружные (отдельские) казачьи общества в единую систему. Всероссийское казачье общество было утверждено на съезде 27 ноября 2018 года, когда 500 делегатов от всех казаческих обществ единогласно за него проголосовали.

Фактически, высшим уровнем иерархии являются войсковые казачьи общества. (Однако, у казаков иерархия строится наоборот — по принципу демократического централизма, заключающемся в подотчётности и подконтрольности высших органов низшим).

В настоящее время на территории Российской Федерации действует 11 реестровых войсковых казачьих обществ со своими органами управления, информация о которых приведена ниже.

Перечень реестровых войсковых и отдельных окружных казачьих обществ

Нарукавный знак
(эмблема)
Наименование Расцветка
формы
одежды
Сведения об органе управления Законодательный акт,
утвердивший Устав
Волжское войсковое казачье общество
(ВВКО)
Действующий войсковой атаман:
Иванов Юрий Евгеньевич
Войсковой штаб ВВКО расположен по адресу:
443041, г. Самара, пер. Гончарова, дом 1
тел.: 8 (846) 332-46-65, 8 (846) 332-19-06,
факс: 8 (846) 332-46-65
53°11′12″ с. ш. 50°06′35″ в. д.HGЯOL
(www.ввко.рф) — Официальный сайт ВКО
Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 года № 308-рп
Сибирское войсковое казачье общество
(CВКО)
Действующий войсковой атаман:
Привалов Геннадий Николаевич
Войсковой штаб СВКО расположен по адресу:
644033, г. Омск, ул. 1-я Затонская, дом 17
тел.: 8 (3812) 25-45-85
55°00′34″ с. ш. 73°20′19″ в. д.HGЯOL
(www.казакисибири.рф) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 года № 95
Забайкальское войсковое казачье общество
(ЗВКО)
Действующий войсковой атаман

Чупин Геннадий Петрович

Войсковой штаб ЗВКО расположен по адресу:

672000, г. Чита

ул. Ленинградская, дом 3.

тел.: 8 (914) 480-99-38, 8 (924) 473-78-17

52°01′51″ с. ш. 113°29′58″ в. д.HGЯOL

(www.звко.рф) — официальный сайт ВКО

Указ Президента

Российской Федерации

от 31 июля 2014 г

№543

Терское войсковое казачье общество
(ТВКО)
Действующий войсковой атаман:
Журавский Александр Вячеславович
Войсковой штаб ТВКО расположен (временно) по адресу:
355008, г. Ставрополь, ул. Вокзальная, дом 24, редакция газеты «Казачий Терек»
тел.: 8 (962) 402-45-35
45°03′22″ с. ш. 41°59′54″ в. д.HGЯOL
(www.terkv.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 года № 97
Уссурийское войсковое казачье общество
(УВКО)
Действующий войсковой атаман:
Степанов Владимир Николаевич
Войсковой штаб УВКО расположен по адресу:
690110, г. Владивосток, ул. Светланская, дом 22
тел.: 8 (4232) 20-83-88, 8 (914) 790-12-24
43°06′56″ с. ш. 131°52′59″ в. д.HGЯOL
(www.kazaki-ukv.ru) — Официальный сайт ВКО
Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»
(ВКО ВВД)
Действующий войсковой атаман:
Гончаров Виктор Георгиевич
Войсковой штаб ВКО «ВВД» расположен по адресу:
346430, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112
тел.: 8 (863) 240-51-06
47°13′16″ с. ш. 39°43′14″ в. д.HGЯOL
(http://www.don-kazak.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 612
Енисейское войсковое казачье общество
(ЕВКО)
Действующий войсковой атаман:
Артамонов Павел Петрович
Войсковой штаб ЕВКО расположен по адресу:
660053, г. Красноярск, ул. Малиновского, дом 20
тел.: 8 (391) 265-67-36, факс: 8 (391) 267-12-5
56°02′50″ с. ш. 92°56′18″ в. д.HGЯOL
(www.eniseycossacks.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 613
Оренбургское войсковое казачье общество
(ОВКО)
Действующий войсковой атаман:
Романов Владимир Иванович
Войсковой штаб ОВКО расположен по адресу:
460009, г. Оренбург, просп. Братьев Коростелевых, дом 1
тел.: 8 (343) 272-33-69 — дежурный
51°47′08″ с. ш. 55°04′40″ в. д.HGЯOL
(www.ataman-ovko.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 года № 308
Кубанское войсковое казачье общество
(КВКО)
Действующий войсковой атаман:
Долуда Николай Александрович
Войсковой штаб КВКО расположен по адресу:
350063, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, дом 10
тел.: 8 (861) 231-96-49
45°01′03″ с. ш. 38°57′58″ в. д.HGЯOL
(www.slavakubani.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 года № 448
Иркутское войсковое казачье общество
(ИВКО)
Действующий войсковой атаман:
Шахов Николай Иванович
Войсковой штаб ИВКО расположен по адресу:
664027, г. Иркутск, ул. Ленина, дом 1а
тел.: 8 (3952) 24-38-05
52°17′25″ с. ш. 104°16′46″ в. д.HGЯOL
(www.irkv.ru) — Официальный сайт ВКО
Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 1998 года № 489
Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»
(ВКО «ЦКВ»)
Действующий войсковой атаман:
Миронов Иван Кузьмич
Войсковой штаб ВКО ЦКВ расположен по адресу:
121351, г. Москва, пр. Мира, дом 49 А
Оперативный дежурный:Телефон / факс: 8 (499) 763-12-96
55°47′02″ с. ш. 37°38′00″ в. д.HGЯOL
Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2007 года № 574

Помимо войсковых казачьих обществ к реестровым обществам причисляют:

  • Отдельный Северо-Западный казачий округ (Территория деятельности — Северо-западный федеральный округ). Штаб — г. Санкт-Петербург;
  • Окружное казачье общество «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз» (Территория деятельности — Калининградская область). Штаб — г. Калининград;
  • Окружное казачье общество «Севастопольский казачий округ» (Территория деятельности — г. Севастополь). Штаб — г. Севастополь.
  • Крымское Окружное Казачье Общество «Крымское Казачье Войско» (Территория деятельности-Республика Крым). Штаб — г. Симферополь.

Чины и знаки различия казачьих обществ

Чины членов казачьих обществ утверждены Указом Президента РФ от 10.02.2010 № 169 «О чинах казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

В соответствии с Указом Президента казачьи чины относятся к специальным званиям.

Казачьи чины подразделяются на нижние, младшие, старшие, главные и высшие.

Нижние чины вправе присвоить атаман отдельского (окружного) казачьего общества. Младшие и старшие — войсковой атаман. Чины, начиная с есаула, присваивает полномочный представитель президента Российской Федерации в федеральном округе, в котором находится казачье общество (Председатель совета по делам казачества), чин казачьего генерала — сам Президент Российской Федерации.

Особенности казачьих погон.

Указом Президента РФ от 10.12.2010 № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» установлены знаки различия по чинам (погоны). Иным объединениям казаков запрещено иметь аналогичные знаки различия.

Знаки различия по чинам (погоны) в каждом войсковом казачьем обществе имеют свою расцветку кантов и просветов (у нижних и младших чинов — поля). Погоны прямоугольные, с трапециевидными (у высших, главных, старших чинов, старших вахмистров и вахмистров) и треугольными верхними краями (у младших вахмистров и нижних чинов). Парадные погоны старших, главных и высших чинов имеют серебристое поле, а повседневные — поля верха одежды.

Описание формы погон к походной форме, а также наличие кантов, просветов и полей нормативно-правовыми актами не конкретизировано.

Звёздочки для всех чинов — золотистого (на походной форме — защитного) цвета, диаметром 13 мм.

Цвет пуговиц на погонах, нашивок для нижних и младших чинов, поля погон для старших главных и высших чинов — серебристые.

Цвет нашивок на погонах для нижних и младших чинов серебристого (на походной форме — белого) цвета. Ширина размещаемых на погонах широких нашивок — 30 мм, узких — 10 мм.

Нижние и младшие чины
Нижние чины Младшие чины
Погоны к
повседневной
форме одежды
Казачий чин Казак Приказный Младший урядник Урядник Старший урядник Младший вахмистр Вахмистр Старший вахмистр
Погоны к
походной
форме одежды
Старшие, главные и высшие чины
Старшие чины Главные чины Высший чин
Погоны к
повседневной
форме одежды
Казачий чин Подхорунжий Хорунжий Сотник Подъесаул Есаул Войсковой старшина Казачий полковник Казачий генерал
Погоны к
походной
форме одежды

Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года № 168 «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» были утверждены гербы и знамёна реестровых казачьих войск (обществ) Российской Федерации.

Форма одежды членов казачьих обществ

Указом Президента Российской Федерации 2010 года № 171 утверждена форма одежды членов казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, входящих в состав тех или иных войсковых казачьих обществ.

Приказом Минрегион России 2010 года № 180 утверждена форма одежды членов окружных (отдельских) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящих в состав войсковых казачьих обществ, и особенности её ношения.

Приказами Минрегион России 2010 года № 181 и № 182 утверждены Описание предметов формы одежды, знаков различия, а также Порядок ношения формы одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Разделяют несколько видов формы одежды членов казачьих обществ:

  • особая парадная носится в составе церемониальных подразделений, а также в других случаях по решению атаманов;
  • парадная для строя — в парадном строю в дни государственных праздников и годовых праздников войсковых или окружных (отдельских) казачьих обществ, на официальных мероприятиях с участием войсковых и окружных (отдельских) казачьих обществ, а также в других случаях — по решению атаманов;
  • парадная выходная — при проведении общих собраний войсковых и окружных (отдельских) казачьих обществ, при проведении общих собраний казачьих обществ, в ходе которых организуется прием новых членов, в других случаях — по решению атаманов, возможно ношение парадной выходной формы одежды в выходные и праздничные дни, а также при посещении храма;
  • походная — при исполнении обязательств по обеспечению общественного порядка, в период проведения полевых сборов, в других случаях — по решению атаманов;
  • повседневную форму казаки носят во всех остальных случаях.

См. также

  • Казаки
  • Реестровое казачество
  • Возрождённое казачество
  • Союз казаков России (СКР)
  • Атаманы реестровых войсковых казачьих обществ Российской Федерации
  • Казаки реестровых казачьих обществ Российской Федерации
  1. На примере знамени Терского войскового казачьего общества. Для остальных ВКО цвет поля и каймы знамени могут отличаться, однако, рисунок на знамёнах всех ВКО выполнен серебристым шитьём (тесьмой).
  2. 1 2 На примере погон Волжского, Енисейского, Кубанского и Сибирского войсковых казачьих обществ.

  • Указ Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 «О Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 16.04.1996 № 563, от 30.12.1999 № 1740, от 21.03.2005 № 316, от 30.04.2009 № 485, от 17.10.2013 № 778).

Казаки

Амурские · Астраханские · Бахмутские · Волгские · Гребенские · Донские · Некрасовцы · Линейцы · Енисейские · Забайкальские · Запорожские · Кубанские · Оренбургские · Семиреченские · Сибирские · Терские · Уральские · Уссурийские · Хопёрские

Казацкие сечи

Запорожские: Хортицкая (1552—1558) · Томаковская (1563—1593) · Базавлукская (1593—1630) · Никитинская (1638—1652) · Чертомлыкская (1652—1708) · Каменская (1709—1711) · Алешковская (1711—1734) · Подпольненская (1734—1775)
Черноморские: Васильковская (1787—1789) · Слободзейская (1789—1793)
Задунайские: Катырлезская (1778—1805) · Банатская (1785—1805) · Сейменская (1795—1811) · Дунавецкая (1814—1828)

Казачьи войска

Донское · Кубанское (Черноморское · Азовское · Екатеринославское · Дунайское) · Терское (Кавказское линейное: Гребенское · Волгское · Терско-Кизлярское · Терско-Семейное) · Семиреченское · Оренбургское · Сибирское · Забайкальское · Амурское · Уссурийское · Енисейское · Иркутское · Уральское · Астраханское · Башкирское · Бугское · Запорожское (Реестровое казачество · Запорожское Низовое)
(Курсивом показаны исторические казачьи войска расформированные к началу XX века. В скобках показаны казачьи войска вошедшие в состав других казачьих войск.)

Отдельные казачьи
воинские части

Казачьи чины

Казак · Джура · Пластун · Приказный · Урядник (Младший · Старший) · Вахмистр · Сотенный бунчужный · Полковой писарь (Младший · Старший) · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · Полковой судья · Полковой обозный · Войсковой старшина · Полковник · Генерал

Организация
казачества

Старшина казацкая · Атаман (Гетман · Кошевой атаман · Наказной атаман · Куренной атаман) · Кош · Сечь · Круг · Рада · Майдан · Полк · Паланка · Курень · Зимовник · Юрт · Куренное селение · Станица

Казачьи
атрибуты

Клейноды (Хоругвь · Бунчук · · Булава · Насека · Палица · Пернач · Трости · Значки · Литавры · Пушки) · Сабля · Шашка · Нагайка · Люлька · Папаха · Шаровары · Жупан · Черкеска · Чекмень · Кушак

Казачество в темах

Чины и звания государственной службы СССР, России и других государств постсоветского пространства

Типы

Российская империя

СССР

Табель о рангах СССР (классные чины • классы и ранги • персональные звания)

Воинские категории 1918—1935 • Воинские звания (1935—1940 • 1940—1943 • 1943—1955 • 1955—1991) • Специальные звания (НКВД и МВД)

Россия

Воинские звания (1994—2010 • нынешние) • Специальные звания (органов внутренних дел • таможня • ФСКН • Следственный комитет) • Классные чины (гражданской службы • работников прокуратуры) • Чины казачьих войск

Постсоветское пространство

Армения • Белоруссия • Украина

КАЗАЧЬИ ОБЩЕСТВА

Согласно последним изменениям законодательства все юридические лица разделены на две своеобразные категории по отдельному признаку: корпоративные и унитарные организации. О таком виде корпоративных некоммерческих организаций, как казачьи общества, читайте в предложенном материале.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае — основная цель деятельности, и абсолютно не имеют значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

— потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

— общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

— ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

— товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

— казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

— общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

— учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

— автономных некоммерческих организаций;

— религиозных организаций;

— публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Статья 65.2 ГК РФ закрепляет, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и тому подобное) вправе:

— участвовать в управлении делами корпорации;

— в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

— обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

— требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков;

— оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки;

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Участник корпорации обязан:

— участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены ГК РФ, другим законом или учредительным документом корпорации;

— не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

— участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

— не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

— не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Высшим органом корпорации согласно статье 65.3 ГК РФ является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с ГК РФ законом и уставом корпорации.

Если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

— определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

— утверждение и изменение устава корпорации;

— определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

— образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

— утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

— принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

— избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.

В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и тому подобное). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и тому подобное).

Статья 123.1 ГК РФ закрепляет основные положения о некоммерческих корпоративных организациях.

Такими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ (управление в корпорации).

Некоммерческие корпоративные организации создаются в следующих организационно-правовых формах:

— потребительский кооператив (статьи 123.2 и 123.3 ГК РФ);

— общественная организация (статьи 123.4 — 123.7 ГК РФ);

— ассоциация (союз) (статьи 123.8 — 123.11 ГК РФ);

— товарищества собственников недвижимости (статьи 123.12 — 123.14 ГК РФ);

— казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (статья 123.15 ГК РФ);

— общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (статья 123.16 ГК РФ).

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Статья 123.15 регламентирует основы правового положения казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Положения ГК РФ о некоммерческих организациях применяются к казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Напомним, что согласно положениям названного специального Закона правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, данный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы.

Основными принципами несения российским казачеством государственной службы являются:

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе, взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защищенность государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц, физических и юридических лиц.

Реализация принципов несения российским казачеством государственной службы обеспечивается федеральным законодательством о государственной службе.

Понятие казачьего общества, его особенности, виды

Казачье общество – форма некоммерческого юридического лица, основанная на принципах добровольности, самоорганизации, общности интересов и уклада жизни. Вносится в государственный реестр казачьих обществ в официальном порядке, согласно нормам гражданского законодательства.

Внесение в государственный реестр казачьих обществ фиксирует правовое положение данных юридических лиц. Согласно нормам права, такое общество относится к категории корпоративных организаций, целью которых является не получение материальной выгоды, а достижение определенных целей, направленных на культурное развитие общности, разделяющей определенные взгляды.

Оно признается официально действующей некоммерческой организацией, если внесено в государственный реестр казачьих обществ.

Основная цель деятельности – сохранение традиционного образа уклада жизни и культуры казачества.

Особенности данной формы юридического лица:

  • Исключительно добровольный порядок объединения.
  • В состав организации могут быть приняты только граждане Российской Федерации. Согласно закону, члены общества принимают на себя обязательство нести определенную службу.
  • Создается с целью сохранения традиционного уклада жизни казаков земель России.

Казачьи формирования, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ, являются воплощением культурных и этнических особенностей народности. Лидером сообщества выбирается атаман.

Каждое сообщество имеет наименование, которое определяется видом организации:

  • Городское казачье общество – первичная организация, которая вносится в государственный реестр казачьих обществ. Объединяет жителей городских поселений (одного или нескольких), которые принимают на себя соответствующие обязательства. Хуторское и станичное казачье общество относится к этому типу юридических лиц.
  • Юртовое или районное общество составляется из первичных казачьих обществ.
  • Отдельское казачье общество – организация, которая формируется из нескольких юртовых, хуторских, городских или станичных обществ. Отдельское казачье общество именуется также окружным.
  • Войсковые общества формируют окружные казачьи общества.
  • Всероссийские общества образуются из войсковых обществ. Устав такой организации утверждает президент.

Признаки организационно-правового статуса казачьего общества

Общество имеет ряд признаков, как юридическое лицо. Правовой статус данной организации фиксируется и подтверждается нормами гражданского законодательства, нормативными актами и учредительной документацией организации.

Подтверждением организационно-правового статуса общества являются:

  • Цель деятельности: сохранение культуры и традиций уклада жизни казаков российских земель.
  • В состав общества могут быть приняты только граждане России. Согласно нормам, которые регулируют деятельность таких обществ, принадлежность к юридическому лицу фиксирует правовую и культурную связь именно с Россией, поэтому требование к вступающим быть гражданами России вполне правомерно и логично.
  • Вступление в общество является добровольным. Также на добровольных основаниях участник принимает на себя обязательства нести службу (государственную или какую-либо другую).

Объединения формируются лицами, которые считают себя прямыми потомками, преемниками казаков, и объединяются для возрождения и поддержания культуры и традиций, передачи их потомкам.

Документ, подтверждающий принадлежность к данному сообществу – удостоверение. Внутренние правила регулирует устав казачьего общества.

Порядок государственной регистрации казачьих обществ

Внесение в государственный реестр казачьих обществ осуществляется, согласно нормам гражданского законодательства и Указу Президента от 21 сентября 2003 года.

Уполномоченным органом, который ведет государственный реестр казачьих обществ, является Министерство юстиции. Требования, относительно внесения в реестр, правила внесения, сроки и прочие особенности официальной фиксации казачьих обществ, регулируются Приказом Министерства юстиции.

Поскольку казачьи общества являются некоммерческими юридическими лицами, требуется регистрация данных организаций.

Для регистрации необходимы такие документы:

  • Устав.
  • Заявление о внесении в реестр.
  • Копия решения высшего органа управления юридического лица о внесении в реестр.
  • Список членов сообщества.
  • Копия документа, который фиксирует добровольное принятие обязательств нести государственную службу.
  • Копии решений высших органов управления обществ о вхождении в состав определенного юридического лица.

Не позднее, чем через 30 дней, сообщество должно получить результат относительно того, будет ли внесено общество в реестр. Если обществу отказывают, необходимо предоставить причины отказа.

Департамент по делам некоммерческих организаций занимается вопросами внесения юридического лица в государственный реестр казачьих обществ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *