Кем определяется

Официальные курсы других иностранных валют по отношению к рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках, на межбанковском внутреннем валютном рынке, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.

Официальными курсами национальных валют стран — участниц Экономического и валютного союза по отношению к рублю являются курсы, рассчитанные на основе официального курса евро по отношению к рублю, устанавливаемого Банком России, с использованием соответствующих коэффициентов пересчета данных валют в евро.

Формирование валютного курса — многофакторный процесс, обусловленный взаимозависимостью национальной и мировой экономики и политики. В число факторов, влияющих на валютный курс входят: темп инфляции (чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы); состояние платежного баланса (при пассивном сальдо усиливается спрос на иностранную валюту для погашения международных обязательств и курс национальной валюты снижается); разница процентных ставок в разных странах; деятельность валютного рынка и спекулятивные валютные операции; степень использования определенной валюты на евровалютном рынке и в международных расчетах; ускорение или задержка международных платежей; степень доверия к валюте; валютная политика, которая направлена либо на повышение, либо на понижение курса валюты, исходя из задач валютно-экономической политики.

Но движения курсов могут быть спровоцированы и другими факторами. Все, от стихийных бедствий до заявлений влиятельных политиков, может сильно повлиять на курс. Предугадать каждое движение невозможно, но, если изменения курса не подкреплены какими-то реальными экономическими событиями, такие движения кратковременны.

Действие центрального банка страны на валютном рынке, направленное на поддержание или ослабление национальной валюты, в ходе которого единовременно или в ограниченный период времени производится покупка или продажа большого объема валюты, называется валютной интервенцией. Задача валютной интервенции заключается в поддержании курса валюты в интересах государства.

Если центральный банк страны позволяет валютному (номинальному) курсу свободно изменяться под воздействием рыночных сил, т.е. не производит интервенций на рынке иностранной валюты, то обменный курс является плавающим.

С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.

С 2005 года Центральный банк страны в качестве операционного ориентира курсовой политики начал использовать рублевую стоимость бивалютной корзины, включающей доллар США и евро.

С февраля 2009 года Банк России перешел к использованию механизма автоматической корректировки границ интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема совершаемых интервенций.

В октябре 2010 года Банк России объявил об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины. Фиксированные верхняя и нижняя границы на уровне 41 и 26 рублей за бивалютную корзину действовали с 23 января 2009 года.

Банк России стал осуществлять курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Это означает, что он не препятствовал формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, но в то же время сглаживал резкие колебания валютного курса в целях обеспечения постепенной адаптации экономических агентов к его изменению. Какие-либо фиксированные ограничения на уровень курса национальной валюты или целевые значения его изменения не устанавливались.

В рамках реализации курсовой политики Банк России использовал в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины, состоящей из 45 евроцентов и 55 центов США. Диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины был задан плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. С 24 июля 2012 года по 17 августа 2014 года ширина указанного интервала составляла семь рублей. С 18 августа 2014 года операционный интервал был симметрично расширен до девяти рублей.

По мере приближения рублевой стоимости бивалютной корзины к нижней (верхней) границе операционного интервала объемы покупок (продаж) Банком России иностранной валюты, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля, увеличивались.

До 5 ноября 2014 года при достижении стоимостью бивалютной корзины верхней или нижней границы операционного интервала Банк России осуществлял интервенции без ограничения по объему. С 5 по 7 ноября 2014 года при достижении рублевой стоимостью бивалютной корзины верхней (нижней) границы плавающего операционного интервала и за его пределами центральный банк страны совершал операции по продаже (покупке) иностранной валюты с интенсивностью, равной 350 миллионов долларов США в день. При этом продолжало действовать автоматическое правило корректировки границ интервала.

С 10 ноября 2014 года Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Банк России с 10 ноября 2014 года фактически перешел к плавающему курсу рубля. Глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что в условиях сильного давления на курс национальной валюты политика валютного коридора сдерживала ослабление курса, но и дополнительно порождала спрос на валюту.

По ее словам, плавающий курс рубля позволяет смягчать действие негативных внешних факторов на российскую экономику (снижения цены на нефть, ограничения российских банков в доступе к международным рынкам).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Для чего это написано

Эта заметка вторая из нескольких, посвященных последовательному раскрытию кадастровой стоимости. В них я хочу рассказать о результатах своих исследований в этой области, воплощенных в диссертации, статьях и последующих наработках. Заметки адаптированы для интернет-блога, чтобы читать их было недолго. Поэтому в конце текста приводится источник, где можно узнать о конкретном вопросе подробнее.

Мои цели состоят в том, чтобы:

  1. объяснить юридическую проблематику кадастровой оценки, показать, что она красива и интересна;
  2. дать теоретическую основу для решения возникающих в этой сфере вопросов, чтобы помочь судьям и практикующим юристам;
  3. обеспечить постепенное воплощение в жизнь своих идей: в практике судов и в нормативных актах, что, я надеюсь, приведет к улучшению системы кадастровой оценки;
  4. и самому лучше разобраться в этой теме.

Изложение построено на основании Закона «О государственной кадастровой оценке», поскольку за ним будущее.

Заметки:

1. Что такое кадастровая стоимость: постановка проблемы.

2.1 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ — часть I

2.2 Как и кем определяется кадастровая стоимость: учреждение vs орган субъекта РФ — часть II

3. Что такое правила определения кадастровой стоимости, и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной?

4. Влияние регулятивных целей налогообложения на правила определения кадастровой стоимости

5. О надлежащем уровне правового регулирования кадастровой стоимости

6. Влияние индивидуального правового режима объекта недвижимости на его кадастровую стоимость

7.1 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости — часть I

7.2 Функция суда по делам об оспаривании кадастровой и иной стоимости — часть II

8.1 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? — часть I

8.2 Что такое экономическая обоснованность кадастровой стоимости? — часть II

Заметка разбита на две меньшие по объему части. Вторуя часть вы можете прочитать .

Законодателем предусмотрено несколько способов определения кадастровой стоимости:

1. По итогам государственной кадастровой оценки (далее – ГКО). Кадастровая стоимость рассчитывается специально созданным бюджетным учреждением и утверждается уполномоченным органом субъекта РФ.

2. При изменении характеристик объекта недвижимости или возникновении нового объекта. Кадастровая стоимость определяется бюджетным учреждением на основании модели оценки, построенной им по итогам последней ГКО.

3. При исправлении ошибок, допущенных в ходе ГКО. Расчет кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением. Если исправляется кадастровая стоимость, утвержденная органом субъекта, то этот же орган утверждает исправленные значения путем внесения изменений в соответствующий акт. Если исправляется кадастровая стоимость, определенная самим учреждением в соответствии с п. 2 этого списка, то утверждения со стороны уполномоченного органа не требуется, бюджетное учреждение сразу направляет сведения об исправленной кадастровой стоимости в Росреестр.

4. По итогам рассмотрения споров о приведении кадастровой стоимости в соответствие с рыночной. Кадастровая стоимость рассчитывается соответствующим оценщиком, чье заключение признается достоверным комиссией или судом. Определяется измененная кадастровая стоимость решением комиссии или суда. Замечу, что определение кадастровой стоимости учреждением, комиссией и судом (пункты 2 и 4) дает повод усомниться в признании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (далее – Акт) нормативным актом, на чем обычно основываются Верховный Суд и Конституционный Суд. Подробнее об этом мы поговорим в отдельной заметке, идейно посвященной характеру Акта.

Во всех перечисленных случаях внесение кадастровой стоимости в ЕГРН осуществляется Росреестром.

Чтобы договориться о терминах, замечу, что под расчетом кадастровой стоимости я понимаю установление субъектом специальных знаний самого значения кадастровой стоимости. В то время как определение – это утверждение данного значения уполномоченным субъектом в качестве официально признанного. Такое разделение терминов помогает разобраться в разграничении функций разных субъектов в ходе ГКО, хотя в Законе о ГКО оно не проводится.

Я не буду останавливаться подробно на порядке проведения ГКО, он урегулирован в ст.ст. 11-15 Закона о ГКО, и большинство этих положений носит технический характер. Сейчас хочу остановится на вопросе о том, какова роль органа субъекта РФ, утверждающего значения кадастровой стоимости.

В процессе ГКО кадастровая стоимость конкретных объектов недвижимости рассчитывается специализированным бюджетным учреждением, по итогам чего готовится отчет. Данный отчет проверяется Росреестром. После этого орган субъекта РФ принимает акт об утверждении содержащихся в отчете результатов определения кадастровой стоимости. Далее эти сведения вносятся в ЕГРН.

С учетом сказанного, лицом, рассчитывающим кадастровую стоимость, выступает бюджетное учреждение. Орган исполнительной власти субъекта РФ лишь утверждает те значения, которые указаны в отчете. Данный орган не имеет процедурных механизмов, которые позволили бы проверить достоверность отчета: он не может провести повторную оценку, даже если у него в штате есть компетентные служащие, или инициировать повторную проверку кадастровой стоимости силами Росреестра. Закон не дает ему на это право. Достаточным механизмом контроля за достоверностью определенных значений кадастровой стоимости законом признается текущий и итоговый контроль нарушений со стороны Росреестра.

Таким образом, по смыслу Закона ГКО, значения кадастровой стоимости, указанные бюджетным учреждением в отчете, являются обязательными для органа субъекта РФ. Тогда можно ли сказать, что орган субъекта РФ, утверждая Акт, определяет кадастровую стоимость, или же она определяется уже бюджетным учреждением?

Орган субъекта РФ не вправе изменить рассчитанную в отчете кадастровую стоимость, с которой он не согласен. Более того, установление в ч. 1 ст. 15 Закона о ГКО предельного срока для принятия Акта (20 дней с момента получения отчета), может указывать на то, что утверждение результатов определения кадастровой стоимости, представленных бюджетным учреждением, является обязательным для уполномоченного органа субъекта РФ. Такой подход дает повод предположить, что действия уполномоченного органа вообще лишаются правотворческого начала. Он уже не творит право, поскольку не имеет свободы усмотрения, необходимой для правотворческой деятельности, а реализует обязанность, возложенную на него федеральным законодателем.

С другой стороны, именно то, что результаты ГКО вводятся в действие актом органа исполнительной власти субъекта РФ, позволяет заключить, что данный орган сохраняет возможность, по крайней мере, не утверждать предложенные результаты определения кадастровой стоимости, инициировав новую кадастровую оценку. Это придает минимально необходимую степень свободы действиям органа субъекта РФ, чтобы признать их актом правотворчества. А неудачное положение ч. 1 ст. 15 Закона о ГКО, будто бы не оставляющее выбора уполномоченному органу в утверждении результатов оценки, можно объяснить тем, что этот закон писался оценщиками. И изложен он по большей части как процедурный акт, описывающий последовательность действий всех участников ГКО, в том числе и уполномоченного органа субъекта РФ.

Тем не менее, поскольку речь идет об утверждении экономических показателей стоимости, свобода усмотрения данного органа, действительно, весьма ограничена. Может ли орган, получив отчет, изменить значения кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости, которые показались ему заниженными или завышенными, и утвердить результаты определения кадастровой стоимости с учетом этих изменений? Конечно нет. Такие значения будут экономически необоснованы, поскольку они рассчитаны произвольно, а не в установленной законом процедуре. Уполномоченный орган вправе утвердить лишь те значения кадастровой стоимости, которые рассчитаны бюджетным учреждением в соответствии с Законом о ГКО.

Таким образом, Акт по своей природе является актом, санкционирующим результаты оценки. Это дает основания предположить, что условием его законности и обоснованности выступает экономическая обоснованность результатов определения кадастровой стоимости. Но подробнее об этом мы поговорим в одной из следующих заметок.

С другой стороны, если речь порой заходит о возникновении нового объекта недвижимости, то ст. 16 Закона о ГКО предполагает, что его кадастровая стоимость определяется самим учреждением на основании результатов последней ГКО без какого бы то ни было участия органа субъекта РФ. Получается, что в одних случаях (по итогам ГКО) кадастровая стоимость определяется уполномоченным органом субъекта РФ, а в других самим бюджетным учреждением (при возникновении нового объекта)?

Проблема роли органа субъекта РФ в ходе ГКО усугубляется, если обратить внимание на процедуру исправления кадастровой стоимости из-за допущенных в ходе ГКО ошибок (ст. 21 Закона о ГКО). Если бюджетное учреждение признает допущенную ошибку, сохраняет ли орган субъекта РФ и в этом случае возможность отказаться от внесения в Акт изменений, предлагаемых бюджетным учреждением, в силу присущей этому органу свободы правотворческой деятельности? И кто несет гражданско-правовую ответственность при утверждении ошибочно определенной кадастровой стоимости?

Об этом мы поговорим во второй части заметки.

Валютные операции. Оборот наличной и безналичной валюты в России – какие ограничения (в сравнении с рублевыми).

В соответствии с законодательством Российской Федерации платежным средством при совершении денежных расчетов на территории Российской Федерации является рубль. Ограничений на сделки, совершаемые в рублевом эквиваленте, не установлено. Возможность применения при денежных расчетах иностранной валюты также допускается, но только если такая возможность установлена законодательством.

В частности, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. Понятие валютной операции содержится в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

К ним относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

Для понимания того, возможно ли осуществление валютной операции, важно также определить, кто понимается под резидентом и нерезидентом.

Резиденты — физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящиеся за пределами РФ их филиалы, представительств и иные подразделения; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты – все иные физические лица; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций:

— передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию;

— дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

— завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

— приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;

— перевод физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и получение в России физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемые в установленном порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;

— покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;

— расчеты физических лиц — резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам — резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках (п. 3 (1) — 3 (7) ст. 14 Закона).

Также физические лица могут осуществлять валютные операции через уполномоченные банки, связанные с покупкой/продажей иностранной валюты; получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам; внесением денежных средств на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок).

На территории нашей страны оплачивать товары и услуги можно только с использованием рубля. Но существует множество случаев, когда вам могут понадобиться деньги в иностранной валюте. Покупка и продажа валюты осуществляется через банк. Любой коммерческий банк заинтересован в получении прибыли. Прибыль от продажи валют получается за счет увеличения самого курса и разницы между покупкой и продажей.

В коммерческих банках устанавливается:

  • курс покупки – цена, по которой банк готов выкупить у клиента единицу иностранной валюты;
  • курс продажи – цена, по которой банк продает клиентам единицу иностранной валюты;
  • кросс-курс или конверсионный курс – соотношение стоимости двух иностранных валют друг относительно друга.

Предположим, коммерческий банк приобретает иностранную валюту как на бирже по официальному курсу. Эта операция влечет за собой финансовые издержки, которые определяются расходами на зарплату кассирам, за аренду помещения, на оплату налогов и коммунальных услуг. Чтобы покрыть их, а также получить от перепродажи валюты своим клиентам запланированную прибыль, коммерческий банк вынужден увеличить стоимость единицы иностранной валюты на определенную сумму. Поэтому курс продажи коммерческого банка всегда будет выше, чем курс, установленный Банком России.

Разница между курсами покупки и продажи называется спредом. Иногда на фоне повышенного спроса на валюту банки могут завышать цену покупки, и спред будет расти. Зачастую такая ситуация может возникнуть в обменных пунктах, которых много на улицах города. В этом случае Центробанк России может ввести ограничение на разницу между курсами покупки и продажи валюты.

При покупке валюты следует помнить, что банки указывают, по какой цене банк готов купить, и по какой цене он готов продать, и всегда цена покупки будет ниже, чем продажи.

Материал подготовлен методистом ГБОУ ГМЦ ДОгМ Ефановой О.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *