Функциональное значение
Основным отчетным нормативным актом для кассира является справка такого образца. Она подтверждает размер полученной выручки и передается непосредственно руководителю вместе с денежными средствами. В тех случаях, когда деньги передаются на хранение в банк, при помощи инкассаторов в форме делается специальная пометка.
При проведении проверок надзорными органами, такие справки играют крайне важную роль. Эти акты свидетельствуют о полноте предоставленных сведений и соответствии с отчетной документации. Также при помощи КМ-6 производится составление сводного отчета. В эту справку включены важные сведения о состоянии счетчиков ККТ.
Определение общей выручки производится на начало и конец отчетного месяца. Во внимание берется и сумма средств возвращенных клиентом по чекам, которая вычитается из общей суммы выручки. Это проверяется и заверяется ответственными должностными лицами.
Документы о приеме и оприходовании денег по ККТ в обязательном порядке должны содержать в себе подтверждающие подписи руководителя компании и старшего кассира.
Правила заполнения
Если в организации функционирует несколько касс, то кассир обязан составлять справку-отчет формы КМ-6 для каждой в отдельности. Поэтому по окончанию смены или рабочего дня таких документов может быть несколько.
На главном титульном листе в обязательном порядке, в соответствии с законодательными требованиями указывается информация об организации – полное наименование юридического лица, адрес фактического расположения, ОКПО, сведения об ИНН (присвоенный индивидуальны номер налогоплательщика) и сведения для связи (контактные данные – номер телефона, факс, электронная почта и т.д.).
Помимо этого указывается информация о ККТ аппарате – наименование модели, фирмы производителя, номера изделия (можно узнать из паспорта устройства) и номер под которым он зарегистрирована в налоговом органе.
Затем прописываются сведения:
- Полные ФИО ответственного кассира-операциониста.
- Номер смены, в которую осуществлялась деятельность.
- Номер, присвоенный документу и его дата заполнения.
- Продолжительность отчетной смены или рабочего дня – время, в которое осуществлялся учет денежных средств поступивших в качестве выручки.
Номер формы КМ-6 берется из данных фискального документа-отчета.
Сводный отчет формируется на основании сведений полученных из счетчиков денежного характера, которые установлены в кассовых аппаратах. Он составляется на начало и на конец отчетного периода (смена или день). Его именуют Z-отчетом. В нем содержится 10 граф, которые подлежат заполнению кассиром:
- Присвоенный номер отчета.
- Если имеется, то порядковый номер отдела.
- При наличии – номер секции.
- Графа под номером 4 не заполняется кассиром.
- Информация о состоянии кассы на начало периода отчета.
- Данные на конец отчета (завершение дня либо смены).
- Объем полученных средств за вычетом возврата от потребителей по чекам, которые не были использованные.
- Возвраты по чекам, пробитым с ошибками или, которые не нашли применения.
- Данные о кассире-операционисте – ФИО.
- Заверяющая подпись кассира составляющего отчет.
В конце страницы прописывается словами сумма полученной за день или смену выручки.
Когда справка передается в бухгалтерский отдел, то на ней проставляется дата и номер приходного кассового ордера. Если КМ-6 отправляется в банк, то указываются данные о реквизитах и сведения о квитанции, которая выдается о принятии инкассатором денежных средств.
Правила по заполнению КМ-6 для ИП такие же, как и для юридических лиц.
Подробная инструкция
Справка формы КМ-6 условно можно разделить на 3 части: строчную, табличную и заключительную. Заполнение строчной части:
- Графа «организация» — прописывается название юридического лица или ИП в полной зарегистрированной форме, адрес и контактный телефонный номер.
- ИНН предприятия, на котором составляется справка.
- Отдел или структурное подразделение – если имеется разграничение.
- Данные о ККТ – содержит сведения о модели устройства.
- Номер ККТ – можно узнать у старшего кассира или из документов к аппарату.
- Графа прикладная программа остается пустой, если она не используется.
- В поле кассир – указываются полные инициалы кассира, но если сектор обладает несколькими работниками-операторами, то оно не заполняется.
- В графе смена прописывается номер Z-отчета.
Также между двумя частями идет промежуточное поле – им пренебрегать нельзя и его обязательно нужно заполнить. Здесь указывается порядковый номер присвоенный справке формы КМ-6, дата его заполнения и точное время начала составления и окончания.
Составление табличной части:
- В столбце 4 не указывается никакая информация при условии, что для учета используется техника ККТ младше 2004 года.
- В 5 отображается сумма средств на начало смены. Такие сведения можно узнать из журнала кассира в графе 9 или из составленного утром Отчета в строке ГРОСС-ИТОГ.
- В 6 – указывается сумма ГРОСС-ИТОГа из отчета Z.
- В 7 – Итог по смене Z-отчета. Если были возвраты, то указывается итоговое значение, полученное после вычета возвращенных средств.
- Столбец под номером 8 остается пустым, если в течении смены или дня не было произведено возвратов. Если они были, то указывается сумма из Z-отчета с соответствующим названием «Возвраты».
- В 9 – указывается фамилия кассира-операциониста, который составлял отчет.
- 10 предназначается для его заверяющей подписи.
- В итоговом поле фиксируются суммы 7 и 8 столбцов.
Незаполненные столбцы можно зачеркивать. Чаще всего лица осуществляющие составление отчета, так и делают, для того чтобы показать надзорным органам, что документ завершен и не нуждается в дополнении.
Заключительная часть:
- В строчке итого отображается в прописном виде сумма полученной за отчетный период (день, смена) выручки денежных средств.
- Строка с названием «принята» заполняется редко, только в случае если выписывают приходной ордер на составленный отчетный документ.
- В графе «сдана в банк» указывается информация о банке, при передаче КМ-6 инкассатору.
- Графа «Квитанция №» тоже заполняется редко, так как это нецелесообразно, потому что она относится к строке «Принята».
После заполнения последней части ставится подпись с расшифровкой следующих уполномоченных лиц:
- главы предприятия;
- ведущего (старшего) кассира-операциониста;
- кассира, который составлял отчет формы КМ-6.
Справка хранится в фирме 5 лет. Она передается старшему кассиру, после чего он отдает главе компании или бухгалтеру.
Вопрос о заполнении КМ-6 очень актуален. За отсутствие такого отчета не предусматривается штрафа, однако в случае обнаружения других нарушений – это будет считаться отягощающим условием.
Документы для скачивания (бесплатно)
Эквайринг
Эквайрингом называется способ оплаты услуг и товаров, при котором денежные средства списываются с банковской карты покупателя при помощи специального оборудования – POS-терминала. Иными словами – это технология безналичного расчета.
Для того чтобы воспользоваться услугами банка-эквайера заключается договор между компанией продавцом и таким учреждением. В договоре прописываются условия:
- На каких условиях будет установлено оборудование и производится его обслуживание.
- Размер комиссии – вознаграждение банка.
- На какой срок будут размещены денежные средства.
Эквайринг бывает трех видов.
Торговый. Используется торговыми фирмами для осуществления безналичного расчета при помощи банковских карт между фирмой и клиентом с целью оплаты товаров и услуг.
В соответствии с заключенным договором у организации и банка-эквайера появляются обязательства друг перед другом.
У торгового предприятия:
- Создает условия для установки и эксплуатации специального оборудования с POS системой оплаты (работающие с платежными картами).
- Принимать оплату при помощи эквайринг-технологии.
- Уплачивать банку комиссионные отчисления, оговоренные в тексте договора.
Банк обязан:
- Установить необходимое оборудование.
- Провести обучающие уроки по обращению с оборудованием, технологией и операциям по картам.
- Техническая поддержка и консультации при необходимости.
- Проверка платежеспособности карты клиента при помощи технологий эквайринга.
- Соблюдение сроков по возмещению сумм, которые были оплачены при помощи карт.
- По мере необходимости снабжение расходными средствами.
Интернет-эквайринг. Принцип, функционирования системы такой же, однако в расчетах такого типа нет прямого контактирования между продавцом и клиентом. Расчеты ведутся при помощи специально разработанных веб-интерфесов. Отличие интернет от торгового эквайринга заключается в том, что между банком и торговым предприятием может появиться посредник – процессинговая фирма.
Такие организации осуществляют сбор данных о карте клиента и передают их банку, также они занимаются обеспечением безопасности интернет-операций и информационную поддержку клиентов.
Мобильный – представляет собой POS терминал в виде карт ридера, который располагается непосредственно на мобильном устройстве. При помощи специального ПО осуществляется оплата товаров и услуг картой прямо на смартфоне.
Плюсы:
- Мобильность – оплату можно провести в любом месте, независимо от наличия ПК или ноутбука, не посещая магазины и специальные пункты. mPOS всегда находится вместе с владельцем.
- Доступ к банковскому счету и возможность распоряжаться средствами на нем в течение 24 часов.
- Низкая стоимость устройства.
- Максимальная безопасность расчетов.
Схема операции эквайринга:
- Активация карты при помощи проведения ею по терминалу.
- Данные о счете передаются в процессинговый центр.
- Производится проверка остатка на карте.
- В случае наличия на счете необходимой суммы происходит списание средств в пользу банка-эквайзера.
- Формируется и выдается слип в двух экземплярах (документ, похожий на чек).
- На одном расписывается клиент и отдает продавцу, а на другом кассир и передает клиенту. Подпись на первом сверяется с подписью на карте.
- Осуществляется перечисление средств со счета банка на расчетный счет торговой организации.
Следует обратить внимание, что помимо слипа потребителю выдается и кассовый чек.
Преимущества использования эквайринга для предприятий малого бизнеса:
- Повышение объема продаж. По статистике рост составляет 20-30%. Это обусловлено тем, что владельцы карт совершают более дорогие покупки, а также психологическим фактором – с безналичными средствами проще расставаться, чем с купюрами.
- Терминал не принимает фальшивые купюры, следовательно, снижается риск мошенничества.
- Банк-эвайер часто предоставляет возможность льготных тарифов и условий в кредитовании для своих клиентов.
- Обучение персонала пользоваться POS-терминалами происходит на бесплатной основе.