Обязательные работы в законодательстве об административных правонарушениях.
Ранее обязательные работы в качестве вида наказания применялись только в уголовном законодательстве в качестве основного вида наказания. В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», с 1 января 2013 данный вид наказания будет применяться и в качестве вида наказания за административные правонарушения.
В соответствии со ст. 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.
Вместе с тем, законодательно очерчен круг лиц, к которым обязательные работы не применяются. К таковым относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Обязательные работы назначаются судом.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ, постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.
Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых отбывается этот вид наказания, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.
На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания наказания.
В случае уклонения лица от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, судебный пристав – исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В КоАП РФ содержится три статьи, санкции которых предусматривают наказание в виде обязательных работ:
1. нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2 КоАП РФ);
2. организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (статья 20.2.2 КоАП РФ);
3. блокирование транспортных коммуникаций (статья 20.18 КоАП РФ).
Кроме того, в ряд положений КоАП РФ внесены существенные изменения, касающегося порядка применения такого вида административного наказания как обязательные работы.
Так, согласно абз.2 ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ, в качестве исключения из общего правила установлено, что присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем, наряду с административным арестом, административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства обязательные работы, является обязательным.
Также, согласно ч.2 ст. 31.6 КоАП РФ, принесение протеста на постановление об обязательных работах не приостанавливает исполнение этого постановления.
Таким образом, введение нового вида административного наказания – обязательных работ в законодательство об административных правонарушениях служит цели предупреждения совершения новых правонарушений с учетом индивидуализации наказания, и, как следствие, наиболее полной реализации таких задач законодательства об административных правонарушениях, как защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан.
Комментируемая ст. 3.13 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей (ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы не применяются к:
а) беременным женщинам;
б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
в) инвалидам I и II групп;
г) военнослужащим;
д) гражданам;
е) призванным на военные сборы;
ж) а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Согласно ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ.
Согласно ст. 32.13 КоАП РФ виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до 8 часов в день в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32.13 КоАП РФ (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых должник, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает такие работы.
Время обязательных работ не может превышать:
а) 4 часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе;
б) 2 часов в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4 часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП).
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.
Постановление судьи о назначении обязательных работ вступает в законную силу и подлежит принудительному исполнению по истечении сроков, установленных ст. 31.1. КоАП РФ.
Возбуждение исполнительного производства до истечения срока на обжалование постановления судьи о назначении обязательных работ не допускается.
В связи с этим особое внимание необходимо уделять наличию на постановлении судьи о назначении обязательных работ отметки о вступлении его в законную силу.
Предъявленный для исполнения исполнительный документ в отношении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должен соответствовать требованиям, установленным ст. 13 Закона.
Постановление о назначении обязательных работ предъявляется по месту жительства или месту пребывания должника. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника – по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.
Судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии со ст.ст. 30, 31 Закона.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в постановлении о возбуждении исполнительного производства не устанавливается.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель определяет вид работ и организацию, в которой лицо должно отбывать обязательные работы, разъясняет порядок и условия их отбывания, а также ответственность за уклонение от отбывания данного вида наказания.
Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель разъясняет лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, право обратиться с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.
Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются должнику, взыскателю, в суд, выдавший исполнительный документ, и орган местного самоуправления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения, путем выхода по адресу регистрации, проживания, пребывания должника судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо истребовать у должника сведения о месте его регистрации и жительства, месте его работы, учебы, а также контактные телефоны.
Одновременно с вручением копии постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вручает должнику памятку, в которой разъясняются порядок и условия отбывания обязательных работ, а также предупреждает его об административной ответственности за уклонение от отбывания обязательных работ (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ).
Также судебному приставу-исполнителю необходимо составить анкету должника, в которой отразить сведения о месте регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны.
Кроме того, должнику рекомендуется предложить сообщить о наличии заболеваний, затрудняющих отбывание административного наказания в виде обязательных работ, а также иные сведения, имеющие значение при отбывании обязательных работ.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются в суд, выдавший исполнительный документ, а также в орган, инициировавший привлечение лица к административной ответственности.
В случае отсутствия сведений о местонахождении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, судебный пристав-исполнитель объявляет его в розыск в соответствии со ст. 65 Закона.
При возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель заводит учетную карточку на лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в которой ведет суммарный учет отработанного должником времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения.
В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства организует взаимодействие с органом местного самоуправления путем направления письма в орган местного самоуправления о необходимости определения вида и места работы для должника (шаблон письма прилагается).
Судебный пристав-исполнитель согласовывает с органом местного самоуправления вид обязательных работ и организацию, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, будет отбывать обязательные работы. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
При определении должнику вида обязательных работ и организации учитывается его место жительства, график основной работы или учебы, состояние здоровья и иные обстоятельства.
После определения организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, будет отбывать обязательные работы, судебный пристав-исполнитель направляет в данную организацию копии исполнительного документа, постановления о возбуждении исполнительного производства, направления для отбытия обязательных работ, предварительно уведомив администрацию организации о данных должника и согласовав дату приступления к работе.
В срок не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, письменно разъясняет порядок и условия отбытия обязательных работ, ответственность за уклонение от обязательных работ, вручает направление в организацию, в которой данное лицо будет отбывать обязательные работы, а также требование о явке в данную организацию для отбытия обязательных работ.
Судебный пристав-исполнитель приобщает к материалам исполнительного производства копию приказа о приеме лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на работу. Контроль за явкой данного лица в организацию, в которой будет отбывать обязательные работы, осуществляется судебным приставом-исполнителем в день, установленный для приступления к работе, путем выезда в данную организацию и составления акта совершения исполнительных действий, который приобщается к материалам исполнительного производства.
Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по вызову судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль за отбытием обязательных работ лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, в том числе за поведением таких лиц, а также ведет суммарный учет отработанного ими времени.
Судебный пристав-исполнитель контролирует своевременное поступление информации от администрации организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, о поведении должника, соблюдении им правил внутреннего распорядка организации, уклонении от отбывания обязательных работ, количестве отработанных часов.
При этом администрация организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, осуществляет контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ. Администрация организации ежемесячно уведомляет судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов путем направления судебному приставу-исполнителю табеля учета рабочего времени, еженедельно – о поведении должника, соблюдении им правил внутреннего распорядка и незамедлительно – об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
В целях контроля за поведением лица, отбывающего обязательные работы в нерабочие дни, исполнительные действия в рамках исполнения указанной категории исполнительных производств могут совершаться также и в нерабочие дни.
Для совершения исполнительных действий в нерабочие дни судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава или его заместителя, которые незамедлительно уведомляют об этом главного судебного пристава.
В структурных подразделениях судебных приставов составляется график проверок организаций, в которых должники отбывают обязательные работы, который в обязательном порядке утверждается старшим судебным приставом.
Судебный пристав-исполнитель осуществляет не реже двух раза в месяц посещение организации для проверки поведения должников по месту работы с составлением акта совершения исполнительных действий. В акте совершения исполнительных действий отражается информация о виде выполняемой должником работы и иные сведения, имеющие отношение к исполнению исполнительного документа.
Учет отработанного должником времени осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с табелем учета рабочего времени, поступившим из администрации организации, в которой должник отбывает обязательные работы. Табель учета рабочего времени приобщается к материалам исполнительного производства. При необходимости дополнительная информация может быть получена посредством телефонной связи.
Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.
Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.
Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.
В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа о назначении обязательных работ судебным приставом-исполнителем не устанавливается, исполнительский сбор не взыскивается.
В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, признания должника инвалидом I или II группы, а также наступления беременности судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику либо его законному представителю право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства суд выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона после отбытия должником установленного времени обязательных работ в полном объеме, что подтверждается табелем учета рабочего времени или справкой организации, в которой он отбывал обязательные работы.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику, в суд, выдавший исполнительный документ, а также в орган, инициировавший привлечение лица к административной ответственности.
Время создания/изменения документа: 03 октября 2013 15:15 / 03 октября 2013 15:18
Версия для печати