Кодшеринговые рейсы

Код-шеринг

Код-шеринг (англ. Codeshare agreement (“code-share”), рус. «обмен кодом») — Соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса или авиалинии двумя (и более) авиакомпаниями, на определенном маршруте. Одна из этих компаний называется Стороной-Оператором, а вторая (остальные) Стороной-Партнером. При этом рейс обозначается двойным (или более) совместным кодом Сторон (код Авиакомпании-Оператора / код Авиакомпании-Партнера).
Практика код-шеринговых соглашений достаточно широко распространена среди авиакомпаний. Компания-Оператор выполняет полеты и продает билеты от своего на свои рейсы, а остальные маркетинговые Партнеры — продают билеты на рейс Авиакомпании-Оператора, также под своим именем, но не совершая рейсов самостоятельно.
В следствие код-шеринговых соглашений, в расписании по одному и тому же маршруту, одновременно могут быть несколько рейсов. Фактически, рейс выполняет только одна авиакомпания-Оператор, а остальные перевозчики лишь продают от себя билеты по своим тарифам.
Например, рейс AZ 481 Киев–Рим, выполняет авиакомпания «Alitalia».
Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины» тоже продает билеты на этот рейс, но со «своим» номером PS 9481. Очевидно, что обе эти компании работают по код-шеринговому соглашению и имеют определенное количество мест на рейсах друг друга в Рим для продажи от своего имени. При бронировании вам обязательно сообщат, какая авиакомпания будет непосредственно обслуживать полет.
Преимущества код-шерингового договора для компаний очевидны. Происходит экономия ресурсов и сокращение параллельных рейсов, за счет партнеров.
Для пассажиров также есть плюсы: если вы (или сотрудники больших предприятий) часто летаете и предпочитаете пользоваться одной авиакомпанией, участвуя в бонусной программе, то code-share позволяет не менять авиакомпанию и накапливать баллы или мили. Также для пассажира расширяются варианты дополнительных промежуточных пунктов (хабов) и стыковок рейсов.

Интерлайн-соглашение

Интерлайн-соглашение — один из видов соглашения между перевозчиками, о признании перевозочной документации одного авиаперевозчика другим. Это значит, что после заключения интерлайн-соглашения, каждый интерлайн-партнер имеет право оформлять документы на своих бланках, и он и будут признаны другим интерлайн-партнером, это касается любых перевозок и маршрутов (регулярные внутренние, международные, трансферные).
Интерлайн-партнерство — самый распространенный и простой вид сотрудничества в мире между авиакомпаниями, независимо от страны компании.
В стандартном соглашении об коммерческом интерлайн-сотрудничестве четко определяются взаимные услуги, в частности условия оформления, продажи и взаимного признания документов для перевозки пассажиров и грузов. Это касается:

  • авиабилетов;
  • квитанций сверхнормативного багажа;
  • авиагрузовых накладных;
  • ордеров различных сборов и другое.

Существует два вида интерлайн-соглашений:

  1. Двустороннее соглашение о признании документации для перевозки.
  2. Многостороннее интерлайн-соглашение (Multilateral Interline Traffic Agreement — MITA).

Для продажи авиаперевозок по интерлайн-соглашению могут быть использованы бланки перевозчика или нейтральные бланки BSP (Billing and Settlement Plan) или ТКП (Транспортной Клиринговой Палатой), если в договоре не оговорено иное.
Дополнительно компании-партнеры могут подписать специальные прорейтовые соглашения (Special Proreit Agreement), согласно которых, разработаны трансферные тарифы для сквозной продажи перевозок на стыкующиеся рейсы от всех интерлайн-партнеров.
Следует отметить, что авиакомпания, непосредственно выполняющая рейс фактически отвечает за любые неудобства, причиненные пассажиру во время рейса. В случае утери, задержки или повреждения багажа, отмены или переноса рейса и других жалоб — претензии следует направлять той же авиакомпании, на самолете которой вы летели.
Если вы покупаете билет на рейс, выполняемый в рамках интерлайн-соглашения, продавец должен уведомить вас об этом. На билете должно быть указано какая компания фактически выполняет перелет.
Если во время перевозки происходят замены авиаперевозчика или какие-то нестандартные ситуации, пассажиров обязательно обязаны проинформировать о фактическом перевозчике.
В случае, если пассажир оплатил перечень услуг и они не были представлены во время перелета, то авиакомпания отвечает перед пассажиром, и обязана выплатить компенсацию в размере суммы, которую пассажир заплатил за эти услуги.
Авиаперевозчик не отвечает за услуги по перевозке багажа (груза) третьими лицами, с которыми у компании нет коммерческих соглашений. Если авиакомпания самостоятельно выполняет перевозку багажа (грузов) пассажира, то эти дополнительные услуги оплачивает пассажир.

Что такое код-шеринг

Код-шеринг – это соглашение об эксплуатации рейса определенной авиакомпании сразу несколькими авиаперевозчиками. Так, одна или группа компаний продают под своим именем авиабилеты на перелет компании-оператора, используя собственную тарифную политику, код и номер.

Например, рейс Z6 18 Одесса-Киев выполняет авиакомпания «Днеправиа», но пассажиры могут забронировать авиабилеты на этот авиарейс авиационной компании МАУ, номер которого будет PS 1518. Так, МАУ на основе сodeshare agreement имеет определенное количество мест в самолете другой компании и имеет полное право продавать авиабилеты от своего имени. Но фактически пассажир будет лететь на борту лайнера «Днеправиа». Здесь стоит отметить, что ответственность за пассажиров берет на себя авиакомпания, которая выполняет перелет, не зависимо от того, у какого авиационного перевозчика был приобретен авиабилет.

Код-шеринг соглашение на параллельные авиарейсы

Авиаперевозчики также могут подписывать сodeshare соглашение на параллельные рейсы по одинаковому маршруту. Например, перелет Киев-Амстердам выполняется компанией МАУ под номером PS101, но пассажиры могут забронировать авиабилеты на этот же перелет у авиакомпании KLM с номером KL3097.
И наоборот – на авиарейс KL1386 компании KLM можно забронировать авиабилеты МАУ с номером PS9386. Данные авиаперевозчики, в рамках договора код-шеринга, имеют определенное число мест предназначенных для продажи авиабилетов под своим именем на рейсах друг друга. Таким способом авиационные компании сокращают количество собственных рейсов, сохраняя при этом частоту перелетов для пассажиров.

Код-шеринг для совместной эксплуатации последовательных рейсов

Также код-шеринг дает возможность авиакомпаниям расширить спектр предложений для пассажиров за счет маршрутной сети партнера. Таким способом авиакомпания может доставить пассажиров в определенное место, не отправляя туда собственный пассажирский лайнер. Например Вам нужно долететь из пункта А в пункт Б. Чтобы предоставить эту услугу пассажирам авиакомпания подписала код-шеринговое соглашение с компанией-партнером, на основе которого Вы можете забронировать авиабилеты из пункта А в пункт Б с пересадкой в пункте С. Для Вас это будет стандартный полет с пересадкой, а на самом деле из А в С Вас доставит один перевозчик, а из С в Б – другой. Так проявляется код-шеринг для совместной эксплуатации компаниями последовательных перелетов. В данном случае ответственны за авиапассажира обе компании.

Выгода код-шеринга для авиакомпаний:

  • снижаются операционные расходы участников соглашения
  • сокращение количества собственных авиарейсов
  • сохраняется частота перелетов за счет компании-партнера
  • увеличивается частота перелетов, но при этом не вводятся собственные рейсы перевозчика
  • расширяется география перелетов
  • возможность удержать клиента, предоставив ему авиабилет по нужному направлению
  • возможность проникнуть на рынок авиапартнера
  • повышение уровня обслуживания одного авиаперевозчика до стандартов другого, который пользуется большей репутацией на авиа рынке

Преимущества код-шеринга для пассажиров
Данное сотрудничество авиационных компаний более выгодно для постоянных путешественников, которые предпочитают определенного перевозчика и пользуются его бонусной программой. Таким образом, код-шеринговый авиарейс предоставляет пассажиру возможность забронировать авиабилеты «своей» авиакомпании и получить за это желанные мили.

Это же касается и пассажиров, совершающих множество бизнес поездок, когда политика работодателя позволяет подчиненному забронировать авиабилеты только определенных авиалиний. Благодаря сodeshare соглашению пассажир может долететь в место назначения не нарушив правил работодателя.

Также код-шеринг позволяет пассажирам забронировать авиабилеты на рейсы с более удобными стыковками. К примеру, уже обсуждаемый рейс Киев-Амстердам: рейс МАУ (PS101, в KLM он – KL3097) является утренним, это позволяет пассажирам KLM забронировать авиабилеты из Амстердама в любой город Европы на более удобный и ранний стыковочный рейс этого же перевозчика. Собственный же рейс KLM вылетает только в середине дня и прилетает в аэропорт Амстердам Схипхол уже после обеда, что усложняет возможность забронировать авиабилеты на удобное время.

В целом можно выделить такие преимущества сodeshare перелетов для авиапассажиров:

  • возможность забронировать авиабилеты на удобный рейс предпочитаемой авиакомпании, продолжив накапливать бонусы
  • авиапассажир имеет возможность забронировать авиабилеты по более выгодной цене
  • авиабилеты на код-шеринговые рейсы часто предлагают пассажиру перелет со стыковкой в узловом аэропорту (хаб)
  • код-шеринговые перелеты не подразумевают дополнительной регистрации между рейсами

Как определить код-шеринговый рейс?

Код-шеринговый авиарейс в аэропорту можно распознать на информационном табло – время вылета и направление самолетов разных авиаперевозчиков совпадают. При этом рейс компании-оператора может обозначаться обычным образом (код из двух латинских букв, присвоенный авиакомпаниям ІАТА (Международной ассоциацией воздушного транспорта), например МАУ – PS, Lufthansa — LH, KLM — KL и т. п), или могут быть указаны и коды всех перевозчиков, подписавших соглашение.

Самолет компаний-партнеров обозначают двойным кодом – авиакомпании-оператора и авиакомпании-партнера.
Оформляя авиабилеты Вас должны проинформировать, что определенный перелет выполняется в рамках код-шерингового соглашения. Если Вас не предупредили, то внимательно рассмотрев приобретенный авиабилет, после указанного номера рейса можно увидеть ссылку на дополнительную информацию о перевозчике, который осуществляет перелет.

Код-шеринг (Code-share)

Код — шеринг позволяет авиакомпаниям сократить количество собственных рейсов, но при этом за счет рейсов кампании-партнера — формально сохраняется частота полетов.

Код-шеринг (code-share, букв. «обмен кодом») — это совместное использование самолета одной компании несколькими авиаперевозчиками на определенном маршруте.

На информационных табло в аэропортах часто можно видеть, что несколько рейсов разных авиакомпаний одновременно вылетают в один и тот же город. Это совершенно не значит, что сразу несколько самолетов стаей птиц летят по одному маршруту. Просто компании заключили между собой код-шеринговое соглашение, то есть фактически рейс выполняется одной компанией, а другие могут продавать места в этом самолете по своим тарифам и под своим кодом и номером рейса — как будто бы он выполняется ими самими.
Например: рейс KL1386 Киев-Амстердам, выполняется авиакомпанией KLM. Билеты на этот же рейс, но со «своим» номером PS9386, продает и авиакомпания «Международные авиалинии Украины». И наоборот — рейс PS101 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» из Киева в Амстердам имеет и номер KLM — KL3097. Две компании заключили код-шеринговое соглашение и имеют некоторое количество мест на рейсах друг друга в Амстердам для продажи «от своего имени».
Выгода авиакомпаний очевидна. Прежде всего, это большая экономия — сокращается количество собственных рейсов, но при этом за счет партнерских формально сохраняется частота полетов. Упрощенно говоря, действует следующий принцип: «утром летишь ты, вечером лечу я».

Для пассажиров также существует целый ряд преимуществ от таких соглашений. Если в силу тех или иных причин вы «привязаны» к определенной авиакомпании (будь то привлекательная бонусная программа или политика работодателя в отношении полетов сотрудников), то code-share — это хорошая возможность выбрать более удобный рейс для полета, не «изменяя» «своей» авиакомпании — вы продолжаете накапливать баллы или мили и не нарушаете правила своего работодателя.

Кроме того, благодаря code-share соглашению для пассажиров появляются дополнительные, более удобные стыковки через узловой аэропорт — хаб (hub).
Возьмём тот же пример с рейсом в Амстердам: благодаря тому, что рейс авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (PS101, он же KL3097) вылетает утром, пассажиры KLM могут пересесть на более ранний удобный стыковочный рейс авиакомпании KLM из Амстердама в любой европейский город, чем если бы они воспользовались собственным рейсом KLM, который вылетает в середине дня.
Необходимо помнить, что за все неудобства, причиненные пассажиру, отвечает авиакомпания, фактически выполнявшая рейс. Если был задержан или испорчен багаж, отменен или перенесён рейс, если вас облили томатным соком или нагрубили во время полёта — все претензии предъявляются только той авиакомпании, самолетом которой вы летели.

Кстати, бывают случаи, когда рейсы по какому-то маршруту выполняет лишь одна из авиакомпаний партнеров. Например, те же «Международные авиалинии Украины» продают билеты под собственным кодом на рейсы авиакомпании «Днепроавиа», которая является эксклюзивным перевозчиком по ряду внутриукраинских направлений.

При покупке авиабилета вас должны проинформировать особо, если рейс выполняется в рамках код-шерингового соглашения. Кроме того, на самом билете после номера такого рейса должна быть ссылка на информацию о том, какая компания на самом деле его выполняет. В любом случае, всегда полезно поинтересоваться «настоящим» номером рейса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *