Содержание
- Описание классификатора ОКСО
- Вхождение классификатора в Национальную систему стандартизации
- Предшествующий классификатор
- Информационные ресурсы для разработки классификатора
- Назначение классификатора
- Построение классификатора
- Объекты классификации
- Система классификации и кодирования
- Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам
- Система ведения классификатора
- Посмотреть еще:
Описание классификатора ОКСО
Вхождение классификатора в Национальную систему стандартизации
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
Предшествующий классификатор
ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
Информационные ресурсы для разработки классификатора
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Назначение классификатора
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО используется при решении задач, связанных с:
- регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
- регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
- регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
Построение классификатора
ОКСО включают в себя следующие разделы:
- раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
- раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
- раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата;
- раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры;
- раздел V. Специальности высшего образования — специалитета;
- раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
- раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
- раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
- раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Объекты классификации
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.
Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.
Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
Система классификации и кодирования
В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
X.XX.XX.XX,
где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:
- математические и естественные науки;
- инженерное дело, технологии и технические науки;
- здравоохранение и медицинские науки;
- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
- науки об обществе;
- образование и педагогические науки;
- гуманитарные науки;
- искусство и культура;
- оборона и безопасность государства. Военные науки.
В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:
- Математические и естественные науки
- 01 Математика и механика
- 02 Компьютерные и информационные науки
- 03 Физика и астрономия
- 04 Химия
- 05 Науки о Земле
- 06 Биологические науки
- Инженерное дело, технологии и технические науки
- 07 Архитектура
- 08 Техника и технологии строительства
- 09 Информатика и вычислительная техника
- 10 Информационная безопасность
- 11 Электроника, радиотехника и системы связи
- 12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
- 13 Электро- и теплоэнергетика
- 14 Ядерная энергетика и технологии
- 15 Машиностроение
- 16 Физико-технические науки и технологии
- 17 Оружие и системы вооружения
- 18 Химические технологии
- 19 Промышленная экология и биотехнологии
- 20 Техносферная безопасность и природообустройство
- 21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
- 22 Технологии материалов
- 23 Техника и технологии наземного транспорта
- 24 Авиационная и ракетно-космическая техника
- 25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
- 26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
- 27 Управление в технических системах
- 28 Нанотехнологии и наноматериалы
- 29 Технологии легкой промышленности
- Здравоохранение и медицинские науки
- 30 Фундаментальная медицина
- 31 Клиническая медицина
- 32 Науки о здоровье и профилактическая медицина
- 33 Фармация
- 34 Сестринское дело
- Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
- 35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
- 36 Ветеринария и зоотехния
- Науки об обществе
- 37 Психологические науки
- 38 Экономика и управление
- 39 Социология и социальная работа
- 40 Юриспруденция
- 41 Политические науки и регионоведение
- 42 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
- 43 Сервис и туризм
- Образование и педагогические науки
- 44 Образование и педагогические науки
- Гуманитарные науки
- 45 Языкознание и литературоведение
- 46 История и археология
- 47 Философия, этика и религиоведение
- 48 Теология
- 49 Физическая культура и спорт
- Искусство и культура
- 50 Искусствознание
- 51 Культуроведение и социокультурные проекты
- 52 Сценические искусства и литературное творчество
- 53 Музыкальное искусство
- 54 Изобразительное и прикладные виды искусств
- 55 Экранные искусства
- Оборона и безопасность государства. Военные науки
- 56 Военное управление
- 57 Обеспечение государственной безопасности
Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:
- 01 среднее профессиональное образование — подготовка квалифицированных рабочих, служащих
- 02 среднее профессиональное образование — подготовка специалистов среднего звена
- 03 высшее образование — бакалавриат
- 04 высшее образование — магистратура
- 05 высшее образование — специалитет
- 06 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
- 07 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
- 08 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
- 09 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам
ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:
- — код образовательной программы;
- — код области образования.
Система ведения классификатора
Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».