Компенсации за условия труда

Все предприятия, учреждения и организации должны обеспечить безопасность труда и заботиться о здоровье своих работников. В обязанности работодателя входит разработка комплексных мероприятий по охране труда которые 6 гарантировали безопасные и здоровые условия труда на рабочем месте. К сожалению, современное состояние организации труда при отсутствии научных и проектно-конструкторских разработок новых технологий, наличия несовершенного оборудования и управленческих решений относительно безопасных условий труда, не гарантирует стопроцентной безопасности работникам. Поэтому на предприятиях для возмещения воздействия опасных и вредных факторов в производства на организм человека применяется система льгот и компенсаций. Так, рабочие, которые работают в условиях, не отвечающих нормам безопасности и санитарным нормам, пользуются льготами и прием ують компенсацииацію.

Система льгот и компенсаций дополняет весь комплекс мероприятий по охране труда, по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на предприятии. Эта система включает дополнительные отпуска, сокращенный рабочий время и рабочие дни, льготное пенсионное обеспечение, лечебно-профилактическое питание, бесплатную выдачу молока или равноценных пищевых продуктов, обеспечение газированной подсоленной водой, определенные доп латы к заработной плате. Дополнительный отпуск от 6 до 36 дней способствует снятию усталости организма вследствие напряженной умственной и физической работы, способствует выведению из организма токсических и вредных веществ восстановлению нарушенных функций, а также ликвидации неблагоприятных физиологических изменений в органах человекни.

Сокращение рабочего дня всего на один час сокращает на один месяц фонд рабочего времени в год, а также продолжительность периода действия неблагоприятных, вредных и опасных факторов на работника, повышает и его часовой заработок на 16.

Льготное пенсионное обеспечение гарантируется рабочим, которые работают во вредных условиях и горячих цехах, а также занятые на работах с тяжелыми условиями труда. Оно предусматривает предоставление пенсии до достижения я пенсионного возраста и в больших размерах.

Снижение пенсионного возраста и стажа работы сокращает продолжительность действия на работника вредных производственных факторов, обеспечивает раннее выведение из организма накопившихся вредных веществ, быстрое восстановление нор рмальнои деятельности всех систем жизнеобеспечения человек.

Лечебно-профилактическое питание предоставляется бесплатно и является средством повышения сопротивляемости организма человека к воздействию вредных производственных факторов, снижения заболеваемости и предотвращения преждевременного утомление человека. Эта льгота предоставляется работникам, занятым на работах с особо тяжелыми условиями труда. Доплата к заработной плате определяется специфическими условиями труда на рабочих местах и ??стано вить 4-24% тарифной ставки. Она используется для укрепления организма работника и повышения его сопротивления воздействию вредных производственных факторов за счет улучшения питания и бытовых условий. Это способствует есть повышению сопротивляемости организма рабочего воздействию токсичных веществ, которые могут вызвать нарушение функции печени, белкового и минерального обмена, раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей в. Молоко нормализует обменные процессы и функции организма человека, способствует более быстрому восстановлению нормальной деятельности всех систем жизнеобеспечения человекюдини.

Основной задачей охраны труда на предприятиях является улучшение условий труда. При создании условий, отвечающих нормам безопасности и производственной санитарии, исчезает необходимость в расходах на льготы и компенс индексации, повышается производительность труда, что улучшает психологический климат в коллективе и материальное положение предприятийа

Многие поломки холодильника сопровождаются разгерметизацией охлаждающего контура. Коррозия испарителя, нарушение целостности локринговых соединений, пробой испарителя ножом, если вы пытались сбить лед в морозилке при размораживании холодильника – все это приводит к выходу из строя агрегата и утечке фреона. И помимо вопроса «что делать с холодильником», второй не менее резонный – «не опасен ли фреон»? Может быть он ядовит? Не отравятся ли домочадцы, особенно, если у нас стандартная 6-метровая кухня? А еще у нас газовая плита – не «рванет» ли?

Ответим сразу: в современных холодильниках циркулируют хладагенты марок R600a, R134a, R12 и R22. В тех объемах, которые имеются в бытовых холодильниках, утечка фреона не может нанести вред здоровью или привести к взрыво- или пожароопасной ситуации.

В нижеприведенной таблице мы подробно рассмотрим основные свойства фреонов с точки зрения их потенциальной опасности для человека и окружающей среды (в том числе влияния на озоновый слой).

Тип фреона Описание Влияние на человека
R600a (изобутан)

Используется в качестве хладагента в большинстве современных холодильников.

Представляет собой газ природного происхождения, поэтому не разрушает озоновый слой.

Горюч, в высокой концентрации взрывоопасен при контакте с воздухом.

Опасен ТОЛЬКО в ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ (нижний порог взрывоопасности – 1,3% — это 31 грамм изобутана на кубический метр воздуха; верхний порог —8,5% — 205 граммов изобутана на кубический метр воздуха). Объем обычной «6-метровой кухни» составляет примерно 15 кубических метров. То есть для создания взрывоопасной среды (при условии полной герметичности помещения) потребуется более 400 грамм R600a. В холодильнике, к счастью для всех, циркулирует порядка 100-200 грамм фреона.

R134a (тетрафторэтан)

Вместе с R600a основной фреон, используемый в современных бытовых холодильниках.

Один из первых хладагентов, полученных без использования хлора. Представляет собой нетоксичный бесцветный газ. Не взрывоопасен и не воспламеняется при любых значениях температуры. Не оказывает влияния на озоновый слой атмосферы, поскольку имеет нулевой потенциал разрушения озонового слоя (ODP = 0).

Абсолютно безопасен
R12 (дифтордихлорметан)

В современных холодильниках практически не применяется (может встречаться в старых моделях).

Представляет собой бесцветный газ с легким эфироподобным запахом. Невзрывоопасен. Вреден для окружающей среды, поскольку обладает озоноразрушающей способностью.

В высокой концентрации промышленных масштабов (при объемной доле в воздухе — 30%), приводит к удушью. Как вы понимаете, фреона из единственного бытового агрегата для создания подобной концентрации совсем не достаточно. Не горюч, однако при температуре свыше 330 °C выделяет токсичные соединения.

R22 (дифторхлорметан)

Ранее широко использовался в холодильниках, сегодня — встречается лишь в старых моделях.

Представляет собой бесцветный газ с легким запахом хлороформа. Не горюч и не взрывоопасен. Озоноразрушающий потенциал в 20 раз ниже, чем у фреона R12. Разлагается на высокотоксичные продукты при воздействии с открытым пламенем.

Ядовит ТОЛЬКО при нагревании свыше 250 С° за счет разложения на токсичные соединения.

Как вы сами видите из таблицы, даже потенциально опасные для человека фреоны при комнатной температуре и в тех объемах, которые имеются в бытовых холодильниках – не могут причинить вред человеку. Впрочем, проветривание помещения в случае утечки фреона не повредит – для вашего же спокойствия.

Как определить, какой фреон в вашем холодильнике?

Если вы беспокоитесь, что ваш холодильник был заправлен каким-то иным хладагентом (как вам кажется, очень вредным и опасным), рекомендуем узнать марку фреона, на котором работает холодильник. На компрессоре каждого холодильника есть специальная бирка (наклейка), где указан используемый хладагент. Кроме того, тип фреона указывается в техническом паспорте агрегата.

С 99% уверенностью можно утверждать, что ваш агрегат функционирует на одном из описанных выше хладагентов (R600а, R134a, R12 или R22), которые не ядовиты и не несут никакой опасности для человека.

Признаки утечки фреона

Как определить, что из холодильника вытек фреон? Существует ряд признаков, свидетельствующих об утечке хладагента из холодильника:

  • Если вы сбивали лед в морозилке, острие воткнулось в стенку и вы услышали шипение – речь идет об утечке.
  • Недостаточное охлаждение, при этом компрессор работает постоянно и не отключается. При утечке фреона холодильник не может достигнуть заданной температуры, и агрегат пытается «компенсировать» недостаток холода постоянной работой. Если холодильник двухкомпрессорный – плохо будет охлаждать одна из камер, если однокомпрессорный – обе.
  • Мотор не включается совсем. После того как фреон улетучился, компрессор не «заводится», холодильник перестает работать вообще.
  • Сигналы о неисправности. Современные холодильники сообщают о том, что температура выше заданного значения. Это может быть мигание аварийного индикатора или звуковой сигнал.
  • Визуальные признаки. Если произошла утечка в испарителе, на нем возникает большой нарост снега и льда (что говорит о неисправности). Если же по периметру дверцы морозильной камеры видны следы коррозии, скорее всего, образовалась утечка в контуре обогрева периметра морозилки. В обоих случаях холодильник не морозит или морозит не достаточно хорошо.

Большинство фреонов обладают повышенной текучестью, за счет чего они могут улетучиваться даже через малейшие микроотверстия. Именно поэтому определить место утечки, порой, бывает крайне сложно. Мастера «РемБытТех» используют для этого течеискатели – профессиональное оборудование, которое по концентрации фреона в воздухе помогает найти место пробоя. Сделать это самостоятельно без должных знаний и специальных инструментов – невозможно. Именно поэтому в случае утечки фреона мы настоятельно рекомендуем обращаться к профессионалам.

Цены на ремонт холодильников при утечке фреона

Стоимость ремонта холодильника зависит от его марки и характера утечки. В таблице приведена ориентировочная цена устранения утечки фреона для наиболее популярных марок холодильников в сервисном центре «РемБытТех».

Марка холодильника Полная стоимость устранения утечки*
(работа + запчасти)
Выезд мастера Бесплатно
Холодильник Стинол от 2800 до 6000 руб.
Холодильник Атлант от 2800 до 6000 руб.
Холодильник Liebherr от 4800 до 10000 руб.
Холодильник Индезит от 3200 до 7000 руб.
Холодильник Electrolux от 4800 до 9000 руб.
Холодильник Vestfrost от 4800 до 10000 руб.
Холодильник Самсунг от 3200 до 7000 руб.
Холодильник Аристон от 3000 до 6400 руб.
Холодильник LG от 3100 до 6900 руб.
Холодильник Бирюса от 2800 до 6000 руб.
Холодильник Вирпул от 4000 до 8000 руб.
Холодильник Sharp от 4800 до 10000 руб.
Холодильник AEG от 4800 до 9500 руб.
Холодильник Сименс от 4800 до 10000 руб.
Холодильник BEKO от 3200 до 7000 руб.
Другая марка от 2500 до 12000 руб.

*Указана примерная полная стоимость устранения утечки. Точная сумма определяется мастером после диагностики и осмотра повреждений морозилки.

Преимущества «Рембыттех» для вас

  • Бесплатная консультация по телефону. По описанию вами неисправности наши специалисты определят возможную причину и примерную стоимость устранения поломки. Окончательная стоимость определяется мастером после проведения диагностики.
  • Бесплатный выезд специалиста и диагностика. Если после проведения диагностики вы соглашаетесь на ремонт холодильника силами специалистов «РемБытТех», вам не придется оплачивать ее стоимость, а также стоимость выезда мастера.
  • Честные цены. На нашем сайте указана ПОЛНАЯ стоимость ремонтных работ, включающая в себя стоимость новых деталей и работу мастера по их замене.
  • Ремонт у вас дома в течение 24 часов. Вам не придется доставлять холодильник в сервисный центр. Наш мастер проведет ремонт прямо у вас дома в течение 24 часов после получения заявки.
  • Удобное время работы. Сервисный центр «РемБытТех» работает с 8 до 22 часов, без перерывов и выходных, поэтому вы всегда сможете выбрать удобное для вас время приезда мастера.
  • Гарантия. На все виды работ по устранению утечки фреона мы предоставляем гарантию сроком до 6 месяцев (зависит от марки холодильника и характера поломки).

Ремонт холодильников, связанный с устранением утечки фреона, – сложная процедура, требующая особых знаний и наличия специального оборудования. Самостоятельно справиться с этой неполадкой не получится, поэтому обратитесь к специалистам сервисного центра «РемБытТех» и будьте уверены, что утечка фреона будет устранена быстро и надежно! Звоните нам прямо сейчас:

Но мы же понимаем, что технологии постоянно меняются, меняется оборудование, и даже в рамках одной и той же профессии наблюдается существенная разница в условиях труда. Например, возьмем профессию газоэлектросварщика. Понятно, что люди вроде бы занимаются одним делом. Но на разных предприятиях сварщики работают в очень разных условиях, скажем, у одного работает хорошая вытяжка, у другого она плохая, и так по ряду факторов. Этого списки не отражают,и в этом плане они несовершенны.В 1978 году в стране, в принципе, появилась процедура оценки условий труда. В то время это было некое сопоставление фактического значения вредного фактора с нормой. Например, на рабочем месте водителя есть шум, вибрация, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Для каждого из этих вредных факторов разработаны гигиенические нормативы. Это некая условная граница, при соблюдении которой будет сохраняться здоровье работников.Спецоценка и действовавшая ранее аттестация – это процедуры измерения реальных значений воздействия вредных факторов на конкретном рабочем месте и сравнение их с установленными гигиеническими нормативами. И когда мы сравниваем, например, норма по шуму составляет 80 дБ, а по факту имеем 84 дБ, видим превышение. Появляются основания утановления работнику «вредных» классов условий труда – 3.1, 3.2, 3.3.С введением в действие специальной оценки условий труда появилась возможность установления компенсаций не просто за отнесение к спискам, а в зависимости от степени вредности. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 3 октября 1986 года № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (вместе с «Гигиенической классификацией труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)», утв. Минздравом СССР 12 августа 1986 года № 4137-86) предполагало только ряд доплат в зависимости от степени вредности.Там был заложен определенный алгоритм, который позволял просчитать, какой процент доплат будет получать каждый работник. Ясно, что от списков надо было переходить к некой системе установления компенсаций за фактические условия труда. Измерили – определили класс – дали причитающиеся компенсации. Другой класс – другие компенсации.

Раньше, по спискам, работник имел право на дополнительный отпуск, но мог не иметь сокращенной рабочей недели, или имел право на доплату, но не имел дополнительного отпуска, – различные комбинации могли быть. А с 2008 года обеспечивались сразу три вида компенсаций всем «вредникам» автоматически, в минимальных размерах – 4% доплата, 7 календарных дней к отпуску, 36 часов рабочая неделя. И опять никаких изменений в одночасье не произошло.

В 2006 году в ТК РФ изменились формулировки статей, и были исключены ссылки на списки. Начиная с этого времени работнику должны были начисляться компенсации за работу именно во вредных условиях труда. А вредность определялась не просто так, а на каждом конкретном рабочем месте по результатам определенной процедуры. На тот момент это была аттестация рабочих мест. Однако статьи изменили, а по факту изменений никаких не произошло, потому что наш бизнес попросту не был к ним готов.

20 ноября 2008 года вышло Постановление Правительства РФ № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которое явилось определенной поддержкой этой политики.

Правительство явным образом заявило о том, что абсолютно все работники, занятые во вредных условиях труда, должны получать сразу три вида компенсаций – доплаты, дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю. И опять же, несмотря на это постановление никаких изменений в одночасье не произошло. Изменения происходили постепенно. И не были в идеале доведены до полного выполнения решения этого постановления. Почему? Затраты работодателя можно обозначать и как дополнительные доходы работников.

Если сравнить эти показатели с показателями, имевшими место в условиях ранее действовавшей системы списков, то по системе компенсаций, предложенной в 2008 году, чтобы обеспечить компенсации, работодателям нужно в четыре раза увеличить бюджет этих компенсаций. И, соответственно, увеличить объем фонда оплаты труда с 4 до 10%. Если мы говорим о корпорациях, где численность работников 2-5 тысяч человек, то это колоссальные суммы, исчисляемые миллиардами рублей в год. Поэтому, собственно, никто и не стал выполнять новые требования. Начались судебные разбирательства в субъектах, решения принимались совершенно разноплановые…

Новая редакция Ст. 147 ТК РФ

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Комментарий к Статье 147 ТК РФ

1. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах,

работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее — работы с особыми условиями труда) должна устанавливаться работодателем (с учетом мнения профсоюзного органа) в повышенном размере по сравнению с оплатой труда (тарифными ставками, окладами), предусмотренной для различных работ с нормальными условиями труда.

Размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, установленный работодателем, не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 Трудового кодекса РФ).

Повышение заработной платы производится по результатам проведения аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации приведен в Постановлении Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Некоторые нормативные правовые акты, регулирующие оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, устанавливают четко определенный размер доплаты за работу в данных условиях труда (например, 40 процентов), другие — относительно определенный размер доплаты (например, 16, 20, 24 процента) или предельные размеры доплаты (например, не более 24%).

Стороны трудового договора могут определить конкретные размеры доплаты за особые условия труда в трудовом или коллективном договоре. Работодатель имеет право самостоятельно определять конкретные размеры доплаты за работу в особых условиях труда, учитывая минимальные размеры доплаты, установленные нормативными правовыми актами, и не ухудшая условий трудовых и коллективных договоров, соглашений.

Повышение заработной платы по основаниям, указанным в статье 147 Трудового кодекса РФ, производится по результатам аттестации рабочих мест. Положение, определяющее порядок аттестации рабочих мест, утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Пример.

Работникам бригады чистильщиков, занятых на ручной очистке, промывке и пропарке аппаратуры, резервуаров, цистерн, емкостей, трубопроводов и другого оборудования от остатков нефти, мазута, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, в соответствии с коллективным и трудовыми договорами начислены компенсационные выплаты в сумме 20000 руб. за работу во вредных условиях труда.

Компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей (ст. 164 Трудового кодекса РФ).

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным и трудовым договорами, если он занят на работах с вредными условиями труда (ст. 219 Трудового кодекса РФ).

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Указанные в нашем примере обязанности относятся к профессиям с вредными условиями труда.

Бухгалтер организации делает такую проводку:

Дебет 23 Кредит 70

— 20000 руб. — начислена доплата за работу во вредных условиях труда работникам бригады чистильщиков.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ с доплаты за работу с вредными условиями труда удерживается налог на доходы физических лиц, а согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ эти доплаты являются объектом обложения единым социальным налогом.

К расходам на оплату труда, уменьшающим базу по налогу на прибыль, относятся начисления компенсирующего характера за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

2. Оплата труда в особых условиях

Прежде всего в повышенном размере оплачивается труд лиц, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Действующее трудовое законодательство исходит из договорного и локального регулирования доплат за работу с такими условиями труда. Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. При этом условия коллективного договора, трудового договора или положения, принятого работодателем локального акта не могут ухудшать положения работника по сравнению с установленным законодательством. В данном случае это означает, что размеры доплат за работу в особых условиях труда не могут быть меньше установленных действующим законодательством или подзаконными нормативно-правовыми актами.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны быть установлены в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время такие доплаты предусматриваются отдельными нормативными актами, например, работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работникам, занятым на подводных работах (например, водолазам), лицам, занятым на работах с химическим оружием, и т.п. Так, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, устанавливается доплата в размере 20 процентов тарифной ставки по Единой тарифной сетке.

Для определения работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда и права работника на соответствующую доплату к заработку проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Как уже было сказано выше, Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда было установлено и утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Другой комментарий к Ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 147 ТК РФ является специальной по отношению к ст. 146 ТК РФ и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред. от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001. N 4).

3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.

Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК РФ и далее.

4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.

До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.

В настоящее время централизованно установлены:

— повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г. N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);

— надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);

— надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

— надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Будакова Н. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каков порядок осуществления повышенной оплаты работы во вредных и опасных условиях труда? Как определить время фактической занятости в таких условиях труда в целях начисления соответствующих доплат? Надо ли выделять надбавку за «вредность» отдельной строкой в расчетном листе? Каковы нюансы обложения НДФЛ дополнительных компенсаций за «вредную» работу, а также сумм возмещения морального вреда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда?

Каждый работник, занятый на работах с вредными и опасными условиями труда, имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ). «Вредность» (классы и подклассы условий труда на рабочих местах) устанавливается по результатам проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ)).

К сведению: вредными условиями труда (3-й класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ). Опасными условиями труда (4-й класс) признаются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его (ее) части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия которых обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ).

Результаты СОУТ отражаются в карте специальной оценки условий труда. Форма такой карты приведена в разд. 3 приложения 3 к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. В строке 040 этой карты перечислены виды гарантий и компенсаций, которые работодатель должен предоставить работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, в том числе повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, предоставление лечебно-профилактического питания. Разъяснения о порядке заполнения карты приведены в письмах Минтруда РФ от 09.12.2016 № 15-1/ООГ-4349, от 25.05.2015 № 15-1/В-1929, от 05.02.2015 № 15-1/ООГ-539, от 30.09.2014 № 15-1/В-1264.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117, 147 ТК РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда могут быть закреплены в коллективном договоре, локальном нормативном акте с учетом финансово-экономического положения работодателя.

К сведению: трудовым кодексом прямо не урегулирован вопрос о порядке осуществления повышенной оплаты работы во вредных и опасных условиях труда. Подходы к установлению повышенной оплаты фактической работы в особых условиях труда содержатся в ряде постановлений, согласно которым доплаты за вредные условия труда устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются за время фактической занятости на этих рабочих местах.

Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. В данной статье закреплен минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

К сведению: минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным, трудовым договорами.

Если работодатель присоединился к отраслевому (межотраслевому) соглашению, следует применять размер доплаты за «вредность», указанный в таком соглашении.

Например, Федеральным отраслевым соглашением по угольной промышленности на 2019 – 2021 годы (утверждено Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 18.01.2019) предусмотрено, что для рабочих, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда согласно перечням, приведенным в приложении 3 к соглашению, тарифные ставки повышаются на 10 – 20%. Этим соглашением также определено, что для работников, занятых на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, минимальная месячная тарифная ставка может быть установлена с учетом повышенной оплаты и, соответственно, не предусматривает выделения доплаты за данные условия труда (п. 3.2.1, 3.2.2 раздела «Оплата и мотивация труда»).

В зависимости от установленного по результатам СОУТ подкласса «вредности» в организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, производится доплата в размере от 8 до 20% (п. 2.2.5 Отраслевого соглашения по организациям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, на 2017 – 2020 годы).

К сведению: о том, распространяется ли на работодателя действие отраслевого (межотраслевого) соглашения, можно узнать на сайте Минтруда (https://rosmintrud.ru/) или ГИТ субъекта РФ, в котором находится организация.

Трудовой кодекс не устанавливает особый порядок оплаты работы во вредных или опасных условиях труда для работников-сдельщиков, поэтому надбавка за работу в таких условиях может быть рассчитана исходя из 4% сдельного заработка.

Если невозможно определить, сколько единиц продукции было произведено при работе во вредных условиях, доплата сдельщику может быть рассчитана по формуле:

Доплата за работу во вредных условиях труда работнику-сдельщику =

Месячная выработка

х

Сдельная расценка на единицу продукции

х

Количество часов, отработанных во вредных или опасных условиях

х

Размер доплаты (4% или выше)

Количество отработанных часов за месяц

Как определить время фактической занятости во вредных и опасных условиях труда в целях начисления соответствующих доплат?

На практике встречаются разные подходы к определению времени фактической занятости в таких условиях труда:

  • вариант 1 – время фактической занятости во вредных и опасных условиях труда включает период времени, когда работник непосредственно выполнял свои трудовые обязанности;

  • вариант 2 – время фактической занятости во вредных и опасных условиях труда включает всю продолжительность рабочего дня (смены) независимо от продолжительности работы в этой смене с вредными или опасными факторами.

Доплаты следует начислять за время занятости на рабочих местах, на которых работник непосредственно выполняет свои трудовые обязанности. Это следует из нормы п. 17 Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78: доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются только за время фактической занятости на этих рабочих местах.

К сведению: как уже было отмечено, вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных условиях труда с 1 января 2014 года регулируются ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. При этом согласно ст. 423 ТК РФ нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Надо ли выделять надбавку за «вредность» отдельной строкой в расчетном листе?

Согласно ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника, в том числе о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период. Следовательно, надбавка за работу во вредных условиях труда должна выплачиваться сверх платы непосредственно за работу (сверх вознаграждения за труд) и должна быть выделена отдельной строкой в расчетном листе.

Налогообложение дополнительной выплаты за «вредность»

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (ст. 146, 147 ТК РФ). Так как Трудовой кодекс не рассматривает оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, она подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке (Письмо Минфина РФ от 02.02.2018 № 03-04-05/6142).

ФНС в недавнем Письме от 02.04.2019 № БС-3-11/3053@ также разъяснила, что к суммам, доплачиваемым сотрудникам, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не применяются положения п. 3 ст. 217 НК РФ и такие доплаты облагаются НДФЛ.

По общим правилам на сумму доплаты за «вредность» начисляются страховые взносы (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Доплата за «вредность» учитывается при исчислении налога на прибыль. В Письме от 24.01.2019 № 03-03-07/3884 Минфин рассмотрел вопрос об учете в целях налога на прибыль выплат стимулирующего и (или) компенсационного характера, производимых работникам. Чиновники уточнили, что:

  • к расходам, перечисленным в ст. 255 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ;

  • расходы налогоплательщика, понесенные им в пользу работника на основании трудового договора и согласно требованиям трудового законодательства РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям ст. 252 НК РФ и при условии, что подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.

Нюансы обложения НДФЛ дополнительных компенсаций за работу во вредных условиях труда

Налоговое ведомство в Письме от 02.04.2019 № БС-3-11/3053@ высказало следующее мнение: если работодатель в соответствии со ст. 219 ТК РФ коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения установил работникам дополнительные компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в целях освобождения таких компенсаций от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в обязательном порядке требуется документальное подтверждение компенсационного характера расходов. При отсутствии такого документального подтверждения указанные компенсации подлежат обложению НДФЛ.

В Письме от 25.07.2018 № 03-04-06/52245 Минфин обратил внимание на тот факт, что при разработке и установлении в коллективном договоре видов и размеров дополнительных компенсаций за «вредность» организация должна учитывать оценку соответствующих затрат, а также наличие иных гарантий и компенсаций таким работникам (например, оплату труда в повышенном размере).

К сведению: нормы трудового и налогового законодательства предполагают, что действия налогового агента, результатом которых является получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой и бухгалтерской отчетности, – достоверны. В иной ситуации у налоговых органов может возникнуть вопрос об обоснованности получения налоговой выгоды.

Также ФНС обратила внимание, что п. 1 ст. 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налоговым агентом налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности. Указанная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в частности, в виде неправомерного освобождения от обложения НДФЛ спорных выплат в целях уклонения от уплаты налога.

К сведению: в случае выявления фактов осуществления работодателями расчетов по оплате труда под видом компенсационных выплат и искажения тем самым реальных фактов осуществления хозяйственной деятельности такие работодатели могут быть привлечены к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

Нюансы обложения НДФЛ сумм возмещения морального вреда работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда

Сами по себе вредные и опасные условия труда не являются поводом для выплаты сотрудникам, занятым на «вредных» работах, денежной компенсации морального вреда.

ФНС в Письме от 05.03.2018 № ГД-4-11/4238@ напомнила, что на основании абз. 2 п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность выплаты денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда вина является основанием для возмещения вреда (п. 2 ст. 1101 ГК РФ). При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Учитывая нормы действующего законодательства, ФНС пришла к выводу, что при отсутствии фактов причинения работникам вреда действиями причинителя вреда какие-либо выплаты в пользу таких работников не могут рассматриваться в качестве денежной компенсации морального вреда. Соответственно, к данным выплатам не могут применяться положения абз. 2 п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее в Письме от 05.07.2016 № 03-04-06/39267 Минфин также высказал мнение, согласно которому суммы возмещения морального вреда, осуществленного не на основании судебного решения, а в соответствии с коллективным договором, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

К сведению: некоторые арбитры признают, что компенсация морального вреда, выплачиваемая пострадавшему работнику по соглашению сторон, не облагается НДФЛ (п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 23 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 21.10.2015).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *