Конкурентные способы закупки по 44

  • Главная
  • Наши статьи
  • Конкурентные способы определения поставщиков

В данной статье речь пойдет о способах определения поставщиков. Согласно нашего Законодательства они могут быть как конкурентными, так и неконкурентными.

Ст. 24 44-ФЗ претерпела некоторые изменения: теперь законодатель более подробно обозначил, какие именно способы являются конкурентными и поэтапность их проведения.

Итак, теперь к конкурентным способам определения поставщиков/подрядчиков/исполнителей относятся: конкурс (открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный), запрос предложений и котировок, аукцион (открытый, закрытый). Все способы, за исключением закрытых конкурсов и аукционов, должны проводиться в электронной форме. Более того, теперь даже закрытые конкурсы и аукционы в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренных ч.3 ст.84 44-ФЗ будут проводиться в форме закрытых электронных процедур.

Теперь закупка может быть поделена на лоты и участник может участвовать в конкретном лоте, по итогам этих процедур на каждый лот заключается свой контракт. Причем Заказчик отдельно по каждому лоту описывает значимые условия лота: объект закупки, НМЦК, ее обоснование, размер обеспечения заявки на участие, сроки и условия поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, сроки и размер обеспечения самого контракта.

__________________________ УТВЕРЖДАЮ

(наименование организации) ____________________________________________________

(руководитель организации или иное должностное лицо,

уполномоченное утверждать данную инструкцию)

_____________ __________________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

00.00.0000 № 00

Место издания

специалисту по организации закупок

1 Общие положения

1.1 Специалист по организации закупок относится к категории специалистов.

1.2 На должность

специалиста по организации закупок назначается лицо, имеющее высшее образование, без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее 1 года;

специалиста по организации закупок II категории — лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в должности специалиста по организации закупок не менее 2 лет;

специалиста по организации закупок I категории — лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в должности специалиста по организации закупок II квалификационной категории не менее 2 лет.

1.3 Специалист по организации закупок назначается на должность, перемещается и
освобождается от нее приказом руководителя организации по представлению руководителя другого структурного подразделения, в состав которого он входит, иного должностного лица.

1.4 В своей деятельности специалист по организации закупок руководствуется:

1.4.1 Нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими документами по вопросам выполняемой работы.

1.4.2 Приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя).

1.4.3 Уставом организации.

1.4.4 Правилами внутреннего трудового распорядка.

1.4.5 Настоящей должностной инструкцией.

1.5 Специалист по организации закупок должен знать:

1.5.1 Нормативные правовые акты, другие документы и руководящие материалы, регламентирующие процедуры закупок товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь.

1.5.2 Виды процедур государственных закупок.

1.5.3 Методы и порядок разработки годовых планов закупок товаров (работ, услуг).

1.5.4 Потребительские, технические и экономические показатели (характеристики) закупаемых товаров (работ, услуг).

1.5.5 Порядок размещения (публикаций) информации о государственных закупках (конкурсных приглашений) и сведений об их результатах.

1.5.6 Порядок составления, согласования и утверждения заданий на закупку товаров (работ, услуг).

1.5.7 Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению конкурсных документов.

1.5.8 Порядок рассмотрения конкурсных (других видов) предложений.

1.5.9 Порядок оценки конкурсных предложений (квалификационных данных) участников закупок.

1.5.10 Способы выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закупок.

1.5.11 Порядок заключения контрактов (договоров) поставки для государственных нужд и контроля за их выполнением.

1.5.12 Требования, предъявляемые законодательством к осуществлению поставок товаров (выполнению работ, оказанию услуг), являющихся предметом конкурса или иного вида процедуры закупки.

1.5.13 Основы рыночной экономики, конъюнктуру рынка, основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом, способы направления и исследования рынка и пр.).

1.5.14 Методы обработки информации с использованием современных информационных технологий.

1.5.15 Основы трудового законодательства.

1.5.16 Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.5.17 ____________________________________________________________________________ .

1.6 Специалист по организации закупок подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения, в состав которого он входит (иному должностному лицу).

1.7 В случае временного отсутствия специалиста по организации закупок (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке работник, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

1.8 _______________________________________________________________________________ .

2 Должностные обязанности

Специалист по организации закупок осуществляет следующие обязанности:

2.1 Осуществляет в установленном законодательством порядке работу по организации закупок товаров (работ, услуг) (далее — закупки), в том числе для государственных нужд, по конкурсу (иным видам процедур закупок).

2.2 Разрабатывает (участвует в разработке) и готовит к утверждению проекты годовых планов по закупкам с учетом средств, выделенных организации на очередной финансовый (бюджетный) год для осуществления процедур закупок.

2.3 Обеспечивает своевременное размещение информации о государственных закупках (за исключением закупок, сведения о которых могут составлять государственные секреты) в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте сети Интернет.

2.4 Осуществляет маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, анализирует информацию, необходимую для осуществления процедур закупок.

2.5 Обеспечивает составление задания на закупку либо составление конкурентного листа в зависимости от вида процедуры закупки.

2.6 Осуществляет процедуры согласования (экспертизы) задания на закупку с вышестоящим органом, с уполномоченными органами государственного управления в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами.

2.7 Участвует в составе конкурсной (ценовой) комиссии в установлении квалификационных требований к участникам закупок, в проведении конкурсов на закупки или процедур запроса ценовых предложений, оформлении конкурсного листа закупки из одного источника, оформлении необходимых конкурсных (иных видов) документов в соответствии с установленными требованиями.

2.8 Представляет в установленном порядке конкурсные документы (иные виды документов) для ознакомления участников закупок.

2.9 Регистрирует в установленном порядке поступившие конкурсные (ценовые) предложения.

2.10 Осуществляет работу (участвует в составе конкурсной (ценовой) комиссии) по проверке предложений (конкурсных, ценовых) на их соответствие требованиям конкурсных документов (запроса ценовых предложений).

2.11 При необходимости обеспечивает приведение конкурных предложений в соответствие с требованиями конкурсных документов, запрашивает у участников процедур закупок дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений (конкурсных, ценовых).

2.12 Изучает документы, подтверждающие квалификационные данные участников процедур закупок.

2.13 Проводит совместно с конкурсной (ценовой) комиссией оценку квалификационных данных (конкурсных предложений) участников процедур закупок в соответствии с критериями и способом, указанным в конкурсных документах.

2.14 Осуществляет в установленном законодательством порядке процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя).

2.15 Готовит необходимые документы (справку о процедуре закупки, конкурентные листы, дополнения к заданию на закупки и пр.) при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров для государственных нужд.

2.16 Участвует в разрешении разногласий, связанных с проведением процедур закупок.

2.17 Готовит материалы по претензиям к поставщикам (подрядчикам, исполнителям), согласовывает с ними изменения условий заключенных договоров.

2.18 Оказывает консультационные услуги участникам процедур закупок по вопросам, входящим в его компетенцию.

2.19 Взаимодействует с органами государственного управления, иными организациями при осуществлении процедур закупок.

2.20 Составляет установленную отчетность.

2.21 ______________________________________________________________________________ .

3 Права

Специалист по организации закупок имеет право:

3.1 Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его дея­тельности.

3.2 Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3 Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.4 Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).

3.5 Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6 _______________________________________________________________________________ .

4 Оценка работы и ответственность

4.1 Работа специалиста по организации закупок оценивается по результатам надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, регламентированных настоя­щей должностной инструкцией. При этом учитывается сложность выполняемых работником трудовых функций, степень самостоятельности при их выполнении, его ответственность за выполненную работу, инициативное и творческое отношение к работе, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и пр.

4.2 Специалист по организации закупок несет ответственность:

4.2.1 За ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных дей­ствующим трудовым законодательством.

4.2.2 За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.2.3 За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

4.2.4 ______________________________________________________________________________.

Руководитель структурного

подразделения _____________ ____________________

Начальник юридического отдела (ЮрО)

___________ _________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Начальник отдела организации труда и заработной платы (ООТиЗ)

___________ _________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Начальник отдела кадров (ОК)

___________ _________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).

Неконкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника)

Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.

Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Аукцион

Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.

Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

Конкурс (открытый конкурс)

Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

Критерии оценки:

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.

Порядок проведения:

  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.

Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.

Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.

Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.


Представьте, что вам нужно выбрать поставщика, чтобы он предоставил оборудование для газопровода. Вы точно знаете, что за оборудование вам нужно. Упомянуть производителя в ТЗ вы не можете, но можете назвать технические характеристики. Дальше вы описываете все желаемые параметры оборудования, сроки поставки и прочие условия, рассчитываете начальную цену (обычно среднерыночную в текущем году или цену прошлого года с поправкой на инфляцию) и объявляете торги.
И вот тут нужно определить схему выбора поставщика.
Самая простая — запрос котировок. Каждый из участников в закрытом режиме предлагает цену, а затем организатор рассматривает и оценивает котировочные заявки на предмет их соответствия. У кого заявка соответствует всем требованиям, а цена при этом минимальная, тот и поставляет.
В этой процедуре не учитывается ничего, кроме цены и факта соответствия требованиям извещения. Ни требования к оборудованию для работ по монтажу (если есть работы), ни опыт аналогичных работ, ни наличие специалистов — ничего такого можно не предоставлять заказчику. Это приводит к возникновению существенных рисков: могут привезти доступный дешёвый товар, но низкого качества.
И что делать, чтобы защитить себя от некачественной продукции, пусть и по дешёвой цене?
Можно прибегнуть к двум вариантам: усложнить техзадание или выбрать другой способ закупки.

5 типов процедур

Процедуры закупки бывают конкурентными и неконкурентными. Неконкурентные — это закупки у единого поставщика. Например, только одно предприятие в России производит ядерное топливо для атомных электростанций. Если поставщиков больше и рынок развит (например, рынок молочных продуктов), то компании-производители на рынке нешуточно конкурируют (об этом рассказывал мой коллега в прошлом материале). На таких конкурентных рынках выгодно проводить конкурентные процедуры.
К конкурентным процедурам в 44-ФЗ относятся аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок.
Про запрос котировок вы уже знаете: это упрощённый отбор поставщиков по ценовым предложениям за один раунд.
Аукцион — это такая процедура в несколько раундов, где открыто виден ход торгов, и после каждого предложения любой из участников может уменьшить заявку. Когда участники перестают это делать (обычно есть минимальный шаг и время от последней заявки до конца процедуры), аукцион считается отыгранным, контракт достаётся тому, кто назвал минимальную цену.
Конкурс проводится, когда заказчика интересует, помимо экономии средств, качество закупаемых товаров, работ, услуг. На основании конкурсной документации заказчик оценивает поставщиков в несколько этапов. На первом этапе оценивается соответствие самой продукции требованиям документации. Большое внимание уделяется качеству поставляемых товаров, работ или услуг и гарантиям, которые даёт на этот счёт поставщик. На втором этапе оценивается поставщик: его надёжность и квалификация. На третьем этапе идёт конкуренция по цене. Поставщику нужно серьёзно постараться, чтобы найти оптимальный баланс между ценой своего предложения, желаниями заказчика, а также взять на себя ответственность по гарантии качества исполнения контракта на несколько месяцев или даже лет.
Бывают конкурсы с ограниченным участием, где надо соответствовать каким-то критериям на входе. Например, когда надо реконструировать музей — объект культурного наследия. Ограничением тут работает факт наличия или отсутствия лицензии на строительные работы на объектах, охраняемых Минкультом России или ЮНЕСКО.
Запрос предложений — это процедура, которая чуть проще конкурса, но сложнее запроса котировок. Этот способ применяется нечасто, например, если, проведя конкурс и аукцион, заказчик так и не смог найти себе поставщика. Отбирается победитель и по критериям, и по цене, но значительное внимание уделяется условиям исполнения контракта.
Правильно прописать критерии конкурса или запроса предложений — отдельное искусство, требующее знаний в предметной области и основ экономики. Поэтому, когда закупка простая, нужна и простая процедура. Аукционы проще и быстрее в разы, чем конкурсы: документации меньше, запуск оперативнее. Например, стоит задача закупить продукты для детского сада. Нужна одна тысяча банок детского питания, я объявляю аукцион в такие-то сроки максимум по такой-то цене. На такую процедуру легко найдётся поставщик — перекупщик или производитель, — которому выгодно быстро сбыть большую партию продукции.

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой. Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.
Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями. Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру. А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время. Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то). Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям.
Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась. Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются. Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно.
Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.
Вот тут есть больше деталей про то, как это всё работает:

  • Экосистема цифрового мира закупок (чтобы воровали меньше).
  • Электронная подпись для участия в закупках.
  • Для чего нужны закупки, и как это выглядит с точки зрения ИТ.
  • Модель атак: где в основном злоупотребляют на конкурсных закупках и как с этим борются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *