Контроль после выпуска товаров

Стенограмма выступления Валерия Ивановича Селезнева на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги». Москва, 28 марта 2012
Основные усилия таможенных органов направлены в 2011 и 2012 годах на создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности за счет упрощения, ускорения и совершенствования таможенных операций. Приоритетными направлениями являются: оптимизация контрольных процедур, расширение сферы применения перспективных информационных таможенных технологий, развитие взаимодействия с таможенными службами стран — участниц Таможенного союза, а также продолжение работы по реализации федерального закона «О таможенном регулировании РФ».
Создание благоприятных условий для внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности предполагает упрощение таможенных процедур, что сокращает время таможенного декларирования при одновременном повышении эффективности таможенного контроля.
Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение электронного декларирования обусловило расширение применения таможенного контроля после выпуска товара. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами. Фактически центр тяжести контрольных проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами, переместился с этапа таможенного декларирования на контроль после выпуска товаров.
Таможенный кодекс Таможенного союза расширил возможности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска. Так, статьей 99 установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска. Ранее этот срок составлял 1 год. Трехлетний срок постконтроль соответствует общему сроку исковой данности, определенному Гражданским кодексом РФ, а также сроку, определенному Налоговым кодексом для проведения налоговых проверок, что будет способствовать более эффективному взаимодействию таможенных и налоговых органов в части проведения проверочных мероприятий.
В Таможенном кодексе Таможенного союза подробно регламентирована новая форма таможенного контроля — таможенная проверка. Она заменила собой таможенную ревизию. Таможенная проверка — это основная форма таможенного контроля после выпуска товаров, которая применяется в большинстве стран мира с тем, чтобы сократить время декларирования товаров.
Основным принципом таможенного контроля после выпуска товаров является принцип выборочности. Сегодня подразделение таможенной инспекции с учетом имеющейся штатной численности осуществляет проверочные мероприятия после выпуска товаров в отношении не более чем 10 % участников ВЭД. При выборе объектов проверки таможенные органы осуществляют всесторонний анализ по многим критериям: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и т. д. К товарам риска по импорту можно отнести товары, имеющие наиболее низкие ставки таможенных пошлин или товары, классифицированные как прочие.
Предусмотрены две формы таможенной проверки. Первая — это та, которая проводится по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу. Вторая — выездная, которая проводится с выездом в место деятельности индивидуального предпринимателя (в место фактической его деятельности).
Расширен круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Эта форма таможенного контроля может проводиться в отношении следующих лиц: декларант; таможенный представитель; перевозчик; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвующие в сделках с товарами.
Установлено, что выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая выездная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами, и проводится не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. В отношении уполномоченных экономических операторов — 1 раз в 3 года. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной проверки осуществляется с использованием информации, полученной официальным путем из информационных ресурсов таможенных органов по результатам предыдущих проверок, от государственных органов, от банков, от таможенных или иных государственных контролирующих органов государств — членов Таможенного союза, а также из других источников.
Внеплановая выездная проверка осуществляется без ограничений по периодичности. Основанием для назначения внеплановых выездных проверок являются:

  • данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля государств — членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможности нарушения таможенного законодательства;
  • данные, свидетельствующие о возможности нарушения требований законодательства Таможенного союза и законодательства РФ;
  • заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
  • обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершающего внешние экономические сделки с иностранным представителем.

Встречная выездная таможенная проверка может проводиться у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам и с товарами, в случае необходимости подтверждения достоверности сведений представленных проверяемым лицом.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

  • факты помещения товаров под таможенную процедуру;
  • достоверность сведений, заявленных в таможенных декларациях и в иных документах, представленных для оформления контроля;
  • соблюдение требований, установленных таможенным законодательством;
  • соответствие лиц условиям, необходимым для установления статуса уполномоченного экономического оператора;
  • соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать одного месяца. В указанный срок не включен период между датой вручения проверяемому лицу требований о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Срок проведения выездной таможенный проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, который осуществляет проверку.
Таможенным кодексом Таможенного союза подробно регламентированы права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемого лица при проведении таможенной проверки. Результаты таможенной проверки оформляются актом. Датой завершения таможенной проверки является дата составления акта таможенной проверки. Этот акт утверждается начальником таможенного органа, проводившего таможенную проверку.
В настоящее время издан ряд приказов ФТС, предусматривающий смещение акцентов на проведение проверочных мероприятий после выпуска товаров и упрощение таможенного контроля при декларировании товаров для отдельных отраслей промышленности, в том числе для товаров, ввозимых в рамках соглашений о промышленной сборке автомобильной техники и товаров, ввозимых для производственных целях. Эти приказы на данный момент действуют в Уральском и Приволжском таможенных управлениях ФТС. Цель этой работы — практическая отработка механизмов обеспечения полного поступления таможенных платежей в бюджет РФ и мер, направленных на упрощение таможенных процедур (сокращение времени таможенного декларирования товаров для законопослушного бизнеса, усиление таможенного контроля товаров, перемещаемых с низким уровнем соблюдения таможенного законодательства).
Для повышения эффективности выбора объектов таможенных проверок проводится модернизация Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Цель автоматизации процесса — создание единого информационного ресурса. Реализация указанных подходов позволит:

  • повысить степень обоснованности выбора объекта для проверок;
  • минимизировать количество таможенных досмотров;
  • сконцентрировать внимание на проведение контроля в первую очередь тех партий товаров, для которых высока вероятность выявления нарушений таможенного законодательства;
  • увеличить объем поступающих в федеральный бюджет таможенных платежей за счет повышения уровня достоверности таможенного декларирования.

Сейчас ведется работа по внесению изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, направленных на унификацию законодательства трех государств. В ходе этой работы мы стараемся решить и проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле после выпуска.
Хотелось бы обратить внимание на необходимость представления документов, запрошенных таможенным органом, при проведении таможенного контроля после выпуска товара. Федеральным законом № 409 внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. При этом увеличен размер административного штрафа за непредставление в установленный срок таможенными органами документов и сведений, которые необходимы для проведения таможенного контроля. Для граждан штраф предусмотрен в размере от 1 тыс. до 2, 5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 10 тыс. до 25 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации — это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей.

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Таможенный контроль после выпуска товаров является основным направлением деятельности таможенных органов. Проводится таможенными службами РФ тогда, когда им не всегда удается провести качественную и полную проверку подлинности и документального подтверждения сведений, заявленных в декларации на товары. Его развитие помогает сотрудникам таможенной службы успешно противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь не позволяет создавать дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с зарубежными партнерами.

Совершенствование пост-контроля является составляющей развития механизма таможенного администрирования. В связи с этим Федеральная таможенная служба ставит перед собой ряд задач: совершенствовать информационную базу, нормативно-правовое регулирование пост-контроля, механизмы межведомственного и внутриведомственного взаимодействия ФТС и иных контролирующих органов, а также на основе методов аудита создать методологическую базу таможенного контроля после выпуска и др.

Реализация данных задач возможна при решении следующих проблем.

На первом месте стоит проблема несовершенства таможенного законодательства и отсутствие в нем нормативно-правовых актов, затрагивающие отдельные аспекты проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Единственное решение этой проблемы видится в принятии новых нормативно-правовых актов .

Другой проблемой в таможенных органах остается проблема информационного обмена с другими государственными органами, в особенности с Федеральной налоговой службой. Поскольку на ФТС России возложена необходимость отправлять запросы в другие государственные контролирующие органы для получения документов и необходимой информации работа в сети Интернет с ними становится невозможной, а также увеличиваются временные затраты на проведение таможенных проверок. Поэтому видится полезным внедрения новых информационных технологий, создания единого механизма налогового и таможенного администрирования и объединения информационных систем налоговых и таможенных органов, которые позволят обеспечить «прослеживаемость» товародвижения от момента пересечения таможенной границы Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и до конечного потребителя. А для повышения эффективности выбора объектов таможенных проверок рекомендуется разработать Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, основной целью которой является создание единого информационного ресурса. Данная система помогает принимать управленческие решения на всех уровнях таможенных органов (ФТС – РТУ – таможня – таможенный пост) .

Помимо выше представленных проблем, в таможенных органах наблюдается проблема неполноценного развития системы управления рисками (СУР). Суть данной проблемы состоит в том, что Россия в отличие от зарубежных стран осуществляет отбор объектов проверок и проверяемых лиц на основе выборочности, то есть, полагаясь на интуицию. Однако, несмотря на это, в 2017 году число нерезультативных проверок снизилось по сравнению с 2015 и 2016 гг. на 18,3% и на 9,2% соответственно . Этому послужило то, что ФТС России сконцентрировала свое внимание на разработку, применяемых к СУР, программ по совершенствованию субъектно-ориентированного подхода на основе автоматического и отраслевого категорирования участников внешней торговли.

Помимо использования СУР, для увеличения показателя эффективности проверочных мероприятий, таможенные органы проводят их совместно с органами ФНС. В 2017 году ими было проведено 896 проверочных мероприятий, в результате которых таможенными органами было взыскано 1,61 млрд. руб., а налоговыми доначислено 6,8 млрд. руб., отказано в компенсации налога на добавленную стоимость (НДС) на сумму 463 млн. руб., что объясняется эффективностью их сотрудничества .

Органы ФНС вносят большой вклад в пополнении федерального бюджета страны. И без успешного взаимодействия с ними пост-контроль практически неосуществим.

В процессе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров важным становится повышение его эффективности за счет применения технологии таможенного аудита, методы которого за счет изучения документов бухгалтерского учета и других коммерческих документов позволяют контролировать достоверность представленных в таможенной декларации сведений. При проведении аудиторских проверок делаются соответствующие аудиторские заключения, которые могут являться дополнительным источником информации для таможенных органов. Эти заключения позволяют проанализировать деятельность участников внешнеэкономической деятельности, их платежеспособность, финансовую устойчивость, репутацию . Кроме того, международный опыт показывает, что таможенный аудит по сравнению с остальными является наиболее эффективным механизмом проверки соответствия деятельности участников ВЭД требованиям таможенного законодательства и позволяет таможенной службе существенно повысить качество и эффективность таможенного контроля без каких-либо организационных или финансовых затрат. А мероприятия, проводимые в рамках аудита, могут стать основой для дальнейшего получения участником ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора.

Еще одной проблемой продолжает оставаться незаконный ввоз товаров на территорию России, который особенно обострился в связи ведением экономических санкций в отношении сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья. Решение этой проблемы возможно при осуществлении ФТС России совместно с Россельхознадзором, Роспотребнадзором и МВД России проверочных мероприятий, которые направленны выявление и пресечение незаконного оборота «санкционных» товаров на территории РФ. Но, учитывая, что недобросовестные участники внешней торговли быстро приспосабливаются к использованию различных схем сокрытия этих товаров при перемещении, их хранении и реализации, в зонах деятельности Региональных таможенных управлений, в том числе Сибирского, Центрального, Южного, Северо-Западного, Приволжского, Северо-Кавказского, Уральского, было создано 35 мобильных групп. Данные группы зарекомендовали себя с положительной стороны, поскольку ими в период 2015-2017 года было выявлено около 16 тысяч тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, было возбужденно 2 уголовного дела и 109 административных дел. В Казахстан, Украину и Белоруссию было возвращено 11.5 тысяч тонн товаров и уничтожено 3,3 тысяч тонн товаров, ввоз которых запрещен на территорию РФ .

В рамках таможенного контроля после выпуска товаров особую роль занимает контроль таможенной стоимости, от качества которого зависит полнота доходной части федерального бюджета. На сегодняшний день он имеет слабое место в системе таможенного контроля, что приводит к необходимости модернизации контроля таможенной стоимости после выпуска товаров. Для решения этой проблемы значимым является проведение комплексных проверочных мероприятий, по результатам которых отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых проверок в 2017 году по сравнению с данными 2015-2016гг. По данным таможенной статистики, таможенными органами было взыскано 6850 млн. руб. таможенных платежей, что превысило показатели в 2015г. – 3828 млн.руб и 2016г. – 4313 млн.руб. на 80 % и 59 % соответственно. А что касается средних сумм по результатам одной проверки и на одно должностное лицо, то в 2017 году рассматриваемый показатель превышает показатели прошедших годов .

Таким образом, продуктивное и успешное проведение таможенного контроля после выпуска товаров является преимущественным направлением совершенствования таможенного администрирования, позволяет не только ускорить процесс совершения таможенных операций, но и снизить нарушения в области таможенного законодательства, обеспечить полноту взимания таможенных платежей, создать благоприятные условия для деятельности законопослушных участников ВЭД.

Список литературы:

  1. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии – СПб.: изд-во Политех, университета, 2012. — С – 170-188
  2. Бондаренко Н.П., Тихонов А.В. Таможенный контроль после выпуска товаров – основной вектор деятельности ФТС России//Вестник Ростовского филиала российской таможенной академии. 2017. – С – 72-78.
  3. Скорая Т.А., Файникова В.В. Проблемы организации таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы управления рисками // Молодой ученый. – 2016. – № 20.1. – С. 77-89
  4. Селезнев В.И. Таможенный контроль: проблемы и перспективы // Таможня. – 2018. – № 7 (432). – С. 9-21

Таможенный контроль после выпуска товаров как необходимый элемент эффективного таможенного контроля, направленный на выявление и пресечение незаконного ввоза и оборота товаров на внутреннем рынке

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза»:

  1. Вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов в этих местах;
  2. С сокрытием от таможенного контроля;
  3. С недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
  4. С использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Незаконное перемещение товаров, прежде всего, направлено на уклонение от уплаты таможенных платежей.

В целом, схема уклонения от уплаты таможенных платежей подразумевает участие не только лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность и преднамеренное недостоверное декларирование, путем предоставления таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения или поддельных документов, либо недекларирование товаров с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, но и участие иных лиц, связанных между собой договорными обязательствами (отношениями): это и иностранный контрагент (сторона внешнеторгового контракта), который может являться фирмой-производителем, отправителем товара и организации на внутреннем рынке Российской Федерации – перепродавцы товара до конечного получателя товара.

Cтатьей 168 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные органы наделены полномочиями которые позволяют изымать незаконно ввезенные товары у лиц, приобретших указанные товары на таможенной территории Союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Согласно стратегии развития таможенной службы до 2020 года стратегической целью является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

При этом, в части таможенного контроля после выпуска товаров определены следующие цели:

— создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза и их дальнейшему обращению на территории Российской Федерации станет экономически нецелесообразной;

— создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до таможенного контроля после выпуска товаров) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций, и как следствие, формирование благоприятных условий для развития внешней торговли.

Подробнее о реализации данных целей далее в моем докладе.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении объектов контроля установленных статьей 311 ТК ЕАЭС.

При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до их помещения под соответствующую таможенную процедуру. Это контроль – до выпуска товаров.

Вместе с тем, в условиях выборочности таможенного контроля, обусловленного функционированием системы управления рисками, таможенный контроль на этапе таможенного декларирования товаров не является исчерпывающей мерой контроля, проводимой таможенными органами.

После выпуска товаров таможенный контроль может проводиться в течении 3 лет, а в отдельных государствах-членах Союза — 5 лет.

Основным принципом комплексной модели таможенного контроля является обязательный учет в контрольной деятельности всей совокупности взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на совершение нарушений таможенного законодательства.

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского союза, путем проведения таможенных проверок и иных форм таможенного контроля, установленных Главой 45 ТК ЕАЭС.

Основной формой таможенного контроля является таможенная проверка – камеральная либо выездная. Их доля в общем количестве проведенных в 2017 году форм таможенного контроля составила 60%.

Всего за 2017 год таможенными органами Управления проведено 289 таможенных проверок, по результатам которых доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму более 550 млн. руб., что на 27% превышает значения 2016 года.

Доначисления в среднем на одну проверку увеличились на 16% и составили 1,9 млн.рублей.

Одной из задач, стоящих перед таможенными органами в связи с реформой контрольно-надзорной деятельности, является снижение количества нерезультативных таможенных проверок.

Проводимые Уральским таможенным управлением мероприятия позволили значительно повысить результативность таможенных проверок за последние 3 года до уровня 96% в 1 квартале текущего года.

Установлено, что таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

Таможенная проверка проводится в отношении проверяемых лиц, установленных статьей 331 ТК ЕАЭС – перечень приведен на слайде.

При этом, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров таможенные органы могут проводить таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, то есть проверка законности перемещения товаров у лиц, во владении и (или) пользовании которых находятся (находились) такие товары.

Анализ таможенных проверок за 2017 год показывает, что основная доля проверок проведена по вопросам достоверности заявляемых при декларировании сведений по таможенной стоимости и классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД – 57%.

При этом, основные доначисления таможенных платежей сформированы по результатам:

— проверок фактов помещения товаров под таможенную процедуру (45%)

— проверок по направлению правильности классификации товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС – 26%;

— 10% — по проверкам в отношении товаров на внутреннем рынке у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

— 9,3% — проверки в отношении экспортеров леса;

— 7,1% — проверки по направлению достоверности заявления таможенной стоимости товара;

— 2,2% — запреты и ограничения, льготы.

Следует отметить, что таможенный контроль после выпуска товаров это, прежде всего, документальный контроль достоверности сведений, заявленных декларантом при таможенном декларировании товаров, и сопоставление со сведениями, полученными в ходе проведения таможенного контроля от банков, кредитных организаций, налоговых, правоохранительных и иных государственных органов, позволяющий не только установить факт законности/незаконности ввоза товара на таможенную территорию Евразийского Экономического Союза, но и круг лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товаром, как до пересечения им таможенной границы, так и на внутреннем рынке Российской Федерации.

В связи с чем, крайне важна проводимая работа по повышению эффективности таможенного и налогового контроля на основе информационного обмена, интеграции имеющихся информационных ресурсов, сопряжения систем управления рисками для выбора объектов контроля, что позволяет сконцентрировать внимание таможенных и налоговых органов на деятельности контролируемых организаций целиком, а не на отдельных операциях.

В настоящее время тесное взаимодействие таможенных и налоговых органов позволяет взаимно выявлять факты уклонения от уплаты таможенных платежей и нарушения налогового законодательства.

В 2017 году всего по таможенным проверкам во взаимодействии с ФНС доначислено более 62 млн.рублей, возбуждено 26 дел об АП и 8 уголовных дел.

Новые возможности для совершенствования взаимодействия налоговых и таможенных органов предоставляет анализ налоговых разрывов в операциях на основе использования автоматизированной системы контроля — АСК «НДС-2».

Так, наример, в 1 квартале 2018 года по информации налоговых органов о факте отказа в возмещении НДС, проведена выездная таможенная проверка и установлен факт нахождения на территории Союза незаконно ввезенных товаров, в бюджет дополнительно уплачено 7,2 млн.рублей таможенных платежей.

Таким образом, отличные от декларанта лица, при приобретении на внутреннем рынке Российской Федерации товаров иностранного производства, могут нарушить налоговое законодательство (в части завышения вычетов по налогу на добавленную стоимость, значительного завышения затрат на закупку оборудования, возможной неуплаты налога на прибыль), а также таможенного законодательства при приобретении в собственность или во владение незаконно ввезенных товаров.

Вместе с тем, Министерством финансов ведется работа по созданию единого механизма таможенного и налогового администрирования и созданию национальной системы прослеживаемости товаров.

Целью создания механизма прослеживаемости является повышение эффективности контроля таможенных, налоговых и иных государственных органов государств – членов ЕАЭС на всех этапах оборота товаров и обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей с применением интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий.

В конечном итоге это позволит связать в единую логически связанную цепочку все операции с товаром в процессе его оборота.

Одним из основных элементов системы прослеживаемости является маркировка товаров.

Основными целями создания системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности являются:

— обеспечение легальности импорта товаров или их производства на территории Российской Федерации и Евразийского Экономического союза;

— контроль оборота товаров на территории Российской Федерации и Евразийского Экономического союза

С 12 августа 2016 маркировка меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками обязательна на территории Евразийского экономического союза.

Одним из ключевых положительных эффектов введения системы маркировки стало значительное «обеление» рынка меховых изделий и, соответственно, формирование более объективного представления о нем.

Согласно данных Федеральной таможенной службы за 2017 год задекларировано меховых изделий на сумму 232,8 млн. долл. США, что больше на 79% по сравнению с 2016 годом, а объем таможенных платежей в отношении изделий из натурального меха увеличился почти в 1,8 раза по сравнению с 2016 годом и составил 69,8 млн. долл. США. В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество задекларированных меховых изделий увеличилось в 1,5 раза, весовые объемы декларируемых товаров увеличились на 66%.

При этом, не все участники рынка добросовестно исполняют установленные требования.

Так, в ходе проводимых таможенными органами Управления проверочных мероприятий выявляются факты использования различных схем в целях легализации незаконно ввезенных на территорию Союза изделий из кожи и меха.

По результатам 33 завершенных в 2017 году выездных таможенных проверок организаций, которые осуществляют реализацию изделий из меха и кожи, уплачены таможенные платежи на общую сумму 44,2 млн. руб.

Перечень маркируемых товаров будет расширяться. В ближайшей перспективе прорабатывается вопрос маркировки лекарств, драгоценностей, обуви и т.д.

Крайне актуальным направлением деятельности является контроль товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен (ограничен).

С августа 2014 установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн: мясо и мясные продукты, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция, иные пищевые и готовые продукты, в том числе, спортивное питание кроме специализированной пищевой продукции для питания спортсменов (при подтверждении целевого назначения).

Законодательно установлено, что данные товары, ввезенные на территорию Российской Федерации подлежат уничтожению.

На таможенные органы возложена обязанность обеспечения контроля за выполнением данного запрета.

Так, за 2017 год в результате проведенных контрольных мероприятий во взаимодействии с органами Россельхознадзора, прокуратуры и других ведомств выявлено и уничтожено 362 тонны запрещенных к ввозу товаров.

При этом учитывая, что данные товары ввезены на территорию Российской Федерации незаконно, следовательно, в отношении данных товаров не соблюдены установленные требования по безопасности.

На текущий год таможенные органы также ориентированы на организацию и проведение совместных с иными контролирующими органами контрольных мероприятий, в первую очередь, по основным крупным оптово-розничным центрам, складам, рынкам, сетевому ритейлу и т.д.

В завершении своего выступления, считаем важным на сегодняшнем мероприятии довести до Вас информации о мерах, которые Вы вправе предпринять.

Во-первых, это категорирование участников ВЭД с учетом применяемой таможенными органами субъектно-ориентированной модели таможенного контроля.

Так, для участников ВЭД «низкого уровня риска», на этапе таможенного декларирования товаров меры по минимизации рисков не применяются.

На сладе приведены условия отнесения лиц, к участникам ВЭД низкого уровня риска, установленные приказами ФТС России.

Количество участников ВЭД, отнесенных ФТС России к категории низкого риска, в 2011 году в регионе Уральского таможенного управления составляло всего 11 организаций. В настоящее время их больше 300. На долю указанной категории лиц в УТУ приходится 90% товаров, помещенных в 1 квартале 2018 года под таможенную процедуру экспорта и 70% — выпуска для внутреннего потребления.

Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, предусмотрено поэтапное увеличение доли автоматически выпущенных электронных деклараций на товары, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска и установлены следующие целевые показатели: на экспортируемые товары с 20% в 2016 году до 80% в 2020 году; на импортируемые товары с 0 в 2016 году до 80% в 2020 году.

Во-вторых, одним из принципов «Реформы контрольно-надзорной деятельности» является осведомленность заинтересованных лиц.

При этом, если про сервис налоговых органов «Проверь контрагента» на сайте nalog.ru все знают и активно пользуются, то о возможности проверить факт законности перемещения товаров через границу ЕАЭС осведомлены далеко не все.

В целях устранения возможных негативных последствий, связанных с владением незаконно ввезенными товарами, имеется возможность получения информации о выпуске товара иностранного производства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации лица, указанные на слайде, имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Таможенные органы предоставляют указанному в настоящей части лицу такую информацию бесплатно.

Указанные лица могут получать информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме, либо с использованием официального сайта Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время это могут сделать участники внешне-экономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела – у них есть цифровая подпись).

Обращение лиц должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о номере декларируемого товара.

Таможенный орган предоставляет лицам информацию в письменной форме о выпуске товаров в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления обращения. В случае обращения лиц с использованием официального сайта ФТС России через «Интернет» таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.

Информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лиц, сведениям, указанным в декларации на товары.

Таможенный контроль после выпуска товаров

Товары находятся под Таможенным Контролем (далее ТК) до наступления обстоятельств, указанных в Ст. 14 ТК ЕАЭС «Нахождение товаров под таможенным контролем»,

Таможенный Контроль проводится:

  • после выпуска для внутреннего потребления на территории ЕАЭС проводится в течении 3-х лет (Ст. 310 ТК ЕАЭС «Проведение таможенного контроля»);
  • в случае условного выпуска: временный ввоз, переработка на тамож. территории, таможенный склад — продолжается весь период условного выпуска (Ст. 316 ТК ЕАЭС «Особенности таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров»).

ТК после выпуска проводится в форме таможенной проверки, таможенными органами. Допускаются и другие формы, например: таможенный осмотр помещений, проверка спец.маркировок, идентификационных знаков. При ТК за условно выпущенными товарами, независимо от формы проверки, в обязательном порядке, проводится учет условно выпущенных товаров.

Таможенная проверка

В соответвтсии со Ст. 331 ТК ЕАЭС «Таможенная проверка» – форма таможенного контроля, проводится ТО с целью проверки соблюдения требований законов ЕАЭС и РФ о таможенном регулировании. При проведении таможенной проверки могут проверяться:

  • факт помещения товаров под процедуру выпуска товаров;
  • достоверность сведений заявленных при декларировании;
  • достоверность сведений, соблюдение требований УВ, а также соблюдения требований таможенных процедур (для иностранных товаров);
  • соблюдение требований осуществления деятельности в сфере ТД;
  • законность обращения товаров везённых в РФ.

В соответвтсии со Ст. 331 ТК ЕАЭС «Таможенная проверка» может быть камеральной или выездной.

Ст 332 ТК ЕАЭС «Камеральная таможенная проверка»

  1. Проверка документов и сведений, имеющихся у ТО в том числе предоставленных декларантом.
  2. Проводится по месту нахождения ТО, без ограничений по времени, без оформления решений или предписаний, однако ТО вправе запрашивать документы у деларанта.
  3. По результатам камеральной проверки возможно назначение выездной.

Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка» — проводится ТО с выездом на объекты проверяемого лица. Назначается руководителем ТО путем выдачи предписания о проведении выездной ТП (содержащего сведения, перечисленные в Ст. 333 ТК ЕАЭС). Проводится по результатам камеральной таможенной проверки или других форм таможенного контроля. Дата начала — дата вручения предписания о провдении выездной поверки проверяемому лицу. Сроки выездной проверки не могут превышать 2-х месяцев.

Виды выездных таможенных проверок:

  • плановая выездная;
  • внеплановая выездная;
  • встречная внеплановая выездная.

Плановая выездная ТП проводится на основании планов проверок, разрабатываемых ТО, не чаще 1-го раза в год (1-го раза в 3 года для уполномоченных экономических операторов). Основания для проверки перечислены в п.11 Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка». Проводится не ранее 15-ти календарных дней с момента получения проверяемым лицом уведомления о проведении плановой таможенной проверки.

Внеплановые выездные ТП проводятся без ограничений периодичности. Проводится на основании данных о нарушениях, полученных из источников, перечисленных в п.16 Ст 333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка».

Внеплановые встречные ТП проводятся для подтверждения данных, представленных проверяемым лицом.

Права и обязанности должностных лиц ТО при проведении таможенной проверки

В сооветствии со ст.335 ТК ЕАЭС «Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки» при проведении таможенной проверки ТО имеют право:

  • требовать и запрашивать фактически любые документы, имеющие отношение к проверяемым товарам у проверяемого лица, контрагентов, банков, государственных органов;
  • требовать предьявления товаров, проведения инвентаризаций и экспертиз, допуска на объекты, к информационным базам данных, проверяемого лица;
  • использовать спецсредства, изымать документы и товары, налагать арест на имущество и т.д.

При проведении таможенной проверки ТО обязаны:

  • соблюдать служебную этику, не допускать неправомерного вреда проверяемому лицу;
  • обеспечить сохранность и не разглашать содержание полученных документов;
  • информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях, не нарушать режим работы проверяемого лица, предьявлять документы и служебные удостоверения.

Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки

В соответствии со ст.336 ТК ЕАЭС «Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки» при проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:

  • в течении 2-х дней с момента получения предписания о проведени ТП, назначить круг лиц, ответственных за предоставление документов;
  • предьявить документы и тавары запрашиваемые ТО (прои необходимости обеспечить перевод);
  • обеспечить доступ должностным лицам ТО на объекты и инфобазы;
  • по запросу ТО давать письменные и устные пояснения, предоставлять документы.

При проведении ТП проверяемое лицо имеет право:

  • запрашивать у ТО информацию и документы о законодательстве регулирующего таможенную проверку;
  • предоставлять информацию и документы, присутствовать при проведении проверки, обжаловать результаты проверки.

Нормативная документация

1. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

Ответы на экзаменационные вопросы специалист по таможенным операциям.
Цветочный бизнес, доставка цветов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *