Контролируемые иностранные компании 2017

Содержание

Закон о Контролируемых иностранных компаниях изменил бизнес-ландшафт в России. Контролируемые иностранные компании – новое понятие для российских законов и в то же время новое испытание для бизнеса.

В этом материале мы максимально подробно и человеческим языком, без казённости бюрократов, разберём что же такое контролируемые иностранные компании (КИК), кто попадает под действие закона, какие сложности он вызывает и как с ним взаимодействовать, чтобы и силу оффшорных компаний использовать, и проблем с законом не заполучить.

На данный момент последняя поправка к закону о КИК вступила в силу в марте 2016 года (сейчас май 2017). Актуальность материала сохраняется, как минимум до тех пор, пока не придумают что-то ещё.

Что такое контролируемая иностранная компания

Контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, которая не является налоговым резидентом России, но при этом контролирующим лицом этой организации является налоговый резидент России – физическое и/или юридическое лицо.

Иностранной организацией (структурой) признаются, как привычные юридические лица, так и правовые формы без организации юр.лица. В обоих случаях контролирующее лицо должно быть налоговым резидентом России.

Иностранными юридическими лицами признаются АО, ООО, корпорации, холдинги и т.п.

Структурами без образования юридического лица считаются те формы, которые прописаны в иностранном законодательстве и не требуют для своей работы юридического лица. Наиболее известными являются фонды, трасты, партнёрства и товарищества, формы коллективных инвестиций.

Кто считается контролирующим лицом КИК и что означает «контроль» в понимании закона?

Существует три основных критерия, по которым определяется контролирующее лицо:

  1. Лицо (физическое или юридическое), которому принадлежит от 25% контролируемой иностранной компании (до 1 января 2016 года было 50%);
  2. Лица, которым принадлежит более 10%, при условии, что в сумме российским резидентам (физическим и юридическим лицам) принадлежит более 50% КИК. Для физических лиц дополнительная оговорка: доля учитывается вместе с долями супругов и несовершеннолетних детей.
  3. Лицо, которое оказывает влияние или осуществляет контроль над иностранной компанией.

Последний пункт требует отдельного пояснения. Если лицо не владеет долей в компании, но воздействует на неё, вмешивается в управление или иным способом влияет на деятельность или распределение прибыли, то оно также считается контролирующим.

Этот пункт введён для того, чтобы определить не только акционерного или даже номинального владельца, но и бенефициарного – того, который получает непосредственно выгоду от контролируемой иностранной компании.

Деофшоризация в России: бизнес возвращается домой?

Как возможно определить бенефициарного владельца, если он не владеет долей компании? Закон выделяет признаки:

  • Налоговый резидент России управляет КИК при помощи генеральной доверенности;
  • Существует трастовая декларация, которая требует от номинальных акционеров держать акции в пользу бенефициара;
  • Поступление информации о банковском счете иностранной компании с владельцем из России (предполагается от автоматического обмена данными);
  • Особые отношения между компанией и налоговым резидентом России.

Налоговый резидент России не признаётся контролирующим лицом в том случае, если ему прямо или косвенно принадлежат доли публичной иностранной организации и эти доли он приобрёл на биржах и у финансовых посредников.

Кто является контролирующим лицом иностранной структуры без организации юридического лица?

Контролирующим лицом траста, фонда и тому подобных структур считается основатель (учредитель). Это базовое положение.

Однако учредитель перестаёт быть контролирующим лицом КИК, если выполнены 4 условия одновременно:

  1. Лицо не осуществляет контроль над структурой;
  2. Лицо не получает, не имеет право получать и требовать получения дохода от структуры (прямым или косвенным способом);
  3. Лицо не имеет права распоряжаться доходами данной структуры;
  4. Плюс всё имущество передано в структуру на условиях безотзывности – права собственности не возвращаются учредителю ни по уставу структуры, ни по закону юрисдикции, ни во время существования структуры, ни после её закрытия.

Иными словами, должен быть сформирован полностью безотзывный траст или структура-аналог, которая не приносит доход и не контролируется его основателем, чтобы РФ признало учредителя НЕ контролирующим лицом.

Это возможно, но далеко не все представители Российского капитала готовы расстаться со своими активами. А доверия доверительным собственникам пока не сложилось. Поэтому форма до сих пор не пользуется популярностью, несмотря на возможность уйти от отчётности.

Эти же требования выдвигаются к лицам, контролирующим фонды (юридические лица, но без участников), которые в связи с личным законом структуры не участвуют в капитале.

Деофшоризация в России: правила игры так и не определились, а бизнес проводит реорганизацию

Прибыль КИК: как определяется прибыль, какие доходы учитываются?

Прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли резидентов России (компании или физического лица), которые контролируют КИК. Она учитывается при расчёте налоговой базы у контролирующих лиц.

Для физических лиц это будет НДФЛ, а для юридических – налог на прибыль организации.

Прибыль учитывается соразмерно той доли, которая принадлежит контролирующему лицу: или на дату распределения прибыли после окончания финансового года по личному закону компании; или на 31 декабря календарного года после окончания финансового года.

Если у контролирующего лица нет доли в компании, то налог высчитывается исходя из суммы прибыли, которую непосредственно лицо получило или на которую имеет право.

Минимальный порог прибыли, с которой необходимо платить налоги: 10 миллионов рублей (в 2016 году было 30 миллионов, а в 2015 – 50 миллионов рублей).

Прибыль или убыток контролируемой иностранной компании определяется по финансовой отчётности компании или по правилам главы 25 Налогового Кодекса РФ.

Чтобы учитывалась отчётность, необходимо выполнить одно из двух условий:

  • КИК находится в иностранной юрисдикции, с которой заключён международный договор по вопросам налогообложения и осуществляется обмен информацией (хотя бы в ручном режиме);
  • Есть положительное аудиторское заключение.

Учитывается неконсолидированная финансовая отчётность компании или заключение аудитора по международным правилам.

Если лицо решило действовать по правилам Налогового Кодекса России, то следовать им придётся не менее 5 налоговых периодов, как физическим, так и юридическим лицам.

Последствия деофшоризации в Великобритании не только для олигархов

Какие доходы контролируемой иностранной компании учитываются при налогообложении? Те, что считаются пассивными:

  • Дивиденды;
  • Доходы от распределения прибыли и имущества;
  • Процентный доход;
  • Доход от интеллектуальной собственности (в том числе авторское право, товарные знаки, патенты и тому подобное);
  • Доходы от реализации долей;
  • Доходы от продажи недвижимости;
  • Доходы от сдачи имущества в аренду и в субаренду (кроме морских и прочих судов, контейнеров для международных грузоперевозок, газовых труб и хранилищ);
  • Доходы от реализации инвестиционных паёв;
  • Доходы от оказания услуг (консультации, бухгалтерские, юридические, инженерные и прочие услуги);
  • Доход от услуг по предоставлению персонала;
  • Аналогичные виды дохода.

Всё остальное попадает под определение активного дохода и позволяет избежать налогообложения.

Важно отметить: при учёте прибыли и убытков КИК НЕ учитывается доход от курсовой разницы.

Как можно уменьшить облагаемую налогом сумму контролируемой иностранной компании?

Существуют оговоренные законом способы уменьшить сумму для налогообложения прибыли КИК.

Во-первых, это распределённые в отчётный период дивиденды, если они достаются не налоговым резидентам РФ (прямым или косвенным способом).

Во-вторых, налог может быть зачтён полностью или частично, если он уплачивается по месту регистрации компании в иностранной юрисдикции. Это должно быть подтверждено официальными документами, а если у России нет соглашения по вопросам налогообложения с конкретной страной, то документы должны быть заверены налоговым органом.

В-третьих, если по личному закону компании существует обязанность направить часть средств на увеличение уставного капитала, эта сумма вычитается из налогообложения.

Придётся ли платить НДФЛ с дивидендов тем, кто задекларировал прибыль КИК?

Вначале был риск двойного налогообложения одного и того же дохода. Однако теперь конкретизировали и указали, что если лицо задекларировало и оплатило налоги КИК, то платить НДФЛ с дивидендов от этой контролируемой иностранной компании не придётся.

Необходимо предоставить в налоговые органы налоговую декларацию, копии платёжных документов о выплате налога с КИК и документы доказывающие саму выплату дивидендов из прибыли КИК.

Освобождение от налогообложения КИК: 75% от российской ставки, активные компании и активные холдинги

Контролируемые иностранные компании реально освободить от дополнительного налогообложения по российским ставкам, даже если у вас доля более 25% и прибыль выше 10 миллионов рублей.

Существует 3 варианта, как этого добиться.

Освобождение КИК от налога: 75% от средневзвешенной ставки российского налога на прибыль

В этом случае необходимо выполнение двух условий:

  • У государства, где находится контролируемая иностранная компания, должен быть договор по обмену налоговой информацией с Россией и обмен должен реально осуществляться (отсутствие реального обмена приведёт к отказу в льготе);
  • Ставка корпоративного налога в иностранном государстве должна превышать 75% от средневзвешенной ставки налога на прибыль в России (13% для физических лиц и 20% для юридических).

Конкретная формула «средневзвешенной ставки» указана в законе.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная компания

Как говорилось выше, пассивные источники дохода облагаются налогом. Все те виды дохода, которые не указаны в нём являются активными. И если компания занимается активными доходами, то ей не нужно платить налоги КИК.

Чтобы считаться активной контролируемой иностранной компанией, необходимо, чтобы пассивные доходы не превышали 20% от суммы прибыли компании за отчётный год.

Активная компания имеет право находиться практически в любой стране, в том числе в офшоре из списка Минфина, а не только в той, у которой есть международные соглашения с Россией по обмену информацией в налоговой сфере.

Освобождение прибыли КИК от налога: активная холдинговая и субхолдинговая компания

Иностранной холдинговой компанией считается та, в которой более 75% уставного фонда принадлежит российскому контролирующему лицу на протяжении последних 365+ дней.

Активной же холдинговая компания считается в случае, если соблюдаются все условия:

  • Доходы у холдинга отсутствуют или пассивная часть не превышает 5% от общей суммы (исключая доходы от дивидендов Активных Иностранных компаний и активных субхолдингов);
  • Доля участия в активных иностранных компаниях превышает 50% и холдинг владеет этими долями более 365 последовательных дней;
  • Доля владения активными субхолдингами превышает 75% на протяжении более 365 дней.

При этом юрисдикция не должна входить в «чёрный» список Минфина – это 40+ стран и территорий.

Иностранной субхолдинговой компанией считается та, в которой доля уставного капитала на 75% и выше принадлежит иностранной холдинговой компании в течение не менее 365 дней.

Активным субхолдингом считаются те компании, которые не имеют доходов или пассивный доход не превышает 5% от всех доходов (за исключением дивидендов активных иностранных компаний). Также активный субхолдинг обязан владеть как минимум 50% уставного фонда каждой активной компании в портфолио на протяжении 365+ дней.

Иначе доход будет считаться пассивным.

Уведомления о Контролируемых иностранных компаниях (КИК): о чём необходимо уведомлять и в каком порядке?

По закону о Контролируемых иностранных компаниях, контролирующее лицо обязано уведомить о своих КИК налоговые органы.

Уведомление подаётся по адресу налоговой и по месту жительства контролирующего лица не позднее, чем через 3 месяца после организации КИК (получения доли в КИК).

Уведомить налоговую необходимо:

  • О прямом или косвенном участии в иностранной организации при превышении доли владения в 10%;
  • О создании иностранной структуры без юридического лица (трасты, фонды, товарищества и т.п.);
  • Об иностранных компаниях, в которых лицо является контролирующим лицом даже без доли.

Отчитываться необходимо в том числе о недвижимом имуществе на территории России, которое принадлежит иностранной компании-нерезиденту.

Уведомление об участии в иностранной компании/организации

Если ваша доля в иностранной компании превышает 10% на 31 декабря указанного календарного года, то необходимо уведомить об этом налоговую. Или сделать это необходимо не позднее, чем через 3 месяца после даты создания компании или изменения вашей доли.

Уведомление подаётся в электронном виде. Физические лица могут выбрать и бумажный вариант.

В нём указывается следующая информация:

  • Дата, когда возникло обоснование предоставить уведомление (появилась компания, доля превысила 10%);
  • Название организации (юридического лица или структуры без юр.лица);
  • Регистрационные и прочие номера компании;
  • Доля участия лица в компании, если владеете напрямую или показать, каким образом обеспечено владение, если косвенным путём;
  • Дата окончания участия в иностранной компании (если она перестала существовать или вы уменьшили свою долю) – подавать в этом случае не позднее, чем через 3 месяца после завершения работы с данной компанией.

Если условия владения не меняются, повторные уведомления о владении компанией подавать не нужно.

Уведомление об участии в контролируемой иностранной компании/организации

Сначала формулировка закона: уведомление о КИК необходимо подавать до 20 марта того года, что следует после налогового периода, в котором прибыль КИК была зачислена в пользу контролирующего лица.

На практике же это выглядит так: компания фиксирует прибыль на 31 декабря 2015 года; контролирующее лицо получает свою долю в 2016 году; а уведомление по этой прибыли подаётся контролирующим лицом до 20 марта 2017 года.

Уведомление подаётся в налоговую по месту жительства в электронном виде или, по желанию физического лица, в бумажном.

В бумагах необходимо указать:

  • Период, за который подаётся уведомление (в 2017 году – за прибыль КИК в 2015 году);
  • Название организации и её регистрационные номера;
  • Дата, по личному закону организации, которая является окончанием финансового года;
  • Дата составления финансового отчета;
  • Дата составления аудиторского заключения;
  • Доля участия контролирующего лица в КИК и раскрытие способа владения (напрямую или через другие компании);
  • Показать причины, почему лицо должно быть признано контролирующим лицом (размер доли более 25%, получение прибыли по иным причинам, генеральная доверенность и т.п.);
  • Показать причины, по котором прибыль КИК можно освободить от налогообложения в России (активная компания, холдинг или субхолдинг, налоговые выплаты в стране расположения и т.п.).

Топ мифов и городских легенд о деофшоризации придуманных властями и обывателями

Могут ли налоговики самостоятельно объявить налогового резидента России контролирующим лицом иностранной компании?

Важный момент: контролирующим лицом могут признать не только на основании заявления самого налогового резидента, но и благодаря поступившим дополнительным данным.

Если у налогового органа появилась информация о том, что лицо контролирует КИК и не сообщило об этом, налоговики высылают уведомление. Лицу дают не менее 30 дней, чтобы ответить на претензии и предоставить пояснения и документы доказывающие его невиновность.

Должностное лицо обязано изучить предоставленные документы и принять решение. Если решено, что было нарушено налоговое законодательство, то возбуждается соответствующее дело.

Аналогично поступят, если лицо подало информацию о КИК, но предоставило информацию не о всех контролируемых компаниях.

Откуда налоговики могут получить информацию, помимо уведомление самого налогового резидента? Это может быть сбор данных в ходе расследования и сбора доказательств в суде – требуется найти фактические обстоятельства, которые укажут на контроль над КИК со стороны налогового резидента России.

Также для получения информации существуют международные соглашения.

Во-первых, это соглашения по избежанию двойного налогообложения – у России таких 81 штука.

Во-вторых, соглашения по обмену налоговой информацией (TIEA), которых у России всё ещё нет.

В-третьих, обмен данными в рамках Конвенции ОЭСР по взаимной помощи по налоговым делам, к которой Россия присоединилась в 2015 году. Именно здесь заложен не только ручной обмен по запросу и спонтанный, когда информация приходит по желанию второй стороны, но и автоматический.

И хотя Россия активно пугает автоматическим обменом и его скорым началом, по факту на данный момент нет ни одного отдельного соглашения по обмену информацией. А без них Конвенция и даже общий фреймворк MCAA ничего не даёт.

В течение этого года соглашения могут появиться, но пока ситуация выглядит комично: много пафоса и запугивания и мало действия, направленного непосредственно на решение административных вопросов.

Деофшоризация – сложная техническая задача!

Наказание за нарушение закона о контролируемых иностранных компаниях

Закон предусматривает серьёзные наказания за нарушения, в частности, крупные штрафы.

Если лицо не уплатило или уплатило не полностью налог с КИК, то придётся заплатить штраф в 20% от неоплаченной суммы, но не менее 100 000 рублей.

За период с 2015 по 2017 годы это наказание не применяется.

Если лицо не предоставило уведомление о контролируемой иностранной компании или данные о ней оказались недостоверными, то за каждую компанию грозит штраф в 100 000 рублей.

Если лицо не предоставило данные об участии в иностранной компании (там, где доля владения превышает 10%) или предоставило недостоверные данные, грозит штраф в 50 000 за каждую компанию с нарушением.

Если контролирующее лицо отказалось предоставлять необходимые документы (финансовую отчётность, аудиторское заключение и т.п.) или предоставило недостоверную информацию – штраф в 100 000 рублей.

Если иностранная организация владеет недвижимостью в России и не раскрывает данные об участниках, то ей грозит штраф в 100% от суммы налога на имущество на эту недвижимость.

Не стоит забывать, что в России введена уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства: за уклонение от налогов физическими и юридическими лицами, за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размерах.

В случае с КИК, если зафиксировано уклонение от налогов в 2016-2017 годах, уголовная ответственность НЕ наступит, если ущерб от преступления возмещён в полном объёме.

ВАЖНО: в качестве источника информации для суда выступают не только данные обмена, расследования и выемки документов, но и данные с открытых источников в Интернете. Это прямое указание на сайт https://offshoreleaks.icij.org/, на котором собирается информация об офшорных утечках, будь то сам OffshoreLeaks или Panama papers.

Тайное становится явным: Использование офшорных утечек в российских судах уже реальность

Дополнительная информация о КИК и налогах

Важно помнить, что накладываются дополнительные ограничения на работы со странами из чёрных списков, в частности, на чёрный список ФНС.

К тому же специалисты уверены, что закон претерпит изменения в будущем, когда наберётся первый практический опыт, как у налоговиков, так и у бизнесменов.

Первые увидят основные проблемы в сборе информации, а вторые – существующие лазейки и способы уменьшить, как минимум, налогообложение, а как максимум – отчётность в целом.

Повод задуматься есть у всех: согласно данным на начало 2017 года, лишь 30% владельцев офшоров задекларировали свои компании. Но до 20 марта 2017 необходимо было подать первую отчётность именно по прибылям КИК, а значит и подготовиться к уплате налогов. Скоро появится информация о результативности процесса.

За темой КИК необходимо продолжать следить – она касается любого предпринимателя и владельца активов за рубежом. По крайней мере до тех пор, пока закон о КИК действует на конкретного человека.

Как избежать действия закона КИК?

Существует несколько стратегий, которые позволяют снизить давление закона о контролируемых иностранных компаниях.

Вариант «закрыть офшоры» мы не рассматриваем – это слишком удобный и полезный инструмент.

Один из вариантов – воспользоваться трастами, фондами и прочими структурами без организации юридического лица. Но в том контексте, при котором связь с вами, как с бенефициаром полностью прерывается. Но возникает вопрос «Траст или КИК?» А у некоторых вопрос гораздо проще: зачем отдавать свой капитал кому-то другому?

Доверительные формы владения капиталом так и не получили популярность в наших краях. Поэтому этим путём пользуются нечасто.

Другой способ: перестроить структуры владения и разделить свои активы на небольшие кусочки. И если перестройка крупной структуры – это сложный процесс, которые требует привлечения множества специалистов, то с разделением немного проще.

Способ особенно подойдёт тем, кто наслаждается пассивными доходами от инвестиций, депозитов и т.п. Подумайте: если компания генерирует менее 10 миллионов рублей в год, то платить налоги не нужно. Лишь отчитываться о наличие данной компании в вашем портфолио.

А если разбить свои активы на несколько кусочков, каждый из которых приносит менее 10 миллионов рублей? Получается рабочая схема для экономии в рамках закона.

Но самым популярным способом разобраться с КИК является отказ от статуса налогового резидента России. Самым громким примером стал Алишер Усманов, который перестал быть налоговым резидентом России в прошлом году. Нюанс с ним лишь в том, что он перестал быть налоговым резидентом из-за работы. Возможно продолжит платить налоги в России, которые по его же словам, за последние 10 лет составили порядка полумиллиарда долларов.

Для смена налогового резидентства требуется минимум полгода прожить за пределами России. И многие выбирают этот путь, чтобы избавиться от отчётности и лишних налогов. Ради этого они даже готовы платить 30% подоходного налога для нерезидентов, вместо привычных 13%.

2017 год станет во много решающим: появится первая реальная статистика по результатам деофшоризации, по налоговым сборам и количеству задекларированных компаний. В 2013-2015 годах прогнозировали миллиарды рублей в виде дополнительных налоговых сборов. Сегодня эти цифры кажутся явно завышенными, как минимум потому, что активный бизнес освободили от налогов.

Если вы ищите конкретные решения для своего бизнеса в эпоху деофшоризации, то обращайтесь за консультацией на info@offshore-pro.info.

Если остались вопросы о том, что такое контролируемые иностранные компании и как с ними жить в удовольствие, а не в страхе, также смело пишите на нашу почту: info@offshore-pro.info.

Что такое контролируемая иностранная компания (КИК)?

КИК – это компания, которая является налоговым резидентом третьей страны (не России), но контролируется налоговым резидентом России. КИК может быть как юридическое лицо, так и структуры без организации юридического лица (фонды, трасты и т.п.).

Кто считается контролирующим лицом КИК?

Контролирующим лицом иностранной компании считаются лица, которым принадлежит 25% и более долей, или 10% и более, если в компании более 50% принадлежит россиянам. Также контролирующим лицом будут считать лицо, которое может оказывать влияние или осуществлять контроль над деятельностью компании.

Как освободить КИК от выплаты налогов в России?

Контролирующее лицо обязано платить налог с прибыли, если прибыль превысило 10 миллионов рублей в год. Однако, можно избежать налогообложение, если у другого государства с РФ есть договор об избежании двойного налогообложения, плюс ставка корпоративного налога не ниже, чем 75% налога на прибыль в РФ. Также от налога освобождается активная компания, которая получает более 80% дохода от активной деятельности. Также есть послабления для холдинговых компаний.

Татьяна Стретович,

директор департамента налогов и права,

Baker Tilly Ukraine

Моя личная оценка ситуации касательно введения в Украине правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), если коротко, – тихая паника.

Паника – потому что больше, нежели идея налогообложения КИК, бизнес пугает применение данных правил в отечественных условиях администрирования налогов. Ведь правила налогообложения КИК в Великобритании и, например, в Украине – это немного разные системы координат. О предлагаемых штрафных санкциях лучше сейчас вообще не думать. Кстати, можно предположить, что закономерность между размером штрафов и суммой, которая поступит в бюджет, будет обратно пропорциональной.

Тихая – потому что бенефициары иностранных компаний, скорее всего, не выйдут на митинг под Верховную Раду. Они будут изучать вопрос, анализировать потенциальное влияние новой налоговой нагрузки на их бизнес в целом, считать увеличение стоимости администрирования, рассматривать возможности реструктуризации бизнеса или же быстро менять ВНЖ / ПМЖ / налоговое резидентство и выводить капитал из Украины в юрисдикцию, где, возможно, налогообложение КИК также будет существовать. Но будет существовать и судебная система, которая даст возможность защиты своих прав и беспристрастного рассмотрения спорных вопросов.

Если объективно, то законопроект должен быть существенно доработан, также необходимо установить мораторий на применение штрафных санкций в течение определенного периода (по аналогии с введением законодательства по трансфертному ценообразованию). Кроме того, для применения правил КИК должна быть четкая точка отсчета. В частности, необходима доработка соответствующих переходных положений, то есть вопросов привлечения/освобождения к/от ответственности контролирующих лиц касательно прошлых периодов в случае, если имело место нарушение требований налогового, валютного и другого украинского законодательства. Без четких правил игры и определенного общественного договора «ухудшение бизнес-климата» – это максимально корректное определение последствий введения налогообложения КИК в текущей редакции.

А теперь немного истории. Налогообложение КИК в целом ожидалось. Ведь еще Законом «О валюте и валютных операциях» была предусмотрена обязанность КМУ совместно с НБУ в течение 6 месяцев со дня вступления им в силу разработать среди прочего законопроект, определяющий правила налогообложения КИК.

Наряду с тем предложенные законопроектом № 1210-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» правила налогообложения КИК содержат слишком большое количество логических неувязок и допускают неограниченный полет фантазии налоговиков.

Итак, перейдем к конкретике, но для начала небольшая матчасть.

Контролирующие лица – это физические лица – конечные бенефициарные собственники КИК и юридические лица – прямые или опосредствованные собственники (контролеры) КИК. И те, и другие – резиденты Украины. Ситуация, когда украинская компания является участником иностранной компании, имеет место, но не очень распространена. Таким образом, прежде всего правила налогообложения КИК в Украине будут касаться именно «физиков». Кстати, если физическое лицо уверено, что оно является налоговым резидентом другой юрисдикции на основании только полученного местного Tax residence certificate, лучше убедиться, что украинские налоговые органы придерживаются такого же мнения.

Контролируемая иностранная компания – это иностранное юридическое лицо, находящееся под контролем контролирующего лица в соответствии с правилами НКУ. Также это может быть партнерство, траст, фонд или любое другое учреждение без статуса юридического лица.

Не каждая иностранная компания автоматически признается контролируемой. Иностранная компания превращается в КИК, если контролирующее лицо:

а) владеет долей в иностранном юридическом лице 50 % и более, или

б) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 10 % и более, при условии, что несколько физических или юридических лиц – резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 % и более, или

в) отдельно или вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами осуществляет фактический контроль за иностранным юридическим лицом.

В свою очередь, доля в иностранном юридическом лице – это корпоративные или любые другие аналогичные права, предоставляющие контролирующему лицу право на управление, получение прибыли или получение активов при ликвидации КИК. И не принципиально, владеет ли контролирующее лицо такой долей прямо, опосредованно или путем создания без статуса юридического лица. Равно как и не принципиально, владеет ли лицо долей на основании права собственности или же право собственности юридически принадлежит другим лицам, действующим в интересах контролирующего лица.

Что касается фактического контроля, то определение достаточно широкое, но, по-моему, название говорит само за себя. И главное, если существует фактический контроль, а официальная доля владения, например, только 1 %, тогда фактический контроль побеждает и иностранная компания признается КИК.

Итак, определили контролирующее лицо, а также то, что у него имеется доля в КИК. И что нам дальше с этим делать и откуда возьмутся налоги?

И здесь начинается самое интересное. Объектом обложения (НДФЛ или налогом на прибыль) КИК является часть скорректированной прибыли КИК (пропорционально доли контролирующего лица).

Ну а далее проведем небольшой критический анализ актуальной на сегодняшний день входящей информации.

Начнем с анализа норм, предусматривающих необходимость составления финансовой отчетности КИК и подтверждения ее аудиторским заключением (нормы, интересные для меня, как для аудитора).

Законопроект предусматривает необходимость составления неконсолидированной финансовой отчетности КИК независимо от того, требуется ли это законодательством соответствующей юрисдикции. Наряду с тем при наличии у налоговиков сомнений в достоверности такой отчетности они вправе требовать представления от контролирующего лица заключения местной аудиторской компании по такой отчетности. И такое заключение не может содержать отрицательное заключение или отказ от представления заключения.

Замечу, что основанием (по сути, единственным и достаточным) для требования контролирующим органом аудиторского заключения по финансовой отчетности КИК служит просто сомнение в ее достоверности. Без обоснования, что именно в финансовой отчетности не соответствует МСФО (которое заставило бы налоговиков такие МСФО открыть и что-то прочитать). Вопрос о том, будет ли требоваться такое заключение безосновательно и что нужно сделать, чтобы развеять сомнения налоговиков, остается риторическим.

Удивление вызвало и утверждение, что письменное заключение аудиторской компании не может содержать отрицательное заключение или отказ от представления заключения. Во-первых, оба случая вполне возможны в соответствии с Международными стандартами аудита. Во-вторых, если КИК не повезло и она таки получила отрицательное заключение или отказ от его представления, то что же дальше? Пойти к другому аудитору, и так до победного конца?

В продолжение темы привлечения независимого иностранного аудитора не совсем понятна ситуация со сроками представления аудиторского заключения на запрос налоговых органов. Так, если в соответствующей юрисдикции аудит финансовой отчетности не обязателен (то есть носит инициативный характер), срок проведения аудита будет устанавливаться по договоренности сторон исходя из оценки аудитором необходимого для выполнения работ времени. Итак, если, по мнению аудитора, срок, в который должен быть проведен аудит финансовой отчетности (то есть в течение которого заключение должно быть представлено украинским налоговым органом), будет недостаточным, существует большая вероятность непринятия аудитором соответствующего клиента.

Продолжение следует…

Контролируемые иностранные компании (далее — «иностранцы») — применяемый для налоговых целей особый термин. Каким документом регламентирован порядок действий контролируемых «иностранцев» и кто к ним относится — узнайте из нашего материала.

Закон о контролируемых иностранных компаниях № 376-ФЗ (отличительные признаки, официальный сайт опубликования текста)

Законом о контролируемых иностранных компаниях называют закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ, который:

  • внес многочисленные корректировки в НК РФ (включая новые, ранее не применявшиеся понятия и нормы) относительно налогообложения прибыли и доходов контролируемых иностранных компаний;
  • направлен на обеспечение контролируемыми российскими резидентами уплаты «прибыльных» налогов «иностранцами»:
    • по нормам российского законодательства;
    • в бюджет РФ;
  • действует с января 2015 года.

Из законодательных корректировок следует, что россияне (юрлица и физлица):

  • могут учреждать иностранные фирмы;
  • владеть ими;
  • контролировать их;
  • получать от них прибыль.

Одновременно предоставленные права требуют от налогоплательщиков — резидентов РФ выполнения конкретного перечня обязанностей, неисполнение которых подконтрольно налоговикам и наказуемо в силу требований НК РФ.

Закон о контролируемых иностранных компаниях изначально был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), что считается его официальным опубликованием. В дальнейшем текст закона о контролируемых иностранных компаниях (закона о КИК) был размещен в информационно-справочных системах и на различных сайтах в интернете.

Закон о КИК в 2016 году был откорректирован и дополнен — внесенные ранее в НК РФ положения уточнены в части налогообложения контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных организаций (закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

Тексты отдельных законов и статей НК РФ с комментариями, помогающими разобраться в тонкостях бухгалтерского и налогового законодательства, вы можете найти на нашем сайте:

  • «Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»»;
  • «Положения Закона о патентной системе налогообложения — 2016»;
  • «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения»;
  • «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?»;
  • «Закон об онлайн-кассах — как применять БСО (нюансы)».

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица (список 2016-2017 годов)

Список контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (КЛ) приведен в ст. 25.13 НК РФ. В частности, ею определены признаки иностранной компании, при одновременном наличии которых она признается контролируемой:

  • «иностранцы» (в том числе иностранные структуры без образования юрлица) не являются налоговыми резидентами РФ;
  • контролирующими «иностранцев» лицами являются налоговые резиденты РФ.

Расшифровка термина «контролирующее лицо» приведена на схеме ниже:

Ключевым понятием для классификации лица в качестве КЛ является термин «доля участия». Расшифровка алгоритма исчисления указанного показателя представлена на схеме ниже:

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и иные «информационные» обязанности по ст. 25.14 НК РФ

По ст. 25.14 НК РФ у КЛ появляется «информационная» обязанность, заключающаяся в подаче сведений налоговикам по месту своего нахождения/месту жительства (см. таблицу ниже):

Уведомление

Срок представления

Об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)

Не позднее 1 месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной фирме

О контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются

Не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у КЛ

О прекращении участия в иностранных организациях

Не позднее 1 месяца с даты прекращения участия

Допустимые НК РФ условия оформления, представления и корректировки уведомлений:

  • представление уведомлений производится в электронной форме (физлица вправе подать сведения на бумаге);
  • каждое уведомление имеет свои форматы и формы (например, форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях утверждена приказом ФНС России от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@);
  • у КЛ есть возможность уточнить ранее поданные сведения, если в первичном сообщении обнаружены неточности, ошибки или неполные сведения;
  • уточнение поданных ошибочных сведений ранее момента обнаружения неточностей налоговиками избавляет КЛ от ответственности по ст. 129.6 НК РФ;
  • если уведомление не подано, а налоговики располагают информацией о том, что налогоплательщик является КЛ, в его адрес направляется требование о необходимости представления пояснений или подачи уведомления;
  • если налогоплательщик не считает себя КЛ, при получении от налоговиков вышеуказанного требования он вправе документально подтвердить свою позицию (дополнительно представить налоговикам подтверждающие данные);
  • если представленные доказательства (после исследования их налоговиками) подтвердят обоснованность признания налогоплательщика КЛ, в его адрес направляется уведомление о контролируемых им иностранных фирмах для признания его КЛ;
  • существует возможность оспорить в суде указанное в предыдущем пункте уведомление — о факте оспаривания налогоплательщик должен сообщить налоговикам;
  • если уведомление не оспаривалось, через 3 месяца с момента его получения налогоплательщик считается признавшим себя КЛ.

Об иных «информационных» обязанностях хозяйствующего субъекта узнайте из размещенных на нашем портале статей:

  • «Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения»;
  • «Составляем уведомление о переходе на профстандарты»;
  • «Уведомление о торговом сборе — бланк и образец»;
  • «Уведомление об увольнении иностранного гражданина — бланк 2015».

Налогообложение прибыли контролируемой иностранной компании

Законом № 376-ФЗ уточнен алгоритм расчета прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. Для ее расчета применяется один из нижеуказанных способов:

  • прибылью контролируемой иностранной компании признается прибыль до налогообложения по данным финотчетности за финансовый год, составленной по национальным стандартам «иностранца»;
  • прибыль определяется по российским правилам (если такой способ расчета будет выбран, его требуется применять не менее 5 налоговых периодов с даты первого применения).

Применение первого из указанных способов возможно только при соблюдении условий, классифицируемых как:

  • географические — постоянным местонахождением контролируемой иностранной компании должно являться иностранное государство, с которым у РФ имеется международный договор по вопросам налогообложения (исключая страны, не обеспечивающие обмен информацией с РФ для целей налогообложения);
  • подтверждающие достоверность — по финотчетности, на основании которой определяется подлежащая налогообложению прибыль, представлено аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения относительно ее достоверности или отказа в выражении мнения.

Подробнее об особенностях налогообложения «иностранцев» — в материале «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Итоги

Контролируемыми иностранными компаниями признаются не являющиеся резидентами РФ зарубежные фирмы или иностранные структуры без образования юрлица, которые контролируются фирмами или физлицами, признаваемыми налоговыми резидентами РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Концепцию «основные и дочерние общества» снова хотят заменить на «контролирующих и подконтрольных лиц». Несколько лет назад подобная попытка закончилась провалом. В глобальном проекте поправок ГК РФ, который Госдума приняла только в первом чтении, а потом разделила на блоки, было много претензий к формулировкам новой нормы о контролирующих лицах. В новом проекте разработчики предложили другие критерии признания лиц контролирующими.

Минэкономразвития России опубликовало законопроект «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности)» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/04-18/00079694). Публичное обсуждение проекта продлится до 04.05.2018.

Недостатки концепции «основные и дочерние общества»

Цель законопроекта — усовершенствовать правовое регулирование отношений контроля и ответственности контролирующих лиц за убытки, причиненные подконтрольному лицу. Для этого предлагается заменить концепцию «основные и дочерние общества» на «контролирующие и подконтрольные лица».

Цитируем документ

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Статья 67.3 ГК РФ

В пояснительной записке разработчики отметили несколько недостатков данной концепции.

Во-первых, концепция «основное и дочернее общество» не позволяет привлечь к ответственности в качестве основного общества физическое лицо, которое вполне может быть контролирующим. Например, когда одно физлицо или совместно со связанными лицами учреждает несколько юридических лиц с долей участия, позволяющей распоряжаться абсолютным большинством голосов в высшем органе управления такого лица. Также эти правила не распространяются на юридические лица иных организационно-правовых форм, а именно на унитарные коммерческие и некоммерческие организации, некоммерческие корпоративные и некоторые коммерческие корпоративные организации.

Во-вторых, п. 1 ст. 67.3 ГК РФ сформулирован так, что суды в одинаковых ситуациях толкуют основания дочерности по-разному. Действительно, открытый перечень оснований, сформулированный в виде «иным образом имеет возможность определять решения», создает правовую неопределенность, поскольку неясно, каких критериев и какой степени контроля достаточно для признания общества основным. Поэтому суды часто не признают очевидных отношений контроля. А такое основание дочерности, как преобладающее участие в уставном капитале, они, как правило, толкуют как наличие более половины акций, долей и не учитывают соотношение с долями других участников. Бывает, что количество акций (долей) может быть математически не преобладающим, но количество прав голоса будет решающим.

В-третьих, непонятно, о каких договорах идет речь: о договорах, предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, или о любых договорах, ситуативно порождающих отношения зависимости в каждой конкретной ситуации.

В-четвертых, в действующей норме отсутствуют положения, которые прямо свидетельствовали бы о возможности признания таковым косвенного или совместного корпоративного контроля.

В-пятых, норма не учитывает ситуации, когда лицо косвенно через подконтрольных лиц имеет право избирать единоличный исполнительный орган или более половины состава коллегиального органа управления и определять действия (решения) коллегиальных органов управления подконтрольного лица.

Новые критерии признания лиц контролирующими

В проекте предусмотрены понятие контролирующего и подконтрольного юридического лица, основания возникновения отношений контроля и подконтрольности, ответственность контролирующего лица за убытки, причиненные подконтрольному юридическому лицу.

Цитируем документ

Лицо признается контролирующим (контролирующее лицо) юридическое лицо (подконтрольная организация), если это лицо имеет право прямо или косвенно (через подконтрольные организации), самостоятельно или совместно с подконтрольными организациями и (или) супругами, родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, в силу учреждения и (или) учредительного договора (соглашения о создании), и (или) устава, и (или) соглашения об управлении партнерством, и (или) участия в уставном (складочном) капитале (фонде) или участия (членства) в подконтрольной организации, и (или) на основании договора, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, распоряжаться более 50% голосов или не менее 30% голосов, при том, что отсутствует иное лицо, которое прямо или косвенно (через подконтрольные организации), самостоятельно или совместно с подконтрольными организациями и (или) связанными лицами распоряжается большим количеством голосов, в высшем органе управления подконтрольной организации, и (или) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган (управляющую организацию или управляющего), и (или) коллегиальный исполнительный орган, и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации, и (или) право определять действия (решения) подконтрольной организации.

Статья 53.3 ГК РФ в редакции проекта

Таким образом, к ответственности в качестве контролирующих лиц можно будет привлекать все коммерческие и некоммерческие компании независимо от их формы, а также физических лиц. Предусмотрены прямой и косвенный (через подконтрольных лиц) способы контроля, а также самостоятельный и совместный — осуществляемый совместно с подконтрольными или со связанными лицами, которыми являются супруги, родители, дети, братья и сестры, усыновители и усыновленные. Все лица, через которых и совместно с которыми действует контролирующее лицо, признаются контролирующими.

Установлен и подробный перечень правовых оснований: это участие в организации, а также договоры, предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации.

Для признания лица контролирующим можно будет использовать два критерия: абсолютного большинства (обладает более 50% голосов в подконтрольной организации) и относительного большинства (обладает не менее 30% голосов и отсутствует иное контролирующее лицо).

Комментарии экспертов

Юлия Михальчук, адвокат, советник Saveliev, Batanov & Partners

Новая редакция ГК РФ содержит оговорку о том, что во внимание должно приниматься не просто владение определенным количеством голосов, а именно возможность распоряжаться этими голосами. Это важно для ситуаций, когда участники корпорации заключили корпоративный договор, который предусматривает правила голосовать определенным образом. Еще один пример: если акции (доля) переданы в залог, то право голосования может быть ограничено либо передано залогодержателю. Поэтому проект предлагает учитывать только те голоса, которыми лицо реально имеет возможность распоряжаться.

Законодатель прямо преду­смотрел для подконтрольной организации и ее участников право требовать возмещения убытков, причиненных по вине контролирующего лица. В целом это положение является логичным продолжением правила, заложенного в п. 3 ст. 53.1 ГК РФ, согласно которому за причиненные компании убытки к ответственности может быть привлечено лицо, которое имеет фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, входящим в органы управления.

Новшеством является предложение о введении пропорциональной ответственности, если из причиненного корпорации вреда контролирующее лицо извлекло доход или иную имущественную выгоду. Ранее на законодательном уровне такой подход не встречался, по общему правилу ответственность нескольких лиц распределялась солидарно. Однако в судебной практике в 2016 г. впервые суд апелляционной инстанции принял революционное постановление, в котором ответственность между несколькими лицами за причиненные корпорации убытки была распределена пропорционально полученной ими выгоде и степени вовлеченности в совершение недобросовестных и неразумных действий. Кассация с таким подходом согласилась, а Верховный суд отказал в передаче жалобы на рассмотрение экономколлегии (дело № А60-52543/2012). В конце 2017 г. Верховный суд РФ дал разъяснения о применении правил о субсидиарной ответственности, в которых также подчеркнул возможность применения пропорциональной ответственности (постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»). Таким образом, норма о пропорциональной ответственности является продолжением намеченной в судебной практике тенденции.

Ксения Томилина, юрист судебно-арбитражной практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

По сравнению с ныне действующими нормами ГК РФ законопроект предусматривает более широкие возможности для установления «личности» контролирующего лица и привлечения его к ответственности. С процессуальной точки зрения важными представляются следующие два момента.

Во-первых, вводятся четкие критерии определения контролирующего лица — критерий абсолютного большинства (более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольного общества) или, как альтернатива, критерий относительного большинства (не менее 30% голосов и отсутствие иного лица, которое прямо или косвенно распоряжается большим количеством голосов в высшем органе управления подконтрольного общества). Это позволит устранить неопределенность действующего регулирования, согласно которому суды вынуждены толковать открытый критерий признания общества основным, а именно основное общество «иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые обществом».

Интересно отметить, что новый законопроект устраняет недостатки, содержащиеся в законопроекте 2012 г. о внесении поправок в ГК РФ (принятом только в первом чтении), который также предлагал замену концепции «основное и дочернее общество» на контролирующих и подконтрольных лиц. Предыдущий законопроект подвергся значительной критике со стороны представителей бизнеса. Согласно замечаниям РСПП к проекту, неясно, какое участие можно считать преобладающим, будет ли таковым участие большинством голосов или большинством голосов по сравнению с имеющимся у кого-либо из других участников.

Во-вторых, законопроект предусматривает возможность привлечения к ответственности сразу нескольких контролирующих лиц, причем как физических, так и юридических. Такая множественность может быть горизонтальной (два или более контролирующих лица, независимых друг от друга) и вертикальной (цепочка лиц, когда контроль осуществляется контролирующим лицом через общества-прослойки). Вводится солидарная ответственность нескольких контролирующих лиц, что позволит наиболее эффективно защитить права подконтрольного лица и его участников.

Расширение понятия контролирующего лица также отражает общий тренд усиления ответственности контролирующих лиц в рамках законодательства о банкротстве и соответствует активно растущей практике судов по привлечению указанных лиц к субсидиарной ответственности. Предлагаемые законопроектом изменения в целом представляются положительными, поскольку должны ограничить возможность лиц, которые фактически контролируют компанию, избежать ответственности по причине несовершенства действующего законодательного регулирования.

Федеральным законом № 376 от 24 ноября 2014 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (касательно контролируемых иностранных компаний (КИК)») закреплены основные положения о КИК и принципах налогообложения их прибыли. Суть нововведений — необходимость обязательного декларирования факта владения:

  • зарубежной компанией в статусе юрлица (абз.2 п.2 ст. 11 НК РФ);
  • иностранной организацией без создания юрлица;
  • компанией в форме фонда, траста, партнерства.

Фирме, имеющей нераспределенную прибыль, нужно отражать ее в декларации, учитывать как базу налогообложения. Кроме того, потребуется подготовить уведомление об участии в КИК (2017). Как это сделать, подскажут сотрудники «Прифинанс».

На кого распространяется требование

Подать уведомление о КИК должен:

  • владелец зарубежной организации, в которой доля голосующих акций в УК превышает 10% (доля суммируется для близких родственников);
  • учредитель компании, не предполагающей открытие юрлица.

Заполнение уведомления КИК — процедура, требующая определенных знаний и внимательности. Сделать все оперативно и без ошибок помогут сотрудники «Прифинанс».

Мы оказываем поддержку гражданам РФ и нерезидентам, если они уполномочены выполнять функцию контроля, а также другим лицам, принимающим решения о том, как будет распределяться прибыль. Это нужно, если:

  • предметом договора выступает управление структурой, и подать уведомление о КИК должен директор;
  • решение закреплено уставом/соглашением акционеров с долей участия в организации в размере 25% акций и более;
  • между доверительным владельцем и контролирующим лицом утверждены дополнительные условия сотрудничества

Функция контроля не возлагается на учредителя КИК, если у него нет права:

  • распоряжаться прибылью (прямо/опосредовано);
  • принимать решения в вопросах распределения прибыли;
  • аккумулировать активы КИК в процессе существования и в момент прекращения деятельности.

Ответственность за неподачу уведомлений

Уклонение от составления уведомлений или подача неверной информации чревата последствиями. Ответственность определена в размере 50 000 рублей — административный штраф для каждой зарубежной единицы.

Санкции не распространяются на:

  • налоговых резидентов, располагающих менее чем 10% голосующих акций;
  • членов компаний, существующих без создания юрлица (не учредители) — это могут быть косвенные владельцы, бенефициары траста.

Подготовить документы и подать их в налоговые инстанции помогут сотрудники «Прифинанс». Стоимость заполнения уведомления о КИК доступна, а сотрудничество с нами экономит ваше время, защищает от рисков ошибок и, как следствие, штрафных санкций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *