Конвенция по морскому праву

Территориальное море

Территориальное море — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили. Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией согласно статье 234 Конвенции.

Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью моря, в которой прибрежное государство осуществляет определённые международным правом суверенные права. Они включают права на: а) разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых; б) управление этими ресурсами; в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путём использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении: а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды.

Вместе с тем исключительная экономическая зона не является частью открытого моря. Другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

  • Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. «а», «б», «в»). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором.

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах. Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определён Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее — Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами. Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне. Применять оружие против нарушителей этого Закона и международных договоров РФ можно только в целях отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.

«Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами» разрешаются в судебном порядке судами РФ (п. 1 ст. 41). Формулировка не отличается четкостью. Мы имеем дело с характерным для наших юристов юридически некорректным употреблением термина «граждане» вместо термина «физические лица». Сразу же возникают вопросы. О гражданах какого государства идет речь? Относится ли это и к лицам без гражданства? Понимать приведённое положение следует так: «споры, все стороны в которых являются физическими и юридическими лицами, российскими и иностранными», разрешаются судами РФ.

Споры между Россией и иностранными государствами разрешаются в соответствии с международным правом (п. 2 ст. 41). Закон об исключительной экономической зоне не содержит положения о решении споров между физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и Российской Федерацией, её органами — с другой. Думается, что следует руководствоваться ст. 124 ГК РФ, согласно которой Федерация, её субъекты, муниципальные образования «выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами». Следовательно, к спорам с их участием применяется п. 1 ст. 41 Закона об исключительной экономической зоне.

Исключительная экономическая зона является новым институтом, отражающим особенности современного морского права. Инициатива в её установлении была проявлена развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.

Континентальный шельф

Континентальным шельфом является естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Показательным здесь является прецедент с Хребтом Ломоносова.

Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра. Согласно Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам». Думается, что формула «суверенные права», как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом. В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря «ФРГ — Дания», «ФРГ — Нидерланды», Международный Суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. «Справедливость не всегда означает равенство». Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости .

Конституция РФ отнесла к ведению Федерации определение статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (п. «н» ст. 71). В 1995 г. был принят Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Закон определил статус континентального шельфа в соответствии с «общепризнанными принципами и нормами международного права». Установлены правила разведки и разработки минеральных ресурсов, а также изучения и использования живых ресурсов. Особые права в отношении живых ресурсов предоставлены коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока РФ, а также всему населению этих регионов, проживающему на территориях, прилегающих к морскому побережью. Также были введены поправки, которые дают право лидерам гуманитарных организаций, лидерам религиозных организаций свободно и без всяких задержек преодолевать границы всех государств.

Отдельные главы посвящены порядку создания искусственных сооружений, прокладке подводных кабелей и трубопроводов; научным исследованиям; защите минеральных и живых ресурсов; захоронению отходов и других материалов. Установлена система платежей за пользование шельфом, а также порядок охраны. Координация всех сил органов охраны возложена на пограничную службу. Споры между физическими и юридическими лицами относительно реализации их прав и обязанностей на континентальном шельфе решаются в административном порядке или в судах РФ.

Архипелажные воды

Архипелажными водами называются воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными через наиболее выступающие в море точки наиболее отдаленных островов, составляющих единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства (государства-архипелага).

Конвенция предусматривает, что длина архипелажных прямых исходных линий не должна превышать 100 морских миль (до 3 % их общего числа — 125 морских миль) и в пределы таких исходных линий должны включаться главные острова архипелага, причем соотношение площадей водной поверхности и суши должно составлять от 1:1 до 9:1 (ст.47 Конвенции). Территориальные воды, прилежащая зона и исключительная экономическая зона островного (архипелажного) государства отсчитываются от вышеупомянутых архипелажных исходных линий.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, аналогичным праву мирного прохода через территориальное море, и, кроме того, правом архипелажного прохода через устанавливаемые для этой цели государством-архипелагом в архипелажных водах морские коридоры. Летательные аппараты всех государств пользуются правом пролёта по воздушным коридорам, устанавливаемым над такими морскими коридорами. Если государство-архипелаг не устанавливает архипелажных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства (ст.53 Конвенции).

> Проливы, используемые для международного судоходства Основная статья: Проливы, используемые для международного судоходства

Международный район морского дна

Основная статья: Международный район морского дна

Правовой статус международного района морского дна (далее — «Район») и режим использования его ресурсов закреплен в Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно статье 136 Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Государства не вправе претендовать на суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов.

Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действует от имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономических выгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140).

Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельными государствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международного органа по морскому дну. Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку и разработку предоставляется и государственным предприятиям участников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдикцией и контролем, за которых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка и разработка ресурсов Района осуществляется на основании утверждённого МОМД плана работ (контракта).

В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению).

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (полный текст ) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.

Основные положения Конвенции по морскому праву:

  • Прибрежные государства осуществляют суверенитет над своим территориальным морем, ширину которого они устанавливают самостоятельно, но не более 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий; иностранные суда пользуются правом «мирного прохода» через эти воды;
  • Прибрежное государство может осуществлять контроль за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных норм в прилежащей зоне, которая не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий;
  • Все суда и летательные аппараты пользуются правом «транзитного прохода» через проливы, используемые для международного судоходства; государства, граничащие с проливами, могут устанавливать правила, регулирующие движение судов и другие аспекты прохода;
  • Государства-архипелаги, состоящие из одной или более групп тесно взаимосвязанных островов и соединяющих их вод, осуществляют суверенитет над морским пространством (архипелажными водами), ограниченным прямыми исходными линиями, проведенными через наиболее удаленные точки островов; в архипелажных водах государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода и пролета;
  • Прибрежные государства в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), ширина которой не должна превышать 200 морских миль, имеют суверенные права в отношении природных ресурсов и определенных видов экономической деятельности и юрисдикцию в сфере возведения искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и охраны морской среды;
  • В ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
  • Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации живых ресурсов ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона;
  • Прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом (национальным районом морского дна) в целях его разведки и разработки его ресурсов; шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, а при определенных условиях и дальше;
  • Часть доходов, полученных прибережными государствами от разработки неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, перераспределяется в пользу развивающихся стран;
  • Комиссия по границам континентального шельфа дает рекомендации государствам по установлению внешней границы шельфа в тех районах, где превышается предел 200 морских миль;

  • Все государства пользуются традиционными свободами судоходства, пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов, рыболовства и научных исследований в открытом море; они обязаны принимать надлежащие меры для сохранения и управления живыми ресурсами;
  • Внешние границы территориального моря, прилежащей зоны, ИЭЗ и континентального шельфа островов определяются в соответствии с нормами, применимыми к сухопутной территории, но скалы, непригодные для жизни человека или хозяйственной деятельности, не имеют ни ИЭЗ, ни континентального шельфа;
  • Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в сфере управления живыми ресурсами, охраны морской среды и научных исследований;
  • Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него и пользуются свободой транзита через территории «государств транзита».
  • Международный район морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества; все права на его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну;
  • Государства обязаны предпринимать все доступные меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате нарушения их международных обязательств по борьбе с таким загрязнением;
  • Морские научные исследования в ИЭЗ и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства, но при обычных обстоятельствах, если преследуются исключительно мирные цели и соблюдаются определенные критерии, прибрежные государства должны давать свое согласие;
  • Государства содействуют развитию морских научных знаний и передачи на справедливых и разумных условиях морских технологий на благо всех заинтересованных сторон;
  • Любые споры, касающиеся толкования или применения положений Конвенции, государства-участники обязаны урегулировать мирными средствами;
  • Споры могут быть переданы в Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд или арбитраж либо урегулированы в порядке согласительной процедуры.

Tags:Международные договоры, Морское право

Оговорки СССР и России при подписании и ратификации Конвенции ООН по морскому праву

О подписании (10 декабря 1982 года):

1. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что на основании Статьи 287 Конвенции ООН по морскому праву выбирает арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VII, в качестве основного инструмента разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции. СССР предпочитает особый арбитражный трибунал, сформированный в соответствии с Приложением VIII для рассмотрения вопросов, связанных с рыбным промыслом, защитой и сохранением морской среды, морских научных исследований, а также навигацией, включая загрязнение от судов и аварийного слива. СССР признает правомочность Международного трибунала по морскому праву, предусмотренную в Статье 292, в вопросах, связанных с немедленным освобождением задержанных судов и экипажей.

2. Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что в соответствии со Статьей 298 Конвенции не принимает обязательных процедур, влекущих за собой решения, имеющие обязательную силу, для рассмотрения споров, связанных с определением морских границ, споров, касающихся военных действий, либо споров, применительно к которым свои функции, определенные Уставом ООН, осуществляет Совет Безопасности ООН.

О ратификации (12 марта 1997 года):

Российская Федерация заявляет, что в соответствии со Статьей 298 Конвенции ООН по морскому праву не принимает процедур, предусмотренных в разделе 2 части XV Конвенции, влекущих за собой решения, имеющие обязательную силу, в отношении споров, касающихся толкования или применения Статей 15, 74 и 83 Конвенции, относящихся к определению морских границ, либо упоминающих исторические заливы и названия; споров, касающихся военных действий, включающих военные действия правительственных судов и самолетов, и споров, касающихся действий правоохранительных органов по отношению к использованию суверенных прав или юрисдикции; а также споров, применительно к которым свои функции, определенные Уставом ООН, осуществляет Совет Безопасности ООН.

Российская Федерация, учитывая Статьи 309 и 310 Конвенции, заявляет, что возражает против любых деклараций и заявлений, сделанных в прошлом или которые могут быть сделаны в будущем при подписании, ратификации или присоединении к Конвенции, либо сделанных по какой-либо другой причине в связи с Конвенцией, которые не соответствуют условиям, изложенным в Статье 310 Конвенции. Российская Федерация полагает, что такие декларации и заявления, как бы они ни были выражены или названы, не могут отменять или изменять юридическую силу положений Конвенции применительно к государству — участнику Конвенции, сделавшей такие декларации или заявления, и по этой причине не должны быть приняты во внимание Российской Федерацией во взаимоотношениях с этим государством — участником Конвенции.

Оригинал

>3. Конвенция оон по морскому праву 1982г.

3.1.Внутренние воды

Конвенция ООН по морскому праву 1982г (UNCLOS-82 — United Nation Convention on Law of Seas). , сразу же подписанная 157 государствами, определяет правовой режим различных пространств Мирового океана – территориальное море, открытое море, прилежащая зона, континентальный шельф, экономическая зона, проливы, архипелажные воды, международный район морского дна. Она регулирует торговое и военное мореплавание, рыболовство, добычу морских полезных ископаемых и другие виды экономической деятельности на морях и океанах. Если UNCLOS-82 устанавливает иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством подписавшей ее страны, то применяется правило международных договоров. UNCLOS-82 вступила в силу 16 ноября 1994г., состоит из 320 статей, объединенных в 17 частей и 9 Приложений.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Это часть территории государства, которое распространяет на нее свой суверенитет.

К внутренним морским водам относятся прежде всего:

1) Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями;

2) Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24м.м. Если линия входа превышает 24м.м., то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;

3) Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т.д.; проливы – Гудзонов, Карские ворота; моря – Белое, Карское и др.).Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государствами.

4) Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Международно-правовой режим

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.

Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках. Иностранным невоенным судам разрешено свободно заходить в объявленные открытые порты, перечень которых публикуется в Извещениях мореплавателям. Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения или приглашения государства. Без разрешения осуществляется аварийный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, доставка спасенных людей и т.п. Особый порядок предусмотрен для захода судов с ядерными силовыми установками или с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному контролю. Военные корабли освобождены от таможенного досмотра и пошлины, однако грузовые операции с ними проходят под таможенным контролем. Плата с иностранных судов взимается только за услуги, оказанные в порту, и оформляется специальным дисбурсментским счетом.

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство и иной промысел может осуществляться иностранными судами только на основе международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.

Компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту иностранного судна, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого ходит судно, об оказании помощи, если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков. При этом борт иностранного судна остается территорией страны его флага. О необходимости провести на борту судна расследование, обыск или арест, или рассмотреть дело в суде, извещается консул страны флага. Судебные органы прибрежного государства могут рассматривать имущественные иски против иностранных судов и выносить по ним решения (в случае финансовых претензий к судну или судовладельцу, при загрязнении окружающей среды, в случае навала на иные суда или береговые сооружения и проч.) В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест, капитан судна и члены его экипажа также могут быть привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются военные суда – им просто предлагают покинуть внутренние воды.

В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранности грузов предусмотрены определенные требования к судам, покидающим внутренние воды и порты – освидетельствование со стороны должностных лиц прибрежного государства (Port State Control).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *