Коррупция в истории России

История возникновения коррупции в России

Краткий экскурс в историю:

Кнут

По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница — её казнить»). Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича.

Петр I

При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных (ведь на тот момент воровали уже все госслужащие вплоть до генерал-прокурора Ягужинского), Петр так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников. Вскоре коррупция достигла таких размеров, что один иностранец, посетивший тогда Россию, оставил совсем нелицеприятную запись о царивших в ней нравах: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением их на должность им предоставлено право высасывать народ до костей».

Пряник

На Руси бытовало мнение, что легче и дешевле чиновника накормить за счет народа, чем за счет царской казны. Действительно до 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.

Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье вовремя и в надлежащем размере. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить традицию «кормлений». Несмотря на это, в положение обедневших канцелярских служащих никто не вошел, и взяточничество не перестали считать тяжким преступлением.

Во времена дворцовых переворотов, когда, понятное дело, было уже не до чиновников, жалование им отменили и «кормления от дел» легализовали. В это время честные служащие и вовсе исчезли с лица земли русской, так как подношение от взятки, даваемой за решение проблемы в обход закона, отделить стало просто невозможно. Верховная власть сознавала это, но лишь беспомощно сотрясала воздух, не в силах что-либо изменить. «Ненасытная жажда корысти,- возмущалась императрица Елизавета Петровна,- дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам».

Екатерина II

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена: «Сердце Наше содрогнулось,- писала Екатерина в своем указе,- когда Мы услышали… что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге Нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга Мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное… преступление по справедливости должен быть лишен жизни».

Екатерина понимала, что одними словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре. В 1763 году годовой средний оклад служащего составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек.

Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума. Так, когда Екатерине II доложили о результатах проверок в судах Белгородской губернии, то она была настолько возмущена ими, что выпустила специальный указ, чтобы усовестить продажных судей: «Многократно в народ печатными указами было повторяемо, что взятки и мздоимство развращают правосудие и утесняют бедствующих. Сей вкоренившийся в народе порок еще при восшествии нашем на престол принудил нас… манифестом объявить в народ наше матерное увещевание, дабы те, которые заражены еще сею страстью, отправляя суд так, как дело Божие, воздержались от такого зла, а в случае их преступления и за тем нашим увещанием не ожидали бы более нашего помилования. Но, к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали к утеснению многих и в повреждение нашего интереса, а что паче всего, будучи сами начальствующие и обязанные собой представлять образец хранения законов подчиненным своим, те самые преступники учинилися и в то же зло завели».

При Павле I ситуация только обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода — взяткам. И усердно из него черпали.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».

Глаголом жечь сердца

В русской культуре (как в фольклоре, так и в художественных произведениях) тема взяточничества имеет множество выражений. Русский человек, на протяжении своей жизни неоднократно сталкиваясь с беззаконием и мздоимством, непременно сатирически описывал эти явления. Так, еще в средневековье появляются образы «шемякина суда» и «московской волокиты», а чиновника называют не иначе как «крапивным семенем». В русском языке у взятки зафиксировано несколько наименований: диалектов «бакшиш», «магарыч», эвфемизмов «барашек в бумажке», «рекомендательное письмо за подписью князя Хованского» и др. В 20 веке появились такие обороты, как «дать на лапу», «подмазать», «сунуть». В словаре Даля множество пословиц на тему взяточничества: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос».

Немало написано художественных произведений, обличающих мздоимцев. Начиная с Екатерины Великой (а в ее пьесах и журнальных статьях взяточник едва ли не главный персонаж) практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной.

Писали о коррупции и в периодике. Незадолго до революции журнал «Русский мир» поместил большую статью, посвященную разбору данного явления в России. «Нескончаемою вереницею тянутся сенаторские ревизии за ревизиями, идут газетные разоблачения за разоблачениями. И всюду встает одна и та же, лишь в деталях разнящаяся картина. Воистину, «от хладных финских скал до пламенной Колхиды» сенаторские ревизии и газетные разоблачения открывают обширные гнезда крупных, тучных, насосавшихся денег взяточников, а около них кружатся вереницы взяточников более мелких, более скромных, более тощих. Около каждого казенного сундука, на который упадет испытующий взор ревизора, оказывается жадная толпа взяткодавцев и взяткополучателей, и крышка этого сундука гостеприимно раскрывается перед людьми, сумевшими в соответствующий момент дать соответствующему человеку соответствующую взятку. Сейчас за взяточничество принялись очень основательно. За границей уже успела образоваться новая колония своеобразных эмигрантов — бывших взяточников». По мнению автора статьи, проблему коррупции было возможно решить лишь при помощи радикальных изменений всей системы управления государством.
Всю жизнь переиначить

Однако последующие события показали, что автор ошибался. Сменой политического режима взятки искоренить не удалось.
Советское государство, дабы перестроить все сферы жизни на свой манер, наплодило большое количество чиновников, призванных перестройку эту контролировать. Наделенные чрезвычайными полномочиями, товарищи госслужащие довольно часто их превышали, извлекая из этого немалую выгоду. Хотя большевики и не любили наказывать своих однопартийцев, в мае 1918 года Совету народных комиссаров все же пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел. Мера пресечения ужесточалась постоянно, но отнюдь не она ограничивала масштабы злоупотреблений чиновников. Просто во времена «военного коммунизма» денежное обращение практически отсутствовало, а в органах управления царил такой хаос, что часто было непонятно, кому дать на лапу.

Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности, а контрреволюционеров, как известно, ставили к стенке.

Нарком путей и сообщения Феликс Дзержинский в циркулярном письме отмечал: «Всем известно, каких размеров достигло взяточничество во всех областях хозяйственной деятельности Республики и что особенно широкое распространение этого зла отмечается именно на транспорте. Мы должны отдавать себе отчет в том, что взятка имеет глубоко классовый характер, что она есть проявление мелкобуржуазной частнокапиталистической стихии, направленное против основ ныне существующего строя». По личным указаниям Железного Феликса, каждый пойманный на взятке чиновник его ведомства, практически без суда и следствия подвергался расстрелу. Только так Дзержинскому всего в течение года удалось навести порядок.

Позже, к концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний. Так в одном из циркуляров Наркомата юстиции 1927 года значится: «В течение… месяца… повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании».

Теперь взятками стали считать любые подарки должностному лицу, работу по совместительству в двух и более учреждениях, находящихся между собой в товарообменных партнерских взаимоотношениях и т. п.

А с началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне. В связи с этим пленум Верховного суда определил: «Все случаи получения должностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки».
Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает. «Взяточничество,- написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам,- в современных советских условиях стало относительно редким явлением».

История развития коррупции в России



В статье рассмотрена история развития коррупции в России. В статье проанализирована история развития норм об ответственности за коррупцию начиная с 9–10 века и до настоящего времени.

Ключевые слова: коррупция, злоупотребление должностными полномочиями, ответственность за коррупцию.

В научной литературе справедливо указывается то, что корни коррупции в России необходимо искать в ее древней и средневековой истории. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей, судей и т. д.) .

Появление коррупции на Руси относится к IX-X вв. В данный период возникает такое понятие, как «кормление», в частности, государственные служащие того времени (наместники, посадники, воеводы и т. д.) не получали жалование от центральной власти, а содержались за счет населения, что, естественно, приводило к чудовищным взяткам и иным злоупотреблениям.

При этом, в Русской Правде уже были установлены определенные нормы повинности должностных лиц, а также список таких лиц, и это уже свидетельствует о том, что государство начинает предпринимать попытки борьбы со злоупотреблениями .

В 1555 году система кормлений была официально отменена, на практике она в той или иной форме и продолжала существовать вплоть до XVIII века .

Так, первое законодательное ограничение коррупционных действий было введено при Иване III, путем установления запрета судьям брать «посулы» (взятки), а тех, кого уличали в этом, жестоко наказывали. А Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления .

Следует отметить, что коррупция как характерная черта российской власти, окончательно укрепила свои позиции в XVII– XVIII веках, когда бюрократия и волокита придали взяточничеству столь мощный импульс, без которого было немыслимо ни одно действие должностного лица . Именно в данный период была выявлена первая и основная причина мздоимства (взяточничества), а именно низкое жалование чиновников. Вместе с тем предпринятые в то время попытки, разрешить данную проблему, так и остались не реализованными.

Между тем, уголовное право XVII века все же сделало заметный шаг в борьбе с коррупцией, в частности, уголовное законодательство приобретает более карательный характер, что было отражено в Уложении 1649 года. Впервые в Уложении дана определенная классификация преступлений — выделены специальные подгруппы преступлений — государственные (политические) и против порядка управления (XXI и XXII главы Уложения) .

Одним из первых, кто был удивлен масштабами коррупции в системе государственного управления, был Петр Первый. Так, Петр I принял «Табель о рангах», которым ввел совершенно иную систему градации государственных служащих, а установленная твердая сумма денежного вознаграждения за службу должна была искоренить взяточничество.

Своими Указами «О воспрещении взяток и посулов» Петр ввел репрессивные меры для замеченных в совершении указанных действий, вплоть до смертной казни. Именно в период царствования Петра I впервые было представлено, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр решил ужесточить меры наказания и ввел смертную казнь за взяточничество .

Учитывая распространенность взяточничества как наиболее опасной формы корыстного злоупотребления по службе, указом от 23 августа 1713 г. Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки. Но, ни новая система государственного аппарата, ни принятие специальных законов не привели к желаемому результату .

После смерти Петра I, низшие чины, вернулись к прежнему принципу о «непредусмотренных расходах» и фактически узаконили взятку. Только в период правления Екатерины II, чиновники всех уровней стали получать фиксированное денежное жалование, и соответственно все остальные доходы подпадали под категорию взятки. Это был еще один, пусть и не большой шаг, направленный на борьбу с взятками.

В дальнейшем в период расцвета Российского государства с XVII по XIX века произошло развитие тотальной коррупции, которая стала одной из причин революции 1917 года, когда Российская Империя, существовавшая на протяжении веков, практически была уничтожена. Однако существовавшая разрешительная система и невозможность государственного аппарата управлять страной, всего лишь видоизменила коррупцию, расширив и дополнив ее новыми видами (составами).

Экономические тенденции после революционного времени, связанные с уходом из сферы производства в область распределения и перераспределения, в период правления Советской власти, всего лишь усилили бюрократический аппарат. В результате этого в период правления И. В. Сталина образуется совершенно новый социальный слой — номенклатура. По мнению исследователей, модель сталинского квазисоциализма внешне казалась наименее коррумпированной .

Приход к власти Л. И. Брежнева поднимает номенклатуру до такого уровня, что она практически выходит из — под контроля, в связи с чем, происходит активное сращивание преступного мира с властью (номенклатурой) в целях использования власти в своих целях.

В качестве причин коррупции выделялись недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов, в первую очередь в области воспитания трудящихся, но никак не недостатки в самой системе органов государственной власти .

Распад СССР и становление новой российской государственности происходило в экстремальных условиях гиперинфляции, безработицы и приватизации. Происходила криминализация общества на фоне бездействия правоохранительных органов и ожесточенной борьбы за власть. Именно в это время формируются следующие тенденции роста коррупции:

1) происходит приватизация собственности, в результате которой ее владельцами становится или номенклатура, или те, кто имел с ними связи;

2) в процесс приватизации были включены представители криминального мира, которые были связаны с представителями номенклатуры, многие из них затем сумели легализовать свой бизнес и криминальные нравы;

3) произошел возврат к временам «кормлений». В условиях невыплаты зарплат люди разных стали использовать свою работу для получения дополнительных доходов;

4) рост бюрократического аппарата, костяк которого составила прежняя номенклатура;

5) в обществе формируется правовой нигилизм .

Итак, проведенный исторический анализ показал, что на протяжении всего времени, с момента зарождения Российское государство развивалось и существовало одновременно с коррупцией. Коррупция является наиболее распространенным явлением в период проведения масштабных государственных реформ.

Положение с коррупцией в России в настоящее время во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который сопровождался ростом коррупции.

Из числа наиболее важных факторов, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических традиций, следует отметить:

1) стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленной правовой базой и правовой культурой;

2) отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

3) распад не только партийной системы контроля, но и всей системы контролирующих органов;

4) значительное ослабление контроля государства за соблюдением принимаемых нормативных актов.

Литература:

  1. Гойман В. И. Правовой нигилизм: пути его преодоления.// Советская юстиция. 1990. № 9. С.4–5.
  2. Григорьева Т. В. Коррупция в России: История и современность.// Экономика. 2009. № 1. С.46–50.
  3. Демидова, Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М.: Наука, 1987. 446 с. С. 441–446; Каздым, А. А. История коррупции //Следователь. 2014. № 10. С. 39.
  4. Маньков А. Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. СПб.: Печатное дело, 2012. 218 с.
  5. Меньшенина, Н. Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, техно- логии, противодействие: М., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. С. 12.
  6. Мизерий А. И. История борьбы с коррупцией в России. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Право». 2002. № 1. С. 183.
  7. Пономарев Е. Г. Коррупция в России: истоки и условия преодоления.// Общество и право. 2012. № 4. С.174.
  8. Российское законодательство Х–ХХ веков./ Под общ. ред. А. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1985. 201 с.
  9. Сатаров Г. А. и др. Россия и коррупция: кто кого?// Российская газета. 1998. 19 февраля.
  10. Якушев В. А. Правовое регулирование системы кормления в древнерусском государстве и на Руси в удельный период// Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». № 2 (4). 2015. С. 246–248.

Какой была коррупция на Руси

В свое время бывший начальник советской внешней разведки генерал-лейтенант Леонид Шебаршин прозорливо заметил: «Если государственное учреждение не поражено коррупцией, значит, оно никому не нужно». Это высказывание человека, понимавшего, о какой проблеме он говорит, вполне наглядно характеризует деятельность органов государственной власти в России, причем практически на всех этапах ее существования. И в Российской империи, и в современной России, и в Советском Союзе коррупция не просто имела место, а была очень высокой. Конечно, не такой, как в некоторых африканских или азиатских государствах, но о взяточничестве чиновников слагают песни, легенды и поговорки до сих пор.

Когда государство российское только приобретало централизованные черты, коррупция была вполне легальным механизмом управления страной, интегрированным в государственную систему. До определенного времени в русских княжествах представители власти не получали жалование, но пользовались правом «кормления» с определенного участка княжества. Это означало, что жители конкретной территории несли воеводам и прочим чиновникам продукты питания, одежду, меха, разнообразные предметы. Таким образом, «кормились» государевы люди за счет простого населения. Поскольку же они решали самые разнообразные вопросы, в буквальном смысле верша судьбы людей и их имущества, простор для взяточничества открывался просто колоссальный.

В XV веке власти Московского княжества задумались о создании более эффективной системы обеспечения своих наместников, в связи с чем «кормление» было заменено сбором денег – «кормленым окупом». Лишь в 1555 году, в процессе земской реформы, «кормления» были отменены. Примерно в это же время государевы люди стали получать определенное жалованье, однако коррупцию это не искоренило. Более того, поскольку государственная служба со временем становилась все более престижной и доходной, возникло такое явление как торговля должностями.

Понятно, что государевы люди не довольствовались и размерами жалования, которое никогда не было особенно великим – государство не спешило расходовать слишком большие средства на содержание чиновников. Поэтому институт «кормлений» фактически сохранялся, хотя и не в официальной форме. Чиновникам несли деньги или подарки в натуральном виде за совершение определенных действий или просто за факт их нахождения на должности, чтобы иметь хорошие отношения с властью на будущее и рассчитывать на ее поддержку в критических ситуациях.

Центральная власть смотрела на подобное поведение чиновников сквозь пальцы. Для решения вопроса чиновнику отдавали «почести», а когда вопрос разрешался, то преподносили «поминки». Третий вид взятки – «посул», который преподносили судье за решение дела в свою пользу, был все же со временем запрещен – власть понимала его опасность для самих основ существования государства. Запрет «посула» в судебнике Ивана III стал первым нормативно-правовым актом борьбы с коррупцией в государстве российском. За получение и дачу «посула» назначались телесные наказания.

Борьба с коррупцией в допетровской России практически не велась. Но были и исключения. Так, во время правления царя Алексея Михайловича, Земский приказ возглавил судья Леонтий Плещеев. Свою печальную известность он получил откровенно криминальными способами ведения судебных дел. Доверенные люди Плещеева разузнавали, насколько богаты те или иные москвичи, а затем на состоятельных людей писали доносы, обвиняя их в совершении уголовных преступлений – убийства или кражи. Судья Плещеев, чтобы не начинать судебный процесс, который мог привести к самому суровому приговору, договаривался с обвиняемыми и прекращал разбирательство за внушительные денежные суммы. Так Плещеев богател день ото дня и год от года.

Все изменилось 2 июня 1648 года. И виной тому были нововведения, предпринятые по инициативе Плещеева и его шурина Петра Траханиотова. Они заключались во введении нового сбора с соли, меда и вина. Отчаявшиеся люди остановили царя Алексея Михайловича, следовавшего со своей свитой во дворец из Троице-Сергиевой лавры. Люди просили государя снять Плещеева с должности и назначить нового судью. Царь обещал разобраться в вопросе, однако следовавшие в царской свите друзья судьи Плещеева стали оскорблять жалобщиков. В ответ толпа набросилась на них и ринулась ко дворцу. В этой критической ситуации царь решил казнить Плещеева, чтобы избежать бунта. Судью схватили и повели на казнь, но толпа буквально вырвала его у конвоиров. Плещеева забили камнями до смерти, а мертвое тело протащили по московским улицам.

Расправились и над думным дьяком Назарием Чистым, а на следующий день озверевшая толпа растерзала руководителя Пушкарского приказа Петра Траханиотова, который также был известен своими злоупотреблениями и издевательством над простым народом. Царь Алексей Михайлович после крестного хода обратился к жителям русской столицы:

Очень я жалел, узнавши о бесчинствах Плещеева и Траханиотова, сделанных моим именем, но против моей воли; на их места теперь определены люди честные и приятные народу, которые будут чинить расправу без посулов и всем одинаково, за чем я сам буду строго смотреть.

Однако, разумеется, единичные случаи расправ над такими маститыми коррупционерами не могли победить систему, складывавшуюся на Руси веками. Чиновники государства российского продолжали брать взятки, а «честной народ» — их платить, причем многие находили в такой системе очень много плюсов. Это и понятно, ведь коррупция позволяла быстро богатеть интегрированным в нее людям, нарушать закон, не боясь последствий, избегать ответственности за совершенные преступления.

В таком, почти незыблемом, состоянии система коррупции существовала в российском государстве до Петра I. Великий царь – реформатор, решив полностью модернизировать Россию, собирался раз и навсегда покончить и с коррупцией – ведь в Европе, на которую он ориентировался, взяточничество, конечно, существовало, но далеко не в таких масштабах, а главное – было наказуемым. Однако рост государственного аппарата и количества чиновничьих должностей при Петре I лишь способствовал и дальнейшему развитию коррупции. Несмотря на то, что при Петре появилась фискальная служба. Фискалам в силу их рода деятельности предстояло бороться с коррупцией, однако в действительности они сами быстро превратились в одну из самых коррумпированных структур Российской империи.

История русской коррупции: С древней Руси до Петра I

Существует мнение, что всеохватывающей коррупции в нашей стране мы обязаны Византии. Именно оттуда ещё в IX веке была заимствована система, названная «кормлениями»: глава государства отправляет своих представителей в провинции, наделяя огромными полномочиями и не выдавая из казны оплаты, т.к. предполагалось обеспечение средствами населения. Естественно, заинтересованное население щедро одаривало тех, от кого зависела их судьба. В итоге в сознании как верхов, так и низов прочно закрепилось понимание: любое обращение к сановному лицу должно быть подкреплено чем-то материальным, ценным. В чём-то это имело смысл, т.к. иначе чиновнику просто не на что было существовать, но в итоге привело к прекрасно нам известной ситуации.

Земля любит навоз, лошадь – овес, а дьяк – принос.

Пословица

Постепенно к положению дел все привыкали и, конечно, начинали всё активнее использовать его в своих целях. В XIV веке ситуация была уже настолько остра, что пришлось вводить в законодательство понятие взятки или, по терминологии того времени, посула: «А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику» (статья 4 Псковской Судной грамоты 1397 года). Обычное кормление, не приносившее, в принципе, вреда, трансформировалось в сочетание мздоимства и лихоимства. Мздоимством назывались совершённые за плату действия чиновника, не нарушавшие закон (обычно речь шла о его прямых обязанностях), это было естественным положением дел и никого не смущало. А вот лихоимством назывались незаконные действия, возможные благодаря статусу и спровоцированные посулом. К XV веку уже уверенно можно было говорить о коррупции, укоренившейся и процветавшей. Речь о посулах идёт в Новгородской Судной грамоте 1471 года и в Судебнике 1497 года: судебным приставам запрещалось брать посулы для себя и для судей. Растущий произвол не мог не беспокоить власть: в законодательство вводились изменения, стали выдаваться «кормленные» грамоты, определяющие приемлемое количество доходов от населения, на рубеже XV-XVI веков проводился перевод кормления «натурой» в систему денежных отчислений. В итоге этих изменений во время земской реформы 1555-1556 годов вышел указ об отмене кормлений, хотя о результативности мы можем судить и сейчас.

Коррупция процветала, развивалась, несмотря на ужесточения законов. Бытовавшую до этого порку за лихоимство Иван Грозный заменил на смертную казнь – но взяточников не останавливало и это. В Соборном уложении 1649 года были отражены новые варианты преступления: утайка пошлин при регистрации дел, подлог при переписке судебного дела, притеснение населения. Примерно в это время появилось и вымогательство.

Лучше всего система взяточничества сказалась на воеводах XVI-XVII веков; за время службы они собирали с народа столько, что срок их службы был сокращён до двух лет, а у возвращавшегося с долгой службы воеводы накопленное богатство досматривали и частично отбирали в пользу казны: настолько оно было непомерно. Произвол и наглость коррупционеров привёл в Москве к бунту 1648 года. Этот бунт был первым и последним успешным бунтом против взяточников в истории нашей страны: толпе были выданы два высокопоставленных коррупционера – глава Земского приказа Плещеев и его шурин глава Пушкарского приказа Траханиотов. Наказывали взяточников и без участия народа: князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов были прилюдно биты кнутом за несправедливо взятые посулы.

Среди попыток сдержать разгул коррупции перспективной можно было назвать создание Алексеем I Тайного приказа, собранного только из дьяков из подьячих; цель учреждения была проста: централизация контроля за государством в обход бояр, что в том числе лишало бы их подношений от народа. Увы, приказ тайны дел был закрыт вскоре после смерти основавшего его царя.

Перенятый у Византии путь был приемлемым, хотя и далеко не лучшим, для молодого и бедного государства Российского. Увы, он положил начало традиции, наносящей огромный вред стране вот уже семь веков..

История возникновения и развития коррупции

С явлением коррупции история знакома уже очень давно. Еще Аристотель говорил: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». О взятках упоминается и в древнеримских XII таблицах; в Древней Руси митрополит Кирилл осуждал «мздоимство» наряду чародейством и пьянством. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся с монетами.

В Российском уложении «О наказаниях уголовных и исправительных» 1845г. (в редакции 1885г., действовавшее в России до октября 1917г.) уже различался состав получения взятки — мздоимства и лихоимства.

Также Ш. Монтескье отмечал: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Соответственно проявления коррупции обнаруживаются как в государствах с тоталитарным, так и демократическим режимом, в экономически и политически слаборазвитых странах и супердержавах. В принципе нет таких стран, которые могли бы претендовать на исключительное целомудрие.

Впервые цивилизованное человечество столкнулось с явлением коррупции в самые древнейшие времена, позже находим ее признаки по существу повсеместно.

Например, одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. Большая советская энциклопедия // М., 2004. Т.27.С.94

С аналогичными вопросами сталкивались и правители древнего Египта. Документы, обнаруженные в процессе археологических исследований, свидетельствуют и о массовых проявлениях коррупции в Иерусалиме в период после вавилонского пленения евреев в 597 — 538 гг. до Рождества Христова.

Тема коррупции обнаруживается и в библейских текстах. Более того, о ее наличии и вреде с горечью говорят многие авторы. Например, в одной из книг библии Книге премудрости Иисуса сына Сирахова отец наставляет сына: «Не лицемерь перед устами других и будь внимателен к устам твоим… Да не будет рука твоя распростерта к принятию… Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды и она уклонится от тебя… Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою…». Библия. Сирах. 1, 29, 4, 9.С.644. Нетрудно заметить, что сам характер наставлений свидетельствует, что библейскому обществу были достаточно знакомы факты подкупа судей и нечестного правосудия.

Не избежала проявлений и расцвета коррупции и античная эпоха. Ее разрушительное влияние было одной из причин распада Римской империи.

Более поздние периоды западноевропейской истории также сопровождались развитием коррупционных отношений. При этом их присутствие в жизни и делах общества получило отражение не только в исторических документах, но и во многих художественных произведениях таких мастеров, как Чосер («Кентерберийские рассказы»), Шекспир («Венецианский купец», «Око за око»), Данте («Ад» и «Чистилище»). Так, еще семь веков тому назад Данте поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги Ада. Историей объясняют его неприязнь к коррупции политическими соображениями автора, ибо Данте считал мздоимство причиной падения Итальянских республик и успешности своих политических противников.

Многие известные западные мыслители уделяли исследованию проявлений коррупции немало внимания. Как представляется, весьма и всесторонне в этом смысле исследовал ее истоки Николо Макиавелли. Характерно, что многие его воззрения на эту проблему весьма актуальны и сегодня. Достаточно вспомнить его образное сравнение коррупции с чахоткой, которую вначале трудно распознать, но легче лечить, а если она запущена, то «хотя ее легко распознать, но излечить трудно». Макиавелли Н. Сочинения // Милан. 1994. С. 137 Казалось бы, простая истина, но как она современна для оценки сегодняшней ситуации с распространением коррупции в России и мире.

К сожалению, Россия в смысле наличия коррупционных отношений не была и не является исключением из общего правила. Их формирование и развитие также имеет многовековую историю. В частности, одно из первых письменных упоминаний о посулах как незаконном вознаграждении княжеским наместникам относится еще к концу XIV века. Соответствующая норма была закреплена в так называемой Двинской уставной грамоте (Уставная грамота Василия I) Российское законодательство X-XX веков // М., 1995. С.181, а позже уточнена в новой редакции Псковской Судной грамоты. Можно предположить, что эти источники лишь констатировали наличие подобных деяний, которые явно имели место намного раньше своего официального нормативного закрепления.

Распространенность лихоимства (взяточничества) в России была столь значительной, что по Указу Петра I от 25 августа 1713 года и позднейшим «узаконениям» лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Однако и она не слишком устрашала казнокрадов. Чтобы представить себе хотя бы приблизительные масштабы продажности российских чиновников, достаточно вспомнить такие исторические персонажи, как дьяки и подьячие царских приказов допетровского и столоначальники поздних периодов, весьма вороватого сподвижника Петра I князя А.Д. Меньшикова, казненного при Петре же за казнокрадство и лихоимство сибирского губернатора Гагарина, казнокрадов и взяточников высочайшего уровня из ближнего окружения последнего российского императора.

Весьма любопытна в этом плане направленная императору Николаю I записка «Высочайше учрежденного Комитета для соображения законов о лихоимстве и положения предварительного заключения о мерах к истреблению сего преступления», относящаяся к августу 1827 года. В этом документе с исключительной скрупулезностью рассматриваются причины распространения коррупционных отношений в государственном аппарате, дается классификация форм коррумпированного поведения, предлагаются меры по противодействию данному явлению.

В частности, среди основных причин упоминаются «редкость людей истинно правосудных», «склонность к любостяжанию, самим устройством жизни непрестанно раздражаемая и никакими действительными препонами не стесняемая», низкий уровень окладов чиновников, которые «…не преподают никаких средств к приличному себя содержанию… не дают ни малейшей возможности за удовлетворением ежедневных жизненных потребностей уделить что-то на воспитание детей, на первое вспомоществование при определении их на службу, или хотя на малое награждение дочерей при выдаче в замужество». Это способствует тому, что врученную ему Правительством власть чиновник употребляет «в пользу корыстных видов, преступает во всех возможных случаях те законы, кои вверены его хранению, одним словом, побуждается лихоимство».

Интересен и предлагаемый перечень форм коррупционного поведения, в частности подкупов. Они «бывают различны: подарки, посулы, обещания, предложения услуг собственных своих покровителей, прельщения всякого рода; угадывают склонности Судей, отыскивают знакомства их и связи; если кого-то из них не успеют задобрить лично, то стараются подкупить в родственнике, в друге, в благодетеле. Познание человека нам открывает, что в тех случаях, где стекаются частные выгоды, с оными неразлучно связано большее или меньшее злоупотребление».

Что касается мер борьбы с продажностью чиновничества, то на первое место предлагалось поставить «скорейшее издание полного систематического свода законов, какие по каждой отрасли Государственного Правления должны служить единообразным руководством в производстве и решении дел без изъятия»; «отмена законов тех, кои очевидно способствуют к умышленным проволочкам, притеснениям и к вынуждению взяток»; «установление во всех частях Государственного управления таких окладов жалования, кои бы сколько-нибудь соразмерны были с потребностями существования в том звании, в каком кто проходит поприще службы, и тем самым останавливали бы служащих от поползновения к самовольному в крайности удовлетворению сих потребностей, лихоимством»; «установление справедливой соразмерности в наказаниях» так, чтобы «вред или чувствительность наказания превосходила выгоду, приобретаемую от преступления», а «чувствительность наказания за повторенное преступление превосходила выгоду не только приобретенную чрез преступление, но и всю ту выгоду, которая могла бы приобретена быть чрез все повторенные преступления в человеке, в коем порок обратился в привычку»; «строжайшее не на одной бумаге, но на самом деле наблюдение за точным исполнением Высочайших Указов, ограждающих судебную власть от влияния Главноначальствующих в разных частях Государственного управления»; «введение гласности в производстве суда, и вообще в отправлении канцелярской службы, исключая тех только дел, которые по особенной важности Высшим Правительством из сего изъемлемы будут».

Тем не менее, все эти благие рекомендации в принципе так и остались нереализованными, а чиновничий аппарат все более и более погружался в пучину коррупции. Не случайно нравы, царившие в чиновничьей среде, в том числе коррупционные деяния и их участники, получили яркое отображение не только в исторических документах, но и произведениях великих русских писателей Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.И. Лажечникова, А.В. Сухово-Кобылина, А.П. Чехова и многих других.

Издревле в России были три формы коррупции: почести, оплата услуг и посулы Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. // Законность. 2006. № 6.;. Подношения в виде почести выражали уважение к тому, кто ее удостаивался. Уважительное значение «почести» проявляется и в русском обычае одаривать уважаемого человека, и в особенности, высокое начальство, хлебом-солью. Но уже в XVII в. «почесть» все больше приобретала значение разрешенной взятки. И, конечно, мздоимство в России расцвело на почве широкой практики подношений «почести» чиновникам. Седов П.В. На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества VII в. // Звезда. 2001. № 4. С.208.

Другая форма подношений чиновникам связана с расходом на само ведение и оформление дел. Доходы чиновников в виде оплаты на ведение и оформление дел учитывались при определении им жалования: если в приказе было много дел, с которых можно было «кормиться», то им платили меньше жалования. То есть практика «кормления от дел» была частью государственной системы содержания чиновничества в XVII в.

Третья форма коррупции — посулы, т. е. плата за благоприятное решение дел, за совершение незаконных деяний. Чаще всего «посулы» выражались в переплатах за услуги, за ведение и оформление дел, и поэтому граница между двумя формами коррупции была размытой и едва различимой. Седов П.В. Указ. Соч. С. 210.

Достаточно вспомнить яркие образы переродившихся советских служащих, созданные В. Маяковским, И. Ильфом и Е. Петровым, М. Зощенко и другими авторами. И это при том, что Ленин считал взяточничество одним из опаснейших пережитков и требовал для борьбы с ним самых суровых, подчас «варварских», по его выражению, мер борьбы. В письме члену коллегии Наркомюста Курскому он требовал: «Необходимо тотчас, с демонстративной быстротой, внести законопроект, что наказания за взятку (лихоимство, подкуп, сводка для взятки, и прочее и тому подобное) должны быть не ниже десяти лет тюрьмы и, сверх того, десяти лет принудительных работ». Суровость мер в борьбе с взяточничеством объяснялась тем, что большевиками оно рассматривалось не только как позорный и отвратительный пережиток старого общества, но и как попытка эксплуататорских классов подорвать основы нового строя. В одной из директив РКП(б) прямо отмечалось, что громадное распространение взяточничества, тесно связанное с общей некультурностью основной массы населения и экономической отсталостью страны грозит развращением и разрушением аппарата рабочего государства Каратуев А.Г. Советская бюрократия: Система политико-экономического господства. — Белгород, 2003.;.

Тем не менее, несмотря на суровость правовых мер воздействия к взяточникам, искоренить это явление не удалось, так и не были устранены основные причины его, многие из которых были обозначены еще в упомянутой выше записке российскому императору Николаю I. Даже во времена тоталитарного правления И. Сталина вирус коррупции не был истреблен, хотя, безусловно, следует признать, что модель сталинского квазисоциализма внешне казалась наименее коррумпированной. Однако не следует забывать, что тоталитаризм, основанный на политическом и экономическом терроре, и других странах также внешне проявлялся как мало коррумпированный (классический пример гитлеровская Германия), что на самом деле не соответствовало действительности.

В настоящее время не только пожилым, но и россиянам среднего возраста памятны массовые факты поборов и взяточничества за получение государственного жилья, за выделение торговым предприятиям и продажу покупателям «по блату» дефицитных промышленных и продовольственных товаров, за прием в престижные вузы, за командировки за границу и тому подобное, о чем в свое время немало сообщала людская молва и даже пресса. И это при том, что номинально взяточничество каралось весьма строго — вплоть до высшей меры наказания по уголовному закону: смертной казни.

К выводу о широком распространении коррупции в конце эпохи социализма позволяют прийти не только материалы судебных процессов и прессы 1970-1980-х годов, но и проведенного одним из них в 1990 году изучения этой проблемы в ряде регионов России и некоторых союзных республик тогда еще существовавшего СССР. Его результаты свидетельствуют, что различные виды коррупционного поведения, в том числе в уголовно наказуемых и поэтому наиболее опасных формах, уже тогда были присущи практически всем союзным, республиканским, краевым и областным государственным и партийным органам, не говоря уже о местных. Наиболее пораженными в этом плане оказались структуры, осуществлявшие финансовое и материально-техническое обеспечение хозяйствующих субъектов, внешнеэкономические связи, организующие и контролирующие сферы товарного распределения и социальной поддержки населения. При этом если умолчать об этих явлениях уже не представлялось возможным, то они преподносились как некие издержки функционирования органов власти либо отдельные факты, не вытекающие из существовавшей системы.

Все это создало весьма благоприятную почву для дальнейшего внедрения коррупции в общественные отношения при либерализации экономических и социально-политических условий в стране на рубеже 1990-х годов. И, в конечном счете, привело к тому, что в последние годы даже при сохраняющейся уголовной ответственности взятки стали браться, по существу, открыто. Результаты проведенного уже в 1999-2000 годах исследования показывают, в частности, что при относительно стабильном общем количестве лиц, изобличаемых во взяточничестве на протяжении последних 12-15 лет, сегодня к ответственности за это деяние удается привлечь всего одного из двух-двух с половиной тысяч лиц, совершивших данное преступление (т. е. более чем в двадцать раз меньше, чем в конце 1980-х-начале 1990-х годов). Это по существу если не формально, то практически декриминализировало взяточничество как вид преступления. Интересно, что из числа осуждаемых сегодня за взяточничество до половины составляют представители правоохранительных структур, что свидетельствует о высокой степени коррумпированности именно тех, на кого по идее власть и население должны рассчитывать как на главную опору в противодействии правонарушителям.

Сегодня Россия приобрела стойкий имидж клептократического и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом. Существует своеобразный рейтинг коррумпированности власти, в котором Россия занимает весьма незавидное положение в десятке самых неблагополучных стран мира в компании с Венесуэлой, Камеруном, Индией, Индонезией, Сирией, Кенией и некоторыми другими странами, с которыми добропорядочным политикам и деловым партнерам рекомендовано без необходимости не иметь дела.

При этом одной из наиболее негативных особенностей современного развития коррупции в России является то, что она сегодня стала менее воспринимаемой и осуждаемой обществом, чему в немалой степени способствовали пробелы в правовом воспитании населения, а также усилия некоторых политиков и высокопоставленных чиновников узаконить соответствующие отношения в качестве неотъемлемого элемента государственной службы. К сожалению, не могут переломить эту тенденцию и пресса, телевидение. Острота восприятия материалов о коррупции в обществе все больше утрачивается, а воздействующая сила в плане создания обстановки нетерпимости к коррупции как социальному явлению день ото дня ослабевает. Возник своего рода синдром привыкания к ней, который стал настолько существенным, что огромную часть общества не слишком раздражает не только продажность отдельных государственных чиновников, но даже то, что по подозрению в причастности к коррупционным отношениям под сомнение была поставлена репутация первого Президента России и его ближайшего окружения. Значительной частью граждан сообщения и разоблачения коррупции вообще воспринимаются как попытки одних российских политиков очернить своих оппонентов и заработать дополнительные очки в продвижении на те или иные должности.

Не является секретом, что сегодня коррумпированные отношения выступают связующим звеном между государственными органами и криминальными группировками, в том числе и организованными. Весьма характерно, что еще на рубеже 1990-х годов эта тенденция просматривалась уже достаточно отчетливо, а коррумпированные связи криминальных кругов с государственными чиновниками разных уровней в этот период в значительной степени предрешили последующее активное формирование и развитие в России организованной преступности. По оценкам экспертов, от одной трети до половины доходов, полученных в результате преступной деятельности, сегодня в России тратятся на создание и укрепление позиции организаторов и активных участников преступных сообществ в органах законодательной и исполнительной власти, судебной и правоохранительной системе.

Суммируя сказанное можно сделать вывод, что коррупция своими корнями уходит очень далеко, проблема была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах, без промедления необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения ее проявлений, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, чтобы в конечном итоге свести ее до приемлемого социально терпимого уровня.

Коррупция

  • Новости за 03.02.1999 (недоступная ссылка) // Polit.Ru
  • Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.
  • А. Шаров Ни дать, ни взять. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников «Российская газета» Федеральный выпуск № 4215 от 7 ноября 2006 г.
  • 1 2 3 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» Архивная копия от 22 июня 2006 на Wayback Machine.
  • Индекс восприятия коррупции 2010
  • В Time Warner Center — Анклав Могущественных Русских // The New York Times, February 11? 2015
  • Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки // Ведомости, № 182 (1956), 27 сентября 2007
  • Фроловская Т., Котов А. Битва понарошку // РБК daily. 27 сентября 2007
  • Transparency International — the global coalition against corruption (недоступная ссылка). Дата обращения 6 сентября 2011. Архивировано 20 октября 2010 года.
  • Рейтинг восприятия коррупции в странах мира (Проверено 28 января 2011)
  • Антикоррупционная деятельность как фактор экономической безопасности России.- Статья. — Экономика и экологический менеджмент.
  • Russie: liste noire des régions les plus corrompues (фр.) // Le Figaro. 2010-10-12.
  • ВЕДОМОСТИ — Ernst & Young отметила снижение коррупционных рисков в России
  • «Коррупция» — настольная игра (англ.)
  • Литература

    Международное право

    • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. — Совет Европы. Серия Европейских договоров. № 173. Страсбург: 1999. 27 янв. .
    • Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию — Совет Европы. Серия Европейских договоров. № 174.
    • Конвенция Организации объединённых наций против коррупции. Нью-Йорк: ООН, 2004.
    • Конвенция ООН против коррупции

    Научные и публицистические работы

    • Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; . — М.: РАГС, 1998.
    • Волженкин, Б. В. Коррупция. — СПб.: СПбЮИ, 1998.
    • Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.
    • Россия и коррупция: кто кого. / Текст подгот. Регион. обществ. фондом «Информатика для демократии» (Фондом ИНДЕМ). — М.: Изд-во Независимая Газета, 1999.
    • Альбац Е. М. Бюрократия: Борьба за выживание. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
    • Гевелинг Л. В. Клептократия. — М.: Гуманитарий, 2001.
    • Кузьминов Я. И. Тезисы о коррупции. — М.: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000.
    • Тимофеев, Л. М. Институциональная коррупция: Очерки теории / Лев Тимофеев; . — М.: Изд. центр РГГУ, 2000.
    • Богданов, И. Я. Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. — М., 2001.
    • Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления / Д. И. Аминов, В. И. Гладких, К. С. Соловьев; Моск. акад. предпринимательства при правительстве г. Москвы. — М.: Юрист, 2002.
    • Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.
    • Краснов, М. А. Коррупция на дорогах / Краснов, Михаил Александрович. — М.: Фонд ИНДЕМ, 2004.
    • АР К782 Красноусов, С. Д. (Сергей Дмитриевич). Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе : понятие и противодействие : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / С. Д. Красноусов; науч. рук. Н. В. Щедрин. -Владивосток, 2012. −26
    • Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.
    • Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. — СПб.: Алетейя, 2007. — 234 с.
    • Педреро Мигель. Коррупция. Клоака власти. — М., СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2008. — 320 с.
    • Конышев В. Н., Сергунин А. А. Система индикаторов вузовской коррупции // Высшее образование в России. 2011, № 10.
    • Румянцева Е. Е. Коррупция как противоположность демократии // Научный эксперт. — 2008. — № 12. — С. 60-70.
    • Румянцева Е. Е. Коррупция как альтернатива демократии. — Palmarium Academic Publishing, 2012. — ISBN 978-3-8473-9286-6
    • Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. — М.: Nota Bene, 2009. — ISBN 978-5-8188-0132-2
    • Мирошниченко Д. В. Уголовно-правовое воздействие на коррупцию. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 200 с.
    • Гриб В. Г., Окс Л. Е. Противодействие коррупции. — М., 2011. — 192 с.
    • Соловьев В. Р. Империя коррупции. Территория русской национальной игры. — М., Эксмо, 2012. — 288 с.
    • Фисман, Р., Мигель, Э. Экономические гангстеры. Коррупция, насилие и бедность национальных масштабов. — М., 2012. — 302 с.
    • Лариса Буракова. Почему у Грузии получилось. — Альпина Паблишер, 2011. — 271 с. — ISBN 978-5-4295-0012-6.

    Художественные произведения

    • Дубовицкий Натан (Владислав Сурков Сурков признал авторство «Околоноля» // Русский пионер. Специальный выпуск. — М.: «Живи», 2009. — 112 с.

    Сущность и понятие коррупции с учетом исторических тенденций её развития

    Корни коррупции скрываются в механизме осуществления государственной власти. С появлением общества и его социальным расслоением, возникла объективная потребность в государстве, как некой организованной форме управления социальными группами с противоречивыми интересами. Такая форма организации спасла общество от саморазрушения и создала условия для дальнейшего развития.

    Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н.э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом». Аринин А.Н. Борьба с коррупцией — это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации. — М.: Финансы и статистика, 2005.- С. 35.

    В Римской империи также был разработан механизм предупреждения и пресечения коррупции, введено в качестве наказуемого деяние, обозначаемое термином «коррупция», которое состояло в подкупе лица, облеченного публичной властью. Там же. — С. 45.

    Одним из первых в европейской философии объяснение коррупции попытался дать Платон. Философ считал, что: «корыстолюбие — это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой, лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юрист.- 2003. — с. 52.

    Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

    Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. Там же. — с. 53.

    Коррупция является одной из основных проблем современной России. Большинство россиян вынуждено давать взятки проверяющим или регистрирующим органам для ускорения оформления документов или избавления от их повышенного внимания.

    По данным статистики, в 2009 году было зарегистрировано более 23 000 коррупционных преступлений, по мнению экспертов, количество преступлений, связанное с коррупционной деятельностью, в 2010 году значительно увеличится.

    Сложность коррупции определяется тремя причинами:

    • 1. Правовой неурегулированностью многих форм хозяйственной деятельности;
    • 2. Пробелами законодательного регулирования, пробелами в законодательной базе по вопросам экономической, хозяйственной и финансовой деятельности;
    • 3. Лоббированием со стороны дельцов «теневой экономики» и связанными с ним коррупционными отношениями государственных служащих высокого ранга. Куликов А.Д. Коррупция: экономические и организационно-правовые проблемы. — М., 2006. — 35 с.

    Экономические причины коррупции представляют собой наличие таких условий, которые создают почву для коррупционных правонарушений в экономической и финансовой сферах. В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов. Нарушается механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. — М.: Закон и право. — 2007. — с. 25.

    Неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствует тем самым эффективной реализации правительственных программ. Из-за коррупции не получает должного развития малый и средний бизнес. Коррупция является преградой для вложения иностранных инвестиций и отечественного капитала в российскую экономику.

    Коррупция представляет собой коррупционные формы экономической борьбы между отдельными представителями экономической элиты, группами, корпорациями или отдельными лицами за завладение собственностью, финансами, товарами, за получение льгот, преференций, предпочтений в своей экономической деятельности, а также установление нелегитимных отношений между государственным служащим и конкретным гражданином с целью решения для последнего стоящего перед ним вопроса или проблемы. Коррупция вбирает в себя различные преступления и ведет к разрушению экономики или ее одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения частных экономических потребностей. Это влечет за собой развитие негативных социальных процессов. Куликов А., Иванов Е. Коррупция как угроза национальной безопасности России // Обозреватель. — 2008. -№ 4. — С. 25. Экономический ущерб коррупции для нашей страны косвенно демонстрируют результаты исследования Консультативного совета по иностранным инвестициям, проведенного в 2008 г. Основным препятствием для инвестиций в Россию была названа коррупция. Так считает 22% опрошенных инвесторов. Вторым по значимости фактором названы административные барьеры (лицензии, разрешения, бюрократические препоны) — 17%.

    Коррупция также снижает темпы экономического роста и таким образом со временем способствует распространению бедности. В то же время бедность страны не может выделить достаточно средств для создания и соблюдения эффективной законодательной базы, либо потому что нуждающиеся люди более склонны не считаться с моральными принципами. Исследователи стали изучать связь между уровнем оплаты труда государственных служащих и степенью распространенности коррупции. Было предложено, что обеспечение рационального уровня заработной платы является необходимым, хотя и не самодостаточным условием для предотвращения коррупции.

    Соответственно, большинство современных оценок воздействия коррупции на параметры экономического роста представляют собой оценку влияния коррупции на величину инвестиций, индекс политической стабильности, показатели развития человеческого капитала и т.д. Что касается простых оценок воздействия коррупции на экономический рост, то можно выделить главное из них, это то, что коррупция замедляет экономический рост. Кофанов Е.Н., Петухов ВВ. Общественное мнение о коррупции в России // Мониторинг общественного мнения. — 2009. — № 1. — С. 12.

    В целом, экономические проблемы коррупции имеют двоякое значение. С одной стороны, в них отражается вся сумма конкретных преступных и «легитимизированных» деяний. С другой стороны, они могут рассматриваться в качестве причин коррупции, факторов, способствующих ее развитию и расширению. Несомненно, коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни.

    К экономическим последствиям коррупции можно отнести:

    • 1. Расширение теневой экономики. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.
    • 2. Нарушение конкурентных механизмов рынка. Поэтому часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.
    • 3. Замедление появления эффективных частных собственников, в первую очередь — из-за нарушений в ходе приватизации. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.
    • 4. Повышение цен за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель.
    • 5. Потеря доверия агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.
    • 6. Расширение масштабов коррупции в неправительственных организациях. Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом. Афанасьев С.В. Коррупционные плоды законодательного поля // Гражданское общество против коррупции в России. СПб., 2008.- С. 46.

    Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что корни коррупции уходит очень далеко, проблема была всегда, но сейчас она стала проявлять себя в более устрашающих формах. Одним из первых в европейской философии объяснение коррупции попытался дать Платон. Он считал, что «корыстолюбие» — это один из важнейших социальных пороков человека. Коррупция представляет собой коррупционные формы экономической борьбы между отдельными представителями экономической элиты за завладение собственностью, финансами, получением предпочтений в своей экономической деятельности. Коррупция оказывает разрушающее действие на все сферы развития общества. Коррупция оказывает разлагающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику. Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны. Например в экономической сфере она снижает темпы экономического роста, что в свою очередь приводит к таким негативным последствиям в социальной сфере, как распространение бедности.

    Понятие Коррупции, ее история

    12

    Ещё в Библии было сказано о сущности коррупции: «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: Аминь!».

    «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых».

    Коррупция – это негативное социальное явление, имеющее характеристику подкупа, которое находит свое выражение в корыстном использовании своих служебных полномочий с целью извлечения из него личной выгоды.

    Взятка— принимаемые должностным лицом материальные ценности за действие либо бездействие в интересах взяткодателя. Как правило это действие либо бездействие несет отрицательный характер в отношении общества.

    В Хадисе пророка Мухаммеда «взятка» порицалась самым суровым наказанием: «Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени».

    Противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц.

    Коррупция как социальное явление существовало во все века и продолжает свою «деятельность» и по наше время. Представленные выше цитаты лучшие аргументы, для предоставления четкой картины прошлого погруженного в данный вид преступности. Еще во времена античности коррумпированность должностных лиц представляла серьезную угрозу для общества, поэтому для урегулирования данного вопроса в свет выходили своды законов такие как:

    — «Кодекс Хаммурапи» (Вавилон, 2200 г. до н. э.)

    — «Эдикт Нармаба» (Египет, 1200 г. до н. э.)

    — «Смрити»

    — «Яжнавалкья»

    — «Дао дэ дзин»

    Эти своды подрузамевали за собой самые суровы меры наказания за взяточничество. Также:

    — Библия, как духовное учение, напрямую запрещает мздоимство. Порицая его даже на религиозном уровне.

    В истории уголовного права взяточничество как особый вид преступного деяния встречается еще на ранних ступенях развития права. Еще в Моисеевом законодательстве предусмотрено принятие взятки судьями. В исторических памятниках сохранились указания на чрезвычайную строгость, с которой относились к этому преступлению древние законодательства. Геродот сообщает, что персидский царь Камбиз казнил смертью одного подкупного судью и снятой с казненного кожей велел покрыть судейское кресло. Дарий распял другого судью, оказавшегося виновным в получении подкупа. В законах XII таблиц в Риме установлена смертная казнь за принятые судьей взятки. Несмотря на столь строгое отношение к взяточничеству, последнее было в Риме явлением весьма распространенным. Ответственность за взяточничество определяет в виде вознаграждения потерпевшего в четверном или тройном размере взятого. Впоследствии виновные присуждались к ссылке или даже более строгому наказанию. Различалось взяточничество административных лиц и судей; относительно последних различалось, далее, получена ли взятка по уголовному делу или по гражданскому.

    В древних источниках русского права взяточничество редко встречается как самостоятельное преступление. Оно несомненно, однако, наказывалось по византийским законам, перешедшим в канонические постановления. В Судебнике Иоанна III встречается запрещение давать посулы (взятки) судьям, о чем велено «проклинать по торгам во всех городах Московской и Новгородской земли».

    Только в период царствования Ивана IV взяточничество было признано Уголовным преступлением. Дьяк, который за взятку составил подложный протокол было предусмотрено наказание в форме тюремного заключения, так же он должен был выплатить штраф в размере суммы иска. В Соборном Уложении 1649 г. предусматривались наказания, такие как снятие с должности, штраф, лишение чести, торговая казнь, наказание кнутом, отсечение руки.

    То, что коррупция является злом для государства и разлагает общество впервые было осознано в царствование Петра I, который начал вести активную борьбу против коррупции, стараясь поставить борьбу с ней на правовую основу. В декабре 1714 года Петр I издал указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отмечено поместное обеспечение чиновников, и повысил денежное жалованье: с 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Также введен новый надзорный орган – прокуратура, новая должность – генерал-губернатор – для борьбы с судебной волокитой и пресечением лихоимства. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, был вправе приостановить исполнение судебного решения. Это была попытка отделить суд от администрации.

    Но к сожалению уже в 1726 году из-за отсутствия в казне денег Екатерина I постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только президентам коллегий (министрам), «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперёд того им жалованья не бывало, а пропитание и без жалованья имели».

    Другой подход имела Екатерина Алексеевна II: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать».

    Систематическая борьба с взяточничеством возобновилась только столетие спустя — при Николае I. А к ХХ в. в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Коррупцией, основанной на фаворитизме, заразилась и самая верхушка государственной власти.

    Коррупция в России имеет давние традиции, уходящие корнями в глубь веков. В Советском Союзе было гораздо больше чиновников, чем до революции: на 1000 жителей в 1922 г. их было 5,2 (для сравнения — в 1913 г. — 1,63); в 1928 — 6,9; в 1940 — 9,5; в 1950 — 10,2; в 1985 — 8,7. Соответственно, и возможностей для коррупции стало гораздо больше, чем прежде.

    Уголовный кодекс 1922 года признавал взяточничество контрреволюционной деятельностью, за совершение данного преступления предусматривалось наказание в виде расстрела. Первым Российским правовым актом, предусматривающим ответственность за совершение этого преступления стал Декрет СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве». Несмотря на жёсткость уголовных норм, в судебной системе и правоохранительных органах коррупция, благополучно перекочевав из царской России, продолжила своё существование и развитие буквально с первых дней советской власти. Примером стал член следственной комиссии ревтрибунала Алексеевский, который практически открыто вымогал 5 тыс. рублей у директора ресторана «Медведь» за освобождение его предшественника. Так же не стоит забывать об одном «анекдотистом» случае, когда нарсудья в селе Ново-Воскресеновком Амурско-Зейского района, Ершов пьянствовал у спекулянтки и контрабандистки Карчемкиной. После попойки Карчемкина пьяная ездила верхом на нарсудье, об этом стало известно всей деревне.

    В 1948-49 гг. в СССР прошли три закрытых судебных процесса по коррупции. Из доклада прокурора СССР Григория Сафонова руководству страны следовало, что вся советская судебная система снизу доверху поражена коррупцией. В последующем коррупция в органах госбезопасности приобрела более разнообразные формы, затронув и её верхушку. В основе этого витка коррупции лежало личное обогащение. Так же коррупция затронула и внешнюю разведку органов госбезопасности. Работникам внешней разведки было несложно скрывать расходование оперативных средств на собственные нужды.

    В СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. Простым гражданам навязывалось мнение, что коррупция для социалистического строя является нехарактерным явлением и присуща только буржуазному обществу. О том, что с середины 50-х годов до 1986 г. регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в 25 раз, как противоречащий этой догме факт, не сообщалось.

    Первым громким коррупционным делом советского периода стало дело фирмы «Океан» (1981-82). Из расследования этого уголовного дела было инициировано так называемое Сочинско-краснодарское дело, одним из обвиняемых по которому проходил первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС, член ЦК КПСС Медунов. Борьба со взяточничеством и злоупотреблениями органов власти активизировалась с приходом на пост Генсека Юрия Андропова в 1983 г.; тогда были начаты знаменитое «хлопковое» дело и дело Моспродторга, по которому был расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов.

    Формирование нужного сознания — это один из мифов сталинской эпохи. Тогда была очень популярна идея всеобщей внушаемости. Художественная литература была под подозрением, что, прочитав книжку, люди начнут себя вести как литературные герои, смертельно опасной считалась поездка в капиталистические страны, ибо возвратиться человек должен был якобы уже с другим сознанием.

    И все же самое главное в советской коррупции — участие в ней каждого гражданина. На бытовом уровне постоянный дефицит и распределительная система привели к созданию всеобщей системы подношений за все виды дефицитных товаров и услуг. Небольшие взятки, «благодарность», подношения воспринимались массовым сознанием практически как норма, как естественная форма отношений людей, скорее, как проявление уважения, чем унижающий другого человека поступок. Успешность человека зависела не столько от трудового усердия, сколько от его места в системе личных отношений с «нужными людьми», такие социальные отношения были представлены в виде блата.

    Важное отличие советской коррупции от нынеш­ней – малое распространение прямых денежных выплат, а в большей степени широкое развитие обмена услугами, материальных подношений, подар­ков, пышных приемов (банкетов) и обеспечения развлечений. Эта черта была свойственна большей части советского периода, хотя она и дополнилась в брежневский период выплатой крупных сумм, покупкой должностей, крупномасштабными афе­рами, возникновением «цеховиков», развитием теневой экономики. В это время, в 70-е и в начале 80-х годов, наряду с традиционным блатом, кумовством, приписками и взаимными услугами развился и «гангстерский социализм» в виде огосударствления мафии, слияния коррупционных и уголовных структур.

    В наши дни коррупция, значительно возросла в масштабах при этом сохраняя все отличительные черты прошлого она приобрела значительный ряд новых качеств. Как сложное явление она требует самого тщательного анализа.

    Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода. Коррупционные доходы после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Несомненно это одно из самых опасных явлений XXI века. Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого размаха, как на нынешнем этапе.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *