Критерии для обязательного аудита 2018

В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в механизм проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов.

В настоящее время законодательством установлена общая норма, согласно которой обязательный аудит проводится в отношении любой организации, являющейся фондом (подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3). А значит любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд», в том числе и благотворительная, обязана проводить аудит независимо от размера годового оборота средств и состояния баланса.

Вместе с тем Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ (далее – Закон № 275-ФЗ) устанавливает особые условия проведения обязательного аудита бухотчетности некоммерческих организаций-собственников целевого капитала и некоммерческих организаций-получателей дохода от целевого капитала. Так, годовая отчетность подлежит ежегодному обязательному аудиту, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (п. 6 ст. 6 Закона № 275-ФЗ). Получатель доходов должен проводить ежегодную аудиторскую проверку своей отчетности, если размер финансирования от целевого капитала за счет дохода от него в течение отчетного года составляет более 5 млн. руб. (п. 2 ст. 7 Закона № 275-ФЗ).

В связи с наличием правовых разногласий по вопросу обязательности проведения аудита в фондах с меньшим размером годового оборота и баланса и был разработан законопроект, устанавливающий нижние границы финансовых показателей, при которых обязательный аудит может фондом не проводиться.

Так, предлагается1 установить, что расширенную отчетность в органы юстиции некоммерческая организация представляет в случае, если сумма стоимости имущества и объема денежных средств, поступивших в фонд (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом) в течение года, предшествовавшего отчетному, превышает 3 млн руб.

1 С текстом законопроекта № 840046-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

1. Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно — правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 7
Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной.
Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Аудит обязателен только для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, для которых это предусмотрено комментируемым Законом.
Обязательному аудиту подлежат экономические субъекты в зависимости от суммы баланса, объема реализации или суммы услуг.
Комментируемый Закон предусматривает обязательный аудит в случаях, если:
1) организация имеет организационно — правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.
Кроме того, еще Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 (ред. от 25.04.95) были утверждены «Основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке».
Согласно этому документу бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей) деятельности:
— Организационно — правовая форма экономического субъекта.
Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно — правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.
— Вид деятельности экономического субъекта.
По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
— банки и другие кредитные учреждения;
— страховые организации и общества взаимного страхования;
— товарные и фондовые биржи;
— инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
— внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
— благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
— другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
— Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта.
Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
— Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
— объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
— суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.
Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.
В целях усиления контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024, Правительство Российской Федерации установило, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 1999 год, является обязательным в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее именуются «предприятия»), при наличии одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
— объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающий в 500 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда;
— сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.
Аудиторская проверка осуществляется не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.
Обязательные аудиторские проверки осуществляются уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
Предприятия осуществляют выбор аудиторской организации самостоятельно из числа уполномоченных аудиторских организаций и заключают с ней договор на проведение аудита. При этом необходимо учитывать также Примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия (утверждено распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 26.05.2000 N 9-р).
Расходы предприятия на оплату аудиторских услуг включаются в установленном порядке в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.
В договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о представлении ею в Министерство государственного имущества Российской Федерации и в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 года N 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации.
В целях усиления контроля за деятельностью государственных и муниципальных унитарных предприятий некоторые субъекты Российской Федерации принимают свои акты. Так, распоряжением Правительства Москвы от 3 ноября 2000 г. N 1096-РП «Об аудиторских проверках государственных и муниципальных унитарных предприятий» установлено, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчета за 2000 год, является обязательным для всех городских государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Аудиторская проверка осуществляется не позднее первого квартала года, следующего за отчетным.
Этим распоряжением установлено, что обязательные аудиторские проверки (п. 1) проводятся уполномоченными аудиторскими организациями, отобранными на конкурсной основе.
Также утверждено Положение о конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций для аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Положение).
Вышеназванное Положение регламентирует проведение конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций на проведение аудиторских проверок государственных и муниципальных унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти Москвы.
В целях повышения эффективности аудиторских проверок на основе специализации деятельности аудиторских фирм создаются конкурсные комиссии при отраслевых комплексах Правительства Москвы (далее — Комплексы городского управления).
Конкурс по отбору аудиторских организаций проводится ежегодно.
По результатам конкурса при соответствующем Комплексе городского управления на определенный год определяется перечень прошедших отбор уполномоченных аудиторских организаций, из числа которых государственные и муниципальные унитарные предприятия г. Москвы выбирают аудиторскую организацию для проведения аудиторских проверок на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий».
Сообщение о предстоящем конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций передается конкурсной комиссией соответствующего Комплекса городского управления через средства массовой информации.
Сообщение о конкурсном отборе публикуется не менее чем за 30 дней до его проведения и должно содержать:
— наименование и адрес организатора конкурса, а также сведения о цели конкурсного отбора;
— требования, предъявляемые к аудиторским организациям — участникам конкурса;
— информацию о требованиях, предъявляемых к отчетам уполномоченных аудиторских организаций;
— дату начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;
— адрес места приема заявок и документов;
— перечень документов, представляемых претендентами для участия в конкурсном отборе, и требования к их оформлению;
— дату и место проведения конкурсного отбора с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурсного отбора;
— номера телефонов и местонахождение комиссии;
— адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;
— способ уведомления участников конкурсного отбора об его итогах;
— иную необходимую информацию.
Для проведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций соответствующий Комплекс городского управления совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Комиссией по координации аудиторской деятельности при мэре Москвы формирует конкурсную комиссию (далее — комиссия) в количестве 6 человек с правом решающего голоса и утверждает ее персональный состав.
Решения комиссии о включении прошедших конкурсный отбор аудиторских организаций в перечень уполномоченных аудиторских организаций соответствующего Комплекса городского управления принимаются на ее заседании большинством голосов путем открытого голосования членов комиссии, участвующих в заседании. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины от числа ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми принявшими участие в заседании членами комиссии с правом решающего голоса.
В конкурсном отборе

Следующая статья «
К тексту закона «

Обязательный аудит и критерии 2018 года — с этими понятиями вас познакомит наш материал. Кроме того, вы узнаете дополнительную информацию о применении критериев обязательного аудита.

Понятие обязательного аудита, что является критерием для его проведения

Обязательный аудит — это комплекс проверочных мероприятий, проводимый:

  • ежегодно;
  • независимыми аудиторами;
  • для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • в отношении попадающего под законодательно установленные критерии хозяйствующего субъекта.

Это следует из п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Основные критерии обязательного аудита перечислены в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и в табличной форме могут быть представлены так:

Критерии обязательного аудита

Ссылка на подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ

группа

Организационно-правовая форма (ОПФ)

Акционерное общество (АО)

Подп. 1

Особенности деятельности

ЦБ (ценные бумаги) организации допущены к организованным торгам

Подп. 2

Вид деятельности

Организация является БКИ (бюро кредитных историй), профучастником рынка ЦБ, НПФ (негосударственным ПФ) или иным фондом и др.

Подп. 3

Финансовые показатели

  • выручка за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб.;
  • или сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.;

Подп. 4

Составители консолидированной отчетности

Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность

Подп. 5

В иных случаях, установленных федеральными законами

Подп. 6

С какими еще критериями могут столкнуться налогоплательщики в процессе своей деятельности, узнайте из материалов нашего сайта:

  • «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году»;
  • «Комментарий к ст. 105.14 НК РФ».

Нюансы критериев обязательной проверки: подлежат ли аудиту малые предприятия и компании, созданные в форме ООО

Несмотря на то что критерии проведения обязательного аудита уложены в 6 коротких подпунктов, фактически последний подпункт п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ представляет собой концентрированный набор дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами. Например:

Ссылка на закон, устанавливающий критерии обязательного аудита

Аудируемое лицо

Ст. 26 закона «О ГУПах и МУПах» от 14.11.2002 № 161-ФЗ

ГУПы и МУПы (в случаях, определяемых их собственником)

Ст. 32 закона «О НКО» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, ст. 6–7 закона о формировании и использовании целевого капитала НКО от 30.12.2006 № 275-ФЗ

НКО (в случаях, определенных законом)

Ст. 28, 31 закона «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ

Кредитные потребкооперативы

Ст. 6 закона о госрегулировании проведения азартных игр в РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ

Организаторы азартных игр

Таким образом, при решении вопроса о соответствии критериям обязательного аудита в 2018 году хозяйствующим субъектам необходимо:

  • учитывать требования п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ и законов, регулирующих их сферу деятельности;
  • отслеживать появление новых и (или) изменение действующих нормативных актов в части критериев обязательного аудита.

Специальные критерии обязательного аудита для ООО или малых предприятий не установлены — таким компаниям следует руководствоваться вышеуказанными законами и рекомендациями. Если компания в форме ООО или представитель малого бизнеса соответствует хотя бы одному из законодательно установленных критериев, его отчетность подлежит обязательным контрольным процедурам.

Проверьте, относится ли ваша компания к малому бизнесу, в материале «Малое предприятие, критерии отнесения 2017».

Итоги

Критерии обязательного аудита указаны в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ. Проверки избежать не получится, если хозяйствующий субъект занимается специфическими видами деятельности (публично размещает ценные бумаги, организует азартные игры) или соответствует иным критериям (по виду организационно-правовой формы, показателям выручки).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Все организации и предприниматели, которые подлежат обязательному аудиту, указаны в Федеральном законе № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности”.

К ним относят:

  • акционерные общества;
  • кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  • организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и предприниматели с объемом годовой выручки более 400 млн. руб. или с суммой активов баланса более 60 млн. руб.;
  • государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  • организации и предприниматели, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ?
Да, если строительная компания привлекает средства дольщиков по Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…” или соответствует иным критериям, указанным в Федеральных и иных законах.

Дело в том, что в подпункте 6 пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 214-ФЗ прямо указано, что застройщик обязательно должен предоставить для ознакомления любому заинтересованному лицу аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.

Из указанной нормы следует, что для исполнения этого требования застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Также строительная организация может подходить под другие критерии для проведения обязательного аудита (например, если сумма валюты баланса превышает 60 млн. руб.).

Либо требование аудиторской проверки может быть установлено СРО, дающим право компании заниматься строительной деятельностью. Кроме того, часто аудит требуют кредитующие строителей банки.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТ ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ?

Да, если их деятельность соответствуют критериям, указанным в Федеральном законе № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности”. Например, если сумма валюты баланса такого предприятия превышает 60 млн. руб. При этом тот факт, что оно может применять УСН, значение не имеет. Для аудита все равны – и компании на общем режиме налогообложения, и на «упрощенке».

Тем более, аудит придется пройти тем малым предприятиям, чья выручка за год составила более 400 млн. руб.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АУДИТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ?
Да, является, если они созданы в форме фонда, автономного учреждения, жилищного накопительного кооператива, формируют и используют целевой капитал согласно требованиям Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала…” или соответствуют иным критериям, указанным в Федеральных и иных законах. В том числе, если НКО являются иностранными агентами.

Обратите внимание: в законе нет исключений для обязательного аудита некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Так как и у них тщательной проверке подлежит учет и использование целевых средств.

Для автономных учреждений обязанность проходить аудит предусмотрена подпунктом 9 пункта 13 статьи 2 Федеральным законом «Об автономных учреждениях” от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Требование проходить аудит жилищным накопительным кооперативам следует из статьи 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах”.

Также аудиту подлежат потребительские общества и их союзы (ст. 28 Закона РФ от 10 июня 1992 г. № 3085-1).

ОБЯЗАТЕЛЕН ЛИ АУДИТ ДЛЯ ЭМИТЕНТОВ ЦЕННЫХ БУМАГ?
Да. Пункт 9 статьи 22 Федерального закона «О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ обязывает эмитента прилагать аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности. Должны проходить аудит и управляющие компании согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ.

ВСЕ ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО И ИНИЦИАТИВНОГО АУДИТА «АКАДЕМИЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА” МОЖЕТ ПРОВЕСТИ ДЛЯ ВАС НА ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ:

  • сжатые сроки;
  • высокое качество;
  • приемлемые цены.

Для некоммерческих организаций и малых предприятий – специальные скидки!
На странице, посвященной аудиторским услугам, Вы узнаете подробные условия проведения аудита.

Обратите внимание, и на самую востребованную нашу услугу: аудиторское обслуживание. Когда за стоимость от 10 000 руб. в месяц Вы можете:
– получить письменные и устные консультации;
– посетить наши семинары;
– пройти аудит в один или несколько этапов!
Э.С. МИТЮКОВА, управляющий партнер ООО «Академия успешного бизнеса»

Запишитесь на наши семинары и курсы

  • Семинар Налог на прибыль
  • Налоговые семинары по НДС для бухгалтеров
  • Бухгалтерский учет 2018-2020
  • Заработная плата
  • УСН и ЕНВД
  • Семинар онлайн кассы, контрольно кассовая техника (ККТ)
  • Учет в некоммерческих организациях
  • Семинар Учет основных средств
  • Учет в строительстве
  • Налоговое планирование
  • Налоговые проверки
  • Налоговый контроль
  • Семинар МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
  • Управление холдингом
  • Налоговые семинары
  • Семинары для бухгалтеров

В настоящее время перед руководителями страховых компаний особенно остро стоит вопрос о сокращении расходов. Однако существуют статьи затрат, избежать которых невозможно, и одна из таких статей — обязательный ежегодный аудит. Возникает вопрос о необходимости аудита в контексте страховой деятельности, возможностях и последствиях сокращения расходов на аудит, а также о том, есть ли реальная польза от обязательного аудита для клиентов-страховщиков, учитывая складывающуюся экономическую ситуацию в отрасли. Специфика деятельности страховщиков состоит в ее направленности на предварительный, за счет страховых взносов, сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем при наступлении страховых случаев произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами, зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями. На решение задачи определения финансовой устойчивости страховой организации, соответствия совершенных ею финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, на подтверждение правильности и обоснованности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности и направлен внешний аудит страховых организаций. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» страховщики подлежат обязательному аудиту, который проводится один раз в год. Заключение, выдаваемое аудитором, является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности страховых организаций (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в ред. от 23.11.09 г.). Обязанность обращаться к аудитору возложена на страховщиков вследствие наличия в их деятельности двойного риска: помимо риска предпринимательской деятельности, присущего всем экономическим субъектам на рынке, страховщики принимают на себя дополнительный риск от страхователей. Поэтому как государство, так и потенциальные страхователи, а также собственники проявляют повышенное внимание к устойчивости финансового состояния страховой организации, подтверждением которой в том числе служит и наличие положительного аудиторского заключения. Внешний аудит призван быть более независимой, нежели внутренние контролирующие службы, инстанцией в ходе оценки производимых страховщиком финансовых операций, что позволяет собственникам, контрагентам, а также прочим заинтересованным пользователям отчетности получить достоверную информацию о результатах деятельности организации и ее текущем имущественном положении. Цели и задачи проведения внешнего аудита строго регламентированы действующим законодательством об аудиторской деятельности. Согласно Федеральному закону от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Однако необходимо осознавать, что рассматриваемые в Законе цели внешнего независимого аудита в целом и страхового аудита в частности являются во многих случаях декларативными, закрепленными законодателем, однако далекими от реального исполнения. Нередки случаи, особенно в периоды экономической нестабильности, когда независимость внешнего аудитора уступает свои позиции в борьбе за клиентов, что может привести к снижению цен ниже себестоимости, т.е. фактически к демпингу, а также к подчиненности аудиторов целям руководства проверяемой организации. В подобной ситуации роль аудита для предприятия может быть сведена к формальной выдаче положительного заключения, попытка же настоять на модификации даже при сохранении положительного характера заключения приводит к отказу клиента в дальнейшем взаимодействовать с данным аудитором. Угроза независимости присутствует в деятельности как небольших российских, так и крупных международных аудиторов, при этом, естественно, в различной степени. Специалисты в области аудиторской деятельности могут возразить, что, выдавая заключение, противоречащее законодательству (таковым согласно Закону № 307-ФЗ является заведомо ложное заключение, т.е. выданное без проведения проверки или противоречащее ее результатам), риску подвергаются как аудиторские организации, так и сами проверяемые. Это действительно так. Первым в случае выдачи ложного заключения грозит исключение из саморегулируемой организации (фактически выход из профессии), а аудитору, подписавшему такое заключение, — аннулирование аттестата, а, возможно, и имущественная ответственность. Аудируемые лица будут иметь риск налоговой претензии в отношении расходов на аудит, так как расходы, уменьшаемые налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). Однако все эти последствия грозят сторонам аудиторского договора лишь в случае явного, вопиющего нарушения законодательства. Для того чтобы оценить, в какой степени проведенная проверка и ее результаты соответствуют действительному положению дел в компании, все ли существенные риски выявлены, необходима система контроля качества такого уровня детализации, что будет представлять собой фактически повторную проверку и вызовет вопрос об эффективности подобного контроля. Можно привести примеры, когда требования соблюдены лишь де-юре. Так, клиент может отказываться заключать договор с аудитором, пока цена не будет снижена до некоего приемлемого для клиента уровня. Цена проверки складывается из стоимости затрат рабочего времени специалистов-аудиторов на ее проведение и всех расходов компании. При этом аудитор должен иметь хотя бы минимальную прибыль. Естественно, что из года в год, учитывая одну только инфляцию, цена аудита должна расти. Однако в период кризиса клиенты требуют не только оставления цены договора на прошлогоднем уровне, но и зачастую настаивают на существенном ее снижении. Одной из распространенных мер, направленных на снижение расходов, которые несет аудиторская организация, является сокращение числа специалистов, направляемых на проверку, а также уменьшение периода ее проведения. Таким образом, де-юре проверка имела место, аудиторы действительно проводили тесты средств внутреннего контроля, процедуры по существу и т.д. Однако уровень существенности выбирается настолько высокий — для сокращения числа элементов аудиторской выборки — что де-факто велика вероятность ненахождения крупных нарушений, существенных для клиента и могущих повлечь налоговые санкции. Клиент делает выбор между ценой и качеством, однако последствия решения могут быть весьма серьезными. Страховщик может полагать, что работа его бухгалтерии поставлена таким образом, что вероятность ошибок, негативно влияющих на деятельность, практически исключается. Данная категория клиентов также воспринимает расходы на ежегодный внешний аудит как лишнюю трату денег и времени сотрудников. Довольно распространено заблуждение, что аудитор — это некий ревизор, призванный «наказать» провинившихся сотрудников проверяемой организации. При этом сотрудники бухгалтерии, операционных подразделений, а иногда и руководство клиента воспринимают в штыки любое мнение аудитора, отличное от их собственного. Следующим вариантом развития событий может оказаться ситуация, в которой страховщик прямо указывает аудитору, что писать в аудиторском заключении. Так как заключение служит частью отчетности, представляемой всем заинтересованным лицам (к примеру, в банки при рассмотрении заявок на получение кредитов), страховой компании невыгодно иметь какое либо иное заключение, кроме безоговорочно положительного. Крупные организации, особенно поддерживаемые государством и имеющие связи, не очень опасаются налоговых претензий, что позволяет им с легкостью закрывать глаза на некоторые нарушения. Таким образом, роль аудитора как независимого арбитра в данном случае полностью нивелируется. Теперь обратимся к формулировкам законодательства. Закон № 307-ФЗ в качестве единственной цели аудита признает независимую проверку бухгалтерской отчетности клиента для выражения мнения о ее достоверности. В прошлой редакции Закона содержалось следующее определение достоверности в данном конкретном случае (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 7.08.01 г. № 119-ФЗ). Достоверность — это степень точности информации, содержащейся в отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении клиентов и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Таким образом, в новой редакции Закона из определения конечной цели аудита был удален важный смысловой акцент — вывод аудитора о финансовом положении клиента для облегчения принятия решений пользователями отчетности. Теоретически отчетность клиента может быть составлена безупречно, все хозяйственные операции — отражаться в строгом соответствии с буквой Закона, тем более что российское законодательство имеет множество узких мест и оставляет зачастую простор для манипуляций. Однако финансовое положение компании при этом все же может быть различным. Могут существовать некие риски, наступление которых вызовет значительные изменения в положении клиента, однако в настоящий момент нереализованные. Так, для страховых организаций законодатель запланировал с начала 2012 г. четырехкратное увеличение минимального уставного капитала — с 30 млн до 120 млн руб. Согласно прогнозам экспертов страхового рынка, за столь небольшой срок многие страховые компании просто не успеют выполнить данное требование. При этом, руководствуясь лишь формальными критериями, аудитор может в 2011 г. смело выдавать такому проверяемому лицу безоговорочно положительное заключение, не рискуя лицензией, особенно если на отсутствии оговорок настаивает сам клиент. В подобной ситуации возникают вопросы, каков реальный смысл так называемого независимого внешнего аудита; существуют ли для клиентов какие-либо выгоды от расходов на проверку помимо получения формального заключения. Ответы на эти вопросы, безусловно, положительны. В первую очередь потому, что аудиторская проверка в отличие от проверок со стороны налоговых органов или службы страхового надзора не призвана в обязательном порядке наказать, оштрафовать или каким-либо иным способом призвать к ответственности нарушителей законодательства. Аудитор по роду своей профессии сталкивается с деятельностью многих компаний и имеет возможность даже в такой узкой области, как страхование, изучить большое количество часто встречающихся ошибок, а также вникнуть в разнообразные методы и варианты решения возникающих проблем. Кроме того, необходимо помнить, что внешнее аудиторское заключение как и письменная информация — отчет, составляемый по результатам проверки и содержащий все выявленные нарушения и риски, предназначаются в большой степени собственникам страховщика, акционерам, которые могут не подозревать о реальном положении дел в компании. Генеральный директор является руководителем исполнительного органа, по сути наемным работником, получающим вознаграждение от собственников за эффективное управление компанией. Недобросовестный руководитель страховой организации может проводить недальновидную политику, всемерно наращивая страховой портфель, зачастую путем демпинга тарифов с целью произвести впечатление на собственников значительным ростом собранной премии и показным расширением деятельности. Однако подобная стратегия не может быть эффективной в долгосрочной перспективе, так как ввиду специфики деятельности страховщиков за видимым ростом последует неизбежное падение. Внешний независимый аудит может позволить собственникам принять действенные меры и предотвратить наступление указанных негативных последствий, руководствуясь вновь поступившей информации об эффективности действующего менеджмента. Для страховых организаций, их собственников и контрагентов-пользователей отчетности (в том числе для страхователей) оказывается особенно важной функция внешнего независимого аудита, направленная на выяснение реального финансового и имущественного положения данного страховщика. И нередко, для того чтобы обоснованно делать подобные выводы, одной проверки достоверности бухгалтерской отчетности недостаточно. Аналогичного мнения придерживаются некоторые американские ученые, в частности профессор Д. Робертсон дает следующее определение аудита: «Аудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационных рисков для пользователей финансовых отчетов»(1). Из данного определения следует, что конечной целью аудиторской деятельности является все же снижение предпринимательских рисков проверяемой организации.
(1) Робертсон Дж. Аудит/Пер. с англ. — М.: KPMG, 1993.
В связи с этим, по мнению экспертов страхового рынка, в настоящее время на первый план вышла необходимость создать систему независимого актуарного аудита страховых операций. В Стратегии развития страхования в Российской Федерации на 2008-2012 гг. указывается, что актуарный контроль положен в основу современного международного подхода к стандартам платежеспособности и ведения бухгалтерского учета. Согласно Закону Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 30.10.09 г.) актуарии являются субъектами страхового дела и подлежат аттестации. Актуарии могут являться сотрудниками страховщика либо взаимодействовать с ним по гражданско-правовому договору, рассчитывая страховые тарифы, страховые резервы и оценивая инвестиционные проекты компании. Страховые организации обязаны по итогам каждого финансового года проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств — страховых резервов (п. 2 ст. 8.1 Закона № 4015-1). Сбалансированные страховые тарифы являются одним из условий стабильного функционирования страховщика на рынке, т.е. без подтверждения их обоснованности информация, представляемая собственникам компании о ее финансовом положении, будет неполной. Однако согласно стандартам аудиторской деятельности аудитор в ходе проверки должен ограничиться подтверждением отсутствия в отчетности страховщика существенных искажений. Предметом изучения аудитора при проверке страховых операций является отражение в учете страховых премий и выплат, а также страховых резервов — как основных видов доходов и расходов страховщиков. Величина обязательств перед страхователями выражается через страховые суммы, но предметом обязательного аудита они, по сути, не являются, так как не находят отражение в бухгалтерском учете. Учитывая это, оценка достаточности сформированных страховых резервов без анализа принятых на себя компанией обязательств представляется малоэффективной. Для наиболее комплексного понимания финансового положения компании необходимо сочетание результатов работы внешнего и актуарного аудиторов либо (при отсутствии разработанной правовой базы актуарного аудита) включение данного направления анализа в обязательную методику проверки страховых организаций.
А.Д. ЖИЛЬЦОВА, аудитор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *