Критерии отнесения к потенциально опасным объектам

В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.

2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 августа 2020 г. N 1226

Правиларазработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам (далее — критерии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«здание» — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

«здания и сооружения повышенного уровня ответственности» — здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

«категории опасности потенциально опасных объектов»:

потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;

потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;

потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;

потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;

потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;

потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера;

«объект» — комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

«объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам» — объекты всех форм собственности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

«сооружение» — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» — в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления);

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.

Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.

5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам, включаются в одну из категорий опасности потенциально опасных объектов.

Для определения категории опасности предприятий используют данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу по форме статистической отчетности 2ТП-воздух. При этом в этой форме необходимо розшифру. Уват графы»углеводороды»и»другие»и не нужно предоставлять информацию о суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу от группы предпривід групи підприємств.

Категорию опасности предприятий (КНП) рассчитывают по выражению:

где. М j — масса выброса j-го вещества, т / год;

ПДК сд — среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го вещества, мг/м3:

n — количество вредных веществ, выбрасываемых предприятием и загрязняют атмосферу;

а j — безразмерная константа, которая позволяет сравнить степень вредности иj-го вещества с вредностью сернистого газа (определяется по табл 330)

Таблица 330. Безразмерная константа в соответствии с классом опасности веществ

Константа Класс опасности вен
1 2 3 4
1,7 1,3 1,0 0,9

Для расчета. КНП при отсутствии среднесуточных значений. ПДК используют значения максимально разовых. ПДК,. ОБУВ или уменьшены в десять раз значения. ПДК рабочей зоны загрязняющих веществ

Значение. КНП по веществ, для которых отсутствует информация о. ПДК или. ОБУВ, приравнивают к массе выбросов данных веществ. По величине. КНП предприятия делятся на 4 категории опасности. Предельные ум языка для выделения предприятия по категориям опасности приведены в табл 333.31.

Таблица 331. Категории опасности предприятий и предельные значения. КНП

В зависимости от той или иной категории опасности предприятия осуществляется учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вводится периодичность контроля за выбросами предприятий, а так ож назначается санитарно-защитная зона от источников загрязнений в жилых районов (СЗЗ.

качестве примера рассмотрим выбросы, загрязняющие атмосферный воздух электродного завода и определим категорию этого предприятия (табл. 332)

Таблица 332. Выбросы по ингредиентам и классом опасности веществ, выделяемых

Рассчитаем. КНП этого предприятия:

Полученное значение. КНП превышает 108, что является свидетельством того, что этот завод является источником загрязнения окружающей среды и относится к 1 категории за загрязнением атмосферы. Оценить степень загрязнения атмосферы реч ществ, выделяемых можно на основании численного результата, полученного от подъема до степени соответствующего члена, входящей в уравнение. Расположим вещества, выделяемые предприятием, за степени загрязнения атмосферы (СЗА) (табл 333.33).

Таблица 333. Распределение вредных веществ по степени загрязнения атмосферы

Бенз (а) Пирейн 7900000 000
смолистыхі 1138 660
Двуокись азоту 44 283
Пил 31 августа9
Сернистый ангидрыд 14 546
Окись вмлепю 1346

374 Расчет выбросов вредных веществ автомобильным транспортом

Подавляющее большинство предприятий имеет парк автомобилей различных типов»в связи с чем возникает необходимость расчета годового выброса вредных веществ автомобильным транспортом и включения этих данных в п плановые формы с целью осуществления государственного учета этих выбросов и разработки мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, контроля и учет.

В основу методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом положено средний удельный выброс автомобилей отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые). При этом выброс вредных вещественные вин корректируется в зависимости от технического состояния автомобилей, их среднего возраста, а также от воздействия природных климатических услов.

Для автомобилей парка предприятия масса выбросов за расчетный период овыми, дизельными, газовыми и т.д. — определяется по формуле

где и — количество групп автомобилей;

— удельный вес выброса в-й вредного вещества автомобилем, j-й группы с двигателем к-то типа на расчетный период (включая пробиговий выброс с учетом партерных выбросов и испарений топлива), г / / кг

— пробег автомобилей и-й группы с двигателем R-го типа на расчетный период, млн км;

— произведение коэффициентов влияния п факторов на выброс в-й вредного вещества автомобилями и-й группы с двигателем. Л-го типа

Коэффициент влияния определяется по таблице 334

Приведенный в табл 334 состав вредных веществ не отражает в полной мере количественного состава вредных примесей в отработанных газах автомобилей с. ДВС дизельного типа (табл. 335)

Таблица 334. Коэффициент влияния для различных групп автомобилей

Группы автомобилив Косе ШИИСНТ влияния выбросовВ
окиси углеродаю углеводородыв окислов азоту
СВП РТС СВП РТС СВП РТС.
Грузовые ИИ грузовые специальные с бензиновыми ДВЗ 1,33 1,69 120 1,86 10 08
Грузовые и грузовые специальные с дизельными ДВЗ 1,33 1,80 1,20 2,0 10 10
Автобусы с бензиновыми ДВЗ 132 1,69 1,20 1,86 10 08
Автобусы с дизельными ДВЗ 1,27 1,80 117 20 10 10
Легковые служебные ее специальноеі 1,28 1,63 117 183 10 035
Легковые индивидуального пользованияя 128 162 117 1,78 10 09

Примечание:. СВП — средний возраст парка,. РТС — уровень технического состояния

Таблица 335. Количественный состав вредных примесей, мг / мя в отработанных газах

компонентт Двухтактные дизельі Четырехтактные аиклі
Холостой хид 100% нагрузкея Холостой хид 100% нагрузкея
двуокиси углеродаю 1,70 2,20 120 2,10
монооксида углеродаю 1100,00 1100,00 700,00 1300,00
Акролеин 24,00 3120 290 086
Оксиды азоту 650,00 90000 9000 8700
двуокиси серыи 1600,00 1700,00 180000 180000
Сажа 0,18 0,09 012 007
Пары топливаа 3,00 2500 300 25,00

Примечание: для диокенду углерода качественный состав приведены в процентах

Часть вредных примесей, которые проникают в воздушную среду через неплотности двигателя и его газо тракт, устанавливают с помощью замеров в реальных условиях или расчетным методом

Однако не для всех типов двигателей существуют аналитические зависимости для определения концентраций вредных веществ, поэтому реальные концентрации вредных примесей определяются замерами в реальных условиях или ро озрахунковим методом частности, количество вредных примесей, которые выделяются при работе быстроходных негазощильних дизелей мощностью до 735,5 кВт, определяется по зависимостию

где. Р — количество газа, мг / ч;

N е — эффективная мощность дизеля при минимальном количестве оборотов, кВт;

К ц,. Кк — содержание отдельных составляющих (газов) в отработавших газах цилиндра и картера, мг / л (табл. 336)

Таблица 336. Содержание отдельных составляющих, мг / л в отработавших газах и в картере

вредные примесии Отработанный газ Картер
монооксида углеродаю 0,80 1,3
Акролеин 0,90 0,04
углеводородамі 0,71 0,03*
Оксиды азотл 0,61

*. Приведенная суммарная концентрация

3741 Расчет аэрозольного выноса электролита из аккумуляторов

Свинцово-кислотные аккумуляторы относятся к наиболее распространенных химических источников тока, широко применяются в различных областях техники, в том числе в электрокарах, которые являются одним из основных межцеховых мая ранспортних средстве.

При эксплуатации кислотных аккумуляторных батарей выделяются водород, кислород, двуокись серы, сурьмянистый и мышьяковистый водород, углекислый газ, а также аэрозоль серной кислоты (аккумуляторные газы)) в виде тумана. Водород и кислород выделяются вследствие электролиза води.

сурьмянистые водород (стибин) получается при взаимодействии атомарного водорода с сурьмой, которую добавляют для придания прочности пластинам. Часть сурьмянистые водорода растворяется в электролите, в активной массе т и в сепараторах, а большая часть вместе с водородом поступает в воздух. Выделение сурьмянистые водорода заметно увеличивается с увеличением газовыделений с аккумуляторра.

мышьяковистый водород (арсин) образуется в небольших количествах вследствие протекания реакций между мышьяком и серной кислотой. Мышьяк в виде незначительных примесей содержится в свинце и в серной кисло эти. Арсинои — соединениеня

неустойчивое, легко разлагается на мышьяк и водород. Углекислый газ выделяется из аккумуляторов в незначительном количестве при использовании в них сепараторов из дерева

Количество водорода (л / ч), выделяющегося при зарядке кислотных аккумуляторов, рассчитывается по выражению

где. И 1, и 2, …,. И n — величина зарядного тока (указывается в паспорте аккумулятора),. А;

n — количество аккумуляторов в батарее, которая заряжается

Зная V п можно установить, сколько попало в воздух серной кислоты с учетом того, что с 1 л водорода выделяется 0,3 мг /. Н 2 SO 4 -804 — для герметичных аккумуляторов с дыхательным отверстием; 0,9 мг г / л — для открытых аккумуляторов с защитным стеклом; 3,0 мг / л — для открытых аккумуляторов без защитного ст.

В случае зарядки щелочных аккумуляторов

где nr — коэффициент, учитывающий величину зарядного тока, равен 0,85 при зарядке аккумулятора постоянным током и 0,25 — при заряжании током, что приходит по величине

Количество щелочи, выделяемой определяется зависимостью

Где V r Vn — количество газов и водорода (соответственно), выделяемых из аккумулятора, л / ч

Особенностью щелочных аккумуляторов является активное взаимодействие водного раствора с углекислым газом, воздуха с образованием карбонатов. Наличие их вызывает повышение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Рост руб. Бонато в 2,5-3 раза по сравнению с нормой снижает емкость аккумуляторов на 35 — 40 %.

Клиенты могут обратиться в организацию «Серконс» для установления категории объекта, подлежащего охране. Компания, прошедшая государственную сертификацию, оказывает квалифицированные услуги с гарантией.

На основании каких документов происходит категорирование

Законодательные органы подготовили нормативно-правовую базу по вопросу антитеррористической защищенности объектов. В числе основных предписаний, которые регулируют эту сферу:

  • ФЗ № 35-ФЗ от 6.03.2006 в редакции 2018 г. Регулирует вопросы противодействия терроризму, вводит мероприятия для защиты мест массового скопления людей. Указывает критерии категорирования общественных объектов
  • ПП РФ № 1235 от 7.10.2017 вводит положения об охране образовательных учреждений
  • ПП РФ № 447 от 14.06.2017 указывает на защитные меры в отношении объектов гостиничного типа
  • ПП РФ № 202 от 6.03.2015 года и ПП РФ № 107 от 6.02.2018 описывают аспекты регулирования вопросов безопасности на спортивных сооружениях и объектах

Основные критерии для категорирования

Процесс категорирования подразумевает использование разнообразных критериев отбора. Схема классификации определяется в зависимости от типа места массового скопления людей. В числе основных постоянных параметров можно назвать прогнозируемое количество пострадавших и сумму материальной компенсации за нанесенный ущерб.

Если категорирование выполняется в отношении специальных объектов, к примеру, многоквартирных построек или торговых точек, то количество характеристик увеличивается. Экспертам потребуется оценить такие дополнительные свойства как:

  • Входит количество терактов, которые были подготовлены или совершены в конкретном регионе, городе за последние 1-3 года
  • Общее число случаев, когда официально были введены «красный» или «желтый» режимы террористической угрозы за последние 1-3 года

Стандартный критерий оценки мест массового скопления людей, установленный №35-ФЗ, — количество человек, которые могут одновременно находиться в помещении или сооружении. В частности, по этому признаку зоны считают:

  • Объектами первой категории. На территории помещается более одной тысячи человек
  • Областями второй категории. На площади объекта может одновременно находиться 200-1000 человек
  • Местами третьей категории. Проходимость составляет порядка 50-200 человек
  • Здания четвертой категории. Имеют менее 50 посетителей в один период времени

Акт обследования и категорирования

После того, как комиссия провела все запланированные аналитические операции, составляется документ с результатами. Акт обследования и категорирования объектов фиксирует итоги исследований. Он подписывается всеми участниками комиссии и служит юридическим основанием для получения паспорта антитеррористической защиты.

В федеральном законодательстве не выделено единой формы акта категорирования объекта. Некоторые ПП РФ содержат уточнения по оформлению документа в отношении мест массового скопления людей. Заинтересованные физические лица могут найти образцы и правила составления рассматриваемого акта на сайтах контролирующих государственных органов власти.

Комиссия по категорированию

Инициатор создания и состав членов комиссии устанавливается с учетом специфики и ведомственной принадлежности охраняемой общественной постройки. Среди членов комиссии, которые уполномочены проводить категорирование объектов по АТЗ, можно выделить:

  • Представителей местного органа власти, административных служащих
  • Силовые структуры, включая МЧС, ФСБ и Росгвардию. В некоторых случаях привлекаются работники вневедомственной охраны
  • Контролирующие ведомства, в том числе, Минобразования (для организаций из образовательной сферы), Минздрав (для лечебных, курортных, реабилитационных центров и аптек)
  • Собственника или организацию, управляющую и эксплуатирующую постройки

Оценка показателей

В ходе категорирования сооружений необходимо выполнять экспертную оценку показателей. Специалисты проверяют наличие потенциальных опасностей и уязвимых участков постройки.

Категорированием называется комплексная оценка состояния сооружения с анализом экономического и иного назначения. Уполномоченным лицам предстоит узнать оборонную и культурную значимость территории.

Важную роль играет размер потенциального вреда после преступных посягательств, характер и количество ценностей, сложность сохранения безопасности. Основным документом, регламентирующим процедуру категорирования помещений и территорий, является ГОСТ Р50776-95.

Согласно позиции законодателя ведомства МО, МСЧ, МВД, ФСБ РФ несут обязанности по охране общественных зданий и прилегающих территорий. Эти должностные лица защищают сведения, составляющие коммерческую, государственную или иную тайну. Они выпускают подзаконные нормативные акты, где детализируется процесс классификации общественных помещений в зависимости от уровня важности.

При оценивании угроз эксперты уделяют внимание таким аспектам как:

  • Уровень безопасность персонала и посетителей образовательного, спортивного, медицинского или иного общественного помещения
  • Эффективность антитеррористической защиты
  • Склонность элементов здания к возникновению поломок и ущерба, способного нанести вред здоровью людей или создать угрозу для их жизни
  • Риск потери материальных ценностей, поломки дорогостоящего имущества и оборудования
  • Степень безопасности информационных носителей, содержащих данные с государственной и коммерческой тайной

Категорирование необходимо для качественной организации подсистемы охранной безопасности и физической защиты помещений и территорий.

Принятие решения об отнесении зоны массового пребывания людей к определенной категории важности происходит после анализа федерального и регионального законодательства. Внутри объекта могут находиться зоны безопасности. Обычно их число не превышает 6.

Категории и типы объектов

Органы ФСТЭК РФ уполномочены на подготовку предписаний по категорированию сооружений и установлению режимных зон внутри зданий. Согласно актам, выпущенным этой федеральной службой, все общественные помещения можно подразделить на виды по критерию характера и масштаба возможного ущерба. В зависимости от потенциального вреда их делят на следующие типы:

Объекты первой категории

Их называют особо важными. В категорию А включены места с максимальной угрозой безопасности. При совершении террористического акта на них будут зафиксированы самые большие потери по характеру и масштабам.

Последствия незаконных посягательств выходят за пределы территории здания, их нельзя устранить путем немедленных ликвидационных мер. Существует высокая вероятность причинения вреда жизни и здоровью работников и посетителей помещения.

Присутствует риск негативного воздействия на окружающую среду. Особо важные объекты делят на 3 группы. Ущерб от противозаконных посягательств может иметь последствия трансграничного, федерального и регионального значения.

Основная задача органов по охране состоит в предотвращение диверсионной акции. Если должностные лица грамотно исполняют свои обязанности, то нарушителей обнаруживают и обезвреживают заблаговременно.

Зоны второй категории

Имеют статус особо режимных объектов. Присутствует угроза жизни и здоровью сотрудников предприятия.

Последствия чрезвычайной ситуации не выходят за пределы общественной зоны, их можно устранить с помощью ликвидационных мер. Масштабы причиненного вреда носят региональный характер.

Места третьей категории

Отнесены к режимным объектам. В категорию включены промышленные и коммерческие предприятия. Ущерб от терактов носит локальный и материальный характер.

Территории четвертой категории

Культурно-исторические объекты относятся к категории Г. Предполагается фиксированный запас для нейтрализации нарушителя. Допускается задержание виновных лиц после акции хищения и ухода с территории объекта.

Действия сил охраны различаются в зависимости от:

  • Числа и оснащенности органов защиты
  • Типа и расположения инженерных и технических средств защиты

Иные классификации объектов

Должностные лица МВД РФ применяют собственную систему категорирования, предполагающую выделение следующих подгрупп объектов:

  • AI и AII. Особо важные объекты. Зоны повышенной опасности и жизнеобеспечения. Возможно совершение кражи, грабежа. Могут выполняться такие нарушения закона как разбой, терроризм. Последствия приносят особо крупный экономический или социальный ущерб. В результате происшествия причиняется крупный вред обществу, организациям, состоянию окружающей природной среды и государству
  • БI и БII. На общественных объектах возможно совершение хищений

Органы Росатома используют инструкцию, которая предписывает выделять 4 категории охраняемых объектов:

  • Высшая. Включает в себя ядерные установки и материалы, которые относят к ядерно-опасным объектам
  • Первая. В нее входят зоны испытаний секретной техники, обучения личного состава работе, хранилища спецвооружения и боеприпасов
  • Вторая. В этой категории находятся хранилища и объекты спецтехники, горюче-смазочных материалов
  • Третья. Содержит в себе помещения, которые не вошли в иные категории объектов

Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
— объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС;
  • II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.

Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»?

А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
«негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
«Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС».

А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
«Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.»

Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя.

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.

Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.

Масленников А.Ю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *