Содержание
- Правиларазработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам
- 374 Расчет выбросов вредных веществ автомобильным транспортом
- На основании каких документов происходит категорирование
- Основные критерии для категорирования
- Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду
- Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие
- Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии с подпунктом «р» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.
2. Федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обеспечить в 6-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления подготовку и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной штатной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечить методическое руководство разработкой федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 августа 2020 г. N 1226
Правиларазработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам
1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам (далее — критерии).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«здание» — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
«здания и сооружения повышенного уровня ответственности» — здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;
«категории опасности потенциально опасных объектов»:
потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) — объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера;
«объект» — комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельное здание, строение и сооружение, размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принадлежащие на праве собственности, аренды или ином законном основании физическим и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации и иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
«объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам» — объекты всех форм собственности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объекты, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;
«сооружение» — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
3. Принятие в установленном порядке нормативных правовых актов об утверждении критериев осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» — в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в части, касающейся объектов, правообладателями которых являются эти органы и государственные корпорации или организации, в отношении которых указанные органы и государственные корпорации осуществляют координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления);
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.
Указанные нормативные правовые акты принимаются по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений.
5. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам, включаются в одну из категорий опасности потенциально опасных объектов.
Для определения категории опасности предприятий используют данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу по форме статистической отчетности 2ТП-воздух. При этом в этой форме необходимо розшифру. Уват графы»углеводороды»и»другие»и не нужно предоставлять информацию о суммарные выбросы вредных веществ в атмосферу от группы предпривід групи підприємств.
Категорию опасности предприятий (КНП) рассчитывают по выражению:
где. М j — масса выброса j-го вещества, т / год;
ПДК сд — среднесуточная предельно допустимая концентрация i-го вещества, мг/м3:
n — количество вредных веществ, выбрасываемых предприятием и загрязняют атмосферу;
а j — безразмерная константа, которая позволяет сравнить степень вредности иj-го вещества с вредностью сернистого газа (определяется по табл 330)
Таблица 330. Безразмерная константа в соответствии с классом опасности веществ
Константа | Класс опасности вен | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1,7 | 1,3 | 1,0 | 0,9 |
Для расчета. КНП при отсутствии среднесуточных значений. ПДК используют значения максимально разовых. ПДК,. ОБУВ или уменьшены в десять раз значения. ПДК рабочей зоны загрязняющих веществ
Значение. КНП по веществ, для которых отсутствует информация о. ПДК или. ОБУВ, приравнивают к массе выбросов данных веществ. По величине. КНП предприятия делятся на 4 категории опасности. Предельные ум языка для выделения предприятия по категориям опасности приведены в табл 333.31.
Таблица 331. Категории опасности предприятий и предельные значения. КНП
В зависимости от той или иной категории опасности предприятия осуществляется учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вводится периодичность контроля за выбросами предприятий, а так ож назначается санитарно-защитная зона от источников загрязнений в жилых районов (СЗЗ.
качестве примера рассмотрим выбросы, загрязняющие атмосферный воздух электродного завода и определим категорию этого предприятия (табл. 332)
Таблица 332. Выбросы по ингредиентам и классом опасности веществ, выделяемых
Рассчитаем. КНП этого предприятия:
Полученное значение. КНП превышает 108, что является свидетельством того, что этот завод является источником загрязнения окружающей среды и относится к 1 категории за загрязнением атмосферы. Оценить степень загрязнения атмосферы реч ществ, выделяемых можно на основании численного результата, полученного от подъема до степени соответствующего члена, входящей в уравнение. Расположим вещества, выделяемые предприятием, за степени загрязнения атмосферы (СЗА) (табл 333.33).
Таблица 333. Распределение вредных веществ по степени загрязнения атмосферы
Бенз (а) Пирейн | 7900000 000 |
смолистыхі | 1138 660 |
Двуокись азоту | 44 283 |
Пил | 31 августа9 |
Сернистый ангидрыд | 14 546 |
Окись вмлепю | 1346 |
374 Расчет выбросов вредных веществ автомобильным транспортом
Подавляющее большинство предприятий имеет парк автомобилей различных типов»в связи с чем возникает необходимость расчета годового выброса вредных веществ автомобильным транспортом и включения этих данных в п плановые формы с целью осуществления государственного учета этих выбросов и разработки мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, контроля и учет.
В основу методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом положено средний удельный выброс автомобилей отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые). При этом выброс вредных вещественные вин корректируется в зависимости от технического состояния автомобилей, их среднего возраста, а также от воздействия природных климатических услов.
Для автомобилей парка предприятия масса выбросов за расчетный период овыми, дизельными, газовыми и т.д. — определяется по формуле
где и — количество групп автомобилей;
— удельный вес выброса в-й вредного вещества автомобилем, j-й группы с двигателем к-то типа на расчетный период (включая пробиговий выброс с учетом партерных выбросов и испарений топлива), г / / кг
— пробег автомобилей и-й группы с двигателем R-го типа на расчетный период, млн км;
— произведение коэффициентов влияния п факторов на выброс в-й вредного вещества автомобилями и-й группы с двигателем. Л-го типа
Коэффициент влияния определяется по таблице 334
Приведенный в табл 334 состав вредных веществ не отражает в полной мере количественного состава вредных примесей в отработанных газах автомобилей с. ДВС дизельного типа (табл. 335)
Таблица 334. Коэффициент влияния для различных групп автомобилей
Группы автомобилив | Косе | ШИИСНТ влияния выбросовВ | ||||
окиси углеродаю | углеводородыв | окислов азоту | ||||
СВП | РТС | СВП | РТС | СВП | РТС. | |
Грузовые ИИ грузовые специальные с бензиновыми ДВЗ | 1,33 | 1,69 | 120 | 1,86 | 10 | 08 |
Грузовые и грузовые специальные с дизельными ДВЗ | 1,33 | 1,80 | 1,20 | 2,0 | 10 | 10 |
Автобусы с бензиновыми ДВЗ | 132 | 1,69 | 1,20 | 1,86 | 10 | 08 |
Автобусы с дизельными ДВЗ | 1,27 | 1,80 | 117 | 20 | 10 | 10 |
Легковые служебные ее специальноеі | 1,28 | 1,63 | 117 | 183 | 10 | 035 |
Легковые индивидуального пользованияя | 128 | 162 | 117 | 1,78 | 10 | 09 |
Примечание:. СВП — средний возраст парка,. РТС — уровень технического состояния
Таблица 335. Количественный состав вредных примесей, мг / мя в отработанных газах
компонентт | Двухтактные дизельі | Четырехтактные аиклі | ||
Холостой хид | 100% нагрузкея | Холостой хид | 100% нагрузкея | |
двуокиси углеродаю | 1,70 | 2,20 | 120 | 2,10 |
монооксида углеродаю | 1100,00 | 1100,00 | 700,00 | 1300,00 |
Акролеин | 24,00 | 3120 | 290 | 086 |
Оксиды азоту | 650,00 | 90000 | 9000 | 8700 |
двуокиси серыи | 1600,00 | 1700,00 | 180000 | 180000 |
Сажа | 0,18 | 0,09 | 012 | 007 |
Пары топливаа | 3,00 | 2500 | 300 | 25,00 |
Примечание: для диокенду углерода качественный состав приведены в процентах
Часть вредных примесей, которые проникают в воздушную среду через неплотности двигателя и его газо тракт, устанавливают с помощью замеров в реальных условиях или расчетным методом
Однако не для всех типов двигателей существуют аналитические зависимости для определения концентраций вредных веществ, поэтому реальные концентрации вредных примесей определяются замерами в реальных условиях или ро озрахунковим методом частности, количество вредных примесей, которые выделяются при работе быстроходных негазощильних дизелей мощностью до 735,5 кВт, определяется по зависимостию
где. Р — количество газа, мг / ч;
N е — эффективная мощность дизеля при минимальном количестве оборотов, кВт;
К ц,. Кк — содержание отдельных составляющих (газов) в отработавших газах цилиндра и картера, мг / л (табл. 336)
Таблица 336. Содержание отдельных составляющих, мг / л в отработавших газах и в картере
вредные примесии | Отработанный газ | Картер |
монооксида углеродаю | 0,80 | 1,3 |
Акролеин | 0,90 | 0,04 |
углеводородамі | 0,71 | 0,03* |
Оксиды азотл | 0,61 | — |
*. Приведенная суммарная концентрация
3741 Расчет аэрозольного выноса электролита из аккумуляторов
Свинцово-кислотные аккумуляторы относятся к наиболее распространенных химических источников тока, широко применяются в различных областях техники, в том числе в электрокарах, которые являются одним из основных межцеховых мая ранспортних средстве.
При эксплуатации кислотных аккумуляторных батарей выделяются водород, кислород, двуокись серы, сурьмянистый и мышьяковистый водород, углекислый газ, а также аэрозоль серной кислоты (аккумуляторные газы)) в виде тумана. Водород и кислород выделяются вследствие электролиза води.
сурьмянистые водород (стибин) получается при взаимодействии атомарного водорода с сурьмой, которую добавляют для придания прочности пластинам. Часть сурьмянистые водорода растворяется в электролите, в активной массе т и в сепараторах, а большая часть вместе с водородом поступает в воздух. Выделение сурьмянистые водорода заметно увеличивается с увеличением газовыделений с аккумуляторра.
мышьяковистый водород (арсин) образуется в небольших количествах вследствие протекания реакций между мышьяком и серной кислотой. Мышьяк в виде незначительных примесей содержится в свинце и в серной кисло эти. Арсинои — соединениеня
неустойчивое, легко разлагается на мышьяк и водород. Углекислый газ выделяется из аккумуляторов в незначительном количестве при использовании в них сепараторов из дерева
Количество водорода (л / ч), выделяющегося при зарядке кислотных аккумуляторов, рассчитывается по выражению
где. И 1, и 2, …,. И n — величина зарядного тока (указывается в паспорте аккумулятора),. А;
n — количество аккумуляторов в батарее, которая заряжается
Зная V п можно установить, сколько попало в воздух серной кислоты с учетом того, что с 1 л водорода выделяется 0,3 мг /. Н 2 SO 4 -804 — для герметичных аккумуляторов с дыхательным отверстием; 0,9 мг г / л — для открытых аккумуляторов с защитным стеклом; 3,0 мг / л — для открытых аккумуляторов без защитного ст.
В случае зарядки щелочных аккумуляторов
где nr — коэффициент, учитывающий величину зарядного тока, равен 0,85 при зарядке аккумулятора постоянным током и 0,25 — при заряжании током, что приходит по величине
Количество щелочи, выделяемой определяется зависимостью
Где V r Vn — количество газов и водорода (соответственно), выделяемых из аккумулятора, л / ч
Особенностью щелочных аккумуляторов является активное взаимодействие водного раствора с углекислым газом, воздуха с образованием карбонатов. Наличие их вызывает повышение внутреннего сопротивления аккумуляторов. Рост руб. Бонато в 2,5-3 раза по сравнению с нормой снижает емкость аккумуляторов на 35 — 40 %.
Клиенты могут обратиться в организацию «Серконс» для установления категории объекта, подлежащего охране. Компания, прошедшая государственную сертификацию, оказывает квалифицированные услуги с гарантией.
На основании каких документов происходит категорирование
Законодательные органы подготовили нормативно-правовую базу по вопросу антитеррористической защищенности объектов. В числе основных предписаний, которые регулируют эту сферу:
- ФЗ № 35-ФЗ от 6.03.2006 в редакции 2018 г. Регулирует вопросы противодействия терроризму, вводит мероприятия для защиты мест массового скопления людей. Указывает критерии категорирования общественных объектов
- ПП РФ № 1235 от 7.10.2017 вводит положения об охране образовательных учреждений
- ПП РФ № 447 от 14.06.2017 указывает на защитные меры в отношении объектов гостиничного типа
- ПП РФ № 202 от 6.03.2015 года и ПП РФ № 107 от 6.02.2018 описывают аспекты регулирования вопросов безопасности на спортивных сооружениях и объектах
Основные критерии для категорирования
Процесс категорирования подразумевает использование разнообразных критериев отбора. Схема классификации определяется в зависимости от типа места массового скопления людей. В числе основных постоянных параметров можно назвать прогнозируемое количество пострадавших и сумму материальной компенсации за нанесенный ущерб.
Если категорирование выполняется в отношении специальных объектов, к примеру, многоквартирных построек или торговых точек, то количество характеристик увеличивается. Экспертам потребуется оценить такие дополнительные свойства как:
- Входит количество терактов, которые были подготовлены или совершены в конкретном регионе, городе за последние 1-3 года
- Общее число случаев, когда официально были введены «красный» или «желтый» режимы террористической угрозы за последние 1-3 года
Стандартный критерий оценки мест массового скопления людей, установленный №35-ФЗ, — количество человек, которые могут одновременно находиться в помещении или сооружении. В частности, по этому признаку зоны считают:
- Объектами первой категории. На территории помещается более одной тысячи человек
- Областями второй категории. На площади объекта может одновременно находиться 200-1000 человек
- Местами третьей категории. Проходимость составляет порядка 50-200 человек
- Здания четвертой категории. Имеют менее 50 посетителей в один период времени
Акт обследования и категорирования
После того, как комиссия провела все запланированные аналитические операции, составляется документ с результатами. Акт обследования и категорирования объектов фиксирует итоги исследований. Он подписывается всеми участниками комиссии и служит юридическим основанием для получения паспорта антитеррористической защиты.
В федеральном законодательстве не выделено единой формы акта категорирования объекта. Некоторые ПП РФ содержат уточнения по оформлению документа в отношении мест массового скопления людей. Заинтересованные физические лица могут найти образцы и правила составления рассматриваемого акта на сайтах контролирующих государственных органов власти.
Комиссия по категорированию
Инициатор создания и состав членов комиссии устанавливается с учетом специфики и ведомственной принадлежности охраняемой общественной постройки. Среди членов комиссии, которые уполномочены проводить категорирование объектов по АТЗ, можно выделить:
- Представителей местного органа власти, административных служащих
- Силовые структуры, включая МЧС, ФСБ и Росгвардию. В некоторых случаях привлекаются работники вневедомственной охраны
- Контролирующие ведомства, в том числе, Минобразования (для организаций из образовательной сферы), Минздрав (для лечебных, курортных, реабилитационных центров и аптек)
- Собственника или организацию, управляющую и эксплуатирующую постройки
Оценка показателей
В ходе категорирования сооружений необходимо выполнять экспертную оценку показателей. Специалисты проверяют наличие потенциальных опасностей и уязвимых участков постройки.
Категорированием называется комплексная оценка состояния сооружения с анализом экономического и иного назначения. Уполномоченным лицам предстоит узнать оборонную и культурную значимость территории.
Важную роль играет размер потенциального вреда после преступных посягательств, характер и количество ценностей, сложность сохранения безопасности. Основным документом, регламентирующим процедуру категорирования помещений и территорий, является ГОСТ Р50776-95.
Согласно позиции законодателя ведомства МО, МСЧ, МВД, ФСБ РФ несут обязанности по охране общественных зданий и прилегающих территорий. Эти должностные лица защищают сведения, составляющие коммерческую, государственную или иную тайну. Они выпускают подзаконные нормативные акты, где детализируется процесс классификации общественных помещений в зависимости от уровня важности.
При оценивании угроз эксперты уделяют внимание таким аспектам как:
- Уровень безопасность персонала и посетителей образовательного, спортивного, медицинского или иного общественного помещения
- Эффективность антитеррористической защиты
- Склонность элементов здания к возникновению поломок и ущерба, способного нанести вред здоровью людей или создать угрозу для их жизни
- Риск потери материальных ценностей, поломки дорогостоящего имущества и оборудования
- Степень безопасности информационных носителей, содержащих данные с государственной и коммерческой тайной
Категорирование необходимо для качественной организации подсистемы охранной безопасности и физической защиты помещений и территорий.
Принятие решения об отнесении зоны массового пребывания людей к определенной категории важности происходит после анализа федерального и регионального законодательства. Внутри объекта могут находиться зоны безопасности. Обычно их число не превышает 6.
Категории и типы объектов
Органы ФСТЭК РФ уполномочены на подготовку предписаний по категорированию сооружений и установлению режимных зон внутри зданий. Согласно актам, выпущенным этой федеральной службой, все общественные помещения можно подразделить на виды по критерию характера и масштаба возможного ущерба. В зависимости от потенциального вреда их делят на следующие типы:
Объекты первой категории
Их называют особо важными. В категорию А включены места с максимальной угрозой безопасности. При совершении террористического акта на них будут зафиксированы самые большие потери по характеру и масштабам.
Последствия незаконных посягательств выходят за пределы территории здания, их нельзя устранить путем немедленных ликвидационных мер. Существует высокая вероятность причинения вреда жизни и здоровью работников и посетителей помещения.
Присутствует риск негативного воздействия на окружающую среду. Особо важные объекты делят на 3 группы. Ущерб от противозаконных посягательств может иметь последствия трансграничного, федерального и регионального значения.
Основная задача органов по охране состоит в предотвращение диверсионной акции. Если должностные лица грамотно исполняют свои обязанности, то нарушителей обнаруживают и обезвреживают заблаговременно.
Зоны второй категории
Имеют статус особо режимных объектов. Присутствует угроза жизни и здоровью сотрудников предприятия.
Последствия чрезвычайной ситуации не выходят за пределы общественной зоны, их можно устранить с помощью ликвидационных мер. Масштабы причиненного вреда носят региональный характер.
Места третьей категории
Отнесены к режимным объектам. В категорию включены промышленные и коммерческие предприятия. Ущерб от терактов носит локальный и материальный характер.
Территории четвертой категории
Культурно-исторические объекты относятся к категории Г. Предполагается фиксированный запас для нейтрализации нарушителя. Допускается задержание виновных лиц после акции хищения и ухода с территории объекта.
Действия сил охраны различаются в зависимости от:
- Числа и оснащенности органов защиты
- Типа и расположения инженерных и технических средств защиты
Иные классификации объектов
Должностные лица МВД РФ применяют собственную систему категорирования, предполагающую выделение следующих подгрупп объектов:
- AI и AII. Особо важные объекты. Зоны повышенной опасности и жизнеобеспечения. Возможно совершение кражи, грабежа. Могут выполняться такие нарушения закона как разбой, терроризм. Последствия приносят особо крупный экономический или социальный ущерб. В результате происшествия причиняется крупный вред обществу, организациям, состоянию окружающей природной среды и государству
- БI и БII. На общественных объектах возможно совершение хищений
Органы Росатома используют инструкцию, которая предписывает выделять 4 категории охраняемых объектов:
- Высшая. Включает в себя ядерные установки и материалы, которые относят к ядерно-опасным объектам
- Первая. В нее входят зоны испытаний секретной техники, обучения личного состава работе, хранилища спецвооружения и боеприпасов
- Вторая. В этой категории находятся хранилища и объекты спецтехники, горюче-смазочных материалов
- Третья. Содержит в себе помещения, которые не вошли в иные категории объектов
Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:
— объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:
- I категория — объекты, оказывающие значительное НВОС;
- II категория — объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория — объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория — объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.
Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду
Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Фраза «и (или) другой объект» фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая «мутная» формулировка? И зачем надо было тогда указывать «объект капитального строительства»?
А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы «оказывающий негативное воздействие на окружающую среду». А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.
Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.
Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
«негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».
И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.
Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие
Категория объекта устанавливается на основании «Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Любопытно, что «Критерии» составлены так, что объекты, не имеющие «стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год» попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!
Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими «рекомендациями» в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
«Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС».
А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
«Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена.»
Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад — это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?
Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и «притягивать за уши» различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.
Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно «Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).
Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».
Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).
Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя.
Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.
Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.
Масленников А.Ю.