Кто проверяет бюджетные учреждения

Что подразумевает понятие «учредительный контроль»?

Согласно Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования. Это

Учредитель осуществляет контроль за соблюдением муниципальными бюджетными и автономными учреждениями требований и условий, установленных для них муниципальным заданием, за соответствием их деятельности положениям устава учреждения.

Из рекомендации

Учредитель контролирует расходование предоставляемых ОО средств, в частности при формировании заданий для государственных (муниципальных) ОО ( Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ).

Согласно Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции ОО в установленной сфере деятельности относится предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования.

ОО отчитывается перед соответствующими уполномоченными органами при расходовании выделяемых ей средств в виде, например, финансового обеспечения выполнения

Учредитель контролирует .

К полномочиям учредителя также можно отнести и .

Полномочия в сфере контроля учредителя могут быть предусмотрены соответствующим нормативным правовым актом муниципального образования.

Дополнительно сообщаем, что за соответствием деятельности учреждений требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей осуществляет Роспотребнадзор (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Соответствие деятельности учреждений требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная инспекция труда ( Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Надзор за соответствием деятельности образовательных учреждения требованиям в сфере образования и контроль качества образования осуществляют Рособрнадзор и соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия по государственному контролю (надзору).

50% скидка на комплекты журналов в мае!
>Представление № 12 от 22.12.2017

Представление № 12 от 22.12.2017

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

22.12.2017 № 12

Директору МКУ «Административно-хозяйственное»
Е.И. Усову

Контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа на основании плана работы на 2017 год по поручению Думы Артемовского городского округа проведено контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения «Административно-хозяйственное управление» в 2016 году и текущем периоде 2017 года».

По результатам контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бухгалтерского учета и отчетности МКУ «Административно-хозяйственное управление» контрольно-счетной палатой Артемовского городского округа выявлено, что в 2016 году и проверяемом периоде текущего года деятельность Учреждения осуществлялась с отдельными нарушениями действующего федерального законодательства и муниципальных правовых актов.

Основные нарушения и недоработки отражены в выводах по результатам контрольного мероприятия в прилагаемом отчете.

По результатам контрольного мероприятия с МКУ «Административно-хозяйственное управление» составлен акт от 11.12.2017.

На основании раздела 17 Положения о контрольно-счетной палате Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 22.12.2005 № 254 (ред. от 15.06.2017), контрольно-счетная палата Артемовского городского округа п р е д л а г а е т МКУ «Административно-хозяйственное управление» рассмотреть представление и принять следующие меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также меры по пресечению, устранению и предупреждению нарушений:

1. Принять меры к устранению нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия.

2. При составлении и ведении бюджетной сметы соблюдать Порядок составления, утверждения, ведения бюджетных смет казенных учреждений, подведомственных администрации Артемовского городского округа, Порядок внесения изменений в бюджетную смету казенных учреждений, подведомственных администрации Артемовского городского округа, утвержденный распоряжением администрации Артемовского городского округа от 14.04.2011 № 210-ра.

3. Привести в соответствие с действующим законодательством учетную политику учреждения. Своевременно вносить в нее изменения.

4. В соответствии со статьей 50 Трудового кодекса Российской Федерации провести уведомительную регистрацию в департаменте труда и социального развития Приморского края нового Коллективного договора МКУ «АХУ», вступающего в действие в 2018 году. Все изменения Коллективного договора оформлять дополнительными соглашениями, согласовывать их с представителями трудового коллектива и направлять на уведомительную регистрацию в департамент труда и социального развития Приморского края. Не допускать включения в Коллективный договор положений, не соответствующих действующему законодательству.

5. При начислении оплаты труда:

5.1. Положение об оплате труда работников МКУ «АХУ» и все изменения к нему согласовывать с представителем трудового коллектива.

5.2. Штатное расписание оформлять в соответствии с постановления Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2014 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты», согласовывать с Учредителем.

Рассмотреть целесообразность включения в штатное расписание должностей, являющихся вакантными на протяжении длительного периода. Рассмотреть проведение оптимизации численности персонала.

5.3. Устранить и впредь не допускать нарушение статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации. Провести проверку всех действующих трудовых договоров, устранить в них нарушения трудового законодательства, несоответствия путем заключения с работниками дополнительных соглашений. Своевременно заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками при изменении существенных условий трудовых договоров.

5.4. Устранить нарушения в оформлении приказов, записок-расчетов для начисления отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск.

5.5. Привести в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации оплату труда работников, для которых применяется суммированный учет рабочего времени (сторожа, диспетчеры).

Исключить случаи нарушения статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации в части продолжительности сверхурочной работы каждого сотрудника.

5.6. Привести в соответствие с действующим трудовым законодательством документы о поручении работнику выполнения дополнительной работы в соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника).

Не допускать избыточные расходы бюджета Артемовского городского округа.

5.7. В локальных актах Учреждения утвердить критерии оценки и целевые показатели эффективности работы работников всех должностей, утвердить критерии снижения стимулированных выплат работникам Учреждения.

6. При использовании муниципального имущества:

6.1. Обязать всех материально ответственных лиц сформировать и вести Инвентарные списки нефинансовых активов (ф. 0504034) на всех объектах Учреждения.

6.2. Провести сверку с управлением муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа по муниципальному имуществу, переданному МКУ «АХУ» в оперативное управление. Привести учетные данные Учреждения в соответствие с данными Реестра муниципального имущества Артемовского городского округа.

6.3. Соблюдать срок подачи письменного заявления о приобретении основных средств, установленный пунктом 6 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424.

6.3. Устранить нарушение в заполнении инвентарных карточек учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытых на объекты основных средств.

6.4. При списании объектов основных средств соблюдать требования Положения о списании муниципального имущества Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 27.01.2011 № 465 «О Положении о списании муниципального имущества Артемовского городского округа».

6.5. Документально оформить пользование сторонними организациями муниципальным имуществом, переданным МКУ «АХУ» в оперативное управление.

6.6. Не допускать нарушений муниципальных правовых актов Артемовского городского округа при заключении договоров аренды муниципального имущества. Своевременно передавать их в финансовое управление и управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа.

6.7. Осуществлять контроль за уплатой арендаторами арендных платежей и возмещения затрат за коммунальные платежи. Исключить случаи заключения договоров аренды на новый срок при непогашенной задолженности в бюджет по предыдущему договору аренды.

6.8. Провести претензионную работу с арендаторами, допустившими задолженность по арендной плате. Принять меры к погашению задолженности по арендной плате с ООО «Гео-центр» в сумме 54 704,3 рублей.

6.9. Не допускать нарушений и недоработок при заключении договоров возмещения компенсационных затрат на содержание мест общего пользования и коммунальных услуг. Принять меры к возмещению задолженности в сумме 187 545,79 рублей за коммунальные услуги.

6.10. Устранить и впредь не допускать нарушений в учете материальных запасов. Не допускать нарушений при оформлении первичных учетных документов по материальным запасам (ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, путевые листы). Утвердить нормы расхода горюче-смазочных материалов для генератора и газонокосилки.

6.11. Устранить нарушения в оформлении договоров о безвозмездном использовании имущества (автотранспортных средств).

6.12. Приказами директора МКУ «АХУ» утвердить закрепление автотранспортных средств за должностными лицами и органами администрации Артемовского городского округа, нормы расхода ГСМ по закрепленным автотранспортным средствам.

6.13. Проводить инвентаризацию всех активов и обязательств в соответствии со сроками, установленными учетной политикой.

7. Проанализировать причины выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

7.1. При осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд обеспечить соблюдение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

7.2. В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принять меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.

8. В целях исключения нарушений действующего законодательствам проводить мероприятия по внутреннему финансовому контролю.

9. Принять меры по привлечению к дисциплинарной ответственности сотрудников, виновных в допущенных нарушениях.

О принятых по результатам рассмотрения настоящего представления решениях и мерах письменно уведомить контрольно-счетную палату Артемовского городского округа в течение одного месяца со дня получения представления.

Приложение: Отчет о результатах контрольного мероприятия «»Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального казенного учреждения «Административно-хозяйственное управление» в 2016 году и текущем периоде 2017 года» на 28 л. в 1 экз.

Финансового контроля

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за сво­евременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, к основным задачам которой отнесены:

ü организация и осуществление контроля за своевременным исполнени­ем доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных Фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

ü определение эффективности и целесообразности расходов государствен­ных средств и использования федеральной собственности;

ü оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

ü финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Федеральных органов государственной власти;

ü анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

ü контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях;

ü регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:

ü контрольно-ревизионную: организация и проведение оперативного конт­роля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведе­ние комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным раз­делам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

ü подготовка и представление в Совет Федерации и Государственную Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году;

ü экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, меж­дународных договоров, федеральных программ и иных документов, зат­рагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

ü подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

ü информационные и иные виды деятельности.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председателя Счетной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты назначает Государственная Дума на шесть лет, а Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляю­щие основные направления деятельности Счетной палаты, которые ох­ватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или рас­ходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных со­трудников, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организа­ции предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократ­ного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять ре­шение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и рас­четных операций по счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должнарегулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку единой финан­совой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании Конституции РФ и законов и актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Одна из основных функций — разработка и представление в Правительство РФ проектов законов по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также разработка и утверждение порядка организации и осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, методологии противодействия легализации доходов, добытых преступным путем, коррупции и финансированию терроризма, контроля за исполнением федерального бюджета и др.

Министерству финансов РФ подведомственны федеральные службы непосредственно осуществляющие государственный финансовый контроль:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в соответствии с законодательством ниже­следующие функции:

ü проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тема­тические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

ü контролирует в установленном порядке рациональное и целевое исполь­зование средств государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

ü проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

ü организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обраще­ниям органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

ü ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекра­щать в соответствии с законодательством Российской Федерации фи­нансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетно­сти о расходовании ранее полученных средств;

ü взыскивать в установленном порядке с организаций средства федераль­ного бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществле­нии государственного финансового контроля за использованием ассиг­нований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичны­ми правам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Федеральная на­логовая служба, включающая территориальные органы — управления по субъектам федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспек­ций межрайонного уровня.

Главными задачами Федеральной на­логовой службыявляются:

ü государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

ü реализация налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государствен­ные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обяза­тельных платежей;

ü обеспечение государственного регулирования, межотраслевой коорди­нации и государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная на­логовая служба выполняет следующие функция:

ü проводит непосредственно и организует работу государственных нало­говых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законо­дательства о налогах и других платежах в бюджет;

ü производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреж­дениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с ис­числением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

ü организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оцен­ке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешед­шего по праву наследования к государству, и кладов;

ü осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет;

ü анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке ин­структивных методических указаний и других документов по примене­нию законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и дру­гие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Рос­сийской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Федеральной на­логовой службы.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

ü осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

ü обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражда­нами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а так­же поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

ü контролирует своевременность представления плательщиками бухгал­терских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет; а также проверяет достоверность этих документов в части пра­вильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

ü передает правоохранительным органам материалы по фактам наруше­ний, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

ü предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

ü приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года (в ред. от 7 ноября 2000 года) были организованы федеральные органы налоговой полиции, которые являлись правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ и выполняли основные задачи:

ü предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями;

ü обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых ин­спекций;

ü предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Федеральная служба страхового надзора организует страховую деятельность в Российской Федерации, осуществляет выдачу лицензий страховым организациям на право заниматься страховой деятельностью и контролирует обоснованность установления ими страховых тарифов и соблюдение страхового законодательства.

Федеральная служба по финансовому мониторингу контролирует отмывание доходов, добытых преступным путем, проверяет законность всех банковских операций свыше 600 тыс. рублей и сомнительных операций по сведениям представляемых банками.

Федеральное казначейство осуществляет исполнение федерального бюджета, в том числе кассовое (с 2005 г. исполнение всех бюджетов), осуществляет предварительный и последующий финансовый контроль за всеми операциями по использованию государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба по финансовым рынкам выполняют функции государственного финансового контроля по своим сферам финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется также банками и други­ми учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кре­дитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования бан­ковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского кон­троля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит не­обходимым условием возвратности кредита.

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе про­ведения денежных операций через проверку представленных докумен­тов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателя­ми хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обес­печение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных орга­нов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредиту­емых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользо­вания кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяй­ствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответ­ствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, осно­вании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость пла­тежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обосно­ванным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Банк России является органом государственного валютного регулиро­вания и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Центральный банк РФосуществляет надзор за деятельностью кредит­ных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров пред­ставителями Банка России и по его поручению — аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных орга­низаций. Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиа­лам обязательные для исполнения предписания об устранении обнару­женных нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъя­вить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательстваБанк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить вре­менную администрацию по управлению банком на период, необходи­мый для его финансового оздоровления.

12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;

Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 707;

Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ » О Счетной палате Российской Федерации», другими законами Российской Федерации. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть — Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

  • 1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
  • 2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
  • 3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. Задачам Счетной палаты РФ являются:

  • 1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • 2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • 3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • 4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • 5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • 6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • 7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

  • 1. управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
  • 2. законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;
  • 3. эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
  • 4. предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за:

  • 1. деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;
  • 2. деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
  • 3. осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Инспекторы Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

О результатах ревизий и тематических проверок Счетная падать информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта-заключения.

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.

Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году

В 2012 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе годового плана работы, утвержденного Коллегией Счетной палаты.

Приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты в 2012 году было проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующем году, с исполнением поручений палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Особое внимание было сосредоточено на контрольных и экспертно — аналитических мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации Национального плана противодействия коррупции и анализа эффективности деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей и задач, поставленных государством.

В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций, изложенных в постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы при рассмотрении отчетов о работе Счетной палаты, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена:

  • · на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;
  • · на предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;
  • · на обеспечение повышения эффективности межбюджетных отношений, касающихся совершенствования стимулов для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований к снижению уровня дотационности при соблюдении принципов разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями;
  • · на более активное использование современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности применения государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;
  • · на дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.

Важнейшими в 2012 году стали мероприятия, направленные на пресечение финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения действенного контроля за использованием средств государственной поддержки экономики в период финансово — экономического кризиса. Счетная палата не могла остаться в стороне от проблем, возникших в экономике и социальной сфере страны. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность. Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер.

Комплекс антикризисных мероприятий тесно скоординирован с мероприятиями антикоррупционной направленности. В течение 2012 года Счетной палатой осуществлялся мониторинг и анализ законодательных и иных нормативных актов на предмет выявления в них коррупционных положений. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.

Счетная палата активно выстраивает механизмы обеспечения контроля за деятельностью государственных корпораций и проектов, реализуемых на принципах государственно — частного партнерства. Эти вопросы прорабатывались в 2012 году, а в Плане работы Счетной палаты на 2012 год выделены отдельным блоком, что подчеркивает их значимость и специфику.

В этих целях особое внимание уделялось:

  • · совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в рамках обеспечения единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, концентрации специалистов Счетной палаты на наиболее масштабных проблемах и проектах общегосударственной значимости;
  • · контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье» и демографической ситуации в стране, а также Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 — 2014 годы;
  • · контролю за расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта;
  • · осуществление контроля целевого и эффективного расходования государственных средств и ресурсов, направляемых на структурную перестройку российской экономики, создание современной инфраструктуры и накопление человеческого капитала;
  • · подготовке и проведению контрольных и экспертно — аналитических мероприятий по проверке целевого и эффективного использования средств федерального бюджета., направляемых на ускоренное обновление энергетической отрасли, развитие транспорта, нанотехнологий, совершенствование инновационной деятельности и защиту интеллектуальной собственности;
  • · контролю за формирование, использованием и управлением средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • · развитию взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти и контрольно-счетными органами Российской Федерации;
  • · обеспечению прозрачности в публичной деятельности Счетной палаты и подотчетности обществу;
  • · развитию современных информационных технологий в обеспечении государственного финансового контроля;
  • · развитию международного сотрудничества Счетной палаты как участника международных организаций высших органов финансового контроля;
  • · развитию научного и методологического потенциала Счетной палаты, обеспечению текущих и перспективных потребностей Счетной палаты в прикладных научных исследованиях.

В 2012 году Счетной палатой проведено 501 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 320 контрольных мероприятий. Динамика контрольных и экспертно — аналитических мероприятий рисунок 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *