Льготы для социальных работников

«…пока мы будем ратовать за социальные права, их обеспечение и соблюдение, говорить об обязанностях государства, социальный работник останется в положении слуги, получающего тумаки от обоих хозяев. Если же отказаться от патерналистской роли государства, признать за ним лишь координационные и контрольные функции в этой сфере, согласиться с необходимостью большего участия неправительственного сектора в социальной защите, признать, что часть российского населения подвергается дискриминации, — социальный работник, хотя и останется слугой двух господ, но будет скорее обласкан обоими хозяевами”.

Социальный работник — «слуга двух господ»?

М. Левина

Утверждение о том, что социальный работник является связующим звеном между государством и человеком, уже стало общим местом. Однако если использовать метафору, то социальный работник скорее находится в положении слуги двух господ, получающего тумаки от обоих хозяев.

Это является следствием того, что правовой статус социального работника никак не закреплен, а сам социальный работник никак не защищен законодательно. Между тем представители других социальных, гуманитарных профессий защищены законом. Права журналистов закреплены в законе «О средствах массовой информации», деятельность адвокатов регулируется законом «Об адвокатуре» (не говоря уже о работниках правоохранительных органов); существуют нормы, регламентирующие работу преподавателей и медиков. А как же социальные работники?

В Законе «Об основах социального обслуживания населения в российской Федерации» говорится: «Гарантии и льготы работникам государственной системы, (курсив мой. — М.Л.) социальных служб определяются органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями» (ч. 2 ст. 25). В законе предусматриваются льготы для медицинских работников государственной системы социальных служб, непосредственно занятых социально-медицинским обслуживанием, установленные законодательством РФ для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения (ч. 3 ст. 25).

Полагаются льготы работникам государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних (ч. 4 ст. 25). Выделенное слово «государственный» в данном контексте означает, что права на льготы не имеют социальные работники муниципальных социальных служб, а также социальных служб других форм собственности.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» также содержит несколько статей, закрепляющих права социального работника. Так, в нем есть важное положение, более или менее защищающее социального работника. «Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому» (ч. 4 ст. 15). Данное положение стоит прокомментировать. По существу, здесь речь идет о праве социального работника в четко определенных случаях отказать в предоставлении социального обслуживания, но только на дому. Однако положение сформулировано не как защищающее именно социального работника, а лишь как ограничение права граждан пожилого возраста и инвалидов.

Наиболее последовательно права социальных работников закреплены в ст. 36 закона. Здесь речь уже идет о правах работающих как в государственном, так и в муниципальном секторах социального обслуживания. Что же представляют собой права социального работника? Социальный работник имеет право на:

  • работу на условиях трудового договора (контракта);
  • бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранение за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
  • защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
  • получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;
  • повышение квалификации за счет работодателя;
  • бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если он проживает в сельской местности или поселке городского типа, в порядке, установленном законодательством РФ;
  • обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом правительством РФ;
  • внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;
  • первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом правительством РФ;
  • бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
  • компенсацию за эксплуатацию личного транспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом правительством РФ.

Могут быть также установлены дополнительные льготы как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.

Казалось бы, такой пространный перечень прав можно только приветствовать. Но присмотримся к нему пристальней. По существу, речь идет о льготах социальным работникам и обеспечении некоторых гарантий, необходимых для осуществления их профессиональных обязанностей. Однако все льготы и так называемые права социальных работников несопоставимы с той ответственностью, которую возлагают на них государство и клиенты. Все права клиентов социальных служб, людей, относимых к уязвимым категориям населения, так щедро закрепленные законодателем, приводят (и не могут не приводить) государство к соответствующим обязательствам по обеспечению этих прав. Не надо доказывать, что гарантии этих прав, реальные возможности их практической реализации являются крайне низкими. Между тем лежит непосильная (в наших условиях и при нашем законодательстве) ноша по обеспечению всех этих прав, «дарованных» государством, лежит именно на социальных работниках.

При этом каждый закон, регулирующий отношения в сфере социальной защиты, содержит норму, в соответствии с которой нарушения прав граждан в сфере социального обслуживания (социальной защиты) могут быть обжалованы в суд. И здесь (пока только теоретически) социальный работник может быть привлечен к суду, например, за вторжение в частную, семейную жизнь, за нарушение права родителей на воспитание своего ребенка, за нарушение права частной собственности и многое, многое другое. Пока этого не случается из-за правовой безграмотности клиентов социальных служб. Однако отметим, что и социальные работники в основном не знают ни о своих профессиональных правах, ни об общих правах человека и гражданина. Не хочется быть Кассандрой, но долго это продолжаться не сможет. Например, врачам уже предъявляют иски; та же судьба может постигнуть социальных работников. Переведем вопрос в прагматическую плоскость: кто несет ответственность и кто будет платить за ущерб, за причинение морального вреда клиенту? Социальный работник или служба, к которой он прикреплен? На эти вопросы нет ответа. Не урегулированы вопросы профессиональной тайны, право на которую, без всякого сомнения, имеют социальные работники (как, например, медики, священники, журналисты и др.).

Особенности положения социального работника, как и представителей других гуманитарных профессий, предполагающих взаимодействие «человек—человек», заключается в том, чтобы обеспечить помощь и защиту обездоленным людям. Однако для этого сам социальный работник должен быть защищен. Закрепление в нормативном акте одних только льгот и социальных прав не может обеспечить его защищенности.

Как уже было сказано, социальный работник действует в ситуации «слуги двух господ». Государство (как собирательный образ) видит в нем попрошайку, поскольку социальный работник пытается добиться от него всего того, что положено его подопечным. Клиент же социальных служб видит в социальном работнике представителя жадного, злого, далекого и непонятного монстра-государства, которое ему (человеку) ничего не дает, а если и дает, то ничтожно мало. В результате социальный работник оказывается между двумя жерновами: с одной стороны — государство («я обещаю»), с другой — клиент («государство мне должно, дай, дай»). Сам же социальный работник вынужден действовать в правовом смысле наощупь, на свой страх и риск.

Такое положение связано с тем, что продекларированное Конституцией РФ социальное государство является прямым наследником, преемником социалистического государства. Государство полной мере сохраняет патернализм в отношениях с наиболее обе доленной частью своих граждан, порождая у них во многом иждивенческие настроения и ожидания. Это положение надежно обеспечивается, сохраняется и охраняется всей системой социальных прав, социальной защиты и действующего социального законодательства.

Постоянно речь идет о социальных правах. Но что это значит?

А то, что государство берет на себя определенные обязательства (в нашем случае весьма значительные). Не надо быть провидцем, чтобы понять, что обеспечение всех социальных прав, закрепленных в законодательстве, невозможно и в более богатом государстве, чем наше. Поэтому в последние годы (1997-1999) были приняты законы, которые позволяют распределять скудную государственную социальную помощь только среди наиболее нуждающихся (законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О внесении изменения в ст. 16 Федерального Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Так можно ли говорить о том, что осуществляются гражданские (личные) и политические права лиц, относящихся к уязвимым категориям населения? Например, отсутствие беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов — это нарушение социального права или личного? Соответствующее право предусмотрено ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая должна была вступить в силу в течение 1995-1999 гг. Вместе с ней должны были вступить в силу положения, предусматривающие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14) и ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст. 16). Излишне говорить о том, что указанные статьи так и не вступили в силу. Отсутствие этих важнейших прав разрушает всю систему социальной защиты инвалидов. По существу, закрепляется дискриминация, т.е. нарушение принципа равноправия, закрепленного и в международных документах о правах человека, и в Конституции РФ.

Вопрос о правах граждан, принадлежащих к уязвимым группам населения, пора перевести в плоскость дискриминации, ущемления их гражданских и политических прав. Социальные права государство может дать, а может и взять, или дать без возможности реализовать (что и происходит в действительности). Государство продолжает осуществлять патерналистскую опеку как во времена социализма. Однако реальность изменилась.

Принцип запрета дискриминации позволяет поставить проблему по-другому. Например, если инвалид не имеет доступа к объектам социальной инфраструктуры, то он (она) подвергается дискриминации, поскольку не имеет таких же возможностей, как и здоровые люди. Если мать-одиночку (или многодетную) не принимают на работу по этой причине, она также подвергается дискриминации. Можно привести много других примеров, но в этом нет необходимости. Фактически речь идет не о социальных, а о гражданских и политических правах, которых лишены клиенты социальных служб, поскольку не могут реализовать их.

Вместе с тем следует снять и непосильную ношу с плеч государства. Социальная функция государства должна сводиться к распределению обязанностей между субъектами общественных отношений, ее нужно переложить на неправительственный сектор, органы местного самоуправления. Конечно, не государство должно устанавливать пандусы у магазинов, театров, судов, музеев, школ, отделений милиции и т.п. Сами органы, учреждения, организации, компании должны заботиться о том, чтобы установить пандусы или иные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов, иначе они будут обвинены в дискриминации инвалидов. Не государство должно обеспечивать занятость инвалидов, матерей-одиночек, подростков. Об этом должны заботиться работодатели, иначе их обвинят в дискриминации. Государство же должно обеспечить систему и процедуры рассмотрения споров, возникающих в этой сфере, создать руководства по законодательству как для социальных служб, так и для тех, кто обеспечивает доступ к товарам, услугам, обеспечивает занятость и т.д.

Основополагающий правовой принцип запрета дискриминации будет работать прежде всего на новую модель социальной работы. При его реализации клиент социальной службы из объекта становится субъектом отношений, возникающих и существующих в сфере социальной защиты. Запрет дискриминации стимулирует клиента к активной жизни. Тем самым обеспечивается переход от административной модели социальной работы к концепции «независимой жизни».

Кроме того, данный принцип ставит различные категории уязвимых групп в равное, а следовательно, и правовое положение. В настоящее время получение социальных льгот и прав зависит главным образом от того, кто сильнее надавит на государство в конкретный момент, у кого из просящих длиннее протянутая рука, кто окажется терпеливее и настырнее. Обращение к принципу запрета дискриминации прекращает эту постыдную практику. Он также переводит государство из позиции «дающего» («дарующего») в позицию «координатора».

Принцип запрета дискриминации имеет множество достоинств и только один существенный недостаток: его содержание не сформулировано ни в отечественном законодательстве, ни в отечественной практике.

Конституция гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места, жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ч. 2 ст. 19).

В Уголовном кодексе предусматриваются санкции за нарушение равноправия граждан по перечисленным признакам в случае причинения вреда правам и законным интересам граждан (ст. 136). При этом в Уголовном кодексе не упоминаются «другие обстоятельства», т.е. «дух и буква» Конституции РФ сужаются и ограничиваются.

Понятие «дискриминация» раскрывается в многочисленных международных документах. Дискриминация означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на одном или, возможно, нескольких вышеперечисленных признаках. Из приведенного определения становится ясно, что акты дискриминации весьма распространены и трудно доказуемы. Особенно в том случае, когда из-за юридической неразработанности оно практически не применяется в судебной практике и законодательстве. Стоит ли вообще отказываться от применения принципа запрета дискриминации по причине традиционно существующей ситуации?

На первый взгляд, мы далеко ушли от проблем социального работника, его статуса и защиты. Однако при такой постановке вопроса социальный работник действительно займет свое место между государством и человеком.

На самом деле, пока мы будем ратовать за социальные права, их обеспечение и соблюдение, говорить об обязанностях государства, социальный работник останется в положении слуги, получающего тумаки от обоих хозяев. Если же отказаться от патерналистской роли государства, признать за ним лишь координационные и контрольные функции в этой сфере, согласиться с необходимостью большего участия неправительственного сектора в социальной защите, признать, что часть российского населения подвергается дискриминации, — социальный работник, хотя и останется слугой двух господ, но будет скорее обласкан обоими хозяевами.

«День пожилого человека» — шагает по территории Большечерниговского района

Традиционно в преддверии Дня пожилого человека сотрудники ГБУ СО «ЦСО м.р. Большечерниговский» стараются уделить внимание и создать предпраздничную обстановку каждому пожилому человеку, находящемуся на обслуживании центра.

Чтобы развлечь пожилых людей и внести разнообразие в их однообразные будни на территории района проводится целый цикл мероприятий для людей старшего поколения: выставки, благотворительные акции, экскурсии, вечера памяти, концертно-развлекательные программы и многие другие мероприятия.

Так в сельском доме культуры п. Краснооктябрьский в рамках празднования Дня пожилого человека состоялся вечер отдыха для представителей старшего поколения. В этот праздничный день в адрес пожилых людей звучали теплые слова благодарности от главы Краснооктябрьского сельского поселения Абдулаева Т.Д. Творческие номера подарили зрителям работники культуры. В заключение праздника состоялось дружеское чаепитие, которое сопровождалось песнями, танцами, конкурсами.

Праздничные поздравления принимали и пожилые люди сельского поселения Глушицкий. Гости посмотрели театрализованное представление, приготовленное силами социальных работников, дружно пели песни, частушки, танцевали, участвовали в конкурсах.

Пенсионеров сельского поселения Украинка поздравили глава администрации сельского поселения Украинка Крятов В.А. и председатель совета ветеранов с.Украинка Девятов Н.П. За празднично накрытым столом все дружно пели любимые песни молодости «Катюша», «Огонек», «Туманы, мои туманы» и др. С большим вниманием смотрели сценку «Курочка Ряба» в исполнении социальных работников. В завершении коллектив отделения социального обслуживания на дому подарил всем переделанную песню, на мотив «Хвастать милая не стану».

Добрые слова поздравления прозвучали для ветеранов сельского поселения Пензено. В концертной программе приняли участие учащиеся Пензенской школы. За чашкой чая гости отвечали на вопросы викторины, вспоминая сказки, которые когда-то читали детям, а теперь и внукам; ставили медицинские диагнозы по текстам из песен, за что получали памятные сувениры. Но не остались без внимания и те, кто не смог прийти. Пожилых людей, стоящих на социальном обслуживании сельского поселения Пензено, социальные работники поздравили в этот день на дому и вручили сладкие подарки.

А 2 октября в «День уважения возраста» в уютной гостиной ГБУ СО «ЦСО м.р. Большечерниговский» прошла развлекательная программа «Королева осени». Атмосфера праздника ощущалась сразу. Нарядные клиенты, понимающие всю значимость происходящего, торжественные сотрудники. Праздничная программа получилась довольно разнообразной, конечно же, каждый нашёл в ней то, что ему по душе. По окончании состоялось чаепитие, исполнение хором любимых песен, и много других греющих душу моментов.

В отделении социального обслуживания на дому Восточного поселения прошел праздник «Желаем радости душевной». В этот день пожилых пришли поздравить малыши детского сада «Колокольчик», которые рассказывали стихи про своих любимых бабушек и дедушек, после чего всех гостей они поздравили букетами цветов, а также ученики Восточной школы, которые исполнили песню «От улыбки». В течение всей программы социальные работники пели старые душевные песни, рассказывали стихи, показывали различные сценки, и все это сопровождалось отличным настроением всех гостей.

Пожилые люди – участники праздничных мероприятий, показали свою жизненную активность, бодрость, оптимизм, лишний раз, подтверждая что, несмотря на возраст человек молод душой и года ему не беда!

Заместитель директора

ГБУ СО «ЦСО м.р. Большечерниговский»

Ю.В. Трегубова

Список подразделов:

9 сентября 2020 года 20 августа 2020 года 10 августа 2020 года 5 августа 2020 года 29 июля 2020 года 16 июля 2020 года 16 июля 2020 года 3 июля 2020 года 22 июня 2020 года 22 июня 2020 года 8 июня 2020 года 8 июня 2020 года 8 июня 2020 года 28 мая 2020 года 21 апреля 2020 года 21 апреля 2020 года 21 апреля 2020 года 20 апреля 2020 года 20 февраля 2020 года 20 февраля 2020 года 20 февраля 2020 года 20 февраля 2020 года 19 февраля 2020 года 21 января 2020 года 21 января 2020 года 21 января 2020 года 21 января 2020 года 28 октября 2019 года 21 октября 2019 года 21 октября 2019 года 19 сентября 2019 года 23 августа 2019 года 8 августа 2019 года 7 августа 2019 года 18 января 2019 года 15 августа 2018 года 20 июля 2018 года 10 июля 2018 года 22 мая 2018 года 17 мая 2018 года 3 мая 2018 года 13 сентября 2017 года 13 февраля 2017 года 3 декабря 2016 года 6 октября 2016 года 19 августа 2016 года 8 июня 2016 года 8 июня 2016 года 4 мая 2016 года 23 марта 2016 года 29 февраля 2016 года 19 февраля 2016 года 5 декабря 2015 года 27 ноября 2015 года 1 декабря 2015 года 1 октября 2015 года «День пожилого человека» — шагает по территории Большечерниговского района 2 октября 2015 года 1 сентября 2015 года 29 апреля 2015 года 23 апреля 2015 года 1 апреля 2015 года 20 февраля 2014 года

29 января 2020 14:03

Если неработающий гражданин осуществляет уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет, периоды ухода засчитываются ему в страховой стаж (но не в «северный») при документальном подтверждении. В размере его пенсии за эти периоды будут учитываться пенсионные коэффициенты – 1,8 пенсионных коэффициента за каждый полный год такого ухода.

Кроме того, трудоспособный, но неработающий гражданин, не пенсионер (т.е. не имеющий никакого дохода), ухаживающий за нетрудоспособным лицом, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату. При этом выплата перечисляется на счет пенсионера, за которым оформлен уход.

Оформить выплату можно в том территориальном органе Пенсионного фонда, где осуществляется выплата пенсии нетрудоспособному гражданину либо через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. При этом лицо, которое будет осуществлять уход подает заявление «О назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином», а лицо, за которым будет осуществляться уход подает заявление «О согласии на осуществление неработающим трудоспособным лицом ухода за нетрудоспособным гражданином».

Размер компенсационной выплаты составляет 1200 руб. В Карелии, где предусмотрен районный коэффициент, размер выплат увеличивается с учетом коэффициента. При этом, если гражданин, осуществляющий уход, и тот, за кем установлен уход, проживают на территориях с разным районным коэффициентом, то выплата производится без коэффициента. Суммы компенсационных выплат следующие:

Базовый размер – 1200 р.

Петрозаводск, Прионежье, Кондопога, Сортавала, Питкяранта, Олонец, Лахденпохья, Пряжа, Суоярви (1,15) – 1380 р.

Пудож, Сегежа, Медвежьегорск, Муезерка (1,3) – 1560 р.

Кемь, Лоухи, Калевала, Беломорск Костомукша (1,4) – 1680 р.

По законодательству, компенсационная выплата устанавливается неработающему трудоспособному гражданину. Осуществлять уход за нетрудоспособными гражданами для получения компенсационной выплаты можно с 14 лет. В этом случае потребуется согласие родителей и разрешение органов опеки. С 15 лет потребуется только разрешение родителей. Школьнику необходимо предоставить паспорт, СНИЛС, справку с места учебы. В случае если школьник достиг 16-тилетия, согласие родителей не требуется.

Какие требования предъявляются к гражданину, который желает оформить уход за пожилым человеком и компенсационную выплату?

— человек должен иметь регистрацию и постоянное проживание на территории РФ;

— он должен быть трудоспособным лицом;

— он не должен работать и состоять на учете в центре занятости;

— он не должен получать никаких социальных или пенсионных выплат.

В случае трудоустройства гражданин, осуществляющий уход, должен обязательно сообщить об этом в ПФР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *