Лимиты на размещение отходов

Вниманию субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы!

Осталось 3 рабочих дня до сдачи отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов!

Последний день срока попадает на 14 января 2018 г. (суббота). Перенос срока не установлен.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее Отчетность) в соответствии с Приказом Минприроды России №30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Требования к содержанию и представлению Отчетности изложены в Порядке, который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора.

Отчетный период составляет один календарный год.

В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя — субъекта малого и среднего предпринимательства.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В силу п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью СМСП.

Следовательно, лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью СМСП, представленной в текущем году.

В связи с распределением полномочий осуществления приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов и установление порядка ее представления и контроля к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии с изменениями, вступившими с 1 января 2016 г. в ст.5, 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ)

— хозяйствующие субъекты¸ осуществляющие свою деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчетность в территориальный орган Росприророднадзора по Республике Саха (Якутия);

— хозяйствующие субъекты¸ осуществляющие свою деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в Министерство охраны природы РС(Я).

В случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена Отчетность, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенного Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в редакции от 08.11.2011).

Росприроднадзор осуществляет прием сведений от хозяйствующих субъектов¸ осуществляющих свою деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по электронным каналам связи в федеральную государственную информационную систему «Программно-технический комплекс «Госконтроль».

Прием Отчетности от хозяйствующих субъектов¸ осуществляющих свою деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в электронном виде организован через личный кабинет природопользователя на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора (https://lk.fsrpn.ru). В соответствии с техническими условиями, опубликованными на официальном сайте Росприроднадзора, прием Отчетности от природопользователей через личный кабинет осуществляется, в том числе, с применением квалифицированной электронной подписи, выпущенной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» любым аккредитованным Минкомсвязью России удостоверяющим центром.

Электронные версии отчетов должны быть подготовлены в формате программы «Модуль природопользователя» последней версии.

Подробную информацию о программе «Модуль природопользователя» можно получить по ссылке, указанной http://rpn.gov.ru/otchetnost на сайте Росприроднадзора.

Бумажная версия отчета представляется по адресу: 677007, г. Якутск, пр. Ленина, д.35. При подаче бумажной версии отчета указывается электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности.

Понятия «норматив образования отходов» и «лимит на размещение»

Прежде всего, необходимо внести ясность в трактовку законодательством понятий «норматив образования отходов» и «лимит на размещение». Если не вдаваться в терминологические тонкости, то можно определить их как:

  • Пределы приемлемого и допустимого негативного воздействия на окружающую среду, регламентирование количества отходов на единицу производимой продукции – это нормативы образования отходов. Их нарушение – прямое основание для применения против предприятия штрафных санкций и привлечения должностных лиц к ответственности.
  • Лимиты – это регламентированное количество отходов того или иного вида, которое допустимо размещать на объекте размещения отходов в строго определенные сроки и регламентированным способом. При определении этого параметра учитывается экологическая обстановка района, где осуществляется захоронение отходов, и степень негативного воздействия того количества отходов, которое намерен разместить хозяйствующий субъект.

Существует две основных трактовки лимита. Первая понимает его как показатель количества отходов того или иного типа, которое может накопить предприятие для передачи на лицензированные площадки утилизации. Согласно второй, данное понятие трактуется исключительно как хранение/захоронение на специальных объектах и не подразумевает накопление на территории предприятий. Компетентной является вторая трактовка, так как лимит устанавливается на отходы, подвергающиеся хранению/захоронению на лицензированный полигонах.

Превышение лимитов размещения

Существуют специальные методики разработки и расчета нормативов образования и лимитов на их размещение, утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии РФ. При соблюдении приведенных рекомендаций удается получить нормативы, максимально приближенные к реальному положению дел. Однако достаточно часто алгоритм «сбоит» и предприятие в результате оказывается перед фактом нарушения параметров образования отходов, прописанных в ПНООЛР. Чем это может быть чревато для хозяйствующего субъекта?

Отсутствие установленных ПНООЛР, превышение указанных лимитов влечет за собой активирование штрафной опции «пятикратный тариф». Иными словами, при расчете ежеквартальных платежей за НВОС плата за фактически размещенное на полигоне количество отходов будет автоматически умножаться на пять.

Кроме малоприятной необходимости платить дополнительные деньги, предприятию также грозит приостановка деятельности, что чревато еще большими финансовыми и репутационными потерями. Также законодательство предусматривает наложение штрафов:

  • на должностные лица от 10 до 30 тысяч рублей;
  • на ИП от 30 до 50 тыс. руб;
  • на юридические лица от 100 до 250 тыс. руб.

Таким образом, если точно следовать прописанным в природоохранном законодательстве нормам, то ПНООЛР регулярно имеет смысл переоформлять с учетом реального, текущего положения дел на предприятии в области обращения с отходами.

Комплексные услуги по разработке экологических проектов оказывает компания «РосЭкоАудит».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *