Лицензионный контроль управляющих организаций

Содержание

Подробно о штрафах для УО за грубое нарушение лицензионных требований

29 марта начнёт действовать Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Он устанавливает административную ответственность за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований. Рассказываем о новых штрафах для УО и о том, кто их будет назначать.

Штрафы за грубое нарушение лицензионных требований

Статью 14.1.3 КоАП РФ дополнили частью 3, которая установила административную ответственность для управляющих организаций за управление домами с грубым нарушением лицензионных требований.

Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 250 000 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет. Для юридических лиц – от 300 000 до 350 000 рублей. За подобное нарушение лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несёт административную ответственность как юридическое лицо.

За что можно получить штраф

Перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливает Правительство РФ. Так, постановлением от 13.09.2018 № 1090 введено восемь грубых нарушений. Штраф можно получить за нарушение минимального перечня работ и услуг, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью людей. При этом, нарушение должно подтверждать вступившее в законную силу решение суда.

Непроведение гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления для надлежащего содержания систем теплоснабжения также может грозить штрафом.

Управляющим организациям следует внимательнее относиться к срокам заключения договоров о выполнении работ на содержание ВДГО и обслуживании и ремонте лифтов. Их нужно заключить в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД.

Грубым нарушением лицензионных требований является неисполнение УО обязанностей по договору управления – незаключение договоров с РСО на приобретение коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления.

Лицензиат рискует получить штраф по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, если у него есть признанный им или подтверждённый судом долг перед РСО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств.

В таком случае Елена Шерешовец, практикующий юрист, автор и ведущий многих наших онлайн-семинаров, рекомендует управляющим организациям не признавать задолженность, то есть не подписывать акты. А если дело дойдёт до суда ‒ до вынесения судебного решения постараться погасить долг текущими платежами.

Отказ от передачи технической документации на дом ‒ также грубое нарушение лицензионных требований. Даже за, казалось бы, такую мелочь, как непередача ключей от помещений, входящих в состав общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им, лицензиатам грозит штраф до 350 000 рублей.

Нельзя не прекратить управлять домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ. Исключение ‒ УО продолжает управлять домом пока не выбрана новая организация, ТСЖ или ЖК, или собственники не заключили договоры с РСО и договоры на содержание и ремонт общего имущества (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ). Восьмое, последнее на данный момент, грубое нарушение лицензионных требований, которое применяется с 1 марта, ‒ нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания.

Аварийная служба работает 24/7, в течение дня поступает несколько десятков звонков. И если случится так, что диспетчер не успеет ответить на звонок жителя дома в течение 5 минут, вовремя обработать заявку или проинформировать жителя о сроках выполнения, управляющей организации могут назначить штраф в 350 тысяч рублей. Серьёзные штрафы и большой перечень грубых нарушений лицензионных требований ‒ только полбеды. О второй половине расскажем далее.

Кто штрафует и что об этом думает экспертное сообщество

Сейчас дела об административных правонарушениях по ст. 14.1.3 КоАП РФ рассматривают суды. С 29 марта это начнут делать органы государственного жилищного надзора. Вот что о нововведении пишет телеграм-канал Варвара Сергеевна Плющ: «И даже не важно, что ввели повышенные штрафы за грубые нарушения лицензионных требований и не снизили ответственность за рядовые нарушения: вкрутить лампочку по предписанию ГЖИ по-прежнему стоит столько же, сколько качественный ремонт пятиэтажного подъезда. Дела о нарушениях лицензионных требований теперь будут рассматривать не судьи, а ГЖИ. А ГЖИ – в отличие от судей – не смогут принять решение о назначении разумного штрафа «ниже низкого», оценив, например, такие аспекты, как добросовестность.

В случае с перегоревшей лампочкой суд мог бы изучить график осмотров подъезда и если УК его соблюдала, и лампочка перегорела между осмотрами, и при этом не было обращений в аварийку, а в момент проверки ГЖИ на объект вышел электрик и вкрутил новую, суд мог бы отказать в назначении наказания. ГЖИ так не сможет, это вне их регламента, и инспектор просто проверит – горит лампочка или нет. И если нет – мы вкрутим её за 250 тысяч. Иначе возмутится уже прокуратура, и мы начнём терять разумных и добрых инспекторов».

​Лицензионные требования к управляющим организациям, административная ответственность за их нарушение.

11 Апрель 2019

Законодатель всё сильнее ужесточает лицензионные требования к управляющим организациям, а также ответственность за их нарушение. Расскажем, какие существуют сейчас требования к управляющим организациям (лицензиатам) и кандидатам в управляющие организации (соискателям лицензии).

Часть лицензионных требований перечислена в ст. 193 Жилищного кодекса РФ:

1. Регистрация лицензиата или соискателя лицензии в качестве юридического лица или ИП на территории России: если организация или предприниматель зарегистрированы на территории иностранного государства, то управлять многоквартирными домами они не смогут.

2. Отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на предпринимательскую деятельность по управлению домами возникло раньше. Такое требование стало действовать с начала 2018 года. Минстрой РФ в письме от 21.06.2018 N 26618-АЧ/04 перечислил признаки, по которым рекомендует оценивать тождественность или схожесть фирменных наименований. Теперь у некоторых управляющих организаций возникают неприятности: они получают предписания от ГЖИ с требованиями внести изменения в учредительные документы, а именно изменить фирменное наименование юридического лица (дело N А09-11190/2018), конкуренты в судах также требуют прекратить использование полного и сокращенного фирменного наименования (дело N А47-7279/2018), компаниям отказывают в выдаче лицензии (дело N А44-3292/2018) или ее переоформлении (дело N А13-14749/2018).

3. Наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо ИП, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или ИП, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата. До июля 2017 года каких-либо ограничений круга должностных лиц, которые должны иметь квалификационный аттестат, закон не устанавливал и не содержал указания о том, что таким аттестатом должен обладать исключительно единоличный исполнительный орган соискателя лицензии. Теперь же круг лиц строго определен, и наличие аттестата только у какого-либо другого сотрудника компании повлечет отказ в предоставлении лицензии (дело N А56-9279/2018).

4. Отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

5. Отсутствие информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации. Реестр дисквалифицированных лиц имеется в свободном доступе в ГИС ЖКХ.

6. Отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

7. Соблюдение лицензиатом требований к стандарту раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Требование действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе и только до 30.06.2019.

8. Соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ, установленных ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Требование действует почти везде с 01.01.2018, а в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — с 01.07.2019.

Остальные лицензионные требования установлены в п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110:

8. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: при управлении домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг, или в случаях заключения собственниками договоров оказания услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями – за обеспечение готовности инженерных систем.

9. Исполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а именно выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях заключения собственниками договоров оказания услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

10. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, а именно ведение реестра собственников помещений, который должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников (ФИО физического лица или полное наименование и ОГРН юридического лица, номер помещения), размеры принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество, а также предоставление этого реестра инициатору собрания в течение 5 дней с момента получения от него соответствующего письменного обращения.

11. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а именно выполнение обязанности приступить к исполнению договора управления с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления домом.

12. Соблюдение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса РФ, согласно которой исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом. С даты исключения сведений о доме из реестра лицензиат не вправе управлять таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением нескольких случаев. Так, управляющая организация в случае исключения сведений о доме из реестра лицензий, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества до дня:

1) возникновения обязательств по управлению домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников или отобранной по результатам открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления, заключенному управляющей организацией с ТСЖ или кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, заключаемых при непосредственном управлении домом;

4) государственной регистрации ТСЖ или кооператива.

В том же Положении о лицензировании в п. 4(1) написано, что является грубым нарушением лицензионных требований:

1. Нарушение требования об оказании всех услуг и (или) выполнении работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, предоставление качественных коммунальных услуг или в случаях заключения собственниками договоров оказания услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями об обеспечении готовности инженерных систем, если это нарушение:

— повлекло причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

— выразилось в непроведении испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в домах;

— выразилось в незаключении в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правительством.

2. Нарушение исполнения обязанностей по договору управления:

— в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества;

— в части наличия у управляющей организации признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

— в части отказа, уклонения, нарушения порядка и сроков передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством РФ, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования принявшим на себя обязательства по управлению домом управляющей организации, ТСЖ или кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений – одному из собственников, указанному в решении общего собрания;

— в части нарушения управляющей организацией требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416.

3. Непрекращение лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ, за исключением предусмотренных законом случаев, о которых мы писали выше.

В 2019 году законодатель ужесточил ответственность за нарушение лицензионных требований, дополнив ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях частью 3. Она предусматривает ответственность за управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований в виде штрафа на должностных лиц в размере от 100 тыс. до 250 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц — от 300 тыс. до 350 тыс. рублей.

Нарушение других лицензионных требований, за исключением нарушений размещения информации в ГИС ЖКХ, может повлечь штраф на должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 250 тыс. до 300 тыс. рублей.

Статья 13.19.2 КоАП РФ устанавливает ответственность управляющих организаций за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации. Сначала это может быть предупреждение или штраф на должностное лицо от 5000 до 10000 рублей. Если лицо ранее подвергалось такому наказанию, то повторное нарушение может повлечь штраф от 15000 до 20000 рублей.

Эффективность производственной и иной деятельности невозможно обосновать при помощи одного законодательного уровня. Нужно отслеживать соблюдение норм, порядок организации работы, соответствие действий установленным требованиям и т. д. Кто контролирует управляющие компании ЖКХ? Их деятельность требует наиболее пристального внимания, ведь они задействованы в одной из самых сложных сфер – в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Организация контролирующих органов

Многоэтажные дома нуждаются в тщательном уходе и внимательном руководстве. Далеко не все собственники квартир довольны деятельностью председателей и сотрудников обслуживающей организации. Кто проверяет работу управляющих компаний? К кому обращаться в случае выявления недочетов, с просьбой разрешить спор или повлиять на недобросовестный подход к обязанностям?

На федеральном уровне

На федеральном уровне контроль за работой управляющих компаний осуществляет ряд органов:

  1. Министерство строительства.
  2. Минэнерго РФ.
  3. Антимонопольная служба.

Минстрой отвечает за разработку нормативов, критериев качества и порядок предоставления коммунальных ресурсов. Структура, защищающая конкуренцию, утверждает принципы расчета стоимости благ цивилизации. А Минэнерго разрабатывает схемы и нормативы теплоснабжения.

На региональном уровне

Основные региональные контролирующие органы в сфере ЖКХ – это Роспотребнадзор, жилищная инспекция и суд. Первый занимается выявлением нарушений, которые могут оказать негативное воздействие на здоровье людей.

Государственный жилищный надзор оперативно реагирует на жалобы граждан, касающиеся соблюдения управляющей компанией нормативно-правовой базы, действующей в сфере ЖКХ. Структура имеет непосредственное отношение к оформлению лицензий.

Если обращения в контролирующие органы не дали должного результата, стоит составить исковое заявление и направить его в суд. Региональный контроль также могут осуществлять профильные некоммерческие компании, полный перечень которых представлен на сайте организации «ЖКХ Контроль».

На муниципальном уровне

Между владельцами квартир и руководством управляющих компаний часто случаются конфликтные ситуации. Обратиться с жалобой можно в местную администрацию или в прокуратуру. Первая не проводит проверок, но может направить распоряжение об осуществлении контроля другому органу.

Кому подчиняются управляющие компании в Москве? Аналогичным структурам, а также жители столицы могут обратиться с жалобой через интернет-ресурс «дома Москвы».

Особенности проверки

В зависимости от направления или субъекта, проводящего контроль, можно выделить несколько форм аудита:

  • обязательная;
  • инициативная.

Наибольшей популярностью пользуется второй вид. Одна из главных особенностей аудиторского контроля: заказчиком может выступать как само руководство управляющей компании (в целях повышения доверия, получения возможности отчитаться на общем собрании и т. д.), так и сомневающиеся в ее честности жильцы многоквартирного дома.

Сбор необходимых документов

Для проведения аудиторской проверки управляющая компания должна подготовить некоторые документы. Среди основных можно выделить:

  • устав;
  • договор между учредителями;
  • перечень акционеров;
  • свидетельство, подтверждающее статистические коды;
  • приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера;
  • протоколы общих собраний, гласящие о принятых решениях;
  • регистрационные документы.

В ходе проверки могут потребоваться: кассовые лимиты, бумаги о собственности, сведения о размере уставного капитала, результаты предшествующего финансового контроля и т. д.

Проверка расчетов и выполненных работ

Аудит оплаты приобретенных товаров и услуг включает в себя: проверку грамотности оформления договоров, правильности оплаты, приема и списания полученных ценностей. Инспекторы всегда обращают внимание на наличие документов, определяющих права и обязанности сторон, причины возникновения и способы устранения дебиторской и кредиторской задолженностей, правильность приема и выдачи товаров, использование актуальных статей при составлении проводок.

Аудитор может запросить смету и проверить полноту проведенных работ, а также их соответствие заявленной стоимости. Контролю может быть подвергнуто штатное расписание, тарификация, порядок предоставления заработка и т. д. Инспектор имеет право запросить любой документ, касающийся расхода денежных средств.

Заключительный этап проверки

По окончании аудиторского контроля специалист должен систематизировать результаты, провести анализ и подготовить отчет. При составлении акта инспектор оценивает как выявленные нарушения могут повлиять на бухгалтерскую деятельность, сопоставляет соответствие методов учета и действующего законодательства. Выявление серьезных нарушений может обернуться наложением штрафа или даже судебными разбирательствами.

Кто может проверить финансовую деятельность управляющей компании. Как жильцам проверить работу управляющей компании

В идеале управляющая компания должна раз и на всегда избавить собственников жилья от хлопот по содержанию недвижимости. Но на деле жилконторы нередко сами становятся источником проблем – работают неэффективно, деньги тратят впустую, а то и вовсе пытаются экономить в ущерб жителям. Как взять УК под контроль, сохранив силы, время и деньги?

Проблемный ЖЭК – чем недовольны жильцы

Конфликты между жителями многоквартирного дома и управляющей организацией – довольно распространенное явление. Еще чаще коммунальщиками недовольны владельцы загородного жилья. Большинство претензий граждан к УК сводятся к трем пунктам:

Повышение тарифов.

Плохое выполнение обязанностей.

Нецелевой расход средств.

Эксперты рынка недвижимости признают: сегодня, когда обслуживание жилого комплекса является прибыльным бизнесом, некоторые нечистоплотные УК не прочь заработать на беспечности граждан. Тем более что, когда собственники не проявляют особенного интереса к управлению домом, сделать это достаточно легко.

Как правило, недобросовестные УК действуют по общей схеме. В квитанциях появляются лишние строчки, а в жилищный тариф «под шумок» вписываются дополнительные услуги. В итоге ежемесячный платеж увеличивается на некоторую сумму, которую руководство УК кладет себе в карман. Однако подстраховаться от подобных злоупотреблений довольно просто – достаточно регулярно делать официальные запросы, какие именно работы выполняет управляющая организация и по каким расценкам. Если жилищники упорно скрывают эту информацию, есть повод насторожиться и пригрозить жалобой в Госжилинспекцию. Также всегда можно проверить соответствие реальных тарифов ЖКХ суммам, которые вы видите в квитанции. К примеру, жители Подмосковья могут уточнить эту информацию на сайте МОЭСК.

Почему управляющие компании работают плохо

Справедливости ради стоит признать – далеко не все претензии к коммунальщикам обоснованы. Если факт неправомочных поборов установить достаточно легко, сверив установленные тарифы с реальными, то с неудовлетворительной работой УК дело обстоит сложнее.

Когда мусор не вывозится неделями, а крыша течет – объективные причины для недовольства налицо. Но иногда оказывается, что это не коммунальщики работают спустя рукава, а граждане толком не знают, что именно входит в обязанности УК, и сколько это стоит. К примеру, покраска подъезда или озеленение территории может просто не входить в пункты договора. Если же жильцов не устраивает качество коммунальных услуг (к примеру, работают 2 дворника вместо 5), причина не обязательно в воровстве. Возможно, собранных средств в рамках утверждённого тарифа не хватает на все необходимое.

Как правило, когда растут обязательные траты на коммунальные платежи (вода, газ и электричество по счетчикам), УК начинают экономить на эксплуатационных расходах (уборка, охрана, озеленение и пр), что очень скоро сказывается на комфорте собственников жилья.

Как повлиять на работу управляющей компании

С 1 января 2015 года в России введена система лицензирования коммунальных организаций. Работать в сфере ЖКХ смогут лишь квалифицированные компании, которые пройдут аттестацию. Для этого им необходимо обладать материально-техническими ресурсами для управления домом, иметь в штате сертифицированного руководителя и, что немаловажно, — не иметь административных взысканий от Госжилинспекции.

Если раньше некоторые ЖЭКи отмахивались от официальных жалоб граждан, то теперь игнорировать возмущение потребителей стало небезопасно. Необходимую для работы лицензию могут попросту не дать, а уже имеющуюся – аннулировать. Органы жилищного надзора вправе подать соответствующий иск в суд, если в активе УК наберется более 15% «проблемных» домов с недовольными жителями.

Если работа УК вас не устраивает, есть несколько выходов из ситуации:

Попытаться договориться с коммунальщиками

Официально запросить всю необходимую информацию о тарифах, попросить пояснить причины некачественной работы и устранить недостатки. Возможно, причина проблем – не злой умысел, а попустительство и лень отдельных сотрудников. В этом случае активное и обоснованное недовольство потребителей стимулирует УК исправиться.

Писать жалобы в органы жилищного надзора

По закону, Госжилинспекция – на стороне жильцов. Её вмешательство с перспективой штрафов и прочих административных мер вплоть до отзыва лицензии должно стать «холодным душем» для нерадивых коммунальщиков.

Сменить УК

Вы можете ждать, пока недобросовестная управляющая организация уйдет с рынка «естественным путем», лишившись лицензии из-за многочисленных нарушений, либо ускорить процесс расставания с надоевшими коммунальщиками. Для этого придется организовать собрание собственников и проголосовать за отставку УК. Законный повод для расторжения договора — окончание срока его действия, а также обоснованные претензии к жилконторе. Например, некачественное выполнение конкретных услуг.

После того, как старая УК будет «свергнута», важно грамотно подойти к поиску новой коммунальной организации. При выборе нужно учитывать опыт компании, отзывы других жильцов и историю конфликтов коммунальщиков с потребителями. Кроме того, всегда полезно обратиться к квалифицированному аудитору, который представит независимую оценку профессионализма той или иной конторы.

| Жилищные права | Комментарии экспертов | Москва | Новости

Сейчас как раз проходят отчеты управляющих компаний перед жителями, поэтому сейчас самое время обмениваться информацией, как их проверять. Кроме того, если до 15.06.12 в доме не создан Совет дома (там, где нет ТСЖ и ЖСК), то власти его принудительно создадут сами из своих людей. Вдобавок государство готовится полностью снять с себя обязательства по капремонту, отменив 16-ую статью из Закона о приватизации — о том, что за предыдущим собственником сохраняются обязательства (т.е. что государство сохраняет за собой обязательства провести капремонт там, где его не было, и где квартиры были приватизированы). Поэтому необходима мобилизация!

Тем более, что с 1.07.12 повышаются тарифы на ЖКХ и доля госсубсидий уменьшается в составе ЖКХ — раньше было 42% (субсидии) на 58% (жители), а теперь будет 35% (субсидии) на 65% (жители должны будут платить).

По этому поводу в Москве 20 мая на Пушкинской площади прошел небольшой митинг. Он был организован по инициативе Натальи Чернышевой, директор «Организации народного контроля» и муниципальный депутат района Зюзино.

В своем ЖЖ она пишет: «У меня есть достаточно дерзкий план, как поставить на колени властей в ЖКХ. Это в стиле кампаний гражданского неповиновения Ганди. (..) Короче, идея такая. Договориться всем домом и не платить за ЖКХ три месяца. За три месяца не выселяют. А эффект может быть значительным. Но: обязательно надо иметь деньги, чтобы заплатить в любой момент, как только власти выполнят наши требования. И еще одно «но»: в этой кампании ни в коем случае не должны участвовать те, кто получает субсидии от государства (например, инвалиды), т.к. сейчас есть правило, что тому, у кого по любой причине есть задолженность по ЖКХ, субсидию не дают.
А потом заплатить за один месяц (чтобы не выселили). Все равно эффект будет велик, если это будет массовым».

Требования митинга:
1. Сохранить обязательства государства по капремонту.
2. Увеличить долю госсубсидий в ЖКХ до 70%.
3. Отмена повышения тарифов в ЖКХ с 01.07.12.
Страница в Фейсбуке: http://www.facebook.com/events/226167490828578/?context=create
Ниже — публикуем краткую инструкцию по проверке УК, составленную Натальи Чернышевой.

Краткая инструкция по проверке управляющих компаний (для жителей)

1. Запросить таблицу всех расходов управляющей компании (УК) по конкретному дому за 2011 год. Выбрать какие-либо суммы (желательно наиболее крупные) и запросить по ним подтверждающие документы по расходам. Обычно нам бывает достаточно убедиться в том, что актов нет, а те, которые есть, не подписаны, например, председателями ТСЖ (или подпись подделана, в чем легко убедиться, связавшись с председателем, который в жизни своей ничего не подписывал по дому). А это значит, что расходы списаны неправомерно. И это действительно превышает половину всех расходов. Кроме того, жильцы сами знают, видели ли они когда-нибудь кого-нибудь, кто проводил бы текущий ремонт (его видов обычно указано множество — фундамента, фасада, балконов, различных систем, лифтов и т.д.) «дератизацию», очистку кровель и др.

2. Запросить смету на 2011 год и на 2012 год. Обычно смета на 2011 год копейка в копейку совпадают с фактом (любому ясно, что так не бывает). Запросить смету на 2012 год. Если скажут, что ее пока нет — это неправомерно, т.к. УК обязана составлять план до начала года. Внеплановые работы по заявкам жителей должны идти отдельно, по ним может быть только приблизительная сумма на основании прошлого года. Если вдруг цифры по плану и факту разные, то задать вопросы по статьям, почему так получилось — как планировали, и что отличалось по факту.

3. Запросить бухгалтерскую отчетность, которая должна быть по Постановлению 731 от 23.09.10. Спросить, соответствует ли она аналитическому учету по домам (т.е. ведется ли учет в разрезе каждого дома, и собирается ли он в бухгалтерскую отчетность). Если нет, то тогда бухгалтерская отчетность не несет никакой смысловой нагрузки.

4. Если УК собирается проводить какие-либо работы, она обязана оповестить старшего по дому (или председателя ТСЖ или ЖСК), чтобы они подписали акт открытия работ. У УК надо запросить смету на каждый вид работ. После проведения работ ни в коем случае нельзя подписывать ничего без предоставления со стороны УК всей финансовой документации по проведенным работам — чтобы можно было проверить, сколько денег было списано на те или иные работы и материалы.

ИА «ИКД»

Многие дома, находящиеся под контролем управляющих организаций, обслуживаются мертвыми душами, компаниями «Рога и Копыта», при этом услуг оказывается на порядок меньше, чем значится на отчетных бумагах руководителей управляющих организаций. Оплата несуществующим сотрудникам несуществующих работ и услуг, как и полагается, производится за счет собственников жилья. Что делать если вам не дает покоя чувство, что управляющая компания наживается на вас и ваших соседях? Как проверить ее деятельность? Пошаговую инструкцию представляет адвокат Олег Сухов (» «).

Шаг первый
Произведите проверку правильности тарифов, указанных в квитанции на квартплату. Управляющая компания (УК) по вашему запросу обязана выдать на руки документ, подтверждающий их размер и перечень обязательных платежей. Контроль за обоснованностью тарифов – также обязанность УК, поэтому на все возникающие вопросы относительно расчетов и применения выставленных сумм на оплату ЖКХ вам должны дать внятный и развернутый ответ.
«Безусловно, на практике все намного сложнее, чем это прописано в Жилищном кодексе, но за свои права следует бороться всеми доступными способами. Так, по статистике судебных разбирательств, за последние два года в российских судах только по предмету определения правильности выставляемых тарифов было рассмотрено более полутора тысяч споров, а общее количество исков против управляющих компаний выдвинуто более 20 тыс.Эта цифра свидетельствует о том, что собственники готовы всерьез отстаивать свои интересы, в том числе и в судах, что является крайней мерой защиты своих жилищных прав», — говорит адвокат Олег Сухов.

Шаг второй
Требуйте предоставления отчета от управляющей компании о проделанной работе. В запросе о предоставлении отчета укажите период деятельности УК: месяц, квартал, или год. Также по запросу могут быть предоставлены предложения по затратам на очередной год вместе со сметой расходов. Если ознакомиться с отчетом до проведения общего собрания собственников дома, то появится возможность вынести на обсуждение возникшие вопросы непосредственно на собрании. Формы предоставления отчета могут быть различными – от выдачи каждому жильцу копии отчета на руки, до размещения на доске объявлений в подъезде или на интернет сайтах. Порядок предоставления отчета собственникам следует прописать в договоре управления. В нем должны содержаться вопросы технического обслуживания и санитарного содержания общего имущества, благоустройства помещений и придомовой территории, ремонта инженерного оборудования и иного имущества, расхода средств.
Размещение отчетов сотрудниками управляющих компаний непосредственно через интернет-ресурсы, на специально созданных сайтах за последние два года стало очень популярным. Это привело к тому, что количество сайтов, где жители могут получать информацию от обслуживающих организаций, общаться с их руководителями и между собой, даже в режиме реального времени, возросло почти в пятьдесят раз.

Шаг третий
В обоснование информации, содержащейся в отчете, требуйте предоставления смет, а также документов, подтверждающих выполнение тех или иных работ по дому, найма сотрудников, поступления доходов и осуществления расходов. Такими документами могут быть акты выполненных работ, платежные поручения и т.д. «Только за последний год в России рассмотрено более 12 000 судебных дел о признании незаконными требований управляющих компаний по оплате расходов за якобы предоставляемые услуги. Более половины из них завершились в пользу собственников дома», — утверждает адвокат Олег Сухов.

Шаг четвертый
Проведите анализ имеющейся информации. Лучше всего из числа жильцов организовать инициативную группу, которая включала бы лиц, знающих толк в бухгалтерии и юриспруденции. Если такой возможности нет, вы можете обратиться в любую специализированную организацию, которая за определенную плату проведет необходимый анализ. Если проверка будет осуществляться самими жильцами, постарайтесь вспомнить, когда и какие именно работы проводились в доме. Если, например, на ремонт крыши, согласно документам, были потрачены крупные суммы, но вопрос залива во время дождя до сих пор актуален, возможно, такие работы в действительности не проводились, либо проводились в гораздо меньшем объеме, а ваши деньги элементарно осели в чужом кармане. Сопоставьте все имеющиеся данные – видел ли кто-нибудь работников, которым по документам выплачивается зарплата, соответствует ли заявленное количество воды, расходуемое домом, с его оплатой и т.д. Только за последний год и только в Москве инициативные группы отстояли в судах интересы собственников домов почти в 20 случаях.

Шаг пятый
Если в итоге проверки вы обнаружили, что расчет тарифов произведен неверно, либо какие-то из них включены необоснованно, либо УК осуществляла иные незаконные действия, обратиться с жалобой вы можете в Государственную Жилищную Инспекцию (за последние три года с ее участием было рассмотрено более 11 000 судебных дел) и в Роспотребнадзор (с его участием было рассмотрено почти 5 000 дел в отношении управляющих компаний). Данные органы государственной власти обязаны проверить деятельность управляющей компании и в случае обнаружения нарушений применить санкции. Жалоба также может быть предъявлена в суд или прокуратуру. Только по Москве за 2011 и 2012 годы органы прокуратуры обращались в суды за защитой прав собственников дома от недобросовестных действий управляющих компаний более чем в 100 случаях.

«Таким образом, реальная возможность проверить «порядочность» управляющей компании в настоящее время есть. Но многое зависит от инициативности и сплоченности самих жильцов. В большинстве случаев разумнее потратить некоторое время на выяснение возникших вопросов в управляющей компании, чем постоянно переплачивать ей за не предоставляемые ею услуги», — заключает адвокат Олег Сухов.

Как выявить нарушения в работе управляющей компании и что делать, если такие нарушения обнаружены? Куда обратиться, если УК не выполняет обязанности, прописанные в договоре, или необоснованно завышает тарифы на свои услуги? На эти и другие вопросы эксперты ответили специально для портала UrbanLook .

Евгения Владимирова, руководитель проекта «Рамблер.Недвижимость» Rambler & Co

В идеале управляющая компания должна избавить собственников жилья от всевозможных хлопот по содержанию недвижимости. Однако зачастую управляющие компании, напротив, могут создавать жильцам дополнительные проблемы. Можно сказать, что наиболее частые претензии к УК – это нецелевое расходование денежных средств, необоснованное повышение тарифов, неудовлетворительное выполнение прописанных в договоре обязанностей. Чтобы избавить себя от неприятных сюрпризов, рекомендуется регулярно узнавать, какие работы выполняет УК и по каким тарифам, требовать устранения недостатков в работе, если они обнаружены. Если представители управляющей компании игнорируют данные требования, стоит идти с жалобами в Госжилинспекцию. Также собственник квартиры может обратиться в суд.

Стоит отметить, что в настоящее время управляющие компании не могут работать без лицензии. Аттестация УК должна повысить качество предоставляемых услуг, поскольку лицензию на обслуживание многоквартирного дома могут или изначально не дать, или аннулировать после выявления каких-либо проблем в работе.

Ирина Генцлер, руководитель жилищного сектора Фонда «Институт экономики города»

Контроль со стороны жильцов чрезвычайно необходим. Жильцы платят приличные деньги управляющей организации и должны понимать, что они за эти деньги получают, действительно ли общее имущество в доме содержится надлежащим образом. Зачастую управляющие компании выполняют видимые дешевые работы – уборка подъезда, двора, вывоз мусора. Тогда как о состоянии крыш и внутридомовых инженерных систем никто не думает. Все живут одним днем, а потом оказывается, что из-за плохого текущего обслуживания требуется дорогостоящий капитальный ремонт, за который собственники должны заплатить отдельно.

Во-первых, необходимо требовать регулярный отчет от управляющей компании — как минимум 1 раз в год – с информацией о том, какие работы были запланированы, какие выполнены, какие не выполнены и по какой причине, заслушивать и обсуждать этот отчет на общем собрании. Во-вторых, нужно анализировать сведения, которые управляющая организация размещает на официальном сайте и своем сайте в соответствии с требованиями стандарта раскрытия информации, насколько они соответствуют реальности. И очень важна активная работа совета многоквартирного дома по регулярному контролю выполняемых управляющей организацией услуг и работ.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights».
В настоящее время имеется большое количество споров с управляющими компаниями, в том числе и из-за завышенных тарифов. Зачастую собственники помещений пренебрегают своими правами и обязанностями по контролю за деятельностью управляющих компаний, что приводит к дополнительной плате по тарифам за услуги.

Данное повышение тарифов является самым простым способом «нажиться» на собственниках помещений через договорные отношения с иными компаниями, зачастую аффилированными с управляющей компанией. Проследить корректность выставленных счетов проблематично, особенно по платежным поручениям. Более того, в договор на управление домом включаются положение об изменении тарифов в одностороннем порядке в связи с инфляцией. На основании такого пункта управляющие компании могут поднимать и менять тарифы на услуги как им вздумается.

Таким образом, контроль за деятельностью управляющих компаний помогает не только уменьшить возможность совершения мошеннических действий по необоснованному завышению тарифов, но и реально проследить на что «уходят» деньги собственников.
Если каких-либо улучшений в доме не имеется, а цены растут – это первый «маячок» чтобы сменить управляющую компанию.

Основными способами по контролю за деятельностью управляющих компаний (собственно, как и ТСЖ), в соответствии с Жилищным кодексом, являются:

Ежегодная отчетность управляющей компании на собраниях собственников жилья (с предоставлением отчета о проведенной работе, заключенных договорах, новых тарифах и обоснованности их принятия и т.д.);

Обязательное предоставление любой документации, связанной с исполнением обязанностей управляющей компанией по содержанию многоквартирного дома, по запросу собственников многоквартирного дома (в любое время);

Возможность сменить управляющую компанию на общем собрании собственников в любое время.

Естественно, начинать лучше с общих собраний. Внимательно проанализировать отчетность, пообщаться с представителем управляющей компании. Если возникают какие-то уже весомые сложности, то просто общим собранием сменить компанию. Более того, ЖК РФ предусматривает возможность как сменить способ управления многоквартирным домом, так и просто выбрать другую управляющую компанию.

Александр Арский, доцент кафедры «Маркетинг и логистика» ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Делегирование полномочий по управлению жилым домом — это своеобразный коммунальный аутсорсинг, реализуемый сторонами на основе коммерческого договора. Из этого следуют права и обязанности сторон договора к которым также относится представление отчета о деятельности аутсорсера за определенный период.

Платежи имеют целевое назначение, соответственно нецелевое использование средств аутсорсером является нарушением договора, так же как и некачественное или недобросовестное выполнение своих обязательств.

Эффективность контроля зависит от условий, прописанных в договоре. Так, например, предусмотрев возможность внезапной проверки движения денежных средств на расчетном счету аутсорсера, инициативная группа(«народные контролеры», «актив дома») могут запросить детализацию платежей за определенный период времени и при возникновении вопросов или подозрений на неэффективное их использование «призвать к ответу» аутсорсера.

Особое внимание следует уделять проведению плановых ремонтов силами аутсорсера за счет жильцов дома. Назначение представителей жильцов дома при промежуточном актировании строительно-монтажных работ позволят предотвратить их некачественное выполнение или завышение ставок в строительной смете.

Алексей Гордейчик, адвокат, кандидат юридических наук

В соответствии с законодательством Российской Федерации бремя содержания имущества несут собственники. Положения Жилищного кодекса РФ, предусматривающие различные способы управления многоквартирных домом, включая заключение договора с управляющей компанией, призваны облегчить, упростить порядок содержания общего имущества, но не освобождают собственников от ответственности, связанной с наличием у них недвижимого имущества. Поэтому контролировать деятельность управляющей компании можно и должно.

Способов контроля за ее деятельностью масса. В первую очередь, управляющая компания подотчетна общему собранию собственников, ее права и обязанности по отношению к предмету управления должны определяться договором. Во-вторых, деятельность предприятий ЖКХ контролирует масса административных органов. Начиная от пожарных и прокуратуры, заканчивая органами тарифного регулирования субъектов. В-третьих, нельзя пренебрегать с вопросами судебной защиты. Например, ремонт в подъезде должен производиться раз в 5 лет. УК запаздывает? Чем не повод для иска?

Блог

Можно годами ждать подписания действительно нужных для сферы управления МКД поправок, но так и не дождаться, ибо они интересны исключительно собственникам помещений и управляющим организациям. Ну, нет тут у государства интереса… Но если дело касается «закручивания гаек», дополнительных штрафов с бизнеса и прочих источников пополнения бюджета, то, как показывают последние события в России, государство действует очень оперативно. 13 сентября 2018 года Д.А. Медведеву всё-таки доверили шариковую ручку и он «осилил» подписание новых поправок в виде Постановления Правительства РФ №1090. О них и поговорим…

Сразу выскажу лично свое мнение, данные поправки ничем, кроме жгучего желания определенных лиц пополнить бюджет и получить возможность с помощью органов ГЖН «отжимать» интересные, с точки зрения, управления многоквартирные дома, не обусловлены. Рассказы про улучшение качества управления МКД, повышения ответственности управляющих организаций и прочее можно оставить для недалеких зрителей различных ток-шоу на «Первом канале», так как они способны «переварить» любую ересь.

Итак, начнем с того, что теперь появился перечень грубых нарушений лицензионных требований, среди которых выделю пп.»д» п.4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее по тексту – Положение).

Согласно пп.»д» п.4.1 Положения грубыми нарушениями лицензионных требований признается «наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения».

Ресурсоснабжающие организации молодцы! Аплодирую стоя. Договорились-таки с представителями Минстроя и «протащили» долгожданную ответственность за долги перед ними.

Здесь необходимо напомнить, что за каждый день просрочки платежа перед РСО управляющим организациям и так начисляются пени, начиная с первого дня просрочки. В свою очередь управляющие организации в силу п.14 ст.155 ЖК РФ могут начислять пени собственникам помещений лишь с тридцать первого дня, следующего за установленным сроком оплаты (кто не помнит – по умолчанию, это десятое число каждого месяца).

Таким образом, РСО может начислять пени 41 день, а управляющая организация в этот период начислять пени собственникам не может. Если, к примеру, взять размер пени за тепловую энергию, то согласно п.9.3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» он составит в указанный срок одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Если задолженность за тепловую энергию составляет 1 000 000 руб. и срок задолженности с 01 сентября 2018 года по 11 октября 2018 года, то пени составят 10 116,67 руб. Компенсировать указанные пени необходимо либо за счет прибыли, которой в силу закона при оказании коммунальных услуг возникать не может, либо за счет денег, которые предназначены для содержания и ремонта общего имущества, что, по сути, запрещено.

Но есть же широко разрекламированные «прямые» договоры «собственник — РСО», подумают многие и будут неправы.

Если убрать «лапшу», которую господин Чибис и его команда «вешают» гражданам в СМИ, то можно увидеть, что Минстрой в этих же поправках окончательно закрепил все убытки по коммунальным ресурсам на тех же управляющих организациях.

Открываем пп.»г» п.4.1 Положения и видим, что незаключение управляющей организацией договора с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме опять же является грубым нарушением лицензионных требований.

В свою очередь согласно п.21.1 124 ПП РФ при прямых договорах РСО будет выставлять управляющим организациям «небалансы» в виде разницы между объемом коммунального ресурса по показаниям общедомового прибора учета и суммой объемов «индивидуального» потребления перешедших на прямые договоры помещений. Если управляющая организация не сможет выставить объемы «небалансов» в виде коммунальных ресурсов на содержание жилого помещения – она «попадет» на убытки, которые нечем компенсировать, что в результате создаст задолженность перед РСО и пени.

В результате размер задолженности перед РСО будет увеличиваться вне зависимости от платежной дисциплины собственников, а также претензионной и исковой работы самой управляющей организации, так как Минстрой и Госдума создали условия, когда управляющая организация получает убытки в любом случае.

С учетом того, что у любой управляющей организации есть долги перед РСО, а два грубых нарушения лицензионных требования в течение 12 месяцев позволят «увести» дом из управления управляющей организации, можно ожидать начала передела рынка управления МКД в пользу определенных игроков. Вот только вопрос, начнут с мелких компаний или с федеральных игроков, которые должны явно больше 2 среднемесячных размеров платы?

Думали ли об вышеописанной ситуации чиновники? Маловероятно, так как для того, чтобы думать, нужны не крепкие ноги и указательный палец, которым голосуешь «как все» в Госдуме, а немного интеллекта и, в конце концов, совести. Хотя о чем я…

Главное, что у РСО теперь все будет замечательно, а заплатит за всё, как обычно, собственник помещения, дом которого, попросту, будет меньше ремонтироваться и обслуживаться. Ну, а когда дома обветшают сотрудники Минстроя все восстановят своими руками, так как команда у Чибиса крепкая, слаженная и умная…

Денег нет, как говорится, хорошего всем настроения…

С уважением, Юрий Кочетков

Для управляющих компаний определен перечень грубых нарушений лицензионных требований

В соответствии с постановлением Правительства РФ таковыми, в частности, с 26 сентября будут считаться:

  • ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования;
  • нарушения при эксплуатации лифтов;
  • задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев;
  • несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекшие угрозу для жизни или здоровья жильцов (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2018 г. № 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами»).

Вместе с тем, нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания начнет считаться грубым нарушением лицензионных требований с 1 марта следующего года. Кроме того, документом установлено, что при повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за такое нарушение с 7 октября из регионального реестра лицензий будут исключаться сведения о многоквартирном доме или домах. В зависимости от вида нарушения это будет касаться домов, в отношении которых совершены такие грубые нарушения лицензионных требований, либо всех домов, управляемых лицензиатом.

Напомним, что с 11 января в отношении управляющих компаний начало действовать новое лицензионное требование – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кто контролирует ЖКХ?

Прежде чем перейти к вопросу о том, как проверить управляющую компанию, если сомневаешься в ее честности и прозрачности действий, давайте разберемся, кто стоит над ЖКХ. В законодательстве России предусмотрено несколько путей контроля за ЖКХ.

Полномочия по надзору за ними сосредоточены в основном у региональных властей.

Федеральные органы, такие как Минстрой или Минэнерго, вырабатывают нормативные акты и рекомендации, которым следуют власти на региональном уровне и являются вышестоящими организациями над ЖКХ.

Кто контролирует работу управляющих компаний ЖХК? Главной инстанцией, осуществляющей контроль в жилищной сфере, является Госжилинспекция. Она осуществляет общий учет жилых помещений в регионе, отслеживает деятельность общественных объединений и предприятий по эксплуатации многоквартирных домов.

Как проверить управляющую компанию ЖКХ? Если у вас есть жалобы касательно работы управляющей компании в вашей доме, первая инстанция, куда нужно обязательно подать жалобу – Госжилинспекция.

ВНИМАНИЕ. Многие пишут жалобы в прокуратуру, но там их переадресовывают в Жилинспекцию и это только замедляет путь до адресатов.

Но Госжилинспекция, хоть она и работает с большинством проблем, не является единственным надзорным органом в сфере ЖКХ. Частные проблемы в коммунальной сфере можно решить, обратившись в специализированный контролирующий орган ЖКХ.

Например, в Роспотребнадзор, если в подъезде систематически не проводится уборка или лестничные клетки недостаточно освещены.

Контролирующей организацией ЖКХ еще можно назвать РЭК, занимающийся вопросами тарифов.

Также обратите внимание на негосударственные надзорные органы ЖКХ, занимающиеся отслеживанием качества ЖКХ. Это могут быть общества по защите прав потребителей или центр «ЖКХ контроль».

Эти организации не имеют полномочий государственных служб, но в массовом порядке помогают жильцам оформлять жалобы на недобросовестных коммунальщиков.

С тем, кому подчиняются управляющие компании ЖКХ мы разобрались, далее о том, что за центры могут помочь гражданам в вопросах проверки.

Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ

Это всероссийская общественная организация, сосредоточенная на помощь жильцам многоквартирных домов, регулярном отслеживании работы управляющих компаний, просвещении потребителей насчет их прав.

СПРАВКА. Несмотря на то, что в уставе проекта прописана организационная форма НКО, проект курируется Минстроем, о чем последний сам пишет на своем сайте. Поэтому жалоба в структуры НП «ЖКХ контроль» – это средство более эффективное, чем многим кажется на первый взгляд.

Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ – это децентрализованная организация, которая в основном занимается финансовой и информационной поддержкой других НКО, действующих в сфере ЖКХ. Организационную работу проводят уже люди на местах, задействовав полученные ресурсы.

Эта организация не только осуществляет общественный контроль ЖКХ, но и периодически составляет рейтинг управляющих компаний по их эффективности. В ее поле зрения чаще попадают компании, на которые жалуются жильцы. Их финансовая и организационная деятельность оценивается независимыми экспертами организации, после чего иногда передается в Госжилинспекцию.

Центр общественного контроля

На уровне федерального центра в НП «ЖКХ контроль» ведется просветительская работа.

Совместно с правительством вырабатываются пособия и методические рекомендации для людей из регионов, занимающихся защитой прав жильцов.

Их усилия получают огласку через сайт Национального центра, а организации числятся в особом реестре, где каждый пользователь может узнать адрес и почту для обращений. Иными словами, организация проводит общественный контроль в сфере ЖКХ.

Так как организация контактирует с правительством, сразу после выпуска новых постановлений в сфере ЖКХ выпускаются пояснительные методички, в которых раскрываются нюансы тех или иных пунктов в документах. Большая часть работников на местах – это юристы, которые обрабатывают жалобы населения и представляют их интересы в суде.

Региональная организация

В регионах филиалы этой общественной организации действуют совместно с муниципалитетами. К каждому муниципалитету привязан филиал «ЖКХ контроля». Первой задачей работников региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ является сбор и обработка жалоб на управляющие компании.

Они сортируются юристами и после отправляются в нужные инстанции. Если у филиала есть возможность, он посылает в суд своих сотрудников для представительства интересов пострадавшего.

На основе жалоб и публикаций в СМИ местные активисты формируют региональный список управляющий компаний по эффективности. Потом эти данные отправляются в Москву, где формируется уже всероссийский рейтинг.

Туда также отправляются отчеты об общем уровне обслуживания в сфере ЖКХ в регионе. Отделения не только наблюдают за работой управляющих компаний, но и вырабатывают свои предложения региональным властям, проводят семинары по актуальным проблемам коммунальной сферы в регионе.

ВНИМАНИЕ. Семинары иногда проводятся через интернет, поэтому с помощью региональных центров посмотреть выступление эксперта ЖКХ на актуальную тему может каждый.

Актуальные проблемы не только обсуждаются. К ним привлекается внимание населения через СМИ. Особому контролю подлежит контроль за исполнением федеральных программ в регионе.

  1. Когда были введены платы за капремонт, и сборами начали заниматься региональные операторы, жильцы стали выявлять большое число нарушений, связанных со сбором и распределением средств.

    Сегодня сборы на капремонт являются частой точкой соприкосновений между коммунальными службами и жильцами, а разрешают конфликты часто при участии региональных центров общественного контроля.

  2. Второй по значимостью федеральной программой, с которой приходится работать активистам, является переселение жильцов из аварийных домов. Людей часто переселяют в дома, которые построены с нарушениями, и работники центра фиксируют такие случаи, передавая их в местные жилищные департаменты.

Надзорные органы

Существуют контролирующие органы в сфере ЖКХ, которые разрешают проблемы:

  1. Госжилинспекция.
  2. Роспотребнадзор.
  3. РЭК.
  4. Местные энергетические департаменты.
  5. Прокуратура(в случае, если Жилинспекция бездействует).
  6. Негосударственные общественные организации.

Теперь, когда вы знаете о том, кто контролирует управляющие компании ЖКХ, давайте поговорим о том, какие действия необходимо совершить, если вы вдруг заподозрили организацию в нечестности.

Как проверить компанию?

Если у вас возникли сомнения насчет честности УК, то для проверки ЖКХ отправляйте им запрос с требованием выдать информацию о том, что вас интересует.

Компания обязана выдать эти данные в любой момент по запросу жильца. Если на запрос не реагируют, подавайте жалобу в Жилинспекцию вашего региона.

Бывает такое, что и Жилинспекция почти не реагирует на жалобы. В таком случае надо писать жалобу в прокуратуру, которая должна проверить деятельность Жилинспекции и заставить ее среагировать на ваш запрос. Если УК не выполняет требования инспекции и не идет на контакт, обращайтесь в суд.

Народный осмотр

Народный контроль ЖКХ — это межрегиональное движение, цель которого – добиться прозрачной политики в коммунальной сфере и честности от УК.

СПРАВКА: Движение предоставляет бесплатные юридические услуги населению. Можно прийти к ним, чтобы грамотнее оформить жалобу на свою УК, или просто проконсультироваться по проблеме.

Руководящий орган движения находится в Красноярске, где движение преимущественно действует. Оно не имеет всероссийского характера, но для жителей Хакасии и Красноярского края их услуги доступны бесплатно.

Инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству

Это орган, который есть в каждом регионе и муниципалитете. Он проверяет состояние жилищного фонда, инспектирует выполнение федеральных программ, сборы на капремонт и строительство нового жилья для переселенцев.

Жалобы на коммунальщиков должны адресоваться именно в этот орган. Сотрудники инспекции рассмотрят вашу жалобу, и при необходимости заставят управляющую компанию выполнять требования закона.

Независимая комиссия

Независимая проверка деятельности управляющей компании проводится по желанию жильца, который усомнился в ее честности.

Чаще всего проверяют обоснованность тарифов, правомерность расходов и качество выполненных плановых работ.

Независимая комиссия по ЖКХ формируется за счет незаинтересованного юридического лица, расходы на ее услуги в случае выигрыша жильца в суде оплачивает УК.

Существует несколько государственных и негосударственных служб, проводящих официальные проверки в сфере ЖКХ. Они помогают жильцам отстаивать свои права и дают им консультации по коммунальным вопросам. Основной орган надзора – жилищная инспекция, но есть и несколько других органов, рассматривающих специфические вопросы сферы ЖКХ.

>Разбираемся, кто контролирует управляющие компании ЖКХ и как самостоятельно проверить их деятельность

Перечень контролирующих органов в данной сфере

Федеральный уровень

На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:

  1. Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
  2. Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.

Региональный уровень

Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.

На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.

На официальном сайте НП «ЖКХ Контроль» представлен реестр данных организаций, изданный в виде справочника, в который вошли более 300 профильных некоммерческих организаций. Для каждой организации в справочнике указаны ФИО руководителя, регистрационный номер в реестре, год создания, регион охвата, адрес.

Органы регулирования качества работы

Основным органом, который контролирует качество работы УК, считается Государственная жилищная инспекция. Именно она осуществляет проверку:

  • того, как используется жилье;
  • содержания жилья и общедомового имущества;
  • соблюдения правил перевода нежилой недвижимости в жилую, и наоборот;
  • ведения учета жилья;
  • деятельности по перепланировке и переустройства жилых помещений;
  • качества управления домом;
  • качества услуг по ремонту и содержанию недвижимости;
  • порядка расчета стоимости услуг по обслуживанию;
  • проведения работ по информированию собственников;
  • правильности заключения и составления договорных документов с собственниками квартир и поставщиками ресурсов;
  • правильности формирования фондов на капитальный или текущий ремонт;
  • соблюдения основных требований, касающихся сохранности и использования жилья;
  • выполнения лицензионных требований.

Жилищная инспекция контролирует работу УК при помощи проведения проверок. Они могут быть как просто документальными, так и с выездом в саму обслуживающую организацию. Законодательно работа ГЖН регламентируется ЖК РФ, а именно статьей 196.

Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:

  • проверка состава воды;
  • контроль показателя шума вентиляционных систем, лифтов и другого общедомового оборудования;
  • контроль над проведением мероприятий по дезинфекционному и дезинсекционному обслуживанию дома;
  • проверка уровня влажности, освещенности и вентиляции в жилых помещениях.

На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов.

Пошаговая проверка деятельности УК

Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:

  1. Личную проверку УК следует начать с изучения расценок на коммунальные услуги. Для этого собственники могут запросить бумаги, в которых содержится список тарифов и их величина. Такую документацию обслуживающая организация должна предоставлять жильцам по первому запросу. Но все же лучше всего, если заявление на предоставление информации по тарифам (образец можно скачать ниже) будет коллективным, то есть будет написано от лица нескольких жильцов.

    Такая заявка может быть составлена в свободной форме, но там обязательно должна содержаться информация о заявителях, то есть их ФИО, полный адрес и паспортные данные. Писать заявление нужно в двух экземплярах, один из которых нужно оставить у себя, а другой отправить в УК по почте.

    Отправлять данный документ нужно в виде заказного письма с уведомлением. Можно передать такое заявление и при личном посещении. В этом случае, на втором экземпляр сотрудник УК должен поставить подпись и дату принятия.

  2. После получения документов от УК нужно проверить правильность начисления платежей. В этом могут помочь люди с юридическим или экономическим образованием, которые наверняка могут найтись среди собственников многоквартирного дома. Если же профессионалов среди жильцов нет, то можно нанять эксперта со стороны. Конечно, такое действие приведет к затратам, но если нарушения у УК действительно есть, то все расходы окупятся.
  3. Следующим шагом нужно проверить, как УК справляется со своими обязанностями. Для этого тоже нужно написать заявление в УК с просьбой о предоставлении отчетности о проведенных работах (образец можно скачать ниже). Для получения более полной картины, собственники могут запросить у УК сметы расходов на ремонтные работы. Заявление пишется и отправляется в УК точно также как и заявление о предоставлении информации о тарифах.

    Анализом данной документации тоже должны заниматься знающие люди, и лучше всего, если это будут независимые эксперты, имеющие лицензию на проведение таких экспертиз. Тогда, при обнаружении каких-либо нарушений, собственники получат на руки официальное подтверждение вины УК, которое можно будет предоставить в качестве доказательства в прокуратуру или суд.

  4. В случае нахождения нарушения, жильцы должны подать на УК в суд. Лучше всего, если исковое заявление (образец можно скачать ниже) будет составлено при помощи юристов.

    К исковому заявлению стоит приложить все доказательства вины УК, то есть отчеты, в которых были замечены не соответствия, а также выводы экспертов. Не лишним будет перед подачей иска в суд подать жалобу на обслуживающую организацию в жилищную инспекцию, что тоже нужно будет указать в исковом заявлении.

Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *