Лицензия на перевозки

Содержание

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 6 мая 2019 г.

С 1 марта 2019 года вступили в силу новые требования, предъявляемые к перевозке пассажиров автобусами. Согласно поправкам лицензированию подлежит деятельность по перевозке людей автобусами, с количеством пассажирских мест более 8, как по заказам, так и для собственных нужд (ст. 6 Закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ, п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195).

Получить лицензию на автобусные пассажирские перевозки организациям и предпринимателям необходимо в срок до 29 июня 2019 года (п. 1 ст. 6 Закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ).

Лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек

Новые требования распространяются на автобусы, в которых оборудовано свыше 8-ми пассажирских мест, принадлежащие организации (предпринимателю) как на праве собственности, так и по другим законным основаниям (за исключением аренды транспорта с экипажем) (п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195).

Лицензия на перевозку пассажиров с марта 2019 года не требуется для автобусов пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военных автомобильных инспекций, ФСБ, ФСО, Вооруженных сил, войск нацгвардии РФ и следственных органов СК РФ. Также требования на получение лицензии на перевозку пассажиров не применяются по отношению к перевозкам, выполняемым автобусами вне автомобильных дорог общего пользования (подп. 24 п. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Получить лицензию на перевозку пассажиров автобусом необходимо будет до начала ведения данного вида деятельности (п. 4 ст. 6 Закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ). Перевозка пассажиров без лицензии не допускается (п. 1 ст. 6 Закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ).

Штраф за перевозку пассажиров без лицензии

За отсутствие лицензии на коммерческую перевозку пассажиров по заказам организации грозит штраф в размере 400 000 рублей, предпринимателю – 100 000 рублей (п. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Если отсутствует лицензия на пассажирские перевозки, проводимые для собственных нужд, организации грозит штраф в размере от 170 000 рублей до 250 000 рублей, предпринимателю – от 30 000 рублей до 40 000 рублей (п. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).

Как получить лицензию на перевозку пассажиров

Пакет документов, который подается для оформления лицензии, зависит от того, используется ли автобус для собственных нужд, является ли владелец автобуса уже действующим коммерческим перевозчиком или только собирается им стать.

Владелец не является коммерческим перевозчиком, а использует автобусы для своих нужд либо только собирается заниматься перевозками по заказам (п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195, подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ): Владелец уже является коммерческим перевозчиком, срок действия старой лицензии еще не истек (п. 40, п. 41, п. 42 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195, подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
  • заявление;
  • копия приказа о назначении ответственного лица за безопасность дорожного движения;
  • копия договора с медицинской организацией, проводящей медосмотры водителей;
  • копия свидетельства о регистрации каждого автобуса;
  • документы на право владения (например, договор аренды) – в случае если автобус находится не в собственности;
  • опись;
  • документ об уплате госпошлины
  • заявление о предоставлении лицензии (приложения к заявлению не нужны);
  • заявление о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата;
  • копия свидетельства о регистрации каждого автобуса;
  • документы на право владения (например, договор аренды) – в случае если автобус находится не в собственности;
  • документ об уплате госпошлины

Госпошлина на получение лицензии на перевозку пассажиров

Госпошлина за лицензию на перевозку пассажиров уплачивается в размере 7500 рублей (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Кто выдает лицензию на перевозку пассажиров автобусом

Лицензия на перевозку пассажиров выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в территориальном органе Госавтодорнадзора по месту регистрации юрлица или месту жительства ИП (Информация Ространснадзора, п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195).

Лицензия на автобусные перевозки пассажиров оформляется максимально 48 рабочих дней. При этом 45 дней отводится на принятие решения, а 3 дня – на вручение или отправку лицензии (п. 1, п. 5 ст. 14 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Лицензия на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами оборудованными для перевозок более 8 человек (транспортная лицензия), выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом определен в «Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (в редакции Постановления Правительства РФ №195 от 27.02.2019 года «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» ). Возвращение в новом законе транспортной лицензии на пассажирские перевозки транспортными средствами категории М2 и М3, по заказам и для собственных нужд, обусловлено повышенными вниманием государства к обеспечению правил безопасности при организации перевозок людей автомобильным транспортом. Условием выдачи лицензии на пассажирские перевозки автобусами является выполнение соискателем лицензионных требований.
Срок оформления транспортной лицензии: на то, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров с 1 марта 2019 года потребуется 30-45 рабочих дней. Стоимость услуг:
— 15 000 руб.:

  • подготовка пакета документов для получения лицензии;
  • консультации.

— от 29 000 р.:

  • подготовка документов, консультации;
  • представление Ваших интересов в лицензирующем органе, включая сопровождение прохождения документарной проверки лицензиата;
  • получение лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами в УГАДН.

Размер государственной пошлины — 7500 руб.
Необходимые документы для получения транспортной лицензии на перевозку пассажиров:

  • Реквизиты юридического лица или ИП;
  • сведения об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (содействуем в заключении договора с медицинской организацией);
  • копии удостоверений о прохождении ответственным лицом аттестации по безопасности движения (помогаем организовать обучение, в случае отсутствия удостоверений);
  • копии СТС автотранспорта;
  • документ, подтверждающий право владения автобусом, в случаях, когда транспортное средство не является собственностью соискателя лицензии (договор аренды, лизинга и т.п.).

Для включения (внесения) автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:

  • Реквизиты юридического лица или ИП;
  • номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
  • государственный регистрационный номер;
  • идентификационный код транспортного средства (VIN);
  • марку, модель ТС;
  • год выпуска;
  • документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
  • дата проведения последнего технического осмотра автобуса;

Лицензионными требованиями, также предусмотрено, наличие у лицензиата*:

  • страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
  • акта поверки тахографа;
  • договора об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
  • наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
  • документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца,трудовая книжка (с записью о месте работы);
  • документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;

*соответствие данным требованиям не проверяется в процессе получения соискателем лицензии на перевозку пассажиров в 2019 году, но является обязательным для лицензиата.
Если Вам требуется лицензия на пассажирские перевозки, наши специалисты окажут Вам результативное содействие на всех этапах её получения.
При наличии у Вас потребности срочно начать деятельность, окажем содействие в приобретении готовой компании с лицензией на перевозку пассажиров, с прозрачной историей, счётом в банке и сданной «нулевой» отчётностью.

Бланки для получения лицензии на перевозку пассажиров в 2019 году

Лицензия на перевозку пассажиров — наиболее часто задаваемые, вопросы:

«Наше юридическое лицо зарегистрировано в Москве, но деятельность по перевозке пассажиров «вахтовками» осуществляется в филиалах, которые расположены в регионах, куда подаются документы на лицензирование пассажирских перевозок?»
Документы на лицензирование предоставляются по адресу местонахождения, т.е в Вашем случае, в Москве. Если договор на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей заключён в регионе, это может существенно удлинить срок лицензирования, т.к. документарная проверка будет проходить по месту заключения договора с медиками. Есть способ решить этот вопрос в более короткие сроки, обращайтесь, расскажем).
«Я ИП, мой автобус работает по заказу — нужна ли лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек с 01.03.2019 года? «
До начала марта 2019 года лицензия не потребуется, а затем, согласнозакона 386-ФЗ от 30.10.2018года, которым внесены изменения в целый ряд действующих законов («О лицензировании отдельных видов деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), законодателем даётся 120 дней на получение лицензии на автобусные перевозки, в том числе и по заказам и для собственных нужд.
«Можно ли уже сейчас (в январе 2018 года) начать процесс оформления транспортной лицензии на перевозку пассажиров автобусами по заказам и для собственных нужд, согласно внесенным поправкам в законодательство?»
В настоящий момент происходит разработка и утверждение «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом», поэтому новые бланки лицензий не выдаются, но не сложно спрогнозировать, что количество перевозчиков, которым потребуется единовременно получить лицензию на перевозку пассажиров, скорее всего будет превышать возможности органов Ространснадзора, поэтому рекомендуем в целях экономии времени, оформить транспортную лицензию на перевозки пассажиров по регулярным маршрутам (это можно сделать уже сейчас), а после пройти несложную процедуру замены бланка лицензии.
«Нужно ли получать лицензию на автобус, т.е на каждое транспортное средство более 8 пассажирских мест?»
Нет, на каждый автобус получать лицензию или лицензионную карточку не понадобится,но появилась новая процедура — внесение транспортных средств в реестр лицензий Ространснадзора. Перевозка людей на автобусе (транспортном средстве категории М2 и М3), не включенном в такой реестр, будет считаться деятельностью без лицензии, со всеми вытекающими последствиями для перевозчика.
«Каким квалификационным требованиям должны соответствовать лица, ответственные за перевозки пассажиров и безопасность дорожного движения при осуществлении таких перевозок?»
В штате юридического лица или ИП, должны состоять сотрудники, соответствующие квалификационным требованиям, а также имеющим имеющие дипломы (удостоверения), по специальностям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния», «Организация перевозок автомобильным автотранспортом».

’еги: лицензия на перевозку пассажиров, лицензия на автобус, лицензия на пассажирские перевозки, положение о лицензировании пассажирских перевозок

Одной из существенных потребностей и ценностей человека является безопасность. Каждый день пассажиры общественного транспорта доверяют свою безопасность перевозчикам и не имеют возможности проверить, соответствует ли пассажирский транспорт всем необходимым требованиям. Заботясь о безопасности граждан, государство создает механизм, благодаря которому к пассажирским перевозкам имеют доступ только те субъекты, которые отвечают всем стандартам качества и безопасности. Таким механизмом является лицензирование пассажирских перевозок.

Общий порядок лицензирования в Украине установлен Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Согласно ему к видам деятельности, на которые необходимо получать лицензию, принадлежат как перевозка пассажиров в пределах Украины, так и международные перевозки пассажиров. Перевозки пассажиров может осуществляться на такси, автобусами или легковыми автомобилями на заказ.

Те субъекты хозяйствования, которые желают осуществлять пассажирские перевозки, должны соответствовать Лицензионным условиям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 2 декабря 2015 № 1001 (далее — Лицензионные условия), и получить лицензию.

Органом лицензирования в данном случае является Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность). Это новый орган нашего государства, активизация деятельности которого началась в конце 2015 — начале 2016 года. Обращаем внимание, что территориальные органы Укртрансбезопасности не осуществляют лицензирование, а потому, чтобы получить лицензию, необходимо обратиться в центральный орган.

Каким требованиям необходимо соответствовать, чтобы осуществлять пассажирские перевозки?

Во-первых, у перевозчика должна быть надлежащая материально-техническая база или договоры с субъектами хозяйствования, которые предоставляют услуги по выполнению технологических операций.

Во-вторых, необходимы транспортные средства: они могут быть собственными, арендованными или предоставленными в кредит или лизинг.

В-третьих, для перевозок пассажиров на такси нужно специальное оборудование транспортных средств.

В-четвертых, отдельные требования предусматриваются к квалификации персонала автомобильного перевозчика, а именно:

· требования к образованию и стажу работы лиц, которые проверяют техническое состояние транспорта, осуществляют их ремонт, техническое обслуживание;

· требования к квалификации и образования медицинских работников, осуществляющих обязательного медицинского осмотра водителей;

· для международных перевозок у перевозчика должен быть специалист, ответственный за их организацию и безопасность: лицензионными условиями установлены требования к нему.

Необходимо заключить трудовые договоры с этими лицами и с водителями. При этом требования к их квалификации зависят от транспорта, на котором планируется осуществление перевозок, и содержатся в Лицензионных условиях.

В-пятых, для международных перевозок пассажиров устанавливаются особые требования к опыту работы соискателя лицензии. Если же перевозчик желает выйти на международный уровень и осуществить международные перевозки пассажиров, то для этого необходимо трехлетний опыт работы по пассажирским перевозкам на внутреннем украинском рынке. Лицензии выдаются только при том условии, если соискатель лицензии подтвердит опыт работы в течение трех лет в сфере внутренних перевозок. Эту информацию необходимо указать в составе сведений о наличии материально-технической базы.

Какие документы необходимо подать в Укртрансбезопасность для получения лицензии?

1. Заявление на получение лицензии (необходимо заполнить бланк заявления, утвержденной в качестве приложения 1 к Лицензионным условиям).

2. Документы, перечень которых приведен в статье 11 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

3. Информация о наличии собственной материально-технической базы или информации о договоров с субъектами хозяйствования, которые предоставляют услуги по выполнению технологических операций — по форме, утвержденной в качестве приложения 2 к Лицензионным условиям.

4. Копии вышеуказанных договоров, заверенные лицом, приобретает лицензию.

5. Информация о транспортных средствах (подавать следует по форме, приведенной в приложении 3 к лицензионных условий), а также заверенные заявителем копии свидетельств о регистрации транспортных средств и временных регистрационных талонов, если это предусмотрено их оформления.

6. Информация о специальном оборудовании такси для перевозки пассажиров (необходимо заполнить форму, содержится в приложении 4 к Лицензионным условиям).

7. Информация о квалификации персонала (форма также не является произвольной, а завтерджена как приложению 5 к Лицензионным условиям).

8. Опись документов, представляемых для получения лицензии, в двух экземплярах.

Стоит помнить, что перечень подтверждающих документов является исключительным и содержится именно в Лицензионных условиях. Органам Держтрансбезпекы, как и другим органам лицензирования в Украине, запрещается требовать от заявителя оригиналов документов, если Законом или Лицензионными условиями предусмотрено предоставление копий; требовать тех документов, которые не предусмотрены в Законе или Лицензионных условиях или непредвиденной информации; требовать посторонние и непредвиденные выписки, справки, выписки, письма и т.

Сколько стоит получить лицензию?

За выдачу лицензии необходимо оплатить разовую плату. Ее размер равен одной минимальной заработной плате. Ее размер рассчитывается за тот день, когда органы Укртрансбезпекы приняли решение о выдаче лицензии. Если Вы получили сообщение о принятии такого решения, то разовую плату необходимо внести в течение десяти рабочих дней со дня, когда Вы получили такое сообщение.

И наконец, самая приятная новость: срок действия лицензии не ограничен.

  • 21.Май.2019

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Справка по основным положениям порядка лицензирования

01 марта 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (далее – ФЗ-386) о лицензировании, а также Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 г. № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (далее – Постановление Правительств № 195).

ФЗ-386 устанавливает обязанность по лицензированию любой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозкам пассажиров автобусами.

Ранее такая деятельность подлежала лицензированию в случае регулярных пассажирских перевозок, а заказные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров для собственных нужд под требования по лицензированию не попадали, что приводило к дисбалансу на рынке предоставления услуг по перевозке пассажиров и ставило в неконкурентные условия добросовестных перевозчиков.

Постановление Правительства № 195 от 27.02.2019 утвердило Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Указанное положение устанавливает требования к соискателям лицензии, лицензионные требования к лицензиатам, порядок внесения в реестр лицензий сведений о транспортных средствах, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и исключения таких сведений из реестра лицензий.

В настоящей статье мы рассмотрим вопросы, связанные с процессом получения лицензий, определим круг лиц, которые обязаны получить лицензию, требования, установленные к ним, а также некоторые спорные моменты, которые позволят избежать перевозчикам штрафных санкций и неблагоприятных последствий.

В первую очередь необходимо определиться с кругом лицензиатов – лиц, обязанных получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров. Ответ на это вопрос предельно прост – любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее – ИП), владеющий (на праве собственности или ином законном основании (аренда, лизинг и пр.)) автобусами (транспортными средствами категорий М2, М3).

К исключениям относятся: автобусы пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (далее: автобусы-исключения) (пункт 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании»)).

К лицензируемой деятельности, согласно Положению о лицензировании, относится перевозка пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческая перевозка) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (пункт 4 Положения о лицензировании).

Таким образом лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров должны получить все юридические лица и ИП, осуществляющие поездки на автобусах по дорогам общего пользования (кроме автобусов-исключений, поименованных в законе).

Как получить лицензию на перевозку пассажиров?

Положение о лицензировании устанавливает ряд требований к соискателю лицензии, а именно: лицо, которое обращается в лицензирующий орган (Ространснадзор – п.2 Положения о лицензировании) для получения лицензии должно подтвердить соответствие требованиям, указанным в пункте 5 Положения о лицензировании:

— назначить работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего соответствующую аттестацию;

— иметь лицензию на медицинскую деятельность на осуществление работ по проведению медицинского осмотра или действующий договор с организацией, имеющей такую лицензию;

— владеть транспортными средствами категорий М2, М3 на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортного средства с экипажем).

Для получения лицензии достаточно подтверждения соответствия только вышеуказанным требованиям.

Важно отметить, что последнее требование ограничивает основания владения транспортным средством.

Подпункт «в» пункта 5 звучит так: «соискатель лицензии обязан владеть автобусом соискателя лицензии».

Под автобусами соискателя лицензии понимается транспортное средство категорий М2 или М3, принадлежащее соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем).

Для справки:

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Таким образом Положение о лицензировании исключает возможность предоставления для получения лицензии сведений о транспортных средствах, управление которыми осуществляют лица, не являющиеся сотрудниками соискателя лицензии и не состоящие с ним в трудовых отношениях.

Для получения лицензии необходимо предоставить в лицензирующий орган заявление о предоставление лицензии с приложением документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии требованиям, опись прилагаемых документов, а также оплатить государственную пошлину в размере 7 500 руб. (подпункт 92 части 1 статьи 333.33 НК РФ):

1. Для лиц, уже имеющих лицензию на перевозку пассажиров, и у которых срок действия старой лицензии не истек:

— заявление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего оплату государственной пошлины;

— заявление о включении сведений об автобусах, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в реестр лицензий (допустимо объединить с заявлением о предоставлении лицензии) (пункт 42 Положения о лицензировании);

— копию свидетельства о регистрации каждого автобуса, вносимого в реестр лицензий, а если лицензиат владеет таким автобусом на ином праве, дополнительно нужно приложить документы о праве владения (например, договор аренды, лизинга).

Напоминаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 ФЗ-386, получить лицензию необходимо не позднее 29.06.2019 года, для лиц осуществлявших такие перевозки до 01.03.2019.

2. Для лиц, впервые оформляющих лицензию:

— заявление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов документа об оплате государственной пошлины;

— копия приказа о назначении ответственного за обеспечения безопасности дорожного движения;

— копия договора с медицинской организацией на проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей (при отсутствие собственной лицензии);

— копия свидетельств о регистрации транспортных средств, а если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии – копии правоустанавливающих документов;

— опись прилагаемых документов.

Лица, имеющие намерения впервые приступить к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами до 29.06.2019 года, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления (часть 4 статьи 6 ФЗ-386).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВ!

Если ранее (до 01.03.19) перевозчик не осуществлял деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, то с 01 марта 2019 года такие лица не вправе осуществлять перевозку пассажиров без лицензии! С 01 марта такие перевозчики будут подвергаться административному наказанию за перевозки пассажиров без лицензии! О размерах штрафов и иных санкциях читайте ниже в нашей статье.

Срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии составляет 45 рабочих дней (ч. 1 статьи 14 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании»)). Направление заявителю подписанного экземпляра лицензии осуществляется в срок не позднее 3 рабочих дней.

Получившие лицензию перевозчики обязаны соблюдать лицензионные требования. В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ «О лицензировании» лицензионные требования включают в себя требования к юридическим лицам и их деятельности, к индивидуальным предпринимателям в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Среди всех лицензионных требований, установленных положением о лицензировании, особого внимания заслуживает требование: «использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы лицензиата» (подпункт «а» пункта 7 Положения о лицензировании).

Автобусы лицензиата – транспортные средства категорий М2 или М3, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортного средства с экипажем), и используемые лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Данное требование заслуживает отдельной оценки и анализа, поскольку, несмотря на его простоту и краткость, затрагивает несколько существенных принципов.

Во-первых, лицензионную деятельность можно осуществлять только на транспортных средствах указанных категорий, принадлежащих лицензиату.

В соответствии с ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС 018/2011) категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т. Категория M3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Обе указанные категории включены в вид транспортных средств: автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси (пп. 2.2. Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011 – Приложение №1 к ТР ТС 018/2011).

Во-вторых, все транспортные средства лицензиата, используемые для осуществления им лицензионной деятельности, должны быть включены в реестр лицензий. Осуществление лицензируемой деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещено. Порядок внесения сведений о транспортных средствах в реестр и исключение из него будет рассмотрено далее в настоящей статье.

В-третьих, такие транспортные средства должны принадлежать лицензиату на праве собственности или ином законном основании, кроме аренды транспортного средства с экипажем (пункт 3 Положения о лицензировании). Таким образом осуществление лицензируемого вида деятельности допустимо только на транспортных средствах, которыми управляют сотрудники лицензиата. Правовая конструкция аренда транспортного средства с экипажем не применяется в отношении перевозок пассажиров автобусами.

Указанную позицию подтверждают также положения подпункта «и» пункта 7 Положения о лицензировании, согласно которому к управлению автобусами, на которых осуществляется перевозка пассажиров, допускаются в рамках лицензионной деятельности только водители, состоящие в трудовых отношениях с лицензиатом и имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилями категории D.

Важно отметить, что Положение о лицензировании содержит указание на конкретный вид правоотношений между лицензиатом и водителем: привлечение работников только на основании трудового договора (не применимы иные конструкции: договор аренды транспортного средства с экипажем, гражданско-правовой договор и прочее).

Следующее лицензионное требование: обязанность лицензиата допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы, прошедшие в установленном порядке предрейсовые или предсменный контроль, и оснащенные, в установленных законодательством РФ случаях, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств) и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункт «д» пункта 7 Положения о лицензировании).

Отметим, что в выдвинутой на общественное обсуждение редакции Положения о лицензировании требование об оснащении автобусов тахографами и аппаратурой спутниковой навигации было предъявлено, в том числе к соискателю лицензии, а для получения лицензии требовалось к заявлению приложить, перечень автобусов соискателя лицензии, оснащенных тахографами, с указанием сведений о данных тахографах (марка, модель, серийный номер, дата проведения метрологической поверки и дата ее окончания), а также копии документов, подтверждающих проведение метрологической поверки тахографов (в случае, если их установка предусмотрена законодательством Российской Федерации).

В принятой редакции при оформлении лицензии контролирующий орган не будет осуществлять сбор сведений о наличии установленного на используемых при осуществлении лицензируемой деятельности автобусах тахографах, о моделях, а также поверке установленных на транспортных средствах тахографов.

Однако при осуществлении контрольных мероприятий будет проводиться проверка факта установки на автобусы тахографов и аппаратуры спутниковой навигации. Нарушение лицензионного требования, установленного подпунктом «д» пункта 7 Положения о лицензировании, является грубым, которое может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Согласно статье 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»: под тахографами понимаются технические средства контроля, обеспечивающие непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Между тем термин «контрольное устройство (тахограф) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств» используется в отношении контрольных средств, применяемых согласно Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 01.07.1970 г.) (далее- ЕСТР). Обращаем внимание перевозчиков, что лицензионные требования включают в себя требования к оснащению транспортных средств как тахографами, соответствующими требованиям Приказа Минтранса № 36, так и контрольным устройствам ЕСТР. Таким образом оснащение транспортных средств любым из указанных средств является выполнением лицензионных требований.

Рассмотрение вопроса об установке на конкретное транспортное средство тахографа или контрольного устройства ЕСТР относится к области регулирования законодательства о безопасности дорожного движения и регулируется фактически Приложением № 2 к Приказу Минтранса № 36.

Однако, формально (!) следует заметить, что оснащение транспортного средства контрольным устройством ЕСТР (даже в случае отсутствия оснований для установки контрольного устройства, а не тахографа) не будет являться нарушением лицензионных требований. Вопрос о нарушении лицензионных требований при установке не того устройства останется на разрешение судебных органов.

По получению лицензии лицензиат вправе осуществлять перевозки пассажиров автобусами, с использованием транспортных средств, сведения о которых включены в реестр лицензий. Осуществление лицензируемой деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещено (п. 5 статьи 3.2. Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – «Устав автомобильного транспорта»)).

В соответствии со статьей 3.2. Устава автомобильного транспорта (в ред. ФЗ от 30.10.2018 № 386-ФЗ) сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в реестр лицензий.

Порядок внесения таких сведений в реестр регулируется Положением о лицензировании. Внесение сведений о транспортных средствах в реестр лицензий осуществляется в заявительном порядке с приложением документов, подтверждающих право владения транспортным средством. Внесение таких сведений в реестр и направление лицензиату выписки из реестра с внесенными сведениями осуществляется органами Ространснадзор в трехдневный срок.

Напомним, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3.2. Устава автомобильного транспорта, основанием для отказа включения сведений о транспортных средствах в реестр лицензий является, в том числе представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат. Таким образом, при осуществлении передачи прав на транспортное средство новый владелец должен убедиться, что предыдущий владелец исключил сведения о нем из реестра. В противном случае сведения о таком транспортном средстве не смогут быть внесены в реестр новым владельцем, что исключит возможность эксплуатации им данного автобуса. В связи с чем рекомендуем перевозчикам при аренде транспортного средства, обращать на указанный факт внимание.

Вместе с тем обратим внимание на очередную несогласованность текста нормативно-правового акта.

Положение о лицензировании устанавливает перечень данных о транспортном средстве, которые должны содержаться в реестре: гос.номер ТС, VIN, марка, модель ТС, год выпуска ТС, основание владения ТС, дата проведения последнего тех.осмотра транспортного средства, дата внесения в реестр лицензий сведений об автобусе, номер и дата приказа о внесении / исключении такого ТС в реестр (пункт 9 Положения о лицензировании).

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 10, 11 Положения о лицензировании, в заявлении о включении в реестр сведений об автобусах лицензиата должны содержаться следующие сведения: наименование, ИНН и адрес лицензиата; гос.номер автобуса, номер и дата выдачи лицензии, способ направления решения гос.органа; прикладывается копия правоустанавливающих документов на транспортное средство (свидетельство ПТС или договор аренды / лизинга и пр.).

Из изложенного не представляется установить из каких источников контролирующие органы должны будут установить VIN, марку, модель ТС, год выпуска ТС. Если лицензиат является собственником и предоставляет одновременно с заявлением ПТС, то указанные данные будут получены из копии ПТС, однако договор аренды / лизинга и пр. может не содержать указанные данные.

Следующее лицензионное требование – соблюдать установленные трудовым законодательством режимы труда и отдыха водителей транспортных средств (подпункт «к» пункта 7 Положения о лицензировании»). Дополнительно отметим, что нарушение режимов труда и отдыха водителей отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований (пункт 38 Положения о лицензировании).

Лицензионный контроль будет осуществляться посредством плановых и внеплановых проверок, плановых (рейдовых) осмотров автобусов. Плановые проверки будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода, который базируется на присвоении каждому субъекту перевозочной деятельности определенной категории риска. Категории риска присваиваются в зависимости от количества вступивших в силу в течение календарного года решений о привлечении перевозчика к административной или уголовной ответственности (правонарушения, учитываемые при определении категории риска, перечислены в Приложении к Положению о лицензировании); среднего количества автобусов, находившихся во владении лица в течение того же календарного года.

Чем выше категория риска, тем чаще будет проводиться плановая проверка.

Внеплановые проверки и рейдовые осмотры будут проводиться в общем порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Отметим, что редакция Проекта Положения существенно отличалась от принятой версии. В Проекте проверка соблюдения большей части лицензионных требований осуществлялась еще на этапе рассмотрения заявления о предоставлении лицензии. Также в Проекте Постановления прослеживалось явное стремление законодателя производить контроль оснащения пассажирского транспорта тахографами, осуществлять оценку их соответствия требованиям законодательства РФ уже на стадии включения транспортных средств в реестр лицензий и контролировать порядок проведения очередных метрологических поверок. Однако что-то пошло не так и столь смелые решения были исключены из Постановления.

Фактически, текст принятого Постановления не претерпел радикальных изменений относительно текста Проекта. Пункт об оснащении автобусов тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС включен в проверочные листы (список контрольных вопросов), а нарушение порядка оснащения отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.

И напоследок, поговорим об ответственности перевозчиков за нарушение требований законодательства о лицензировании.

Во-первых, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в соответствии с частью 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

Повторное осуществление деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение лицензионных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей. А грубое нарушение лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти пяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом несоблюдение лицензионных требований может привести к приостановлению деятельности перевозчика, а осуществление деятельности без лицензии – к конфискации транспортного средства.

Под конфискацией понимается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (часть 1 статьи 3.7. КоАП РФ). Конфискация в отношении арендованных транспортных средств, в случае отсутствия вины собственника транспортного средства, не применяется в силу части 4 статьи 3.7. КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев (статья 171 УК РФ). За то же деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Крупным ущербом или размером признается ущерб (размер), превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — девять миллионов рублей.

Уважаемые перевозчики, соблюдайте лицензионные требования – это залог безопасности пассажиров и стабильности Вашей деятельности!

Справка подготовлена юристом Ассоциации Клевцовой Наталией Сергеевной

Современному человеку довольно сложно обойтись без сервиса пассажирских перевозок. Особенно если он проживает в крупном городе.

Во время перевозки пассажиры доверяют свое здоровье и жизнь водителю, а поэтому он должен быть пригодным к данному виду деятельности, а его наниматель — предоставить безопасные условия для пассажиров.

И государство контролирует этот процесс посредством лицензий на перевозку. Давайте разберемся, нужна ли лицензия и как ее получить.

Что представляет собой лицензирование пассажирских передвижений более 8 человек?

Лицензия на перевозку пассажиров является особым государственным документом, который разрешает предприятию осуществлять коммерческие перевозки на собственном транспорте.

Перевозка может осуществляться автобусами или микроавтобусами. Если пассажиров будут возить без данной лицензии, то это будет причиной вполне серьезного наказания.

Этот документ является полным подтверждением безопасного предоставления услуг пассажирам: транспорт и оборудование соответствует всем стандартам, а водитель имеет необходимую квалификацию и опыт.

Где получить и на какой срок выдается?

Документ выдается органом Ространснадзора на основании положения о лицензировании перевозки (Постановление Правительства №280). Оформление лицензии обычно занимает от одного до трех месяцев.

Выдается лицензия только индивидуальному предприятию либо юридическому лицу.

Справка! Срок действия лицензии на данный момент — бессрочно.

Кому нужно разрешение на перемещение автомобильным транспортом?

Лицензия будет необходима для следующих видов перевозки:

  • постоянные перевозки пассажиров на городских и пригородных сообщениях (автобусные маршруты);
  • постоянные перевозки взрослых людей и детей на междугороднем направлении.

Если вам необходимо получить лицензию на такси, то смотрите статью по ссылке.

Реестр

Реестр был создан для учета выданных лицензий на перевозку. В нем зарегистрированы все транспортные средства которые для этого используются. С его помощью можно получить необходимую информацию о компании-перевозчике, например:

  • номер транспортного средства со сведениями о действии лицензии;
  • данные о компании;
  • список разрешений.

Что такое проверка лицензии МЧС можно узнать в статье по ссылке.

Требования к соискателям

Для получения лицензии на перевозку необходимо выполнить следующие требования:

  • иметь собственную или арендованную площадь и технику для осмотра или ремонта транспортных средств, либо же иметь договор по обслуживанию сторонней организацией;
  • нанять на работу водителей, имеющих достаточную квалификацию (категорию «Д») и состояние здоровья;
  • нанять медицинского сотрудника с соответствующей медицинской лицензией, который будет проводить осмотры перед рейсами или подписать договор с медучреждением;
  • подготовить транспортные средства для перевозки, в полностью пригодном состоянии и с необходимым оборудованием (например, для навигации).

О том, как проверить лицензию на медицинскую деятельность самостоятельно, читайте в статье по ссылке.

Необходимые документы для ИП или ООО

Для оформления необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление на получение лицензии;
  • нотариально заверенные копии документов юридического лица (или ИП);

  • нотариальная копия выписки из реестра юридических лиц (для ИП — выписка из ЕГРИП);
  • свидетельство о гос. регистрации (для индивидуальных предпринимателей);
  • паспорт руководителя, приказ о его вступлении в должность;
  • письмо с кодами статистики;
  • паспорт ответственного за безопасность пассажиров;
  • лицензия медика или договор с учреждением для предрейсового осмотра водителей;
  • контракты с водителями, их водительские права и медицинские справки о состоянии здоровья, а также подтверждения стажа;
  • ПТС или договор аренды на транспортные средства, подтверждение возможности проведения техобслуживания и подготовки к работе;
  • талоны ТО;
  • копия страхового полиса ОСАГО;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Как получить: пошаговый алгоритм

Процедура оформления выглядит следующим образом:

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
  4. Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
  5. Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
  6. Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.

Внимание! При возникновении проблем заявитель будет уведомлен в течение трех дней. Далее ему предоставят 30 дней на исправление.

Основные причины отказа

В случае выполнения всех вышеперечисленных требований шансы натолкнуться на отказ минимален. Отказы в выдаче лицензии обычно происходят по следующим причинам:

  • если предъявлены не все документы;
  • некоторые из документов подделаны;
  • несоответствие каким-либо требованиям;
  • наличие судебного запрета на осуществление данной деятельности.

В остальных случаях отказ будет неправомерным, что является правом на обжалование решения в суде.

Сколько стоит разрешение (госпошлина)?

Исходя из пункта 92 части 1 статьи 333.33 НК РФ, размеры государственных пошлин составляют:

  • за оформление лицензии — 7500 рублей;
  • за переоформление при внесении изменений об адресе и виде деятельности — 3500 рублей. В остальных случаях — 750 рублей.

Сколько стоит оформить лицензию на источники ионизирующего излучения, смотри в статье по ссылке.

Переоформление

При необходимости переоформления необходимо обращаться в тот же орган, где она и оформлялась. Процедура предполагает предоставления такого же пакета документов, как и при оформлении, но вместе с оригиналом действующей лицензии.

Также необходимо будет заполнить заявление по установленной форме. После чего останется только оплатить госпошлину, размер которой будет зависеть от изменяемых данных.

Прекращение и приостановление

Приостановление лицензии может произойти в нескольких случаях:

  • при выявлении нарушений и несоответствии государственным требованиям;
  • по желанию перевозчика.

В случае принудительного приостановления перевозчику предоставляется до шести месяцев на исправление. После этого он обязан уведомить лицензионный орган об исправлении. В ином случае лицензия на перевозку будет аннулирована.

Также аннуляция лицензии произойдет после ликвидации предприятия.

Штрафы и наказания за работу без документа

В случае осуществления перевозок без наличия лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность.

В первую очередь нарушителя ожидает денежный штраф. Исходя из статьи 14.1.2 КоАП сумма штрафа следующая:

  • граждане и должностные лица будут вынуждены заплатить 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели лишатся 100 тысяч рублей;
  • а наиболее жестокий штраф ждет юридических лиц — 400 тысяч рублей.

При повторном нарушении помимо штрафа юридическому лицу могут остановить предпринимательскую деятельность на срок до трех месяцев, а граждан и индивидуальных предпринимателей могут лишить транспортного средства.

О штрафах и наказаниях при работе без медицинской лицензии подробно в статье по ссылке.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • если деятельность без лицензии нанесла крупный ущерб. При этом неважно кому он был нанесен: государству, какому-либо предприятию или организации или же простым гражданам;
  • если действия без лицензии связаны с другой незаконной деятельностью, получающей доходы в крупных размерах.

Наказание же за это может быть следующим:

  • до шести месяцев лишения свободы;
  • до 480 часов обязательных работ;
  • штраф размером до 300 тысяч рублей (либо в размере дохода за двухлетний срок).

В случаях, когда преступление совершено в первый раз, нарушителя могут освободить от уголовной ответственности. Однако произойти это может только при следующих условиях:

  • если преступник полностью возместит ущерб, который он причинил другим лицам, а также перечислит в бюджет денежное возмещение, которое пятикратно превышает нанесенный ущерб;
  • полное перечисление в бюджет всех доходов, которые были получены от незаконной деятельности предприятия, и также его возмещение в пятикратном размере.

Если же незаконный доход причисляется к особо крупным размерам, или преступление было совершено организованной группировкой, то наказание будет следующим:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, или в размере доходов за срок от одного года до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет плюс штраф до 80 000 рублей;
  • принудительные работы — до пяти лет.

Для осуществления пассажирских перевозок необходима специальная лицензия. Получить ее может юридическое или физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель. Чтобы получить лицензию перевозчик должен соответствовать определенным государственным требованиям, в ином случае ему будет вынесен отказ. За оформление и переоформление необходимо платить государственную пошлину. При осуществлении перевозок без лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *