Материальные запасы бюджетного учреждения

Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

К материальным запасам в бюджетных учреждениях относятся:

— предметы, независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения не более 12 месяцев;

— предметы, которые используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ;

— готовая продукция.

Все эти материальные ценности предназначены для использования в процессе деятельности учреждения или для продажи.

Пунктом 49 Инструкции №25н установлено, что все материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости, в которую включается и сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют лишь материальные запасы, которые были приобретены или изготовлены в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае, если иное не предусмотрено НК РФ, оплаченный поставщикам и подрядчикам налог на добавленную стоимость может быть предъявлен к зачету.

Приобретение материальных запасов бюджетными учреждениями осуществляется на основании договоров поставки, которые они заключают с поставщиками, поскольку теперь все бюджетные учреждения наделены правами и обязанностями государственных заказчиков.

Рассмотрим вопрос о порядке заключения договоров поставки более подробно.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №94-ФЗ). Он существенно изменил практику осуществления закупок бюджетными учреждениями. Теперь все заказы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №94-ФЗ, сумма которых превышает 60 000 рублей, должны размещаться только в соответствии с требованиями этого закона.

В соответствии со статьей 10 Закона №94-ФЗ заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров, стоимость которых превышает 60 000 рублей, может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Обратите внимание: в соответствии с требованиями статьи 4 Закона №94-ФЗ, учреждение (получатель бюджетных средств) вправе размещать государственный заказ, если оно уполномочено на это органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом государственной власти местного самоуправления. В случае если учреждение не уполномочено размещать заказы, договор на поставку заключается вышестоящей организацией, и поставка материальных запасов в учреждение осуществляется в порядке централизованного снабжения.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по централизованному снабжению материальными ценностями определен в части IV Инструкции №25н.

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений производятся вышестоящими учреждениями (заказчиками).

Приемка материальных ценностей по централизованному снабжению производится учреждениями в установленном порядке.

Вышестоящее учреждение (заказчик) направляет учреждению — грузополучателю Извещение по форма 0504805 в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком материальных ценностей. К Извещению прилагается копия счета поставщика на отправленные в адрес учреждения (грузополучателя) материальные ценности.

После того, как грузополучатель примет к учету поступившие ценности, он сообщает заказчику о поступлении и отражении в учете этих ценностей, направляя ему второй экземпляр Извещения.

Вышестоящее учреждение (заказчик) производит следующие записи по расчетам с поставщиком за материальные ценности в порядке централизованного снабжения учреждений:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 206 22 560 1 201 016 10 Перечислена предоплата за материальные ценности
1 304 04 340 1 302 22 730 На основании полученных от поставщика документов на отправленные ценности учреждению-грузополучателю
1 302 22 830 1 206 22 560 Отражено уменьшение кредиторской задолженности в счет перечисленных ранее авансов за полученные ценности
1 302 22 830 2 201 01 610, 1 304 05 340 Отражена оплата счета поставщика

Учреждением (грузополучателем) по получении Извещения и копии счета поставщика на отправленные в адрес грузополучателя материальные ценности производятся следующие записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 106 04 340 1 304 04 340 Отражена сумму поступивших материалов или возвратной тары

При отправке поставщику возвратной тары учреждение (грузополучатель) высылает вышестоящему учреждению для расчетов с поставщиком все документы, подтверждающие отправку тары, с указанием ее количества, цены и стоимости.

По этим операциям учреждение (грузополучатель) производит записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 304 04 340 1 105 00 000 Отгружена поставщику возвратная тара

Вышестоящее учреждение (заказчик) по этим операциям производит следующие записи:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
1 206 22 560 1 304 04 340 Получены документы от учреждения (грузополучателя) на отправленную возвратную тару
01 401 01 272 01 304 04 340 Отражена сумму разницы между ценой приобретения тары и ценой, по которой возвращена тара поставщику
2 201 01 510, 1 210 02 440 1 206 22 660 Получены средств за возвратную тару

Если возвратная тара приобреталась в прошлом году, заказчик эту сумму вносит в доход соответствующего бюджета.

Статьей 17 Закона №94-ФЗ предусмотрен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении госзаказов. Он осуществляется путем плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом.

Федеральная налоговая служба в Письме от 25 июля 2006 года №ВЕ-6-17/725@ «Разъяснения по закупкам одноименных товаров (работ, услуг)» приводит соответствующие разъяснения Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ по данному вопросу:

«В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации — Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ (часть 2 статьи 1) право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 60 тысяч рублей.

Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 тысяч рублей.

Принимая во внимание, что определение «одноименные товары» может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 года №23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению».

Как указано в Письме №ВЕ-6-17/725@, статьей 25 Федерального закона от 2 февраля 2006 года №19-ФЗ, введены и вступили в силу с 8 февраля 2006 года, новые статьи 7.29 – 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривают новые размеры штрафов (от 25 до 200 МРОТ) за нарушения условий размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года №24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации» дает следующие разъяснения по вопросу о пределах и порядке реализации государственным или муниципальным учреждением (далее — учреждение) полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности:

«В соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.

Порядок расходования учреждением денежных средств в приведенных случаях регламентирован положениями статей 70 и 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В частности, согласно статье 71 названного Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Применяя данную норму, арбитражные суды при рассмотрении споров должны иметь в виду, что в силу положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов), в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Исходя из пункта 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 4 главы 30) и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону о размещении заказов.

В силу статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (пункт 2 статьи 1 Закона о размещении заказов).

В настоящее время в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 года №1050-У такой размер составляет 60 000 рублей».

Как было уже отмечено, бюджетные учреждения могут приобрести материальные запасы по договору купли-продажи, изготовить собственными силами, получить по договору дарения, при безвозмездной передаче или в результате выбытия основных средств и другого имущества.

Фактической стоимостью приобретаемых по договору купли-продажи материальных запасов складывается из следующих затрат:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— суммы, уплачиваемые за информационные консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

— таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

— суммовые разницы, возникающие до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте;

— транспортные расходы, связанные с доставкой материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

— расходы, связанные с подработкой, сортировкой, фасовкой и улучшением технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием;

— иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения или в результате выбытия основных средств и другого имущества, определяется как сумма их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости их доставки и затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Повторим, что под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Учреждения могут получать материальные ценности в результате безвозмездного поступления от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), от учреждений разных уровней бюджетов, а также от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета. В этих случаях материальные запасы принимаются по фактической стоимости, с учетом затрат на их доставку и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, находящиеся в соответствии с условиями договора в пользовании или распоряжении учреждения, но не принадлежащие ему, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Если стоимость приобретенных материальных запасов определена в иностранной валюте, то для принятия к учету этих запасов, производится пересчет их стоимости в валюту Российской Федерации по курсу Центробанка России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится:

— по фактической стоимости каждой единицы,

— по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе или виду запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Учет материальных запасов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;

0 105 02 000 «Продукты питания»;

0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;

0 105 04 000 «Строительные материалы»;

0 105 05 000 «Мягкий инвентарь»;

0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»;

0 105 07 000 «Готовая продукция».

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

Учет материальных запасов в бюджетных учреждениях производится по их фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением.

В пункте 99 Инструкции (Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция) приведен перечень ценностей, которые относят к материальным запасам учреждения независимо от их стоимости и срока службы. В него, в частности, включены:

  • орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова);
  • бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее);
  • специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);
  • сменное оборудование, многократно используемое в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.;
  • специальная, форменная и спортивная одежда, специальная обувь, вещевое имущество;
  • постельное белье и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.) и иной мягкий инвентарь;
  • временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
  • тара для хранения товарно-материальных ценностей;
  • предметы, предназначенные для выдачи напрокат;
  • готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);
  • оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;
  • материальные ценности специального назначения.

Учет сырья и материалов

К сырью и материалам относят ценности, которые являются основой для изготовления той или иной продукции, входят в ее состав или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. Кроме того, сырьем и материалами считают ресурсы, полностью используемые в процессе деятельности учреждения, выполнения им работ или оказания услуг.

Как и другие виды имущества, в бухгалтерском учете учреждения сырье и материалы подразделяются в зависимости от их вида и назначения. Учреждение обязано отражать на отдельных счетах аналитического учета:

1) запасы, которые относят к особо ценному имуществу (счет 0 105 20 000) с подразделением по следующим кодам счетов аналитического учета:

  • счет 0 105 21 000 — медикаменты и перевязочные средства;
  • счет 0 105 22 000 — продукты питания;
  • счет 0 105 23 000 — горюче-смазочные материалы;
  • счет 0 105 24 000 — строительные материалы;
  • счет 0 105 25 000 — мягкий инвентарь;
  • счет 0 105 26 000 — прочие запасы и материалы, являющиеся особо ценным имуществом.

2) запасы, которые относят к иному движимому имуществу, не являющемуся особо ценным (счет 0 105 30 000), с подразделением по следующим кодам счетов аналитического учета:

  • счет 0 105 31 000 — медикаменты и перевязочные средства;
  • счет 0 105 32 000 — продукты питания;
  • счет 0 105 33 000 — горюче-смазочные материалы;
  • счет 0 105 34 000 — строительные материалы;
  • счет 0 105 35 000 — мягкий инвентарь;
  • счет 0 105 36 000 — прочие запасы и материалы.

3) запасы, которые относят к предметам лизинга (счет 0 105 40 000) с подразделением по следующим кодам счетов аналитического учета:

  • счет 0 105 44 000 — строительные материалы;
  • счет 0 105 46 000 — прочие запасы и материалы.

Конкретные наименования ценностей, которые отражают на соответствующих аналитических счетах, определены пунктом 117 Инструкции. Так, согласно данному пункту к соответствующим видам материалов, в частности, относят:

  • группа «Медикаменты и перевязочные средства» — медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.;
  • группа «Продукты питания» — продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.;
  • группа «Горюче-смазочные материалы» — все виды топлива, горючего и смазочных материалов (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.);
  • группа «Строительные материалы» — все виды стройматериалов (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица, лес круглый, пиломатериалы, фанера, железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.д.); готовые строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем; оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;
  • группа «Мягкий инвентарь» — белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) и т.д.;
  • группа «Прочие материальные запасы» — спецоборудование НИОКР; реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности; хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.); канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.); посуда; возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.); запасные части для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании.

Формирование фактической стоимости сырья и материалов

Материалы отражают в бухгалтерском учете по фактической стоимости. Это сумма всех затрат, связанных с их приобретением. Согласно пункту 102 Инструкции к таким расходам, в частности, относят:

  • суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу) запасов;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
  • таможенные пошлины и другие платежи, связанные с приобретением запасов;
  • вознаграждения посреднических организаций, через которые приобретены запасы;
  • затраты на заготовку и доставку запасов до места их использования, включая страхование доставки;
  • суммы, уплачиваемые за доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов);
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

Если материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения или операциях, не облагаемых НДС, то сумму «входного» налога по ним включают в фактическую стоимость ценностей. В противном случае ее принимают к вычету по правилам, установленным налоговым законодательством (п. 23 Инструкции).

По общему правилу общехозяйственные расходы в фактическую стоимость материалов не включают. Однако это не относится к тем случаям, когда они напрямую связаны с приобретением данных ценностей. В этом случае они учитываются в себестоимости материалов в общем порядке.

Если учреждение проводит централизованные закупки сырья и материалов, то затраты на их заготовку и доставку до складов (включая страхование доставки) могут учитываться в составе текущих расходов организации (счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года») (п. 103 Инструкции). На стоимость материалов они не влияют. Подобный порядок учета данных затрат должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики учреждения.

Стоимость материалов отражают на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам). Если помимо расходов на их покупку учреждение несет дополнительные затраты, включаемые в фактическую стоимость данных ценностей (например на доставку), то сумму данных затрат предварительно собирают на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Их отражают на следующих субсчетах аналитического учета:

  • счет 0 106 24 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к особо ценному имуществу;
  • счет 0 106 34 000 — при формировании стоимости материалов, которые не относятся к особо ценному имуществу;
  • счет 0 106 44 000 — при формировании стоимости материалов, которые относятся к предметам лизинга.

При использовании счета 0 106 00 000 после формирования фактической стоимости материалов все затраты по приобретению этих ценностей списывают в дебет счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (по соответствующим аналитическим счетам).

Как и любое другое имущество, материалы могут быть получены несколькими способами. Например, приобретены за плату, изготовлены силами самого учреждения, получены безвозмездно, приобретены в рамках товарообменных (бартерных) операций, оприходованы в результате разборки и демонтажа основных средств или выявлены в процессе инвентаризации. В зависимости от способа приобретения материалов учреждение и формирует их фактическую стоимость.

Учет материальных запасов при покупке и оценке в рублях

Как мы сказали выше, при покупке материалов их фактическая стоимость складывается исходя из всех затрат на приобретение и ряда других расходов по их доведению до состояния, пригодного к использованию (подработка, сортировка, фасовка и т.д.). В стоимость материалов могут включаться и общехозяйственные расходы, напрямую связанные с приобретением этого имущества, в частности затраты на командировку работника для заключения договора на покупку материалов. При централизованных закупках учетной политикой учреждения может быть предусмотрено отражение расходов на заготовку и доставку материалов в составе текущих затрат организации.

ПРИМЕР
За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС.
Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы на доставку материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
Для заключения договора поставки материалов работник учреждения был направлен в служебную командировку. Расходы на нее с учетом НДС составили 6700 руб., в том числе: суточные — 1300 руб., оплата проезда — 3600 руб., оплата проживания — 1800 руб.
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Ситуация 1

В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

ДЕБЕТ 4 106 24 340 КРЕДИТ 4 302 34 730
— 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

ДЕБЕТ 4 302 34 830 КРЕДИТ 4 201 11 610
— 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

ДЕБЕТ 4 106 24 340 КРЕДИТ 4 302 26 730
— 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (с учетом «входного» НДС);

ДЕБЕТ 4 302 26 830 КРЕДИТ 4 201 11 610
— 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

ДЕБЕТ 4 106 24 340 КРЕДИТ 4 302 22 730
— 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (с учетом «входного» НДС);

ДЕБЕТ 4 302 22 830 КРЕДИТ 4 201 11 610
— 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;

ДЕБЕТ 4 106 24 340 КРЕДИТ 4 208 12 660
— 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику списаны на увеличение стоимости материалов;

ДЕБЕТ 4 106 24 340 КРЕДИТ 4 208 22 660
— 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов;

ДЕБЕТ 4 106 24 340 КРЕДИТ 4 208 26 660
— 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника списаны на увеличение стоимости материалов.

Фактическая стоимость материалов составит:

2 360 000 + 188 800 + 59 000 + 1300 + 3600 + 1800 = 2 614 500 руб.

При отражении фактической стоимости приобретенных материалов в учете учреждения делают запись:

ДЕБЕТ 4 105 26 340 КРЕДИТ 4 106 24 340
— 2 614 500 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов.

Ситуация 2

Материалы приобретены в рамках централизованных закупок. В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов отражаются в составе текущих расходов учреждения.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

ДЕБЕТ 4 105 26 340 КРЕДИТ 4 302 34 730
— 2 360 000 руб. — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС);

ДЕБЕТ 4 302 34 830 КРЕДИТ 4 201 11 610
— 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

ДЕБЕТ 4 109 60 226 (4 109 70 226…) КРЕДИТ 4 302 26 730
— 188 800 руб. — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);

ДЕБЕТ 4 302 26 830 КРЕДИТ 4 201 11 610
— 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

ДЕБЕТ 4 109 60 222 (4 109 70 222…) КРЕДИТ 4 302 22 730
— 59 000 руб. — затраты на доставку материалов до склада учреждения включены в текущие расходы учреждения (с учетом «входного» НДС);

ДЕБЕТ 4 302 22 830 КРЕДИТ 4 201 11 610
— 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации;

ДЕБЕТ 4 109 60 212 (4 109 70 212…) КРЕДИТ 4 208 12 660
— 1300 руб. — расходы на выплату суточных командированному работнику включены в текущие расходы учреждения;

ДЕБЕТ 4 109 60 222 (4 109 70 222…) КРЕДИТ 4 208 22 660
— 3600 руб. — расходы на оплату проезда командированного работника включены в текущие расходы учреждения;

ДЕБЕТ 4 109 60 226 (4 109 70 226…) КРЕДИТ 4 208 26 660
— 1800 руб. — расходы на оплату проживания командированного работника включены в текущие расходы учреждения.

В данной ситуации фактическая стоимость материалов составит 2 360 000 руб. Остальные затраты, связанные с их доставкой и заготовкой, будут отражены в составе текущих расходов учреждения.

Если материалы приобретаются в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, сумму «входного» налога в их фактическую стоимость не включают. Ее принимают к налоговому вычету при соблюдении всех условий, установленных налоговым законодательством. Полученные ценности должны быть оприходованы и по ним должен быть получен правильно оформленный счет-фактура поставщика. Все вышесказанное справедливо и в отношении других расходов по покупке материалов независимо от того, включаются они в их фактическую стоимость или нет.

ПРИМЕР
За счет приносящей доход деятельности учреждение приобрело партию прочих материалов, которые относятся к особо ценному имуществу. Материалы будут использоваться в деятельности учреждения, облагаемой НДС.
Стоимость всей партии материалов составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). Материалы приобретались через посредническую организацию. Стоимость ее услуг составила 188 800 руб. (в том числе НДС — 28 800 руб.). Расходы по доставке материалов до склада учреждения равны 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
В соответствии с учетной политикой учреждения затраты на заготовку и доставку материалов включаются в их фактическую стоимость. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Операции по приобретению партии материалов будут отражены в учете учреждения записями:

ДЕБЕТ 2 210 01 560 КРЕДИТ 2 302 34 730
— 360 000 руб. — учтены сумма «входного» НДС по материалам и кредиторская задолженность перед поставщиком;

ДЕБЕТ 2 106 24 340 КРЕДИТ 2 302 34 730
— 2 000 000 руб. (2 360 000 — 360 000) — учтены затраты на приобретение партии материалов и кредиторская задолженность перед поставщиком (без «входного» НДС);

ДЕБЕТ 2 302 34 830 КРЕДИТ 2 201 11 610
— 2 360 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику материалов;

ДЕБЕТ 2 210 01 560 КРЕДИТ 2 302 26 730
— 28 800 руб. — учтена сумма «входного» НДС по посредническим услугам;

ДЕБЕТ 2 106 24 340 КРЕДИТ 2 302 26 730
— 160 000 руб. (188 800 — 28 800) — затраты на оплату посреднических услуг сторонней организации списаны на увеличение стоимости материалов (без «входного» НДС);

ДЕБЕТ 2 302 26 830 КРЕДИТ 2 201 11 610
— 188 800 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе в оплату посреднических услуг;

ДЕБЕТ 2 210 01 560 КРЕДИТ 2 302 22 730
— 9000 руб. — учтена сумма «входного» НДС по транспортным услугам;

ДЕБЕТ 2 106 24 340 КРЕДИТ 2 302 22 730
— 50 000 руб. (59 000 — 9000) — затраты на доставку материалов до склада учреждения списаны на увеличение их стоимости (без «входного» НДС);

ДЕБЕТ 2 302 22 830 КРЕДИТ 2 201 11 610
— 59 000 руб. — перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе транспортной организации.

Фактическая стоимость материалов составит:

2 000 000 + 160 000 + 50 000 = 2 210 000 руб.

Сумма «входного» НДС по материалам и затратам на их приобретение составит:

360 000 + 28 800 + 9000 = 397 800 руб.

При включении купленного имущества в состав материалов и отражении налогового вычета по НДС в учете делают записи:

ДЕБЕТ 2 105 26 340 КРЕДИТ 2 106 24 340
— 2 210 000 руб. — купленные ценности учтены в составе материалов;

ДЕБЕТ 2 303 04 830 КРЕДИТ 2 210 01 660
— 397 800 руб. — принят к вычету «входной» НДС по материалам и затратам на их приобретение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *