Место местонахождение

Одной из целей регистрации сведений об организации в ЕГРЮЛ является обеспечение доступа к ним другим участникам экономической деятельности, которые заинтересованы в сотрудничестве с этой организацией.

У любой организации должен быть адрес местонахождения, поэтому он входит в число указанных сведений как один из основных идентифицирующих конкретную организацию признаков.

На основании п. 1 и 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Данные, указанные налогоплательщиком при государственной регистрации, включаются в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления.

В пункте 3 ст. 54 ГК РФ отмечено, что в ЕГРЮЛ должен содержаться адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (см. также пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

📌 Реклама

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные в ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

К сведению:

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 указано, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Поэтому допускается, что такой адрес отличается от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).

В Письме Минфина России от 29.05.2019 № 03-12-13/38956 подчеркивается, что если такой адрес является адресом физического лица (например, учредителя), то сведения о нем подлежат включению в ЕГРЮЛ и становятся открытыми и общедоступными.

В письме Минфина России от 06.09.2018 № 03-12-13/63746 отмечается, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является основанием для внесения в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 ФЗ «Об ООО» или п.2 ст. 4. ФЗ «Об АО» ), которая, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного в заявлении о регистрации, а при отсутствии такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Закон связывает местонахождение общества с местом нахождения его исполнительного органа, которым согласно ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) или он же и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

Подача на регистрацию документов, в которых в качестве места нахождения организации указан адрес места жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, не противоречит законодательству. Кроме того, п. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ не препятствуют такому указанию: приведенные нормы регулируют лишь вопросы о назначении жилого помещения и праве юрлица на использование данных помещений только для проживания граждан и не распространяются на отношения по государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения, которые содержатся в документах, представляемых на государственную регистрацию, должны быть достоверными. Однако на практике данное требование зачастую не соблюдается.

При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений о том, на каких основаниях адрес места нахождения может быть признан недостоверным, а в письме ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ указано: «Под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов». Однако данное определение не позволяет установить, что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе юридического лица.

Анализ судебной практики позволяет выявить случаи, когда адрес местонахождения общества признавался недостоверным:

  • если отсутствуют документы, подтверждающие право пользования помещениями по этому адресу.
  • если регистрирующий орган установит, что учредитель общества по данному адресу не зарегистрирован, фактически в помещении не проживает и не имеет на него прав.
  • если в помещении по данному адресу находится другое юридическое лицо, которое не может передать данное помещение в аренду.
  • если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду.
  • если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения, которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества.
  • если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами.

В дополнение к этому следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (вступили в силу с 01.07.2009), регистрирующий орган не вправе проверять формы представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) и содержащиеся в них сведения (за исключением случаев, предусмотренных данным Законом) на предмет соответствия их федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Читайте так же:

  • Список юридических адресов для заключения договоров аренды (Москва).
  • Существенные условия договора аренды нежилого помещения.
  • Объекты аренды. Передача объекта аренды.
  • Срок договора аренды. Государственная регистрация договора аренды.
  • Арендная плата и порядок ее пересмотра.
  • Образец гарантийного письма на юридический адрес.
  • Обзор судебной практики по вопросу определения адреса места нахождения и государственной регистрации при создании ООО.

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать «город Москва» или «городской округ Химки, Московская область» (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ. Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений «юридического адреса» и «фактического адреса» организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия «место нахождения» и «адрес» организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является «юридическим», а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – «фактическим».

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Как следует из п. 2 ст. 51 ГК РФ, в отношениях с другими лицами юридическое лицо не имеет права ссылаться на неверность указанных в ЕГРЮЛ данных, поскольку подразумевается, что эти данные верны, следить за их правильностью должна сама организация. Исключение составляют случаи, когда неверные данные были внесены в реестр в результате чьих-либо неправомерных действий. Если же неверно указанные в реестре сведения (в том числе адрес) стали причиной причинения убытков третьим лицам, придется возместить такие убытки (абз. 3 п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

См. Может ли ООО быть ликвидировано, если оно не находится по юридическому адресу?

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА

В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом.

Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является местом ее нахождения.

Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица.

Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. А понятия «фактический» и «юридический адрес» не содержатся в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения организации считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.

Таким образом, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, т. е. если фактический и юридический адреса не совпадают, то можно порекомендовать внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно если используемые в законодательстве понятия «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.

Однако не все так просто. Понятия «место нахождения» и «юридический адрес» не тождественны! Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются в налоговых инспекциях по юридическому адресу, хотя реально располагаются совершенно в другом месте. Некоторые организации (особенно это было распространено в 1990 гг.) в учредительных документах вообще указывали юридический адрес так: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. И до сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами, устанавливая реальное место нахождения организации с целью проведения налоговой проверки.

Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас в большинстве случаев оно тождественно законодательно используемому термину «место нахождения».

Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, местом нахождения юридического лица согласно указанной норме считается место его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законодательством в учредительных документах юридического лица установлено иное.

В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно быть зафиксировано в его учредительных документах.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» разъяснено, что при разрешении споров, касающихся определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Однако анализ данной статьи показывает, что допускаются изъятия из этого правила и согласно учредительным документам общества местом его нахождения может быть место постоянного нахождения органов его управления или основное место его деятельности.

Сегодня весьма спорным является вопрос: можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос нет однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся.

Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно ст. 288 и 671 ГК РФ жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении организации допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых.

Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, так как генеральный директор – это исполнительный орган организации.

Однако многие суды такую позицию не поддерживают (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 г. № А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу № А19-614/08, ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5349 по делу № А73-6590/2006-38, ФАС Центрального округа от 15 мая 2006 г. по делу № А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговых органов доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

Вопрос о юридическом адресе организации является одним из самых важных в процессе ее регистрации. Как уже говорилось выше, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Эти понятия, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения организации должен быть реальный адрес, по которому размещаются ее офис и орган управления. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе организации как адрес места ее нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание размещения органа управления организацией по этому адресу (договор купли-продажи). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.

Сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно.

Иногда встает вопрос: можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонентского почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу до востребования или с использованием ячеек абонентского почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонентский ящик, но это не идентично указанию почтового адреса.

Так как требование об обязательном наличии почтового адреса – пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонентского ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонентского ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.

Учитывая то, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, а законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу.

Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).

В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, и законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (т. е. места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается в этом случае недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (п. 3.6.1 приложения № 1 к приказу МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. Кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь, содержатся в ЕГРЮЛ (подп, «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации). А любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, необходимо регистрировать.

Если новый юридический адрес организации находится на территории той же налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в эту налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится на территории другой налоговой инспекции, то смена юридического адреса складывается из двух этапов:

– подачи документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой места нахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (см. п. 4 ст. 18 Закона о регистрации).

– снятия с налогового учета в старой налоговой инспекции и постановки на учет в новой налоговой инспекции.

О смене фактического адреса необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.

Сменить почтовый адрес намного проще, чем вместе юридический и фактический адреса. Если почтовый адрес не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию о его смене можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов и контрагентам.

Думается, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь налоговая инспекция почтой отправляет уведомления об уплате налогов, требования об уплате налогов и сборов, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и т. д. А организации важно своевременно получать подобные документы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *