Место реализации рекламных услуг

8.3. Место реализации рекламных и маркетинговых услуг

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Положениями ст. 148 НК РФ установлен порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС.

Так, согласно подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение указанного подпункта применяется, в частности, при оказании рекламных и маркетинговых услуг.

Соответственно, рекламные или маркетинговые услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, объектом обложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации не являются и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются (письма Минфина России от 08.05.2009 № 03-07-08/107, от 17.02.2009 № 03-07-08/36).

При отнесении услуг к рекламным или маркетинговым необходимо руководствоваться нормами Закона о рекламе, а также разъяснением ФНС России, согласованным с Минфином России и доведенным до налоговых органов письмом от 20.02.2006 № ММ-6-03/183@.

При признании расходов на маркетинговые услуги в налоговом учете нужно помнить, что маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

Кроме того, под маркетингом подразумевается деятельность по изучению текущего рынка сбыта.

В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия «маркетинговые услуги».

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности О К 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (далее – ОКВЭД), введенном в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст с 1 января 2003 г., термин «маркетинговые услуги» отсутствует.

Однако указанный выше классификатор содержит понятие «исследования конъюнктуры рынка», которое отнесено к классу 74 «Предоставление прочих видов услуг», группе 74.13, включающей:

– подгруппу 74.13.1 – «исследования конъюнктуры рынка», в частности, изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.

Исследование рынка может предполагать осуществление следующих процедур:

– определение размера и характера рынка;

– расчет реальной и потенциальной емкости рынка;

– анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

– учет специфических особенностей анализа товарного и регионального рынка;

– определение степени насыщенности рынка и т. д.;

– сегментация рынка и определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т. п.;

– исследования мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок;

– наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями и т. д.;

– анализ внешних факторов развития рынка.

Таким образом, в целях применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора на оказание услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 «Предоставление прочих видов услуг» ОКВЭД.

В свою очередь, рекламная деятельность согласно ОКВЭД имеет код 74.40 и предусматривает подготовку рекламы, но при этом не включает:

– полиграфическое исполнение рекламных материалов – код 22.22;

– деятельность по связям с общественностью – код 74.14;

– рекламную фотосъемку – код 74.81;

– подготовку рекламных сообщений для радио, телевидения и кино – код 92;

– деятельность организаторов выставок, ярмарок, конгрессов (выставочная деятельность) – код 74.84.

Что касается определения места реализации в отношении вспомогательных услуг, оказываемых в рамках одного договора на осуществление нескольких видов услуг, то на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг определяется по месту реализации основных услуг (письмо Минфина России от 03.06.2009 № 03-07-08/118).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Потребитель рекламы — это рынкообразующий субъект рынка рекламы, на которого направлена деятельность всей рекламной индустрии. Это заключительное звено всего рекламного процесса. Тем не менее, длительное время потребителю рекламы отводилась пассивная роль элемента аудитории, подвергающейся рекламному воздействию. В современной рекламной практике потребитель рекламы становится активным участником рекламного процесса, выступая в качестве генератора обратной связи. Потребители рекламы являются субъектами рынка рекламы, но они не обязательно могут быть потребителями рекламируемой продукции. И, наоборот, потребители рекламируемой продукции могут не быть потребителями рекламы.

В современной рекламной практике всех потребителей рекламы принято разделять по двум основным группам: индивидуальные потребители и организации. Каждой из этих групп соответствует определенный вид рекламы:

  1. B2C-реклама (B2C образовано от английского словосочетания Business to Consumer — бизнес для потребителя) — потребительская реклама, действие которой направлено на индивидуальных, или так называемых «конечных», потребителей.
  2. B2B-реклама (B2B образовано от английского словосочетания Business to Business — бизнес для бизнеса) — деловая реклама, действие которой направлено на организации и сферу бизнеса.

Среди субъектов рекламного рынка индивидуальные потребители рекламы наименее всего структурированы и организованы. Они различаются своими демографическими, психологическими, социальными, культурными и другими особенностями, у них различные уровни жизни, размеры доходов, целевые установки. Потребители рекламы могут быть условно разделены по своим объективным характеристикам на целевые группы потенциальных потребителей — по полу, возрасту, региону проживания. Теоретически критериев формирования отдельных целевых групп может быть существенно больше — например, в качестве критериев могут выступать уровень потребления, уровень доходов, семейное положение, образование, вид деятельности и многие другие. Как правило, те или иные особенности потребителей в полной мере учитываются рекламными агентствами при создании рекламы.

Признание потребителей в качестве некоей общности обусловило их деление на определенные сегменты. Сегментация потребителей осуществляется по типообразующим признакам (факторам) и учитывает определенные зависимости между ними. Сегментация проводится с целью выявления и описания конкретных групп (типов) потребителей, предъявляющих различные требования к потребительским свойствам товаров, услуг или других предложений. В основе сегментации лежит ориентация не на усредненного потребителя, а на конкретную группу потребителей, имеющих сходные социально-экономические условия, мотивацию поведения и целевые установки. Сегментация предусматривает построение общей схемы дифференциации потребителей с последующим ее уточнением в зависимости от конкретных целей. В рамках этой схемы потребители рекламы сегментируются — подразделяются на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и поведении. Стратегическая цель сегментирования состоит в том, чтобы реклама максимально эффективно привлекала желательный целевой сегмент потребителей.

После определения целевых групп потребителей разрабатываются стратегические подходы рекламы по отношению к ним. Существует два типа таких подходов: стратегия концентрации и стратегия дифференциации. Стратегия концентрации — это выбор единственного сегмента: одной целевой группы потребителей, для которой разрабатывается рекламная программа; стратегия дифференциации — это выбор нескольких сегментов, возможно с наличием у каждого отдельной рекламной цели.

На территории Российской Федерации не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции. Названное требование установлено ч. 10.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) и распространяется только на рекламу информационной продукции. Иными словами, на рекламу других товаров или услуг упомянутое требование не распространяется. Поэтому прежде всего необходимо определиться с тем, что понимать под информационной продукцией.

Понятие информационной продукции дано в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Это предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для элект­ронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в Интернете) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

В данном случае указанный в рекламе финансовых услуг сайт не является самостоятельным объектом рекламирования, а представляет собой только источник информации о финансовых услугах. Поэтому такую рекламу нельзя считать рекламой информационной продукции.

Финансовые услуги сами по себе не подпадают под понятие информационной продукции. Следовательно, требования Закона о рекламе об указании категории информационных услуг к финансовым услугам неприменимы и не распространяются на рекламу таких услуг. Приведенная точка зрения соответствует мнению специалистов ФАС России, высказанному в письме от 14.12.2012 № АЦ/42338/12 «О размещении в рекламе категории информационной продукции».

В то же время напоминаем, что реклама финансовых услуг должна соответствовать общим требованиям, содержащимся в Законе о рекламе, а также специальным требованиям, установленным ст. 28 данного закона. В частности, реклама финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности дея­тельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *