Методические объединения в школе

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Председатель методического объединения (МО) школы назначается и освобождается от должности директором школы. Председатель МО должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 5 лет.

Председатель методического объединения подчиняется заместителям директора и директору школы.

В своей деятельности председатель МО руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органами управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локальными и правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора, трудовым договором (контрактом).

Председатель методического объединения работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному в соответствии с учебной нагрузкой и данными функциональными обязанностями.

Председатель методического объединения планирует работу на каждый учебный год исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образования и директором школы.

Основными направлениями деятельности председателя методического объединения

являются:

— составление плана работы МО на год;

— текущее планирование деятельности МО;

— координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;

— отслеживание качества профессиональной деятельности учителей МО;

— организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, «круглые столы», творческие отчёты и т.п.)

— проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей школы;

— изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов, в воспитательной работе и выработка на их основе рекомендаций для учителей и классных руководителей МО;

— анализ результатов образовательной и воспитательной деятельности;

— организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными классными руководителями.

Председатель МО выполняет следующие должностные обязанности:

— организует текущее и перспективное планирование работы МО и своей деятельности (годовой и месячный планы работы, циклограмма работы, перспективный и годовой планы повышения квалификации и прохождения аттестации учителями МО) и после согласования его с заместителями представляет на утверждение директору школы);

— посещает уроки и внеклассные мероприятия, анализирует их и доводит результаты до сведения учителей и классных руководителей МО;

— обобщает информационно-аналитические материалы по вопросам деятельности МО и 2 раза в год (в декабре, мае) готовит обобщённый аналитический материал и представляет его заместителю директора по УBP;

— обеспечивает методическую помощь учителям и классным руководителям в освоении инновационных программ и технологий, овладении методикой подготовки и проведения общешкольных мероприятий (олимпиады, конкурсы и т.д.);

— организует методическую помощь учителям и классным руководителям в работе с различными группами учащихся;

-участвует в работе совещаний и планёрок у заместителей директора школы и информирует об итогах деятельности МО учителей и классных руководителей.

Председатель МО имеет право в пределах своей компетенции:

— вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей и председателей МО;

— доводить и давать обязательные для исполнения указания учителям МО и МО классных руководителей;

— посещать любые мероприятия, проводимые учителями и классными руководителями для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля качества их проведения;

— представлять учителей и классных руководителей за успехи в работе, активное участие в инновационной и научно — исследовательской деятельности к награждении. И поощрению директором школы;

— получать от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной и воспитательной деятельности;

— обмениваться информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с администрацией и педагогическими работниками других образовательных учреждений района и города;

— обращаться за консультациями по проблемам образовательной и воспитательной деятельности к методистам, в подразделения высших учебных заведений в интересах совершенствования своей работы;

— повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом

С должностными обязанностями ознакомлена:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усожская средняя общеобразовательная школа

Положение о методическом объединении учителей-предметников

1. Общие положения

1.1.Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы, осуществляющим учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и внеурочную работу по одному или нескольким учебным предметам.

1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В образовательном учреждении (далее – ОУ) может также создаваться методическое объединение классных руководителей и т. п.

1.3. Количество методических объединений и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора.

1.4. Методические объединения создаются, реорганизуются и ликвидируются директором по представлению заместителя директора по УВР.

1.5. Методические объединения подчиняются непосредственно заместителю директора по УВР.

1.6. В своей деятельности методическое объединение руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, а также Уставом и локальными правовыми актами, приказами и распоряжениями директора.

2. Задачи и направления деятельности методического объединения

2.1. Методическое объединение как структурное подразделение создается для решения определенной части задач, возложенных на ОУ. Работа методического объединения нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на этой основе – на улучшение образовательного процесса.

2.2. В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

  • выбор школьного компонента, разработка соответствующего образовательного стандарта;

  • отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;

  • утверждение индивидуальных планов работы по предмету;

  • анализ программ элективных курсов, авторских программ и методик;

  • утверждение аттестационного материала для промежуточной аттестации в переводных классах;

  • ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;

  • работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья школьников в процессе изучения образовательных дисциплин;

  • взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;

  • организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных разделов программ;

  • изучение актуального педагогического опыта;

  • экспериментальная работа по предмету;

  • организация исследовательской деятельности обучающихся по смежным образовательным дисциплинам;

  • выработка единых требований в оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;

  • разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачетная и т. д.);

  • ознакомление с методическими разработками по предмету, анализ методики преподавания предмета;

  • отчеты о профессиональном самообразовании, работа педагогов по повышению квалификации в институтах (университетах), отчеты о творческих командировках;

  • организация и проведение предметных недель (декад и т. д.) в ОУ; организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, конкурсов, смотров; организация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные и элективные курсы, кружки, секции и др.);

  • работа по укреплению материальной базы и приведению средств обучения, в т. ч. учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие с современными требованиями к образованию.

2.3. Методическое объединение:

  • проводит первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы;

  • изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;

  • организует внеклассную деятельность обучающихся по предмету;

  • принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;

  • организует разработку методических рекомендаций для обучающихся и их родителей в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда;

  • рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;

  • организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями;

  • разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение.

3. Основные формы работы методического объединения

Основными формами работы методического объединения являются:

3.1. Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания обучающихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.

3.2. Круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.

3.3. Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся.

3.4. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.

3.5. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.

3.6. Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта.

3.7. Проведение предметных и методических недель.

3.8. Взаимопосещение уроков педагогами с последующим анализом проблем и рекомендациями по решению выдвинутых проблем обучения и воспитания.

4. Порядок работы методического объединения

4.1. Возглавляет методическое объединение руководитель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов, по согласованию с членами методического объединения.

4.2. Работа методического объединения проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем методического объединения, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается методическим советом.

4.3. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте проведения заседания председатель методического объединения обязан поставить в известность заместителя директора по УВР.

4.4. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах заседания методического объединения. Рекомендации подписывает председатель методического объединения.

4.5. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических объединений, на заседания необходимо приглашать их руководителей (учителей).

4.6. Контроль деятельности методических объединений осуществляет директор, его заместитель по учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля.

5. Документация методического объединения

К документации методического объединения относятся:

  • положение о методическом объединении;

  • банк данных об учителях методического объединения: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон);

  • анализ работы за прошедший учебный год;

  • задачи методического объединения на текущий учебный год;

  • тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год;

  • план работы методического объединения на текущий учебный год;

  • сведения о темах самообразования учителей методического объединения;

  • перспективный план аттестации учителей методического объединения;

  • график прохождения аттестации учителей методического объединения на текущий год;

  • перспективный план повышения квалификации учителей методического объединения;

  • график повышения квалификации учителей методического объединения на текущий год;

  • график проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или председатели методических объединений; цель: предупреждение перегрузок обучающихся — не более одной контрольной работы в день);

  • график административных контрольных работ на четверть;

  • график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями методического объединения (утверждается директором);

  • материалы актуального педагогического опыта учителей;

  • протоколы заседаний методического объединения.

6. Права методического объединения

Методическое объединение имеет право:

  • готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда;

  • выдвигать предложения об улучшении учебного процесса;

  • ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;

  • ставить вопрос перед администрацией о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;

  • рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;

  • обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания обучающихся к заместителям директора ОУ;

  • вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей;

  • выдвигать от методического объединения учителей для участия в профессиональных конкурсах.

Методическая работа в школе сегодня – это традиции и новации, это прежде всего система от диагностики уровня компетенции, затруднений в деятельности учителя до реального результата, это новая структура и обновленное содержание, это новые формы активного обучения. Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики

Методическая работа в школе является целостной системой, основанной на трех китах: достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения. Вся эта целостная система взаимосвязанных между собой мер, действий и мероприятий должна быть направлена на повышение уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что несомненно приведет к более отдаленному результату – развитию личности ребенка.

Известно шутливое выражение, что таланты обычно живут в соседнем городе или работают в соседней школе. Человечество действительно страдает дальнозоркостью и не умеет замечать собственных Ньютонов, а посему старается искать что-либо на стороне, не доверяя собственному вкусу и скорее следуя педагогической моде. Одной из важных задач и администрации школы и методических объединений является не просто поиск наилучших образцов педагогического опыта, но сознательное постоянное «выращивание» педагогов, способных и желающих познать интерес и радость от поисковой, исследовательской работы. Двойственная ситуация видится в том, что каждый учитель, не потерявший интереса к своей профессии, нуждается в изучении и использовании чужого педагогического опыта, но потребности в оформлении своего опыта у него, как правило, нет. Поэтому создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта выступает как одна из главных задач внутришкольного управления.

Педагогический поиск возникает как диалектическая потребность учителя к совершенствованию собственной деятельности. Цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности уже через несколько лет работы делит учителей на тех, кто спокойно двигается по накатанной дорожке, использует старые приемы, планы уроков, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до среднего уровня, и других – непокорных, неспокойных, ищущих, постоянно вносящихся что-то новое, что на самом деле и является важнейшим доказательством истинного профессионализма.

Педагогический поиск обязательно сопряжен с проведением исследований, причем в основе этой деятельности должны лежать следующие принципы:

  • Не навреди;
  • Новое еще не значит хорошее;
  • Не бросайся традициями, они еще пригодятся
  • Сначала читай и думай, потом советуйся, потом потихоньку двигайся, анализируя и оценивая каждый шаг;
  • Помни, что идей всегда больше, чем пользы.

Являясь членом предметного методического объединения, учитель может постоянно обмениваться результатами своей работы с коллегами, совместно решать возникающие проблемы через свой предмет, вырабатывать общие подходы и критерии по единой педагогической теме применительно к предмету, создавать предметную педагогическую продукцию.

Основными задачами методических объединений в настоящее время можно считать следующие:

  1. Повышение уровня педагогических знаний.
  2. Изучение и использование в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания.
  3. Помощь молодым специалистам.
  4. Повышение уровня педагогического мастерства учителей.
  5. Создание условий и привитие интереса к самообразованию.
  6. Формирование устойчивых профессиональных ценностей и взглядов.
  7. Изучение и использование на практике современных способов диагностирования ученической успешности.
  8. Изучение и использование на практике современных методик воспитания.
  9. Поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.
  10. Организация информационного обеспечения педагогов.

Структура организации педагогической и методической работы в школе выглядит примерно следующим образом:
1-й уровень. Методический совет школы во главе с заместителем директора.

2-й уровень. Предметные и межпредметные методические объединения, проблемные лаборатории, школьное научное общество, педагогический клуб.

3-й уровень. Педагогические инициативные практико-ориентированные, научно-практические малые группы и собственно педагоги.

Вся работа строится на основе следующих принципов:

  • Делегирование сверху вниз самых широких прав и возможностей учительским общественным объединениям.
  • Реализация принципа управления успехом и стимулирование и поддержка активной общественно-педагогической и методической деятельности.
  • Демократический характер функционирования и деятельности общественно-педагогических формирований.

Организация методической работы в школе должна строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе.

Создание не показной, неформальной деятельности методических объединений с точным осмыслением того, чем они могли бы заниматься, как организовать эту работу, как сделать ее полезной, заметной – эта задача должна постоянно решаться администраций школы, но обязательно совместно с педагогами. Методическое объединение создается в таком составе и при таком наборе предметов, которые с точки зрения педагогов необходимы и достаточны для успешной работы. Традиционно – это методические объединения учителей начальных классов, гуманитарных дисциплин, естественно-научного цикла, иностранного языка и классных руководителей. На экране вы видите примерную структуру плана работы методического объединения.

Основными критериями оценки результатов работы методических объединений в школе можно считать следующие:

  • Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью.
  • Положительный психолого-педагогический климат.
  • Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  • Овладение современными методами обучения и воспитания.
  • Хорошо организованный процесс обучения и воспитания.
  • Положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся.
  • Своевременное распространение передового педагогического опыта.
  • Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
  • Качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

Успешность методической работы неразрывно связана с учебно-воспитательным процессом. Таким образом, если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы. И это означает, что не числом, не деятельностью вообще, не единой формальной методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями хороша работа администрации и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельностью. Оценивается эффективность методической работы не по числу проводимых в образовательном учреждении методических мероприятий, разнообразию форм и методов работы с учителем, а по уровню профессиональной компетентности педагогического коллектива, от которого зависит и решение задачи – развития личности ученика – выпускника данного образовательного учреждения.

Поскольку целью методической работы является повышение уровня профессиональной компетентности учителя, становление его как педагога-профессионала, хотелось бы обратиться к определению. Профессиональную компетенцию можно рассматривать, как согласованность в труде учителя различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем развитие личности ученика.

Компетентность – это многоаспектная характеристика педагога, включающая в себя профессионально-личностный (способности к педагогической деятельности, качества личности), образовательный (теоретические знания: предметные и методологические) и деятельностный (практические умения) аспекты.

Все аспекты компетенции педагога должны стать основой содержания методической работы в школе. За 60 с лишним лет существования методическая служба в образовании России претерпела значительные изменения. Они коснулись всех компонентов ее характеристики: целей, содержания, организованных и дидактических форм, методов и приемов, результативности.

Методическая работа в школе сегодня – это традиции и новации, это прежде всего система от диагностики уровня компетенции, затруднений в деятельности учителя до реального результата, это новая структура и обновленное содержание, это новые формы активного обучения. Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета, оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры учителя в целом.

Основными направлениями работы методических объединений являются: подготовка материалов для контрольных и диагностических процедур; работа над единой методической темой; проведение различных педагогических мероприятий, подготовка всевозможных отчетных документов; проведение различных мероприятий.

Поэтому при планировании работы методических объединений необходимо ставить во главу угла реальные запросы и интересы педагогов.

В течение 2-х лет у нас работала творческая группа. Учителя, входящие в эту группу, обучающиеся основам педагогической режиссуры, преподавали разные учебные предметы и работали в разных классах.

Поскольку учитель это, по большому счету, и автор сценария педагогического процесса, и руководитель его постановки, и актер-участник действия, и критик-аналитик процесса и результата, и, поскольку все вместе это и есть РЕЖИССУРА, то основы профессионализма учителя автор данной концепции представляет как «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЖИССУРЫ».

Педагогическая режиссура строится на стыке таких направлений как педагогика, театральная режиссура, педагогическая валеология, практическая психология.

Педагогическая режиссура является профессиональной основой любой методики. Именно поэтому она необходима и дошкольному педагогу, и учителю начальных классов, и всем предметникам.

Если говорить об утилитарной цели педагогической режиссуры (для учителя), то она определяется словом «КАК?!», а содержание программы (любой, в том числе и базовой) – это «ЧТО».

Если говорить о сверхзадаче педагогической режиссуры – это, безусловно, развитие творческой индивидуальности как ученика, так и учителя. Это развитие того, что дано человеку от природы. Школьная программа становится не целью, а средством, тем материалом, из которого строится творческий тренинг. Тренинг способности к выживанию в постоянно меняющемся мире, тренинг радостного общения, тренинг, формирующий психическое и физическое здоровье. Итогом такой педагогики, как для ученика, так и для учителя является активное созидание себя как личности и себя как части мира.

Концепцию педагогической режиссуры породили острые, и, казалось бы, на сегодняшний день неразрешимые проблемы традиционной школы. Воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад». Цели урока для любого учителя, казалось бы, всегда самые добрые: дать знания. Дать как можно больше, как можно глубже и как можно интереснее. НО ДАТЬ! – позиция, формирующая пассивного потребителя. В этом заключается парадоксальное несоответствие цели отдельного урока и цели образования.

Декларативная цель образования – гармоническое развитие. Однако, реальная цель урока, через которую, в основном, и происходит процесс образования, всегда одна – дать программный материал. Да вот беда – брать не хотят! А насильно мил не будешь. И чем активнее стремление учителя дать, тем активнее сопротивление учеников.

По сути, идет скрытая, неосознанная война, в результате которой, и та и другая стороны теряют самое ценное, что у них есть – здоровье. В результате здоровых и среди учеников, и среди учителей практически нет, а всех знаний от 11 лет обучения у среднего выпускника остается не более 5 – 6%. Несоответствие декларируемой цели образования и реальной цели урока ведет к двусмысленному определению профессиональности учителя.

Подавляющее большинство учителей в традиционной школе используют на уроке вербальный язык как основной. Они сами говорят около 70%, отведенного для урока времени. Они слишком активны и этим парализуют активность учеников. С другой стороны, предполагается, что главным воспринимающим каналом должен быть аудио канал (ребенок обязан слушать). А ученик по своей природе невербал и кинестетик и он воспринимает мир через ощущения и движение. Он жаждет активности.

Это основное несоответствие способа обучения и природы ребенка. Общение происходит на разных языках. Если вообще – происходит. И все проблемы непослушания и дисциплины во многом есть элементарная природная блокировка организма ребенка против чуждого, неприемлемого на подсознательном уровне способа воздействия на него.

Этот глобальный для традиционной школы парадокс является кардинальным в переосмыслении труда учителя и его профессионализма.

Педагогическая режиссура учит грамотности в этих вопросах. Она дает понятие о доминирующих сенсорных каналах, дает практические приемы определения доминант, вскрывает причины некоммуникабельности учителя и ученика.

Концепция педагогической режиссуры ломает стереотипы традиционного мышления учителя-командира и дает пути профессионального совершенствования.

Учителя в процессе занятий с Евгением Владимировичем изучали систему игровых упражнений, которые тренируют у ребят способность активно концентрировать внимание,

осязание, воображение, творческую фантазии. Большое внимание на занятиях было уделено развитию эмоциональной сферы ребенка. Игровой способ общения – невербальный. Активность ребят достигается такая, что любое отвлечение, любое слово, любой посторонний звук или жест становится неуместным, мешающим. Отсюда необычайная эффективность каждого занятия.

Концентрированность на игровой задаче не провоцирует ни единого лишнего звука. Все упражнения идут в максимальном напряжении слухового внимания (с этого начинается система), и слух ребенка ловит только то, что задается игрой – упражнением.

Вся прелесть данной системы в том, что игровой тренинг проводится на утилитарно-полезном для учителя программном материале. Играя, дети не замечают, как заучивают то, что нужно. Поскольку в игру включается вся эмоциональная сфера ребенка, а эмоции, как правило, положительные, то информации закрепляется позитивными подсознательными «якорями». Она внедряется в клеточную память надолго.

Педагогическая режиссура рассматривает особенности составляющих компонентов. Совсем на все равно как стоит мебель, как сидят ученики, как они перемещаются в течение занятий, где находится учитель. Учителям, как правило, некогда заниматься такой мелочью, как «мизансцена». Педагогическая «сценография» является неотъемлемой частью педагогической режиссуры. Владение мизансценированием венчает профессионализм педагога, его творчество и его культуру. Это умение приводит к пониманию, что педагогика – это движение. И движение не какое попало, а выстроенное, подчиненное единой сверхзадаче.

Надо отметить, что уроки в стиле педагогической режиссуры интересны учащимся, познавательны, но не все уроки возможно провести в данной технологии, т.к. есть знания и умения, которые требуют приложения волевых усилий, да не редко и элементарного менторства.

Поэтому учитель должен уметь ориентироваться в огромном море уроков и технологий, в связи с этим я предлагаю посвятить следующую тему «проблеме урока».

«Принято”

на педагогическом совете школы

протокол №1

от 29 августа 2011 года

«Утверждено”

директор школы: Верхотуров С.Р.

приказ № 01-13/138(а)

от 29.08. 2011 года

ПОЛОЖЕНИЕ

о методическом объединении учителей

Общие положения

1.1. Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим руководство учебно-воспитательной, методической, внеклассной и внеурочной работы.

1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному учебному предмету или такого же количества педагогов по нескольким учебным предметам одной образовательной области.

1.3. Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора школы.

1.4. Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю директора по УВР.

1.5. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента России, решением Правительства РФ, органов управления образованием, а также уставом, приказами и распоряжениями директора.

2. 3адачи методического объединения

В работе методического объединения через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

— обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

— освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

— создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

— изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

— обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

3. Содержание и основные формы деятельности методического объединения

3.1. В содержание деятельности методического объединения входят:

— изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

— отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом вариативности и разноуровневого их преподавания;

— анализ авторских программ и методик учителей;

— утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов) определенной ступени образования;

— проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;

— организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализом достигнутых результатов;

— выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ;

— обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении;

— методическое сопровождение обучающихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;

— организация работы по накоплению дидактического материала;

— ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;

— проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации;

— организация и проведение предметных недель в школе;

— работа по активизации творческого потенциала учителей.

3.2. Основными формами работы методического объединения являются:

— заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;

— круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;

— творческие отчеты учителей;

— открытые уроки и внеклассные мероприятия;

— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

— предметные недели;

— взаимопосещение уроков;

4. Организация деятельности методического объединения

4.1. Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя и секретаря.

4.2. Руководитель методического объединения:

— планирует работу методического объединения;

— оказывает методическую помощь молодым специалистам;

— участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и навыков обучающихся;

— контролирует проведение и подписывает протоколы заседаний методического объединения;

— участвует в работе школьной аттестационной комиссии.

— контролирует и анализирует рабочие программы предметников

4.3. Секретарь методического объединения ведет протоколы его заседаний.

4.4. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть. 5. Права и обязанности методического объединения

5.1. Методическое объединение имеет право: выражать пожелания руководству школы при распределении учебной нагрузки;

— вносить предложения об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков и т.д.;

— требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического объединения всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией;

— проводить конкурсы профессионального мастерства, смотры учебных кабинетов.

5.2. Каждый участник методического объединения обязан:

— участвовать в заседаниях методического объединения;

— стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;

— знать тенденции развития методики преподавания предмета;

— владеть основами самоанализа педагогической деятельности;

— своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;

— активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету и др.).

6. Документация методического объединения

6.1. К документации методического объединения относятся:

— приказ директора школы о создании методического объединения;

— приказ о назначении на должность руководителя методического объединения;

— положение о методическом объединении;

— анализ работы методического объединения за прошедший учебный год с указанием:

— степени выполнения плана работы методического объединения;

— самого существенного и ценного опыта методического объединения и отдельных учителей;

— оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету;

— оценки результатов предметных олимпиад (в динамике за несколько лет);

— анализа проведения открытых уроков;

— итогов взаимопосещения уроков;

— состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию;

— причин неудач в работе методического объединения и отдельных педагогов (если таковые имелись).

— план работы методического объединения в новом учебном году;

— банк данных об учителях, входящих в методическое объединение

— план работы с молодыми учителями;

— план проведения предметной недели или декады;

— сведения о темах самообразования учителей, входящих в методическое объединение;

— график проведения открытых уроков;

— сведения о предметных кружках и факультативах, которые ведут члены методического объединения;

— график проведения административных контрольных работ;

— график повышения квалификации учителей;

— протоколы заседаний методического объединения.

6.2. Анализ деятельности методического объединения представляется администрации школы в конце учебного года, план работы на год – в начале учебного года (в соответствии с графиком административного контроля).

Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов

1. Общие положения

1.1. Методическое объединение учителей начальных классов – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом.

1.2. Члены методического объединения: учителя первых – четвертых классов.

1.3. Методическое объединение учителей начальных классов взаимодействует с методическими объединениями учителей-предметников.

2. Задачи методического объединения учителей начальных классов

2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.

2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

2.3. Овладение педагогическим составом начальной школы различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.

2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

2.6. Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы.

3. Функции методического объединения учителей начальных классов

3.1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и обучающихся.

3.2. Координация учебно-воспитательной деятельности классов начальной школы и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.

3.3. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов, форм учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.

3.4. Организация изучения и освоения современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.

3.5. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний, графиков.

3.6. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта коллектива школы, а также коллективов других школ.

3.7. Оценивание работы коллектива, ходатайствование о поощрении членов методического объединения.

3.8. Организация повышения квалификации педагогов.

4. Документация методического объединения начальных классов

4.1. Положение о методическом объединении начальной школы.

4.2. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за учебный год.

4.3. Годовой план с целями и задачами работы, поставленными с учетом тем по самообразованию учебного заведения, начальной школы и персональных тем учителей и воспитателей.

4.4. Графики проведения заседаний методического объединения.

4.5. Протоколы заседаний методического объединения.

4.6. Графики проведения срезовых (проверочных) работ в начальной школе.

4.7. Аналитические материалы по итогам проверки тематического административного контроля.

4.8. Графики взаимопосещения уроков учителями.

4.9.. Материалы «методической копилки» учителей школы.

4.10. Сведения о работе молодых специалистов и их наставников.

4.11. План работы с молодыми специалистами.

5. Функции руководителя методического объединения учителей начальной школы

5.1. Руководитель методического объединения учителей начальных классов избирается сроком на один учебный год в августе на вводном заседании методического объединения учителей начальной школы.

5.2. Руководитель методического объединения учителей начальных классов отвечает:

за планирование, подготовку, проведение и анализ деятельности методического объединения;

пополнение «методической копилки» учителей начальных классов;

своевременное составление документации о работе методического объединения и проведенных мероприятиях;

проведение заседаний методического объединения;

проведение мероприятий по повышению профессионального мастерства учителя (посещение уроков, повышение квалификации, обучение на семинарах, работу над темой по самообразованию);

повышение профессионального теоретического и практического уровня членов методического объединения;

выполнение членами методического объединения своих функциональных обязанностей;

совершенствование подготовки к урокам.

5.3. Руководитель методического объединения учителей начальных классов организует:

взаимодействие учителей начальных классов и учителей-предметников с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса;

открытые мероприятия, семинары, конференции, заседания методического объединения;

изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальных классов;

консультации по вопросам учебно-воспитательной работы учителей начальных классов.

5.4. Руководитель методического объединения учителей начальных классов координирует планирование, организацию и педагогический анализ мероприятий учителей начальных классов.

5.5. Руководитель методического объединения учителей начальных классов содействует становлению и развитию системы учебно-воспитательного процесса в школе.

5.6. Руководитель методического объединения учителей начальных классов участвует в экспериментальной работе по внедрению современных образовательных технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *