Методы государственного контроля

К вопросу о методах государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

7.9. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Беликов А. П.

Адъюнкт Академии управления МВД России, кафедры «Организации финансово-экономического и тылового обеспечения»

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Статья посвящена актуальной теме исследования методов государственного финансового контроля. Особое внимание автор уделил глубокому изучению вопросов классификации методов государственного финансового контроля, с помощью которых достигаются цели контрольных мероприятий.

Многогранность задач и функций государственного финансового контроля определяет и разнообразие способов его проведения. Так, для некоторых ситуаций достаточно контроля финансовой отчетности и документации, а для других необходим анализ всей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Чем разнообразнее будет набор методов контроля, тем выше будет качество и эффективность контрольных мероприятий1.

К основным методам государственного финансового контроля традиционно, различные авторы относят ревизию, проверку и анализ, забывая при этом об инвентаризации.

Права Е.Е. Курочкина, утверждая, что: «…применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансово-контрольную деятельность, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольного действия»2.

Так, Н.И. Химичева отмечает, что: «Основной метод государственного финансового контроля — ревизия (от лат. ге\ЧБЮ — пересмотр), т.е. наиболее глубокое, полное всестороннее обследование финансовохозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности»3.

Имеется и другое мнение, созвучное с нашей точкой зрения, данное специалистом-практиком Л.Н. Овсянниковым, согласно которому «. ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций4.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии полные и выборочные. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. По характеру материала, на основе которого производятся ревизии, они подразделяются на документальные и фактические (рис. 1)5.

1 Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Государственный финансовый контроль: курс лекций. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 174.

2 Курочкина Е.Е. Проблемы совершенствования механизма финансово-контрольной деятельности Российского государства. Дис. … к. ю. н. — СПб., 2006. С. 22.

3 Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. С. 147.

4 Овсянников Л.Н. Ревизия сегодня и завтра. // Финансы. -1997, № 4. С. 52.

5 Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 60-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беликов А.П.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

«Проверка осуществляется, — пишут М.Е. Карато-нов и И.А. Цинделиани, — по отдельным вопросам в финансовой и хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов (например, проверка целевого использования бюджетных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности). В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий» .

Нам представляется наиболее убедительной позиция Н.П. Ефимовой, считающей что: «… проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица»7.

Мы придерживаемся позиции, согласно которой проверки подразделяются на комплексные, тематические и счетные (рис. 2).

Анализ (от гр. — analysis) — прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты (по его признакам, свойствам, отношениям). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого (комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности юридического лица с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и изыскания внутрихозяйственных резервов)8.

Нам представляется наиболее убедительной позиция А.Л. Полищука, который считает, что аналитическая процедура является неотъемлемой частью любой контрольной работы — сбор данных осуществляется посредством аналитических процедур.

При этом, как отмечает А.Л. Полищук, в результате анализа формируется оценка достоверности проверяемого объекта учета. Данная оценка является косвенным свидетельством, на основе которого принимается решение о необходимости применения определенных контрольных процедур, в большей степени ориентированных на получение прямых свидетельств, если эта необходимость вытекает из предварительного анализа, учета и контроля.

Особое значение анализ имеет на ранних стадиях проверки, в том числе при планировании контроля. На данном этапе планируются временные рамки, глубина проверки фактического материала, намечаются процедуры, которые целесообразно применить для эффективного выполнения задач контроля.

Цель анализа реализуется в форме решения конкретной управленческой задачи, поставленной перед контролем. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Примером аналитических задач могут быть: анализ ликвидности баланса, анализ финансового состояния и платежеспособно-

Комплексные

Представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации при участии в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности учреждения по широкому кругу вопросов.

Проверки

1 г

Темати ческие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Используются для контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых организациями. Также применяются государственными органами при контроле за целевым использованием бюджетных средств и выполнением федеральных целевых программ; возвратом государственных кредитов.

Напр

Счетные

ление достоверности бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности. Данные проверки обычно проводятся после сдачи бухгалтерской отчетности подразделениями налоговых органов, контролирующими платежи юридических лиц по налогу на прибыль.

Рис. 2. Классификация проверок

6 Финансовое право: учебник / Бельский К.С. и др. / Под ред. С.В. Запольского — М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. С. 98.

7 Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль в реализации федеральных целевых социальных программ. — М.: Медицина, 2000. С. 34-35.

8 Курочкина Е.Е. Проблемы совершенствования механизма финансово-контрольной деятельности Российского государства. Дис. … к. ю. н. — СПб., 2006. С. 22-23.

сти, анализ динамики и структуры баланса, факторный анализ прибыли, объема производства и издержек, мониторинг важнейших финансовых индикаторов, комплексный анализ финансово-

хозяйственной деятельности предприятий и др9.

Инвентаризация (от лат. туегЛапит — роспись, опись) первый технический прием хозяйственного учета, возникший более шести тысяч лет тому назад. Древнейший из дошедших до нас законодательных актов, упоминающих инвентаризацию, -кодекс Хаммурапи10.

Впервые теоретическую интерпретацию инвентаря дал в 1949 году Лука Пачоли. Он писал: «. купец должен составить подробно свой инвентарь, то есть вписать на отдельные листы или в отдельную книгу все, что, по его мнению, принадлежит ему как в движимом, так и в недвижимом имуществе, начиная всегда с таких вещей, которые были ценны и легко утрачиваются, как-то: наличные деньги, драгоценности, серебряные изделия и др.» .

В зависимости от порядка проведения инвентаризации и ее целей, Я.В. Соколов и С.М. Бычкова выделяют несколько ее видов:

1) по принадлежности (имущество на предприятии, вне предприятия);

2) по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту);

4) по субъекту (ординарные — инициатива собственника, экстраординарные — инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.);

5) по использованию данных (информативные, доказательные — первые решают экономические, вторые — юридические задачи);

6) по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные);

7) по форме описи /устные. письменные, на механических носителях)1 .

Таким образом, с помощью инвентаризации мы можем не только осуществлять контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивать достоверность фактических данных о наличии имущества.

Между тем, имеющий место факт отсутствия законодательного закрепления методов государственного финансового контроля, дает простор ненужной в данном случае ведомственной самодеятельности и порождает произвол, ущемляющий интересы юридических лиц и права граждан. К примеру, в подзаконных нормативных документах Счетной палаты Российской Федерации и Минфина России, вопросы регламентирования ревизии и проверки решены весьма различно, хотя речь идет об одних и тех же объектах и предметах контрольной деятельности, и с явным ущемлением прав проверяемой стороны. К примеру, Л.Н. Овсянников еще 11 лет назад в статье «Время узаконить ревизию» с горечью констатировал: «Если ревизия — действие законное, что в общем-то ни у кого не сомнения не вызывает, если она нужна государству, министрам, прокурорам, следователям, финансистам, .то почему до сих пор не узаконено понятие ревизии? «13.

9 Полищук А.Л. Современные тенденции трансформации системы государственного финансового контроля. Дис. … к. э. н. — М., 2003. С. 63-65.

10 Лозинский А.И. К истории развития бухгалтерского (балансового) учета. — Саратов, 1939. С. 66

11 Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. — М., 1974. С. 14.

12 Соколов Я.В., Бычкова С.М. Бухгалтерский учет, аудит и судебная бухгалтерия // Аудиторские ведомости. — 2000, № 4. С. 18.

13 Овсянников Л.Н. Время узаконить ревизию. // Финансы.

— 1997, № 11. С. 49-52.

Подводя итог, хотелось бы акцентировать внимание на том, что сегодня назрела необходимость законодательного определения и закрепления методов государственного финансового контроля. В этой связи представляется, что усиление государственного финансового контроля требует внесения изменений в раздел IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации14. Статья в данном разделе должна иметь название «Методы осуществляемые органами финансового контроля» (Приложение № 1).

Приложение № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект

Модель статьи

«Методы проводимые органами финансового контроля»

1. Органы осуществляющие следующие методы финансового контроля:

• — ревизия (определение);

о документальная (определение) о фактическая (определение)

• — проверка (определение);

• — инвентаризация (определение)

• — анализ (определение);

2. Обязательность исполнения требований должностных лиц осуществляющих финансовый контроль.

3. Ответственность за неисполнение требований должностных лиц осуществляющих финансовый контроль

4. Ответственность должностных лиц осуществляющих финансовый контроль

5. Организация ревизий, проверок и инвентаризаций.

6. Привлечение к ревизиям, проверкам и инвентаризациям независимых экспертов.

7. Оформление результатов ревизий, проверок и инвентаризаций, осуществляемых органами финансового контроля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Беликова Александра Павловича «К вопросу о методах государственного финансового контроля»

Представленная научная статья посвящена изучению методов государственного финансового контроля. Как верно отмечает автор исследования, имеющий место факт отсутствия законодательного закрепления методов государственного финансового контроля, дает простор ненужной в данном случае ведомственной самодеятельности и порождает произвол, ущемляющий интересы юридических лиц и права граждан.

Автор аргументировано утверждает, что сегодня назрела необходимость законодательного определения и закрепления методов государственного финансового контроля.

Достоинством статьи является то, что автор правильно ставит цели, решение которых предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования органов государственного финансового контроля.

Считаю, что рецензируемая научная статья соответствует уровню такого рода научных работ, и может представлять теоретическую и практическую значимость для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников контрольно-счетных органов и для всех тех, кто интересуется проблемами государственного финансового контроля.

Полагаю, что статья А.П. Беликова может быть допущена к опубликованию в открытой печати.

Научный руководитель — доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России кандидат юридических наук, доцент В. В Казаков, 28 июля 2008 г.

14 Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).
Государственный финансовый контроль — это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.
Муниципальный финансовый контроль — это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.
Ведомственный финансовый контроль — это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности. .
Внутрихозяйственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.
Независимый финансовый контроль — это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью.
Различают также предварительный, текущий и последующий контроль. Законодательными органами государственной власти предварительный контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам. Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов. Последующий контроль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Государственный финансовый контроль имеет несколько разновидностей. По полноте охвата прове
ряемого объекта различают следующие виды контроля:

  1. полный или частичный;
  2. комплексный или тематический;
  3. сплошной или выборочный.

По характеру материалов выделяют два вида контроля — документальный и фактический.
К методам государственного финансового контроля относятся ревизия, проверка, обследование и анализ. .
Ревизия она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии — соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчетности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие — исследование -состояния дел на определенном участке работ или отдельных сторон финансовой деятельности проверяемого лица.
Обследование — это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Обследование — это развернутые, более широкие, комплексные проверки.
Анализ является .разновидностью финансового контроля, предполагающей детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.
финансового контроля — содействовать успешной реализации финансовой политики государства.
Основные задачи государственного финансового контроля:

  1. правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
  2. проверка состояния целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципаль-

• ной собственности; •

  1. правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности; ‘
  2. контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

Цель и задачи финансового контроля определяют его основные функции. Функции финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике. Основными функциями являются:

  1. контроль источников поступления бюджетных средств;
  2. контроль расходования бюджетных ресурсов;
  3. контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  4. контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  5. контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  6. контроль за эффективностью предоставления и за-, конностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  7. пресечение финансовые злоупотреблений.

Степень использования функций государственного
финансового контроля предусматривается законодательными и нормативно-правовыми актами о соответствующих органах контроля.
принадлежит Правительству РФ. Назначение фонда состоит в обеспечении покрытия катастрофических ущербов и в выделении средств на ликвидацию таких событий.
Федеральный фонд страхования активов банковских учреждений России — государственно-отраслевой фонд, образуемый для защиты населения в случае банкротства отдельных банков. Фонд формируется из взносов кредитных учреждений, привлекающих вклады населения, а также за счет средстз федерального бюджета.
Государственные внебюджетные фонды социального страхования РФ:’

  1. Пенсионный фонд РФ; — .
  2. Фонд социального страхования РФ;
  3. федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  4. Государственный фонд занятости населения РФ. О

В РФ законодательно предусмотрено 2 способа проведения обязательного страхования: обязательное страхование и обязательное государственное страхование. И в том и в другом случае страховые объекты, риски и минимальные размеры страховых сумм регламентированы соответствующим законодательством. Обязательное страхование — страхование, при котором на определенный круг лиц возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество свое или третьих лиц и риски гражданской ответственности.
Обязательное государственное страхование — некоммерческая форма с целью обеспечения социальных интересов всего населения страны и отдельных групп граждан.

Виды и формы финансового контроля

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов осуществляемых контроль выделяют:

1) государственный контроль – проводится органами государственной власти и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:
Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, добавить, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Президентский контрольза состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетаРФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.

2) ведомственный контроль– проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств, охватывает только подотчетные организации.

.Внутриведомственный финансовый контроль в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Ведомственный контроль направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства.

3) внутрихозяйственный контроль – проводится финансово-экономическими службами предприятий.

Цель:

· оценка эффективности финансовой деятельности,

· выявление внутренних резервов,

· предупреждение хищений и бесхозяйственности

· законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Объектом внутрихозяйственного контроля может выступать организация в целом и отдельные структурные подразделения.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) — осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

4) аудиторский контроль, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Целью аудита является формирование мнения о достоверности отчетности и соответствии ведения бухгалтерского учета законодательством. Аудиторский контроль может быть добровольным и обязательным.

5) правовой контроль – проводится правоохранительными органами в форме ревизий судебной экспертизы (при нарушении законодательства)

6) общественный контроль – выполняется не правительственными общественными организациями или гражданами на основе добровольности.

7) банковский контроль

Формы контроля:

По времени проведения контроль условно подразделяют:

1) предварительный контроль – проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, смет бюджетных организаций, финансовых планов и программ. Он носит предупреждающий характер способствует предотвращению не целевого и не эффективного использования средств.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и в других случаях.

Вне предприятия предварительный контроль за законностью операций наиболее системно осуществляют банковские органы (контроль обоснованности получения банковской ссуды, правильности оформления чека или платежного поручения и т.п.). В более широком смысле слова, имея в виду хозяйственную деятельность объекта в целом, внешний предварительный контроль осуществляют также органы местной администрации (регистрация устава предприятия), финансовые органы (контроль за ценами), вышестоящие организации (утверждение смет, расчетов и т.п.).

2) текущий контроль – ведется в процессе совершения финансовых операций с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой дисциплины, соблюдение финансовых нормативов. Текущий контроль – опирается на данные первичного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает факторный анализ.

Текущий контроль в основном реализуется фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он осуществляется руководством, экономической службой, другими управленческими подразделениями. Вне хозяйства текущий контроль проводится контролирующими органами общественных организаций (например, обществом защиты прав потребителей), специализированными инспекциями некоторых ведомств (торговая инспекция, пробирный надзор и др.).

3) последующий контроль– проводится по окончании финансового года, проверяется количественное и качественное выполнение наличных показателей: на государственном уровне — по поступлению доходов и расходованию бюджетных средств, средств внебюджетных фондов; на уровне предприятия исполнения финансовых планов — по выручке, объемом продаж, снижение продаж, снижение себестоимости и т.д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия, т. е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Формы, виды и методы государственного финансового контроля

Существуют различные подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах, в связи, с чем выделяют следующие виды контроля:

— бюджетный,

— налоговый,

— таможенный,

— денежно-кредитный.

Бюджетный (финансово-бюджетный), является одним из важнейших видов финансового контроля; обеспечивает:

— проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год;

— выявление отклонений в ходе исполнения бюджета и финансовых нарушений в бюджетной сфере;

— контроль за правильностью осуществления бюджетного учёта.

Классификация государственного финансового контроля может осуществляться по признакам, представленным на Рисунке 1.

По отношению к ветвям государственной власти выделяют: контроль законодательных (представительных) органов государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные органы контроля (например, Счётная палата), президентский контроль и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

В Российской Федерации парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со статьёй 107 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой законы по вопросам:

федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов;

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

денежной эмиссии.

Рис. 1. Виды государственного финансового контроля

По характеру компетенции выделяют:

— органы общей компетенции (например, Счётная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, другие);

— органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора);

— органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Существует и другая классификация видов государственного финансового контроля:

— общегосударственный (парламентский и административный),

— ведомственный,

— специальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами, основная функция которых — государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств, — органы ведомственного финансового контроля. Объект этого контроля — производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Специальный финансовый контроль (бюджетный, банковский, налоговый), осуществляемый Министерством финансов РФ, управлениями финансов субъектов РФ, Центральным банком РФ, а также главными управлениями Центрального банка РФ в субъектах РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной Таможенной службой и другими контролирующими органами.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти специально созданными контрольными органами (Счётная палата РФ). Под внутренним контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти, в том числе, органов исполнительной власти. Кроме того, в настоящее время в бюджетной сфере формируется механизм внутреннего контроля, который будет представлен во второй главе работы на примере органов Федерального казначейства.

Формы контроля различаются по следующим направлениям, представленным на Рисунке 2.

Рис. 2. Основные формы финансового контроля

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы государственного финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

— Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения проектов законов(решений о бюджете). Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

— Текущий (оперативный) контроль, проводится в момент совершения финансово-хозяйственных операций. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчётов.

— Последующий контроль, осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением объекта контроля.

Все три формы контроля по времени проведения органически взаимосвязаны, дополняют и зависят друг от друга.

Методика контроля — это совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Важно правильно выбрать методический инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, объективность, надёжность, ориентацию на комплексность, оперативность и качество контроля. В частности, для получения объективного результата целесообразно использование различных методик для контроля одной величины.

Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение, ревизии.

Проверки — единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом направлении или участке деятельности контролируемого объекта. В процессе проведения проверок на основе отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

По объектам и средствам контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:

— документальная проверка — проверка учётных и иных документов;

— автоматическая проверка — проверка на уровне специальных программных средств контроля над применением системы компьютерной обработки данных при проведении и учёте операций;

— фактическая (выездная) проверка — проверка документов, наличия денежных средств и материальных ценностей, компьютерных баз данных, проводимых процессов и операций по месту нахождения контролируемого объекта;

— камеральная проверка — проверка, проводимая по месту нахождения контролируемого органа на основе имеющегося массива данных и (или) документов и компьютерных баз данных, представленных контролируемым объектом.

По способу получения информации проводятся:

— выборочная проверка — проверка определённой совокупности документов, материальных ценностей, процессов и операций с целью на основе их изучения сделать вывод обо всей проверяемой совокупности;

— сплошная проверка — проверка всех без исключения документов, материальных ценностей, процессов и операций на конкретном участке или определённом направлении деятельности за определённый период.

По предмету контроля (направлению деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:

— тематическая (целевая) проверка — проверка определённой темы, определённого вида операций или их совокупности, участка или направления деятельности;

— комплексная проверка — проверка всех тем, видов операций, участков или направлений деятельности.

Обследование в отличие от проверок охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансово деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны контролирующего органа за деятельностью учреждений с целью предотвращения негативных последствий, так например, неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Результативность финансового контроля может определяться эффективностью работы контролирующих органов. В общем случае эффективность деятельности определяется соотношением результатов контрольной деятельности — суммы выявленным финансовых нарушений, начисленных штрафов, пени и иных финансовых санкций, к сумме затрат на осуществление контрольной деятельности. Однако, данный показатель не всегда может точно охарактеризовать результативность работы контролирующего органа. Так, например, низкий уровень установленных нарушений и начисленных штрафов может свидетельствовать как о неудовлетворительном характере работы контролирующих органов, так и о высоком уровне профилактической работы по предотвращению финансовых нарушений (что в управленческой деятельности намного важнее).

Предмет и метод государственного финансового контроля

ТЕМА 3. Сущность и задачи внешнего контроля

Осуществление внешнего финансового государственного контроля в Российской Федерации определено Указом Президента РФ №1095 от 25.07.1996г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Согласно данному нормативному акту:

1) государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ;

2) необходимое проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и учреждениях, использующих федеральные средства.

Внешний контроль исполняется государственными органами управления. Кроме того, внешний контроль может быть определен структурой организации (внутренняя ревизия), обусловлена обязательным проведением аудита или индивидуальным аудитом.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

· проверки;

· обследования;

· надзор;

· анализ финансового состояния;

· наблюдение (мониторинг);

· ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффектив­ное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требова­нию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фи­нансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Формы государственного финансового контроля

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения финансовых операций и имеет важное значение для пре­дупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвраще­ния неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, спо­собствует соблюдению финансовой дисциплины и своевремен­ности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ана­лиза и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской докумен­тации, предназначен для оценки результатов финансовой дея­тельности экономических субъектов, эффективности осуществ­ления предложенной финансовой стратегии, сравнения финан­совых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Принципы государственного финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие принципы.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).

Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.

Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях — до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

>Методы финансового контроля

Размещено на http://www.allbest.ru/

>Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки тысяч организаций. >финансовый государственный контроль аудит

2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.

Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, ибо в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций. Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/

К основным способам документального контроля можно отнести:

? формальную и арифметическую проверку документов;

? юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;

? логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

? сплошное и выборочное наблюдение;

? встречную проверку документов;

? способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;

? оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

? балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

? инвентаризация;

? экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;

? визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и.т.п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно — хозяйственных расходов, капитального строительства и.т.д.)

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и.т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.

Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

В нашей стране аудиторство, принципиально новая форма организации финансового контроля.

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

1. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996 // Российская газета. — 1996 — 6 ноября

2. Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/

3. Бурцев В.В. Система финансового контроля. // Материалы сайта «Современная Россия. Информационно-аналитический портал». — www.nasledie.ru/schetpal/

4. Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2009 — № 12

5. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. — 2007 — № 5

Размещено на Allbest.ru

Виды и формы государственного финансового контроля

Формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются БК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от сферы применения различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделёнными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль- это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами субъектов. Объектом контроля здесь выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской организацией. Основной целью его является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности хозяйствующих субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

В теории и практике государственного финансового контроля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль используется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.

Текущий контроль используется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

Последующий контроль используется в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов.

Методы государственного финансового контроля (посредством чего контролируют) бывают различными, как правило,- это ревизия, проверка, обследование и анализ.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии – соблюдение конкретных процедур, норм или правил деятельности, проверка отчётности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определённого направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности эффективности.

Государственный финансовый контроль имеет несколько разновидностей, например, по полноте охвата проверяемого объекта – полный или частичный, комплексный или тематический, сплошной или выборочный, или по характеру материалов – документальный и фактический.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *