Международное сотрудничество прокуратуры

Международное сотрудничество органов прокуратуры

сотрудничество правоохранительный прокурорский надзор

Прокуратура Российской Федерации ? единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов. Реальная связь законов и международных договоров как составных частей российской правовой системы обусловливает значение для прокуратуры и международно-правового регулирования. Эта связь в особой мере проявляется при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также в процессе уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Неслучайно в Федеральном законе «О прокуратуре» к правовым основам деятельности прокуратуры отнесены не только Конституция Российской Федерации и федеральные законы, но и международные договоры Российской Федерации.

Реализация Генеральной прокуратурой Российской Федерации норм международного права осуществляется по двум направлениям: международно-правовое сотрудничество и правовая помощь.

Эти понятия неоднозначны. Международно-правовое сотрудничество означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечение эффективности деятельности прокуратуры. Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.

В частности, о сотрудничестве можно говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу.

Правовая помощь ? это выполнение отдельных действий, предусмотренных соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать решению отдельных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическое основание правовой помощи ? поручения иностранных учреждений юстиции.

Международному сотрудничеству Генеральной прокуратурой Российской Федерации в последние годы уделяется достаточно серьезное внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что, например, за 2006 г. были подготовлены 26 соглашений и меморандумов о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Проведена правовая экспертиза более 50 проектов международных нормативных актов.

Ранее Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены несколько межведомственных соглашений о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами Республики Армения, Украины, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана. С 1992 г. действует многостороннее Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, согласно которому образован Совет генеральных прокуроров. По этому Соглашению Стороны обязуются оказывать друг другу помощь по следующим вопросам: выполнение отдельных процессуальных действий, выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений, рассмотрение вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, содействие в розыске без вести пропавших, пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности и т.д. Сотрудничество по линии СНГ занимает одно из центральных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Только в 2006 г. она участвовала в разработке следующих документов: Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми; Соглашение о создании Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств-участников СНГ; Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в борьбе с коррупцией; Соглашение по сотрудничеству стран СНГ в борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей.

За пределами СНГ подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокуратурами Швейцарской Конфедерации (1994 г.), Китайской Народной Республики (1997 г.), Монголии (1997 г.), Федеративной Республики Бразилии (2006 г.) и другие.

Подписаны меморандумы о взаимопонимании между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Финляндской Республики, о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Высшим государственным представительством Чешской Республики.

У некоторых соглашений есть свои особенности. В частности, Соглашения с КНР и Монголией предусматривают непосредственное сотрудничество между органами прокуратур приграничных регионов соответствующих стран. Во исполнение Соглашения между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной народной прокуратурой КНР 15 октября 1997 г. в Хабаровске был подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов Российской Федерации и КНР. Документ предписывает прокурорам приграничных регионов Российской Федерации и КНР в пределах своей компетенции развивать непосредственное сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью, раскрытия, расследования и пресечения преступлений и других правонарушений, розыска и задержания преступников, скрывающихся на их территориях, а также по другим направлениям прокурорской деятельности.

В целом оцениваем межведомственные соглашения, заключенные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, как источники международного права. Тем не менее, неясно, к какой отрасли права их следует причислять, и какова их роль в регулировании международных отношений. Спорным остается вопрос относительно статуса межведомственных соглашений, заключаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации с Генеральными прокуратурами зарубежных государств.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. не содержит классификации международных договоров. В п. 2 ст. 3 ФЗ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» говорится: международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Генеральная прокуратура Российской Федерации согласно Конституции не относится к органам исполнительной власти. Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре» она правомочна в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров Российской Федерации. Толкование статьи может быть двояким. Во-первых, можно считать, что заключаемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации соглашения с соответствующими органами других государств не относятся к международным договорам.

Участие в нормотворчестве и самостоятельное заключение договоров не одно и то же. Во-вторых, законодатель при принятии этой нормы подразумевал, что соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью относятся к международным договорам межведомственного характера.

Межведомственные соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по своей сути относятся к международному уголовно-процессуальному праву, так как их нормы практически содержат процессуальные предписания. Более того, они выступают в виде субсидиарных норм, способствующих более полному выполнению взятых обязательств по межгосударственным и межправительственным договорам, регламентирующим вопросы сотрудничества и правовой помощи.

Важные функции Генеральной прокуратуры Российской Федерации заключаются в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к правовой помощи, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления. Это одно из центральных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества. За 2006 г. ею разрешено более 3000 материалов о выдаче лиц из России. В частности, принято 1064 решения о выдаче, отказано в выдаче 331 лица, в 205 случаях выдача была отсрочена, остальные материалы находятся в производстве.

Направлено в компетентные органы иностранных государств 423 требования о выдаче, из которых удовлетворено 225, в том числе странами СНГ ? 206.

В течение 2006 г. от компетентных органов иностранных государств поступило 2399 запросов об оказании правовой помощи, из них 1570 ? из государств-участников СНГ.

Правовая помощь осуществляется как на основании международных договоров, под которыми понимаются не только традиционные соглашения (конвенции) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, но и универсальные и локальные конвенции, направленные на борьбу с международными преступлениями и преступлениями международного характера, регламентирующие, в частности, вопросы правовой помощи, учредительные акты международных судебных учреждений (трибуналов), а также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью и соглашения о сотрудничестве и правовой помощи межведомственного характера.

Важное место в реализации правовой помощи отводится национальному законодательству. В правовой системе Российской Федерации правовая помощь по уголовным делам регулируется нормами главы 53 Уголовно-процессуального кодекса.

Нормы уголовно-процессуального закона призваны не подменять собой положения международных договоров Российской Федерации, а, напротив, обеспечивать исполнение следующих из договоров международных обязательств России. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые пробелы в УПК. Так, в гл. 53 «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями» ни одна статья не рассматривает какие-либо процессуальные действия с международными организациями. Хотя на практике такое взаимодействие осуществляется и особенно эффективно ? по линии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Непоследователен законодатель в употреблении термина «запрос о правовой помощи». В ст. 453 УПК использован термин «запрос о правовой помощи», в ч. 3 статьи указанный документ уже назван «запрос о производстве процессуальных действий», в ст. 455 УПК он называется поручением об оказании правовой помощи. Без единообразия на практике происходит путаница, что негативно сказывается на принятии решения иностранным государством об оказании правовой помощи. Кроме того, незакрепление перечня процессуальных действий в УПК приводит на практике к тому, что в поручении указываются просьбы, которые не предусмотрены в международных договорах и, соответственно, не могут быть в принципе исполнены компетентными органами иностранных государств. Так, абсолютно, незаконны просьбы взять у находящегося за рубежом лица обязательство о явке в письменном виде.

Действие международных договоров (соглашений) в Генеральной прокуратуре объявляется приказами и другими локальными нормативными актами, которые предписывают начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и природоохранным прокурорам проводить работу по выполнению ходатайств о правовой помощи в соответствии с договорами. При этом указывается, что стороны при выполнении действий в рамках правовой помощи сносятся друг с другом только через центральные органы (если в договорах не указано иное), что отражает правила договоров о правовой помощи.

К числу сравнительно новых относится проблема реагирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постановления Европейского суда по правам человека в той мере, в какой это касается прокурорского надзора и других аспектов прокурорской деятельности. Один из примеров ? информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 июля 2005 г., касающееся Постановления Европейского суда по делу «Панченко против Российской Федерации». В этом письме прокурорам субъектов Федерации во избежание в дальнейшем нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней предписано изучить Постановление Суда и впредь учитывать допущенные нарушения при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей, а также при разрешении в судебном заседании заявленных ходатайств об изменении меры пресечения, кассационных и надзорных жалоб по этому вопросу. Подобное письмо, охватывающее постановления Суда по трем делам, было направлено 7 декабря 2005 г.

Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами активно участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи.

Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ

Ст. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» устанавливает, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Соглашения о сотрудничестве (СНГ)

См. Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека (Астана, 3 декабря 2009 г.)

См. Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерации от 8 октября 1992 г.

Цель международного взаимодействия прокуратуры с правоохранительными и право­применительными службами, иными компетентными орга­нами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Ин­терпол, — согласованность действий

    • по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности;
    • по оказанию правовой помощи.

Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Консти­туции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров. При этом, если международным договором РФ установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора.

Прямое действие международных договоров на террито­рии РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «О прокуратуре») организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, на­лагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.

Направления развития международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ (в соответствии с ее компе­тенцией):

    • организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);
    • организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
    • организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
    • участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
    • экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступ­ления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, соверши­вших преступления на территории РФ).

Организация международного сотрудничества Генераль­ной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей с проку­ратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, науч­ное и научно-практические конференции, семинары, встре­чи генеральных прокуроров и др.

Правовую базу международной деятельности прокурату­ры РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявле­ния, обращения и иные документы, в том числе и продолжа­ющие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.

Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выде­лить:

    1. Конвенцию о правовой помощи и правовых отношени­ях по гражданским, семейным и уголовным делам, заклю­ченную в г. Минске 22 января 1993 г.,
    2. Соглашение между Генеральными прокурорами государств — участни­ков Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуаль­ных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О вза­имной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, кото­рые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 г., Генеральной прокуратурой РФ выполняется значи­тельный объем работы как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и эк­страдиции с европейскими странами.

В соответствии с Конвенцией 1959 г. к вопросам оказания правовой помощи относятся:

    • исполнение судебных поручений, касающихся уголов­ных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или до­кументов;
    • вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обви­няемых;
    • передача выдержек из судебных материалов и инфор­мации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
    • информировании государств — участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии после­дующих мер в отношении их граждан.

Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов. Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими ком­петентными органами и должностными лицами иностран­ных государств и международных организаций в сфере уго­ловного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 УПК РФ.

Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам:

    • о предоставлении сведений об установ­лении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке;
    • о признании и исполнении судебных ре­шений по гражданским делам и другим.

В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой зап­рос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также мо­жет содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвер­дить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.

При оказании правовой помощи на основании Конвен­ции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному госу­дарству может быть отказано, если:

    1. просьба касается преступления, которое запрашивае­мая сторона считает политическим или связанным с поли­тическим;
    2. запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
    3. преследование или исполнение решения по делу не­возможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» Генеральная прокуратура РФ является органом Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение воп­роса о выдаче. Указанным Федеральным законом, преду­смотрена возможность судебного обжалования лицом ре­шения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступ­ления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвен­цию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распро­странять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

Указами Президента Российской Федерации (от 26 октября 2004 г. № 1362, от 18 декабря 2008 г. №№ 1799 и 1800, от 13 февраля 2012 г. № 180) Генеральная прокуратура Российской Федерации определена центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, содержащимся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

В Генеральной прокуратуре РФ с 1996 г. функционирует международно-правовое управление (см. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генпрокурором РФ 15.02.2007 г.), которое выполняет ос­новную работу по всем направлениям международного со­трудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстради­ции.

Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.

В целях активизации международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных государств по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов, а также по делам, получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. в управлении правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества — отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества с государствами Восточной Азии (с дислокацией в г. Хабаровске).

Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации в сферах обеспечения законности, прав и свобод человека, борьбы с преступностью с партнерами из стран СНГ осуществляется в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ. С момента создания КСГП в декабре 1995 г. его Председателем постоянно избирается Генеральный прокурор Российской Федерации. На базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует научно-методический центр КСГП.

Руководство Генпрокуратуры России поддерживает тесные рабочие контакты с руководителями Совета Европы и его секретариата, в первую очередь, по вопросам прокурорской деятельности в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.

Представители Генпрокуратуры России принимают деятельное участие в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП), созданного в июле 2005 г. в качестве консультативного органа Комитета министров Совета Европы.

Руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации участвуют во встречах генеральных прокуроров Совета государств Балтийского моря. В ходе 15-й встречи (Стокгольм, 15 – 16 февраля 2012 г.) обсуждались вопросы совершенствования организации работы в рамках Совета, а также тема развития сотрудничества с использованием видеоконференцсвязи.

15 мая 2008 г. создана Объединенная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, которая осуществляет координацию деятельности органов прокуратуры двух стран в сферах обеспечения законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

В настоящее время Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет многосторонние и двусторонние межведомственные соглашения и иные договоренности о сотрудничестве с партнерами из 53 государств. В соответствии с такими соглашениями сотрудничество осуществляется, в частности:

    • путем обмена опытом работы и нормативными правовыми актами;
    • проведения совместных семинаров и конференций.

Рабочие контакты, установленные в рамках этих соглашений, способствуют более качественной подготовке конкретных запросов о выдаче и о правовой помощи по уголовным делам. На основе соглашений с компетентными органами ряда государств разрабатываются и подписываются программы сотрудничества на определенный период.

Международное сотрудничество прокуратуры

XXI в. — век политической и государственно-правовой интеграции во всех сферах международного сотрудничества, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. В современных условиях, кода преступность приобретает международный, транснациональный характер, особо актуальной становится проблема организации и развития международного сотрудничества правоохранительных структур соответствующих государств, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью.

Международное сотрудничество представляет собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права совместную и согласованную деятельность правоохранительных органов различных стран по защите интересов личности, общества, государства и международного сообщества от преступных посягательств, имеющих международный, транснациональный характер.

В числе правоохранительных органов, участвующих в международном сотрудничестве, особое место занимает прокуратура РФ. С одной стороны, прокуратура в рамках надзорной функции призвана осуществлять надзор за исполнением международных договоров, которые являются составной частью правовой системы РФ. С другой стороны, прокуратура сама является активным участником международных правовых отношений.

Как вытекает из положений Закона о прокуратуре, Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ (ст. 2 Закона о прокуратуре). Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами зарубежных стран является одним из направлений ее деятельности.

Международное сотрудничество прокуратуры носит как региональный, так и универсальный характер. Оно осуществляется в рамках СНГ, Совета Европы, ООН либо в рамках отдельных международных организаций (например, Международной ассоциации прокуроров).

Несмотря на все разнообразие форм международного сотрудничества, деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей структур в этой сфере реализуется в следующих направлениях.

1. Участие в разработке международных договоров. Правовую основу данного направления деятельности составляют Закон о прокуратуре (ст. 2), Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», приказ Генерального прокурора РФ от 12.03.2009 № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации».

Участие прокуратуры РФ в разработке международных договоров зависит от их уровня. Различают: а) межгосударственные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации; б) межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ; в) договоры межведомственного характера (соглашения), заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб).

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ наделен правом представления рекомендаций о заключении межгосударственных или межправительственных договоров либо о прекращении или приостановлении их действия. В зависимости от характера затрагиваемых вопросов такие рекомендации Генеральный прокурор РФ вносит на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ. Президент и Правительство или по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок обязаны дать отзыв на рекомендацию (ст. 8, 35).

Гораздо большими полномочиями обладает Генеральный прокурор РФ в вопросах, связанных с заключением договоров межведомственного характера (соглашений о сотрудничестве). Такие договоры (в отличие от межгосударственных договоров) не подлежат ратификации. Генеральный прокурор РФ вправе самостоятельно (но по согласованию с Министерством иностранных дел РФ) принимать решение о проведении переговоров с соответствующими органами зарубежных государств, готовить проекты соответствующих соглашений и подписывать их.

Заключение таких соглашений является важным звеном в создании новых правовых механизмов взаимного сотрудничества прокуратур различных государств. Содержащиеся в них положения способствуют налаживанию информационных и оперативных связей, направленных на консолидацию усилий прокуратур в борьбе с преступностью.

2. Важной формой международной деятельности является участие прокуратуры в сфере сотрудничества с соответствующими органами иностранных государств, связанное с оказанием правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.

При этом следует отметить, что характер и содержание оказываемой правовой помощи в определенной мере зависят от того, к какому международному сообществу относятся государства, с которыми прокуратура вступает во взаимодействие: к Совету Европы или СНГ. И причина тому — различная правовая основа международного сотрудничества. Так, правовой основой международного сотрудничества в рассматриваемой сфере между Россией и странами Совета Европы является Европейская конвенция о выдаче (1957 г.), Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.), Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (1948 г.) и др.

Наряду с международными конвенциями, актами, договорами, соглашениями составной частью правовой основы является национальное законодательство России по вопросам оказания международной правовой помощи. Так, вопросы, связанные с международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства, на национальном уровне регламентируются положениями, содержащимися в ст. 13 УК, в части пятой УПК, именуемой «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», в других федеральных законах.

В соответствии с российским законодательством участниками международного сотрудничества по уголовным делам являются суд, прокурор, следователь, дознаватель, другие компетентные органы и должностные лица. Взаимодействие судебно-следственных органов России с соответствующими органами иностранных государств может реализовываться путем взаимного направления и исполнения запросов о производстве следственных и процессуальных действий (допросов, осмотров, обысков, производства судебных экспертиз). Иногда возникает необходимость в выдаче преступника (экстрадиция), находящегося на территории другого государства, для уголовного преследования или исполнения приговора.

Инициаторами проведения указанных процессуальных и следственных действий являются органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование по уголовным делам. Однако входить в непосредственный контакт с соответствующими правоохранительными органами иностранных государств они не могут.

Контакты по вопросам оказания правовой помощи осуществляются только через компетентные федеральные органы: Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также Генеральную прокуратуру РФ.

Именно Генеральная прокуратура является компетентным органом с российской стороны по решению большинства вопросов, связанных с международным сотрудничеством по уголовным делам. Она обеспечивает реализацию международных запросов (поручений), направляемых российской стороной в иностранные государства и поступающих от судебно-следственных органов других государств, о производстве отдельных процессуальных действий (проведении допросов, осмотров, обыска, выемки), о передаче предметов и вещей, которые могут иметь значение вещественных доказательств, и т.д.

На Генеральную прокуратуру возложена реализация такого вида правовой помощи, как выдача (экстрадиция) и проведение обеспечительных мер, направленных на исполнение такого запроса (задержание и заключение под стражу лица, подлежащего выдаче, проверка и установление его личности и гражданства и т.д.).

3. Самостоятельной формой международного сотрудничества является участие прокуратуры РФ в координационной деятельности с соответствующими органами зарубежных стран в борьбе с преступностью. Особое внимание этому направлению деятельности уделяется в системе государств СНГ. В декабре 1995 г. по инициативе прокуратур этих государств был создан Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ. В январе 2000 г. по решению глав правительств 12 государств этому Совету был придан статус международного органа СНГ, и было утверждено Положение об этом Совете.

Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников СНГ призван обеспечивать сотрудничество и взаимодействие прокуратур в сфере обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью. Основными направлениями его деятельности являются: координация деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укреплении правопорядка», изучение и обобщение практики выполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью и выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования по этому вопросу; осуществление обмена информацией о состоянии преступности и тенденциях ее развития, об организации и опыте работы органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью и т.д.

Членами Координационного совета являются генеральные прокуроры государств — участников СНГ. Председатель Совета избирается генеральными прокурорами, входящими в Совет, на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Генеральная прокуратура РФ осуществляет постоянное сотрудничество с Европолом, Интерполом, другими организациями в сфере борьбы с преступностью. Составной частью рассматриваемого направления деятельности являются такие формы взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера по вопросам, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

24. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

  • •1. Сущность, цели и задачи пн. Место п в системе гос органов.
  • •2. Отрасли пн, участки и направл деят-ти прок-ры.
  • •3. Концепция прокурорского надзора на современном этапе.
  • •5. Система и содержание курса «Прокурорский надзор в рф».
  • •6. Понятия курса «Прокурорский надзор в рф»
  • •7. Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры.
  • •8. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры (законность, гласность).
  • •9. Принцип независимости прокуроров при выполнении надзорных функций.
  • •10. Принцип централизма и единства в организации и деятельности прокуратуры.
  • •1) Предметные
  • •3) Отраслевые
  • •1) Властные полномочия
  • •3) Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
  • •14. Понятие полномочий прокуроров, их видовая характеристика.
  • •1) Предметные
  • •3) Отраслевые
  • •1) Властные полномочия
  • •3) Полномочия, не содержащие власти (невластные полномочия)
  • •16. Разграничение компетенции между тер и спец прокуратурами (общая характеристика).
  • •17. Разграничение компетенции между вышестоящими и нижестоящими прокуратурами.
  • •18. Разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами.
  • •19. Компетенция военных прокуроров, прокуроров закрытых административно-территориальных образований.
  • •20. Компетенция природоохранных прокуратур.
  • •21. Компетенция транспортной прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.
  • •22. Роль прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  • •23. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.
  • •24. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  • •Интерпол (международная организация уголовной полиции)
  • •Мап (международная ассоциация прокуроров)
  • •Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников снг
  • •25. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.
  • •26. Система прокуратуры Российской Федерации. Организационная структура органов прокуратуры. Система органов прокуратуры рф
  • •27. Организация труда и управления в Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации.
  • •Генеральный прокурор рф
  • •Территориальные прокуратуры
  • •28. Организация работы в прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах.
  • •29. Распределение поручений в органах прокуратуры.
  • •30. Планирование в органах прокуратурах.
  • •31. Служба в органах и учреждениях прокуратуры.
  • •32. Профессиональная подготовка и повышение квалификации прокурорских работников.
  • •33. Аттестация. Классные чины прокурорских работников.
  • •34. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов, его особенности.
  • •35. Полномочия прокуроров в надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов. Правовые средства надзора.
  • •Прокурорская проверка — основное средство выявления правонарушений.
  • •36. Прокурорские проверки исполнения законов и законности правовых актов. (Виды, организация).
  • •37. Протест прокурора.
  • •38. Постановление прокурора.
  • •39.Представление прокурора
  • •40.Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.
  • •42. Сущность пн за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • •Предмет
  • •43. Особенности прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод гражданина.
  • •44. Прокурорский надзор за законностью правовых актов, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • •45. Основные задачи, тактика и методика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в экономической деятельности.
  • •46. Методика и тактика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов в социальной сфере.
  • •47.Прокурорский надзор за исполнением административного законодательства.
  • •48. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, предмет надзора.
  • •49.Полномочия и правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
  • •50. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме и регистрации заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
  • •51. Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела.
  • •52. Прокурорский надзор за законностью отказа в возбуждении уголовного дела.
  • •53.Прокурорский надзор за законностью задержания граждан.
  • •54. Надзор прокурора за законностью избрания меры пресечения.
  • •55. Надзор за законностью и обоснованностью предъявления обвинения.
  • •56. Надзор за законностью окончания предвар следствия и составления обвин заключения (обвинительного акта).
  • •57.Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами (общая характеристика).
  • •Задачи:
  • •Прокурор вправе:
  • •Формы участия прокурора в рассмотрении уголовных дел
  • •Участие прокурора в стадии назначения судебного заседания
  • •58. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции.
  • •59. Поддержание прокурором государственного обвинения. Отказ от обвинения. Гос. Обвинитель:
  • •60. Участие прокурора в рассмотрении дел судом присяжных.
  • •61. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами второй инстанции.
  • •Полномочия прокурора в стадиях апелляционного и кассационного производства Апелляционная стадия:
  • •62. Пересмотре вступивших в законную силу актов по уголовным делам.
  • •63. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел
  • •Цели участие прокурора в гражданском процессе:
  • •Задачи:
  • •Направление участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции:
  • •64. Подготовка прокурорами исковых заявлений и заявлений по
  • •65. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами
  • •66. Участие прокурора в рассмотрении дел судами второй инстанции. Кассационное и частное представление прокурора погражданским делам.
  • •67.Участие прокурора в пересмотре вступивших в законную
  • •68. Участие прокурора в рассмотрении арбитражными судами
  • •69. Сущность, задачи и правовая основа надзора за исполнением законов судебными приставами

Правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации

Объективные процессы глобализации и международной интеграции обусловливают не только стремительное развитие инновационных технологий, расширение экономических, научных, культурных и других связей в мировом сообществе, но и сопровождаются ростом организованной международной преступности в сфере незаконного оборота оружия, наркотических и психотропных веществ, коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, и торговли людьми.

Именно поэтому взаимодействие органов прокуратуры РФ и компетентных органов зарубежных стран в области противодействия преступности и уголовной юстиции становится наиболее востребованным и значимым направлением их деятельности.

Нормативно-правовой основой международного сотрудничества российских прокуроров с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также с международными и межгосударственными организациями в сфере борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка являются: 1) многосторонние и двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами; 2) Конституция и федеральное законодательство; 3) организационно-распорядительные документы Генпрокурора РФ (приказы, указания).

В настоящее время Российская Федерация является участницей более 300 многосторонних и двусторонних договоров о международном сотрудничестве, в которых определены общие условия и обязательства сторон в борьбе с преступностью, порядок и формы оказания правовой помощи по всем уголовным делам либо по делам о терроризме, незаконном обороте наркотиков, торговле людьми и коррупции, а также основания и порядок выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора.

В сфере уголовного судопроизводства правовой основой международного сотрудничества и взаимодействия прокуроров с компетентными органами и должностными лицами зарубежных стран являются следующие многосторонние (универсальные) договоры Российской Федерации: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Россия пока не ратифицировала данную Конвенцию); Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения 1997 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. и др.

Международное сотрудничество органов прокуратуры РФ по вопросам оказания правовой помощи и выдачи регламентируют также другие многосторонние договоры, заключенные в рамках Совета Европы или иод эгидой ООН: Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.; Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г. и дополняющие ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Конвенция ООН против коррупции 2003 г.; Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 2005 г.; Конвенция Совета Европы по борьбе с торговлей людьми 2005 г.; Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.

В случае если Россия является одновременно участником многостороннего и двустороннего договоров, то при расхождении установленных в них правил положения многостороннего договора имеют преимущество перед процедурами двустороннего договора.

В соответствии со ст. 28 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и ст. 26 Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. правила данных Конвенций в отношении государств, к которым они применяются, имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, регулирующих оказание правовой помощи по уголовным делам, а также выдачу.

Нормативные правовые основы международного сотрудничества российских прокуроров с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в сфере борьбы с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам, осуществления уголовного преследования и выдачи закреплены в национальном законодательстве РФ.

Так, в ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом устанавливается приоритет международного договора над положениями федерального закона. Вместе с тем если обнаруживается противоречие между международным договором РФ и Конституцией, то оно разрешается в пользу Конституции на том основании, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15).

В ходе международного сотрудничества и взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в сфере выдачи органы прокуратуры РФ обязаны неукоснительно соблюдать конституционные положения о том, что:

  • 1) никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50);
  • 2) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (ч. 1 ст. 61);
  • 3) в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63).

При взаимодействии органов прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств в сфере уголовного судопроизводства по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, а также выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора должны учитываться:

  • 1) нормативные положения ч. 4 ст. 11 УК об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения ими преступлений па территории РФ, а также ч. 2 ст. 3 УПК о том, что процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось;
  • 2) основания и пределы действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации, закрепленные в ст. 12 УК;
  • 3) основания для отказа в выдаче иностранному государству граждан Российской Федерации, совершивших преступления на территории иностранного государства, установленные в ч. 1 ст. 13 УК;
  • 4) основания для выдачи иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации и находившихся на ее территории, предусмотренные ч. 2 ст. 13 УК;
  • 5) нормативные положения ч. 2.1 ст. 59 УК о том, что смертная казнь не назначается лицу, выданному Российской Федерации иностранным государством для уголовного преследования в соответствии с международным договором РФ или на основе принципа взаимности, если законодательством иностранного государства, выдавшего лицо, смертная казнь за совершенное этим лицом преступление не предусмотрена или неприменение смертной казни является условием выдачи либо смертная казнь не может быть ему назначена по иным основаниям;
  • 6) правила, установленные в ч. 4 ст. 72 УК, о том, что время содержания лица под стражей до вступления приговора в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи на основании ст. 13 УК засчитываются из расчета один день за один день.

Основные нормативные положения о порядке международного сотрудничества и взаимодействия органов прокуратуры (прокуроров) РФ с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями в сфере уголовного судопроизводства закреплены и детально регламентированы в гл. 53 УПК.

Правовые основы и формы международного сотрудничества органов прокуратуры РФ также определены в Законе о прокуратуре, в соответствии со ст. 2 которого Генпрокуратура РФ в пределах своей компетенции: 1) осуществляет прямые связи и сотрудничество с прокуратурами и соответствующими органами зарубежных стран, а также с международными и межгосударственными организациями; 2) сотрудничает с ними в области укрепления законности, правопорядка и противодействия преступности; 3) заключает соглашения но вопросам борьбы с преступностью и оказания правовой помощи; 4) участвует в разработке и выполнении международных договоров РФ.

Нормативные положения гл. 29.1 КоАП, введенные в действие Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ, возложили на Генпрокуратуру РФ обязанность обеспечения международного сотрудничества в сфере оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Международное сотрудничество Генпрокуратуры РФ и других правоохранительных органов России с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в рамках Интерпола по вопросам розыска и задержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществляется на основе нормативных положений, установленных Указом Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола», в рамках СНГ – в соответствии с Договором государств – участников СНГ о международном розыске лиц от 10.12.2010.

Нормативной основой международного сотрудничества и взаимодействия Генпрокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран являются двусторонние межведомственные соглашения, которые заключены в настоящее время с компетентными органами 42 иностранных государств. На базе таких соглашений подписываются программы сотрудничества и реализуются предусмотренные в них мероприятия, осуществляется обмен опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проводятся совместные круглые столы, семинары, конференции и практические тренинги, консультации по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам и др.

Как видно, межведомственные соглашения Генпрокуратуры РФ с генеральными прокуратурами зарубежных стран играют субсидиарную (дополнительную) роль – они детализируют установленные международными договорами и внутренним законодательством формы и механизмы сотрудничества в сфере уголовной юстиции. В таких соглашениях не содержится правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам и регулирующих процессуальные правила оказания правовой помощи и выдачи лиц для уголовного преследования.

Международное сотрудничество Генпрокуратуры РФ в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка и борьбы с преступностью, в развитии договорноправовой базы успешно осуществляется на многосторонней основе с органами прокуратуры стран СНГ в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП), Положение о котором утверждено Решением Совета глав государств СНГ от 25.01.2000. Соблюдая равенство всех членов КСГП, Генпрокуратура РФ активно участвует во всех мероприятиях по вопросам международного сотрудничества органов прокуратуры стран СНГ.

В случае отсутствия многосторонних или двусторонних договоров Российской Федерации с иностранным государством взаимодействие Генпрокуратуры РФ с компетентными органами иностранного государства в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе принципа взаимности, который является общепризнанным и заключается в том, что при достижении межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам Генпрокуратура РФ в письменной форме подтверждает свое обязательство оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 453 УПК) либо выдавать в будущем этому государству лиц в соответствии с федеральным законодательством (ч. 1 ст. 460 УПК).

Организационные основы и порядок международного сотрудничества органов прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств, в том числе с прокуратурами государств – участников СНГ по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определены:

  • 1) Соглашением между генеральными прокурорами государств – участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29.06.2000;
  • 2) приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»;
  • 3) указанием Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения»;
  • 4) указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 68/35 «О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств», а также другими организационно-распорядительными документами Генпрокурора РФ по вопросам международного сотрудничества.

В названных нормативных правовых актах Генпрокурора РФ определено, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры РФ, в связи с чем органам и организациям российской прокуратуры всех уровней предписано: 1) обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Россия, а также внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом особое внимание уделять исполнению национального законодательства о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства; 2) добиваться реальной защиты интересов России, прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечивать участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными органами зарубежных стран по вопросам, относящимся к компетенции прокуратуры России, исходя из ее координирующей роли в борьбе с преступностью.

Генпрокуратурой РФ совместно с МИД России и Минюстом России проводится интенсивная работа по совершенствованию нормативных правовых основ международного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в части: модернизации европейских конвенций о сотрудничестве в уголовной сфере; присоединения России к договорам, заключенным в рамках региональных (субрегиональных) организаций Америки, Азии и Африки в области уголовного судопроизводства; заключения соглашений о разделе имущества, полученного преступным путем и конфискованного в результате международного сотрудничества; реформирования законодательной базы РФ по вопросам розыска, ареста и конфискации доходов, полученных преступным путем, а также возврата в Россию имущества, конфискованного в результате международного сотрудничества компетентных органов Российской Федерации и зарубежных стран.

  • Ратифицирован Федеральным законом от 05.05.2014 № 87-ФЗ.
  • Полный перечень указанных документов см.: Участие органов прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам: сб. методич. и информ. материалов / под общ. ред. А. Г. Звягинцева. М.: Генпрокуратура РФ, 2011. С. 131 – 179.

Международное сотрудничество органов прокуратуры

Закон о прокуратуре впервые наделил органы прокуратуры в лице Генеральной прокуратуры РФ значительными полномочиями по осуществлению международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст. 2 этого Закона Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи.

Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.

Развитие международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:

  • организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);
  • организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
  • организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
  • участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
  • экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научное и научно-практические конференции, семинары, встречи генеральных прокуроров и др.

Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и иные документы, в том числе и продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.

Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств — участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.

Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий неизвестно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.

С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 г., Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем работы как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.

В соответствии с Конвенцией 1959 г. к вопросам оказания правовой помощи относятся:

  • исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
  • вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
  • передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
  • информировании государств — участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.

В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.

При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

  • просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
  • запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
  • преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ о ратификации Конвенции «О выдаче» 1957 г. Генеральная прокуратура РФ — орган Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче. Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству.

Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвенцию 1957г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов. Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 вновь принятого УПК РФ.

Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.

В Генеральной прокуратуре РФ с г. функционирует международно-правовое управление, которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции. Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ.

Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.

Особое внимание в международной деятельности прокуратуры уделяется формированию надежной системы антикриминального взаимодействия в рамках Совета генеральных прокуроров СНГ. Он создан в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры в сфере обеспечения законности, борьбы с транснациональной преступностью в СНГ, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по конкретным вопросам, выработки единой политики по соглашениям правоохранительного характера.

Для организации работы Совета в г. образована постоянно действующая исполнительная группа из числа представителей прокуратур СНГ — Секретариат Координационного Совета.

Деятельность Координационного Совета в первую очередь направлена на реализацию межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ, Концепций взаимодействия государств — участников СНГ по борьбе с преступностью, которая одобрена решением глав государств СНГ 2 апреля 1999 г.

Генеральная прокуратура России является одним из инициаторов и активным участником учрежденной в 1996 г. международной ассоциации прокуроров, объединяющей органы прокуратуры 37 стран мира, которая ставит своей главной задачей налаживание тесного сотрудничества прокуратур всех государств мирового сообщества.

Кроме многосторонних международных соглашений прокуратура укрепляет двусторонние связи с отдельными государствами. Особо следует выделить быстро развивающиеся связи между прокуратурами России и Китайской Народной Республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в приграничной зоне.

Представитель Генеральной прокуратуры участвует в работе Международного Трибунала в Югославии. Усилиями прокуратуры развивается сотрудничество с прокуратурами Финляндии, Швейцарии, Швеции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции и Германии.

Актуальные направления деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества



Международное право в современном мире становится основным регулятором общественных отношений, в связи с чем особенно повышается значимость международного сотрудничества. Данные явления несут собой высокую цель — повышение уровня взаимосвязанности государств мира и, как следствие, укрепление его целостности. Возможность обеспечения с помощью международного права и международного сотрудничества целостности мира позволяет создать во всем мировом сообществе определенный правопорядок. Как важнейший государственный орган в системе правоохранительных органов Российской Федерации прокуратура не остается в стороне от указанных мировых тенденций. Международное сотрудничество и участие в разработке международных договоров и соглашений являются неотъемлемыми направлениями деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации . В данном случае прослеживается взаимосвязь с положением п. «к» ст. 71 Конституции Российской Федерации, в которой говорится о том, что внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации . Поскольку Генеральная прокуратура Российской Федерации является высшим федеральным органом государственной власти в единой централизованной системе органов прокуратуры Российской Федерации, то, исходя из положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и Конституции РФ, можно заключить, что полномочия, перечисленные в упомянутом Федеральном Законе, не могут быть делегированы нижестоящим органам прокуратуры Российской Федерации. В свою очередь, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации непосредственно раскрывает порядок взаимодействия прокуроров (наряду с другими участниками уголовного процесса) с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями .

Очевидным является факт, что для успешного осуществления международного сотрудничества и эффективной реализации своих полномочий в данной области необходимо не только делегирование данных полномочий в национальном законодательстве страны, но и непосредственное действие в государстве широкого ряда международных нормативно-правовых актов. К таковым, в первую очередь, относятся Конвенции, провозглашающие основные общепризнанные нормы и принципы международного права. Они содержат в себе наиболее общие цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. Подобные принципы и стандарты должны быть признаны Российской Федерацией. Вне подобного признания они не могут считаться частью российской правовой системы и, следовательно, не могут порождать каких-либо обязательств для Российской Федерации, ее органов и граждан.

В связи с вышеизложенным, актуальным для прокуратуры Российской Федерации много лет остается вопрос о правомерности ограничения основополагающих прав и свобод в исключительных случаях. При рассмотрении органами государственной власти, а именно органами прокуратуры Российской Федерации, дел, связанных с ограничением общепризнанных международных принципов, прав и свобод, нужно быть предельно внимательными, изучать все мельчайшие фактические обстоятельства и нюансы дела, изучать политическую обстановку в других странах, насколько это представляется возможным, делать необходимые запросы в государственные органы других стран, осуществлять иные процессуальные действия в пределах своей компетенции. Все это необходимо для того, чтобы не допускать произвола и незаконности, действительного, а не мнимого ограничения прав и свобод человека, нарушения общепризнанных норм и принципов международного права, а также в целях снижения процента решений, которые выносятся ЕСПЧ не в пользу Российской Федерации. Актуальность проблемы подтверждается статистическими данными, согласно которым Российская Федерация ежегодно находится в числе первых стран как по количеству поданных против нее жалоб, в целом, так и по количеству удовлетворенных жалоб, в частности .

Не менее актуальным для прокуратуры Российской Федерации остается на протяжении многих лет вопрос о расширении границ и возможностей международного сотрудничества. Решением проблемы в данном случае является проведение работы по дополнению перечня международных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних, поскольку остается открытым вопрос о том, как поступать в случаях, когда необходим, но отсутствует международный договор с соответствующей страной. Хочется отметить, что данное направление деятельности развивается довольно успешно, что подтверждается ежегодным пополнением списка соглашений. Так, в числе последних — договоры с Объединенными Арабскими Эмиратами, Республикой Панама, Бельгией, Колумбией, меморандумы с Англией.

Здесь же хочется отметить проблему несовершенства внутреннего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в четкой регламентации с которым обязана действовать прокуратура Российской Федерации. Нередки случаи, когда даже наличие успешных международных связей с иностранными государствами и их органами не может обеспечить успешного решения конкретной проблемы, поскольку имеет место пробел или коллизия в законодательстве страны. Международное сотрудничество России с другими государствами в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам без национального уголовного процесса осуществляться не может, поскольку реализация международных договоров по условиям самих же договоров возложена на уголовно-процессуальное законодательство исполняющей страны. В силу этого национальное законодательство является основой для создания и движущей силой для применения международных договоров. Международное право в этом аспекте выполняет вторичную роль. Непосредственная зависимость создания, действия и применения международного договора в целом и его норм от внутреннего права, различие их функций приводит к выводу о приоритете применения национального законодательства России в процессе сотрудничества по уголовным делам.

Однако характерная черта современности состоит в том, что осуществление прокуратурой своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии внутригосударственного права с международным. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность — углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.

Говоря о ведущих направлениях деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества нельзя не упомянуть об успешно развивающемся на сегодняшний день в России институте экстрадиции. Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние несколько лет развивается достаточно активно. Статистика показывает, что возрастает с каждым годом не только объем работы Генеральной прокуратуры, который выражается в увеличении числа запросов о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение, но и процент удовлетворения данных запросов, что говорит об успешности и эффективности связей прокуратуры Российской Федерации и компетентных органов иностранных государств .

Однако, указанное направление также не обходится без существования пробелов, которые необходимо устранить. Так, в рамках законного и эффективного осуществления прокуратурой Российской Федерации такой деятельности, как экстрадиция, в УПК РФ следует предусмотреть детальный порядок объявления подозреваемого или обвиняемого в федеральный розыск, а также включить нормы, регламентирующие порядок и основания объявления лица в международный розыск для последующей экстрадиции. При этом важно отметить необходимость применения данной меры в каждом случае перед направлением запроса о выдаче.

Как одно из самых актуальных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации хочется выделить международное сотрудничество в целях борьбы с коррупцией. Для Российской Федерации проблема коррупции является особо актуальной. Экономический кризис, падение уровня правовой культуры очень сказываются на масштабах коррупции, которая продолжает внедряться не только в публичную сферу, но и негосударственную, вследствие чего, ежегодно Россия оказывается на вершине рейтингов самых коррумпированных стран мира. В Российской Федерации Генеральная прокуратура назначена центральным органом, ответственным за реализацию международных соглашений о борьбе с коррупцией.

Касательно нормативной базы по данному направлению деятельности прокуратуры Российской Федерации стоит отметить, что Россия выполнила на этот счет все свои международные обязательства. Законодательство на сегодняшний день отвечает всем международным стандартам и требованиям, более того, состояние антикоррупционного законодательства в России оценивается международными сообществами достаточно высоко. Законы, касающиеся противодействия коррупции, принимаются всеми парламентскими фракциями практически единогласно, что говорит о серьезных намерениях и целеустремленности государственных органов побороть злободневную проблему.

Генеральная прокуратура Российской Федерации занимается активным сотрудничеством с различными международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией. В частности, взаимодействие осуществляется с Координационным советом Генеральных прокуроров СНГ, Международной ассоциацией прокуроров, Европейским союзом, ОБСЕ, ФАТФ, ГРЕКО и многими другими.

Острой проблемой в сфере международной борьбы с коррупцией является несовершенство национального законодательства в части понятийно-категориального аппарата. Сравнение национальных нормативных правовых актов с международными наглядно демонстрирует расхождение в определении некоторых понятий. Такое расхождение в понятиях является не совсем правильным, поскольку высоких показателей эффективности международного сотрудничества в этой сфере можно добиться только путем использования универсальных механизмов для всех государств, к которым относится и унификация определений.

Коррупция как социальное явление представляет собой дисфункцию процессов социального управления, разложение власти на основе девиантного поведения, обусловленного корыстной мотивацией. Именно поэтому, при принятии единого определения коррупции должны быть учтены и отмечены ее социальная сущность (разложение власти), нормативный характер (запрещенность нормами права), корыстная мотивация субъекта. Более того, коррупция должна пониматься шире, чем подкуп и продажность государственных служащих, которыми ограничивается ее понятие в России на сегодняшний день. Именно поэтому стоит отметить, что структура коррупции не должна быть ограничена лишь преступлениями коррупционной направленности, так как в нее входят и административные, дисциплинарные и гражданско-правовые правонарушения.

В рамках эффективного международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами и учреждениями в борьбе коррупцией необходимо предпринять действия по унификации понятий во внутригосударственном антикоррупционном законодательстве в соответствии с положениями международных нормативных правовых актов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перечень направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества на сегодняшний день является довольно обширным, в связи с чем органы прокуратуры наделяются достаточно широким кругом полномочий. Однако, анализ количественных и качественных показателей результатов работы по рассматриваемому направлению деятельности показывает, что в настоящее время деятельность прокуратуры не соответствует актуальным требованиям мирового сообщества и необходимому уровню. Существует объективная необходимость совершенствования законодательной базы, регламентирующей деятельность прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества, а также механизмов взаимодействия с компетентными органами и реализации делегированных ей нормативными актами полномочий.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1: по сост. на 18 марта 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 18 марта 2017 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
  4. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL: http://www.genproc.gov.ru.
  5. Официальный сайт Адвокатского кабинета The RosEvroSud project // URL: https://roseurosud.org.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *