Международные стандарты прав человека

Международные стандарты прав и свобод человека: понятие, функции, правое закрепление

Международные пакты о пра­вах человека и Всеобщая Декларация прав человека. Устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности. Стандарты конституируются в качестве нормативного ми­нимума.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к ка­тегории основных и обязательных для всех государств — уча­стников пактов и других конвенций;

2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нор­мативных положениях;

3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на междуна­родном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

4) фиксирование условий пользования правами и свобода­ми, сопряженных с законными ограничениями и даже запре­тами.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выража­ется прежде всего в принципиальной согласованности между­народного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, ес­тественно, построения пактов о правах человека, позволяет за­фиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значи­мости для человека. Целостный взгляд на проблему четко вы­ражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются сущест­венными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы «имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами». Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конфе­ренции по правам человека 1993 г.: «Все права человека уни­версальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Меж­дународное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым под­ходом и вниманием».

Принятие государством в соответствии с его консти­туционными процедурами законодательных, административ­ных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защи­ты прав и свобод человека квалифицируется в пактах и кон­венциях как международное обязательство государства.

Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допуска­ет лишение жизни во исполнении смертного приговора, выне­сенного судом за совершение преступления, в отношении кото­рого законом предусмотрено такое наказание. Однако воспри­ятие этой статьи сегодня не может быть истинным без учета предписания Протокола № 6 и Конвенции относительно отме­ны смертной казни от 28 апреля 1983 г., в ст. 1, которой сказано:

«Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Некоторые государства — чле­ны Совета Европы пока не подписали и/или не ратифицирова­ли Протокол. Российская Федерация пока не участвует в этом Протоколе (он подписан, но не ратифицирован), однако на ис­полнение смертных приговоров Указом Президента РФ введен мораторий.

30. Международные механизмы защиты прав человека.

Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного гуманитарного пра­ва, предусматривают комплексную систему обеспечения и За­щиты, зафиксированных в этих актах и во внутригосудар­ственном законодательстве прав и свобод.

Существенное отличие пактов и основанных на них доку­ментов от Всеобщей декларации прав человека проявляется в стремлении в максимально возможной мере гарантировать про­возглашаемые права.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных орга­нов, наделенных функциями международного контроля за дея­тельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Согласно ст. 55 Устава, Организация Объединенных Наций содействует «всеобщему уважению и соблюдению прав челове­ка и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Соответствующие полномочия от имени ООН осу­ществляет Экономический и Социальный Совет, компетентный делать рекомендации. Под его руководством действует Комис­сий по правам человека, в которой представлены 43 государст­ва и которая рассматривает любые гуманитарные вопросы, пред­ставляя Совету доклады и предложения. Ее вспомогательным органом является Подкомиссия по предупреждению дискрими­нации и защите меньшинств. В составе Секретариата ООН име­ется Центр по правам человека. В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении должно­сти Верховного комиссара ООН по правам человека.

Отдельные конвенции предусмотрели создание специаль­ных органов. В их числе: Комитет по правам человека — на основании Пакта о гражданских и политических правах; Коми­тет по правам ребенка — на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации — на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискри­минации; Комитет против пыток — на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения и наказания. Пакт об эконо­мических, социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возможность действий через Экономический и Социальный Совет; последний своим решени­ем в 1985 г. учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и сво­бод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства го­сударств по внедрению национальных средств защиты, а с другой — вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Международные средства защиты прав и свобод представ­ляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наде­ляются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и нака­зания. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по лик­видации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от от­дельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником из­ложенных в Конвенции прав.

Любое находящееся под юрисдикцией такого государства лицо, которое утверждает, что какое-либо из прав, перечис­ленных в Пакте, было нарушено, и которое исчерпало все имею­щиеся внутренние средства правовой защиты, может предста­вить на рассмотрение Комитета письменное сообщение (обра­щение допускается и в том случае, если применение внутрен­них средств неоправданно затягивается). Комитет доводит со­общение до сведения соответствующего государства, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения и информирует о принятых мерах. После рассмот­рения всех представленных материалов Комитет направляет свои соображения соответствующему государству и заинтере­сованному лицу.

Международные стандарты основных прав и свобод человека

Под международными стандартами в области прав человека понимаются международно-правовые нормы, закрепляющие и развивающие принципы прав человека. В первую очередь, это обязательства государств предоставлять индивидам основополагающие права и свободы и не предпринимать действий, посягающих на эти права и свободы, не допускать какой-либо дискриминации, а также пресекать действия, нарушающие права человека. Помимо этого, устанавливается ответственность государств за невыполнение своих обязательств, определяются международные механизмы защиты прав человека.

Стандарты делятся на универсальные, т.е. признанные во всем мире (как правило, это нормативные акты, принятые ООН) и региональные, действие которых распространяется на определенный регион, обычно на территории какого-либо межгосударственного объединения (Совет Европы, Европейский Союз, СНГ и пр.) Региональные стандарты часто бывают более конкретными, предусматривающими более строгую ответственность в рамках межгосударственного объединения для государств-нарушителей этих стандартов.

Международные стандарты бывают в виде деклараций, международных договоров (пакты и конвенции), резолюций международных организаций, руководящих принципов.

Декларации принимаются обычно итоговым документом совещаний межгосударственных органов (например, резолюцией Генеральной ассамблеи ООН) и не имеют обязательной силы. Декларация – это свод принципов, определяющий дальнейшее направление развития международных отношений в определенной сфере. Государство может стараться приводить свое законодательство в соответствии с декларацией, но не обязано это делать.

Основу международной системы защиты прав человека составляют международные договоры (соглашения)– пакты и конвенции. Эти формы международно-правовых актов носят общеобязательный характер для всех государств, их ратифицировавших или к ним присоединившихся. На основе договоров создаются специализированные международные органы для контроля за соблюдением условий соглашений. Так, в рамках ООН функционируют так называемые конвенционные органы по правам человека– семь комитетов, созданных на основании основных международных договоров ООН по защите прав человека для контроля за выполнением государствами обязательств по эти договорам:

· • Комитет по правам человека

· • Комитет по расовой дискриминации

· • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

· • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

· • Комитет против пыток

· • Комитет по правам ребенка

· • Комитет по защите всех трудящихся мигрантов и членов их семей

· • Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

Среди указанных комитетов один — Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — создан не на основе международного договора, а решением (резолюцией) Экономического и социального совета (ЭКОСОС) — одного из главных органов ООН.

В рамках Совета Европы действует Европейский Суд по правам человека – орган, призванный восстанавливать нарушенные права, созданный в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Но не менее важная функция Суда – выработка стандартов в области прав человека путем толкования указанной Конвенции и придания нового смысле содержащимся в ней положениям, включая содержание конкретных прав и свобод.

К основополагающим документам в области прав человека относятся Устав ООН, Международный Билль о правах человека, Европейская конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия.

Устав ООН не содержит конкретного перечня прав человека. Тем не менее, этот документ стал одним из первых важнейших международно-правовых актов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей и каждого человека, исключающего какую-либо дискриминацию. Пункт «с» ст. 55 обязывает государства содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола языка и религии».

Одним из главных достижений стало то, что Устав ООН заложил основы для вывода проблемы соблюдения прав человека из-под исключительной внутренней юрисдикции государства и создал предпосылки для эффективного регулирования этого вопроса непосредственно международным правом.

Международный билль о правах человека включает в себя: Всеобщую декларацию о правах человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических и социальных правах (1966), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966), второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

Всеобщая декларация прав человека была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. День ее принятия отмечается ежегодно как Всемирный день прав человека. В Декларации закреплен широкий перечень гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав. В тексте документа отражен естественный характер прав человека, в ст. 1 говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах».

Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но одним из источников международного права является обычай, т.е. сложившаяся практика государств, которая постепенно начинает признаваться в качестве обязательной и оформляться в виде правовых норм. Таким образом, положения Декларации стали для большинства современных государств обязательными, найдя свое отражение в законодательстве этих стран. В конституциях многих государств содержатся непосредственные ссылки на Декларацию, ее положения включены во все основные законодательные акты. Национальные суды нередко признают и используют положения Декларации. Так, в частности, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. рекомендовал всем российским судам прямо ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека в решениях по соответствующим делам.

Принятие в 1966 г. Пактов о правах человека стало новой вехой в развитии международного права. Впервые индивид стал субъектом не только внутригосударственного, но и международного права. В соответствии с положениями Пактов, все лица, проживающие в государстве-участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Все государства-участникиобязаны привести национальное законодательство в соответствие с нормами Пактов. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, гражданин любого государства-участника Пакта, подписавшего Протокол, может обращаться непосредственно в Комитет по правам человека за защитой своих прав.

Правом рассматривать индивидуальные сообщения от граждан наделены также Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет против пыток и Комитет по правам лиц с ограниченными возможностями.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет право гражданина обращаться в первый наднациональный судебный орган – Европейский Суд по правам человека. Причем ответственность государств за невыполнение решений суда предусмотрена гораздо более строгая, чем Первым факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах за невыполнение рекомендаций Комитета по правам человека при ООН.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела по нарушениям только тех прав, которые записаны в Конвенции. Но поскольку формулировки бывают слишком общие, Суд наделен правом толкования положений Конвенции, при этом его решения являются прецедентными. Это означает, что при рассмотрении похожих дел в будущем следует руководствоваться не прямо положениями Конвенции, а тем их значением, который был раскрыт в прецедентных решениях. Таким образом, более, чем за 50 лет деятельности Суда, содержание прав, записанных в Конвенции, было значительно расширено и конкретизировано решениями Суда.

Следует добавить, что основным условием подачи жалобы как в Комитеты ООН, так и в Европейский суд по правам человека, является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты.

В российской правовой системе международные нормы имеют приоритет над внутренним российским законодательством. Под этим подразумевается, что в случае противоречия между федеральным законом или иным нормативным актом и положениями ратифицированного международного договора, применяются положения договора. При этом, верховенство все же остается за Конституцией РФ.

80. Основные международные правительственные организации: их роль в поддержании мира.

Международные организации — постоянные объединения межправительственного или неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению оговоренных в соглашениях международных проблем.

Термин «международные организации» как правило, применяют для обозначения как международных межправительственных (межгосударственных) организаций, так и международных неправительственных организаций. Однако эти организации имеют различную юридическую природу.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.

Международные неправительственные организации — постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п. Для признания за организацией статуса международной неправительственной организации, она должна соответствовать следующим требованиям:

  • цель организации — некоммерческая деятельность международного значения;
  • учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства, а не на основе международного соглашения;
  • результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Организация Объединеных Наций ( ООН, United Nations)- международная организация, главными задачами которой являются поддержание и укрепление международного мира и безопасности, а также развитие сотрудничества между государствами.

Совет Безопасности ООН- один из главных органов ООН. В соответствии с Уставом ООН он несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В состав Совета входят 15 государств-членов- 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок. Председетели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке английского алфавита.

Международные стандарты в области защиты прав человека

Статья посвящена исследованию вопросов международных стандартов в области защиты прав человека. Выделены основные международно-правовые акты по вопросам защиты прав человека. Значительное внимание уделено защите прав и свобод человека на примере Республики Казахстан.

Права человека во все времена находились в центре внимания человечества. Вместе с тем, в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми . Еще сравнительно недавно, вплоть до середины XX в., права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции. Общепринятым аксиомой было рассматривать взаимоотношения между государством и его гражданином как внутреннее дело каждого государства.

Исключением являлось применение силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства. Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что каждое государство имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они ни нарушались. Свое теоретическое обоснование политика вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах юристов – представителей науки международного права того времени, широко воспринявших естественно-правовую концепцию прав человека (Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Кант и др.) .

Понятие международно-правовых стандартов в области прав человека связано с категорией общепризнанных принципов и норм международного права. Однако существуют определенные сложности применения общепризнанных принципов и норм международного права, так как они не закреплены в каком-либо едином международно-правовом акте. Кроме того, формулировки некоторых положений, связанных с правами человека, в различных международных актах отличаются. В этой связи важное значение имеет имплементация общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе в области прав человека, в национальное законодательство. Международные стандарты в области прав человека, являющиеся определенными правилами поведения, получают в национальном законодательстве свою конкретизацию. Важной чертой в характеристике международных стандартов в области прав человека является возможность их разделения на стандарты, закрепляющие гарантии защиты общепризнанных прав человека.

Международные стандарты в сфере защиты прав человека должны находить свое закрепление в национальном законодательстве, т.к. общепризнанно, что права и свободы человека и гражданина не являются исключительно внутренним делом государства. Так, п.3 ст.4 Конституции Республики Казахстан 1995 г. Установлено: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

При этом все большую значимость приобретают международные стандарты в области прав человека, определяя на международном уровне стандарты обращения государства с гражданами в области прав человека. Представляется, что термин «стандарты» более точно раскрывает содержание международно-правовых актов в области прав человека, задача которых либо побудить, либо обязать государства предоставить соответствующим лицам и их объединениям определенные права и свободы и обеспечить их осуществление с помощью тех средств, которыми располагают государства.

Международно-правовые стандарты являются результатом длительной работы большого количества государств по выработке согласованных позиций в области прав человека. Государства соглашаются соблюдать определенные универсальные ценности, обеспечивая уважение и защиту прав человека всеми доступными способами. Государства ответственны за выполнение своих обязательств в области прав и свобод человека перед своим населением и международным сообществом. Как видно, стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации.

Большую роль в разработке международных стандартов в области прав человека играет Устав ООН, который оказал существенное влияние на процесс формирования универсальных ценностей человечества, а также основополагающие международные документы, касающиеся обеспечения и защиты прав человека. Принятие Устава ООН положило начало качественно новому этапу отношений в области защиты прав и свобод человека. Устав ООН, вступивший в силу

24 октября 1945 г., является первым в истории международных отношений многосторонним договором, заложившим основы для активного развития сотрудничества государств, в том числе, в области прав человека.

Более того, Устав ООН возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека без дискриминации по какому-либо основанию. Так, п. «с» ст. 55 Устава обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, этот основополагающий международный договор закрепил принцип уважения и соблюдения прав человека в современном мировом сообществе.

Соответствующие международные договоры в целом призваны предотвращать совершение таких преступлений, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация и т.д. Целый ряд международных конвенций направлен на защиту прав детей, женщин, трудовых прав, на установление и закрепление статуса беженцев, прав заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Ближнем Востоке и другие военные конфликты показывают необходимость усовершенствования норм международного гуманитарного права, недопущения вмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых» государств.

Международно-правовые акты как система юридических норм, регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы граждан этих государств, как раз призваны обеспечить действие международно-правовых стандартов в области защиты прав человека. Результатом этих действий является правовая защищенность личности, подлинный интерес к проблемам человека в разных сферах взаимоотношений государства и человека независимо от местонахождения последнего.

Можно отметить такие следующие характерные черты стандартов международно-правовых актов, объединенных одной целью – создать модель «идеального» правового состояния в любом государстве. К числу таких черт относятся: обеспечение мира во всем мире; безопасность, социальная защищенность человека и гражданина; разрешение насущных проблем гуманитарного, экономического, социального характера и др.

Важной чертой в характеристике международных стандартов в области прав человека является возможность их разделения на стандарты, закрепляющие содержание и конкретный перечень прав и свобод человека, которые относятся к категории основных и обязательных для соблюдения государствами, и на международные стандарты, закрепляющие гарантии защиты прав человека. Международные стандарты в сфере защиты права человека также должны находить свое закрепление в национальном законодательстве.

С первых дней обретения независимости Республика Казахстан зарекомендовала себя в качестве ответственного участника важнейших универсальных международных договоров в области прав человека, как надежного партнера в международных отношениях. Казахстан высоко ценит значимость целей развития тысячелетия, которые направлены на реализацию человеческого потенциала и достижение прогресса в сфере прав человека. В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана: «Стратегия «Казахстан – 2050″: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что наше общество, последовательно двигаясь по политической либерализации, шаг за шагом «приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека» .

Общеизвестно, количество международно-правовых актов, касающихся прав человека и гражданина, на сегодняшний день весьма значительно. Казахстан подписал и ратифицировал самый широкий круг различных международных документов, в которых закреплены универсальные стандарты прав и свобод человека, признаваемые подавляющим большинством государств.

Таким образом, Республика Казахстан создала исходную правовую базу для применения норм международного права, необходимость которых обусловлена не только необходимостью соблюдения норм международного права, но и внутригосударственными юридическими, а главное внутрисоциальными факторами обеспечения социальной стабильности в стране. Казахстан на государственном уровне присоединился к общепризнанным принципам и нормам международного права. В Конституции Республики Казахстан признано, что человек, его права и свободы есть высшая ценность, что соответствует основным международным принципам права, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конечно, более подробно и конкретно права и свободы человека регламентированы в отраслевых нормативных правовых актах, где установлена точка отсчета для всех сфер деятельности государства – это человек и гражданин. Государство обязано создавать гражданам условия для обеспечения реализации его прав и свобод, охраняя эти устои существующими механизмами принуждения (Уполномоченный по правам человека, органы правопорядка, суд и т.д.)

Казахстан взял на себя обязательства, связанные с соблюдением и защитой фундаментальных прав и свобод человека, являясь участником основных международных конвенций в области прав человека и прилагая максимум усилий для их выполнения. Государства обязаны соблюдать нормы международного права, и не могут оправдывать невыполнение своих международных обязательств ссылками на Конституцию или национальные законы. Ратифицировав международные договоры, государство обязано привести внутреннее законодательство в соответствие с ними.

Таким образом, международные договоры Республики Казахстан вносят ощутимые нововведения в законодательство, а порой и заменяют оное, одновременно устанавливая иные правила для решения конкретных юридических вопросов. Подобный подход позволяет говорить применительно к казахстанской юридической практике о приоритете норм международных договоров над нормами национального законодательства, а так же о преимущественном применении указанных международных норм в наших условиях при рассмотрении конкретных вопросов. Например, Гражданский кодекс Республики Казахстан прямо предусматривает непосредственное применение международных договоров, исходя из конституционных положений о включении общепризнанных принципов и норм международного права в казахстанскую правовую систему, как ее составляющей части: «Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к гражданским отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта». Данное правило действует всегда, кроме тех случаев, когда для применения соответствующих норм требуется издание отдельного внутригосударственного акта.

При этом процесс совершенствования законодательства не стоит на месте, т.е. законодательство Республика Казахстан претерпевает существенные изменения, принимаются новые законы, устанавливаются новые общие правила, согласующиеся с современным международным правом. Новые нормы международного права привносят правовую стабильность в обществе, а принятие указанных правовых принципов только повышает международный авторитет Казахстана. Так, результатом влияния норм международного права на казахстанское законодательство стало предоставление каждому гражданину права в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при условии исчерпания внутренних средств правовой защиты. Со своей стороны, государство обязано устранить все препятствия, которые мешают индивиду реализовать свои права.

В настоящее время каждому гарантировано право обращаться за защитой не только в суд, но также в межгосударственные органы по защите прав человека, например в Комитет ООН по правам человека. Условием обращения в указанный договорный орган является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты в Казахстане. Решения Комитета не имеют юридически обязательного характера для государств-ответчиков и призваны обеспечивать лишь первичную ответственность (иными словами, восстанавливать нарушенные права), меры принуждения не предусмотрены. Однако факт признания нарушения прав заявителя подрывает авторитет государства, против которого была подана жалоба.

Кроме первичной ответственности существует и вторичная, которая наступает в случае повторного нарушения договора или упорного нежелания государстваответчика добросовестно выполнять в полной мере обязательства, принятые в соответствии с международным договором. Но и вторичная ответственность не предусматривает силовых воздействий, санкции и контрмеры (реторсии и репрессалии) представляя собой лишь вид принуждения в отношении нарушителя как средство реализации права.

Таким образом, на примере Казахстана ярко видно, что международноправовые стандарты в области прав человека способствуют закреплению в законодательстве демократических государств общепризнанных, единых для всех правовых систем норм международного права общего характера. При этом стандарты и принципы международного права опираются на гуманизм, справедливость, уважение чести и достоинства, охраны жизни и здоровья человека.

Так, Конституция Республики Казахстан, провозглашая права и свободы гражданина, устанавливает, что их признание и соблюдение являются обязанностью государства, определяя основные механизмы, необходимые для защиты этих прав. В законодательстве Республики Казахстан можно выделить составляющие единого механизма защиты прав и свобод человека: защита прав человека органами законодательной и исполнительной власти; защита прав человека Президентом, как гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина; судебная защита; деятельность Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека; деятельность прокуратуры; деятельность НПО; институт самозащиты прав человека; международные процедуры.

Вместе с тем существующий механизм защиты прав человека в Республике Казахстан нуждается в дальнейшем совершенствовании, а также в согласовании с международно-правовыми стандартами. Для достижения этой цели представляется необходимым дальнейшее совершенствование механизма судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Одно из направлений такой деятельности судов при вынесении решений должно быть широкое использование ими в надлежащих случаях ссылок на международно-правовые акты в области прав человека. Особого внимания заслуживает создание административных судов, призванных защищать права человека. Таким образом, в условиях глобализации международных отношений и возникающими глобальными угрозами человечеству международные стандарты в области защиты прав человека должны быть ориентиром для всех государств в разрешении проблем, возникающих в сферах жизнедеятельности личности.

32. Международные стандарты прав и свобод человека: понятие, виды, закрепление.

Права человека имеют естественную природу и существуют независимо от их закрепления в законодательных актах гос-ва. Права человека являются предметом заботы не только гос-ва, но и всего межд-ого сообщества в целом. Ценность межд-х актов о правах человека в том, что они закрепляет тот нормативный минимум, на который должны ориентироваться гос-ва при признании и обеспечении провозглашаемых прав.

Международные стандарты выполняют следующие функции:

— определяют перечень прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех гос-в-участников межд-х дог-ров о правах человека;

— формируют главные черты содержания каждого из этих прав;

— фиксируют условия пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями;

— устанавливают обязательства гос-в по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и ведение на национальном уровне гарантий, обуславливающих их реальность;

— определяют механизм защиты прав и свобод (внутренний и межд-й).

Перечень прав и свобод в межд-х документах не отличается от перечня, предусмотренного национальным законодательством.

Россия демонстрирует уважительное отношение к международным обязательствам в области прав человека. В большинстве законодательных актов восприняты международные стандарты. После ратификации Европейской Конвенции был введен мораторий на применение смертной казни.

Международно-правовые акты регулируют условия, цели ограничения прав и свобод.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека целями ограничения признается обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Межд-й пакт об экономических, социальных и культурных правах оперирует термином «ограничения». В соответствии со ст. 4 Межд-ого пакта о гражданских и политических правах гос-ва могут «отступить от своих обязательств», если они необходимы для охраны гос-венной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются сразу два термина: «ограничения» (ст. 8-11,18) и «отступление от своих обязательств» (ст.15), цели ограничений существенно расширены. В соответствии с положениями Европейской Конвенции ограничения права возможны в следующих случаях, если они:

— «предусмотрены законом». Европейский Суд оценивает доступность, предсказуемость и точность закона, чтобы определить, удовлетворяют ли действия гос-ва требованию о соответствии закону.

— и «необходимы в демократическом обществе». Вмешательство властей должны быть соразмерны преследуемым целям (предотвращение беспорядков и преступлений; интересы гос-венной безопасности и общественного спокойствия).

Ценность и значение межд-х актов состоит не только в закрепленных правах и свободах, но и в механизме защиты этих прав. Конституция РФ в ст. 46 закрепила право каждого обращаться в соответствии с международными дог-рами России в межгос-венные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригос-венные средства правовой защиты.

Правовое закрепление межд-х стандартов

Международные дог-ры о правах человека можно разделить на несколько групп.

1) международные дог-ры, закрепляющие общие положения сотрудничества гос-в по определению стандартов прав и свобод человека. Опираясь на такие дог-ры, гос-ва принимают свое национальное законодательство в этой сфере.

Нр: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В развернутом виде права человека получили отражение в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). Важную роль с точки зрения гарантий осуществления прав и свобод человека играют региональные дог-ры. В их числе Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, Американская Конвенция о правах человека, Африканская Хартия прав человека и основных свобод.

2) дог-ры, касающиеся сотрудничества гос-в в борьбе с массовыми нарушениями прав человека. К дог-рам этой группы можно отнести Конвенцию о предупреждение преступления геноцида и наказания за него, Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

3) дог-ры о защите отдельных категорий индивидов. Примером таких дог-ров могут быть международные дог-ры о защите прав женщин, детей, а также дог-ры, регулирующие коллективные права (национальные меньшинства).

Нр: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о согласии на вступление в брак и минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Конвенция об охране материнства. Конвенция о правах ребенка, Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море, Конвенция о защите и сотрудничестве детей в области межд-ого усыновления, Конвенция о гражданско-правовых аспектах межд-ого похищения детей и др.

4)дог-ры о защите отдельных прав индивидов. В качестве примера можно привести международные документы, принятые в рамках МОТ по вопросам труда. МОТ устанавливает минимальные стандарты по вопросам свободы ассоциации, Конвенция МОТ № 87 Свобода ассоциации и защита права на организацию, Конвенция МОТ № 98 Право на организацию и ведение коллективных переговоров, Конвенция МОТ № 135 Представители трудящихся.отмены принудительного труда, социального обеспечения. Конвенция № 117 Об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 130 О медицинской помощи и пособиях по болезни, Конвенция №17 о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве Сотрудничество гос-в в сфере трудовой деятельности и социальной защиты регулируется и на региональном уровне. Соглашения СНГ — О сотрудничестве в области охраны труда 1994 г, О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне гос-ва проживания 1994г., О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся –мигрантов 1994г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *