Модуль природопользователя 2018

С 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды, который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.

Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.

В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.

Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев, при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:

  • I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

  • II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

  • III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

  • IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету. При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин «наилучшая доступная технология» (далее — НДТ).

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией, осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Нормирование объектов отдельных категорий

(i) Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории

Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов
I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР должно содержать:

  • технологические нормативы;

  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

  • нормативы допустимых физических воздействий;

  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

  • требования к обращению с отходами производства и потребления;

  • согласованную программу производственного экологического контроля;

  • срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

  • соблюдение установленных нормативов и лимитов;

  • отсутствие задолженности по плате за НВОС;

  • своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;

  • выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.

Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.

Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.

В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.

Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов
I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.

Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.

(ii) Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:

  • декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

  • данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;

  • информацию о реализации природоохранных мероприятий;

  • информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Исходя из системного толкования новых редакций статьей 4 Закона об охране окружающей среды и 18 Закона об отходах производства и потребления, для объектов II категории все же должны осуществляться расчеты НООЛР, однако их приложение к декларации не требуется. При этом, как следует из информационного письма Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., дополнительное утверждение производимых расчетов в контролирующих органах и получение разрешений с 01.01.2019 г. не предусмотрено.

Декларация представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Действующие правила и методические рекомендации по разработке НДС, НДВ, НООЛР, вероятно, будут скорректированы в части сроков, на которые данные нормативы должны быть рассчитаны (в настоящий момент срок составляет 5 лет).

Сроки предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в настоящее время не установлены. Данный вопрос, а также форма декларации, требования к ее оформлению, порядок и сроки подачи будут урегулированы в ближайшее время нормативными актами Минприроды РФ.

Вместе с тем, если сфера деятельности объекта II категории входит в область применения НДТ, при наличии соответствующих отраслевых справочников и утвержденных технологических показателей НДТ владельцы таких объектов вправе получить КЭР. В таком случае для объекта II категории дополнительно будут установлены технологические нормативы, а предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не потребуется.

Если соблюдение нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов при эксплуатации объекта II категории в настоящий момент не представляется возможным, на период поэтапного достижения нормативов владельцы объектов утверждают план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Так же как и программа повышения экологической эффективности для объектов I категории, план мероприятий по охране окружающей среды должен быть реализован не более чем за 7 лет. Исключений из настоящего правила не предусмотрено.

Аналогично, в отношении объектов II категории сохраняется необходимость проведения ПЭК, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП. Первые отчеты по результатам ПЭК должны быть предоставлены до 25 марта 2019 года.

(iii) Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов III категории

К III категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к III категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев.

Учитывая, что такие объекты причиняют достаточно низкий вред окружающей среде, для них будет предусмотрена специальная упрощенная система нормирования.

Нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов для объектов III категории рассчитываются лишь в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Выбросы и сбросы веществ иных классов опасности, а также размещение отходов всех классов опасности признаются для объектов III категории осуществленными в пределах нормативов.

При этом, учитывая информационное письмо Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., расчеты нормативов выбросов/сбросов веществ I и II класса дополнительному утверждению в контролирующих органах не подлежат. Разрешения на сбросы и выбросы выдаваться не будут.

Вместе с тем для владельцев объектов III категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов).

Для целей исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

По смыслу пункта 8 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, такой отчетностью будут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Также владельцы указанных объектов все еще будут должны сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП.

Интересно, что пункт 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды не устанавливает в отношении выбросов/сбросов веществ I и II класса опасности повышающих коэффициентов платы за НВОС в случае, если такие выбросы/сбросы были осуществлены сверх рассчитанных нормативов.

Аналогично объектам II категории, в случае, если при эксплуатации объекта III категории невозможно осуществить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, то в отношении такого объекта должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающий поэтапное достижение нормативов. Срок реализации плана не может превышать 7 лет.

(iv) Деятельность на объектах IV категории не нормируется

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от:

  • разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

  • предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

  • разработки программы ПЭК;

  • внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

  • проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.

Вместе с тем, как разъяснил Росприроднадзор в письме № АС-06-02-36/3591 от 21 февраля 2017 г. и, исходя из пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды, в случае одновременной эксплуатации объекта IV категории и объектов, относящихся к иным категориям (I, II или III категории), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

В законе отсутствуют четкие указания по поводу того, в какой форме при указанных условиях должны будут предоставляться сведения о массах и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ, объемах образованных и размещенных отходов. Вероятно, на объекты IV категории в таком случае будет распространяться режим предоставления данной информации в уведомительном порядке, предусмотренный для объектов III категории.

Временно разрешенные выбросы и сбросы

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, помимо непосредственно программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий), на объектах НВОС будут устанавливаться временно разрешенные выбросы (ВРВ) и/или временно разрешенные сбросы (ВРС).

ВРВ и ВРС будут устанавливаться на период выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов.

Для объектов, которые выводятся из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

В отношении объектов I категории ВРВ и ВРС будут устанавливаться на основании КЭР.

Для объектов II и III категорий необходимо будет получать разрешение на ВРВ и ВРС. В настоящий момент порядок выдачи таких разрешений не установлен.

Действие ранее установленных нормативов и выданных разрешений с 1 января 2019 года

Поскольку большой объем ключевых, с точки зрения процедуры, подзаконных нормативных актов все еще не принят, что исключает в настоящий момент возможность осуществить полноценный переход на новую систему нормирования, возникает острый вопрос о действии разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г.

Применительно к объектам I категории данный вопрос разрешен непосредственно в статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешительные документы на выбросы и сбросы, а также на образование отходов и их размещение, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Исходя из этого, срок действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г., для объектов I категории автоматически продлевается до дня получения КЭР. Данное правило применяется и к объектам II категории, входящим в область применения НДТ, владельцы которых также решили оформить КЭР.

Разрешительная документация для объектов II и III категории действует до окончания установленного в ней срока.

Как указывалось выше, для объектов II категории в настоящее время сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду не урегулированы. Вместе с тем, как следует из проекта Приказа Минприроды РФ об утверждении формы такой декларации, планируется, что декларация должна быть предоставлена не позднее даты окончания срока действия одного из следующих разрешительных документов, в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

  • разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом, как указано в информационном письме Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., действующим законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрен запрет на получение новой разрешительной документации до истечения срока действия уже имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешительной документации.

Таким образом, независимо от срока действия документации, владельцы объектов II и III категорий могут перейти на новую систему нормирования непосредственно после 1 января 2019 года.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно разъяснениям Росприроднадзора новая система нормирования предусматривает дифференцированный подход к вопросу государственного регулирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не содержит отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов, а также лимитов на их размещение.

Таким образом, выдача разрешений на выбросы/сбросы загрязняющих веществ (за исключением разрешений на ВРС и ВРВ, а также разрешений на выбросы/сбросы радиоактивных веществ), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для всех категорий объектов не предусмотрены.

На наш взгляд, новая система нормирования действительно упростит деятельность малого бизнеса и приведет к снижению административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности в конечном итоге должен поспособствовать развитию промышленной отрасли, в том числе, побудив организации к внедрению современных технологий производства.

В то же время определенное число принципиально важных вопросов новой системы все еще остается неурегулированным. В отсутствие подзаконных нормативных актов, устанавливающих технологические показатели, формы документов и заявлений, требования к ним, а также регулирующих процедурные вопросы, многие природопользователи пока что лишены возможности осуществить переход.

Для минимизации негативных правовых рисков в будущем, владельцам объектов НВОС, срок действия разрешительной документации которых в ближайшее время истекает, уже сейчас рекомендуем позаботиться о вопросах нормирования, при необходимости обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также активно следить за новостями на сайтах контролирующих органов.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 1508, в качестве такой специальной организации определено ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

https://regulation.gov.ru/projects#search=02/08/04-18/00080270&npa=80270

По вопросу срока подачи декларации, установленного в проекте Приказа Минприроды РФ, получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое мотивировано неточностью формулировки. В связи с этим, вероятно, момент подачи претерпит изменения.

См. Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ».

При наличии утвержденных нормативов ПДВ, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ.

Однако бывают случаи, когда необходимо время для проведения комплекса мероприятий или оформления документов, позволяющих достигнуть необходимых нормативов либо оформить необходимые документы (постоянное землепользование и т.д.) в соответствии с действующим законодательством.

В этом случае устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — ограничения выбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

При наличии установленных лимитов на выбросы, срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы. Также в разрешении предписываются условия, которые необходимо выполнить за этот период времени, после чего документ подлежит пролонгации.

Технический отчет для пролонгации срока действия разрешения на выброс разрабатывается на основании материалов, свидетельствующих о неизменности технологического процесса на предприятии и документов, подтверждающих выполнение предписанных условий.

Сроки согласования технических отчетов для продления разрешения на выброс определяются административным регламентам государственных служб.

На стоимость разработки технического отчета для продления разрешения на выброс (продления ПДВ) влияют:

  • количество источников выбросов;
  • необходимость проведения мероприятий по контролю выбросов и степени выполнения условий для пролонгации разрешения на выброс.
  • Модуль природопользователя (далее — Модуль) — бесплатное средство подготовки отчетности. Последнюю версию программы всегда можно скачать по ссылке lk.fsrpn.ru/#/rpn-user-module-page. Модуль таит в себе невероятные возможности, до которых порой можно дойти лишь случайно, хотя в нем есть раздел «Справка» и контакты разработчиков.

    Что «умеет» Модуль природопользователя

    На момент написания статьи в Модуле можно сформировать следующие документы:

    • статистическая отчетность по форме № 2-ТП (отходы);

    • отчет об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов (далее — Отчет МСП);

    • заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

    • комплект отчетов по экосбору:

    – декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации;

    – отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;

    – расчет суммы экологического сбора;

    • декларация о плате за НВОС (далее — Декларация);

    • статистическая отчетность по форме № 2-ТП (рекультивация) (Справка, кстати, об этом умалчивает);

    • информация об объектах утилизации и местах сбора отходов;

    • заявление о зачете, возврате или сверке сумм экологического сбора.

    Технический отчет по обращению с отходами (далее — Техотчет) в Модуле сформировать нельзя, но реквизиты поданного Техотчета необходимо внести в программу для того, чтобы правильно рассчитать плату за НВОС. Это нужно сделать практически всем природопользователям, у которых в 2018 г. был действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит). Но об этом мы еще поговорим.

    Одной из самых сложных и коварных форм всего разнообразия отчетности природопользователя является Декларация. Да, в Модуле все настолько взаимосвязано, что, упустив даже одну маленькую деталь, природопользователь (и в конечном итоге — территориальный орган Росприроднадзора) получит на выходе совсем не тот результат, которого он ожидает. В статье подскажем несколько лайфхаков по составлению Декларации в Модуле.

    Почему не проставляются лимиты

    Причина 1. Лимиты не продлены

    Если в вашем расчете по размещению отходов перенеслись реквизиты Лимита, созданного во вкладке «Реестр», но в графе «Устан. лимит на разм. отходов» нули, а кнопка «Подставить ЗВ»/»Пересчитать, обновить ЗВ» не помогает, то вполне вероятно, что Лимит не продлен «реально» либо «формально» (рис. 1).

    Говоря «реально», мы имеем в виду, что Лимит должен был быть продлен в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее — Порядок), но природопользователь забыл это сделать.

    Говоря «формально», мы имеем в виду, что Лимит продлен, но информация об этом не занесена в Модуль.

    Извлечение
    из Порядка

    12. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).

    Следовательно, Техотчет существует для подтверждения действия установленных лимитов, и его нужно было подать, чтобы продлить Лимит на следующий год.

    Пример
    Лимит № 1111/1111 от 01.01.2015 действует до 31.12.2019. По завершении 2015 г. природопользователь обязан в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения Лимита (т.е. с 01.01.2016 плюс 10 рабочих дней), отчитаться за прошедший год и продлить Лимит на будущий год:

    Также из-за не введенного в Модуль Техотчета в графе «Устан. лимит на разм. отходов» могут отразиться неполные данные Лимита, т.к. Модуль будет считать, что Лимит действовал не весь календарный год, а только его часть.

    Для того чтобы это исправить, во вкладке «Отчеты» создаем Техотчет с помощью кнопки .

    Затем указываем основные данные (рис. 2):

    • электронный ID и регистрационный номер отчета, дату регистрации;

    • в таблице «Лимиты на размещение отходов» — номер и дату Лимита, сведения о перечне и количестве отходов (выбрать из выпадающего списка), даты продления.

    Далее ставим галочку «Отчет закрыт», переходим во вкладку «Расчеты/Декларации» и в расчете по размещению отходов нажимаем кнопку «Пересчитать, обновить ЗВ».

    После этого графа «Устан. лимит на разм. отходов» должна обновиться согласно внесенным сведениям (рис. 3). Если ваш Лимит утвержден не с начала календарного года, возможно, понадобится во вкладке «Отчеты» внести данные двух Техотчетов.

    Причина 2. Лимиты в Реестре заполнены некорректно

    Во вкладке «Реестр» при формировании Лимита недостаточно заполнить только годовой норматив образования отходов (рис. 4):

    • в таблице 1 указываются отходы и их годовой норматив образования согласно утвержденному Лимиту;

    • таблица 2 заполняется только для тех отходов, которые по утвержденному Лимиту разрешено передавать на размещение на конкретном объекте размещения отходов (далее — ОРО), находящемся в собственности другого хозяйствующего субъекта (эксплуатируемом другим хозяйствующим субъектом);

    • таблица 3 заполняется в том случае, если согласно утвержденному Лимиту конкретный отход размещается на собственных (эксплуатируемых) ОРО.

    Обратите внимание: в таблицах 2 и 3 не указываются отходы, передаваемые на утилизацию или обезвреживание.

    Для того чтобы заполнить таблицу 2, сначала нажимаем на необходимый отход в таблице 1, в нашем случае — мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (рис. 5). Далее в таблице 2 выбираем из выпадающего списка наименование ОРО (если в списке нет ни одного ОРО, значит, вы их еще не создали во вкладке «Реестр»).

    Наименование ОРО и его собственник (эксплуатирующая организация) «подтянутся» автоматически, однако здесь необходимо будет проверить год, который Модуль также подставил автоматически в зависимости от года, в котором был утвержден Лимит.

    Год нужно поменять на тот, за который отчитываемся, а также при необходимости откорректировать данные в графе «Лимит размещения отходов, т» (например, лимит размещения отличается от годовой нормы образования).

    Заполнив таблицы 2 и 3 в Лимите, переходим во вкладку «Расчеты/Декларации» и в расчете по размещению отходов нажимаем кнопку «Пересчитать, обновить ЗВ». После этого графа «Устан. лимит на разм. отходов» должна обновиться согласно внесенным сведениям.

    Как рассчитать плату для субъектов МСП без повышающего коэффициента

    Известно, что у субъектов МСП лимитами на размещение отходов являются те объемы, которые у них по факту образовались и были переданы на размещение в отчетном периоде.

    Извлечение
    из Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
    (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255; в ред. от 29.06.2018)

    13. Лица, обязанные вносить плату, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в отношении объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 18 настоящих Правил, а в отношении отходов, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.

    Согласно п. 18 Правил плата за размещение отходов в соответствии с Отчетом МСП рассчитывается с применением коэффициента за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, равного 1.

    В случае превышения фактических значений размещенных отходов над указанными в Отчете МСП плата рассчитывается с применением коэффициента за объем или массу отходов, размещенных с превышением объема или массы отходов, указанных в Отчете МСП, равного 5 (п. 20 Правил).

    Соответственно, если Отчет МСП не был подан в установленные законодательством сроки, плата за размещение отходов рассчитывается с применением пятикратного повышающего коэффициента.

    Если Отчет МСП был подан вовремя, а в Декларации лимиты не проставляются, необходимо воспользоваться кнопкой «Корректировка».

    Для этого во вкладке «Расчеты/Декларации» в расчете за размещение отходов нажимаем на отход и выбираем «Редактировать» (рис. 6).

    Появится форма, в которой находится кнопка «Корректировка» (рис. 7).

    В случае если кнопка «Корректировка» неактивна, необходимо перейти во вкладку «Реестр» и поменять в поле «Размер и численность» категорию субъекта предпринимательства — с «Не установлено» на «МКП (микро предприятия)»/»МП (малое предприятие»/»СП (среднее предприятие)» (рис. 8).

    После этого кнопка «Корректировка» в расчете платы за размещение отходов станет активной и можно будет внести основные изменения: в пустых полях «Остаток лимита на размещение» и «В пределах лимита» указываем фактический объем образованного отхода и нажимаем кнопку «Рассчитать» (рис. 9).

    На основании какого закона требуется обучение по экологии?

    Обучение по экологии обязаны проходить индивидуальные предприниматели и юридические лица по двум направлениям.

    • На основании 73 статьи Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители предприятий и специалисты должны в обязательном порядке пройти обучение по направлению «Обеспечение экологической безопасности».
    • Согласно требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязательному обучению по направлению «Работа с опасными отходами» подлежат все лица, допущенные к работе с отходами I — IV класса опасности. На руках у работников, допущенных до работы с опасными отходами, должны быть свидетельства о прохождении профессиональной подготовки.

    Проходить курсы повышения квалификации по экологической безопасности необходимо по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

    Исходя из требований вышеперечисленных Федеральных законов, проходить обучение по экологии должен каждый сотрудник, который был допущен к обращению с опасными отходами, а также руководитель организации и специалист, отвечающие за принятие тех или иных решений, оказывающих любое воздействие на окружающую среду.

    После прохождения обучения по программам «Экологическая безопасность» слушатели получают удостоверение установленного образца или свидетельство на право работы с опасными отходами.

    Учебный центр ИТЦ ПТМ проводит обучение по Экологической безопасности руководителей и специалистов организаций г. Хабаровска и Хабаровского края, детельность которых связана с обеспечением экологической безопасности на предприятии: «Обеспечение Экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»

    В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
    Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.

    Рис. Виды обращения с отходами на предприятии
    Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

    1. Оформление разрешительной документации.
    2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
    3. Организация экологической службы и производственного контроля.
    4. Обучение в области охраны окружающей среды.
    5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
    6. Представление экологической отчетности.
    7. Внесение экологических платежей.
    8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

    На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации.

    Разрешительная документация: оформление

    Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
    Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
    Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

    • Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
    • Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
    • Размещение отходов производства и потребления.

    Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).


    Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
    Соответствующие разрешительные документы называются:

    • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух ;
    • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты ;
    • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .

    При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

    Разрешительная документация: последствия неполучения

    Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

    • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
    • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
    • ст. 8.2 КоАП РФ – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

    Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

    Постановка объекта на государственный учет

    С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
    В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

    Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям
    Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

    • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
    • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
    • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
    • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

    Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.
    Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

    • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
    • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

    При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

    • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
    • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

    Организация экологической службы и производственного контроля

    Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
    В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
    В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

    Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников
    При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.
    Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

    • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
    • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

    Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица).
    В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.
    Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
    Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

    Обучение в области охраны окружающей среды

    Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

    • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
    • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

    Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.
    При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

    Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)
    Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).
    Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *