Молодой специалист

Льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Льготы молодым специалистам, порядок их предоставления, статус молодого специалиста и условия для его получения — все это и многое другое описывается в настоящей статье.

Кто считается молодым специалистом по Трудовому кодексу РФ?

Статус молодого специалиста и предоставление соответствующих льгот на федеральном уровне сегодня практически не регулируется. Единственный нормативно-правовой акт, содержащий подобное положение — статья 70 Трудового кодекса РФ, которая запрещает работодателю устанавливать при приеме на работу испытательные сроки для граждан, окончивших средние профессиональные и высшие учебные заведения менее года назад. Иных льгот молодой специалист по Трудовому кодексу РФ не имеет.

Даже само понятие «молодой специалист» как таковое не установлено ни в Трудовом кодексе, ни в каком-либо другом федеральном законе. Лишь исходя из содержания региональных нормативно-правовых актов можно выделить основные критерии получения данного статуса:

  • возраст до 35 лет (хотя в некоторых регионах возраст ограничен 30 годами);
  • наличие начального (профтехучилище или лицей), среднего профессионального или высшего образования, полученного по очной системе обучения в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию (ряд регионов устанавливает в качестве дополнительного условия обучение на бюджетной основе);
  • первичное трудоустройство на предприятие бюджетной сферы после получения диплома.

Предоставление льгот, единовременных выплат и прочие меры социальной поддержки молодых специалистов устанавливаются отраслевыми соглашениями соответствующих ведомств. Что касается негосударственных структур, то такая поддержка осуществляется на основании локальных нормативно-правовых актов конкретных предприятий.

Иными словами, чтобы получить достоверную информацию о причитающихся льготах, при трудоустройстве или сразу после него необходимо ознакомиться с коллективным договором предприятия. Кроме того, во многих организациях действуют положения о статусе молодого специалиста — в этих документах четко прописываются условия труда вчерашних студентов, механизм предоставления им льгот, количество и размер выплат и пр.

До какого возраста действует статус молодого специалиста

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства. Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

В некоторых случаях статус молодого специалиста может быть продлен до 6 лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре (адъюнктуре);
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Меры по поддержке молодых специалистов. Выплаты молодым специалистам

Общероссийских мер по социальной поддержке молодых специалистов сейчас нет — они регулируются лишь региональным законодательством. Как правило, помощь выражается в предоставлении следующих гарантий:

  • единовременных выплат при трудоустройстве;
  • компенсационных выплат с целью возмещения расходов на транспорт;
  • льготных кредитов или субсидий на приобретение (строительство) жилья либо предоставлении корпоративного жилья;
  • беспроцентной ссуды на обустройство;
  • частичного или полного возмещения расходов на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях и пр.

Приоритет в этом направлении имеют две бюджетные сферы: образование и здравоохранение.

Например, действующая редакция Постановления Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы» содержит следующие условия для присвоения статуса молодого специалиста:

  • возраст до 35 лет;
  • наличие среднего профессионального или высшего педагогического образования;
  • начало педагогической деятельности не позднее чем через 3 месяца после получения диплома.

Важно: отсутствие специального образования не лишает молодого педагога статуса, если он работает в указанной сфере. Например, школьный преподаватель, не достигший 35 лет и имеющий диплом по любой профессии, не связанной с педагогикой, также может претендовать на звание молодого специалиста.

Для учителей из северной столицы верхний возрастной порог ниже — молодыми специалистами в этой сфере, в соответствии с законом г. Санкт-Петербурга № 107-27 «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений» от 03.04.2007 (в редакции от 2011 года), считаются педагоги в возрасте до 30 лет.

Не старше 30 лет должен быть и школьный учитель из Саратова, чтобы получить статус молодого специалиста — об этом свидетельствует положение закона Саратовской области «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы Саратовской области» № 96-ЗСО от 03.08.2011.

Важно: информацию о социальной поддержке молодых педагогов в конкретном регионе можно получить в территориальном подразделении департамента образования по месту жительства и работы.

Сфера здравоохранения менее либеральна: государство предусмотрело социальные выплаты и льготы молодым специалистам —врачам только в случае их переезда в сельскую местность. В соответствии с законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29.11.2010, медики получают право на получение компенсационных выплат, если соответствуют следующим требованиям:

  • возраст до 35 лет;
  • трудоустройство и проживание после окончания обучения в сельской местности;
  • заключение трудового договора на срок не менее 5 лет.

Молодой специалист в образовании. Льготы и выплаты

Равно как и сам статус, выплаты и льготы молодым специалистам государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются на региональном уровне. Например, в Москве и Санкт-Петербурге это выглядит следующим образом:

Подпишитесь на рассылку

Москва

Помимо единовременной денежной выплаты при поступлении на работу молодые педагоги — москвичи в первые 3 года трудовой деятельности имеют право на надбавку к заработной плате в размере 40% от ставки. Для специалистов, получивших диплом с отличием, надбавка выше — 50%.

Кроме того, в Москве молодой специалист в образовании получает еще один вид доплаты — 15% ставки для компенсации половины стоимости проездного билета.

Важно: размер надбавок и доплат исчисляется без учета дополнительной нагрузки. То есть, если молодой преподаватель работает на полторы ставки, доплату он получит только за одну.

Санкт-Петербург

Для молодых преподавателей школ северной столицы надбавки к зарплате не предусмотрены, но они имеют право на получение единовременных выплат в размере:

  • 6 базовых единиц — для специалистов, получивших диплом о высшем и среднем профессиональном образовании государственного образца;
  • 8 базовых единиц — для специалистов, получивших диплом такого же уровня с отличием.

По состоянию на 01.01.2015 размер одной базовой единицы составляет 8432 рубля.

Кроме того, в течение первых 3 лет работы учителям Санкт-Петербурга, не достигшим 30 лет, должны ежемесячно компенсироваться расходы на проезд любым видом пассажирского транспорта, за исключением такси, в пределах половины стоимости.

Получить единовременную выплату можно, обратившись с соответствующим заявлением в соответствующий департамент образования или орган социальной защиты Санкт-Петербурга.

О том, нужно ли уплачивать НДФЛ и НДС с единовременного пособия молодому специалисту, читайте материал КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Помощь молодым специалистам сферы здравоохранения

Закон № 326-ФЗ устанавливает для молодых врачей, переехавших в сельскую местность, компенсационные выплаты в размере 1 миллиона рублей в рамках общероссийской социальной программы «Земский доктор». Для получения выплаты необходимо заключить соответствующий договор с органами местного самоуправления по месту работы.

Подъемные деньги полагаются только врачам, то есть специалистам, имеющим высшее медицинское образование и устроившимся на работу по профилю. При этом основным условием для предоставления денежной компенсации является 5-летний срок работы молодого доктора в селе. В случае досрочного увольнения часть ранее выплаченной суммы ему придется вернуть.

Помимо денег государство обязано обеспечить таких специалистов жильем посредством:

  • предоставления помещения для проживания;
  • предоставления земельного участка для строительства жилья;
  • либо компенсации части кредита или займа на приобретение жилья.

Важно: единовременная выплата в размере 1 миллиона рублей имеет целевой характер и не облагается налогом: деньги должны быть потрачены исключительно на улучшение жилищных условий. Например, при возмещении государством части кредита на приобретение жилья погашение оставшейся части предполагается из средств, выплаченных в рамках программы «Земский доктор».

Дополнительные меры соцзащиты медиков в регионах России

Многие регионы России устанавливают для медиков, устроившихся на работу в учреждения здравоохранения в сельской местности, дополнительные меры поощрения. Так, законодательство Псковской области включает в список и представителей среднего медицинского персонала, назначив им единовременные выплаты помимо предусмотренных федеральным законодательством:

  • врачам — 100000 рублей;
  • медицинским сестрам и фельдшерам — 30000 рублей;
  • медицинским сестрам и фельдшерам, трудоустроившимся в фельдшерско-акушерские пункты, — 50000 рублей.

В Ростовской области молодые врачи начинают получать материальную поддержку от муниципалитета еще до получения дипломов: дополнительные выплаты к стипендии установлены для студентов 4–6 курсов Ростовского медицинского университета. А врачи-интерны, независимо от года обучения, получили право на выплаты в размере 5000 рублей ежемесячно — в качестве прибавки к заработной плате.

Важно помнить, что точные сведения о видах льгот и выплат молодым медикам в регионах и порядке их предоставления следует получать в органах местного самоуправления или территориальных отделах и департаментах здравоохранения. При этом отсутствие в региональном бюджете достаточных средств не может быть основанием для отказа в предоставлении выплат.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Татьяна, это понятие с точки зрения трудового законодательства фактически кануло в прошлое вместе с КЗоТом.
Молодой специалист — лицо, окончившее высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лицо, окончившее профессионально — техническое учебное заведение и направленное на основании договоров о подготовке молодых специалистов, заключаемых между работодателями и указанными выше учреждениями профессионального образования (ст. 182 КЗоТ РФ) на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию.
Реально сейчас такие договора никто не заключает.
Единственное, возможны гарантии таковым по Крайнему северу + педагогическим.
Вероятно, Ваш вопрос возник в связи с возможной аттестацией. В свое время прорабатывал его — смотрите подборку.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2002 г. N 415/34
О ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
РАБОТНИКАМ — МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
РАБОТНИКАМ — МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
1. Настоящее Положение определяет условия предоставления и порядок финансирования ежемесячной социальной выплаты (далее — выплата) педагогическим работникам — молодым специалистам.
2. Для целей настоящего Положения под молодыми специалистами понимаются лица, поступившие на педагогическую работу в государственные (областные) или муниципальные образовательные учреждения в год окончания ими обучения в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования.
3. Выплата производится ежемесячно по основному месту работы в течение двух лет с даты приема молодого специалиста на работу.
15 октября 1999 года N 1367
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА
НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
(в ред. Указа Президента РФ от 19.11.2003 N 1365)
В целях эффективного использования молодых специалистов с высшим профессиональным образованием и на основании статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» постановляю:
Предоставить право на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам, поступившим непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на работу по специальности на условиях полного рабочего дня (на время этой работы) в Министерство иностранных дел Российской Федерации (до 450 человек), органы прокуратуры Российской Федерации (следователи, до 2000
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1981 г. N 677
О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ
НА РАБОТУ В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ
Выплату единовременного пособия в размере месячного оклада (ставки) молодым специалистам, окончившим высшие и средние специальные учебные заведения (за исключением молодых специалистов, направляемых в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к этим районам), производить в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Постановления.
РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РСФСР
Принят
второй сессией
Верховного Совета РСФСР
восьмого созыва
9 декабря 1971 года
Статья 21. Испытание при приеме на работу
При заключении трудового договора (контракта) может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу.
(в ред. Закона РФ от 25.09.92 N 3543-1)
В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.
Испытание не устанавливается при приеме на работу: лиц, не достигших восемнадцати лет; молодых рабочих по окончании профессионально — технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов Отечественной войны, направленных на работу в счет брони. Испытание не устанавливается также при приеме на работу в другую местность и при переводе на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию.
19 февраля 1993 года N 4520-1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ
ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО
СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ
(в ред. Закона РФ от 02.06.1993 N 5082-1;
Федеральных законов от 08.01.1998 N 4-ФЗ,
от 27.12.2000 N 151-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,
с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)
Статья 35. Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом
Лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов Российской Федерации и других государств и заключившим трудовой договор (контракт), а также молодым специалистам, прибывшим на предприятия, в учреждения, организации, независимо от постоянного места жительства предоставляются следующие гарантии и компенсации:
единовременное пособие в размере двух должностных окладов (ставок) и единовременное пособие на каждого члена семьи в размере половины должностного оклада (ставки);
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам;
суточные работника;
оплачиваемый отпуск на сборы и обустройство на новом месте продолжительностью 7 календарных дней.
В случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам.
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 1992 г. N 16
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РАЗРЕШЕНИИ
ТРУДОВЫХ СПОРОВ
выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, заключивших с работодателем договор (контракт) об обеспечении их по окончании обучения работой по полученной специальности, а также направленных на работу на основании договоров о подготовке молодых специалистов, заключаемых между работодателями и указанными выше учреждениями профессионального образования (ст. 182 КЗоТ РФ);
(абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.01.1998 N 1)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 1992 г. N 73
——————————————————————
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 1992 г. N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
6. Очередной аттестации не подлежат работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, молодые специалисты, беременные женщины. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:
лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;
молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лиц, окончивших профессионально — техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 1973 г. N 7
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ
СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ТРУДЕ МОЛОДЕЖИ
В равной мере является прогулом самовольное (без уважительных причин) оставление молодым специалистом до окончания установленного трехлетнего срока работы, на которую он был направлен по окончании высшего или среднего специального учебного заведения, так же, как и самовольное оставление работы без уважительных причин до окончания срока лицом, окончившим учебное заведение системы профессионально — технического образования.
Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531, утв. ГКНТ СССР и Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 22 октября 1979 г. (Бюлл. нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1980, N 8).

Молодой специалист учитель

Каждый год множество выпускников педагогических ВУЗов завершают свое обучение и начинают трудовую деятельность в школах страны. Одновременно с этим они начинают интересоваться тем, до скольких лет учитель считается молодым специалистом и какая помощь молодому специалисту учителю гарантирована со стороны государства.

Молодой специалист – это педагогический работник, который окончил ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию, при этом он впервые пришел на работу в школу по полученной им специальности в год завершения обучения.

Что касается возраста молодого специалиста, то большинством региональных актов установлено, что молодым специалистом является работник в возрасте, как правило, до 35 либо до 30 лет. Для четкого представления о требованиях, предъявляемых к возрасту молодого специалиста учителя, рекомендуем выяснить, какая программа для молодых специалистов учителей действует в вашем регионе.

Для определения возможности участия в программах имеет смысл обратиться в профильный комитет или отдел местной администрации, курирующий вопросы образования.

Выплаты молодым специалистам учителям

В качестве видов выплат выделяются ежемесячные надбавки к окладу и единовременные выплаты (иначе называемые подъемными).

Молодые специалисты учителя, зарплата которых невелика, понимают, что надбавка молодым специалистам учителям увеличивает заработную плату, составляя приличную часть денежного содержания, получаемого на руки. Имейте в виду, что оклад при этом неизменен, а надбавки носят временный характер, поэтому разобраться в том, какие выплаты положены молодым специалистам учителям и какую долю они составляют в заработной плате, необходимо для долгосрочного планирования доходов и расходов.

Имеет значение и специализация работника, размеры выплат могут незначительно, но отличаться, если вы молодой специалист учитель начальных классов или, к примеру, педагог по направлению дополнительного образования.

Чтобы понимать, сколько составляют выплаты молодым специалистам учителям 2017 года выпуска из ВУЗа, меньше их размер или же больше по сравнению с предшествующим годом, необходимо принимать во внимание, что размер выплат варьируется в зависимости от места проживания, предусмотренного бюджетного финансирования в области или городе.

Подъемные молодому специалисту учителю

Подъемные являются подспорьем работнику на первое время и одним из способов мотивации к тому, чтобы остаться в профессии.

Для получения подъемных специалист собирает пакет документов, включающий, как правило, обязательство о возврате выплаты на случай прекращения трудовых отношений.

Отметим, что нормативно определены только меры поддержки и доплаты молодым специалистам учителям, трудоустроившимся в бюджетные организации.

Льготы молодым специалистам учителям

Под льготами понимаются иные меры поддержки, за исключением вышеуказанных выплат. Охотнее устанавливаются льготы молодым специалистам учителям в сельской местности. Это объясняется самой целью всего комплекса мер поддержки: способствовать закреплению кадров в педагогической отрасли.

В качестве льгот можно выделить следующие меры поддержки:

  • Льготная ипотека молодым специалистам учителям или частичная оплата найма арендуемого жилья, что актуально, если вы молодой специалист учитель в сельской местности, так как на оказание такой меры поддержки чаще и охотнее идут муниципалитеты в сельской местности, нежели в городах,
  • Частичная или в некоторых муниципальных образованиях полная компенсация расходов на детский сад,
  • Компенсация расходов по коммунальным платежам (чаще в сельской местности).

Жилье молодым специалистам учителям

Как уже отмечалось выше, одной из мер поддержки является льготная ипотека, самый доступный способ приобрести жилье молодым специалистам учителям, суть ее заключается в помощи работнику образования со стороны государства в погашении части цены приобретаемого на праве собственности жилья. Кроме того, бонусом участники получают сниженные по сравнению с обычными предложениями процентную ставку и сумму необходимого первоначального взноса.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Выплаты молодым специалистам
  • Молодой специалист 2017
  • Программа молодой специалист
  • Жилье молодым специалистам
  • Зарплата учителей в 2016
  • Профессия учитель
  • Молодой специалист на селе
  • Как стать учителем
  • Профессия учитель начальных классов
  • Педагогическая профессия
  • Зарплата учителей в 2018
  • Профессия учитель в почете и уважении
  • Стихи о профессии учителя
  • Где учиться на учителя
  • Зарплата учителей в 2020

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2011, N 6

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ — ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ?

Автор статьи исследует и определяет сущность и содержание категории «молодые специалисты» в отечественной теории и практике управления персоналом.

Молодой специалист: теоретические подходы к определению

В настоящее время не существует единого определения и четких критериев отнесения работников к категории «молодые специалисты». Неопределенными являются границы возраста и стаж трудовой деятельности, позволяющие отнести специалиста к категории «молодой», а также уровень образования, позволяющий отнести молодого человека к категории «специалист». Тем не менее очевидно, что категория «молодой специалист» по возрастным рамкам отчасти совпадает с рамками категории «молодежь», которой (молодыми гражданами), в соответствии с доктриной, концепцией и стратегией государственной молодежной политики, считаются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Поэтому на молодых специалистов распространяется проводимая в РФ государственная молодежная политика, которая «представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности» . А одним из ее положений является «становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда».

В связи с тем что социально-демографическая группа, относящаяся по возрасту к молодежи, очень неоднородна и включает в себя людей, отличающихся друг от друга уровнем образования, образом жизни, жизненными требованиями и установками, то целесообразно рассматривать молодых специалистов как особую категорию трудовых ресурсов, поскольку в силу ряда специфических особенностей (табл. 1):

— они более уязвимы с точки зрения трудоустройства, т. к. не секрет, что работодатели ставят сегодня во главу угла практические навыки, а не теоретические знания;

— управление их трудовой адаптацией более сложное и трудоемкое — многие из молодых специалистов не имеют опыта трудовой деятельности, не готовы к определенному режиму и интенсивности труда, к принятию самостоятельных решений, к ответственности за свои действия и т. д.;

— для них характерны различия между ожиданиями и реальной практикой трудовой деятельности, т. е. их высокие (а нередко и необоснованно завышенные) профессиональные ожидания, сформированные в процессе обучения, нередко не находят своей реализации в исполнительских работах, которые могут предложить работодатели работнику без нужного опыта работы;

— они находятся на низкой ступени материального достатка, обеспечиваемого трудовой деятельностью, т. е. существенный разрыв в уровне оплаты труда зрелого профессионала (даже с менее качественным профессиональным образованием) и молодого специалиста (который имеет соответствующее образование, но не имеет практического опыта) всегда в пользу первого;

— вступают в период изменения семейного статуса (брак, дети), т. е. молодому специалисту требуется определенный набор социальных льгот и услуг, порой существенно менее актуальный для работников других категорий (гибкий режим работы, отпуск в летнее время, детские сады, фитнес, корпоративный отдых и др.).

Таблица 1

Особенности трудовой деятельности молодых специалистов

Особенность

Преобладание исполнительских
функций в составе трудовой
деятельности

Труд молодых специалистов в большей мере
исполнительский, менее творческий,
вследствие недостатка опыта и
профессионализма, а также необходимости
выполнения конкретно поставленных
заданий, ввиду нахождения на нижних
ступенях карьерной лестницы

Более низкий уровень оплаты
труда, чем у старших и опытных
сотрудников

Молодые специалисты начинают свою трудовую
деятельность с нижних ступеней карьерной
лестницы, поэтому они получают и меньшую
заработную плату, что сказывается на
уровне удовлетворения потребностей

Более зрелые поведенческие
реакции в трудовой
деятельности, чем у младшей
возрастной группы молодежи

Молодые специалисты относятся к старшей
возрастной группе молодежи, поэтому они
отличаются большей рациональностью
поступков и меньшей степенью внушаемости

Отсутствие (или недостаток)
практического опыта трудовой
деятельности (трудового стажа)

Молодые специалисты только начинают свою
трудовую деятельность после окончания (или
на последних курсах) учебного заведения,
поэтому они имеют необходимые
теоретические знания и навыки, но не
располагают необходимым практическим
опытом

Высокая мобильность

Молодые специалисты не обременены
семейными делами и детьми, поэтому имеют
возможность выезжать в командировки и
участвовать в корпоративных мероприятиях

Наличие профессиональной
подготовки и современных
теоретических знаний по
специальности

Молодые специалисты обладают передовыми
знаниями и профессиональной подготовкой, в
результате чего они представляют для
организации значимую ценность

После ликвидации централизованной государственной системы распределения выпускников образовательных учреждений по местам работы молодые специалисты как категория трудовых ресурсов существенно утратили свои позиции, которые они имели в советское время. Анализ теоретических, нормативно-правовых и практических аспектов современного состояния этой проблемы показал, что в настоящее время в теории и практике нет единых признаков и критериев отнесения работника к категории «молодой специалист».

Так, в рамках теоретического подхода Вечериным А. В., Климовым Е. А., Масловым А. В., Волковой Н. В., Поповым-Черкасовым И. Н., Дмитриевой Ж. Р. и др. учеными «молодые специалисты» рассматриваются как отдельная категория трудовых ресурсов. Авторы определяют не только возрастные границы молодого специалиста — в пределах 20 — 29 лет, но и стажевый ценз, позволяющий ограничить принадлежность работника к данной категории: так, согласно Волковой Н. В. к молодым специалистам работники относятся «в течение трех лет после окончания учреждения профессионального образования» . Другие ученые, занимающиеся вопросами ценностных и трудовых ориентаций молодежи, дополняют содержание категории «молодой специалист» нахождением на начальной стадии производственной адаптации и трудового самоопределения, а также необходимостью трудоустройства не позднее одного года после окончания обучения.

Наиболее противоречивы мнения ученых по поводу критерия наличия необходимого уровня образования для отнесения молодых работников к категории «специалист». В большинстве научных трудов понятие молодого специалиста соотносится с работником, окончившим среднее специальное или высшее учебное заведение, однако Дмитриева Ж. Р. ограничивает круг лиц, относящихся к молодым специалистам, лишь теми, кто имеет высшее образование, в то время как Вечерин А. В., наоборот, расширяет его теми, кто окончил начальное профессиональное образовательное учреждение.

Молодой специалист с позиций практики и законодательства

Специфичная категория «молодой специалист» активно используется сегодня и в практике работы с персоналом, особенно на крупных и средних предприятиях. Так, например, анализ внутриорганизационных документов ОАО «РЖД», АО «Роснефть», ОАО «ЦНИИ «Курс», ОАО «Пневмостроймашина» (торговая марка PSM-Hydraulics(R)), ЗАО «Моспромстрой», ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики», ООО «Юграгазпереработка» и др. показал, что к молодым специалистам организации относят работников не старше 30 — 35 лет, имеющих среднее специальное/высшее образование и трудоустроенных по специальности в течение одного года после окончания обучения. Кроме того, некоторые организации ограничивают имеющийся у работников опыт предыдущей работы для отнесения их к молодым специалистам до полутора — трех лет и устанавливают данный статус сроком на три года после поступления на работу. Что касается вопроса выделения работников соответствующей возрастной категории, не обладающих указанным уровнем образования, в отдельную группу трудовых ресурсов, то некоторые организации (например, ОАО «РЖД» и ЗАО «Моспромстрой») выделяют такие категории, как «молодой работник» — сотрудники в возрасте от 17 до 30 лет, и «рабочая молодежь» — сотрудники в возрасте до 30 лет.

На практике, выделяя молодых специалистов в отдельную категорию трудовых ресурсов, компании разрабатывают для них подходы и методы работы с молодыми кадрами, предусматривают особые процессы отбора и оценки, специальные программы подготовки и обучения, выявления талантов и развития лидерских качеств, предлагая широкие социальные пакеты, выплаты и льготы. Крупные российские организации в настоящее время ведут активную работу в поиске путей совершенствования и улучшения современной российской модели стимулирования трудовой активности работников. Анализ международного опыта работы с молодыми кадрами показал, что отечественные компании во многом не отстают от зарубежных в практике работы с молодыми специалистами (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика российской

и зарубежной практик стимулирования трудовой активности

молодых специалистов на предприятии

Условные обозначения:

«+» — существует в организации;

» » — отсутствует или нет данных.

Проблема в том, что существующее в теории и практике, необходимое, очевидное и обязательное выделение категории «молодой специалист» в особую категорию трудовых ресурсов, в особый объект управления персоналом не находит отражения в законодательстве.

В действующем федеральном трудовом законодательстве не определено понятие «молодого специалиста» и не разработана нормативно-правовая база, предоставляющая социальную защиту и гарантии людям, относящимся к данной категории трудовых ресурсов. Хотя в трудовом законодательстве, действовавшем с 1971 по 2002 г. , такая категория была предусмотрена — к молодым специалистам относили лиц, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию. Также в нем отдельно оговаривались правовые меры, направленные на повышение социальной защищенности указанной группы лиц при поступлении на работу после окончания учебных заведений. Среди них можно выделить положение, согласно которому лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями (ст. 182 КЗоТ РФ). Работодатели были обязаны принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 181 КЗоТ РФ). Кроме того, при принятии на работу не устанавливалось испытание для молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений (ст. 21 КЗоТ РФ).

В современном ТК РФ сохранена невозможность устанавливать испытание для лиц, которые окончили учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, однако с уточнением, что эти учреждения лишь те, что имеют государственную аккредитацию, а лица лишь те, что впервые поступают на работу по полученной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения (ч. 4 ст. 70 ТК РФ). Однако на этом особые условия и льготы для молодых специалистов, законодательно защищающие их на ранних стадиях профессионального и личностного становления, заканчиваются.

Понятие «молодой специалист» все-таки находит место в нормативно-правовых актах специального и местного действий (табл. 3), устанавливающих некоторые льготы, выплаты и преимущества для молодых специалистов. Однако эти меры социальной поддержки и гарантии распространяются лишь на узкоопределенный круг лиц, по различным критериям подпадающим под действие данных законодательных актов. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 30.09.2009 N 39 «О молодежи» основным из направлений поддержки молодежи является поддержка молодых специалистов (ст. 33), с целью осуществления которой органы исполнительной власти г. Москвы предоставляют социальные гарантии молодым специалистам и содействуют их профессиональной адаптации. Однако конкретные социальные меры, направленные на работу с молодыми специалистами, не указаны, а отмечено лишь то, что порядок и условия предоставления социальных гарантий молодым специалистам устанавливаются Правительством Москвы. Особые льготы молодым специалистам предусмотрены в педагогической сфере Постановлением Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы»: гражданам, относящимся, в соответствии с этим Постановлением, к категории «молодые специалисты», в течение первых трех лет работы устанавливаются доплаты в размере 40% ставки заработной платы, а имеющим диплом с отличием — в размере 50% ставки заработной платы.

Таблица 3

Сравнительная характеристика определений

понятия «молодой специалист» в нормативно-правовых актах

N
п/п

Источник информации

Параметры сравнения

Возраст,
лет

Уровень
образования

Прочие особенности

Закон г. Москвы
от 30.09.2009 N 39
«О молодежи»

Высшее
профессиональное/
среднее
специальное

Отсутствие
опыта работы.
Работа по полученной
специальности до
истечения 3-летнего
срока после
окончания
образовательного
учреждения

Постановление
Правительства
МО от 07.04.2010
N 202/14 «О
предоставлении
субсидий из бюджета
Московской области
бюджетам
муниципальных
образований
Московской области
на проведение
мероприятий по
улучшению жилищных
условий граждан
Российской
Федерации,
проживающих в
сельской местности,
и по обеспечению
жильем молодых семей
и молодых
специалистов,
проживающих и
работающих в
сельской местности,
в соответствии с
долгосрочной целевой
программой
Московской области
«Развитие сельского
хозяйства Московской
области на период
2009 — 2012 годов»

Не старше
35 лет

Высшее/среднее/
начальное/
учащийся
последнего курса
высшего,
среднего,
начального
профессионального
образования

Постановление
Правительства РФ от
31.01.2009 N 83 «О
внесении изменений в
федеральную целевую
программу
«Социальное развитие
села до 2012 года»

Не старше
35 лет

Законченное
высшее (среднее,
начальное)
профессиональное
образование/
учащийся
последнего курса
образовательного
учреждения
высшего
(среднего,
начального)
профессионального
образования

Постановление
Губернатора ЛО от
23.12.2002 N 265
«О порядке
установления и
выплаты разового
пособия молодым
специалистам —
работникам
образовательных
учреждений
Ленинградской
области»
(ред. от 30.12.2009)

Высшее/среднее
профессиональное

Отсутствие опыта
работы
Выпускник,
закончивший в
текущем году полный
курс обучения,
сдавший
государственные
экзамены и
получивший документ
об образовании
установленного
образца. Заключение
трудового договора с
образовательным
учреждением на
неопределенный срок

Постановление
Правительства ЛО от
07.04.2008 N 71 «Об
утверждении
Положения о порядке
осуществления мер
социальной поддержки
молодых специалистов
в Ленинградской
области»

До 30 лет

Высшее/среднее
профессиональное

Гражданин РФ,
имеющий документ об
образовании,
выданный после
1 января 2008 г., и
заключивший после
указанной даты
трудовой договор на
неопределенный срок
с государственным
(муниципальным)
учреждением. Статус
устанавливается
сроком на 3 года

Приказ Департамента
культуры
Правительства Москвы
от 04.02.2008 N 77
«О применении
статуса «молодой
специалист» в
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Департаменту
культуры города
Москвы»

Не старше
35 лет

Высшее/среднее
профессиональное

Граждане,
поступившие на
работу по
специальности
(педагогической либо
при соответствии
профиля
педагогической
деятельности
специальности
(квалификации),
указанной в
дипломе), при
условии выполнения
нормы рабочего
времени
(педагогической или
учебной нагрузки),
установленной за
ставку заработной
платы (должностной
оклад), учителя
начальной школы
независимо от объема
педагогической
нагрузки. Статус
молодого специалиста
устанавливается
однократно и
действует в течение
3 лет

Приказ Минобрнауки
России от 29.07.2009
N 276 «О перечне
показателей,
критериях и
периодичности оценки
эффективности
реализации программ
развития
университетов, в
отношении которых
установлена
категория
«национальный
исследовательский
университет»

Доктор
наук — до
40 лет,
кандидат
наук — до
35 лет,
работник
без
степени —
до 30 лет

Приказ Департамента
образования
г. Москвы от
08.10.2004
N 2-27-20 «О
реализации
Постановления
Правительства Москвы
от 23 марта 2004 г.
N 172-ПП «О мерах
по обеспечению
педагогическими
кадрами
образовательных
учреждений города
Москвы»

Впервые
полученное
высшее/среднее
профессиональное

Работа по
педагогической
специальности,
соответствие профиля
профессиональной
деятельности
специальности,
указанной в дипломе.
Граждане,
поступившие на
работу в
государственные
образовательные
учреждения
Департамента
образования
г. Москвы;
приступившие к
трудовой
деятельности не
позднее 3 месяцев
после начала нового
учебного года после
окончания
образовательного
учреждения, а также
работники,
приступившие впервые
к работе в
государственных
образовательных
учреждениях по
окончании отпуска по
уходу за ребенком
или по окончании
службы в рядах
Вооруженных Сил РФ

В нормативных актах Правительства Ленинградской области наблюдается активная деятельность по повышению заинтересованности молодежи к трудоустройству сразу после завершения обучения в педагогических учреждениях. Так, Постановлением Губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-ПГ «О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам — работникам образовательных учреждений ЛО» (ред. от 30.12.2009) было введено разовое пособие в размере 15 000 руб. каждому молодому специалисту, окончившему дневное отделение учреждения высшего или среднего профессионального образования и приступившего к педагогической деятельности в образовательных учреждениях Ленинградской области до 1 сентября года окончания учебного заведения. Кроме того, Правительством Ленинградской области утверждено Положение о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в Ленинградской области (Постановление от 07.04.2008 N 71) , которым предусмотрена ежегодная (в течение трех лет) единовременная выплата молодым специалистам в размере 56 000 руб. Однако круг молодых специалистов, имеющих возможность получать данную выплату, ограничивается лишь теми, кто поступает на работу в государственные учреждения.

Что касается правовых актов, действующих на территории всей Российской Федерации и обеспечивающих некоторые социальные гарантии молодым специалистам, то они в основном направлены лишь на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности.

В результате анализа теории, нормативно-правовой базы и практики управления персоналом организаций определены 4 основных признака отнесения работников к категории «молодой специалист»: возраст, наличие профессионального образования, трудовой стаж (опыт работы по специальности), трудоустройство по полученной специальности и установлены критерии отнесения работников к категории «молодой специалист»:

— возраст — 18 — 30 лет;

— наличие профессионального образования — диплом об окончании учреждения среднего или высшего профессионального образования (прохождение полного курса обучения, сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы);

— трудовой стаж (опыт работы по специальности) — не более 3 лет;

— трудоустройство по полученной специальности — в течение одного года после окончания учреждения среднего или высшего профессионального образования.

Выявленные характеристики людей, относящихся к категории «молодые специалисты», создают основу для более точного и конкретного определения ценностей, потребностей и особенностей трудовой мотивации молодых кадров, а следовательно, разработки эффективного механизма стимулирования трудовой активности и профессионального развития молодых кадров.

Библиографический список

2. Маусов Н. К., Ламскова О. М. Адаптация персонала в организации // Управление персоналом. 2004. N 13.

3. Волкова Н. В. Кадровая политика для закрепления на предприятии молодых специалистов: на примере выпускников экономических специальностей высших учебных заведений: Диссертация. Бийск, 2005. 169 с.

6. Закон г. Москвы от 30.09.2009 N 39 «О молодежи». . URL: consultant. ru/online/base/?req=doc;base=MLAW;n=108647.

7. Постановление Губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-ПГ «О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам — работникам образовательных учреждений Ленинградской области» (ред. от 30.12.2009) . URL: spb. consultant. ru/doc57285.html.

8. Постановление Правительства Ленинградской области от 07.04.2008 N 71 «Положение о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в Ленинградской области» . URL: consultant. ru/online/base/?req=doc;base=SPB;n=79296.

А. Жукова

Специалист

ООО «Диантум Плюс»

Москва

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *