В казенном учреждении возникла необходимость заменить монитор в составе компьютера. Причины замены мониторов — модернизация (замена устаревших мониторов на современные, широкодиагональные), замена вышедших из строя мониторов на рабочие. Компьютер приобретался в 2007 году как «компьютер в сборе» без указания стоимости отдельных комплектующих. Как документально оформить разукомплектацию компьютера и рассчитать стоимость монитора, если стоимость составных частей компьютера неизвестна?
30 мая 2017
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок документального оформления при замене монитора в составе компьютера зависит от квалификации проводимых работ. При квалификации работ по замене монитора в компьютере в качестве ремонта стоимость компьютера не увеличивается. При отнесении данных работ к модернизации происходит увеличение первоначальной стоимости компьютера. Монитор, подлежащий замене и выводимый из состава компьютера, принимается к учету по текущей оценочной стоимости, определяемой комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Обоснование вывода:
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В свою очередь, перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Методические указания).
Такие хозяйственные операции, как поступление, выбытие объектов нефинансовых активов (далее — НФА), а именно, основных средств, материальных запасов, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), оформленного Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н).
В рассматриваемой ситуации замена мониторов осуществляется по двум причинам:
— используемые мониторы вышли из строя;
— используемые мониторы, находящиеся в рабочем состоянии, морально устарели.
Работы по замене монитора могут квалифицироваться в качестве ремонта или модернизации. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит четких критериев для разграничения работ в качестве ремонта или модернизации. Поэтому подобные критерии должны быть раскрыты в учетной политике казенного учреждения*(1).
Правильная квалификация работ по замене монитора в компьютере в качестве ремонта или модернизации важна по той причине, что данные операции различным образом отражаются в бюджетном учете казенного учреждения.
Так, согласно п. 27 Инструкции N 157н модернизация, в том числе с проведением частичной ликвидации (разукомплектации), изменяет первоначальную (балансовую) стоимость объекта НФА, в то время как расходы в части работ по ремонту списываются на финансовый результат текущего года и не увеличивают стоимость объекта НФА.
Отметим, что определение типа проводимых работ входит в компетенцию Комиссии, к работе в составе которой могут быть привлечены профильные (технические) специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Независимо от квалификации работ в качестве ремонта или модернизации все расходы казенного учреждения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Принятое Комиссией решение о необходимости проведения работ по замене монитора и их квалификация должны подтверждаться соответствующим документом (актом), содержащим подписи всех членов комиссии.
В целях обоснования проведения ремонта или модернизации может быть приложен акт технического состояния (иной документ, предусмотренный учетной политикой учреждения), содержащий сведения о техническом состоянии объекта и заключение о невозможности его дальнейшей эксплуатации. В данном акте должна быть отражена информация о выявленных недостатках, перечень необходимых работ для приведения компьютера в состояние, пригодное для эксплуатации. В случае квалификации работ по замене монитора в качестве модернизации в акте следует также указать характеристики работ, в том числе замененных запасных частей (составных частей единого объекта), на основании которых комиссия приняла решение.
Унифицированная форма такого акта не утверждена, поэтому он может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований, указанных в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 7 Инструкции N 157н, и утвержден в составе учетной политики учреждения.
Работы по модернизации и ремонту могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций. В целях отражения в бюджетном учете факта передачи (получения) объекта нефинансовых активов для проведения ремонта, модернизации применяется акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103). При этом, если ремонт или модернизацию выполняла сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в казенном учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
В случае выполнения работ по замене монитора собственными силами списание с балансового учета стоимости самостоятельно приобретенного монитора производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) или Акта о списании материальных запасов (форма 0504230).
В силу п. 27 Инструкции N 157н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях. При этом в соответствии с Методическими указаниями основанием для отражения в Инвентарной карточке (форма 0504031) результата работ по ремонту компьютера (замене вышедшего из строя монитора на рабочий) будет являться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0504103).
Если замена монитора в компьютере рассматривается Комиссией как его модернизация, то данный факт в учете целесообразно оформить как частичную разукомплектацию объекта с выделением стоимости старого монитора и последующим дооборудованием. Данная процедура осуществляется без полного списания объекта с балансового учета с сохранением инвентарного номера, а информация о проведенной модернизации и изменении первоначальной (балансовой) стоимости отражается в Инвентарной карточке (форма 0504031) компьютера на основании Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103). Также может составляться Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства. Форма данного акта не утверждена, поэтому она может быть разработана и утверждена в составе учетной политики учреждения*(2). В акте необходимо указать сведения обо всех материальных ценностях, принимаемых к учету по результатам проводимых работ.
Таким образом, стоимость компьютера после проведения модернизации будет увеличена на стоимость нового монитора и уменьшена на стоимость старого монитора. Кроме того, стоимость компьютера может быть увеличена и на стоимость работ, связанных с модернизацией.
Фактическая стоимость старого монитора может быть определена исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н). Определение текущей оценочной стоимости осуществляется в соответствии с п. 25 Инструкции N 157н, согласно которому под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта НФА может быть произведено Комиссией на основании:
— данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
— сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
— экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов НФА.
Аналитический учет затрат по модернизации ведется в Многографной карточке (форма 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по конкретному реконструируемому, модернизируемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Учет текущего ремонта основных средств (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
11 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, п. 3.2 примерной формы учетной политики для целей бухгалтерского учета (для государственного (муниципального) учреждения) (редакция на 2017 год) (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) Смотрите, например, Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства, подготовленный экспертами компании «Гарант».
Также может составляться Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства. Форма данного акта не утверждена, поэтому она может быть разработана и утверждена в составе учетной политики учреждения*(2). В акте необходимо указать сведения обо всех материальных ценностях, принимаемых к учету по результатам проводимых работ.Таким образом, стоимость компьютера после проведения модернизации будет увеличена на стоимость нового монитора и уменьшена на стоимость старого монитора. Кроме того, стоимость компьютера может быть увеличена и на стоимость работ, связанных с модернизацией.Фактическая стоимость старого монитора может быть определена исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н). Определение текущей оценочной стоимости осуществляется в соответствии с п.
Всероссийский муниципальный форум
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта НФА может быть произведено Комиссией на основании:- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов НФА.Аналитический учет затрат по модернизации ведется в Многографной карточке (форма 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по конкретному реконструируемому, модернизируемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н). Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:- Энциклопедия решений.
Внимание
Семенюк, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Суховерхова, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ После проведения рассматриваемых работ работоспособные части компьютера должны быть оприходованы и отражены в составе материальных запасов. Если работы могут быть классифицированы как модернизация, по нашему мнению, учреждение вправе провести частичную ликвидацию компьютера, то есть уменьшить его первоначальную стоимость на стоимость, например, старого монитора с его последующим оприходованием по рыночной цене и отражением в составе материалов (как части основного средства).
Определить первоначальную и рыночную стоимость частей компьютера можно несколькими способами. Мнение специалиста Наиболее проблемным аспектом частичной ликвидации объекта основ ных средств, безусловно, является расчет стоимости ликвидируемой части объекта.
Списание монитора с основного средства
Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ). В свою очередь, перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Методические указания).Такие хозяйственные операции, как поступление, выбытие объектов нефинансовых активов (далее — НФА), а именно, основных средств, материальных запасов, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), оформленного Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п.
Инструкции N 157н модернизация, в том числе с проведением частичной ликвидации (разукомплектации), изменяет первоначальную (балансовую) стоимость объекта НФА, в то время как расходы в части работ по ремонту списываются на финансовый результат текущего года и не увеличивают стоимость объекта НФА.Отметим, что определение типа проводимых работ входит в компетенцию Комиссии, к работе в составе которой могут быть привлечены профильные (технические) специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Независимо от квалификации работ в качестве ремонта или модернизации все расходы казенного учреждения должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Амортизация, начисленная по компьютеру, приходящаяся на стоимость монитора, составляет 4690 руб. Его рыночная цена на дату проведения работ по модернизации составляет 3000 руб. Затраты на модернизацию компьютера будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера порядок забалансового учета денежных средств не приводится): Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 34 730 – 29 500 руб. — отражены расходы на приобретение монитора и отражена кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС); Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610 – 29 500 руб. — оплачены затраты на приобретение нового монитора с лицевого счета учреждения в казначействе; Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 22 730 – 944 руб.
Компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому у компании возникает необходимость ее замены на более современную. Например, старый, но работающий монитор нужно заменить на новый. Можно ли учесть подобные затраты не как модернизацию компьютера, а как его ремонт? По мнению Минфина России, нет.
Финансисты считают, что замена отдельных элементов компьютера на новые по причине их морального износа не может рассматриваться как ремонт (*). Подобные затраты являются модернизацией и увеличивают первоначальную стоимость компьютера. Эти расходы могут рассматриваться в качестве ремонтных только в одной ситуации — если старый монитор сломался (**).
При этом данный факт должен подтверждаться соответствующими документами (например актом о поломке и актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств).
НДС — 162 руб.). Затраты на ремонт техники будут отражены в учете учреждения записями (для упрощения примера порядок забалансового учета денежных средств не приводится): Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 34 730 – 11 800 руб. — отражены расходы на приобретение монитора и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС); Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610 – 11 800 руб. — оплачены затраты на приобретение нового монитора с лицевого счета учреждения в казначействе; Дебет 4 106 24 340 Кредит 4 302 22 730 – 944 руб. — учтены затраты на доставку монитора до учреждения и кредиторская задолженность перед транспортной организацией (с учетом «входного» НДС); Дебет 4 302 22 830 Кредит 4 201 34 610 – 944 руб. — оплачены затраты на доставку монитора до учреждения из кассы организации; Дебет 4 105 26 340 Кредит 4 106 24 340 – 12 744 руб.