Мониторинг земель постановление правительства

Минэкономразвития России в рамках своих новых полномочий утвердило новый порядок осуществления мониторинга земель. Теперь землю будут мониторить не только на предмет ее состояния, но и на предмет ее использования. Не путайте с контролем за целевым использованием земель.

Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга земель за исключением земель сельскохозяйственного назначения» (зарегистрирован Минюстом России 13.02.2015 № 35994) утвержден новый порядок государственного мониторинга земель, который вступит в силу 1 апреля 2015 г. С этого момента действующее Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846, признается на основании постановления Правительства РФ от 26.02.2014 № 1503.

Государственный мониторинг земель (далее — мониторинг) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв (п. 1 ст. 67 ЗК РФ).

Информация, полученная в результате такого мониторинга, служит основой для осуществления органами власти своих функций по управлению земельными ресурсами.

Мониторинг, как и прежде, будет осуществляться Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), вот только теперь его разделят на два вида: мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. Раньше мониторили только состояние земель.

В рамках мониторинга использования земель будет осуществляться, в частности, наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Полученные по итогам такого мониторинга сведения будут использоваться при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан информацией об использовании земель.

При проведении такого мониторинга земельные участки будут изучаться в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.

Каждый объект государственного мониторинга земель будут описывать набором показателей, определяющих его состояние и использование. Такими показателями, например, будут:

  • общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории, установленной ст. 7 ЗК РФ (земли населенных пунктов, лесного фонда и т.д., за исключением земель сельхозназначения);
  • общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид разрешенного использования).

В рамках мониторинга состоя­ния земель также будет осуществляться наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель. При проведении такого мониторинга выявляются изменения качественных характеристик состоя­ния земель под воздействием, например, эрозии, заболачивания или опустынивания земель, а также захламления отходами производства или загрязнения земель тяжелыми металлами и т.д.

По результатам оценки со­стояния земель Росреестр будет готовить прогнозы и рекомендации, а полученные материалы и данные накапливать и хранить в архивах и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.

Информация о результатах государственного мониторинга земель общедоступная и будет размещаться на официальном сайте Росреестра в свободном доступе.

Напомним, что земельное законодательство, регулирующее государственный мониторинг земель, претерпело значительные изменения в связи с вступ­лением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с чем Минэкономразвития России в рамках реализации своих новых полномочий, предусмотренных п. 5 ст. 67 ЗК РФ, и утвердило новый порядок мониторинга.

В соответствии с Порядком осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2014 года№ 852 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) осуществляет государственный мониторинг земель в Российской Федерации, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

На территории Свердловской области государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Управление Росреестра по Свердловской области. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Источником необходимых сведений при выполнении работ по государственному мониторингу земель служат землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документации, утвержденные в установленном порядке, а также решения и акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

В ходе выполнения работ по мониторингу земель ежегодно осуществляется сбор информации о показателях состояния и использования земель на территориях муниципальных образований, с дальнейшим обобщением на уровне области.

Стоит отметить некоторые показатели мониторинга:
Общая площадь земель Свердловской области по состоянию на 1 января 2019 г. составила 19430,7 тыс. га, из них:

  • земли сельскохозяйственного назначения – 4077,4 тыс. га;
  • земли населенных пунктов – 744,1 тыс. га;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения – 450,9 тыс. га;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов – 116,7 тыс. га;
  • земли лесного фонда – 13633,9 тыс. га;
  • земли водного фонда – 92,5 тыс. га;
  • земли запаса – 315,2 тыс. га.

В Свердловской области наиболее характерными негативными процессами являются переувлажнение и заболачивание земель, которым подвержены 880,8 тыс. га (4,6% общей площади Свердловской области). От водной эрозии страдают 85,8 тыс. га (4,4%) сельскохозяйственных угодий, заросло кустарником и мелколесьем 180,9 тыс. га (18,6%) кормовых угодий. 2,8% земель территории области (548,9 тыс. га) нарушено, 2,5% (409,3 тыс. га) – подвержено загрязнению и захламлению.

Результаты осуществления государственного мониторинга земель отражаются в ежегодной краткой информационно-аналитической записке о состоянии земель Свердловской области и ежегодном региональном докладе о состоянии и использовании земель Свердловской области.

Данная информация размещена на сайте Росреестра: Росреестр – Свердловская область – Землеустройство и мониторинг земель.

УТРАТИЛО СИЛУ в соответствии с постановлением Правительства КР от 22 января 2018 года N 49 Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 марта 1999 года N 115 ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения Кыргызской Республики В соответствии с Земельным Кодексом Республики Кыргызстан и Законом Кыргызской Республики «О земельной реформе» на территории республики ведется мониторинг земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений земельных угодий, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. I. Общие положения 1. Мониторинг сельскохозяйственных земель является составной частью мониторинга окружающей природной среды и представляет собой систему оперативных, периодических прогнозных и базовых (исходных) наблюдений за качественным и количественным состоянием сельскохозяйственных земель. 2. Объектами мониторинга земель являются все сельскохозяйственные земли независимо от видов собственности, ведомственной принадлежности и форм хозяйствования. 3. При ведении мониторинга земель выявляются и анализируются факторы, оказывающие влияние на состояние земель: — эволюционные (связанные с естественно историческими процессами развития); — цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными временными периодами изменений природного характера); — антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); — чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и другие). 4. Источниками информации для мониторинга земель служат результаты систематических наблюдений, съемок, обследований, инвентаризации, архивные данные, другие сведения о качественном и количественном состоянии земель. 5. Работы по ведению мониторинга земель, проводимые в соответствии с государственными программами, осуществляются за счет бюджетных средств. II. Содержание и состав мониторинга сельскохозяйственных земель 6. Мониторинг земель призван обеспечить решение следующих задач: — систематическое отслеживание и своевременное выявление происходящих изменений качества земель и растительного покрова естественных пастбищ и сенокосов; — оценка современного состояния с анализом развития процессов, оказывающих негативное влияние на состояние почвенного покрова и растительности естественных пастбищ и сенокосов; — разработка рекомендаций по предупреждению негативных процессов и ликвидации их последствий, эффективному использованию земель; — обеспечение потребителей достоверной информацией об использовании земель и их состояний с соответствующими предложениями по предупреждению и ликвидации негативных процессов. 7. Мониторинг земель включает систематические наблюдения за: — состоянием земельных участков (полей), угодий; — развитием процессов, обуславливающих изменение плодородия почв (опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, динамикой содержания гумуса и элементов питания, изменением реакции почвенной среды, разрушением или улучшением почвенной структуры, засолением, осолонцеванием, заболачиванием, переувлажнением и подтоплением земель), загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв; — изменением состояния растительного покрова на пастбищных и сенокосных угодьях (изменением состава, структуры урожайности, типов и качества, растительности производственного восстановления, а также степенью устойчивости их к антропогенным нагрузкам); — развитием процессов, связанных с образованием оползней, ветровой и водной эрозией почв, оврагов, вызванных селевыми потоками, землетрясениями и другими явлениями; — воздействиями антропогенного характера (строительство дорог, каналов, водохранилищ и так далее). 8. По составу мониторинг сельскохозяйственных земель подразделяется на: — мониторинг почв в зоне земледелия; — мониторинг естественных кормовых угодий. 9. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель: — республиканский — охватывает всю территорию Кыргызской Республики; — региональный — охватывает территории, ограниченные физико- географическими, административными, экономическими и иными границами; — локальный — ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных земельных участков. III. Порядок ведения мониторинга сельскохозяйственных земель 10. Организация и ведение мониторинга сельскохозяйственных земель в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 июля 1998 года N 455 «Об утверждении Положения о Государственном агентстве по землеустройству, геодезии и картографии при Правительстве Кыргызской Республики» возлагается на Государственное агентство по землеустройству, геодезии и картографии при Правительстве Кыргызской Республики. 11. Формирование сведений о состоянии сельскохозяйственных угодий и отдельных участков при ведении мониторинга земель обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрокосмических, землеустроительных, инвентаризационных, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий с использованием необходимых материалов, а также осуществлением отслеживания непосредственно на пунктах наблюдения. 12. Территориально-зональная сеть мониторинга включает стационарные и полустационарные пункты наблюдения. 13. Стационарные пункты наблюдения создаются для систематического получения информации о состоянии земель с заданной полнотой и точностью. К таким пунктам относятся стационарные площадки, ключевые участки и полигоны. 14. Полустационарные пункты наблюдения (полустационарные площадки, профиль) организуются в зависимости от конкретных условий и целей работы. Наблюдения по узкому тематическому направлению (загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другое) проводятся периодически с интервалами в 3, 5, 10 и более лет. 15. Объем мониторинга определяется программой проводимых наблюдений за состоянием земель на наблюдательных пунктах. 16. В зависимости от сроков и периодичности проведения мониторинга осуществляются следующие виды наблюдений за состоянием почв и естественных кормовых угодий: — базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель); — оперативные (фиксирующие текущие изменения); — периодические (через год и более). 17. Результаты мониторинга сельскохозяйственных земель являются основой для составления земельного кадастра. IV. Исполнители мониторинга сельскохозяйственных земель и их обязанности 18. Государственное агентство по землеустройству, геодезии и картографии при Правительстве Кыргызской Республики осуществляет: — ведение мониторинга сельскохозяйственных земель в республике, а также по заказу органов местной власти и хозяйствующих субъектов; — методическое руководство по ведению мониторинга; — обеспечение потребителей необходимыми первичными (базовыми) материалами (почвенная карта, баллы бонитета почв, хозяйственное состояние естественных кормовых угодий и другое); — обобщение данных и разработку рекомендации по результатам мониторинговых работ; — формирование банка данных о состоянии земель; — общую координацию работ по ведению мониторинга сельскохозяйственных земель; — информационное обеспечение заинтересованных сторон; — подготовку ежегодного доклада Правительству Кыргызской Республики. 19. Министерство охраны окружающей среды Кыргызской Республики осуществляет мониторинг загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами, пестицидами, промышленными, бытовыми отходами и разрабатывает рекомендации по его устранению. 20. Собственники земельных участков и землепользователи независимо от формы собственности и способов ведения сельскохозяйственного производства, в том числе, арендаторы пастбищ, на своих земельных участках: — осуществляют наблюдения за изменениями почв и естественных кормовых угодий; — устраняют негативные почвенные явления (деградация, водная эрозия, засоление, нарушение норм и сроков выпаса скота на пастбищах); — осваивают и внедряют севообороты и пастбищеобороты; — обеспечивают Государственное агентство по землеустройству, геодезии и картографии при Правительстве Кыргызской Республики данными о своем хозяйстве (история полей, структура посевов, химизация, плодородие почв, урожайность сельхозкультур и другое). 21. Айыл окмоту на вверенных им территориях, в том числе, на землях Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий и присельных пастбищах: — осуществляют систематический контроль за мониторингом, земель, проводимых землепользователями и арендаторами в пределах границ айыл окмоту; — оказывают содействие при выборе земельных участков на своей территории для организации наблюдательных пунктов по ведению мониторинговых работ за состоянием почвы пахотных земель и растительного покрова пастбищных и сенокосных угодий; — разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению негативных факторов, отрицательно влияющих на плодородие почв и состояние естественных кормовых угодий, выявленных в процессе мониторинговых работ; — осуществляют контроль за недопущением порчи земель и снижением урожайности естественных кормовых угодий. 22. Местные государственные администрации в пределах своих административных границ: — оказывают содействие айыл окмоту в организации и проведения мониторинга сельскохозяйственных земель на их территории; — разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению негативных факторов, отрицательно влияющих на плодородие почв и состояние естественных кормовых угодий, выявленных в процессе мониторинговых работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *