Москва закон об авторском праве на картину

Для чего нужна защита авторских прав на картину

Говорят, что художника может обидеть каждый. Тонкие одаренные натуры легко создают прекрасные картины. Но они не всегда могут их продать за достойную цену. Гениальный Ван Гог жил и умер в нищете. А на его картинах многие бездарные в живописи люди заработали миллионы.

Поэтому рядом с талантливым художником всегда должен быть рядом честный и опытный юрист. То есть человек, знающий все об авторских правах и умеющий их защищать. Именно такие правоведы всегда ждут вас на нашем маркетплейсе с Гражданским Кодексом наперевес. Они в любой момент готовы ринуться в бой защищать ваши права.

У порядочного человека, поглощенного творчеством, просто в голове не укладывается, что могут сделать с его картиной предприимчивые и не отягощенные моралью люди. А они могут:

  • использовать произведение с целью получения прибыли — например, копировать и продавать;
  • распространять копии бесплатно;
  • выдавать себя за автора.

Копии могут продаваться не только в виде картин, но и как оттиски на обоях, посуде и других бытовых предметах. Все это является нарушением ваших прав как автора и влечет серьезную ответственность.

Но наказание за нарушение авторских прав на картину не назначается автоматически. Для этого нужно обратиться:

  • сначала с претензией к нарушителю, если это юридическое лицо или ИП;
  • затем, если ответная реакция вас не удовлетворила, в суд с правильно составленным исковым заявлением.

Составление такой претензии или иска — тоже своего рода искусство. И если хотите добиться успешного решения дела, доверьте его профессионалу, как и представление ваших интересов в суде. Тогда виновный в нарушении ваших прав получит заслуженное наказание.

Задание: Найти в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве на книгу, на программный продукт, на картину, на песню

исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

2. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

1.1. Перерисовав рисунок, Вы становитесь его автором.

Но именно автором данного конкретного рисунка. Одно дело, если Вы перерисовали его в личных целях и положили дома на полку.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Другое — когда планируете его использовать с целью извлечения прибыли, — ведь автор произведения не давал Вам право на его переработку.
То есть, если Вы просто подарили свой рисунок — эти действия вполне законны.

Не законным явилась бы ситуация, если бы Вы перерисовав рисунок и поставив на нем свое имя, использовали бы его в дальнейшем с целью получения прибыли.
Всего хорошего!

1.2. Если бы свою подпись не поставили, то не нарушили бы..

2.1. Обратитесь к юристу на нашем сайте лично все подробно изложите, он окажет Вам юридическую помощь. Качество и порядочность гарантируется.

3.1. Светлана!
Если рисунок полностью повторяет фотографию, а не картину, то является нарушением авторских прав. Но для этого сама фотография должна обладать уникальными особенностями, чтобы было видно, что это перерисовано именно с фотографии.

4.1. Нарушите, разумеется, используя часть чужого произведения. Необходимо получить согласие на использование фрагмента картины у наследников (правопреемников) художника Левитана.

5.1. Да, конечно. Узнайте к какому музею она принадлежит, и решайте все вопросы.

7.1. Все зависит от того зарегистрированы ли авторские права на них. Можете указывать что все совпадения случайны (мелким шрифтом внизу, тогда очень сложно что то доказать)

8.1. Полагаю что фотографию можно расценивать как произведение созданное автором ст.1259 ГК РФ.

10.1. Первого-нельзя без разрешения наследников, второго-можете использовать.

11.1. Если скачивание допускается владельцами сайтов, то и скачивайте.

12. На каких условиях на сайте организации можно размещать снимки чужих картин (сайт художественной студии, создан с целью продвижения услуг, есть и образовательные материалы)?
Если разрешение автора в устной форме есть.

Должно ли оно быть оформлено как-то-ведь человек может взять слова назад и тогда размещённые изображения нарушают авторское право?
Как должно выглядеть разрешение на размещение фотографий картин.

Заранее спасибо за чёткий и полный ответ.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. 12.1. Очевидно, что разрешение должно быть письменным.

Оно может быть в форме договора или соглашения об использовании произведения искусства. И скорее всего, договор должен быть возмездным.

В нем должны быть точно указаны наименования произведений и параметры их использования: с какой целью, где, какой период времени автор предоставляет Вам право размещения.

13.1. В соответствии с п.

4 ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Таким образом, срок охраны данного произведения на территории РФ не истек (истекает 01.01.2017 г.), поэтому Вам придется либо связываться напрямую с наследниками художника, либо обращаться за консультацией в Российское Авторское общество.

Если же автор желает обеспечить доказательство того, что именно он является автором произведения, он может зарегистрировать свое авторство.

Сделать это можно в нотариальной конторе, а также в общественных или в государственных организациях. Наиболее часто авторы регистрируют свои произведения в Российском авторском обществе (далее — РАО).

Для справки.
РАО — некоммерческая общественная организация, действующая на основе равноправного и добровольного членства, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности.

16.1. Заключите договор на возмездное оказание услуг.

17.1. у каждого текста и изображения есть правообладатель за исключением случаев, когда истек срок охраны авторских прав, либо случаев, когда таковые охране не подлежат.

Для того, чтобы получить право использовать тексты и изображения, необходимо связаться с правообладателями и заключить с ними соответствующие договоры. Правообладателями могут быть как сами авторы, так и другие лица, если им переданы соответствующие права.

И наличие в программе функции копирования не освобождает от ответственности за неправомерное использование произведений.

Закон содержит случаи, когда допускается цитирование произведений для личных, а также научных, информационных и иных целей — без разрешения правообладателя.

Какое место занимают произведения искусства в авторском праве? Какими положениями регулируются права художника на картину? Как доказать свое авторство и прекратить незаконное использование созданного произведения? Что может быть квалифицировано нарушение авторских прав художника по закону РФ?

С развитием информационных технологий, особое значение получила такая специфическая сфера юриспруденции, как защита прав на интеллектуальную собственность. Вместе с тем, фотографы, художники и дизайнеры, а также другие представители творческих профессий – одни из самых уязвимых категорий для современного «пиратства».

Владимир Кривцов 2020-05-08T10:39:24+00:00

Права художника: авторское право, изобразительное искусство, закон

Согласно закону, в момент создания авторского произведения, у создателя формируется определённый комплекс прав на результат его работы. Они включают в себя две основные категории:

  • Исключительные (или имущественные)
  • Неимущественные

В права автора включена возможность как распоряжаться своей интеллектуальной собственностью, использовать её в коммерческих целях, для извлечения прибыли, так и передавать это право третьим лицам. Такой комплекс прав обычно называется исключительными (или имущественными) правами.

Другими словами, художник может передать свою картину для размещения на сайте, в галерее или коллекции, за соответствующие авторское вознаграждение.

Неимущественные права – это право считаться признанным автором обсуждаемого произведения, защита его целостности и неприкосновенность, право на именование и публикацию.

Объект авторского права получает соответствующую охрану, согласно ГК РФ, даже если такое произведение не было опубликовано. Соответственно, публикация, его коммерческое использование, переработка без согласия автора – нарушение авторских прав.

Что такое авторство на изображение с позиции закона

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Иллюстрация, фотоснимок, картина, изображение — является плодом интеллектуального труда автора. При этом, значимость изображения, его ценность и способ создания не играют роли.

Авторские права на картины известных художников так же ценны, как и работы начинающих творцов. После того, как художник закончил работу над иллюстрацией, у него, как у субъекта авторского права появляются:

  • Авторское право. Данный вид прав неотчуждаемый, т.е. его нельзя передать третьим лицам никаким договором. Право авторства охраняется Гражданским кодексом (ст.1265ГКРФ);
  • Исключительное имущественное право. Их можно передавать третьим лицам как в порядке аренды (лицензия на использование, согласно ст.1235ГКРФ), так и в порядке полного отчуждения (договор передачи авторских прав на изображения согласно ст.1234 ГКРФ).

Без согласия автора не допускается размещение такого изображения на коммерческих площадках. Исключением являются ситуации, когда размещающий изображение не получает никакой выгоды от публикации. Т.е.

показывать изображение на улице прохожим можно без ограничений. Показывать это же изображение на коммерческой выставке без согласия автора запрещено.

Это же правило касается и интернет-сайтов и использования авторских снимков. В таких случаях юрист по защите авторских прав легко добьется компенсации для автора.

Важно: Если на сайте есть реклама — публикация защищенной авторским правом информации без согласия является преступлением. Исключительные права автора исчерпывающе описаны в ст.1270ГКРФ.

Какие права имеет автор?

Но действительно весомым доказательством существования труда становится официальная публикация продукта. Авторское право предполагает свободное использование, воспроизведение, внесение изменений, получение дохода с творческого произведения. Это право можно законно передать любому другому лицу, но это частные случаи.

Итак, однажды написанная картина всегда будет носить имя своего автора. «Сикстинская Мадонна» все еще картина Рафаэля, хотя прошли сотни лет.

Однако по истечении 70 лет (в России) после смерти автора любое его произведение официально становится общественным достоянием, которое свободно можно использовать.
Чтобы защитить свое творчество от копирования и присвоения в Интернете проще всего (и действенно) поставить водяные знаки. По ним легко определить происхождение изображения и, в случае кражи, поймать воришку за руку.

Автор статьи Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Следующая СправкиНесостоятельность (банкротство) юридического лица Отличная статья 0

До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми .

Только после придания произведению объективной формы это произведение становится объектом авторского права.

Как образно выразился В. Я. Ионас: «произведение творчества может стать объектом авторского права лишь при том условии, если оно покинуло душевный мир автора и приняло объективную форму, доступную для восприятия людей» .

Автор самостоятельно выбирает, какую объективную форму придать своему произведению, находящемуся в его сознании, чтобы оно стало доступно другим людям.

Так, автор литературного произведения может рассказать его и тогда оно будет услышано. Или же автор может записать его и тогда оно будет прочитано. Автор также может записать его при помощи рельефно-точечного шрифта (шрифт Брайля – для использования слепыми и слабовидящими) и тогда его литературное произведение будет воспринято на ощупь.

Делия Липцик в определении понятия произведения одним из признаков называет «облечение в доступную для восприятия форму» .

Далее Д. Липцик отмечает, что для охраны авторского права на произведение не имеет значения форма выражения произведения (письменная или устная), не имеет значения и форма распространения или сообщения произведения для всеобщего сведения .

Следует различать: (1) объективную форму произведения (доступная для восприятия форма); (2) форму выражения произведения; и (3) форму распространения произведения.

Придание произведению его автором объективной формы означает доступность такого произведения для восприятия людьми.

Еще Аристотель в трактате «О душе» указал на пять основных органов чувств. Иногда пять основных чувств подразделяют на большее количество чувств, иногда добавляются чувства, возникающие в результате восприятия и переработки информации из внутренней среды организма, но на количество человеческих органов, посредством которых человек воспринимает информацию из внешней среды (об окружающем мире), это не влияет.

Поскольку для целей настоящей статьи имеет значение исключительно восприятие информации человеком из внешней среды, в этой статье мы будем придерживаться точки зрения восприятия человеком окружающего мира посредством пяти основных органов чувств.

Органы слуха
При помощи органов слуха человек способен воспринимать звуковые волны с частотой от 16-20 Гц до 20 000 Гц. .

Органы зрения
При помощи органов зрения человек воспринимает световые волны с длиной волны в промежутке от 380 до 740 нанометров. В этом диапазоне излучение с различной длиной волны будет восприниматься глазом как свет разного цвета.
Для того чтобы глаз человека увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку. Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку. Свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может. Сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной. Снег, напротив, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены. Поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза .

Органы осязания
Посредством органов осязания человек воспринимает прикосновения.

Органы вкуса
При помощи рецепторов вкуса, расположенных на вкусовых луковицах (или почках) языка, а также задней стенке глотки, мягкого неба, миндалины, надгортанника, человек воспринимает вкусы. Основные вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький и «умами» (японское слово, означающее вкус глутамата натрия) .
Действующие молекулы вещества находятся в растворе, который контактирует с рецептором вкуса.

Органы обоняния
Обонятельный орган у человека представлен эпителиоподобной выстилкой. Обонятельным органом является только верхняя часть носовой полости.
При вдохе через нос воздух вместе с молекулами пахучего вещества (называемого обонятельным стимулом или одорантом) проходит в каждой из двух носовых полостей. Здесь воздух очищается от пыли, увлажняется и нагревается. Затем часть воздуха поступает в расположенную в верхней задней зоне канала обонятельную область, имеющую вид щели, покрытой обонятельным эпителием .

В зависимости от органа чувств, посредством которого человек получает информацию об окружающем мире, такая информация может восприниматься: аудиально (через органы слуха), визуально (через органы зрения), тактильно (через органы ощущения), ольфакторно (через органы обоняния) и густаторно (через органы вкуса).

Соответственно указанным видам восприятия человеком информации, объективная форма произведения может быть: аудиальная, визуальная, тактильная, ольфакторная и густаторная.

Внешним проявлением аудиальной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будут звуковые волны, воспринимаемые органами слуха.

Внешним проявлением визуальной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет визуальный образ, отражающий световые волны определенной длины, которые и воспринимаются органами зрения. Хотя глаз человека воспринимает световые волны (электромагнитное излучение), отраженные от объекта, автор, создающий произведение, воспринимаемое органами зрения, создает не световые волны, а визуальный образ, отражающий световые волны определенной длины, которые и воспринимаются органами зрения. Таким образом, внешним проявлением визуальной объективной формы произведения будет визуальный образ.

Внешним проявлением тактильной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет тактильный / осязательный объект, при касании с которым возникнет ощущение в органах осязания.

Внешним проявлением густаторной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет молекула вещества, при взаимодействии с раствором которого возникает ощущение вкуса.

Внешним проявлением ольфакторной объективной формы произведения, доступной восприятию человека, будет молекула пахучего вещества, при взаимодействии с которым возникает ощущение запаха.

В зависимости от объективной формы, объекты авторского права можно классифицировать на аудиальные, визуальные, тактильные, ольфакторные, густаторные, а также их сочетания, например, аудиально-визуальные.

Произведения могут восприниматься человеком посредством одного органа чувств, например, литературные произведения, или – посредством нескольких органов чувств, например, аудиовизуальные произведения.

В зависимости от количества органов чувств, посредством которых воспринимается произведение, объекты авторского права можно классифицировать на унарные (от лат. unarius – «единичный») – воспринимаемые одним органом чувств; бинарные (от лат. binarius – «двойной») – воспринимаемые двумя органами чувств; тернарные (от лат. ternarius – «тройной») – воспринимаемые тремя органами чувств; кватернарные (от лат. quaternarius – «четверной») – воспринимаемые четырьмя органами чувств и квинарные (от лат. quinarius – «пятерной») – воспринимаемые пятью органами чувств.

Современному авторскому праву известны только унарные и бинарные объекты авторского права.

Система объектов авторского права состоит из компонентов, сформированных в зависимости от количества органов чувств, посредством которых может быть воспринят объект авторского права (см. таблицу № 1).

Общее количество компонентов системы составляет 31 компонент: 5 – воспринимаемые одним органом чувств (унарные); 10 – воспринимаемые двумя органами чувств (бинарные); 10 – воспринимаемые тремя органами чувств (тернарные); 5 – воспринимаемые четырьмя органами чувств (кватернарные); 1 – воспринимаемый пятью органами чувств (квинарный).

Поименованные законом объекты авторского права в основном являются унарными – воспринимаемыми одним органом чувств – либо органами слуха, либо органами зрения. Единственный случай произведения, воспринимаемого только органами осязания, это литературное произведение, записанное рельефно-точечным шрифтом Брайля – для использования слепыми и слабовидящими (см. таблицу № 2).

Среди унарных произведений два могут иметь несколько объективных форм, в том смысле, что автор имеет выбор между способами доступа к своему произведению для его восприятия разными органами чувств других людей.

Так, музыкальное произведение может восприниматься людьми, как органами зрения (визуальная объективная форма), если оно имеет письменную форму выражения (нотное письмо), так и органами слуха (аудиальная объективная форма), если оно имеет устную форму выражения.

Литературное произведение может восприниматься людьми органами зрения (визуальная объективная форма), в случае письменной (в т.ч. электронной) формы выражения; органами слуха (аудиальная объективная форма), в случае устной формы выражения; органами осязания (тактильная объективная форма), в случае объемно-пространственной формы выражения (рельефно-точечный шрифт Брайля).

Хореографическое произведение при одной объективной форме может иметь разные формы выражения – письменную форму выражения (если оно записано посредством особой техники нотации, например, системы записи движений человеческого тела, разработанной хореографом Р. фон Лабаном) или – танцевальную форму выражения. В обоих случаях хореографическое произведение будет восприниматься через органы зрения и, соответственно, иметь визуальную объективную форму произведения.

Часть объектов авторского права являются бинарными – воспринимаемыми двумя органами чувств.

К таким объектам относятся произведения, имеющие объемно-пространственную форму выражения, воспринимаемые органами зрения и органами осязания (визуально-тактильная объективная форма): скульптуры; произведения декоративно-прикладного искусства и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства , макеты; пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Также к бинарным произведениям относятся произведения, воспринимаемые органами слуха и органами зрения (аудиально-визуальная объективная форма): аудиовизуальные произведения и театральные постановки.

Некоторые объекты могут быть унарными или бинарными.

Так, аудиовизуальное произведение в зависимости от наличия или отсутствия сопровождения звуком может быть либо бинарным, воспринимаемым органами слуха и органами зрения (аудиально-визуальная объективная форма), либо – унарным, воспринимаемым только органами зрения (визуальная объективная форма), – в случае «немого» кино.

Программа для ЭВМ может быть бинарной или унарной в зависимости от возможности восприятия органами чувств человека результата функционирования ЭВМ на основе такой программы. Результат функционирования ЭВМ на основе прикладной (пользовательской) программы человек воспринимает органами чувств через аудиовизуальные отображения, порождаемые такой программой. Человек не воспринимает органами чувств результат функционирования ЭВМ на основе программ («системное программное обеспечение»), осуществляющих управление внутренними компонентами компьютера (процессором, оперативной памятью, устройствами ввода/вывода и т.д.), и обеспечивающих их взаимодействие с прикладными (пользовательскими) программами. В случае если результат функционирования ЭВМ не воспринимается органами чувств человека, такую программу человек сможет воспринять только в виде исходного текста.

Программа для ЭВМ будет бинарной, если результат функционирования ЭВМ воспринимается через аудиовизуальные отображения (аудиально-визуальная объективная форма), либо же – унарной, если программа может быть воспринята только в виде исходного текста (визуальная объективная форма).

Изменение объективной формы произведения

Возможно изменение объективной формы произведения, в результате чего такое произведение будет восприниматься другими органами чувств.

Например, у литературного или музыкального произведения, имеющего визуальную объективную форму и воспринимаемого органами зрения (письменная форма выражения), может быть изменена объективная форма восприятия произведения на аудиальную объективную форму, воспринимаемую органами слуха (устная форма выражения). При этом новое произведение не создается.

Лицо, изменившее объективную форму произведения, приобретает правовой статус исполнителя, а созданный им результат его творческого труда будет объектом смежного права – исполнение.

Если визуальная объективная форма литературного произведения будет изменена на тактильную объективную форму (рельефно-точечным шрифтом Брайля), то новое произведение также не создается.

Однако, если литературное произведение, имеющее любую объективную форму, будет переведено на другой язык и при этом не важно, сохранится та же объективная форма или будет изменена, то будет создано новое произведение, хотя и производное от оригинального.

Надо полагать, что правило это касается и перевода литературных произведений на другой язык рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Таким образом, изменение объективной формы произведения, которое не влечет изменения вида произведения (унарное, бинарное), не приводит к созданию нового произведения.

Если драматическому (сценарному) произведению, имеющему визуальную объективную форму, будет придана аудиально-визуальная объективная форма, воспринимаемая органами слуха и органами зрения, то будет создано новое произведение – театральная постановка.

Если визуальная объективная форма чертежей архитектурного произведения (изобразительная форма выражения) будет изменена на визуально-тактильную объективную форму (объемно-пространственная форма выражения), то будет создано новое произведение – архитектурное.

Если произведение, имеющее визуально-тактильную объективную форму, например, скульптура (объемно-пространственная форма выражения), будет облечено в визуальную объективную форму, то будет создано новое произведение, например, картина или фотография.

Таким образом, изменение объективной формы произведения, которое также приводит к изменению вида произведения (унарное, бинарное), приводит к созданию нового произведения.

Закон не упоминает произведений, доступных при помощи органов обоняния или вкуса.

Хотя, в различных странах имеют место попытки защитить произведения доступные посредством органов обоняния и органов вкуса.

Так, Первая гражданская палата Кассационного Суда Франции 13.06.2006 в деле № 02-44.718 (Arrêt n° 1006 du 13 juin 2006 Cour de cassation Première chambre civile) по иску создателя аромата духов к ее бывшему работодателю – компании Haarmann & Reimer о компенсации за духи D’une, которые она создала для указанной компании, не признала аромат духов объектом авторского права.

Через три дня – 16.06.2006 – Верховный Суд Нидерландов в деле № C04/327HR по иску Lancôme против Kecofa о копировании запаха духов «Trésor» (ECLI:NL:HR:2006:AU8940) постановил, что духи в принципе могут охраняться авторским правом, если их аромат является оригинальным .

Относительно защиты вкуса, как объекта авторского права, можно привести Решение Суда ЕС (European Court of Justice) от 13.11.2018 по делу № C‑310/17 (Levola Hengelo BV v Smilde Foods BV) .

Апелляционный суд Арнема-Леувардена (Нидерланды), рассматривая жалобу на решение суда первой инстанции по иску Levola Hengelo BV против Smilde Foods BV о нарушении прав интеллектуальной собственности на вкус пищевого продукта «Heksenkaas» (спред, содержащий сливочный сыр и свежие травы), решил приостановить разбирательство и поставить перед Судом ЕС вопрос: предусматривает ли законодательство ЕС авторско-правовую защиту вкуса пищевого продукта, как интеллектуального творения автора?

Суд ЕС указал, чтобы быть произведением, охраняемым авторским правом, объект должен быть выражен таким образом, чтобы его можно было идентифицировать с достаточной точностью и объективностью, даже если такое выражение не имеет постоянной формы (п. 40). Однако вкус пищевого продукта не может быть определен точно и объективно (п. 42). Кроме того, в нынешнем состоянии научного развития техническими средствами невозможно добиться точной и объективной идентификации вкуса пищевого продукта, что позволяет отличать его от вкуса других продуктов того же типа (п. 43). Отвечая на поставленный вопрос, Суд ЕС указал, что Директиву 2001/29 следует толковать как исключающую защиту авторским правом вкуса пищевого продукта (п. 46).

Хотя Суд ЕС и дал отрицательный ответ, но сделал это с оговоркой о текущем состоянии научного и технического развития.

Иными словами, как только появится техническая возможность идентифицировать вкус, тогда и возникнут условия для авторско-правовой охраны вкуса.

Возможность такая возникнет с появлением устройств, позволяющих передавать вкус на расстояние. Вкус, передаваемый таким устройством, будет полностью идентифицирован. Это же можно отнести и к запаху.

Что касается передачи осязательных ощущений на расстояние, это также вопрос технологий.

Как только появится возможность передачи и восприятия на расстояние запахов, вкусов и осязания, начнут создаваться объекты авторского права, воспринимаемые не только аудиально и визуально, но и остальными чувствами.

А пока что такие объекты ожидают своего часа.

Использованные источники

ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ № 2:

* Литературному произведению может быть придана (1) устная форма выражения произведения или (2) письменная форма выражения произведения или (3) объемно-пространственная форма выражения произведения (если литературное произведение создано рельефно-точечным шрифтом Брайля – для использования слепыми и слабовидящими).
Соответственно, в первом случае это будет аудиальная объективная форма произведения, во втором, – визуальная объективная форма произведения, а в третьем – тактильная (воспринимаемая на ощупь) объективная форма произведения.

** Хореографическому произведению может быть придана письменная форма выражения произведения (если оно записано посредством особой техники нотации, например, системы записи движений человеческого тела, разработанной хореографом Рудольфом фон Лабаном) или танцевальная форма выражения произведения.
В обоих случаях такое произведение будет восприниматься через органы зрения и, соответственно, иметь визуальную объективную форму произведения.

*** Музыкальному произведению может быть придана (1) письменная форма выражения произведения (если оно записано посредством нот) или (2) устная форма выражения произведения (в виде публичного исполнения).
Соответственно, в первом случае это будет визуальная объективная форма произведения, а, во-втором, – аудиальная объективная форма произведения.

**** Определение аудиовизуального произведения допускает отсутствие звукового сопровождения (т.н. «немое» кино). В случае «немого» кино объективная форма произведения, естественно, будет визуальной (а не аудиально-визуальной), так как звуковое сопровождение отсутствует. В результате аудиовизуальное произведение будет иметь визуальную объективную форму.

***** Программа для ЭВМ по определению – представленная в объективной форме совокупность данных и команд. Совокупность эта предназначена для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. Не для восприятия человеком, а для функционирования ЭВМ. Человек воспримет определенный результат функционирования ЭВМ, а не саму программу для ЭВМ, как произведение. Результат функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств на основе некоторых программ человек не воспримет органами чувств. Это, так называемое, «системное программное обеспечение» – программы, осуществляющие управление внутренними компонентами компьютера (процессором, оперативной памятью, устройствами ввода/вывода и т.д.) и обеспечивающие их взаимодействие с прикладными (пользовательскими) программами. Программы для ЭВМ можно разделить на две категории: те, которые могут быть восприняты органами чувств человека при функционировании ЭВМ через порождаемые программой аудиовизуальные отображения и те, которые не могут быть восприняты органами чувств человека при функционировании ЭВМ и других компьютерных устройств.
В случае восприятия программы через аудиовизуальные отображения, объективной формой произведения будет аудиально-визуальная, а формой выражения произведения будет электронная.
В случае, если результат функционирования ЭВМ на основе программы не воспринимается органами чувств человека, такую программу человек сможет воспринять только в виде исходного текста. В таком случае объективной формой произведения будет – визуальная, а формой выражения произведения будет письменная форма.
С развитием технологий наверняка появятся компьютерные устройства, результат функционирования которых может быть воспринят человеком не только аудиально или визуально, но также и другими органами чувств.

Текст статьи «Система объектов авторского права» в формате PDF (633 Кб)

Інші статті про авторське право:

    • Комп’ютерна гра та авторське право
    • Комп’ютерна програма – не типовий об’єкт авторського права
    • Попурі, як об’єкт авторського права
    • Право автора на доступ до свого твору (droit d’accès a l’oeuvre)
    • Створення м’якої іграшки на основі персонажу мультфільму з точки зору авторського права
    • Правова природа театральної постановки
    • Кто заплатил роялти за курицу, которую съела Лилу Даллас
    • Система об’єктів авторського права
    • Г.Ф. Шершеневич, авторське право та пеня у германському праві
    • Виконання музики в кафе та організація колективного управління
    • Компенсація замість відшкодування збитків у авторському праві
    • OTT, IPTV і авторське право
    • Правовая природа шрифта, как объекта авторского права
    • Microsoft vs. Житомиргаз (спір про використання Windows і Office)
    • Зеленский, «Слуга Народа 2», художники, авторское право и Netflix
    • Защита телевизионного формата
    • Що треба знати про договір авторського замовлення
    • Запевнення та гарантії («Representations and Warranties») в авторських договорах
    • Нарушают ли фальшивомонетчики авторское право, подделывая деньги
    • «Бороться и искать, найти и не сдаваться» или – право на перевод
    • Телевизионное интервью: авторские и смежные права журналиста
    • Право слідування («droit de suite»): правова природа та колективне управління
    • Відповідальність Інтернет-провайдерів за порушення авторського права
    • Ретрансляція програм українських організацій мовлення через кабель
    • Выступление артиста на концерте «вживую» и «под фонограмму»
    • Про кабельну ретрансляцію

А також інші статті:

  • Как установить собственника Веб-сайта
  • В какой суд нужно обращаться, чтобы истребовать данные о собственнике сайта
  • Что делать, если сайт, на котором размещена недостоверная информация, находится за границей

В условиях современного развития общества проблемы правового регулирования правовых отношений, складывающихся в области интеллектуальной собственности, приобретают все большее значение. Актуальность авторского права, в том числе объектов авторского права, их роль и значение в мире настоятельно требуют подробного исследования критериев охраноспособности произведений науки, литературы, искусства, программ для ЭВМ и баз данных, ранее обсуждавшихся в юридической литературе преимущественно в теоретическом аспекте. Кроме того, исследование критериев охраноспособности приобретает огромное прикладное значение. Согласно законодательству большинства стран мира, для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, хотя, очевидно, нужно исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату. В связи с этим представляется интересной позиция ряда французских авторов, которые, анализируя развитие авторского права в эпоху высоких технологий, предложили считать произведение творческим в случае, если оно создано в результате индивидуализированного интеллектуального усилия.

В последнее время в авторском праве наблюдается тенденция, направленная не столько на охрану творческого результата или на охрану творческой деятельности, сколько на создание механизма, направленного на защиту финансовых и иных инвестиций создателя (изготовителя). Так, согласно Директиве 96/9/ЕС лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов (изготовитель базы данных), обладает исключительным правом на составляющие базу данных материалы. То есть охраняются прежде всего произведенные изготовителем базы данных значительные качественные и количественные вложения.

Области человеческой деятельности, в которых возможно творчество, чрезвычайно разнообразны. Основой творчества является база знаний и достижений, созданная всеми предшествующими поколениями. В определенной степени, учитывая имеющуюся в отечественном законодательстве презумпцию творческого характера произведения, лицо, оспаривающее авторское право, должно будет доказать, что произведение создано интеллектом, разумом другого лица или что при создании данного произведения использовалось иное произведение, созданное разумом другого лица, причем все усилия и творческий вклад автора более позднего произведения нс позволяют считать его самостоятельным. В любом случае, творческий характер деятельности по созданию любого произведения предполагается до тех пор, пока не будет доказано иное.

Вместе с тем совсем непростой задачей до настоящего времени является решение проблемы об отграничении объектов, охраняемых авторским правом, от результатов творческой деятельности, охраняемых иными институтами, а также от неохраноспособных интеллектуальных продуктов и продуктов, в которых присутствует минимальный творческий уровень.

Объекты авторского права, как уже отмечалось ранее, охраняются в связи с их формой и возникают с момента создания этих результатов. Идейное содержание, в отличие от формы его выражения, способно к присвоению.

Произведения науки, литературы и искусства — это результаты творческой деятельности, отличительной чертой которых является их форма, представляющая собой совокупность их внешнего облика с внутренней организацией материала. Форма всегда уникальна, будь то литературное, музыкальное произведение или произведение изобразительного искусства. Независимо от автора оригинала она неповторима, не может быть создана самостоятельно и даже воспроизведена другим лицом. Охрана на указанные объекты может быть закреплена автоматически в силу факта создания произведения и с момента такого создания.

Упоминание о творческом характере деятельности как одном из признаков произведения встречаются еще в российской дореволюционной литературе. А. В. Панкевич писал о таком признаке, как «…присутствие психической деятельности автора. Умственная деятельность имеет целью или обобщение мыслей, или достижение нового результата в области промышленности. Деятельность эстетическая проявляется в выражении образа, возникшего в душе артиста, образа звучащего или пространственного».

Такие неповторяющиеся творческие результаты называют оригинальными. Критерий оригинальности является необходимым для авторско-правовой охраны и защиты практически всех литературных, драматических, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства во всех странах мира. Мы наблюдаем, что в последнее время происходит изменение концепции определения оригинальности произведений, что связано как с изменением восприятия обществом тех или иных объектов охраны и защиты авторских прав, изменением экономической и культурной ценности таких объектов для общества, так и с изменением отношений общества к творческому труду автора произведений.

Хотя в доктрине авторского права некоторые авторы выделяют, помимо существенной новизны произведения, включаемой другими учеными в признак творческого характера, и его воспроизводимость, которую часть исследователей считают неотделимой от объективной формы (о воспроизводимости упоминалось и в Основах гражданского законодательства 1925 г.), однако в современном законодательстве о ней не сказано.

Между тем в и. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» дано следующее разъяснение: «…само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права». Квинтэссенция данной формулировки может привести к нескольким альтернативным выводам: во-первых, позицию судов можно понять так, что творчество — это и новизна, и уникальность, и оригинальность, при этом список не ограничен, и толкование критерия может быть расширено; во-вторых, возможно, суд имел в виду, что творчество — это комплексная категория, которую невозможно определить простым перечислением составляющих элементов. Только совокупность условий может свидетельствовать о творческом характере произведения, однако составляющие этой совокупности могут меняться. Правильной представляется первая позиция. Хочется думать, что вышестоящие судебные инстанции стремятся дать ориентир для нижестоящих судов, не исключая возможности иного толкования. Опрометчиво не учитывать и второй подход к определению творчества, однако этот подход затрудняет решение вопроса о критериях охраноспособности объекта на практике.

Суммируя вышеизложенное, позиция российских судов заключается в том, что специального обоснования творческого характера деятельности в отношении традиционных объектов авторского права (литературных, аудиовизуальных, музыкальных, произведений изобразительного искусства) не требуется. Соответствие же особому уровню творческих усилий требуется в случае наличия в произведении нетворческой составляющей, например при использовании информации производителя в рекламных буклетах, стандартном расположении материалов в театральных программах, в рекламных слоганах и названиях произведений.

Отечественная судебная практика выработала презумпцию, согласно которой «..люка не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом». Такое предположение еще больше снижает уровень охраны, так как автор, защищая, например, свое право на неприкосновенность произведения, должен доказать, что та или иная обработка, аранжировка, окрашивание не созданы творческим трудом соответствующего обработчика (аранжировщика и др.). Применительно к авторскому праву оценке подвергается право на создание производных произведений, которое рассматривается как законодательно установленный барьер, устранение которого поощряет создание новых произведений с минимальным творческим началом, что влечет снижение культурной ценности новых произведений и уменьшение общественного благосостояния из-за ограничения свободы творчества и свободы доступа к культурным ценностям.

Можно взять за основу опыт Великобритании с учетом положений Регламента Совета ЕС № 6/2002 от 12 декабря 2001 г. «О промышленных образцах Европейского сообщества» в отношении единства юридической судьбы прав, к примеру, на произведения дизайна через кумулятивную охрану дизайна авторским и патентным правом. Ввиду того, что российское право не знает трехзвенной системы охраны произведений дизайна, не предусматривает открытого перечня подлежащих регистрации прав на промышленные образцы и их обременений, более того, содержит нормы, противоречащие принципу единства судьбы исключительных прав на первоначальный и производные объекты, эти предложения будут новыми и интересными.

Относительно стабильной является практика, сложившаяся в отношении картографических произведений: к их творческому характеру суды предъявляют минимальные требования, поскольку невозможно выделить какой-либо элемент в отдельности (шрифт, масштаб, цвет), так как карта представляет собой единый объект авторского права, сочетание их всех и создает ее оригинальность.

В отношении названия произведений, как уже отмечалось ранее, действует исключение из общего принципа: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием. Так, Президиум ВАС РФ своим постановлением от 2 декабря 1997 г. № 4894/97 не признал название

«Энциклопедия для детей» объектом авторского нрава, мотивировав это тем, что оно не является оригинальным и не может использоваться самостоятельно. Это название не было признано объектом авторского права по той причине, что не соотносилось публикой ни с каким конкретным произведением, а воспринималось ею лишь как родовое обозначение.

Очень часто создание определенного объекта требует участия многих лиц и объединения разнородных результатов творческой деятельности, причем удаление даже одного такого результата из сложного объекта может привести к невозможности использования данного объекта в целом. Это весьма характерно для производства современной массовой продукции, программного обеспечения и т.д. В качестве примеров сложных объектов в ГК РФ указываются кинофильмы, телевизионные передачи, иные аудиовизуальные передачи, театрально-зрелищные представления. Для таких случаев законодательство предусматривает следующее: при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняется право авторства и другие личные неимущественные права на этот результат. При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

С этой точки зрения важно отметить, что аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной и последующей фиксации. Аудиовизуальные произведения представляют собой относительно новый, достаточно своеобразный объект, для которого многие традиционные положения авторского права, действующие с момента его возникновения, нуждаются в корректировке.

На ранних этапах развития кинематографа ему нередко отказывали в творческой составляющей и, как следствие, не признавали объектом авторского права. Кинофильм не вписывался в устоявшееся к тому времени представление о художественном творении. То обстоятельство, что съемка кинофильма и его демонстрация осуществлялись при помощи технических приспособлений, давало повод отрицать творческий элемент в создании кинематографических произведений. Практика начала XX в.

трактовала такие произведения как чисто механическое воспроизведение ранее созданных произведений литературы и искусства. Но уже в 1908 г. в Бернскую конвенцию была включена статья, устанавливающая охрану кинопроизведений, носящих оригинальный характер. Возникнув в области фотографического искусства и начав с простейшего соединения фотографических снимков, т.е. с фотографического изображения того, что в действительности существует, кинематография перешла в область творчества, создавая композиции и изображая по этим композициям то, что творит фантазия.

Традиционные объекты авторского права, если сравнивать с аудиовизуальными произведениями, достаточно просты. Однако с развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, не могут быть созданы одним лицом, к тому же по характеру они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом. Каждый из участников процесса творит свое произведение, на которое он имеет авторское или смежное право, но все вместе они образуют новый сложный объект.

Аудиовизуальное произведение — единое произведение, и все входящие в него результаты творческой деятельности отдельных лиц должны иметь единый правовой режим, единый срок охраны и т.п. Различный правовой режим сделал бы невозможным использование аудиовизуального произведения, его коммерческую эксплуатацию и вообще вовлечение в гражданский оборот. Такой правовой режим, установленный действующим законодательством для аудиовизуального произведения, соответствует интересам не только правообладателя, но и отвечает потребностям всех участников сложного творческого процесса. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, — как существовавших ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и пр.) — сохраняют авторское право каждый на свое произведение.

Исключительное право на аудиовизуальное произведение возникает с момента создания этого произведения у его изготовителя (кино- или телестудии, студии видеозаписи). Изготовитель аудиовизуального произведения, т.е. лицо, организовавшее изготовление такого произведения, вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом. Особенность заключается в том, что авторы сами не в состоянии создать законченный фильм, он может быть претворен в жизнь только во взаимодействии со студией-изготовителем в порядке осуществления заключенного, например, договора заказа. Поэтому по времени ни у кого раньше, чем у студии, право на аудиовизуальное произведение не возникает, хронологически она первая, но юридически право тем не менее остается производным.

Однако авторами данного произведения, у которых появляются первоначальные авторские права на аудиовизуальное произведение в целом, являются: режиссер-постановщик; автор сценария; автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Авторы других произведений, составляющих в своей совокупности аудиовизуальное произведение, обладают авторским правом только в отношении своих произведений. В их число входят: автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, звукооператор, художник-постановщик, художник по костюмам, монтажер, дизайнер и др. Как видим, над аудиовизуальным произведением работает большая группа лиц. Поэтому в литературе часто указывают на то, что не совсем ясно, из чего исходил законодатель, устранив из числа авторов аудиовизуального произведения, например, оператора или художпика-постаповщика. Но неоспоримо, что аудиовизуальное произведение — это не сумма, а именно система творческих вкладов, и поэтому его авторство — понятие сложное.

Еще одним субъектом исключительных прав на кинематографическое произведение считается изготовитель аудиовизуального произведения (продюсер). Продюсер фильма — это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма (п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Закон разрешает сценаристу и композитору использовать свои произведения в дальнейшем, независимо от коллективно созданного произведения. Сложнее дело обстоит с актером, художником по костюмам или оператором. Они ведь гоже являются авторами созданных ими образов. Считается, что созданным произведением имеет право распоряжаться продюсер. Но только при условии, что ему переданы по договору исключительные права на конкретный вид использования произведения.

Заключение с авторами аудиовизуального произведения договоров на создание произведения означает передачу или предоставление каждым из них изготовителю аудиовизуального произведения прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, предоставление доступа к произведению, сообщение в эфир или по кабелю либо любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения (и. 2 ст. 1270 ГК РФ), а также прав на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если договором не предусмотрено иное. Особенностей, связанных с созданием и использованием аудиовизуальных произведений, немало. Но важно все возможные в будущем нюансы и коллизии предусмотреть в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Таким образом, при решении вопроса о том, является ли произведение независимо от вида объектом авторского права необходимо выделить следующие признаки: во-первых, творческий характер деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; во-вторых, объективную форму выражения .

В качестве определенного итога можно отметить, что в любом произведении различают структурные элементы формы произведения и элементы его содержания. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относят: язык, художественные образы, последовательность изложения материала, а к элементам содержания — тему, сюжет, идейные достоинства и т.н. Элементы содержания различных произведений не являются оригинальными, т.е. могут быть повторно созданы другими лицами, работающими независимо от первого автора и, соответственно, авторским правом не охраняются. Однако элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме.

По ранее действовавшему законодательству использование элементов содержания чужого произведения в новой форме именовалось «созданием нового, творчески самостоятельного произведения»‘ и могло осуществляться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого было использовано, и источника заимствования. В настоящее время только по моральным соображениям автор, использовавший в своем произведении идею, метод, процесс из чужого произведения, должен дать ссылку на источник заимствования.

В связи с этим представляются бесперспективными попытки увеличить количество критериев для признания того или иного произведения объектом авторского нрава путем внедрения в законодательство дополнительных «формальностей». Такое положение существует в современном авторском праве благодаря теории естественного права, возникшей в XVIII в. Это объясняется тем, что теория естественного права основана на том неоспоримом тезисе, что право автора, изобретателя — неотъемлемое, природное право человека и гражданина, результат его духовного творчества.

Между тем динамика развития авторского права, гармонизация законодательства об охране авторских прав и, как следствие, общность законодательных подходов предопределяют формирование общих для национальных правопорядков критериев охраноспособности. Общий подход к определению таких критериев возможен при условии максимального сближения авторско-правовых систем различных государств с точки зрения охраны личных неимущественных прав авторов, возникновения авторских прав с момента создания произведения, охраны интересов автора в форме предоставления ему исключительного (имущественного) права на использование произведения.

  • См.: Static С. La protection des programmes d’ordinateurs par le droit d’auteur dansles pays d’Europe continentale. Dossiers Brevets 1979 IV. Paris, 1979. P. 5; Les grands arretsde la proprie’te’ intellectuelle / Sous la direction de M. Vivant. Paris : Dalloz, 2004. P. 121—123.
  • В качестве средства разрешения данной проблемы было предложено учение об охраняемой форме и неохраноспособном содержании произведения. Об учении Фихте см.: Каша-пин А. В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российскоми иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. Т. 7. 2007. № 2.
  • Панкевич А. В. Объект авторского права // Записки Новороссийского университета.Т. 25. Новороссийск, 1878. С. 156.
  • См.: Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. С. 17—19; Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы, искусства. Казань, 1972.С. 44-61.
  • Абсолютная новизна произведения недостижима, поэтому вводится понятие существенной новизны, под которой понимается проявление творческой самостоятельностиавтора, использование значительного количества новых элементов в произведении. Невозможно требовать от автора, чтобы содержание произведения было совершенно новым, таккак на каждого писателя большое влияние оказывает и среда, в которой он живет, и ранеесозданные работы аналогичной тематики.
  • Пункт 28 Постановления № 5/29 // СПС «Гарант».
  • См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2010 г. № 09А11-6425/2010-ГК; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2011 г. по делу № Л-56-14726/2010.
  • В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова, отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются.
  • См.: Дозорцев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3-4.
  • Кинофильмы создавались как аттракцион, первые фильмы в Америке в конце XIX в.показывали еще не в кинотеатрах, а в так называемых «никель-одеонах» и «пенни-аркадах»(будочках, напоминавших автоматы для продажи газированной воды). За монетку зрительмог посмотреть в щелочку небольшой фильм или кинопрограмму. Никто, естественно,не задумывался об обеспечении правовой защиты таких произведений, и их не признавалирезультатами интеллектуального труда.
  • См.: Канторович Я. А. «Кинематографическое» право // Право. 1912. № 3—4.
  • См.: Дозор цев В. А. Право на фильм как сложное многослойное произведение.
  • «Признание режиссера-постановщика, сценариста и автора оригинальной музыкив качестве авторов аудиовизуального произведения, с одной стороны, основывается на том,что они внесли значительные творческие вклады в аудиовизуальное произведение, но с другой — является в значительной мере условным. И авторство на аудиовизуальное произведение — это авторство «в силу закона”, а не потому, что они создали аудиовизуальное произведение». См: Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах.С. 98-99.
  • Ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например,авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии, на каждом экземпляре которых было указаноимя автора, место и год выпуска в свет.
  • Вместе с тем многие произведения, традиционно охраняющиеся авторским правом,к высокой сфере прекрасного искусства, литературе имеют весьма отдаленное отношение.Д. Липцик утверждает, что большинство произведений, являясь результатом творческоготруда автора, имеют утилитарную функцию. К данной категории произведений можно отнести, в частности, модели, чертежи, произведения архитектуры. См.: Липцик Д. Авторскоеправо и смежные права. С. 93—96.
  • «Так, общая идея о предоставлении авторско-правовой охраны таким результатам,которые имеют творческий характер, может быть реализована в национальных правопо-рядках, судебной практике, доктрине в различных формах. Если в одних случаях критерийтворчества прямо закрепляется в качестве условия охраноспособности (действующее российское законодательство), то в других странах данная идея реализована в форме совокупности требований к индивидуальности (оригинальности) произведения и создания произведения в результате творческого труда человека». См.: Катании А. В. Творческий характеркак условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве.
  • См.: Пункт 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.
  • Ранее действовавшее законодательство предусматривало ряд дополнительных условий для признания некоторых произведений объектами авторского права. Так, например,авторским правом охранялись только те произведения фотографии и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии, на каждом экземпляре которых было указаноимя автора, место и год выпуска в свет.
  • Гаврилов Э. П. Комментарий Закона «Об авторском праве и смежных правах». М, 1996.С. 3.
  • Так, депонирование у нас — это факультативная платная услуга, которая предоставляется, например, Российским авторским обществом (РАО). Автору выдается именноесвидетельство на его произведение за определенным номером и с указанием даты выдачи.В некоторых случаях депонирование может сыграть решающую роль в разрешении судебного спора: свидетельство будет являться доказательством того, что произведение одногоавтора возникло ранее произведения другого автора.

Библиографическое описание:



В данной статье исследуются музыкальные произведения как объекты авторского права. Автор проводит исследование особенностей, объективного выражения музыкальных произведений. Выявлены проблемы и представлены пути их решения.

Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, объекты авторского права, мелодия, гармония, ритм, механические ноты, MIDI-файлы.

Key words: copyright, musical works, copyright objects, melody, harmony, rhythm, mechanical notes, MIDI files.

На сегодняшний день наиболее распространенным объектом авторского права являются музыкальные произведения. Признание их в качестве таковых закреплено в четвертой части Гражданского кодекса РФ, а именно п. 1 ст. 1259 ГК РФ отмечает, что к объектам авторских прав относятся музыкальные произведения с текстом или без текста .

Бернская конвенция содержит только общий термин «литературные и художественные произведения», в который входят и другие виды произведений, в том числе музыкальные сочинения с текстом либо без такого, следовательно, на музыкальные произведения распространяются все основные положения указанной Конвенции.

Однако и в отечественном законодательстве отсутствует определение термина «музыкальное произведение», в прочем, как и «произведение» в целом. Если в юридической литературе и теории авторского права раскрывается термин «произведение», то «музыкальное произведение» — нет.

Причины отсутствия легального определения в законодательстве объясняется тем, что такая категория, как «музыкальные произведения» является изменчивой, и в дальнейшем определение может создать проблемы в правоприменительной практике. Считаем, что само музыкальное произведение, как категория, измениться не может, и не меняется на протяжении всего времени, то есть элементы (мелодия, гармония и ритм) — неизменны. Новеллы зачастую касаются способов создания ритма, мелодии и гармонии, но не музыкального произведения в целом.

Для того, чтобы предложить авторское определение, необходимо указать, что же такое «музыка». В Музыкальном энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Музыка является искусством интонации, художественным отражением действительности в звучании» . Согласно Музыкальной энциклопедии музыка — «это вид искусства, отражающая действительность и воздействующая на человека с помощью осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, которые состоят в основном из тонов (звуков определенной высоты)» .

Таким образом, можно сделать вывод, что под музыкальным произведением понимается совокупность художественных образов, которые отражают действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме.

В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения должны быть выражены в объективной форме . Так, это может быть письменная (записанные на бумаге либо другом носителе ноты, то есть нотация — письменная фиксация музыки), устная (живое исполнение) формы, а также в виде звукозаписи. Вторичными же объективными формами выражения музыкального произведения являются изображение (изображение нот на картинке, фотографии и пр.), видеозапись (музыкальные клипы, запись концерта), объектно-пространственная форма (нотация на скульптуре).

В настоящее время открытым является вопрос относительно механических нот. Под механическими нотами понимается запись музыкальных произведений для инструментов, которые воспроизводят их механически. Так, например, это такие инструменты как валики, диски, цилиндры, прорезные ленты, которые воспроизводят соответственно фонолы, орекстролы, пианолы и т. д.

Существует и иная форма выражения в виде файлов формата MIDI. MIDI-интерфейс очень широко используется, удобен и популярен. С середины 1980-х годов практически ни один инструмент не выпускался без его поддержки. Они являются не оцифрованными, а выглядят в виде набора команд (указываются ноты, их длительность, ссылки на инструменты, параметры звука). Подобные файлы воспроизводятся с помощью специальных программы либо аппаратных секвенсоров и банка сэмлов инструментов.

Следовательно, вышеуказанные форматы не содержат запись звуков, а только команды для воспроизведения конкретных нот и аккордов с указанием времени, а сам звук создается устройством, который такие команды воспроизводит.

Гражданское законодательство РФ не указывается и составные части произведения, на которые распространяется охрана и защита, лишь только в п. 7 ст. 1259 ГК РФ отмечается, что «авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требования, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ» , то есть законодатель имел в виду, что выражены в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе зачастую в качестве отдельных частей музыкального произведения выделяются мелодия, гармония и ритм.

Под мелодией понимается «осмысленно-выразительное и законченное по построению одноголосное последование звуков, которые объединены конкретными отношениями высоты, длительности и силы, а также является основой музыкального произведения» .

Длительный период времени мелодия не выделялась как самостоятельных объект правовой охраны. Подобную точку зрения поддерживали такие ученые, как Б. С. Антимонов, О. С. Иоффе, которые полагали, что мелодия не может существовать отдельно от гармонии и ритма, следовательно, не могут и охраняться отдельно. При своем утверждении они ссылались на композитора П. И. Чайковского. В одном из своих писем он указывал, что «мелодия никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Эти элементы музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга» .

Но существовали и иные точки зрения. Например, В. Я. Ионас и Н. Л. Зильберштейн считали, что данные строки композитора истолкованы неверно, полагая, что ему, как гениальному композитору, мелодия уже являлась с гармонией, но это еще не говорит о том, что мелодия не может существовать отдельно .

Считаем вышеупомянутое мнение верным, так как существуют одноголосые музыкальные произведения, в которых нет гармонии вообще, а также исполнение мелодии исполнителем «a capella», где мелодия полностью совпадает с музыкальным произведением.

Традиционно считается, что единственным охраняемым объектом музыкального произведения является мелодия. По мнению Н. В. Иванова, если гармония либо ритм отвечают условия оригинальности, то они также могут признаваться охраняемыми элементами музыкального произведения .

Считаем, что сейчас оригинальные гармония и ритм встречаются очень редко, в отличие от мелодии. Но не стоит исключать возможности появления оригинальной последовательности аккордов либо ритмического рисунка. В случае возникновения спора, если правообладатель докажет оригинальность гармонии либо ритма, то он получит охрану авторского права как часть музыкального произведения.

В некоторых случаях гармония и ритм из музыкального произведения могут быть выделены и использованы в другом произведении. Например, гармонические скачки марша оперы «Любовь к трем апельсинам» (автор С. Прокофьев) были использованы Джоном Уильямсом в «Имперском марше». Либо в музыкальном произведении «Beck’s Bolero» присутствует оригинальный ритм «Болеро» (автор М. Равель).

Так, например, интересное разбирательство было между композиторами Майком Баттом («A One Minute Silence») и Джоном Кейджем («4′33″»), которые выпустили свои треки без музыкального сопровождения. Сам Майк Батт говорил, что его «тишина» отличается от «тишины» Джона Кейджа. Однако, дело не дошло до судебного разбирательства, так как Батт заплатил сумму отступных, тем самым подтвердив факт нарушения авторских прав .

Таким образом, на основе данного анализа приходим к следующему выводу:

  1. Сформулировано авторское определение термина «музыкальное произведение», под которым понимается совокупность художественных образов, которые отражают действительность в виде звуковых последований, состоящих из особым образом организованных по высоте и во времени акустических колебаний, выраженных в объективной форме.
  2. Механические ноты и файлы формата MIDI необходимо признать объективным выражением музыкального произведения.
  3. Следует создать открытый список охраняемых элементов музыкального произведения, в который стоит добавить мелодию, гармонию и ритм.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, MIDI, мелодия, гармония, произведение, ГК РФ, объективная форма, особый образ, ритм, объективное выражение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *