Как писать номер в приказах по основной деятельности – от руки или печатать?
Приказ — это распорядительный документ, который издается единоличным распорядительным органом организации (лицом, исполняющим его обязанности) в целях разрешения вопросов основной деятельности и по личному составу. Мы рассмотрим регистрацию приказов по основной деятельности.
Ответственный исполнитель осуществляет подготовку проекта приказа по основной деятельности, согласование его в организации в соответствии с правилами, закрепленными в локальных нормативных актах организации. После выполнения указанных процедур приказ направляется на подписание руководителю организации (иному уполномоченному лицу). Следует иметь в виду, что руководитель (иное уполномоченное лицо) может подписать приказ по основной деятельности или потребовать внесения соответствующих изменений (что может занять некоторое время), а может и вовсе его не подписать. Поэтому регистрация приказа может осуществляется только после его подписания и в день подписания.
Регистрация приказа включает в себя не только присвоение регистрационного номера и проставление его на документе, но и заполнение соответствующих регистрационных форм документа, куда вносятся данные о приказе, т.е. данные о подписанном документе, поэтому проставление номера на приказе производится после его подписания от руки.
Подготовить проект приказа с напечатанным номером означает, что приказ фактически был зарегистрирован до его согласования и подписания. Кроме этого следует учитывать и такой факт, как подготовка приказа по основной деятельности двумя организациями. В этом случае приказу будет присвоен двойной номер каждой из организаций через косую черту, который тоже будет проставлен от руки.
Основные требования по оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов содержатся в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76). Но сразу заметим, что указанные документы носят рекомендательный характер для коммерческих организаций. Поэтому можно рекомендовать в организации закрепить правила работы с теми или иными видами организационно-распорядительных документов в локальных нормативны актах,
например, в Инструкции по делопроизводству или в соответствующем Стандарте, определяющем работу с конкретным видом организационно-распорядительного документа. Но в основу разработки внутренних локальных нормативных актов должны быть положены правила, определенные вышеназванными нормативными документами, даже несмотря на их рекомендательный характер.
Приведем выдержки из этих документов:
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
«3.12. Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.
Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе».
Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003
«3.8. Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который может дополняться по усмотрению организации буквенным обозначением наименования документа, должности (или фамилии) подписавшего, индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. <…>
Регистрация документа заключается в записи необходимых сведений о документе в регистрационные формы, присвоении документу соответствующего регистрационного номера и проставлении его непосредственно на документе…».
Приложения к методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти,
утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76
«Регистрационный номер документа
Регистрационный номер документа проставляется в соответствии с системой, принятой в федеральном органе исполнительной власти.
Регистрационный номер присваивается документу после его подписания (утверждения).
Регистрационный номер документа, изданного совместно, состоит из разделенных косой чертой регистрационных номеров, присвоенных организациями – авторами документа и расположенных в последовательности, соответствующей обозначению наименования организаций в заголовочной части документа».