Муниципальная программа


46.4 Кб
скачать

33 от 21.05.2019

↓ Приложения

21.05.2019 Г. № 33

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

НУКУТСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «НОВОЛЕНИНО»

АДМИНИСТРАЦИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЛЕНИНО»

В соответствии со ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, совершенствования программно-целевого обеспечения процессов управления, руководствуясь Уставом муниципального образования «Новоленино», администрация

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Дополнить Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Новоленино» утвержденного постановлением № 108а от 02.09.2016 г. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Новоленино»» частью 7 следующего содержания: » 7. Внесение изменений в муниципальную программу.

7.1.Внесение изменений в действующую Программу осуществляется разработчиком (координатором) в случае:

-уточнения объемов и источников ее финансирования, с соответствующей корректировкой показателей результативности выполнения мероприятий и индикаторов оценки достижения поставленных целей и задач;

-аккумулирования средств Программы на приоритетных мероприятиях, с соответствующей корректировкой показателей результативности выполнения мероприятий и индикаторов оценки достижения поставленных целей и задач;

-уточнения имеющихся, включения новых и исключения неэффективных мероприятий Программы, с соответствующей корректировкой показателей результативности выполнения мероприятий и индикаторов оценки достижения поставленных целей и задач. Данный случай является основанием подготовки проекта о внесении изменений в решение о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период; необходимости продления срока реализации Программы.

7.2.Срок реализации Программы может продлеваться не более чем на год. При необходимости продления срока реализации Программы более чем на год разрабатывается новая Программа, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

7.3.Разработчик (координатор) готовит предложения о внесении изменений в Программу и пояснительную записку, в которой отражаются причины изменений.

7.4.Внесение изменений в действующую Программу утверждается постановлением администрации муниципального образования «Новоленино», его подготовка осуществляется аналогично процедуре утверждения Программы.

7.5.При внесении изменений в Программу не допускается изменение целей и задач, для комплексного решения которых была принята Программа.

7.6.При внесении изменений в Программу данные, относящиеся к прошедшему финансовому году, изменению не подлежат.

7.7.Программа подлежит приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу и не позднее одного месяца со дня внесения изменений в бюджет района до 31 декабря текущего финансового года включительно.

7.8.Внесение изменений в Программу, связанных с увеличением, уменьшением или перераспределением расходов в текущем финансовом году, осуществляется после внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования «Новоленино» на текущий финансовый год и плановый период не позднее 31 декабря текущего финансового года.».

2.Опубликовать настоящее постановление в печатном издании «Новоленинский вестник».

Глава муниципального образования «Новоленино»

Фёдоров В.Г.

Приложение 1

к постановлению администрации

МО «Новоленино» от 21.05.2019 г. № 33

ПОРЯДОК

РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОЛЕНИНО»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «Новоленино», а также контроля за ходом их реализации.

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке: муниципальная программа муниципального образования «Новоленино» (далее – муниципальная программа) – система мероприятий (взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов, обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере социально-экономического развития муниципального образования «Новоленино»;

подпрограмма муниципальной программы – взаимосвязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия;

ответственный исполнитель муниципальной программы – орган исполнительной власти муниципального образования «Новоленино»;

участник муниципальной программы – органы исполнительной власти муниципального образования «Новоленино» входящие в состав муниципальных программ, не являющиеся соисполнителями.

1.3. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы, содержащие, в том числе основные мероприятия и мероприятия ведомственных целевых программ, проводимые ответственным исполнителем, участниками муниципальной программы, и утверждается постановлением администрации муниципального образования «Новоленино».

1.4. Не допускается внесение в муниципальную программу мероприятий, которые предусмотрены в других муниципальных программах.

2. Требования к содержанию муниципальной программы

2.1. Муниципальные программы разрабатываются исходя из положений стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Новоленино», областных отраслевых стратегий и концепций, в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

2.2. Срок реализации муниципальной программы определяется периодом действия стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Новоленино».

2.3. Муниципальная программа содержит:

-паспорт муниципальной программы муниципального образования «Новоленино» по форме согласно приложению, к настоящему Порядку;

-характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-

экономического развития Иркутской области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы;

-приоритеты и цели муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования «Новоленино», описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования «Новоленино» и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы;

-прогноз конечных результатов муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;

-сроки реализации муниципальной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;

-перечень основных мероприятий муниципальной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, перечни инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Новоленино»), сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателя (индикатора) муниципальной программы, а также иные сведения;

-основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;

-перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами муниципальной программы;

-информацию по ресурсному обеспечению муниципальной программы за счет средств областного бюджета, а также при наличии средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников (с расшифровкой по подпрограммам, мероприятиям ведомственных целевых программам, основным мероприятиям подпрограмм, главным распорядителям средств бюджета муниципального образования «Новоленино», а также по годам реализации муниципальной программы);

-описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы;

-методику оценки эффективности муниципальной программы;

-порядок взаимодействия ответственных исполнителей, соисполнителей, участников муниципальной программы по вопросам разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ;

-прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (в случае оказания областными государственными учреждениями муниципальных услуг юридическим и (или) физическим лицам);

-обоснование необходимости применения налоговых, тарифных, кредитных и иных инструментов для достижения цели и (или) конечных результатов муниципальной программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации (в случае их использования);

-объем ассигнований, имеющий документальное подтверждение участников муниципальной программы, обеспечивающих дополнительные источники финансирования (в случае реализации отдельных мероприятий муниципальной программы за счет внебюджетных источников финансирования).

2.4. Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:

-отражать специфику развития конкретной сферы деятельности, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;

-иметь количественное значение;

-непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы;

-отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с методическими рекомендациями.

2.5. В перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:

-определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, в том числе по муниципальному образованию «Новоленино»;

-рассчитываются по методикам, включенным в состав муниципальной программы;

-установлены действующим законодательством.

2.6. В случае, если муниципальная программа направлена на достижение целей, относящихся к вопросам местного значения, она также содержит:

-обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов муниципальной программы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации;

-обоснование мер по координации деятельности органа исполнительной власти муниципального образования «Новоленино» для достижения целей и конечных результатов муниципальной программы, в том числе путем реализации соответствующих муниципальных программ;

-объем расходов консолидированных бюджетов муниципального образования «Новоленино» на реализацию соответствующих муниципальных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы при условии наличия подтверждения нормативным правовым актом органа местного самоуправления об утверждении соответствующих мероприятий муниципальной программы.

2.7. Перечни инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности) на срок реализации муниципальной программы формируются при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения муниципальной (немуниципальной) экспертизы или при наличии в муниципальной программе ассигнований на разработку проектной (сметной) документации.

Перечни инвестиционных проектов (объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Новоленино», муниципальной собственности) на очередной год формируются при условии наличия проектной (сметной) документации и положительного заключения муниципальной (немуниципальной) экспертизы.

3. Основание и этапы разработки муниципальной программы

3.1. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого распоряжением Главы муниципального образования «Новоленино».

Перечень муниципальных программ формируется в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития муниципального образования «Новоленино».

3.2. Перечень муниципальных программ содержит:

-наименования муниципальных программ;

-наименования ответственных исполнителей муниципальных программ;

-основные направления реализации муниципальных программ.

3.3. Внесение изменений в перечень муниципальных программ осуществляется ответственным исполнителем муниципальных программ в месячный срок со дня принятия депутатами Думы муниципального образования «Новоленино» решения о целесообразности разработки муниципальной программы по результатам рассмотрения информации об оценке планируемой эффективности муниципальной программы, но не позднее 1 декабря текущего финансового года.

3.4. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем в целях определения планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие муниципального образования «Новоленино».

3.5. Обязательным условием оценки планируемой эффективности муниципальной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, а также мероприятий в установленные сроки.

В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации муниципальной программы, требования к которым определяются в соответствии с методическими рекомендациями, применяются:

-критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие муниципального образования «Новоленино» в целом, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики муниципального образования «Новоленино». Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации муниципальной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики муниципального образования «Новоленино»;

-критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации муниципальной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке;

-критерии бюджетной эффективности, учитывающие необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного муниципальной программой объема средств.

3.6. Разработка проекта муниципальной программы производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками.

4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет средств областного бюджета и может осуществляться за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы утверждается решением Думы муниципального образования «Новоленино» о бюджете на очередной финансовый год и плановый период по соответствующей каждой муниципальной программе целевой статье расходов в соответствии с утвердившим муниципальную программу нормативным правовым актом муниципального образования «Новоленино».

4.2. Муниципальные программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, а также внесение изменений в ранее утвержденные муниципальные программы в части изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ на очередной финансовый год и на плановый период, подлежат утверждению постановлением администрации муниципального образования «Новоленино» не позднее 1 декабря текущего финансового года.

4.3. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Думы муниципального образования «Новоленино» о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.

4.4. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с областным законом о внесении изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период не позднее одного месяца со дня вступления его в силу.

4.5. Государственными программами может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей муниципальной программой.

Распределение субсидий местным бюджетам на очередной финансовый год и на плановый период по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств отражается в соответствующих муниципальных программах.

Средства местных бюджетов, предусмотренные на софинансирование расходов по объектам и направлениям за счет субсидий областного бюджета, отражаются в муниципальных программах в объеме не ниже установленного администрацией муниципального образования «Новоленино» уровня софинансирования.

5. Управление и контроль реализации муниципальной программы

5.1. Ответственный исполнитель муниципальной программы, несет персональную ответственность за текущее управление реализацией муниципальной программы и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией муниципальной программы.

Соисполнитель муниципальной программы, несет персональную ответственность за текущее управление реализацией подпрограммы и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.

5.2. Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с планом реализации муниципальной программы (далее – план реализации), разрабатываемым на очередной финансовый год и содержащим перечень значимых контрольных событий муниципальной программы с указанием их сроков и ожидаемых результатов.

План реализации составляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками муниципальной программы при разработке муниципальной программы.

План реализации утверждается актом органа исполнительной власти муниципального образования «Новоленино» – ответственного исполнителя муниципальной программы не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения постановлением главы муниципального образования «Новоленино» муниципальной программы и далее ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года.

В случае принятия решения ответственным исполнителем муниципальной программы по согласованию с соисполнителями и участниками муниципальной программы о внесении изменений в план реализации, не влияющих на параметры муниципальной программы, план с учетом изменений утверждается не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

5.3. Контроль за исполнением муниципальных программ осуществляется администрацией муниципального образования «Новоленино».

5.4. В целях обеспечения оперативного контроля за реализацией муниципальных программ администрация муниципального образования «Новоленино» утверждает отчет об исполнении плана реализации по итогам: полугодия, 9 месяцев – до 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; за год – до 1 марта года, следующего за отчетным.

5.5. Отчет об исполнении плана реализации после утверждения подлежит размещению ответственным исполнителем муниципальной программы в течение 5 рабочих дней на официальном сайте администрации муниципального образования «Новоленино» в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

5.6.Отчет о реализации муниципальной программы за год (далее – годовой отчет) до 1 мая года, следующего за отчетным.

5.7. Годовой отчет содержит:

-конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;

-перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки;

-анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

-данные об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на выполнение мероприятий;

-сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы;

-информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу;

-информацию о результатах оценки бюджетной эффективности муниципальной программы;

-информацию о реализации мер государственного регулирования, в том числе налоговых, кредитных и тарифных инструментов;

-предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы (в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию основных мероприятий муниципальной программы и корректировке целевых показателей реализации программы на текущий финансовый год и плановый период).

5.8. Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится ответственным исполнителем в составе годового отчета.

5.9. По результатам оценки эффективности муниципальной программы администрацией муниципального образования «Новоленино» может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

5.10. В случае принятия решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы, ответственный исполнитель муниципальной программы в месячный срок вносит соответствующий проект постановления в установленном порядке.

5.11. Годовой отчет после принятия постановления о его утверждении подлежит размещению ответственным исполнителем муниципальной программы не позднее 5 рабочих дней на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

5.12. Внесение изменений в программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо соисполнителя (по согласованию с ответственным исполнителем)

Ответственные исполнители муниципальных программ вносят изменения в постановления администрации муниципального образования «Новоленино», утвердившие муниципальные программы, по основным мероприятиям текущего финансового года и (или) планового периода в текущем финансовом году в установленном порядке, за исключением изменений наименований основных мероприятий в случаях, установленных бюджетным законодательством.

5.13. В случае внесения в программу изменений, влияющих на параметры плана реализации, ответственный исполнитель муниципальной программы не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения постановлением администрации муниципального образования «Новоленино» указанных изменений вносит соответствующие изменения в план реализации.

5.14. Информация о реализации муниципальных программ подлежит размещению на сайтах ответственных исполнителей муниципальных программ.

6. Полномочия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников муниципальной программы при разработке и реализации муниципальных программ

6.1. Ответственный исполнитель муниципальной программы:

-обеспечивает разработку муниципальной программы, ее согласование с соисполнителями и внесение в установленном порядке проекта постановления администрации муниципального образования «Новоленино» об утверждении муниципальной программы;

-формирует в соответствии с методическими рекомендациями структуру муниципальной программы, а также перечень соисполнителей и участников муниципальной программы;

-организует реализацию муниципальной программы;

-подготавливает отчеты об исполнении плана реализации;

-подготавливает отчет о реализации муниципальной программы по итогам года.

6.2. Участник муниципальной программы:

-осуществляет реализацию основного мероприятия подпрограммы, мероприятия ведомственной целевой программы, входящих в состав муниципальной программы, в рамках своей компетенции;

-представляет ответственному исполнителю (соисполнителю) предложения при разработке муниципальной программы в части основного мероприятия подпрограммы, мероприятия ведомственной целевой программы, входящих в состав муниципальной программы, в реализации которых предполагается его участие;

-представляет ответственному исполнителю (соисполнителю) информацию, необходимую для подготовки отчетов об исполнении плана реализации и отчета о реализации муниципальной программы по итогам года;

-представляет соисполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам (гражданско- правовым договорам) в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.

7. Внесение изменений в муниципальную программу.

7.1.Внесение изменений в действующую Программу осуществляется разработчиком (координатором) в случае:

-уточнения объемов и источников ее финансирования, с соответствующей корректировкой показателей результативности выполнения мероприятий и индикаторов оценки достижения поставленных целей и задач;

-аккумулирования средств Программы на приоритетных мероприятиях, с соответствующей корректировкой показателей результативности выполнения мероприятий и индикаторов оценки достижения поставленных целей и задач;

-уточнения имеющихся, включения новых и исключения неэффективных мероприятий Программы, с соответствующей корректировкой показателей результативности выполнения мероприятий и индикаторов оценки достижения поставленных целей и задач. Данный случай является основанием подготовки проекта о внесении изменений в решение о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период; необходимости продления срока реализации Программы.

7.2.Срок реализации Программы может продлеваться не более чем на год. При необходимости продления срока реализации Программы более чем на год разрабатывается новая Программа, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

7.3.Разработчик (координатор) готовит предложения о внесении изменений в Программу и пояснительную записку, в которой отражаются причины изменений.

7.4.Внесение изменений в действующую Программу утверждается постановлением администрации муниципального образования «Новоленино», его подготовка осуществляется аналогично процедуре утверждения Программы.

7.5.При внесении изменений в Программу не допускается изменение целей и задач, для комплексного решения которых была принята Программа.

7.6.При внесении изменений в Программу данные, относящиеся к прошедшему финансовому году, изменению не подлежат.

7.7.Программа подлежит приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу и не позднее одного месяца со дня внесения изменений в бюджет района до 31 декабря текущего финансового года включительно.

7.8.Внесение изменений в Программу, связанных с увеличением, уменьшением или перераспределением расходов в текущем финансовом году, осуществляется после внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования «Новоленино» на текущий финансовый год и плановый период не позднее 31 декабря текущего финансового года.

(В ред. Постановления № 33 от 21.05.2019 г.)

Приложение Дата создания: 20-06-2019
Дата последнего изменения: 20-06-2019

В условиях формирования рыночной экономики, как на общегосударственном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований широко используется программно-целевой метод.

В основу программно-целевого метода как инструмента проведения администрацией муниципального образования целенаправленной политики по решению проблем социально-экономической направленности, удовлетворению потребностей населения, повышения уровня жизни положена система программ социально-экономического развития территории .

Программа социально-экономического развития муниципального образования (далее – муниципальная целевая программа) – это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение приоритетов и целей политики в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования.

Специфика муниципальных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне района, города, поселения, и обусловлены общегосударственными и территориальными интересами.

Своеобразие российского муниципального программирования состоит в том, что оно происходит в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне полностью еще не состоялись. Не созданы полная правовая и организационная среда; экономические механизмы, регулирующие рынки земли, имущества, жилья; не отрегулированы финансово-бюджетные отношения и т.д.

Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:

— соответствия долгосрочным целям, установленным муниципалитетом, и показателям (индикаторам) их достижения;

— наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования;

— установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации;

— наличия у участников реализации муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;

— проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.

Муниципальная целевая программа включает в себя программно-целевые инструменты – муниципальные бюджетные программы (подпрограммы) и отдельные мероприятия муниципальной программы в установленной сфере деятельности, не включенные в подпрограммы.

Муниципальная целевая программа по сути – это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по социально-экономическому развитию муниципального образования.

Процедура разработки программ социально-экономического развития опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:

  • анализ социально-экономической ситуации на территории, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;
  • формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
  • выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;
  • поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
  • детализация и уточнение отобранных альтернатив;
  • разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
  • разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы .

При отборе проблем для программной разработки и ее реализации следует исходить:

  • из особой их значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
  • из сжатости сроков решения этих проблем и необходимости концентрации ресурсов;
  • из взаимосвязанности соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств .

Приоритетность проблемы делает ее предметом будущей программы, а конкретность цели определяет всю последующую процедуру разработки и утверждения программы.

Также при постановке проблем и выделении приоритетных направлений социально-экономического развития территории необходимо учитывать особенности муниципального образования.

Так, например, расположение муниципального образования вблизи Северного полярного круга накладывает определенные ограничения на возможности развития экономики муниципального образования – с одной стороны, суровые климатические условия Крайнего Севера, особенно в зимний период, вызывают дополнительные расходы местного бюджета, с другой стороны – сезонный характер деятельности, и, в том числе, инвестиций (большинство строительных проектов может выполняться только летом, тогда же необходимо создавать запасы продовольствия, топлива и других материалов, необходимых для районов Крайнего Севера).

Таким образом, данные факторы приводят к тому, что развитие территории происходит в условиях ограниченности ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и др.), что делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Поэтому необходимо распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы сконцентрировать их на наиболее значимых участках и направлениях развития муниципального образования. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных. В этом и заключается необходимость выделения приоритетов.

Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются поэтапно:

1. разработка проекта концепции целевой программы;

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ в ст. 1 определяет, что концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития муниципального образования на расчетную перспективу, с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед муниципалитетом хозяйственных задач, позволяют анализ социально – экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда, которые дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства муниципального образования, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала.

2. принятие решения о разработке проекта целевой программы и утверждение концепции целевой программы;
3. разработка проекта целевой программы:

— составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели и участники программы, лимиты ресурсов, другая необходимая информация;

— уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Основная цель программы, как правило, распределяется по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы;

— исходя из построенной иерархии целей, формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательных этапов ее выполнения;

— рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обеспечение и полные затраты на него. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект;

4. осуществляются оформление программных документов, рассмотрение, согласование и утверждение программы.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:

1. Паспорт муниципальной программы, который должен содержать краткие сведения о программе и её основные параметры: наименование, основание для разработки, механизм реализации программы, цели и задачи, срок реализации программы, ресурсное обеспечение программы, организация управления программой и контроль хода ее реализации;

2. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования. В данном разделе должны быть выявлены потенциал развития анализируемой сферы и существующих проблем в сфере реализации муниципальной программы;

3. Перечень мероприятий муниципальной программы с распределением финансовых ресурсов по ответственным исполнителям и соисполнителям, бюджетным подпрограммам и другим мероприятиям, а также по годам реализации муниципальной программы;

4. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с распределением плановых значений по годам ее реализации. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы должны количественно и качественно характеризовать ход ее реализации, достижение целей и решение задач муниципальной программы;

5. Методика оценки эффективности муниципальной программы, которая представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию;

6. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы.

Программы социально-экономического развития муниципального образования должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения в годовых планах, реалистично учитывать возможности муниципального образования и давать возможность на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании.

Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Липатникова Ирина Андреевна»

Прокуратурой Томской области подведены результаты проверки соблюдения бюджетного законодательства при реализации государственных и муниципальных программ.

Установлено, что не все программные мероприятия выполняются органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с поставленными задачами. К примеру, в связи со срывом сроков выполнения Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 — 2017 годах, а также государственной программы «Развитие газоснабжения и газификации Томской области на 2013 – 2018 годы» прокурором области внесено представление Губернатору Томской области (на рассмотрении).

В Асиновском, Кожевниковском и Шегарском районах прокурорами выявлены нарушения порядка принятии муниципальных программ. В Первомайском районе отсутствовал порядок принятия муниципальных программ, а в Бакчарском районе — ряд муниципальных программ. По указанным фактам прокурорами районов приняты меры реагирования.

Зачастую вмешательство прокуроров требовалось в связи с несоответствием нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы подготовки, формирования и реализации программ, требованиям бюджетного законодательства. По указанным основаниям принесены протесты Асиновским и Колпашевским городскими прокурорами, прокурорами Александровского, Бакчарского, Кожевниковского и Томского районов.

Реагировали прокуроры и на недостаточное финансирование программных мероприятий. По таким фактам прокурорами Бакчарского и Парабельского районов внесены представления главам районов (на рассмотрении).

Прокурор Шегарского района принял меры в связи с необоснованным включением в муниципальную программу мероприятий по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, ремонту и обслуживанию транспортных средств, что является обязанностью юридического лица, осуществляющего деятельность, связанную с эксплуатацией транспортного средства, а также ненадлежащим составлением отчётов о реализации муниципальных программ.

На ненадлежащую оценку эффективности реализации муниципальных программ указано Асиновским городским прокурором во внесённом главе района представлении, которое находится в стадии рассмотрения.

Прокурорами г. Томска, г. Стрежевого, Ленинского района г. Томска, Александровского, Бакчарского и Первомайского районов, Асиновским городским прокурором выявлены нарушения при реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 — 2017 годах. К примеру, Администрацией городского округа Стрежевой приняты работы в рамках муниципального контракта по строительству жилого дома, несмотря на невыполнение подрядчиком предусмотренных контрактом работ по установке пандусов и проведению благоустройства территории. На основании подписанного Мэром города акта приемки выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, содержащее недостоверные сведения о наличии в доме пяти пандусов. В связи с указанными нарушениями прокурором г.Стрежевой Мэру города внесено представление (находится на рассмотрении).

Учитывая значимость программно-целевого метода бюджетного планирования для повышения результативности бюджетных расходов, надзорная деятельность прокуратуры по данному направлению будет продолжена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *