Надо работать

Молодые школьные учителя «горят» желанием учить детей, но сталкиваются со множеством проблем. Мы поговорили с пятью педагогами не старше 25 лет о призвании, о внутреннем мире современной школы, взаимоотношениях с руководством и старшими коллегами и о том, почему молодые учителя все чаще задумываются об уходе из школы или уже перешли на другую работу. Собеседники предпочли скрыть свои фамилии.

Дарья, 22 года. Второй год работает учителем истории и обществознания

Мне хотелось работать учителем, когда я ещё сама училась в школе. Два года назад я окончила бакалавриат и очень долго не могла найти работу. Плакала от обиды. А потом всё само собой случайно сложилось: меня позвали работать в школу, причём в ту же, где я когда-то училась сама.

Я люблю работать с детьми, это намного интереснее, чем со взрослыми. Судя по анонимным анкетам, дети меня любят, да и лично об этом говорят. Правда, очень сложно заставить их слушать и слышать. Для этого, образно говоря, надо танцевать ламбаду в бразильском карнавальном костюме. Конечно, я могу и прикрикнуть на них, но всегда стараюсь объяснить, за что.

На самом деле, отношения «учитель — ученик» у всех довольно разные. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда ученик и педагог просто не хотят услышать друг друга. Многие дети не воспринимают учителей как людей. По их мнению, мы здесь просто работаем, да и всё. Дети не видят нас нигде, кроме как в школе. Им кажется, что наши увлечения заканчиваются рамками преподаваемого предмета.

Профессия учителя — это и работа и призвание сразу, но больше всё-таки последнее. Как профессия она не стоит таких маленьких денег. Ощущение от работы можно описать фразой «взрыв мозга». Работать очень сложно, просто адски сложно. Учитель — это пони.

С родителями приходится непросто. Каждый третий — неадекватный.

Все знают про свои права, но мало кто помнит про обязанности. Их дети всегда самые лучшие. Зачастую, воспитывать надо самих родителей. Например, был один случай, когда в субботу вечером мне позвонил отец мальчика, которого днем поймали в компании курильщиков и начал «наезжать». Разговор дошёл до того, что он объявил мне: «Когда у тебя будут свои дети, тогда, может быть, я и буду с тобой разговаривать». Слава Богу, большинство родителей в моём классе понимают, что их дети — не подарки, и идут на контакт.

Многие родители относятся к работе учителя очень неуважительно, считают нас едва ли не «отбросами общества». Воспринимают как тупую безвольную массу людей: то иди мой стены, то подметай улицу, то попляши на сцене. И при всём этом, чтобы буквально «выбить» хорошую зарплату, приходится умирать на работе и закапываться в горе бумажек. Бумажной волокиты как было много, так становится ещё больше, только теперь добавился электронный дневник и разные карточки на питание. Многие бумаги я просто не сдаю. Но этого никто не замечает, потому что эти бумажки никому не нужны!

Я продолжаю работать в школе, потому что это официально, есть какая-то гарантия трудовых прав, отчисления, нормированный график. Но, если честно, всё чаще думаю уходить. Возможно, мне не повезло со школой, тут очень плохая администрация. Это одинокие женщины с проблемами в личной жизни. И всё своё недовольство, личную нереализованность они вымещают на учителях. У нас лицемерный директор: в лицо она говорит, какие мы хорошие, а на деле ей на всех плевать. Она очень редко входит в личное положение. В конфликтах с родителями завучи на нашей стороне только в тех случаях, когда ребёнок неадекватен, это давно известно, и все с ним борются.

Конечно, есть и позитивные моменты. Когда дети входят в рабочий ритм, с ними круто работать на уроке, они выполняют все задания. Здорово видеть интерес в их глазах. Ученики делятся со мной своими мыслями, проблемами и просят совета. Это очень ценно. С детьми я на одной волне, часто на уроках мы шутим и смеёмся. Также я делаю с ними творческие номера для школьных концертов, готовлю к конференциям. (Нервничаю в такие моменты больше, чем они сами. Волнуюсь за них, переживаю).

Мне кажется, в работе учителя сейчас менять надо вообще всё.

Система везде одна. Перестать дергать нас на бесполезные общественные мероприятия, начать элементарно уважать. Очень тяжело работать, когда каждый ребенок пытается «заткнуть» тебя знаниями своих прав: якобы его нельзя из класса выгнать, нельзя трогать его личные вещи.

Если бы я уходила из школы, то пошла бы работать по творческой профессии, возможно, тоже с детьми. Средняя зарплата учителя в нашей школе около 20 тысяч. У меня нагрузка — 29 часов в неделю, не считая проверок тетрадей, внеклассных мероприятий и так далее. А зарплата — всего 18 тысяч. Нужно обязательно повышать зарплаты и брать на должности молодых и инициативных ребят. Поборов в школе сейчас у нас нет, но раньше были. После конфликтов и проверок прокуратуры они прекратились.

Александра, 25 лет. Работает учителем начальных классов 4 года

С самого детства я хотела работать учительницей. Я жила в поселке, где было не больше двух тысяч человек. Поэтому меня часто окружали люди младше, и я их чему-то учила. Всегда думала, что стану либо педиатром, либо учителем.

В моём классе сейчас учатся 28 человек. По стандарту должно быть 25, ну а что делать? Дома строят, районы растут. В школу я пришла работать после практики. «С улицы» никого не берут. Мне предложили работу, потому что видели меня «в деле» и решили, что мне можно доверить детей.

Работе я отдаю много сил и времени. Проблемы детей — и мои проблемы тоже. Есть учителя, которые к ученикам относятся как к расходному материалу: сегодня одни, завтра другие, потом третьи. Я так не умею. Своих приучила каждый день желать друг другу доброго утра, а в конце недели — хороших выходных.

Наша школа — одна из лучших в районе. Возможно, мне повезло, но у нас действительно очень хороший коллектив и администрация. Директор и завуч всегда выручат, перед родителями прикроют и не выставят тебя виноватой во всем. Есть школы, где не прикрывают. Чуть что — и ты уволен, гуляй, найдём другого. Это распространено в крупных городах, а в провинции наоборот дефицит учителей. При этом дефиците кадров, молодых специалистов иногда гнобят, «забивают», не дают работать, критикуют. У нас не так. В нашей школе есть девчонки, которые пришли работать в прошлом году, им по 20 лет. Мы все стараемся помогать друг другу. Негативных моментов мало.

Поборов у нас нет. Есть родительский комитет, который всем заправляет. Родители сами решают, куда и сколько денег потратить. Я туда не лезу. Каждый месяц родители скидываются примерно рублей по 200 на канцтовары, разные грамоты, медали и другие нужды. Есть те, кто принципиально не хочет сдавать деньги. Тогда другие родители «раскидывают» затраты на несколько человек, чтобы дети не остались без подарков на праздники и без грамот.

Тяжело работать не столько с детьми, сколько с родителями. Если они приходят с претензиями, я показываю, рассказываю и объясняю, откуда такие оценки. Без криков и истерик. Есть такая поговорка: «От осинки не родятся апельсинки». Очень хорошо её начинаешь понимать, когда приходишь работать в школу. На самом деле, не столько детей надо воспитывать, сколько родителей. Им под сорок лет, мне двадцать пять, а я их чему-то учу. Относятся родители ко мне нормально, как к педагогу, а не как «к девочке». Бывает, что приходят и говорят: «Нам надо пять!». Но ребенок не работает на «пять»! А им очень надо. Они пытаются задобрить тебя, начинают что-то приносить, говорить. Надо «пять» и всё.

А то как же так: мама училась на «пять», папа учился на «пять», а ребёнок что — тупой?

Я своим детям всегда говорю, отметки — не показатель. Рассказываю, что у меня и тройки были. Кто-то дружит с математикой, кто-то — с гуманитарными науками. Нельзя быть идеальным во всем. Есть дети, которые ничего не понимают ни в русском, ни в математике, зато они «рукастые». В одном классе у меня учился ребенок, который всегда писал и рисовал очень мелко, но четко и красиво. Слепил мне пингвина в два сантиметра ростом в шапочке и смокинге. Наверное, будет ювелиром. А другие предметы у него по нулям. Иногда детей просто трясет от того, что дома их будут ругать за плохие оценки. Не двойку страшно получить, страшно, что мама дома отругает.

Большая проблема — это бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. Каждый день надо подавать кучу бумаг в министерство. У нас есть обычный журнал и электронный. Записи в них дублируются. Министерство спустило приказ — делаем, чтобы не получить «по голове».

С детьми я как раз-таки не устаю. Устаю с бесконечными бумажками и тетрадками. Проверять сложно — каждый день минимум 54 тетради. Мой рабочий день сейчас начинается в 11 утра (вторая смена), а заканчивается в 10 вечера, когда проверю все тетрадки. Домой их брать не хочу, пусть работа остается на работе. У меня пока нет семьи и детей, поэтому спешить особо некуда. Я могу позволить себе задерживаться на работе. Кроме тетрадок, надо ещё заполнить обычный журнал, электронный, написать отчёт, заполнить «молоко», которое детям по программе от «Единой России» выдают в младших классах. В конце каждого месяца ты подсчитываешь, сколько молока выпил каждый ребенок, а также общее количество на весь класс. Если что-то не сходится — сидишь и ищешь, где и что ты потеряла.

В идеале учитель должен каждый вечер ещё и писать конспекты на следующий день. Но, положа руку на сердце, могу сказать, что мы делаем это не всегда. Приходишь после школы и хочется просто лечь на кровать и лежать. Сил уже ни на что нет. Иногда тетради не успеваю проверять. Дети относятся к этому с пониманием.

Другая проблема в том, что учителей привлекают контролировать ЕГЭ и ОГЭ. Иногда во время отпуска. Я не привлекаюсь, потому что работаю летом на площадке. А на экзаменах штрафы, жёсткие правила, вплоть до увольнения. Не туда посмотрел, не то сделал. Все боятся, всем страшно. А отказаться нельзя.

Я снимаю квартиру, и даже тысяча рублей лишней для меня не будет. Мой оклад — десять тысяч, всё остальное — стимулирующие выплаты. Получаю около 20 тысяч, но приходится очень много работать. Я веду подготовительные классы, например. Кто-то занимается репетиторством. У меня на это просто нет времени. Стимулирующая часть выплачивается по результатам портфолио. Учитывается динамика класса, результаты учебы, грамоты, участие в конкурсах и олимпиадах, научные конференции детей, мои конференции и так далее.

С детьми мне повезло. Может быть, я к ним так отношусь, что у нас хорошие отношения? Есть, конечно, и гиперактивные дети. За ними не уследишь. Учитель ответственен за детей, пока они на территории школы. Я своим всегда говорю: «Закончились уроки, берете рюкзаки и бегом в парк, в сквер». Сейчас зима, около школы лёд, его дворник рубит на куски. И вот они этими булыжниками друг в друга кидаются. Я им рассказываю, что всё это не шутки: кто-то себе что-то сломает, а учителю потом в тюрьме сидеть. Недавно девочка бежала по лестнице и подвернула ногу. А у меня в классе 28 человек, я просто физически не могу за всеми уследить!

В инклюзивном образовании есть свои плюсы и минусы. В моём классе есть слабовидящий ребёнок. У него катаракта на оба глаза. Мама долго думала, что «само пройдёт». Мы направляли этого ребенка в специальную школу для слабовидящих детей, там особая программа и подход. Но мама возмутилась и сказала: «Мой ребёнок — не дебил, он не будет там учиться». Ну какой родитель захочет признать, что у его ребенка проблемы? Мы с этой семьёй боремся не потому, что мы плохие, а из-за того, что у ребёнка падает мотивация, ему сложно учиться, ему трудно, неинтересно. Он сидит на первой парте и ничего не видит. А мы сами не знаем, как работать с такими детьми — у нас же нет специальных педагогов. Инклюзивное образование — хорошая идея, которая не доведена до конца. Если в школе есть дети, которым нужен особый подход, то обязательно должно быть и специальные коррекционные педагоги.

Я приняла решение поработать в Саратове ещё какое-то время и переезжать на Дальний Восток. Там зарплата больше раза в три, но и жизнь дороже. Учителя получают минимум шестьдесят тысяч, плюс неплохие деньги можно заработать на репетиторстве. В нашем регионе очень маленькие зарплаты. Если у вас семья и вы вдвоем работаете, получаете хотя бы тысяч 30 на каждого, то уже реально взять ипотеку. Одному тяжело, конечно. Молодых педагогов надо обязательно стимулировать! Нагрузка большая, бумажек много, а денег мало.

Марина, 21 год. Пол года работала в школе учительницей английского языка

Моя «карьера» учителя началась с практики в одном из лицеев Саратова. Это была проверка для меня: смогу я работать или нет. Моя мама — учительница, и несколько лет назад я думала, что тоже буду работать в сфере образования.

В лицее во время практики я столкнулась с давлением со стороны учительницы, уроки которой я заменяла. Ей не нравилось всё: как я хожу, смотрю, говорю. Она гнобила меня при детях, не разрешала присутствовать на уроках старших классов.

Однажды она грозным «преподавательским» тоном сказала мне: «Ты никогда не станешь учителем, зачем тебе вообще всё это надо?»

Это было очень обидно. А ещё она очень поверхностно относилась к детям и не давала им никакой возможности проявить себя. Никакой надежды для них не было. После практики я всерьёз задумалась: а смогу ли я вообще этим заниматься, или эта учительница всё-таки права?

Я пришла работать в школу случайно, на самом деле. У меня тогда просто не было идей, что делать дальше после университета. Однажды мне позвонили из той школы, где я училась когда-то, и спросили, есть ли у меня кто-то на примете, кто мог бы поработать учителем английского пол года (другой педагог была в декрете). Нагрузка оказалась не очень большой, поэтому я согласилась.

На работу я устроилась без проблем. В этой школе у меня не было проблем ни с учителями, ни с администрацией, ни с детьми.

С учениками тоже было легко. Я знаю всякие мемы, и они знают их. Я знаю музыку, которую они слушают. Они думали, что я очень старая, но на самом деле мы были на одной волне. Думаю, круто, когда учитель не сильно старше тебя. В моих классах учились около 17 человек, школа маленькая. Нагрузка — 27 часов в неделю, от 4 до 6 уроков каждый день.

У одного из классов постоянно менялся классный руководитель, менялись учителя английского. Я понимала, что уже восьмая здесь по счету, уйду, как и все другие. У меня не получится объединить их коллектив, решить какие-то проблемы. Я была восьмой (!) учительницей английского языка. Я знала, что уйду, они знали, что я уйду.

По субботам, когда у нас был последний урок на неделе, дети вообще не могли успокоиться. Три раза я собирала дневники, потом они вели себя идеально. Многие плохо занимались, не знали, зачем им учить английский. Как-то раз я спросила их, кто хочет работать в международных компаниях. Почти все подняли руки. Но никто не понимал, что для этого надо учить язык. Мало кто знал, где находятся США и Великобритания. Мы тогда открывали учебник по географии и искали эти страны.

Бумажной волокиты было немного. Журнала два — электронный и бумажный. Я проверяла тетрадки и тесты на переменах, максимум на полчаса задерживалась после работы.

Все родители разные. Многие — обеспеченные люди. В школе учились дети спортсменов, бизнесменов, чиновников. Конечно, были и родители «распальцованные», и дети. Но конфликтов, как таковых, не возникало.

У родителей есть проблемы с пониманием того, что учитель — тоже человек, есть время, когда он работает, и когда отдыхает. Мне часто звонили в нерабочее время по рабочим вопросам. Спрашивали домашнее задание. Конечно, у меня же нет личной жизни! Я не могу пойти в кино или кафе. Они считают, что если ты учитель — ты учитель 24/7.

Работа с детьми — это много светлых эмоций. Сейчас я сижу по 8 часов перед монитором, и тут трудно найти какие-то светлые эмоции. Неформальное общение с детьми даёт много энергии и сил.

Из школы я решила уйти, когда поняла, что перестала развиваться. Сейчас моя новая работа нравится мне больше, хотя и светлых эмоций в ней поменьше. Я не могу сказать, что больше никогда не буду учительницей. Я попробовала и поняла, что могу. Может быть, даже вернусь туда однажды.

Моя зарплата была всего 15 тысяч вместе с налогом. Потом я стала заниматься с девочкой на домашнем обучении, и за неё доплачивали ещё две тысячи. Некоторые учителя, которые работали лет по 20, получали меньше меня. Я не знаю, как это всё высчитывалось. Репетитором мне подрабатывать не хотелось — с детьми в школе интереснее.

Что делать, если учителю хочется купить себе машину или квартиру? Не знаю, честно говоря. Можно переехать работать в Москву. Там реально получать 80 и 100 тысяч рублей в месяц. Но нагрузка, конечно, в разы больше.

Алексей, преподаватель начальных классов, 25 лет. Ушёл из школы по собственному желанию

Я попал в школу, что называется, «по идее» — очень хотел работать с детьми (да и сейчас, если честно, хочу). Пять лет отучился на педагога и пошёл работать. Очень «горел» работой. Быть учителем — действительно моё призвание. Очень хочется работать, но с такой зарплатой это просто невозможно.

Деньги — главная причина, почему я ушёл. Работать ради работы нельзя, даже за идею.

Поначалу в школе было сложно. Но трудности компенсировались тем, что дети буквально смотрели тебе в рот, разговаривали твоими фазами, рассказывали о тебе родителям. Когда видишь такую отдачу — это словами не передать, как классно. Просто фантастика! Слушать меня они, конечно, не сразу стали, но спустя какое-то время уже впитывали информацию, как губки. Главное — правильно её преподнести.

К каждому учителю разное отношение со стороны администрации, школы и родителей. В основном, всё зависит от самого учителя, частично — от родителей, от ситуации, от того, в какой школе он работает. Себя нужно правильно поставить. Учителям сейчас тяжело, потому что с каждым годом всё больше обязанностей, бумажек, ответственности, а прав всё меньше и меньше. Это очень плохо.

Могу похвастаться тем, что мне удалось построить идеальные отношения со всеми детьми и со всеми родителями. Конечно, с одним человеком удавалось это сделать за два часа, а с другим и пол года было мало. Но оно того стоит, потому что отдача идет как от родителей, так и от детей. Многие учителя говорят, что родители «наседают». Правильно себя поставь, и ничего такого не будет.

Учитель, с одной стороны, это профессия, которой учишься. Но с другой, люди, которые задерживаются в школе, идейные люди, работают по призванию. С такими зарплатами, с такими условиями как у нас в России, не иначе, как призванием это дело назвать нельзя. Если ты действительно стремишься работать с детьми, то невольно «забиваешь» на такие аспекты, как низкая зарплата и высокая нагрузка.

Нельзя сказать, что в школе только хорошо или только плохо. Везде и всегда всё по-разному. Бумажек много. Стараются, конечно, переводить записи в электронный формат, но в каких-то школах записи дублируется. Учителя часто занимаются лишней работой: ходят на демонстрации, митинги, участвуют в собраниях, педсоветах, семинарах.

Если человек хочет развиваться как педагог, он сам найдет себе этот семинар. Если не хочет развиваться — значит, он не педагог. Например, зачем мне сидеть на педсовете и слушать про ЕГЭ и ОГЭ, когда мои не сдают ни то, ни другое? Я в это время мог бы готовиться к урокам. Бумажки, отчеты, планерки — очень много никому ненужной канители.

Я считаю, что детей не всегда нужно учить по программе, поскольку в них есть свои плюсы и минусы. Некоторые пропускаются, другие дублируются. Программа нужна для отчетности. У тебя есть план, по которому ты работаешь. Быть учителем — равно импровизировать. А всякие отчеты и бумажки нужны только бюрократам. Работа с детьми не подразумевает шаблоны в принципе. Ребенок — не робот, и ты доносишь до него информацию любыми методами и способами.

О потраченном времени на учебу в педагогическом институте я ни капли не жалею. С учениками было много классных моментов. Теперь я знаю, как работать с детьми, и когда у меня появятся свои, я буду эти знания применять.

Главный минус работы — это финансовая нестабильность учителя. Ты постоянно получаешь маленькую зарплату, и повысить её очень трудно. Если работаешь учителем всю жизнь, то уходить тебе больше некуда. Приходится соглашаться на эти условия. Наверное, поэтому в школе сейчас не происходит смена персонала. Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме как этой школы, не возьмут. Они работают и держат места, которые могли бы занимать более перспективные молодые люди.

Я не говорю, что всех надо поголовно увольнять и набирать молодых. Нет, мэтров надо оставлять, они должны следить за работой и быть наставниками молодым. Но если бы в школе платили больше, если бы было меньше работы с бумажками, больше рабочих мест, в школу бы ещё и молодые ребята с охотой шли.

Из школы я ушёл из-за маленькой зарплаты. Со всем остальным, в принципе, можно мириться. Но я не могу жить на 15-20 тысяч, мне трудно. А ещё надо содержать семью.

Меня пытались удержать. Родители ходили к директору и просили, чтобы я остался в школе. Директор тоже предлагала остаться, но без энтузиазма, так как понимала, что причина — финансы, и помочь она ничем не может. Родители детей предлагали наличными добавку, предлагали квартиру к школе поближе снять и даже жить у кого-то из них дома. Это, конечно, всё несерьёзно.

Сейчас я работаю менеджером в строительной компании. Работа не настолько интересная, но приносит в три раза больше денег.

Что будет, если все учителя вдруг уйдут в бизнес, как советовал Дмитрий Медведев? Кто станет учить детей? Я не считаю, что работа учителя менее ответственная, чем работа президента. Мы воспитываем новое поколение!

Возможно, вся эта странная ситуация в сфере образования изменится, когда старые учителя уже просто в силу возраста уйдут на пенсию. Тогда появится вопрос, как привлечь молодых специалистов в школу. Придется улучшать систему, поднимать зарплаты. Хочется, чтобы в школе работали перспективные молодые идейные люди. Но они пока работать не пойдут, потому что денег нет.

Кирилл, работает учителем начальных классов 5 лет. Ему 24 года. Выиграл конкурс «Молодой учитель года», сейчас трудится в Москве

С учениками у меня всегда были хорошие отношения, без проблем. Получалось быстро найти общий язык. Профессия учителя невероятно интересная. Ты можешь учить, творить, вытворять. Это чистое творчество. От детей получаешь колоссальный заряд энергии, особенно когда видишь отдачу, когда они тебя понимают и применяют знания в жизни и учебе. Ещё я люблю другую активную деятельность помимо учёбы. Когда я работал в предыдущей школе, мы с классом постоянно ходили и в музеи, и в театры, каждую четверть ездили куда-то. Я всегда за поездки, походы.

Несколько месяцев назад я перебрался в Москву. Меня пригласили работать в одну из столичных школ. В конце этого учебного года я буду увольняться, вернусь к себе обратно. Честно — переехал по глупости и очень скучаю по старой школе и своим детям. Переехал из-за того, что хотел развития, перспектив и карьерного роста, мотивировала высокая зарплата. Если учитель активный, ему реально получать около ста тысяч рублей. Но в Москве всё оказалось не так. Раньше я шёл на работу с большим желанием и удовольствием, а сейчас хожу, потому что надо.

В школе, где я работаю, нет коллективизма вообще. Если ещё в подмосковных школах учителя дружат, помогают друг другу, то здесь каждый сам за себя. Учителя нацелены на зарабатывание денег, думают, как бы им ещё что-то сделать и получить премию.

При любой удобной ситуации тебя подставят, по тебе пройдут и не заметят.

Родителей больше неадекватных в Москве, чем в подмосковных школах. Все знают свои права, но никто не знает обязанностей. Учителя принимают за «рабочий материал». «Я за что плачу деньги?», «Я вам его отдала, вот вы и учите», «Вы должны за ним смотреть, вы должны то, то и вот это» — вот, что мне говорили. Отдали ребенка в школу и только требуют. В Москве всё сурово — по учителям ездят как хотят.

В классе у меня 25 человек. Если дети мотивированы на учёбу, родители мотивированы, то можно хоть сорок человек учить. А если дети не очень хотят учиться, семьи неблагополучные, то там и с десятью будет тяжело.

У нас есть такое выражение — «московская школа». Это значит, что в каждом среднем учебном заведении свои порядки и требования. Даже если ты собираешься устроить праздник внутри класса, нужно в письменном виде подать заявление. Если директор согласует проведение праздника, ты его проводишь, нет — так нет. По каждому поводу надо спрашивать разрешение и письменно кого-то уведомлять. Это было для меня шоком, потому что в областных школах всё намного проще.

Родители тоже подливают масла в огонь. Такого отношения к учителям я не видел больше нигде. В моей старой школе, где я работал, была одна дотошная мамочка на класс, а тут все с претензиями через одного: «За что два, за что то, за что это?» Учитель вынужден жить в какой-то ситуации нападения. В любой момент тебе может кто-то позвонить, наехать на тебя, наорать, что-то от тебя потребовать, обвинить тебя и так далее. Энтузиазм из-за этого пропадает. Если бы я изначально пришел работать в московскую школу, я бы себя, наверное, перестроил, а так мне есть, с чем сравнить. К счастью, у меня никогда особых проблем с родителями не было.

Учитель в моём понимании — призвание. Ты знаешь, на что ты идешь, потому что все держится на голом энтузиазме. Если хочется зарабатывать много денег и занимать важный пост, то школа всё-таки не то место, где это нужно делать. Мне повезло ещё потому, что в моей жизни не стоит остро финансовый вопрос.

В Москве к учителям относятся очень пренебрежительно, безо всякой доли сожаления. Директор школы говорит, что незаменимых нет. Уйдешь — и тебе через неделю найдут замену. Здесь в течение учебного года учителя увольняются и постоянно приходят новые. У младших классов может быть четыре разных классных руководителя, потому что молодые девчонки, которые приходят работать, просто не выдерживают. Их сжирают, убивают в них весь энтузиазм, поэтому они убегают в другую школу, ищут что-то получше.

Снисхождения никакого нет. Ты пришел и должен быть идеальным. Не дай бог пропустишь ошибку в тетради! У нас в области нехватка молодых учителей, и когда ты приходишь из колледжа или института, тебе помогают, направляют, подсказывают. А тут такого нет.

В системе образования стоит поменять вообще всё.

Сейчас профессия учителя находится на каком-то низшем уровне уважения, это просто какой-то обслуживающий персонал.

Надо поднять профессию учителя до определенного статуса, показать родителем, где их зона ответственности, а где учителя. Сейчас граница стерта. Родители снимают с себя обязательства и перекладывают их на учителей. Правительство учитывает мнение родителей, а учителя никто не слушает. Если родители пожалуются на учителя, его сразу же уволят без объяснения причин. Родителям дали много власти, у них развязаны руки. Раньше профессия учителя вызывала уважение. Ну и что сейчас мы требуем от детей, когда родители так наплевательски относятся к учителям? Дети это видят, и потом также себя ведут.

В Москве стало меньше коррекционных школ, поэтому в обычной школе учатся дети и с ограниченными возможностями здоровья, и с психическими расстройствами. Я считаю, что это неправильно. Если у ребенка есть отклонения в развитии, он должен учиться в специализированном заведении. А у нас получается так, что сажают ребенка с острым, явным психическим отклонением в обычный класс, а он потом не дает учиться другим детям. Родителям объяснять это бесполезно. Раньше ребенка могли за неуспеваемость оставить на второй год, сейчас такого нет. Можно учиться на двойки и тебе ничего не будет, если твоя мама принудительно не решит оставить тебя на второй год. Грань оценок полностью пропала. Дети не боятся получить ни двойку, ни тройку — их же все равно переведут в другой класс.

В области учителя «горят» своей работой. А здесь с каждым скандалом всё меньше и меньше хочется что-то делать. Например, со мной в мае из школы уволятся ещё семь человек. Мы пришли на работу с энтузиазмом и горящими глазами, а нам просто перекрывают весь кислород. Уходит молодежь, а старожилы уже смирились. Молодые, мне кажется, вообще не понимают, что происходит. В Москве кроме зарплаты позитивного — ничего. Но это сугубо мое мнение, потому что мне есть, с чем сравнивать.

Источник: Версия Саратов

Задержались на работе, чтобы доделать отчет. Начальник попросил остаться на позднее совещание. Весь отдел вынуждают выйти «всего один раз» в субботу… Редко сверхурочный труд вызывает восторг. Но отказаться бывает неловко, а то и страшно: вдруг это повлияет на карьеру?

На самом деле постоянные переработки способны только навредить карьере, так как они ведут к чрезмерному утомлению. Согласно психологии труда, утомляться — это совершенно нормально, если вы компенсируете усталость отдыхом, сном, ресурсным времяпровождением. Но если отдыха недостаточно, то утомление накапливается, становится хроническим, что приводит уже к переутомлению. Тут-то даже длительный отдых не спасет, может потребоваться лечение. Утомленный человек не может эффективно справляться с деятельностью, к тому же вынужден постоянно брать больничный.

Поэтому гораздо лучше заниматься профилактикой переработок. Поговорим о том, что чаще всего их вызывает.

1. Вы не успеваете закончить работу в срок

Срыв дедлайнов с ночными посиделками в офисе иногда случается по причине прокрастинации: оттягиваете все дела до последнего; делаете долго то, что могли бы сделать быстрее; «забываете» какие-либо поручения. Пьерс Стил, автор теории временной мотивации, провел исследование, в результате которого выяснил, что 15–20% взрослых людей страдают от прокрастинации, при этом 95% из них знают о своей проблеме и хотели бы с ней справиться. Но как — не знают. Стил также убежден, что прокрастинация всегда связана с чувством вины, тревогой и другими неприятными переживаниями и эмоциями.

Чего уж точно не стоит делать, если вы обнаружили в себе прокрастинатора, так это ругать себя. Некоторые исследователи считают, что откладывание задач на потом оправдывается снижением отрицательных эмоций, которые могут сопровождать работу над этими задачами. Поэтому прежде всего стоит обратиться к своим чувствам и желаниям, чтобы понять, в чем кроется главная причина вашей прокрастинации.

Возможно, вам банально не подходит ваша работа, должность; вы очень устали и поэтому не можете заставить себя совершить очередной трудовой подвиг; у вас есть страх неудачи или несовершенства. Конечно, можно заставить себя делить слонов на лягушек, чтобы справляться с работой, тем более что информации о тайм-менеджменте в свободном доступе довольно много. Только если причины психологические, наверняка сложности распространяются не только на работу, но и на другие дела (домашние или учебные). Стоит задуматься об изменении привычек, образа жизни: с этим больше поможет профессиональный психолог, чем статьи от гуру тайм-менеджмента.

2. Вам трудно сказать нет

У коллеги заболел ребенок, половина отдела в отпусках, а у племянника руководителя внезапно свадьба, которую он никак не может пропустить… Это вовсе не значит, что вам нужно брать на себя обязанности других и помогать им с задачами. Если же вы привыкли прикрывать коллег в подобных ситуациях, тогда у нас плохие новости: вы не можете сказать нет, хотя совершенно не обязаны тратить внерабочие часы на «спасение» бизнеса. Пожалуй, это наиболее быстрый путь к профессиональному выгоранию и росту внутреннего негатива к компании.

Поверьте, быть «выручалочкой» — не значит быть хорошим сотрудником. Когда на вас с радостью рассчитывает вся компания, есть опасение, что вас попросту не уважают, а видят в вас гиперответственного чудака, на которого очень легко сбросить работу. Завоевать настоящее уважение коллег можно, только отстаивая свою позицию. Так как выполнение дополнительной работы, которая не была запланирована непосредственно вами, — это проявление неуважения к собственному труду, времени и, конечно, себе самому. Хотя может показаться, что если вы откажете коллегам, то про вас плохо подумают и ваша репутация в компании пострадает.

Американский психолог Тара Бейтс-Дюфорт считает, что в неумении отказывать кроется убеждение в готовности всех людей служить общему делу в ущерб собственным интересам. На самом деле такой нормы не существует. Поэтому самое время обратиться к себе и начать выбирать себя и свою жизнь, отстаивать свою точку зрения. Если вы на самом деле не хотите помогать коллегам с их работой, вы легко можете этого не делать — у вас есть на это полное право. Точно так же у коллег есть полное право обижаться на вас, злиться или расстраиваться на ваш отказ, но за эти реакции вы все равно не можете нести ответственность. А свободные вечера, которые можно посвятить себе самому и близким вместо просиживания офисного стула, бесценны!

3. Работодатель вами манипулирует

Случается так, что начальство просит поработать дополнительно «ради блага компании»; уговаривает выйти в выходной; дает поручения, которые не входят в ваши основные обязанности. Обычно работники скрепя зубы берутся за дополнительную работу из-за страха перед руководством, хотя делать это необязательно. Конечно, бывают разные ситуации: компания предлагает компенсацию за переработки, дает дополнительные выходные. Но если работать сверх меры приходится систематически — под давлением или просто за похвалу, то стоит задуматься: вы действительно готовы это терпеть и тратить на это по несколько часов собственной жизни?

Неготовность сменить рабочую обстановку на более благополучную говорит о неуверенности в себе. При этом руководитель, привыкший манипулировать на страхе подчиненных, чувствует собственное превосходство и активно пользуется своей властью. Как считает профессор психологии Юрий Щербатых, посвятивший ряд трудов страхам, страх перед шефом — типичный вид социального страха, и важно найти способ с этим страхом справляться.

В этой ситуации может помочь понимание, что руководитель — тоже человек со своими проблемами. И если он позволяет себе идти на манипуляции и давление, то ему можно только посочувствовать. Когда вам удастся хотя бы пару раз спокойно аргументировать отказ от неоплачиваемой переработки, то, скорее всего, вас перестанут просить о сверхурочной работе.

Как по закону?

Еще важно помнить: вы защищены от бесплатных переработок Трудовым кодексом РФ. Но только в случае, если сверхурочная работа инициирована руководством. Имейте в виду, что вы не сможете получить деньги, просто засиживаясь за задачами допоздна, даже если у вас есть свидетели, но нет регламентированного документального подтверждения отработанных сверх нормы часов. Мы расспросили о переработках юриста, чтобы вы чувствовали уверенность в своих правах, отказываясь от навязываемой сверхурочной работы, оплачивать которую вам вряд ли собираются.

Александр Южалин, старший юрист департамента трудового права, «Институт профессионального кадровика»:

«Трудовое законодательство не предусматривает случая, когда работник может инициировать свою «переработку». Работа за пределами установленной нормы (или за пределами установленной продолжительности рабочего времени) всегда инициируется работодателем, поскольку именно он определяет необходимость в таких переработках. Безусловно, и сам работник может выйти с такой инициативой к работодателю, однако решение всегда остается за работодателем. Если работодатель не против, он должен надлежащим образом оформить такое привлечение к дополнительной работе и оплатить ее в повышенном размере.

Чтобы получить выплаты за сверхурочную работу, крайне важно, чтобы факт работы сверх нормы был подтвержден документально. И в интересах работника — проконтролировать, чтобы работодатель правильно оформил все необходимые документы. Основным документом является табель учета рабочего времени, который отражает фактические часы, отработанные сотрудником. Данный табель является первичным документом по расчету заработной платы, поэтому от его содержания зависит то, сколько в итоге получит работник.

При этом статьей 99 Трудового кодекса РФ установлены ограничения для сверхурочной работы, продолжительность которой не должна превышать для каждого работника 4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

А оплата переработок в выходные и праздничные дни зависит от того, какая система оплаты труда установлена в организации. Согласно статье 153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Оплата работы в ночное время регламентирована статьей 154 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время». Так, каждый час работы в ночное время должен быть оплачен в повышенном размере.

Размер выплат по переработкам строго определен Трудовым кодексом РФ. Соответственно, работодатель обязан производить выплаты с учетом данных требований. Однако законодательство позволяет работодателю при наличии возможностей увеличивать размер таких выплат. Безусловно, это не будет являться нарушением, поскольку в данном случае работодатель только улучшит положение сотрудников. Конкретный размер выплат работодатель может предусмотреть в соответствующем локальном нормативном акте, который должен быть принят с учетом мнения представительного органа работников».

Scanpix / LETA

Что думают в Вашингтоне о будущем отношений США с Россией, можно судить по двум открытым письмам, опубликованным недавно во влиятельном журнале Politico. Авторы первого выступают за взаимодействие с «той Россией, которая есть» — а среди них немало людей, работавших с Россией. Авторы второго письма — за продолжение давления на «режим Путина» в надежде на изменение российской политики. Ниже — наш краткий пересказ обоих писем.

«Реалисты»: «Мы должны работать с той Россией, которая есть, а не с той, какой мы хотим, чтобы она была»

5 августа 2020 года в американском журнале Politico вышла статья в жанре открытого письма под заголовком «Нам пора переосмыслить политику в отношении России». Статья подписана шестью авторами; среди них есть бывшие послы США в России Томас Пикеринг (1992–1996) и Джон Хантсмен (2017–2019), бывшая заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемеллер и политолог из Колумбийского университета Роберт Левгольд, специализирующийся на истории СССР и современной России. Кроме них, под статьей стоят подписи больше сотни других политиков, дипломатов, высших государственных чиновников, сотрудников экспертных центров и представителей академической среды.

Статья начинается так: «Российско-американские отношения находятся в опасном тупике, который угрожает национальным интересам Соединенных Штатов. Вновь стал реальным риск вооруженного столкновения, которое грозит перерасти в ядерный конфликт. Мы сползаем в напряженную гонку ядерных вооружений, при этом наш внешнеполитический арсенал ограничен гневными реляциями, санкциями, публичными обвинениями и резолюциями конгресса. Глобальная пандемия COVID-19 и последовавшая за ней серьезная рецессия в мировой экономике тоже не помогли укреплению духа сотрудничества — вместо этого мы продолжаем гонку по наклонной».

Далее авторы предлагают решение этого кризиса из шести пунктов:

  • Со вмешательством России в американские выборы нужно бороться: укреплять инфраструктуру для голосования, подвергать санкциям россиян, которые используют похищенные данные для нанесения ущерба США, и разоблачать дезинформацию. Но нужно помнить, что каждая из сторон способна нанести огромный ущерб критически важной инфраструктуре другой.
  • Двум странам, способным за полчаса уничтожить друг друга и всю цивилизацию, странно не иметь нормальных дипломатических отношений. Восстановление дипломатических контактов с Россией должно стать приоритетом для Белого дома при поддержке конгресса.
  • Следует придерживаться стратегии, сослужившей хорошую службу во время холодной войны: баланс между сдерживанием и разрядкой напряженности. Укрепляя оборону, следует также вступать с Россией в серьезный и постоянный диалог.
  • Успех политики США по отношению к Китаю зависит от того, насколько российско-американские отношения позволят выстроить трехстороннее сотрудничество по ключевым вопросам. Нынешняя политика провоцирует Россию сотрудничать с Китаем по повестке, наименее выгодной для интересов США.
  • В тех областях, где интересы России и США сталкиваются в неразрешимом конфликте — например, по Украине и Сирии, — нужно придерживаться принципиальной позиции, которую США разделяют со своими союзниками.
  • Санкции — часть политики по отношению к России, но их следует применять продуманно. Постепенное накопление разных санкций против России убеждает российскую сторону в том, что это навсегда — и, следовательно, менять курс нет смысла. Санкционный режим должен быть более гибким и включать в себя точечные санкции, которые можно облегчать в ответ на российские шаги.

«Мы должны работать с той Россией, которая есть, а не с той, о которой мы мечтаем, применять силу там, где это необходимо, но не забывать и про дипломатию, — заключают авторы письма. — Таким образом, мы сможем одновременно и справиться с вызовами, которые бросает Россия, и направить наши отношения в более конструктивное русло. Провал такой политики может обойтись нам весьма дорого».

«Ястребы»: «Только в том случае, если Москва ясно даст понять, что не рассматривает США в качестве врага»

Второе открытое письмо вышло в том же издании неделей позже. Его тон более агрессивен по отношению к России — но под ним 33 подписи против сотни с лишним у первого письма. Да и рангом подписавшие пониже: в основном это послы США в странах Восточной Европы и бывшего СССР, несколько бывших сотрудников ЦРУ и Госдепартамента, а также два бывших руководителя «Радио Свобода».

Их письмо озаглавлено «Нет, сейчас не время для второй перезагрузки отношений с Россией». Хотя оно начинается с признания в том, что на США лежит часть вины за ухудшение двусторонних отношений, авторы сразу переходят к обвинениям: «Начиная с президента Джорджа Буша — старшего, каждая американская администрация пыталась наладить хорошие отношения с Россией. Но с момента прихода к власти Путина российская сторона ни разу не ответила на эти попытки в серьезном и последовательном духе. Путин больше заинтересован в том, чтобы выставить США величайшим врагом России — пытаясь таким образом обосновать репрессии в собственной стране, — чем в укреплении двусторонних отношений».

Администрацию Трампа авторы хвалят за некоторые шаги вроде предоставления военной помощи Украине, но критикуют за непоследовательность, упоминая такие решения, как анонсированный вывод американских войск из Германии, который «играет на руку Путину». А дипломатические шаги навстречу российской стороне они считают соглашательством и проявлением слабости, которые Путин обязательно будет эксплуатировать в своих целях.

Предложения авторов ответного письма такие:

  • Признать угрозами коррупцию «режима Путина», агрессию по отношению к соседним государствам и репрессии внутри страны.
  • Своевременно информировать американское общество о действиях России.
  • В сотрудничестве с партнерами и союзниками США, особенно НАТО и ЕС, сдерживать угрозы, исходящие от России.
  • Отличать «российский режим» от российского общества в целом и поддерживать гражданских активистов, которые с риском для себя борются за свои основные права.
  • Поддерживать и даже усиливать санкционный режим до тех пор, пока Путин не выведет войска из Украины, включая Крым, а также Грузии, прекратит кибератаки, вмешательство в американские выборы, аресты американцев в России и нарушение прав россиян.
  • Бороться с российской коррупцией, не давая «грязным русским деньгам» попадать в США, где они отравляют финансовые и другие рынки.
  • Усилить военную, финансовую и дипломатическую поддержку соседей России, особенно тех, которые ориентированы на евро-атлантическое содружество.
  • Сотрудничать с правительством России во вопросам нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружением — но помнить, что российская сторона не раз нарушала договоренности в этих областях.

Фундаментальное отличие позиций авторов и подписантов двух писем состоит в их взгляде на неизменность позиции России. «Реалисты» уверены, что даже если на смену Путину придет более демократический преемник, он продолжит политику в русле той же «националистической традиции», что и Путин. «Ястребы», напротив, уверены что Россия способна и будет меняться — но только под воздействием внешней силы. «Америка должна подать сигнал о своей готовности сотрудничать с правительством России только в том случае, если Москва ясно даст понять, что не рассматривает США в качестве врага и готова соответствующим образом изменить свою политику и поведение ради улучшения отношений», — заключают они.

Пересказал Алексей Ковалев

  • Напишите нам

Что определяет серьезные отношения и отличает их от длительных романов? С чего они начинаются? Как происходит поиск партнера для серьезных отношений?

У каждого человека рано или поздно наступает момент в жизни, когда непродолжительные, но насыщенные переживаниями, яркие любовные романы перестают приносить удовлетворение. Возникает потребность в серьезных отношениях.

Серьезные отношения – это …

Признаки серьезности отношений для каждого свои – кто-то определяет это продолжительностью отношений, кто-то судит о серьезности по наличию или отсутствию секса в них, кто-то рассматривает знакомство с родственниками или совместное проживание как верный признак серьезных отношений.

Но вряд ли можно поспорить с фактом, что серьезные отношения – это отношения, основанные на взаимопонимании, общности ценностей и интересов, ощущении стабильности и надежности.

Возраст может также играть роль. Если для молодых людей характерна порывистость в решениях, страстная влюбленность и готовность полностью отдаться чувству, то к тридцати годам мужчины и женщины начинают искать стабильность и партнера, на которого можно положиться.

Брак не всегда можно считать символом серьезных отношений, хотя он и подразумевает совместное проживание, ведение общего хозяйства и воспитание детей. Серьезные отношения начинаются с любви – искренней, взаимной и бескорыстной, и совсем неважно, что будет дальше – свидания, гражданский или зарегистрированный брак.

Успех отношений зависит от взаимности чувств, уважения себя и партнера, желания быть вместе и дарить любимому человеку больше, чем получать взамен.

Серьезные отношения: поиск партнера

Начиная поиск серьезных отношений, человек должен быть внутренне готов к ним, и четко для самого себя ответить на ряд вопросов о том, как он представляет себе серьезные отношения, чего от них ждет и что они для него значат.

Ставя перед собой цель найти подходящего партнера, надо быть готовым к активному поиску. Пассивное ожидание того, что вас кто-то выберет, вряд ли к чему-либо серьезному приведет. Составьте список обзяательных требований к партнеру. Затем постарайтесь внимательно проанализовать свои пожелания: без чего вы точно не сможете обойтись в отношениях, а какие качества, возможно, не так важны. Поиск будет успешнее, если вы четко представляете, кого вы ищете.

Будьте реалистичны. Мы все не идеальны, поэтому будьте терпимы к недостаткам других людей. Определите для себя, какие особенности вы можете легко простить партнеру, а с какими вам будет тяжело мириться.

При поиске очень важен позитивный настрой и совпадение ожиданий партнеров от отношений. Начинайте каждое новое знакомство с оптимизмом и наслаждайтесь общением с интересным человеком. Вполне вероятно, что случайное знакомство перерастает в серьезное чувство.

Серьезные гармоничные отношения – это отношения, которые нас вдохновляют, делают лучше, заставляют расти и развиваться, как в личном, так и в профессиональном плане. Возможно, именно вы станете той женщиной или тем мужчиной, который поможет своему партнеру наиболее полно раскрыть свои таланты и добиться успеха в жизни. И это будет взаимно.

eDarling рад помочь вам в поиске того единственного близкого человека, с которым жизнь превратится в счастливое путешествие на двоих.

Успешных вам знакомств!

высказывания о работе

*****
В настоящее время те, кто выполняет самую тяжелую работу, оплачиваются ниже всего; у тех, чья работа полегче, и вознаграждение побольше. Однако больше всего получают те, кто ничего не делает.
Джордж Шоу
*****
Любовь и работа — единственные стоящие вещи в жизни. Работа — это своеобразная форма любви. Мэрилин Монро
высказывания о работе
Я люблю работу: она захватывает меня целиком. Я могу часами сидеть и смотреть, как другие работают. Д.К.Джером
*****
Работа это разновидность невроза. Дон Херолд
*****
Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать. Оскар Уайльд
*****
Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать. Сократ
высказывания о работе
Вдохновение приходит только во время работы. Габриэль Маркес
*****
Нет тяжелее работы, чем стараться выглядеть красивой с восьми утра до полуночи. Брижит Бардо
*****
Награды ничего для меня не значат. Моя награда — моя работа.
Кэтрин Хепберн
*****
Работа последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.
Оскар Уайльд
изречения о работе
Всякий вид работы приятнее, чем покой. Демокрит
*****
Может быть, работа не слишком приятное занятие, но куда-то ведь надо утром идти. Янина Ипохорская
*****
Для людей работа является наслаждением. Эзоп
*****
Некоторые люди любят все, что делают, даже если делают то, что не любят. Богуслав Войнар
*****
Работа необходима для здоровья. Гиппократ
афоризмы о работе
Раз за это платят деньги, значит, это работа. Данил Рудый
*****
Работа — это иной раз нечто вроде рыбной ловли в местах, где заведомо не бывает рыбы. Жюль Ренар
*****
Надо, чтобы условия, а не управляющие заставляли людей работать. Р.Хасимото
изречения о работе
Я делаю то, чего никто бы не делал, если бы делал то, что делаю я.
Корнель Макушиньский
*****
Прием на работу — это победа надежды над опытом. Теорема Лофтуса
*****

афоризмы о работе

*****
Чтобы добиться выполнения трудной работы, нужно пробудить дух соперничества. Я подразумеваю соперничество не с единственно корыстной целью — заработать побольше денег, а с желанием доказать свое превосходство. Ч.Швэб
*****
Мозг поистине изумительный орган; он включается сразу же, как только вы просыпаетесь, и продолжает работать вплоть до той минуты, когда вы переступаете порог своего офиса. Роберт Фрост
афоризмы о работе
Для того, чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех. Джон Рескин
*****
Работа не волк заедает, но не кусается. Пшекруй
высказывания о работе
Не по мычанию узнают силу быка, а по работе. Р.Г.Гамзатов
*****
Работа не волк. Зато начальник зверь. Виктор Коняхин
афоризмы о работе
Чтобы победить самые тяжелые страдания, есть два средства: это опиум — и работа. Генрих Гейне
*****
Работа — гораздо большее развлечение, чем развлечения. Ноуэл Ковард
*****

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *