Налог на недвижимость на Украине

До 1 июля украинцы должны были получить от налоговой уведомления-решения об уплате имущественных сборов. Среди них — транспортный и земельный налоги, а также налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Вокруг последнего — едва ли не больше недоразумений. Ведь некоторые никак не привыкнут, что в соответствии с внесенными в 2013 году изменений в Налоговый кодекс, наши «сверхурочные» квадратные метры облагаются налогом. А контролирующие органы сих пор не имеют полной базы объектов налогообложения и их владельцев. Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество заработал в 2011 году, и часть объектов недвижимости в него до сих пор не внесена. Дополнительные проблемы — в случаях, когда одно и то же физическое лицо владеет недвижимостью в разных населенных пунктах. Поэтому сообщение о необходимости уплаты этого государственного сбора, как и в предыдущие годы, получили не все наши соотечественники, которых касается соответствующая законодательная норма.

Но радоваться тем, кто пока «обделен вниманием» налоговиков, не стоит. Может «не пронести». Лучше «проявить сознательность» и самостоятельно обратиться в налоговые органы с документами, удостоверяющими право собственности на жилье и другие объекты недвижимости. Или оплатить рассчитанные самостоятельно суммы через личный электронный кабинет налогоплательщика. Чтобы избежать возможных штрафных санкций в будущем. А также уберечься от значительных расходов, которые могут «вдруг» лечь на ваши плечи в последующие годы. Ведь, по закону, налоговая может выставить счет за тот или иной налоговый период в течение 1095 дней (трех лет) по его завершении. То есть, неуплаченный сейчас налог за 2019 год вам могут начислить в 2022-м. Вместе с налогами за 2020-й и 2021-й. А это может быть «кругленькая» сумма, которую по закону надо будет уплатить не позднее, чем через 60 дней после получения уведомления.

Оплатить рассчитанные самостоятельно суммы можно через личный электронный кабинет налогоплательщика

Плательщики и база налогообложения

Согласно Налоговому кодексу Украины, плательщиками налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие в собственности объекты жилой недвижимости. То, что собственник не зарегистрирован в доме или квартире, не может быть основанием для освобождения его от налогообложения. Это же, в частности, касается и недвижимости, сдаваемой в аренду. Ни количество арендаторов, ни их возможные льготы на размере налогообложения не скажутся.

Если же объект жилой и/или нежилой недвижимости находится в общей долевой собственности нескольких человек, налог платить каждый из них по причитающуюся ему долю. За несовершеннолетних детей — владельцев недвижимости налог платят их родители или опекуны.

1. Об исключениях.

Не являются объектами налогообложения: здания детских домов семейного типа; объекты жилой недвижимости, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, детям с инвалидностью, которые воспитываются одинокими матерями (отцами), но не более одного такого объекта на ребенка; объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетным или приемным семьям, в которых воспитывают пятерых и более детей.

Освобождают от налогообложения общежития и жилую недвижимость, непригодную для проживания, в том числе — в связи с аварийным состоянием.

2. О «льготных» метрах.

Налог начисляют и платят за площади недвижимости, превышающие установленный «льготный» размер, на который уменьшают налогооблагаемую базу. Эти параметры в последнее время не менялись. Речь идет о льготах для:

  • квартиры / квартир (независимо от их количества) — на 60 м²;
  • жилого дома / домов (независимо от количества) — на 120 м²;
  • различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры / квартир и жилого дома / домов, в том числе их частей) — на 180 м².

Следовательно, физические лица — владельцы недвижимости налог будут платить только за «сверхурочные» квадратные метры.

3. О «богатых” домовладельцах и арендодателях.

Льгота не предоставляется, если площадь жилья превышает пятикратный размер необлагаемой площади

К тому же, льгота не предоставляется, если площадь жилья превышает пятикратный размер необлагаемой площади, и на объекты налогообложения, используемые владельцами для получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, используются в предпринимательской деятельности). Детализируем: полностью облагаются объект / объекты, общая площадь которого / которых превышает 300 м² (для квартиры, квартир), 500 «квадратов» для дома. К тому же, сумму налогообложения такого жилья ежегодно увеличивается на 25 тысяч гривень. Лица, которые сдают жилую недвижимость в аренду (лизинг) должны платить налог, начиная с первого квадратного метра. Как и физические лица-предприниматели, которые отметили свое жилье как налоговый адрес и фактически осуществляют деятельность в собственной квартире или доме.

4. О «неликвидной» хозяйственной недвижимости.

Кроме льгот в виде «необлагаемых квадратных метров», определенных Налоговым кодексом, сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных громад могут устанавливать дополнительные преференции по уплате налога на соответствующей территории, с объектов жилой и/или нежилой недвижимости для граждан с учетом их имущественного положения и уровня доходов, а с объектов нежилой недвижимости — в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения. Таким образом удается избегать требования о налогообложении, к примеру, туалетов «на огороде», «допотопных» сараев, хлевов и других хозяйственных построек в сельской местности.

5. О новостройках.

Что касается нового (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости, налог уплачивается физическим лицом-плательщиком, начиная с месяца, когда возникло право собственности на такой объект. Однако, за введенный в эксплуатацию, но не зарегистрированный в установленном законом порядке объект налог на недвижимость не взимается.

Ставки налогообложения

Размер налога устанавливают сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных громад, в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости (статья 266.5 Налогового кодекса). При этом законодатель ограничил максимальную ставку налога — не более 1,5% от минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 м². В 2020 году налог платим за 2019-й, поэтому максимальная ставка налога — 62,59 гривен за м² (4173 гривен х 1,5%). Впрочем, максимальная ставка действует в немногих населенных пунктах страны. Как, например, показал анализ данных ГУ Государственной налоговой службы в Киевской области, размер налога в регионе колеблется от 0,01% (42 копейки) до упомянутых уже 1,5% минимальной заработной платы за квадратный метр. Подавляющее большинство местных органов власти приняли решение о налогообложении недвижимости на уровне 0,5% минимальной зарплаты (20,9 гривень).

Киевский городской совет утвердил понижающий коэффициент (0,75)

В столице ставка налога на недвижимость, отличную от земельного участка, установлена в 1,5% размера минимальной заработной платы. Однако Киевский городской совет утвердил понижающий коэффициент (0,75). Таким образом, ставка налогообложения за прошлый год — 46,95 гривень за 1 квадратный метр базы. Налог за 2018 год был выше — 55,85 гривень.

Начисление и уплата налога

Граждане платят налог на основании упомянутого уже налогового уведомления-решения. До 1 июля орган государственной налоговой службы должен был прислать расчетную сумму налогообложения недвижимости за прошедший (2019) год. Такое сообщение присылают по месту налогового адреса физического лица (месту регистрации). Если плательщик сменил место регистрации и не уведомил об этом налоговую, не живет по месту регистрации выехал за границу, сообщение он не получит. Таким людям предлагают обязательно обратиться с документами о праве собственности на имущество и документам, удостоверяющим личность, в налоговую по месту регистрации (проживания).

1. Сроки и порядок оплаты.

Уплачивается налог с объекта / объектов жилой недвижимости физическими лицами в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения по месту расположения объекта / объектов налогообложения и зачисляется в местный бюджет. Оплатить можно как в учреждениях банков, так и в почтовых отделениях, а также через Электронный кабинет с помощью сервиса «Состояние расчетов с бюджетом». Граждане, проживающие в сельской местности, могут уплачивать налоги и сборы через кассы сельских советов или советов объединенных территориальных громад.

2. Если счет «не выставили»…

В то же время, если ГНС вовремя не прислала (не вручили) налоговое уведомление-решение, штрафные санкции к плательщику не применяются (п 266.10.2 п. 266.10 ст. 266 НКУ). Но… Как уже отмечалось, налог вам могут начислить и сразу за три предыдущих года. Дело в том, что налоговые органы направляют уведомление-решение в случае, если объект недвижимости есть в Реестре объектов недвижимого имущества. Этот реестр до сих пор не упорядочен. Поэтому и получают налоговые уведомления не все. Чтобы избежать случаев «выставления» налогового долга за три года, владельцы недвижимости, которые должны платить налог, но не получили налогового уведомления-решения, могут обратиться в налоговый орган по месту жительства (регистрации) для сверки данных. Как и те, кто не согласен с начисленными налоговиками суммами. Речь идет об уточнении по:

  • объектам жилой и / или нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности плательщика налога;
  • размеру общей площади объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности плательщика;
  • праву на пользование льготой по уплате налога;
  • размеру ставки налога;
  • начисленной сумме налога.

При выявлении расхождений между данными налоговых органов и сведениями, подтвержденными физическим лицом на основании оригиналов соответствующих документов, сумму налога перерассчитают. Налоговый орган направляет (вручает) новое налоговое уведомление-решение. Предыдущее сообщение считается отмененным (отозванным).

3. Возможности обжалования решения налоговиков.

Налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом высшего уровня в случае его административного обжалования и в других случаях — если установят несоответствие таких решений законодательству. Следующий этап — обращение несогласного с начислениями плательщика в суд — с иском о признании противоправным и/или отмене решения контролирующего органа. При этом денежное обязательство считается несогласованным до вступления в законную силу судебного решения. И если суд отменит налоговое уведомление, никакие финансовые санкции к плательщику не применяют.

4. Штрафы и пеня.

О штрафных санкциях за просрочку уплаты согласованного налогового обязательства, то они таковы:

  • при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним днем ​​срока уплаты денежного обязательства, — 10% суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 календарных дней — 20% погашенной суммы налогового долга.

Также после того, как истек срок погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня — 120% годовых на размер учетной ставки Национального банка Украины. Сейчас — это 6%. По состоянию на 1 января 2019 (отчетного) года — 18%. То есть, пеню начислять в размере 21,6% годовых. «Плюс» 216 гривень за каждую неоплаченную тысячу.

(Не)эффективность налога не недвижимость. Как улучшить администрирование

Эффект от введения налога на недвижимость для местных бюджетов довольно значителен. Впрочем, говорят эксперты, пока удается аккумулировать лишь 50-70% возможных сумм. К примеру, по данным Министерства финансов, по итогам 2019 года от уплаты налога на недвижимое имущество в местные бюджеты поступило 4,9 млрд гривень. С одной стороны, это на 1,2 миллиарда больше, чем в 2018-м. С другой, в ведомстве подсчитали: из-за неуплаты этого налога местные бюджеты ежегодно недополучают минимум 2 миллиарда гривень. Главная причина — отсутствие полной базы объектов налогообложения в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. По оценкам экспертов, до 40% такого имущества в Госреестре почти десятилетие после его создания отсутствуют.

Илья Несходовский

«Это очень важный налог, — и с точки зрения наполнения местной казны, и так сказать учитывая «социальную справедливость», — комментирует директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, — потому что позволяет хотя бы минимально сглаживать разбалансировки, связанные с состоянием людей с малыми доходами, которые почти не имеют активов, и теми, кто располагает значительными площадями недвижимости и использует их не только для личных нужд, но и для получения прибыли. Причем, этот налог, по идее, должен очень легко администрироваться. Ведь учитывает данные общедоступных реестров и имеет прозрачную формулу расчета: когда количество квадратных метров, превышающих норму, умножают на ставку, определенную органами местной власти…». На самом деле, по словам экономиста, многие объекты недвижимости остаются вне базы налогообложения. В том числе и из-за искусственно созданных преград — потому, что есть много заинтересованных в таком статус-кво. Внесение в реестр необходимой информации всячески блокируют, до этого часто «не доходят руки». К тому же, некоторые объекты под разными предлогами долго не регистрируют. Что также «спасает» их владельцев от налогообложения.

Кроме этого, Несходовский советует изменить некоторые механизмы уплаты налога. «Сейчас условием уплаты является получение налогового уведомления-решения. Считаю, это неправильный подход. Люди же не всегда живут по месту регистрации или нахождения недвижимости. Как результат, они не получают такие сообщения и, соответственно игнорируют уплату налога, как бы получая «налоговую индульгенцию». И очень часто говорится об отсутствии налогообложения достаточно крупных объектов — к примеру, коттеджей площадью 500-600 квадратных метров». Заключение эксперта: администрирование налога надо улучшать, государственные реестры — как можно быстрее наполнять. Это — общая задача налоговиков и власти. В частности, «с целью роста поступлений в местные бюджеты налога на недвижимое имущество органы местного самоуправления должны обеспечить полноценную работу по информационному наполнению Государственного реестра прав на недвижимое имущество и переносу архивной информации о правах собственности на недвижимое имущество с бумажных носителей в электронную базу. Это позволит налоговым органам получить информацию для начисления соответствующих обязательств», – подчеркивают в Министерстве финансов.

Подготовил Владислав Обух, Киев

Поскольку размер минимальной заработной платы в 2020 составляет 4 723 грн, максимальная ставка налога на жилую недвижимость составит 70,84 грн за кв. м. Об этом напоминает ГУ ГНС в Киевской области.

Напомним, с 1 января выросли размеры местных налогов

Кто платит налог?

Налог на жилую недвижимость платят физические лица — владельцы жилой недвижимости, если площадь жилья, которое находится в их собственности превышает установленный лимит:

— для квартир — 60 кв. м;

— для частных домов — 120 кв. м.

Например, если площадь квартиры 80 кв. м, то налог будет начислен за 20 кв. м.

Указанная льгота не предоставляется в случае, если площадь жилья превышает пятикратный размер необлагаемой налогом площади и на недвижимость, которая используются их владельцами с целью получения доходов (сдается в аренду, лизинг, используются для предпринимательской деятельности).

Кроме того, в соответствии с пп. 266.7.1 НКУ при наличии в собственности объекта (объектов) жилищной недвижимости, в том числе его части, общая площадь которого превышает 300 кв. м. (для квартиры) и/или 500 кв.м (для дома), сумма налога увеличивается на 25 тыс. гривен на год за каждый такой объект жилой недвижимости (его часть).

В каком размере платится налог?

Размер налога устанавливают своим решением сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных общин.

Ставка налога на общегосударственном уровне ограничена, — не больше 1,5% от минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года за 1 квадратный метр. Поэтому в 2020 году максимальная ставка налога будет составлять 70,84 грн за кв. м.

Жители Киевской области могут узнать актуальные для своего населенного пункта ставки налога по

Ставки местных налогов для жителей г. Киева смотрите по

Обратите внимание! В 2020 году налог платится за 2019 год.

Когда нужно платить налог?

Налоговые уведомления — решения должны прийти до 1 июля 2020 года, а оплатить сумму определенного в нем налога нужно в течение 60 дней после его получения.

Владельцы жилой недвижимости, которые должны платить налог, но не получили налогового уведомления-решения, могут обратиться в налоговую добровольно и провести сверку данных относительно:

— объектов жилой и/или нежилой недвижимости, в том числе их частей, которые находятся в собственности налогоплательщика;

— размера общей площади объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности налогоплательщика;

— права на пользование льготой по уплаты налога;

— размера ставки налога;

— начисленной суммы налога.

В случае, если налоговые органы отобразят такой объект недвижимости в базе (например, после операции купли-продажи, оформления в реестре), владельцу придется заплатить налог сразу за последних три года.

Напоминаем, что с 1 января для уплаты налогов и сборов введены новые счета.

Упростить процесс уплаты налогов и подачу документов в госорганы поможет бот-бухгалтер ReporTax для ФОП. ReporTax показывает налоговую задолженность и позволяет ее оплатить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *