Налог на совокупный доход

Уважаемые господа!

Этот материал размещен на сайте в рамках нашего эксперимента. Поэтому любой желающий (принципиально в очередной раз подчеркиваем: только желающий и только абсолютно добровольно) может перевести, если материал ему понравился, на счет 410011302943322 в Яндекс.Деньгах определенную им самим сумму.

Подробно о нашем эксперименте.

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Шестоперов О.М.,
генеральный директор ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»

Смирнов Н.В.,
эксперт НИСИПП

Мы продолжаем мониторинг ситуации с поступлениями налогов от малого бизнеса в муниципальные бюджеты, начатый нами в 2003 г. в статье «Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах” (Шестоперов О.М., ИКЦ «Бизнес-Тезаурус”, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, апрель 2003 г., www.nisse.ru).

Позиция авторов в данном вопросе может быть сведена к одному тезису: чтобы налоговое бремя было посильным для малых фирм, чтобы они стремились вести свой бизнес в легальной экономике, а не в «тени”, а местные власти имели стимулы создавать благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории основные налоговые поступления от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должны быть сосредоточены на уровне муниципальных бюджетов.

В упомянутой статье мы уже упоминали причины, по которым на сегодняшний момент невозможно достоверно определить, каково в действительности распределение налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета и оценить их роль в местных бюджетах. Более или менее приблизительно можно определить, какова эта роль на уровне изучения отдельного муниципального образования, в крайнем случае, региона. Мы же основываемся на общероссийской ситуации.

Напомним эти причины:

  1. В статистике поступлений отдельно не выделяются субъекты малого предпринимательства, а имеющиеся открытые источники используют классификации по отдельным видам налоговых и других доходов бюджетов. В связи с этим достоверное определение пропорции распределения поступлений и доли налогов от малого бизнеса в общих поступлениях возможно только в отношении отдельных налогов (поступающих преимущественно от субъектов малого предпринимательства, например налоги на совокупный доход и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Этих налогов и касается предлагаемая статья.
  2. В открытых источниках (в частности, на сайте Минфина России
    www.minfin.ru) подробная разбивка поступлений перечисленных выше налогов по категориям плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в отчетах об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов появилась только по итогам 2002 г. В свою очередь МНС России, собирающее аналогичную информацию, отдельно не выделяло в своих отчетах муниципальные бюджеты1.
  3. С 1 января 2003 г. вступило в действие новое законодательство, регулирующее специальные режимы налогообложения малого бизнеса: изменены ставки, критерии налогоплательщиков, порядок уплаты и другие параметры. Изменения коснулись и пропорций распределения поступлений этих налогов между бюджетами. С 1 января 2004 г. в налоговое и бюджетное законодательство снова были внесены поправки, в частности изменяющие пропорции распределения поступлений в пользу региональных и муниципальных бюджетов.

Пропорции распределения поступлений налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2002-2004 гг.

Пропорции зачисляемых платежей единого налога на вмененный доход (далее также – ЕНВД и единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения (ЕНУС) между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом до 1 января 2003 г. устанавливались решением органа государственной власти (законом) субъекта РФ и существенно различались от субъекта к субъекту, а также варьировались в зависимости от налога (ЕНВД имел большую «региональную” направленность в отличие от ЕНУС) и категорий плательщиков (поступления от индивидуальных предпринимателей направлялись большей частью в региональные и муниципальные бюджеты, что нельзя было сказать о поступлениях от юридических лиц – плательщиков единых налогов) (см. таблицу 1). С 1 января 2003 г. в связи со вступлением в силу новых глав Налогового кодекса по специальным режимам и изменений в Бюджетный кодекс пропорции изменены, причем за муниципалитетами закреплено 45% поступлений по налогам на совокупный доход (см. таблицу 2). В 2004 г. будут действовать новые пропорции – федеральный уровень «отказался” от своей части в пользу бюджетов регионов и с 1 января 2004 г. поступления налогов на совокупный доход будут делиться только между региональными и муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.

Данная мера, несмотря на свой запоздалый характер2, видится рациональной с точки зрения принципов бюджетного федерализма и прогрессивной мерой по поддержке малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса более эффективно должна осуществляться на региональном и муниципальном уровнях, и эта функция, а, следовательно, и источник ее финансирования должны передаваться на более низкий уровень, даже несмотря на то, что единые налоги заменяют и ряд федеральных или регулирующих налогов (в частности, НДС, налог на прибыль). Что касается системы ЕНВД, то увеличение доли налоговых поступлений в регион должно вызвать стимулирующий эффект, побуждающий власти субъектов РФ к созданию более качественного регионального законодательства о ЕНВД (в части, естественно, возможностей предоставленных новой главой Налогового кодекса о ЕНВД).

Таблица 1.

Распределение налогов на совокупный доход по уровням бюджета в 2001-2002 гг.

Источник: данные Минфина России и МНС России, расчеты авторов.

Таблица 2.

Нормативы распределения поступлений налогов на совокупный доход для разных категорий плательщиков по уровням бюджета, действующие с 1 января 2003 г. и с 1 января 2004 г. (согласно статье 48 Бюджетного кодекса РФ)

Налог Нормативы отчислений, %
Бюджет Внебюд-жетные фонды
Федеральный Региональный Муниципальный

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

2003 г.

2004 г.

Единый налог на вмененный доход 30 0 15 45 45 45 10
Единый налог, взимаемый по упрощенной системе 30 0 15 45 45 45 10
Минимальный налог при применении упрощенной системы налогообло-жения 0 0 0 0 0 0 100

Роль налогов на совокупный доход и налога на доходы ПБОЮЛ в бюджетах муниципалитетов

Можно заключить, что совокупная роль перечисленных налогов в формировании доходов местного бюджета по-прежнему невелика, а по итогам 2003 г. еще более сократилась. Из приведенной ниже таблицы 3, характеризующей структуру доходов местных бюджетов по итогам 2002 г. и 2003 г., видно, что в 2002 г. налоги на совокупный доход давали примерно столько же, сколько налог с продаж. Их доля в налоговых доходах муниципальных бюджетов составляла 4,7%, в общих доходах – 2,5%. Основную роль в этих поступлениях играл ЕНВД – 4,0% от налоговых доходов; при этом почти 3/4 поступлений ЕНВД составили поступления от плательщиков – индивидуальных предпринимателей. В поступлениях ЕНУС, составивших в 2002 г. только 0,7% налоговых доходов местных бюджетов, основную роль играли плательщики – юридические лица (около 80%).

Еще меньшую долю составил налог на доходы ПБОЮЛ – всего 0,3% в налоговых доходах муниципалитетов и 0,1% в общих доходах.

Таблица 3.

Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов в 2002 г. и 2003 г.

Наименование показателей

Доля в %

в налоговых доходах

в общих доходах

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 100,0 100,0 53,6 51,6
Налоги на прибыль 64,0 64,7 34,3 33,4
В т. ч. налог на прибыль организаций 20,4 18,6 10,9 9,6
В т. ч. налог на доходы физических лиц 43,5 46,1 23,3 23,8
Из него налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 0,3 0,4 0,1 0,2
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы 7,6 7,1 4,1 3,6
В т. ч. акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации 2,9 2,4 1,5 1,3
В т. ч. налог с продаж 4,6 4,6 2,5 2,4
Налоги на совокупный доход 4,7 3,2 2,5 1,6
В т. ч. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 0,7 1,4 0,4 0,7
В т. ч. единый налог на вмененный доход для отдельных (до 1 января 2003 г. – определенных) видов деятельности 4,0 1,7 2,1 0,9
Налоги на имущество 13,2 13,3 7,0 6,9
Платежи за пользование природными ресурсами 7,5 8,6 4,0 4,5
Прочие налоги, пошлины и сборы 3,1 3,1 1,7 1,6
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 4,9 5,4
В т.ч. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций 3,5 4,6
Безвозмездные перечисления, в том числе от бюджетов других уровней 40,5 41,7

Доходы целевых бюджетных фондов

0,2 0,2

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,8 1,1
ВСЕГО ДОХОДОВ 100,0 100,0

Рассчитано по данным Минфина России.

По сравнению с 2002 г. в 2003 г. доля ЕНВД как в налоговых, так и в общих доходах сократилась и составила, соответственно, 1,7% и 0,9%. Основные причины снижения – сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. и сокращение поступлений этого налога (на 40% в реальном выражении), прежде всего за счет возврата излишней плаченных в 2002 году платежей, сокращения налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах и сокращения перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога. Доля ЕНУС выросла в примерно в 2 раза и составила, соответственно, 1,4% и 0,7%. Свою роль сыграли резкое увеличение числа плательщиков этого налога и поступлений (почти в 2 раза в реальном выражении3), а также увеличении доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г. Увеличение поступлений ЕНУС в муниципальный бюджет, однако, не перекрыло сокращение поступлений по ЕНВД. В итоге в 2003 г. роль налогов на совокупный доход в муниципальных бюджетах в среднем сократилась (их доля упала примерно в 1,5 раза и составила, соответственно, 3,2% и 1,6%, против 4,7% и 2,5% в 2002 г.).

В 2003 г. в доходах муниципальных бюджетов несколько увеличилась доля налогов на доходы ПБОЮЛ. Однако доля этого налога составила 0,36% в налоговых поступлениях и 0,19% в общих доходах, что, по сути, означает сохранение несущественной роли данных налоговых поступлений в муниципальных бюджетах.

Основную роль в формировании налоговых доходов местных бюджетов, как видно из таблицы 3, играли отчисления от налога на прибыль, муниципальная часть налогов на доходы физических лиц, налогов на имущество, а также налоги на товары (в т.ч. муниципальная часть налога с продаж, отдельные акцизы) и платежи за пользование природными ресурсами. Понятно, что в этих налогах есть определенная доля поступлений от субъектов малого предпринимательства и занятых по найму на малых предприятиях или у индивидуальных предпринимателей. Кроме того, определенный вклад малого бизнеса имеется и в той массе средств, которая «возвращается” в муниципальный бюджет из бюджета субъекта РФ в виде безвозмездных перечислений. Однако не представляется возможным вычленить в этих поступлениях доходы от малого бизнеса, основываясь на данных официальной статистики.

Основные выводы

  1. В 2003 г. доля ЕНВД в налоговых и общих доходах муниципальных бюджетов сократилась по сравнению с предыдущим годом. Причинами этого являются:
  • сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г.;
  • возврат излишне уплаченных плательщиками ЕНВД в 2002 г. платежей по ЕСН;
  • сокращение налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах;
  • сокращение перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога.
  • В отличие от ЕНВД роль ЕНУС в муниципальных бюджетах выросла, что стало результатом следующих изменений:
    • увеличения доли муниципальных бюджетов в распределении поступлений ЕНУС по сравнению с действовавшей в 2002 г.,
    • увеличения числа налогоплательщиков и поступлений ЕНУС по сравнению с 2002 г.

    Однако увеличение доли ЕНУС в доходах муниципальных бюджетах не перекрыло сокращение доли ЕНВД, что отразилось в снижении роли налогов на совокупный доход в целом.

  • При сохранении текущей ситуации в области регионального законодательства о ЕНВД и пропорциях распределения соответствующих налоговых поступлений между уровнями бюджета в 2004 г. (они не изменились по сравнению с 2003 г.) оптимистическое прогнозирование динамики роли ЕНВД в муниципальных бюджетах вызывает определенные сомнения. Основными факторами роста доли ЕНВД в муниципальных бюджетах на этом фоне являются значительное увеличение числа соответствующих налогоплательщиков (реализация данного фактора мало вероятна, так как в основном регионы уже используют систему ЕНВД в отношении всех предусмотренных законодательством видов предпринимательской деятельности4) и увеличение их налоговой нагрузки (реализация данного фактора нежелательна, так как ее результатом может оказаться сокращение сектора малого предпринимательства).
  • Что касается ЕНУС, то в 2004 г. его роль в муниципальных бюджетах вероятно понизится. С 1 января 2004 г. произошли изменения в общем режиме налогообложения, повысившие его «конкурентоспособность” среди налоговых режимов, такие как снижение ставки НДС до 18% и отмена налога с продаж (в отношение ЕНУС таких изменений не произошло — так, при отмене НсП ставка ЕНУС не уменьшена, хотя этот налог включен в единый налог, взимаемый по упрощенной системе). В любом случае доля муниципального бюджета так же, как и в случае с ЕНВД, в распределении поступлений этого налога остается прежней.
  • В этих условиях одним из важнейших средств повышения роли налогов на малый бизнес должно восприниматься дальнейшее увеличение доли муниципального бюджета в распределении налогов от малого бизнеса (прежде всего налогов на совокупный доход). Особенно актуальным этот вопрос становится в ходе предстоящей в ближайшие несколько лет реформы местного самоуправления. Чтобы увеличить стимулы муниципальных властей к поддержке малого бизнеса, необходимо и далее увеличивать долю налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальные бюджеты, в частности путем дальнейшего изменения пропорций распределения поступлений от ЕНВД и ЕНУС в пользу муниципальных бюджетов. Добиться этого можно путем установления новых пропорций на федеральном уровне, либо путем предоставления регионам права перераспределения доли консолидированного регионального бюджета в пользу бюджетов муниципалитетов с закреплением минимальной доли последних.
  • 1 Кроме того, доступ к этим отчетам является регламентированным

    2 О том, что интересы муниципалитетов и регионов в ходе реформирования специальных налоговых режимов для малого бизнеса были ущемлены, мы уже останавливались в статье «Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах» (Шестоперов О.М., 2003 г.)

    3 О.М. Шестоперов, А.М. Шестоперов. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2003 году. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства и Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ, апрель 2004 г.

    4 Н.В. Смирнов, О.М. Шестоперов. Изучение влияния специальных режимов налогообложения на условия развития малого и среднего предпринимательства с 1 января 2003 г. и выработка предложений по дальнейшему улучшению положения. Обзор политики регионов в части введения ЕНВД на своей территории, выбора перечня сфер деятельности и коэффициента К_2. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, май 2004 г.

    Какой подоходный налог в России и кто должен его уплачивать

    НДФЛ — прямой налог, который рассчитывается с разницы между всеми доходами, полученными физическими лицами, и расходами, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством, или налоговыми вычетами.

    Об объектах, попадающих под этот налог, читайте в статьях рубрики по НДФЛ:

    • «Объект налогообложения»;
    • «Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (2019-2020)».

    Плательщики НДФЛ — это физические лица, которые в целях расчета налога делятся на две группы:

    • Резиденты РФ — те, кто получает доход и находится в России не менее 183 календарных дней в течение года без перерыва. Они уплачивают налог в размере 13% от зарплаты (о размере НДФЛ по иным доходам речь пойдет ниже).
    • Нерезиденты РФ — те, кто находится в РФ менее 183 дней и получает доход на ее территории. Размер подоходного налога с их доходов в общем случае составляет 30%. Однако для некоторых видов нерезидентов ставка НДФЛ составляет 13%. К нерезидентам, чьи доходы от основной трудовой деятельности облагаются по ставке 13% относятся ( п.3 . ст. 224 НК РФ):
    • работники из стран ЕАЭС (важный нюанс см. );
    • работающие по патенту;
    • высококвалифицированные специалисты;
    • иностранцы-беженцы или получившие убежище в России;
    • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию;
    • члены экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

    Эксперты К+ подготовили справочную информацию по ставкам НДФЛ в зависимости от резиденства, а также собрали письма Минфина и ФНС, разъясняющие применение ставок НДФЛ в разных ситуациях. Получите бесплатно пробный доступ к системе.

    Сколько процентов от зарплаты и других доходов составляет подоходный налог

    Сколько подоходный налог составит в итоге, зависит от того, по какой ставке подлежат обложению доходы физического лица. Ст. 224 НК РФ предусмотрено 5 процентных ставок НДФЛ:

    • 9% с суммы доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007. Такая же ставка установлена с сумм доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 01.01.2007.
    • 13% НДФЛ с суммы доходов физических лиц (заработной платы, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, доходов от продажи имущества и др.). С 2015 года такая же ставка действует для дивидендов. Базу для налога с дивидендов необходимо рассчитывать, отделяя ее от других доходов, облагаемых по ставке 13%.
    • 15% с сумм дивидендов, полученных физическими лицами — нерезидентами от долевого участия в российских организациях.
    • 30% с сумм всех прочих доходов, полученных физическими лицами — нерезидентами.
    • 35% с сумм выигрышей, призов и участия в любых конкурсах, сумм процентов от вкладов в банках (в части превышения установленных размеров ставки ЦБ РФ), сумм экономии на процентах с полученных кредитов и др.

    С 2015 года действуют особые правила в части уплаты авансовых платежей по налогу с иностранцев, которые осуществляют деятельность на основании патентной системы налогообложения. При получении или продлении патента они должны внести авансовый платеж исходя из суммы 1 200 руб., умноженной на коэффициент-дефлятор, установленный для соответствующего года, и на коэффициент, учитывающий особенности регионального рынка труда. При последующем расчете НДФЛ для такого работника должны быть учтены оплаченные им авансовые платежи.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Коэффициент-дефлятор на 2020 год составляет 1,813. Основание — приказ Минэкономразвития от 21.10.2019 № 684.

    Как уменьшить 13%: налоговый вычет по НДФЛ

    Физические лица — резиденты РФ имеют возможность использовать вычет по налогу для уменьшения дохода, облагаемого НДФЛ. Наиболее широко применяемыми из них являются вычеты, предоставляемые гражданам на детей до достижения ими определенного возраста с дохода до определенной величины.

    Также существуют налоговые вычеты, с помощью которых можно вернуть ранее уплаченные 13% НДФЛ при приобретении имущества, оплате обучения, лечения и т. п. (ст. 218–221 НК РФ). С 01.01.2014 стало возможным получение повторного имущественного вычета, но при одном ограничении: суммарный размер таких вычетов не может превышать 2 млн руб.

    Для возврата из бюджета ранее оплаченных 13 процентов НДФЛ необходимо предоставить в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, обосновывающие получение вычета по налогу. Некоторые виды вычетов можно получить у работодателя.

    О существующих видах вычетов читайте в нашей рубрике «Вычеты (НДФЛ)».

    Изменился ли размер НДФЛ в 2020 году?

    Процент НДФЛ в 2020 году и, соответственно, размер этого налога не изменились. Некоторые изменения в налогообложении имели место в предшествующие периоды.

    Так, изменения 2017 года коснулись платы за независимую оценку квалификации работника:

    • она не попадает под НДФЛ, удерживаемый у работника, если оплачена работодателем (п. 21.1 ст. 217 НК РФ);
    • на ее сумму можно заявить социальный вычет, если она оплачена самим работником (подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

    В 2018 году приняты изменения в п.60 ст. 217 НК РФ, которые позволяют не облагать при соблюдении определенных условий доходы, полученные физическим лицом при ликвидации иностранной компании (закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ). Эти изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.

    Итоги

    Налоговые ставки по НДФЛ в 2020 году не менялись. Последнее изменение налоговых ставок по НДФЛ было в 2015-м, когда была увеличена ставка для доходов в виде дивидендов с 9 до 13%.

    Несмотря на относительное постоянство ставок НДФЛ, в законодательство регулярно вносятся изменения касающиеся порядка исчисления налога, или вводятся новые отчетные формы по налогу и изменяются правила их заполнения.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых налоговое законодательство связывает обязанность субъекта уплатить налог.
    Налоговая база — это численное, количественное выражение объекта обложения. В общем случае налоговая база (НБ) определяется как произведение единицы налогообложения на количество этих единиц. Например, при определении налоговой базы по акцизу при производстве и реализации водки единицей налога является литр 100%-ного этилового спирта, содержащегося в этой продукции, а количество единиц налогообложения (объем реализованной продукции) определяется исходя из хозяйственных операций, произведенных плательщиком акциза за налоговый период, и подтвержденных соответствующими первичными документами.
    Налоговый период — это срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налоговой базы и налогового обязательства (ст. 55 НК). Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период». Отчетный период — это период подведения промежуточных итогов, определения промежуточной величины налогового обязательства, составления отчетности и представления ее в налоговый орган.
    Налоговая ставка — размер налога, приходящийся на единицу налогообложения. Ставка налога еще называется нормой налогообложения, налоговым тари¬фом. Ст. 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    В теории налогообложения выделяют следующие виды налоговых ставок:
    — процентные, устанавливаемые в процентах (например, ставка НДС составляет 18%);
    — твердые, устанавливаемые в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы (например, ставка налога на игорный бизнес составляет 25 000 руб. за один игровой стол);
    — сложные, когда в ставке налога есть процентная и твердая составляющие (например, ставка акциза на сигареты с фильтром составляет 65 руб. за 1 000 штук 18 %, но не менее 20 % от отпускной цены).
    Устанавливая величину налоговых ставок, государство регулирует величину налогового бремени налогоплательщиков.
    Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, уплачивать в меньшем размере, либо уплачивать налог позже установленного срока (ст. 56 НК РФ). Регулирование применения, льгот осуществляется только налоговым законодательством. В Российской Федерации этот порядок определен п. 3 ст. 56 НК.
    Порядок исчисления налога — процесс, в ходе которого происходит установление размеров налогового обязательства по конкретному налогу. Расчет налога осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет суммы налога производится по определенной методике, установленной налоговым законодательством и находящей свое отражение в заполнении соответствующих строк и граф в налоговой декларации.
    Налоговая декларация — представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ст. 80 НК РФ). Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика, в установленные законодательством сроки. Она представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по соответствующей форме на бумажном носителе или в электронном виде. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации
    Порядок уплаты налога — нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет или другому получателю. В Российской Федерации порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК РФ. Согласно этой статье подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налога производится в разовом порядке (всей суммы налога сразу), либо с уплатой в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей.
    Источник начисления налога определяется налогоплательщиком самостоятельно, по правилам бухгалтерского учета.

    Добавить в «Нужное»

    Актуально на: 13 февраля 2020 г.

    Заполняя Титульный лист декларации 3-НДФЛ, гражданин/ИП должен указать, к какой именно категории налогоплательщиков он относится. Причем указывается эта информация в закодированном виде.

    Код категории налогоплательщика в декларации 3-НДФЛ: что означает

    Данный код принимает следующие значения в зависимости от категории плательщика, сдающего декларацию 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@​):

    Категория налогоплательщика в 3-НДФЛ Код
    Физлицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя 720
    Нотариус, занимающийся частной практикой, а также другие лица, занимающиеся частной практикой 730
    Адвокат, учредивший адвокатский кабинет 740
    Арбитражный управляющий 750
    Иное физлицо, декларирующее облагаемые НДФЛ доходы или же представляющее декларацию 3-НДФЛ с целью получения вычетов или с иной целью 760
    Физлицо, зарегистрированное в качестве ИП и являющееся главой крестьянского (фермерского) хозяйства 770

    Т.е., к примеру, обычный «физик» (не ИП), декларирующий доход от продажи квартиры, должен в поле «Код категории налогоплательщика» поставить «760».

    Какая еще информация на Титульном листе 3-НДФЛ указывается в виде кодов

    Кроме кода категории налогоплательщика, на Титульном листе есть и другая закодированная информация. Например, на этом листе декларации нужно указать:

    • код ИФНС, в которую сдается 3-НДФЛ;
    • код страны;
    • код вида документа, удостоверяющего личность плательщика.

    Код ИФНС в 3-НДФЛ

    В этом поле указывается код налоговой инспекции по месту жительства /месту пребывания в РФ налогоплательщика. Именно в эту ИФНС и должна быть представлена декларация 3-НДФЛ.

    Например, при сдаче 3-НДФЛ в ИФНС России № 14 по г. Москве в соответствующем поле декларации нужно поставить код «7714».

    Узнать код вашей ИФНС можно в нашем Бухгалтерском справочнике.

    Код страны в 3-НДФЛ

    В данном поле Титульного листа отражается числовой код страны, гражданином которой является плательщик, представляющий декларацию 3-НДФЛ. Код страны указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (утв. Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст). Так, например, России соответствует код «643».

    Код вида документа в 3-НДФЛ

    Полный перечень кодов вида документа вы найдете в Приложении № 2 к Порядку заполнения 3-НДФЛ, утв. Приказом ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@. К примеру, паспорту гражданина РФ соответствует код «21».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *