Содержание
- Отличие прямых налогов от косвенных
- Прямой налог и косвенный: примеры
- Виды налогов: прямые и косвенные
- Налог с оборота/Налог на добавленную стоимость (НДС)
- Корпоративный налог
- Упрощённая налоговая система для малых и средних предприятий в Украине (Flat-Tax)
- Подоходный налог
- Военный сбор
- Потребительский налог (акцизный сбор)
- Налог на недвижимость
- Налог на автомобиль
- Сроки исчисления и уплаты водного налога
- Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
- Пример расчета водного налога по забору воды
Добавить в «Нужное»
Актуально на: 21 июля 2020 г.
Налоги могут быть классифицированы по различным признакам: в зависимости от уровня установления (федеральные, региональные и местные), категорий плательщиков (физлица и организации), назначения (общие и специальные) и т.д. При этом одной из основных группировок является классификация налогов по способу взимания. Так, налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными. А чем отличаются прямые налоги от косвенных?
Отличие прямых налогов от косвенных
Действующее налоговые законодательство не устанавливает, что налоги бывают прямыми и косвенными. Такая классификация налогов по методу взимания проистекает скорее из их сути и характеристики налогоплательщиков и элементов налогообложения в отношении конкретного налога.
Прямой налог означает, что взимается он с дохода или имущества налогоплательщика и уплачивается им за счет своих средств. Косвенный же налог рассматривается как установление надбавки к цене товаров и услуг, которая уплачивается конечным покупателем.
Прямой налог и косвенный: примеры
Типичными примерами прямых налогов являются налог на прибыль или, к примеру, НДФЛ, а также налог на имущество.
Наиболее явный пример косвенного налога – это НДС.
Виды налогов: прямые и косвенные
Виды прямых и виды косвенных налогов приведем в нашей таблице.
Вид налогов | |
---|---|
Прямой | Косвенный |
|
|
Согласно исследованию PwC, проведенному в 2019 году, по размеру налога с прибыли предприятий Швейцария со своей ставкой 11,35 процентов, при среднем значении в мире 17,1 процента, относится к странам с низкими налогами, уступая первенство только Ирландии. Предприятия, находящиеся в Великобритании, Швеции, Нидерландах, Люксембурге, Германии и Франции, напротив вынуждены платить гораздо больше налогов.
Поскольку у Швейцарии федеральная система налогообложения, в каждом кантоне действует своя действующая налоговая ставка, размер которой варьируется от 11,35 до 17 процентов. На государственном уровне сейчас действует законодательный налог в размере 8,5 процентов для хозяйственных обществ и товариществ, а объединения, фонды и другие юридические лица и инвестиционные фонды до налоговой реформы будут облагаться налогом по ставке 4,25 процента. Дополнительными преимуществами для фирм и частных лиц в Швейцарии являются хорошо налаженное взаимодействие между ведомостями и предприятиями, а также ряд договоров о двойном налогообложении. При ставке НДС на уровне 7,7 процентов Швейцария является самой привлекательной страной Европы.
19 мая 2019 года швейцарские избиратели большинством в 66,4 % приняли Федеральный закон о налоговой реформе и финансировании страхования по старости и на случай потери кормильца («STAF»). Принятие STAF стало новой вехой на пути модернизации швейцарской системы налогообложения и создало для компаний привлекательные налоговые условия, согласованные с устоявшимися международными налоговыми практиками.
Украинское налоговое право, в отличие от немецкого, простое и понятное. На данный момент в целом насчитывают только 34 вида различных налогов, из них 20 – общегосударственные и 14 – коммунальные. Фундаментом налогового права является закон о подоходном налоге, налоге на прибыль и налог с оборота. В следующем кратком обзоре представлена информация о некоторых видах налога.
Налог с оборота/Налог на добавленную стоимость (НДС)
На данный момент ставка налога с оборота составляет 20%. Есть небольшой список товаров, на которые распространяется пониженная налоговая ставка 7%, например, фармацевтическая продукция. Не все предприятия обязаны уплачивать налог с оборота. При обороте более 1 млн. грн. в год, предприятие обязано платить налог с оборота и должно зарегистрировать себя как плательщика налога с оборота, а также подавать соответствующую декларацию об уплате налога с оборота. Есть возможность добровольной регистрации и обложения налогом, если оборот ниже указанной суммы. На товары и услуги, экспортируемые за границу, НДС не распространяется.
Следующие товары и услуги освобождены от уплаты НДС:
- аренда
- банковские услуги и операции
- частные образовательные услуги
- государственные услуги
- импорт с таможенной стоимостью до 150.- Евро.
- страховки
- определённые лицензионные услуги
- ценные бумаги
Корпоративный налог
Корпоративный налог – это налог на прибыль юридических лиц, который украинские и иностранные предприятия отчисляют со своей прибыли. Этот налог обязаны оплачивать украинские или иностранные предприятия, которые ведут в Украине экономическую деятельность, получают прибыль и рассматриваются как налоговые резиденты. Прибыль, полученная за границей, также подлежит уплате данного налога с неё.
Налоговыми объектами считаются предприятия, которые являются налоговыми резидентами в Украине и получают прибыль в Украине и/или за границей. Корпоративный налог должны уплачивать также юридические лица, которые хоть и не являются налоговыми резидентами, но получают прибыль в Украине. На данный момент ставка корпоративного налога составляет 18%. При определённых обстоятельствах применяются другие налоговые ставки.
Прибыль, полученная в Украине предприятиями, не являющимися в Украине налоговыми резидентами, облагается налогом по ставке 15%. Основой для исчисления налога является внутренний и внешний доход предприятия. Прибылью считаются денежные поступления согласно бухгалтерскому учёту.
Кроме того, существуют соглашения о предотвращении двойного налогообложения с другими странами, которые могут диктовать другие правила. Украина заключила такие соглашения с Германией и Австрией.
Упрощённая налоговая система для малых и средних предприятий в Украине (Flat-Tax)
Такие упрощённые налоговые ставки и положения распространяются как на юридические, так и на физические лица. Такой системой налогообложения часто пользуются маленькие частные предприятия. Индивидуальный предприниматель (ФОП), как и юридическое лицо, могут выбрать эту упрощённую систему налогообложения. Это зависит от числа сотрудников на предприятии, размера годичного оборота и вида деятельности. Ниже рассмотрим варианты детальнее.
Существует разделение на 4 налоговые группы, которые должны выполнять следующие условия:
I. Индивидуальный предприниматель (ФОП)
- Нанятые сотрудники: нет
- Оборот: до 300.000.- грн.
- Виды деятельности: розничная торговля и услуги
- Налоговая ставка: максимум до 10% прожиточного минимума в Украине
II. Индивидуальные предприниматели (ФОП)
- Оборот: до 1.500.000.- грн.
- Нанятые сотрудники: от 0 до 10
- Налоговая ставка: максимум до 20% минимальной зарплаты в Украине
- Виды деятельности: розничная торговля, услуги и гастрономия
III. ФОП и юридические лица
- Любое число нанятых сотрудников
- Оборот до 5.000.000.- грн.
- Виды деятельности: все виды деятельности.
- Налоговая ставка:
- для ФОП 3% от доходов, если уплачивается налог с оборота.
- В остальных случаях, 5% (если налог с оборота не отчисляется). Здесь есть право выбора.
- Для юридических лиц: 6%, если налог с оборота отчисляется, и 10%, если нет.
IV. ФОП и юридические лица
- Любое число нанятых сотрудников
- Без ограничений по обороту
- Виды деятельности: сельское хозяйство
- Налоговая ставка: 0,19 до 6,33%
Подоходный налог
Это налоги, которые физические лица платят с доходов, независимо от того, являются ли они налогово-правовыми резидентами. Налоговая ставка составляет 18%. Исключением считаются выплаты с дивидендов предприятия. Здесь налоговая ставка составляет 5%.
Основой для исчисления налога является доход, полученный как в Украине, так и за её пределами. Резиденты платят подоходный налог с внутреннего и внешнего дохода. Нерезиденты платят подоходный налог со всех доходов, полученных в Украине. В этой ситуации применяется Соглашение о предотвращении двойного налогообложения.
Украина заключила Соглашения о предотвращении двойного налогообложения с 65 странами. Среди них Германия и Австрия.
Военный сбор
Военный сбор составляет 1,5% и взимается как с резидентов, так и с нерезидентов. Военный сбор взимается с зарплаты, выручки и определённых других частных сделок, таких как продажа недвижимости и.т.д.
С резидентов взимается военный сбор со всех доходов. Нерезиденты оплачивают его только с доходов, полученных в Украине.
Потребительский налог (акцизный сбор)
Этот налог распространяется на определённые потребительские товары, как сырьё, бензин, дизель, алкоголь, табачные изделия, энергия и т.д. Размер соответствующей налоговой ставки исчисляется по формуле для соответствующей товарной группы согласно Налоговому кодексу Украины.
Налог на недвижимость
Платить налог на недвижимость обязаны физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты. Следует различать налог на строения и земельные участки.
Налог на строения
Налог на недвижимость исчисляется, исходя из квадратного метра площади жилой или коммерческой недвижимости, начиная с определённой установленной квадратуры.
Налоговая ставка на строения устанавливается местными властями. На данный момент максимальный размер составляет 3% минимальной заработной платы за 1 кв.м. общей площади жилой или коммерческой недвижимости. Дополнительная ставка в размере 25.000,- грн. распространяется на квартиры площадью более 300 m² и дома площадью от 500 m².
Земельные участки
Налог на недвижимость платят физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты, являющиеся владельцами земельных участков. Налоговая ставка на владение земельным участком также устанавливается местными властями. При этом налоговая ставка налога на владения земельным участком не должна превышать 3% стоимости земельного участка. Для сельскохозяйственных земельных участков и земельных участков общего пользования максимальная налоговая ставка составляет 1% стоимости земельного участка.
Налог на автомобиль
Налог на транспортное средство платят юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, имеющие в Украине собственные транспортные средства. Налоговая ставка установлена по единому тарифу в размере 25.000,- грн./год. Налог на автомобиль оплачивают только владельцы легковых автомобилей, не старших 5 лет и стоимость которых превышает 375 минимальных заработных плат.
Сроки исчисления и уплаты водного налога
Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.
Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).
Узнайте, куда нужно платить водный налог и в какую инспекцию сдавать отчетность, из справочника от КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе.
О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)».
Куда уплачивают и как рассчитать водный налог
Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.
Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:
- забору воды;
- использованию акватории (исключая лесосплав);
- использованию гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплаву.
Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.
Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.
Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.
Полный перечень ставок водного налога есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в справочник.
Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:
- при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
- отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
- заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.
При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.
Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.
Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.
О ставках, действительных для 2020 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2020 год».
Пример расчета водного налога по забору воды
Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2020 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2020 года.
В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:
360 000 — 320 000 = 40 000 куб. м.
Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:
1. По объему в пределах лимита налог составит:
320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 = 221 760 руб.,
где:
320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.
2. По объему сверх лимита налог составит:
40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,31 × 5 = 138 600 руб.,
где:
40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;
300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;
2,31 — коэффициент, применяемый к ставке для 2020 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;
5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.
Таким образом, за 1-й квартал 2020 года организации в срок до 20.04.2020 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:
221 760 + 138 600 = 360 360 руб.
Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.