Налоги в норвегии

Налоговые системы скандинавских стран (Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии) заслуженно считаются классическим примером для стран с высокоразвитой рыночной социально-ориентированной экономикой. Одной из наиболее ярких особенностей налоговых систем этих государств является то, что приоритетное значение в наполнении бюджетов разных уровней занимает подоходный налог. На его долю приходится до 50 % доходной части бюджета. Соответственно, и ставки этого налога значительно выше чем, например, на Украине и колеблются в пределах 30—60 %. При этом применяется прогрессивная система налогообложения, то есть ставка подоходного налога находится в прямой зависимости от размера доходов.

Еще одной особенностью взимания подоходного налога в скандинавских странах можно назвать распределение этого налога по нескольким уровням — сначала взимаются местные (муниципальные налоги), а потом — государственные. В некоторых странах (например, в Финляндии и Дании) дополнительно взимается также и церковный налог. Следует отметить, что ставки местного налога внутри страны устанавливаются на фиксированном уровне, а государственного — по прогрессивной схеме.

Определение плательщиков налога

Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году. Резиденты Швеции обязаны уплачивать национальный и муниципальный подоходный налоги на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты — только с доходов, полученных на территории Швеции. Резиденты Швеции, выезжающие за рубеж на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Нерезиденты Швеции уплачивают налоги с доходов, полученных из шведских источников, а также доходов от операций с недвижимым имуществом, оплаты предоставленных услуг, пенсий и некоторых видов дохода на капитал.

Размер налоговой ответственности в Дании зависит от статуса налогоплательщика (резидента или нерезидента) и от источника получения дохода. Кроме граждан, проживающих постоянно на территории Дании, к резидентам относятся физические лица, находящиеся на территории страны в течение полных 6 месяцев, даже если они не имеют постоянного жилья. Резиденты выплачивают налог со всего дохода, полученного как в стране, так и за ее пределами, нерезиденты — только с доходов, полученных на территории Дании.

В Норвегии физическое лицо, которое фактически присутствует либо намеревается присутствовать на территории страны более 6 месяцев, для целей налогообложения считается налоговым резидентом со дня прибытия. Граждане Норвегии и иностранные граждане, имеющие статус резидента, обязаны уплачивать как национальные, так и местные налоги со всего дохода, полученного в стране и за ее пределами. Нерезиденты имеют налоговую обязанность только по доходам, полученным из норвежских источников. Полное налоговое освобождение гарантируется только для тех лиц, которые являются резидентами государства, имеющего налоговое соглашение с Норвегией, при условии фактического присутствия на ее территории в течение менее чем 183 дней в налоговом году. Это положение может быть выполнено, если иностранный гражданин нанимается юридическим лицом — налоговым резидентом страны, по международному договору с которой у Норвегии есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Если иностранец нанят на работу норвежским предприятием, то он считается налоговым резидентом Норвегии со дня прибытия в страну. Выделяются две группы налогоплательщиков: одинокие граждане и граждане, имеющие 1-го и более иждивенцев на содержании. Соответственно, для них устанавливаются различные ставки подоходного налога.

Физическое лицо, находящееся на территории Финляндии более чем 6 полных месяцев, считается резидентом этой страны для целей налогообложения. В Финляндии для уточнения принципа резидента учитывается, имеет ли лицо постоянное жилье или иное имущество на ее территории. Граждане Финляндии, эмигрирующие из нее, считаются как минимум еще 3 года резидентами страны, если не было произведено официальное уведомление властей о том, что они не имеют никаких существенных уз, соединяющих его с Финляндией. Граждане Финляндии и иностранные граждане, имеющие статус резидента, обязаны платить как государственные, так и местные налоги со всего дохода, полученного в стране и за ее пределами. Нерезиденты имеют налоговую обязанность только относительно доходов, полученных от финских источников.

Ставки

Доход физических лиц в Швеции облагается муниципальным налогом по ставке приблизительно 32 %. Доход, превышающий установленную сумму, облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) — 57 %. Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30 %. Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее 6 полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25 % должен быть удержан работодателем при оплате произведенных в Швеции работ и услуг.

В Дании подоходный налог включает в себя государственный, муниципальный и церковный налоги. Средняя ставка муниципального и церковного налогов в сумме составляет 29,5 %. Ставка государственного налога дифференцирована в зависимости от дохода и устанавливается в размере от 5 % до 15 %.

В Финляндии подоходный налог взимается также на двух уровнях. Ставка муниципального налога установлена на уровне 15 % и 20 %, в зависимости от местных законодательных актов. Налоги также уплачивают прихожане Финской Церкви по ставке 1-2 %. Дополнительно с граждан взимаются следующие налоги: взносы в социальные фонды по ставке 1,9 %, в пенсионный фонд — 4,3 % и 1,5 % в фонд занятости. Суммы, уплаченные в социальные фонды и в фонд занятости, полностью вычитаются из налогооблагаемой базы. Государственный подоходный налог уплачивается по прогрессивным ставкам, дифференцированным от 7 % до 39 % в зависимости от уровня дохода. Подоходный налог рассчитывается и взимается с заработной платы работника работодателем. Недоплаченный налог удерживается дополнительно, а переплаченный — возмещается. Нерезиденты уплачивают налог на финские источники дохода по ставке 28 % на дивиденды, авторские гонорары, проценты, а на заработную плату и пенсии — 35 %.

Ставка муниципального налога в Норвегии равна 21 % плюс 7 % — налог в фонд уравнивания, который выплачивается с сумм чистого дохода, превышающих установленную сумму для каждой из категорий плательщиков. Национальный налог также имеет две ставки: 9,5 % и 13,7 %, применяемые в зависимости от уровня доходов. Полученный доход может быть уменьшен на суммы фактически подтвержденных затрат, но не более 20 % от всего полученного дохода. Также вычитается не облагаемый подоходным налогом минимум.

Особенности подачи деклараций

В Дании годовая налоговая декларация должна быть подана в налоговые органы по месту проживания не позднее 31 мая года, следующего за отчетным годом. Если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, то крайний срок подачи декларации — 30 июня. Подоходный налог уплачивается авансовыми платежами в течение налогового года на основании предварительной налоговой регистрации. В зависимости от даты подачи декларации о доходах местный налоговый орган высылает налоговое извещение о сумме, причитающейся к уплате до мая или августа. Суммы, уплаченные сверх причитающегося налога, возмещаются с дополнительным процентным начислением в размере 4 % в сроки направления извещения налоговыми органами.

Начиная с 1996 года в Финляндии подачу налоговых деклараций необходимо осуществлять в течение 6 месяцев до окончания календарного года, в конце которого заканчивается соответствующий отчетный период. Налог уплачивается авансовыми платежами в течение отчетного года. По окончании отчетного года недоплаченные суммы налога подлежат возмещению в бюджет двумя платежами (в рассрочку).

В Норвегии налоговые декларации должны быть поданы не позднее 31 января года, следующего за годом, в котором был получен этот доход. Индивидуальным предпринимателям и работодателям необходимо получить карточку налоговых отчислений для того, чтобы в ней указать суммы налогов, удержанных из заработной платы работников. Эту процедуру работодатель выполняет каждые два месяца. Окончательные расчеты по налогам производятся в начале следующего налогового года, когда суммы, уплаченные свыше, возмещаются, а недоплаченные — вносятся дополнительным платежом.

Для большей части граждан Швеции срок подачи деклараций установлен в августе. Налоговое извещение о сумме, подлежащей уплате, присылается из налоговых органов в сентябре. Сумма недоплаченного налога взыскивается работодателем бесспорным путем из заработной платы работника за первые месяцы следующего года. Налоговые извещения хранятся еще пять лет, соответственно, возможны корректировки для получения возмещения излишне уплаченных сумм налогов.

Что платят физлица

Основной налог, который взимается с физических лиц в стране — НДФЛ. Подоходный налог в Норвегии обязаны уплачивать все — граждане государства, мигранты, лица без гражданства, которые занимаются какой-либо оплачиваемой деятельностью на территории данного государства. Требование относительно обязательной уплаты распространяется как на трудоустроенных лиц, получающих заработную плату, так и на самозанятых граждан, которые работают самостоятельно (занимаются творческой деятельностью, имеют частную практику и так далее).
Подоходный налог в Норвегии изначально был установлен в размере 27%, однако в 2016 и 2017 годах наблюдается постепенное снижение ставок. Так, в 2016 году процент снижен сразу на 2 пп, до 25% от суммы годового дохода. В следующем, 2017 году, налоговая ставка была еще немного снижена, и на текущий момент подоходный налог в Норвегии для физических лиц составляет 24%.
Если годовой доход гражданина составляет менее 164,1 тысячи крон, действует нулевая ставка. Для доходов, превышающих минимальный уровень, установлена прогрессивная ставка подоходного налога — чем выше уровень дохода плательщика, тем большая сумма вычета применяется к его доходам. В настоящее время в Норвегии действует четырехступенчатая шкала по начислению дополнительных процентов на ставку подоходного налога.
Помимо указанного выше общеобязательного платежа, нужно вносить социальный сбор, ставка которого установлена в размере 8,2 процента.
Если годовой доход физлица не превышает 55 тысяч шведских крон, то такое лицо освобождается от уплаты социального сбора. Следует отметить, что действующее норвежское законодательство одновременно с установлением достаточно высоких налоговых ставок для населения, предусмотрело возможность применения определенных льгот (помимо тех, которые были указаны выше). Чтобы воспользоваться ими, необходимо соблюсти все установленные законодательством требования и предоставить соответствующие подтверждения в налоговую службу.
Льготы могут быть предоставлены матерям и отцам-одиночкам, родителям с детьми до 12 лет, морякам, людям, содержащим супруга/супругу с низким доходом (или нетрудоспособного), заемщикам и так далее. Кроме того, установлены дополнительные налоговые льготы для молодежи в возрасте до 22 лет.

Рассматривая специфику государственного регулирования в Норвегии необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

Существующие в Норвегии государственные компании являются достаточно мощными и активно используются как своеобразные «локомотивы» в отдельных отраслях экономики.

Доля государственного потребления в Норвегии — 22%. К сфере государственного потребления принадлежат образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, поддержка социального порядка, оборона и т.п. Социальная сфера имеет необычайно высокий уровень развития (кроме того, что большая часть социальных услуг в стране бесплатные, они очень разнообразны по формам и доступны всем гражданам).

Приблизительно каждый третий норвежец принадлежит к числу государственных работников и служащих их часть составляет в Норвегии — около 30%. Это наибольшие масштабы занятости в государственном секторе экономики среди развитых стран.

Причины наличия такого мощного государственного сектора и четкой социальной направленности государственной политики в Норвегии состоят в том, что социально-экономическое и политическое развитие стран Северной Европы в послевоенный период основывался на идеях социал-реформизма и создания «государства всеобщего благополучия».

Сущность состояла в достижении стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и «полной занятости» на базе развития смешанной экономики (т.е. всех форм собственности: частной, государственной, кооперативной и др.). Еще одна важная цель состояла в выравнивании доходов различных социальных групп общества Скандинавских стран при помощи разных рычагов государственного управления, в частности, налоговых (как уже отмечалось, в этих странах традиционно высокий уровень как корпоративного, так и личного налогообложения) и трансфертных (в регионе существует наиболее развитая среди стран-членов ОЕСР система различной помощи и дотаций разным категориям своих граждан).

Таким образом, в Норвегии и других Скандинавских странах для построения «государства всеобщего благополучия» необходимостью считают активнейшее участие государства в решении всех социально-экономических вопросов. Другим важнейшим условием является создание консенсуса из основных проблем общественного развития. Консенсус формируется на базе постоянного переговорного процесса между представителями трех политически значимых сил: союзов предпринимателей, профсоюзов и представителей государственной власти. Конкретно это выражается в практике заключения коллективных договоров про условия оплаты труда и социальные льготы в различных отраслях, в консультациях государственных чиновников с профсоюзами и предпринимательскими объединениями практически по любому важному вопросу. В некоторых зарубежных публикациях национальные хозяйства региона называют «экономическими соглашениями».

Кроме прямого участия государства в социально-экономическом развитии в Норвегии, как и во всех других развитых странах, существуют непрямые методы регулирования при помощи мероприятий денежно-кредитной политики на основе использования элементов как неокейнсианства, так и неоконсерватизма.

Развитие экономического программирования и прогнозирования в промышленности, научно-технической, региональной, торговой, валютной политики дает предпринимательскому сектору среднесрочные и долгосрочные ориентиры, знание которых необходимо для разработки эффективной бизнес-стратегии.

Одними из составляющих финансовой системы Норвегии являются резервный фонд, пенсионный фонд, культурный фонд.

Размер резервного фонда Норвегии на 1 января 2011 года составил 545,73 млрд. долларов США.

Политика инвестирования средств: облигации 35% (50% Европа, 35% США и Канада, 15% Азия), акции 60% и 5% недвижимость.

Доходность размещения средств в 2010 г. составила 9,60%. Отношение к ВВП в 2010 г. ? 93%. Расходование средств фонда на альтернативную энергетику, различные социальные программы и пенсионное обеспечение. Информационная политика — открытая.

Государственный пенсионный фонд Норвегии является одним из крупнейших инвестиционных фондов Европы. Целью его создания являлось формирование прозрачной и самостоятельной структуры для накопления и инвестирования доходов государства от продажи нефти, которые должны помочь гражданам страны в старости. Взносы в фонд зависят от доходов Норвегии на нефтяном рынке. По сути дела, этот механизм позволяет долгосрочно инвестировать сегодняшние доходы, чтобы в будущем распределять их между пенсионерами.

Объем фонда в конце 2010 года достиг 3,1 триллиона норвежских крон (395 миллиардов евро):

Рисунок 1?Объем пенсионного фонда Норвегии 1998-2010 гг.

В конце 2010 года инвестиции в акции составили 61%, в облигации — 39%. Фонд инвестирует активы глобально и не использует для этого местный рынок. Географически 50% инвестиций в акции размещено в Европе, 35% — в Северной Америке и 15% — в Азии. По секторам 21% инвестиций в акции связан с финансами, 14% — с промышленностью, 12% — с розничной торговлей, 11% — с нефтью и газом, 9% — с сектором материалов. (Остальные 26% распределяются между секторами технологий, обслуживания, здравоохранения, коммунальных услуг). Фонду не разрешается инвестировать напрямую в ценные металлы, нефть и на товарных рынках.

Годовые расходы на управление государственным пенсионным фондом Норвегии составляют 2,96 миллиарда норвежских крон (380 миллионов евро). Большая часть этих расходов (48%) составляет плата за инвестиционные мандаты, выданные NBIM (в т.ч. плата за успех). Иные расходы: платы за хранение активов, инфотехнологические и юридические услуги (19%), расходы на персонал NBIM (13%) и общие расходы (7%). Несмотря на объем фонда, расходы на управление им составляют всего 0,11% от его объема.

Культурный фонд Норвегии (норв. Norges kulturvernforbund) ? ассоциация 19 неправительственных организаций работающих в области сохранения исторического и культурного наследия Норвегии.

Ассоциация способствует повышению в норвежском обществе интереса к своей истории и культуре, поддержке начинаний по сбору и сохранению культурного наследия.

В область интересов общества входят как элементы культуры древнейших времён, так и современные культурные ценности, принадлежащие различным слоям населения и этническим группам.

В общей сложности членами ассоциации являются 1400 групп, объединяющие до 190 тысяч членов.

Фонд был образован в 1994 году. Ныне в него входят: Норвежский железнодорожный клуб, Норвежская генеалогическая ассоциация, Ассоциация «Берег», Норвежская ассоциация по сохранению древних памятников, Норвежская историческая ассоциация, Лига исторических автомобильных клубов, Национальная ассоциация краеведения, Национальная ассоциация краеведения в образовании, Национальная ассоциация местных и частных архивов, Национальный музейный совет, Норвежская ассоциация маяков, Норвежская автобусная ассоциация и другие.

Section 6. Finance law

Environmental taxes on the example of Norway

Keywords: environmental taxes, energy taxes, transport taxes, pollution taxes, resource taxes.

Бархударова Маргарита Романовна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», студентка магистратуры факультета права E-mail: barkhudarova.margarita@mail.ru

Экологические налоги на примере Норвегии

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные экологическим налогам в Норвегии. Более подробно автор освещает четыре категории экологических налогов: энергетические налоги, транспортные налоги, налоги на загрязнение окружающей среды и ресурсные налоги.

Ключевые слова: экологические налоги, энергетические налоги, транспортные налоги, налоги на загрязнение окружающей среды, ресурсные налоги.

Мир не стоит на месте: меняется климат, при- экологии планеты видимый отпечаток, нашла рода, развивается наука, промышленность. Вме- свое отражение в положениях Киотского протесте с тем меняется и окружающая среда. Ни для кола к Рамочной конвенции ООН об изменении кого не секрет, что сейчас наша планета испыты- климата. Финансовое регулирование экологиче-вает процесс глобального потепления. В большей ского вопроса со стороны государства находит степени происходит это из-за того, что в первую свое выражение в применении особых инстру-очередь люди думают о своей выгоде, ставя «здо- ментов, какими могут являться: ровье» планеты на второе место. Проблемы за- • экологические налоги, введенные для изме-грязнения окружающей среды уже давно пере- нения цент и, таким образом, политики потреби-стали быть вопросом одного государства. Страны телей и производителей;

всего мира борются с данным процессом. Необ- • торговые разрешения, введенные для сни-

ходимость решения вопроса экологической без- жения выбросов (квоты на выбросы CO2, квоты

опасности государств и создание механизма, ко- на вылов рыбы;

торый будет уменьшать и сдерживать негативное • экологические взносы, введенные чтобы по-

влияние выбросов в слои атмосферы, наносящих крыть расходы на экологические службы;

• экологические субсидии и льготы, созданные для стимулирования развитий новых технологий с высоким уровнем защиты окружающей среды;

• схемы ответственности и компенсации, цель которых — обеспечить возмещение последствий опасной деятельности .

Одним из самых эффективных способов защиты окружающей среды является построение налоговой системы таким образом, чтобы простимулировать общество в использовании щадящих для природы технологий применяя, в том числе, усиление налоговой нагрузки на загрязняющие производства. Платежи, выплачиваемые такими производствами, называются экологическими налогами.

Стоит сделать акцент на самом термине «экологический налог». Мы привыкли, что название налога отражает объект налогообложения, например, налог на прибыль, налог на имущество физических лиц. Однако когда речь заходит об экологическом налоге, мы теряемся в догадках. Связано это с тем, что в разных странах под данным термином понимаются разные налоги, установленные государством, так, например, в Норвегии существует налог на выброс углекислого газа, налог на оксиды азота и сборы за территорию для того, чтобы способствовать эффективному и быстрому освоению потенциальных месторождений, а также чтобы продлить срок службы уже существующих, в США существует налог на очистку нефтяных пятен на водоемах, налог на энергоносители в Нидерландах и т. д.

Директорат по налогам и таможенным сборам Норвегии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения:

• энергетические;

• транспортные;

• платежи за загрязнения;

• платежи за размещение отходов;

• налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям;

• налог на шумовое воздействие;

• платежи за пользование природными ресурсами .

Из данного перечня возможных платежей можно сделать вывод о том, что термин «эколо-

гические налоги» не раскрывает объект налогообложения. Данный термин является собирательным для всех платежей, целью которых служит защита окружающей среды. Особенностью данного налога является то, что в его состав входят несколько объектов обложения. Стоит отметить, что объекты имеют разную экономическую и правовую природу. Так, например, объектом налога на выброс двуокиси углерода является двуокись углерода, объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые и т. д. В данном примере налог на выброс двуокиси углерода имеет природу экологических платежей, в то время как налог на добычу полезных ископаемых имеет природу, характерную для рентных платежей- платежей за пользование недрами, однако оба налога являются экологическими .

Так как в разных странах существуют разные налоги, Евростатом было выделено четыре основных категории налогов, связанных с защитой окружающей среды. Это было сделано с целью унификации и возможностью проведения сравнительного анализа таких налогов. Выделяют следующие основные категории:

• энергетические налоги;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• транспортные налоги;

• налоги на загрязнение окружающей среды;

• ресурсные налоги.

Энергетические налоги. Данная группа налогов включает налоги на энергетические продукты, которые используются как для передвижных так и для непередвижных целей. Самым важным налогом в передвижных целях считается бензин и дизель. Энергетическими продуктами в непередвижных целях являются нефтяное топливо, природный газ, уголь и электричество. Налоги на углекислый газ включаются в группу энергетических налогов, а не в группу налогов на загрязнение окружающей среды, по нескольким причинам. Чаще всего они связаны с другими энергетическими налогами и не могут быть разделены в национальных счетах государства. Другой причиной является то, что данный вид налогов может заменять какой-либо энергетический налог. Если обратиться к ранее приведенной мною классификации экологических налогов, данной

Директоратом по налогам и таможенным сборам Норвегии, можно заметить, что классификация является более подробной. Связано это с тем, что Норвегия уделяет большое внимание проблеме загрязнения окружающей среды и предпринимает все необходимые меры для ее улучшения. В связи с этим, упомянутые мною выше причины отнесения налога на выброс углекислого газа в группу энергетических налогов являются неактуальными и в Норвегии разделение таких налогов по разным группам является возможным. По аналогии с налогом на выброс углекислого газа также можно рассмотреть и налог на выброс оксида серы. По унифицированной классификации Евростата он также относится к группе энергетических налогов. В связи с этим образовалась «традиция» северных стран, согласно которой данные налоги относят к группе энергетических .

Транспортные налоги. Данная группа налогов в большинстве случаев связана с правом собственности и использованием автотранспортных средств. Налоги на другие транспортные средства, например самолет, яхта, и похожие транспортные услуги, например постоянно курсирующий чартер или рейс, предусмотренный расписанием), также включаются в данную группу, если они соответствуют общему определению налогов, связанных с защитой окружающей среды. Транспортный налог может быть как единовременным в случае с импортом или продажей транспорта, так и ежегодным, например налог с владельцев транспортных средств. Налог на бензин, дизельное топливо и другие транспортные горючие включены в группу энергетических налогов.

Налог на загрязнение окружающей среды. В данную группу входят налоги на измеренные или предполагаемые выбросы в воздух и воду, а также на твердые отходы и шум. Исключением из правил является налог на углекислый газ, который включается в группу энергетических налогов. Как упоминалось ранее, данная классификация была создана Евростатом, а так как Королевство Норвегия в Евросоюз не входит, данная классификация не всегда полностью соответствует ее налоговой системе. В связи с этим следует отметить, что Директорат по налогам и таможенным

сборам Норвегии выделяет другие группы, где платежи за размещение отходов и налог на шумовое воздействие являются отдельными группами.

Ресурсные налоги. Ресурсные налоги — это налоги на извлечение природных ресурсов, кроме нефти и газа, так как платежи данного вида имеют рентный характер. Данная группа налогов ставит перед собой определенные проблемы. Нет точного ответа на вопрос- наносится ли ущерб природе при извлечении природных ресурсов, однако в общей практике принято считать, что извлечение природных ресурсов может привести к загрязнению и почвенной эрозии. Интересен тот факт, что в Норвегии вообще не существует такой группы. Директорат Норвегии выделяет платежи за пользование природными ресурсами, однако в эту группу входит налог на добычу полезных ископаемых, что Евростат выносит за рамки данной группы.

Еще одной особенностью экологических платежей является их функция. Большинство ученых в данной области считают, что основная идея применения налоговых инструментов-это попытка установить зависимость между суммами отчислений предприятий в бюджеты и степенью вреда для окружающей среды, наносимыми этими предприятиями. Экологические платежи принято считать фискальным инструментом, так как чаще всего, их роль- это увеличение дохода бюджетов. То, что фискальная роль данных платежей в Норвегии велика, очевидно и бесспорно. Любой налог также может играть и регулирующую функцию, и считается, что фискальная функция все же превалирует над регулирующей. Однако, на мой взгляд, особенностью экологических налогов в Норвегии является то, что такие налоги в первую очередь выполняют регулирующую функцию. Это значит, что цель налогов в данном государстве не получить как можно больше дохода в казну, а оказать воздействие на какие-либо процессы, если за природные ресурсы приходится платить достаточно много, то у потребителя возникают стимулы к их рациональному использованию. Стоит заметить, что в Норвегии сильно развито животноводство, оно дает около 80% от всей продукции сельского хозяйства, а также Норвегия занимает 12 место

по уровню вылова рыбы. Именно поэтому государству так важно сохранить экологию своей местности. Для подкрепления точки зрения автора также следует отметить, что налоговой базой по экологическим налогам выступают именно сами загрязняющие вещества, и если следовать логике государства, оно устанавливает налоги с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ и отходов, благодаря чему уменьшается налоговая база по данным видам налогов и бюджет Норвегии получит меньше доходов. Получается, что эффективность налога тем выше, чем меньше поступления от его взимания. Это говорит о том, что в Норвегии экологические налоги выполняют больше регулирующую функцию, чем фискальную.

Одним из важных принципов функционирования налоговой системы является нецелевой характер налога. Это означает, что при уплате налога налогоплательщик не знает на какие цели пойдут

средства, которые он уплачивает. Однако, по мнению автора, суть экологических налогов состоит в возмещении ущерба, причиненного природе, а значит, средства, полученные при взимании их в качестве налогов, должны идти на мероприятия по улучшению экологической ситуации в стране. То есть характер экологических налогов является целевым. Когда в 2012 году в Норвегии стоял вопрос о снижении налога на топливо, норвежцы поддержали данную идею, однако после того, как было заявлено, что данный вид налога будет идти на определенные мероприятия по сохранению природы, многие изменили свое мнение. Дело в том, что жители Норвегии доверяют своему государству и проводимой им политике, и хотят не только поддержать, но и улучшить уровень экологии своей страны. Это, безусловно, заставляет всех нас задуматься о том, что мы можем сделать для нашей планеты.

Список литературы:

Сколько и какие налоги платить?

Норвегия отличается относительно высокой стоимостью прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относятся подоходный налог и налог на имущество. Косвенные налоги включают НДС, который взимается по ставке от 12 до 25% на большинство товаров и услуг.

Подоходный налог, как правило, вычитается непосредственно из заработной платы работников их работодателем, и включает в себя взносы в фонд социального страхования. Работодатели также вносят вклад в фонд социального страхования от имени своих работников.

Если вы собираетесь работать в Норвегии, вам будет необходимо зарегистрироваться в качестве налогоплательщика, подписать трудовой договор в местном налоговом офисе и заполнить заявление на для иностранных граждан. Налог уплачивается за текущий годовой доход, согласно годовой налоговой декларации. Ставки налога зависят от уровня дохода, а также пособий, но обычно, составляют около трети валового дохода.

Существуют специальные механизмы начислений налогов, для людей, которые работают в Норвегии в течение менее шести месяцев, подробную информацию о которых можно получить в налоговом управлении. Налоговые ставки в диапазоне от 28 до 47,8%. (Германия, Нидерланды, Бельгия и Швеция, имеют более высокие налоги). Стандартный подоходный налог составляет 28 процентов (24,5% для тех, кто живет в северных губерниях Финнмарк и Норд-Тромс).

Благодаря сильной экономике Норвегии, вы можете быть уверены, что вы получите бесплатное медицинское обслуживание, образование, пенсию, отпуск и льготы в области занятости, если вы живете в Норвегии.

Норвежский налоговый год начинается 1 января. Помните, что даже не норвежские граждане, не резиденты облагаются налогом на их норвежский доход. Не резидентов (иностранцев) в Норвегии относятся к классу 0, облагаются налогом по ставке 28%. Применяются специальные правила для тех, кто жил в Норвегии менее шести месяцев, и иностранным гражданам предоставляется скидка на налоги в течение первых двух лет пребывания в Норвегии. Норвежские резиденты облагаются налогом на доходы по всему миру, но существуют соглашения об избежание двойного налогообложения с Великобританией, США и другими странами. Корпоративный налог-это 28 процентов, и бонусы на работе облагаются налогом в 50%. НДС (Налог на Добавленную Стоимость) 25 процентов для большинства покупок, 14% (продукты питания и напитки в магазинах), и 8 процентов (транспорт). Вы не платите налог, если вы выиграете в лотерею.

Ваш работодатель в Норвегии, обязан удерживать налоги из вашей зарплаты. После того как вы нашли работу в Норвегии вы несете ответственность за получение налоговой карточки из местной налоговой инспекции. Ваш работодатель, и налоговая служба могут помочь вам в этом процессе. Они предоставят всю необходимую информацию о том, что необходимо сделать. В налоговой карточке указано, какой процент от вашего дохода вы должны заплатить (в зависимости от заработной платы). Если вы начнете работать, без налоговой карточки, ваш работодатель обязан отчислять 50% налога. Если вы слишком много заплатили, налог должен быть пересчитан, и вы получите возврат весной или осенью следующего года, когда налоговый период завершен.

Декларирование личных налогов является весьма организованным, систематизированным и простым процессом. Если вы находитесь в Норвегии, вы должны принести налоговую декларацию в налоговый орган для сведения и оценки вашего дохода, активов и долговых обязательств. Вы должны подать декларацию не позднее 30 апреля, если, ранее. не запросили отсрочки подачи заявления. Если вы не согласны с оценкой, вы можете внести коррективы с подтверждающими документами и отправить их до 30 апреля — крайний срок. Налоговые платежи, должны быть оплачены в последний день мая. Если вы работаете по найму, бухгалтерия вашей компании подскажет вам, какие документы вам нужны.

Подачу декларации, теперь можно сделать онлайн. это быстрее и проще. Если вы являетесь владельцем бизнеса, вы должны зарегистрироваться в brreg.no, и обратитесь в налоговую инспекцию для определения суммы платежей по налогу. Если вы иностранный бизнесмен, вы должны обратиться в центральный Офис. (Skattetaten; skatteetaten.no).

Любой, кто занимается бизнесом в Норвегии, должен информировать налоговые органы о своих доходах, богатствах. Это делается путем заполнения налоговой декларации в марте/апреле в следующем году за доходы в прошедшем году. Если вы иностранный бизнесмен, вы получите возврат налогов из центрального Офиса (Skattetaten) в феврале. Бумажная копия налоговой декларации для предпринимателей должны представляться к 31 марта, или она может быть заполнена на сайте до 31 Мая. После того как вы получите налоговую декларацию, вы можете подать апелляцию, если вы считаете, что она неправильно составлена. Уведомление приходит в октябре.

Если вы занимаетесь индивидуальной трудовой деятельностью, предприниматель или собственник бизнеса, налогообложение будет сложнее. В этом случае, вам необходимо найти норвежского бухгалтера, Вы можете найти местных налоговых консультантов в Норвегии через поиск в Интернете, или связавшись с бухгалтерскими фирмами. Если вы выберете последнее, будьте готовы платить более высокие цены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *