Содержание
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Налог как государственное установление
(Кипсапямова С. С., доцент)
Тема 1. Налог как государственное установление.
I. Понятие налога и его признаки
II. Элементы налога
III. Виды налогов и их функции
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
I. Налоги являются основным источников средств для содержания государства.
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок.
Для того, чтобы выяснить сущность налога нужно рассмотреть признаки налога. Налог представляет собой сложное, многогранное явление, которое является одновременно материальной, экономической категорией.
Материальным признаком налога выступает то, что он выражает определенную сумму денег либо определенные количество вещей, которое налогоплательщик обязан отдать государству.
К юридическим признакам налога относятся:
1) установление налога государством;
2) существование налога только в правовой форме;
3) установление налога надлежащим органом и актом, надлежащей правовой формы (признак законности налога);
4) принудительный характер налога;
5) налог является обязательным платежом;
6) уплата налога является юридической обязанностью;
7) порождение налогом стабильных финансовых обязательств;
8) правомерность изъятия денег;
9) обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности;
10) наличие государственного контроля за уплатой налога.
К экономическим признакам налога относятся следующие:
1) налог выступает в качестве платежа государству;
2) безвозвратность;
3) безэквивалентность;
4) стабильный характер налоговых отношений;
5) наличие объекта обложения;
6) определенность субъекта налога;
7) определенность размера налога;
8) фиксирование сроков уплаты;
9) налог является доходом государства;
10) смена формы собственности при уплате налога.
1. Только государство может ввести режим налогообложения граждан, обязывая их отдавать суммы денег. В РК обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан.
Налог — это продукт одностороннего волеизъявления государства. В соответствии с Указом Президента, имеющий силу Закона от 02.11.1995 г. «О республиканском референдуме» предметом референдума не могут быть вопросы бюджетной и налоговой политики. Парламент, является тем местом, где голос народа звучит громче всего, но он не является общественным реформированием граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. Субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган.
2. Налог всегда существует только в правовой форме.
Для современного государства наличие правовой формы налога совершенно очевидно — налог невозможно вести, не издав закона, указа, декрета и т.д. Налог устанавливается нормативным правовым актом (индивидуальный правовой акт здесь не пригоден, т.к. разовых налогов не существует).
3. Налог — это законно установленный платеж.
Кто платит налог?
Плательщиками налога являются:
- Коммерческие общества (ООО, АО), кооперативные общества и другие юридические лица частного права, которые учреждены и регистрированы или должны были быть учреждены и регистрированы согласно законам Латвийской Республики. Например, общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Латвии, является плательщиком ПНП.
- Определенные учреждения, которые финансируется из государственного бюджета или из бюджета самоуправления.
- В определенных случаях иностранные коммерческие общества, физические и другие лица (не-резиденты). Например, в Латвии зарегистрированное персональное общество выплачивает иностранному обществу или физическому лицу доход, который получен от участия в персональном обществе. В таком случае плательщик Латвийское персональное общество в основном удерживает ПНП в размере 15% (начиная с 1.января 2018 фактическая ставка увеличивается до 25%).
- Постоянные представительства не-резидентов. В определенных случаях иностранное коммерческое общество обязано платить ПНП в Латвии. Например, если в Латвии постоянно используется определенное место (например, офис) для ведения хозяйственной деятельности.
Плательщиками тоннажного налога является Латвийские предприятия, которым Служба государственных доходов присвоила статус плательщика и которые:
- используют свои (имущество, совладение или договор бербоута) судна в международных перевозках и деятельности, связанной с перевозками и
- в Латвии осуществляет определенные функции по стратегическому, коммерческому, техническому руководству или руководству комплектации экипажа судна.
Налог не платит, например:
- Латвийские физические лица,
- товарищества и фонды, если целью учреждения не является получение прибыли или прироста капитала для товарищей,
- религиозные организации, профсоюзы и политические партии.
Согласно законодательство, которое в силе до 31.12.2017 персональные общества также самостоятельно не платят ПНП. Соответствующие налоги платят участники персонального общества.
Согласно законодательству, которое вступает в силу 1.января, 2018, года персональные общества удерживают налог в случае выплаты (части) прибыли.
За что надо платить ПНП? Облагаемый объект.
Начиная с 2018.года цель изменения законодательства: налог надо платит в момент распределения прибыли, но не в момент получения прибыли. Если предприятие не распределяет прибыль, а использует прибыль для развития предприятия, тогда налог платить не надо.
Несколько облагаемых объектов:
- Распределенная прибыль, которая включает в себя:
- Начисленные дивиденды, также внеочередные дивиденды.
- Платежи, связанные с дивидендами. Например, в множество случаев, если персональное общество выплачивает (часть) прибыли партнерам. Также, если постоянное представительство нерезидента выплачивает не-резиденту платежи и такие платежи не является обходимыми для деятельности постоянного представительства.
- Условные дивиденды. Прибыль (часть прибыли), которую использует для увеличения вклада в собственный капитал. Например, предприятие решила увеличить уставной капитал, на сумму прибыли (или часть от прибыли). Но предприятие не обязано платить налог в момент увеличения уставного капитала. За условные дивиденды предприятие обязано платить налог в следующих случаях:
- если уставной капитал уменьшен (сначала увеличили, используя прибыль, потом уменьшили);
- если закончена ликвидация предприятия;
- если предприятие получило статус плательщика налога микропредприятий.
- Условно распределенная прибыль, которая включает:
- Расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью.
- Сомнительные и безнадёжные долги.
- В некоторых случаях выплата процентов.
- В некоторых случаях выплата займа связанным лицам.
- Не полученная прибыл и полученные расходы в сделках со связанными лицами, если цена в сделках не соответствует рыночной цене.
- Выгоду (деньги, вещи, услуги), которые не-резидент предоставляет членам правления (совета), если предоставленная выгода связана с деятельностью постоянного представительства не-резидента в Латвии.
- Ликвидационная квота.
Период, который заканчивается 31. декабря, 2017. года. Латвийские предприятия и постоянные представительства иностранных предприятий в Латвии платят налог за весь полученный облагаемый доход.
В расчете прибыли или убытков (годовом отчете) предприятие рассчитывает прибыль или убытки до уплаты налогов.
Далее, основываясь на полученную сумму прибыли или убытков, предприятие заполняет декларацию по подоходному налогу с предприятия. В декларации сумма прибыли или убытков увеличивается или уменьшается согласно требованиям законодательства. Полученная окончательная сумма облагается налогом.
Плательщик тоннажного налога платит как ПНП от прибыли, так и ПНП от использования судов в международных перевозках и за определенные действия (функции), связанные с использованием судов.
Предприятия, регистрированные как плательщики налога микро-предприятий, платят налог микро-предприятий от доходов от хозяйственной деятельности. Часть (1,1%) от уплаченного налога микро-предприятий используется для оплаты ПНП.
Если Латвийские резиденты и постоянные представительства выплачивают не-резидентам определенные выплаты, тогда Латвийские резиденты и постоянные представительства обязаны удерживать ПНП от всей суммы выплаты, если от данных выплат не удержан подоходный налог с населения. Выплаты следующие:
- Доход от участия в персональном обществе.
- Определенные выплаты (например, прибыль) от кооперативных обществ.
- Оплата за управленческие и консультативные услуги.
- Вознаграждение за использование недвижимости и другого имущества, которое находится в Латвии. Есть исключение и ПНП не надо удерживать, если Латвийское лицо выплачивает не-резиденту за аренду воздушного судна, которое используется в международных перевозках. А также не надо удерживать ПНП от выплат за права использовать или за использование промышленного, коммерческого или научного оборудования.
Нюанс по отношению к оплате за управленческие и консультативные услуги и вознаграждению за использование имущества, которое находится в Латвии.
Резидент страны Европейского Союза или страны, с которой Латвия заключила «налоговую конвенцию», имеет право подать в Латвийскую налоговую службу соответствующие расчеты и документы, и платить ПНП в размере 15% от разницы между полученной выплатой и расходами, связанными с получением выплаты.
Если Латвийские резиденты и постоянные представительства платят лицам, которые учреждены или находятся в низко налоговых или без налоговых государствах или территориях, тогда Латвийские лица в большинстве случаев обязаны удерживать ПНП.
Исключение, когда ПНП удерживать не надо, это плата за доставку товара и за покупку определенных ценных бумаг, если ценные бумаги куплены по рыночным ценам.
Ставки налога.
Ставка налога 0 (ноль), если предприятие не распределяет прибыль (не выплачивает дивиденды) и у предприятия нет условных дивидендов, и у предприятия также нет условно распределенной прибыли.
Если у предприятия есть налогом облагаемый объект, тогда ставка налога 20% от налогом облагаемого объекта, который разделен на 0,8 (фактическая ставка налога 25%).
Например, у предприятия есть прибыль 100 евро и собственник предприятия решил выплатить данные 100 евро как дивиденды. В таком случае, чтобы рассчитать сумму налога, 100 евро нужно делить на 0,8 (результат 125). Потом результат (125) нужно умножить на 20% и сумма налога получается 25 евро.
Если Латвийское предприятие от нерезидента покупает недвижимость, которая находится в Латвии, тогда Латвийское предприятие обязано платить Латвийскому государству 3% от цены недвижимости.
Период, который заканчивается 31. декабря, 2017. года. Основная ставка ПНП — 15%.
Но некоторые выплаты облагается другой ставкой налога.
30%.
Выплата внеочередных дивидендов лицу в низко налоговом или без налоговом государстве/территории.
10%.
Оплата не-резиденту за управленческие и консультативные услуги.
5%.
- Оплата не-резиденту за использование имущества, которое находится в Латвии.
- Платежи процентов лицу в низко налоговом или без налоговом государстве/территории, если проценты выплачивает кредитное учреждение, зарегистрированное в Латвии.
2%.
Оплата не-резиденту за отчуждение недвижимости, которое находится в Латвии.
Когда надо подавать отчеты и платить налог?
В основном таксационный период — один календарный месяц. Для некоторых категорий налогоплательщиков (например, плательщиков налога микро-предприятий) таксационный период — 3 месяца (квартал).
Если у налогоплательщика нет облагаемого объекта, тогда у налогоплательщика есть право не подавать декларацию. Одно исключение: все налогоплательщики обязаны подавать декларацию за последний месяц года (декабрь).
Если у налогоплательщика есть облагаемый объект, тогда декларацию нужно подавать до 20.дня того месяца, который следует таксационному периоду (месяц или квартал).
Если налогоплательщик платит определенные выплаты не-резидентам, тогда от таких выплат налогоплательщик обязан удерживать подоходный налог с предприятия, и обязан подавать декларацию до 20.дня того месяца, который следует месяцу, в котором была сделана выплата.
Налогоплательщик обязан рассчитать и заплатить налог до 20.дня того месяца, который следует таксационному периоду (месяц или квартал).
Период, который заканчивается 31. декабря, 2017. года. По основной ставке налогоплательщики платят ПНП раз в год и в определенных случаях раз в месяц платят авансовые платежи.
Налогоплательщик в течении 4 («большие» налогоплательщики в течении 7) месяцев после окончания таксационного года составляет и подает годовую декларацию по ПНП. В течении 15 дней после подачи годовой декларации, налогоплательщик платит ПНП, указанный в декларации.
Например, если таксационный год заканчивается 31.декабря, то до 30.апреля (в большинстве случаев) налогоплательщик обязан подать годовую декларацию по ПНП. Если декларация подана 30.апреля, тогда налог нужно заплатить до 15.мая.
Если согласно декларации по ПНП налогоплательщик обязан платить ПНП, тогда налогоплательщик также составляет расчет авансовых платежей и подает данный расчет вместе с декларацией.
ПНП, указанный в расчете авансовых платежей, нужно платить каждый месяц, до 15.числа месяца.
Если налогоплательщик обязан удерживать ПНП с определенных выплат, тогда удержанный налог нужно заплатить в государственный бюджет до 15.числа следующего месяца. Также, до 15.числа следующего месяца налогоплательщик обязан подать соответствующий отчет.
Льготы.
Налогоплательщик имеет право уменьшить ПНП на сумму, которая равна налогу, заплаченному в другом государстве. В таком случае нужен подтверждающий документ, выданный налоговым учреждением иностранного государства.
Налогоплательщик в определенных случаях имеет право на льготы (15%-25%) за долгосрочные вложения в рамках проекта поддерживаемых инвестиций.
Также предусмотрена льгота для налогоплательщиков, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
При соблюдении определенных условий, налогоплательщик имеет право уменьшить ПНП в случае пожертвований.
Налоговая система возникла очень давно и развивалась постепенно по мере становления цивилизации. Существование стройной системы налогов во многом является признаком высокой степени государственного и экономического развития. Налоги в своем многовековом развитии прошли множество этапов. Одна из распространенных форм налогообложения упоминается в Библии: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня». Со времени культовых жертвоприношений и до сегодняшнего дня налоги менялись качественно и количественно. Налоги в строго современном смысле возникли с появлением государства. Однако еще на ранних этапах общественного развития имели место сборы, приношения или услуги. Начальной формой налогообложения были жертвоприношения, которые годами трансформировались в регулярные сборы. В ряде государств, например, в Древнем Риме, имели место чрезвычайно развитые налоговые системы. Достаточно отметить, что осуществлялась перепись населения для целей налогообложения, проводилась оценка имущества. Был сформирован механизм изъятия налогов в виде соответствующей иерархии лиц, ответственных за полный сбор налогов.
Для рассмотрения отдельных этапов становления налогов, эволюции теории налогов необходимо иметь четкое представление об их сущности и функции. Несмотря на то, что налоги имеют многовековую историю, налоговая теория стала создаваться только в XVII в. Естественно, что мнения отдельных экономистов по принципиальным вопросам налогообложения существенно различались. Да и в настоящее время не утихают дискуссии по многим его теоретическим аспектам.
Налоги по сущности — это обязательные денежные отношения по формированию доходов основного (бюджет) и внебюджетных фондов, а по форме — обязательный взнос в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемый налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами государства.
Подобное или близкое определение налога можно встретить в различных научных работах, энциклопедиях, словарях, нормативных актах. Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога — он может взиматься только на установленных законодательством основаниях. Наличие развитой системы налогов предполагает существование организованного государства, осуществляющего их сбор.
В определение налога следовало бы включить положение о том, что налоги — это платежи, непредполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Следует также четко уяснить, что в налоговых отношениях отсутствует индивидуальный или особый эквивалент. Конечно, безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т. д.
Налоги отличаются всеобщностью. На ранних стадиях развития делались попытки увеличить государственные доходы за счет непомерного раздувания сборов и налогов. Да и в современных условиях в отдельных странах все еще сохраняется тенденция расширения количества налогов.
Таким образом, налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных, актов, всеобщностью.
Для анализа налоговой системы, структуры доходов необходима их систематизация и классификация.
Классификация налогов — это их группировка по признакам:
а) по плательщикам — налоги с юридических и физических лиц;
б) по поступлению в бюджет — государственные и местные налоги;
в) по экономической сущности — прямые и косвенные налоги;
г) по видам – федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Наибольшее распространение и практическое применение получило разделение налогов на прямые и косвенные. Эта терминология появилась еще в XVII в.
Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги получили наибольшее распространение в первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, с наследств и дарений, имущественный, подушный.
Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при его возрастании. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
В последнее время предпринимаются попытки обоснования «новой» классификации налогов. Например, ассоциация «Налоги России» предлагает положить в основу классификации принцип, который позволяет оценить влияние каждого налога на мотивы поведения производителя. С этих позиций выделяются фиксированные налоги, т. е. не зависящие напрямую от уровня производства, продажи и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на имущество, на пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности). Это условно постоянные налоги. Вторая группа — условно переменные, или перераспределительные налоги (подоходные налоги, акцизы, НДС). Эти налоги призваны активно контролировать экономическую деятельность.
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В составе федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы на отдельные группы и виды товаров, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог с физических лиц; налоги субъектов федерации — налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сборы за регистрацию предприятий и на нужды образовательных учреждений; местные — земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и субъектов социально-культурной сферы, различные целевые сборы.
Александр Казаков / Коммерсантъ
Владимир Путин 23 июня объявил, что в России может быть введен повышенный подоходный налог «для богатых». По его словам, сумма годового дохода налоговых резидентов России (постоянно проживающих граждан и иностранцев), превышающая 5 миллионов рублей, будет облагаться налогом не в 13%, а в 15%. Президент уточнил, что дополнительный налог будет целевым — вырученные средства (он назвал сумму в 60 миллиардов рублей в год) будут направлены на высокотехнологичную медицину. «Медуза» подсчитала, сколько будет плательщиков повышенного налога и что это может означать для здравоохранения.
Сколько этих «богатых» плательщиков повышенного налога?
По данным базы «Всемирного неравенства», которую ведет Мировой банк, налогооблагаемый доход в 5 миллионов рублей в год имеют 0,5% взрослых россиян. При численности взрослого населения около 114 миллионов человек, это около 570 тысяч потенциальных плательщиков повышенного налога. Они контролируют 14,6% всех доходов физических лиц страны.
В базе приводятся оценки распределения национального дохода среди разных групп граждан, подсчитанные по сложной методологии, учитывающей обширную страновую статистику; поэтому неизбежны задержки в публикации данных. Для России в базе приводятся данные о структуре распределения (между разными группами бедных, «середняков» и богатых) доходов за 2015 год.
За прошедшие пять лет в России многое произошло: бедные и средний класс стали беднее, а богатые сначала пострадали от кризиса, но затем снова стали быстро богатеть. Таким образом, вполне вероятно, что теперь 0,5% самых богатых контролируют большую часть национального дохода, чем это было в 2015 году, а, значит, порог для входа в категорию плательщиков немного ниже. Но вряд ли существенно: так, 5 лет назад в 0,6% самых богатых можно было попасть, имея налогооблагаемый доход в 4,2 миллиона рублей, так что сейчас, скорее всего, порог по-прежнему преодолевают только 0,5-0,6% богатейших россиян. А о том, что инфляция радикально поменяла высоту этого «порога», можно и вовсе не беспокоиться: оценка в базе дается в рублях 2018 года; так что стоимость рубля поменялась не сильно: за 2019 год инфляция составила всего 3%, а номинальные доходы населения выросли на 6,2%.
В итоге оценка Мирового банка не слишком отличается от реальностей 2020 года.
Что это за база?
А сколько эти «богатые» должны заплатить? Откуда Путин взял сумму в 60 миллиардов?
Согласно той же базе Мирового банка, в среднем годовой доход 0,5% самых богатых составлял чуть менее 16,5 миллионов рублей (2018 года) — понятно, что самые-самые богатые зарабатывают на порядки больше, чем 5 миллионов в год. Таким образом, дополнительные 2% налога в идеале можно было бы взять с суммы доходов в 6,55 триллионов рублей (средние 11,5 миллионов — налог будет взиматься не со всего дохода, а с превышения над 5 миллионами, — умноженные на 570 тысяч плательщиков). Тогда консолидированный бюджет государства получил бы не 60 миллиардов, а 131 миллиард рублей дополнительного дохода.
Но президент Путин не сказал, с какой именно базы будет взиматься налог: сейчас, например, доходы от дивидендов по долям в компаниях и от банковских счетов облагаются по отдельным правилам и не ясно, попадут ли они под повышенный налог. Поэтому можно лишь оценить порядок доходов, которые попадут под дополнительные 2%.
А 60 миллиардов на высокотехнологичную медицину — это много?
Много. Это больше половины того, что выделяет федеральный Фонд медицинского страхования на бесплатную высокотехнологичную помощь сверх базовой программы ОМС (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, нейрохирургия, ортопедия и другие отрасли медицины). В 2020 году на это планировали потратить 103,9 миллиарда рублей.
Другой вопрос, кому именно пойдут эти деньги: подоходный налог (НДФЛ) зачисляется не в федеральный бюджет, а в бюджеты регионов (85%) и муниципалитета (15%). Из почти 4 триллионов НДФЛ, уплаченного в 2019 году, 1,2 триллиона собрала Москва. В ней же, очевидно, платит налог и большая часть тех, кто превысит порог дохода в 5 миллиона рублей. При той же налоговой системе повышенный налог может помочь только высокотехнологичной медицине столицы и еще нескольких богатых регионов.
Речь Путина стала поводом для мемов
- Путин велит плотить нологи! Но айтишники будут платить чуть меньше Только мемы о новом обращении президента к россиянам
- Что говорил Владимир Путин о прогрессивной шкале подоходного налога. Две цитаты
Дмитрий Кузнец
- Напишите нам
Понимание экономических процессов невозможно без знания определений и сути используемых показателей. Между тем даже экономисты порой не помнят содержания применяемых величин. Поэтому редакция открывает рубрику «Ключевые показатели экономики: методы определения и статистика», которую будет вести доктор экономических наук, профессор А.С.Головачев.
Система национальных счетов (СНС) — система взаимоувязанных показателей, применяемая для понимания и анализа макроэкономических процессов.
Основным показателем СНС и экономики страны является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.
ВВП может быть рассчитан тремя методами:
- производственным,
- по расходам (методом конечного использования),
- методом формирования ВВП по источникам доходов.
Алгоритм расчета ВВП производственным методом: ВВП равно выпуск товаров и услуг в целом по стране минус промежуточное потребление сырья, материалов и топлива в производстве, т. е. ВВП есть сумма валовых добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики, которая не включает материальные затраты.
ВВП, рассчитанный по расходам (методом конечного использования), представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.Формирование ВВП по источникам доходов равно сумме первичных доходов, всех предприятий страны, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Валовой региональный продукт (ВРП) является обобщающим показателем экономической деятельности региона. Он рассчитывается производственным методом. ВРП на стадии производства исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости всех видов экономической деятельности плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты, по данным отчетов об исполнении местных бюджетов Республики Беларусь). ВРП рассчитывается в текущих (номинальный ВРП) и в постоянных ценах (реальный ВРП). Суммарный ВРП по всем регионам отличается от ВВП на сумму валовой добавленной стоимости нерыночных услуг, оказываемых государственными организациями обществу (услуги обороны, государственного управления); нерыночных услуг финансируемых из средств республиканского бюджета; налогов на продукты, поступающих в республиканский бюджет и субсидий, предоставляемых из этого бюджета.
Счет товаров и услуг характеризует общие ресурсы товаров и услуг по экономике в целом, а также направления их использования. В ресурсной части счета отражаются выпуск товаров и услуг, импорт товаров и услуг, налоги на продукты за вычетом субсидий. Использование включает промежуточное потребление, расходы на конечное потребление, валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и экспорт товаров и услуг.
Счет производства отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства, определяет валовую добавленную стоимость, равную разнице между выпуском и промежуточным потреблением.
Промежуточное потребление равно стоимости товаров и услуг, которые используются в процессе производства.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.
Чистые налоги на производство и на импорт включают налоги на продукты и другие налоги на производство. Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом субсидий.Налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами.
К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, ввозные таможенные пошлины, таможенные сборы и др.
Субсидии — текущие некомпенсируемые выплаты из бюджета организациям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.
Другие налоги на производство – налоги, связанные с использованием факторов производства (земли, активов, рабочей силы), а также государственная пошлина за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для осуществления деятельности резидента.
Оплата труда работников определяется суммой всех вознаграждений, выплачиваемых им за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда работников учитывается на основе начисленных сумм, т.е. без вычета налогов и иных вычетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Валовая прибыль и валовой смешанный доход представляет собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда работников и уплатой налогов на производство и на импорт.
Доходы от собственности включают доходы, получаемые институциональными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных активов (недра, другие природные активы, патенты, лицензии).
Валовой национальный доход — сумма первичных доходов, полученных единицами-резидентами, с учетом сальдо первичных доходов, полученных от остального мира. Валовой национальный доход отличается от валового внутреннего продукта на величину первичных доходов, полученных от других стран, за вычетом первичных доходов, переданных другим странам.
Валовой располагаемый доход представляет собой доход, которым институциональные единицы-резиденты располагают для конечного потребления и сбережения. Он равен валовому национальному доходу минус доходы, переданные в качестве текущих трансфертов, плюс полученные текущие трансферты.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.
Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается как разница между экспортом и импортом товаров и услуг и включает в себя оборот белорусской торговли с зарубежными странами.ВВП оценивается в текущих рыночных ценах.
Рыночная цена — цена конечного покупателя, она включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидии на продукты. Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам.
Основная цена — цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, исключая любые налоги на продукты и включая субсидии на продукты.
Индекс-дефлятор ВВП — отношение ВВП, исчисленного в текущих ценах, к объему ВВП, исчисленного в постоянных ценах. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребленного основного капитала в результате изменения цен.
Статистическое расхождение между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом показывает расхождение между значениями ВВП, рассчитанного различными методами: как суммы валовых добавленных стоимостей, создаваемых в экономике, и как суммы конечного потребления, валового накопления и чистого экспорта.
Конкретное применение трех методов расчета ВВП в Республике Беларусь будет раскрыто в статистических таблицах нашей рубрики (см. «Директор» №2).