Налогообложение управляющих компаний

Что делает управляющая компания

Управляющая компания – юридическое лицо, созданное с целью получения прибыли, занимающееся бизнесом в сфере ЖКХ. В компетенцию УК входит содержание одного или нескольких многоквартирных домов. Задача таких предприятий – обеспечить качественное содержание МКД, не превышая согласованный уровень затрат.

Перед тем как открыть с нуля управляющую компанию инвестор должен чётко представлять, какие работы выполняют организации этого профиля.

Перечислим основные работы, которые выполняет УК:

  • подготовка инженерных систем дома к зиме и лету;
  • поддержание в работоспособном состоянии внутридомовых трубопроводов и электросетей;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • установка приборов учёта (вода, электроснабжение, отопление);
  • поддержание чистоты и уборка мусора в подъездах и во дворах;
  • ремонт в подъездах;
  • восстановление фасада дома;
  • составление и доставка квитков оплаты коммунальных услуг;
  • рассмотрение вопросов жильцов;
  • другие работы по содержанию МКД.

Величина вознаграждения, которое получает управляющая компания, обсуждается во время собрания собственников жилья каждого многоквартирного дома. Где представитель от УК согласовывает с жильцами предварительно подготовленную смету. Если в собрании участвует менее половины жителей дома, то протокол такого собрания не будет иметь силы и согласовывать смету нужно с администрацией населённого пункта или района.

Какие бывают управляющие компании в сфере ЖКХ

От типа управляющей организации зависит, может ли она выполнять различные задачи, разберём виды и функции таких компаний:

Управляющая компания – фирма, выступающая посредником в отношениях владельцев недвижимости и организаций, осуществляющими уборку территории, выполняющими обслуживание внутридомовых сетей, и другие работы по содержанию МКД. Создать управляющую компанию с нуля, работающую по такой схеме проще, штат сотрудников будет минимален, а закупка инструментов и материалов не требуется.

Эксплуатационная – обслуживает только сам дом, но не поставляет коммунальные услуги. Предпринимателю, который создаёт такую фирму, нужно укомплектовать штат квалифицированными кадрами, для выполнения небольших ремонтов в домах.

Гибридная – организация собственными силами с минимальным привлечением подрядчиков обслуживает МКД и самостоятельно поставляет часть коммунальных услуг. Для создания такой фирмы потребуется набрать в штат квалифицированных работников, закупить оборудование и инструмент, построить собственную котельную и т.д. Для создания такой компании потребуются значительные денежные вложения на начальном этапе.

Порядок действий по созданию УК

Как открыть управляющую компанию:

  • создать юридическое лицо;
  • получить лицензию;
  • набрать компетентных сотрудников и подготовить офис для работы;
  • получить многоквартирный дом в управление;
  • составить и подписать договора на обслуживание с владельцами жилья.

Процедура получения лицензии

Для регистрации управляющей компании требуется оформить все предусмотренные законодательством документы, перечислим их.

Свидетельство о регистрации в налоговом органе юридического лица.

Прохождение процедуры получения лицензии, разрешающей ведение деятельности по содержанию МКД. Эти лицензии выдаёт государственный жилищный надзор (Госжилинспекция).

Какие условия нужно выполнить, чтобы получить лицензию, пошаговая инструкция:

  • организация имеет нежилое помещение или арендует его (договор аренды);
  • наличие оборудования и инструмента для проведения работ;
  • штат фирмы укомплектован квалифицированными работниками;
  • фирма соблюдает стандарты по хранению и раскрытию информации;
  • руководство имеет документы о повышении квалификации;
  • чтобы стать обладателем лицензии нужно пройти квалификационный экзамен ЖКХ.

Как стать обслуживающей организацией МКД

Есть два способа получить работу в сфере ЖКХ.

  1. Убедить проживающих в доме перейти в новую УК.
  2. Выиграть право содержания на торгах или на конкурсе.

Для реализации первого способа нужно провести собрание жильцов МКД, и на нём постараться убедить владельцев квартир в необходимости смены управляющей компании. Протокол собрания должны подписать более 50% проживающих в этом МКД.

Заручится поддержкой владельцев недвижимости задача не из лёгких, если учесть что на собрание обычно приходит меньше половина проживающих в доме. Для этого нужно проводить качественную рекламную компанию, с целью убедить хозяев квартир в выгоде смены управляющей компании. За подделку протокола собрания предусмотрена уголовная ответственность, поэтому данный документ нужно оформлять особенно внимательно.

Второй способ управляющая компания участвует в тендере, объявленным администрацией, по отбору предприятия для управления многоквартирным домом, который проводится администрацией населённого пункта. Конкурс проводится только для домов, где собственники не смогли самостоятельно выбрать УК. Сведения о конкурсах по выбору УК можно найти на сайте местной администрации.

Пример разработки бизнес-плана управляющей компании ЖКХ

Перед принятием такого важного решения, как открытие управляющей компании в сфере ЖКХ, выполните разработку подробного плана с указанием требуемых расходов.

Рассмотрим пример такого плана:

  • цель, главный вопрос – каких показателей требуется достигнуть предприятию;
  • необходимые для старта затраты;
  • риски;
  • прогнозируемая прибыль.

Цели:

  • получение максимальной прибыли;
  • получение в управление максимально возможное количество домов;
  • настройка всех бизнес процессов внутри организации;
  • качественное обслуживание МКД.

Затраты

Вложения высокие, нужно не только нанять персонал, но и закупить оборудование и инструмент, снять офис, провести телефонную линию. Даже если инвестор намеревается создать небольшую УК, инвестиции в неё составят 5-10 миллионов рублей.

Риски:

  • низкая рентабельность;
  • износ внутридомовых коммуникаций и как следствие высокие расходы на ремонт;
  • недостаток квалифицированных специалистов (актуален для небольших населённых пунктов);
  • давление со стороны администрации и других надзорных органов;
  • риск отзыва лицензии.

Рентабельность управляющей компании

Согласно статистике рентабельность предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляет около 5 — 10%. Доходы УК формируются из оплаты услуг по содержанию жилья владельцами за минусом затрат на текущий ремонт. Тарифы на квартплату установлены на основании расчётов и согласованы жильцами, либо администрацией при проведении конкурса, повысить эти тарифы очень сложно.

Управляющие компании могут увеличить рентабельность за счёт следующих действий:

  • повышать эффективность работы персонала (привлечение к работе лиц со стороны – «шабашников» и фрилансеров и постоянная загрузка для официально устроенных сотрудников);
  • организовать дополнительные услуги для жителей (проведение ремонта в квартирах, консьерж, охраняемая автостоянка, монтаж счётчиков на воду и т.д.);
  • одним из способов повышения рентабельности является применение технологий энергосбережения.

Увеличение количества обслуживаемых домов повышает доходность бизнеса, а сотрудники предприятия постоянно загружены. Как показывает практика – когда количество домов в управлении становится больше пяти, организация получает прибыль.

В заключении скажем: этот тип бизнеса низко рентабелен, а для возвращения вложенных на создание управляющей компании средств, при успешном управлении, потребуется не менее 5 лет. Несмотря на это существует большое количество образцов преуспевающих в сфере ЖКХ предприятий.

Управляющие организации – налогообложение

Управляющие организации – налогообложение

Одним из способов управления многоквартирным домом, предлагаемых собственникам помещений в таком доме российским жилищным законодательством, является управление управляющей организацией.

Управляющие организации могут применять как общую систему налогообложения, так и специальные налоговые режимы. Некоторые вопросы налогообложения деятельности управляющих организаций мы и рассмотрим в этой статье.

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ), из пункта 4.2 статьи 20 которого следует, что управляющая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

Многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией. При этом управляющая организация должна иметь лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что вытекает из пункта 1 статьи 192 ЖК РФ. Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (пункт 2 статьи 193 ЖК РФ).

Договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников с каждым из них заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в подпункте 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату согласно пункту 2 статьи 161 ЖК РФ обязуется:

– выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом;

– оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;

– предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам;

– осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления на основании пункта 3 статьи 162 ЖК РФ должны быть указаны следующие данные:

l состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома;

l перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

l порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;

l порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Примерные условия договора управления многоквартирным домом утверждены Приказом Минстроя Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Договор заключается в случае, указанном в пункте 1 статьи 162 ЖК РФ, на срок не менее чем один год и не более чем 5 лет. В случаях указанных в пунктах 4 и 13 статьи 161 ЖК РФ – на срок не менее чем один год, но не более чем три года, а в случае, указанном в пункте 14 статьи 161 ЖК РФ – на срок не более чем три месяца.

Итак, мы определили, что обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Помимо этого управляющая организация обязана осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, управляющая организация получает доходы и, соответственно, производит расходы. Как учитываются эти суммы в целях налогообложения налогом на прибыль организаций и являются ли они объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, мы и поговорим далее.

Начнем с вопроса применения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в отношении коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказанных управляющей организацией собственникам помещений в этом доме.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) освобождается от налогообложения НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых, в частности, управляющими организациями при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При применении указанной нормы НК РФ следует руководствоваться пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ. Указанным пунктом установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

То есть, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169.

В то же время, коммунальные услуги, оказываемые ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем, такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 января 2012 года № 03-07-14/06. Указанная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 года № 12552/10.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, у ресурсоснабжающих организаций, что подтверждают и письма Минфина Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 03-07-14/112, от 19 марта 2014 года № 06-05-17/11844 «О применении налога на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг».

В письме № 03-07-15/169 отмечено, что аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается, в частности, реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения управляющими организациями работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поскольку понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» НК РФ не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества. На это указывает Минфин Российской Федерации в письме от 26 августа 2014 года № 03-07-11/42608.

На основании пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

– осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил № 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

– обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

– поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

– уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

– сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

– организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности;

– меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

– содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

– текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» – «д» пункта 2 правил № 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

– проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

– обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и так далее).

Таким образом, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены.

Кроме того, НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, на что обращено внимание в письмах Минфина Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 03-07-07/35576, от 6 августа 2014 года № 03-07-14/38841.

Собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут быть не только физические лица, но и юридические лица. По разъяснениям, данным в письме Минфина Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 03-07-07/21, от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг), осуществляемые, в том числе, управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом освобождение применяется независимо от того, кому оказываются услуги управляющей организацией – физическим или юридическим лицам.

Не следует забывать о том, что управляющая организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого она намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такая возможность предусмотрена пунктом 5 статьи 149 НК РФ.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых управляющей организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

В письме Минфина Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 03-07-15/169 указано, что в случае отказа от освобождения от налогообложения НДС вышеназванных операций налогообложения и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления этих операций, следует производить в общеустановленном порядке.

На основании пункта 3 статьи 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются, в частности, денежные средства, полученные управляющими организациями на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При этом освобождение от налогообложения НДС стоимости ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, НК РФ не предусмотрено, на что обращено внимание в письме Минфина Российской Федерации от 4 октября 2012 года № 03-07-11/399. Аналогичные разъяснения содержаться в письме ФНС Российской Федерации от 12 мая 2014 года № ГД-4-3/8909@.

В отношении налогообложения средств на содержание и ремонт, поступающих управляющим организациям от собственников помещений в многоквартирном доме, а также коммунальных платежей отметим следующее.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль организаций для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Доходы и расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, определяются с учетом положений главы 25 НК РФ. Расходы должны соответствовать требованиям, определенным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 НК РФ

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Исходя из изложенного, суммы платежей за коммунальные услуги, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах управляющей организации в рамках договора управления многоквартирными домами, учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не указаны в статье 251 НК РФ в качестве средств целевого финансирования. При этом расходы указанной организации по оплате услуг специализированных ресурсоснабжающих организаций при условии их соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, также учитываются в целях налогообложения, на что указано в письме Минфина Российской Федерации от 27 октября 2011 года № 03-03-06/1/692.

Вопрос учета в целях налогообложения прибыли доходов управляющей компании в виде отчислений собственников помещений в многоквартирном доме на проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома рассмотрен в письме Минфина Российской Федерации от 1 апреля 2011 года № 03-03-06/1/202. В нем сказано, что согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, средства из бюджета, полученные управляющей организацией на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с названным законом, не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

По поводу средств собственников квартир, полученных управляющей компанией на ремонт многоквартирных домов, управление которыми она производит, в письме сообщено, что согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Ввиду того, что в вышеприведенной норме в качестве получателя средств на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества поименован ограниченный перечень организаций, доходы в виде указанных отчислений, поступившие иным лицам, подлежат включению в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Как Вы знаете, организации, помимо общей системы налогообложения, могут применять и специальные налоговые режимы, предусмотренные НК РФ, в частности упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), порядок определения доходов и расходов при которой регулируется главой 26.2 НК РФ.

Порядок определения доходов при УСН установлен статьей 346.15 НК РФ. Определяя объект налогообложения, налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы. Причем доходы от реализации определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ, а внереализационные доходы – в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения на основании пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитываются, в частности, доходы, перечень которых содержит статья 251 НК РФ.

В письме Минфина Российской Федерации от 24 октября 2012 года № 03-11-06/2/134 рассмотрен вопрос налогообложения при применении УСН средств, полученных управляющей организацией от собственников жилья на содержание общего имущества многоквартирного дома. В письме сказано, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет коммерческой организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

В том случае, если управляющая организация применяет УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за горячую и холодную воду, вывоз мусора и тому подобное) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Аналогичное мнение высказано в письме Минфина Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 03-11-06/2/25965.

Следует отметить, что при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы, полученные налогоплательщиком, уменьшаются на расходы, перечень которых содержит статья 346.16 НК РФ, причем перечень этот закрытый.

Порядок признания доходов и расходов определен статьей 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика – приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *