Налоговая декларация по имуществу организации 2018

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 2 августа 2017 г.

Образец заполнения декларации по налогу на имущество за 2017 год вы найдете в другой консультации.

В отдельной консультации мы рассматривали, кто является плательщиками налога на имущество, каковы налоговые ставки и порядок расчета налога. В этом материале расскажем о налоговой декларации по налогу на имущество.

Отчетный и налоговый периоды

Отчетность по налогу на имущество составляется нарастающим итогом за отчетный (1-ый квартал, полугодие и 9 месяцев) и налоговый (календарный год) периоды. Поэтому не совсем правильно в общем случае говорить, к примеру, о декларации по налогу на имущество за 3 квартал 2017 года. Ведь на самом деле это декларация за 9 месяцев 2017 года.

А вот для плательщиков налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости отчетными периодами являются 1-ый квартал, 2-ой квартал и 3-ий квартал (ст. 379 НК РФ).

Отчетность по налогу на имущество

По итогам отчетного периода в налоговую инспекцию представляется Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152028) (Приложение № 4 к Приказу ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895).

Скачать бланк Расчета по налогу на имущество в формате pdf можно здесь.

Обращаем внимание, что Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ утверждена новая форма Расчета по авансовому платежу по налогу на имущество. Это Приказ вступает в силу с представления годовой декларации за 2017 год. Однако уже в 2017 году, начиная с Расчета за 1-ый квартал 2017 года, налогоплательщикам разрешено представлять отчеты как по старой форме, так и по новой (Письма ФНС от 14.04.2017 № БС-4-21/7139@, от 23.06.2017 № БС-4-21/12076).

Скачать новую форму Расчета по налогу на имущество можно по ссылке.

По окончании 2017 года представляется Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152026) (Приложение № 1 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@).

Скачать форму Налоговой декларации в формате pdf можно тут.

Срок сдачи декларации по имуществу

Период Срок представления
Отчетный не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ).
Налоговый (год) не позднее 30 марта следующего года (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Если последний день сдачи Расчета или Декларации приходится на выходной или праздничный день, то сдать отчетность можно в следующий за ними первый рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Когда сдавать декларацию по имуществу в 2017 году

Сроки сдачи декларации по налогу на имущество за 2017 год, а также расчетов в течение 2017 года представим в таблице:

Период, за который сдается отчетность Срок представления
За I квартал 2017 года не позднее 02.05.2017
За полугодие/II квартал 2017 года не позднее 31.07.2017
За 9 месяцев/III квартал 2017 года не позднее 30.10.2017
За 2017 год не позднее 30.03.2018

Налог на имущество: электронно или на бумаге

Декларация и Расчет по налогу на имущество могут представляться налогоплательщиками как на бумаге, так и в электронной форме.

Однако необходимо учитывать, что электронная форма отчетности по налогу на имущество обязательна для следующих лиц (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек;
  • вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек.

Состав Расчета по имуществу

Налоговый Расчет по налогу на имущество, представляемый по форме, утвержденной Приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895, состоит из следующих разделов:

Лист (раздел) Наименование
Лист 01 Титульный лист
Раздел 1 Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика
Раздел 2 Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства
Раздел 3 Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая стоимость

Новая форма Расчета, утвежденная Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@, включает дополнительно Раздел 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». Этот Расчет обязателен к представлению всеми налогоплательщиками, которые сдают Расчет по новой форме.

Состав декларации на имущество

Налоговая декларация по имуществу состоит из следующих разделов:

Лист (раздел) Наименование
Лист 01 Титульный лист
Раздел 1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Раздел 2 Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства
Раздел 2.1 Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости
Раздел 3 Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость

Порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Порядок заполнения Налоговой декларации по налогу на имущество организаций приведен в Приложении № 3 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Порядок заполнения нового Налогового расчета раскрывается в Приложении № 6 к этому же Приказу ФНС.

Оба порядка содержат общие требования к заполнению Расчета и Декларации, а также раскрывают особенности заполнения каждого листа (раздела) отчетности.

Общие требования к заполнению декларации по налогу на имущество

В Приказе ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ приводятся следующие основные требования к заполнению Налогового расчета и Налоговой декларации по налогу на имущество:

  • все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля;
  • страницы имеют сквозную нумерацию начиная с Титульного листа (Листа 01);
  • не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • не допускается двусторонняя печать на бумажном носителе;
  • не допускается скрепление листов, которое приводит к порче бумажного носителя;
  • при заполнении полей формы должны использоваться чернила черного, фиолетового или синего цвета;
  • заполнение полей значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа;
  • при заполнении полей с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу;
  • при подготовке отчетности с использованием программного обеспечения, при распечатке на принтере допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Расположение и размеры не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов.

Подробнее разъяснения по заполнению Налоговой декларации и нового Налогового расчета по налогу на имущество можно найти в Приложениях № 3, 6 Приказа ФНС от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@. В них приведены построчные указания по заполнению имущественных отчетов. К примеру, указывается, что по строке 210 декларации по налогу на имущество отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества) (пп.10 п.5.3 Порядка заполнения, утв. Приказом ФНС от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).

Об особенностях заполнения декларации по налогу на имущество 2017 мы рассказывали в отдельном материале. Для декларации по налогу на имущество 2017 образец заполнения можно посмотреть здесь.

Приближается срок представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области напоминает налогоплательщикам — юридическим лицам о приближении срока представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2018 год. Обращаем внимание, что налоговую декларацию за 2018 год необходимо представить по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.03.2017 №ММВ-7-21/271@ (без учета изменений, внесенных приказом ФНС России от 04.10.2018 №ММВ-7-21/575@).

Рекомендации по отдельным вопросам заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций изложены в письме ФНС России от 14.03.2018 №БС-4-21/4786.

Также при заполнении декларации рекомендуем налогоплательщикам использовать опубликованные контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации (письмо ФНС России от 25.05.2017 №БС-4-21/9902@). Согласно Налоговому кодексу декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Учитывая, что в 2019 году эта дата приходится на выходной день, налоговую декларацию за 2018 год необходимо представить не позднее 1 апреля 2019 года.

Срок уплаты организациями налога на имущество за 2018 год — не позднее 8 апреля 2019 года. Начиная с отчетности за первый квартал 2019 года необходимо будет представлять расчеты по налогу на имущество организаций по новой форме.В новых формах учтены изменения в налогообложении имущества юридических лиц, предусмотренные Федеральными законами от 03.08.2018 №302-ФЗ и №334-ФЗ. В частности, исключены правила, относящиеся к движимому имуществу организаций, так как с 2019 года оно не облагается налогом.

Новые формы позволяют исчислить налог, если кадастровая стоимость объекта налогообложения была изменена в течение налогового периода из-за корректировки его качественных и (или) количественных характеристик.

Декларация и расчет также были дополнены полем «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации». Оно заполняется для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, если у них отсутствуют кадастровый и условный номера, но есть адрес, присвоенный с указанием муниципального деления.

С налогового периода 2019 года исключены положения, касающиеся представления декларации по местонахождению обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)

19 февраля — предельный срок представления отчетности по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за 2020 год. В этом году владельцы недвижимости отчитываются по форме Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утвержденной приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 408 (далее — Декларация), в редакции от 18.01.2019 (т.е. с учетом изменений, внесенных в форму отчетности приказом Минфина от 15.11.2018 г. № 897). Многие налогоплательщики будут заполнять обновленную Декларацию впервые (ведь в прошлом году контролеры принимали в т.ч. Декларации, составленные по форме в предыдущей редакции). Ввиду этого предлагаем ознакомиться с общими правилами заполнения отчетности, в частности с учетом нововведений

Отчетность по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, составляют и представляют только юридические лица. Исчисление суммы налога по объекту/объектам нежилой недвижимости, находящимся в собственности физических лиц (в т.ч. физических лиц — предпринимателей!), осуществляется контролирующим органом. Соглашаются с этим и фискалы. Так, в категории 106.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) размещено разъяснение, согласно которому:

«Поскольку ст. 266 НКУ не определен такой плательщик, как физическое лицо — предприниматель, то данный плательщик — владелец объектов жилой и нежилой недвижимости уплачивает налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, согласно нормам, предусмотренным для физических лиц».

Обратите внимание

В случае если субъект хозяйствования является владельцем жилой и/или нежилой недвижимости и у него есть документальное подтверждение отнесения данного объекта к категориям, определенным пп. 266.2.2 НКУ, то такой субъект хозяйствования освобождается от обязанности представлять Декларацию (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

При этом если субъект хозяйствования приобрел и продал объект недвижимости в пределах одного месяца, то при наличии документального подтверждения, свидетельствующего о переходе прав собственности от продавца к покупателю, он освобождается от обязанности уплаты и представления Декларации (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

К тому же стоит сказать: если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных общин, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, не приняли решение об установлении ставок налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, то минимальной ставкой такого налога является 0%.

В описанной ситуации, по мнению контролеров, нулевые налоговые обязательства нужно декларировать на общих основаниях (разъяснение специалистов ГУ ГФС в Днепропетровской области).

А сейчас перейдем к самому заполнению формы.

Напомним

В случае незаполнения отдельных строк/граф из-за отсутствия значения — в них ставятся прочерки (при подаче в бумажном виде) или они не заполняются (при представлении средствами электронной связи).

Заголовочная часть Декларации

Прежде всего плательщику налога на недвижимость необходимо путем проставления отметки «х» указать тип представляемой Декларации. Если Декларация представляется впервые (в т.ч. и в случае, когда плательщик впервые представляет отчетность с опозданием), указывают тип «звітна».

Если после представления Декларации за отчетный период налогоплательщик представляет новую Декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока представления Декларации за такой же отчетный период, т.е. в период по 19 февраля включительно, тип такой Декларации — «звітна нова».

Декларацию с исправленными показателями, которая будет представлена после 19 февраля (при условии, если ранее за этот же отчетный период уже представляли «звітну» (или «звітну» и «звітну нову») Декларацию), следует обозначить как «уточнююча».

Вместе с тем обратим внимание на ситуацию, когда в течение отчетного года возникает право собственности на новый объект недвижимости.

Итак, если местонахождение вновь приобретенной недвижимости соответствует коду органа местного самоуправления, по которому Декларацию уже представляли, налоговые обязательства следует задекларировать в отчетности с пометкой «звітна нова» или «уточнююча» — в зависимости от того, до или после 19.02.2020 будет представляться отчетность.

В свою очередь, в случае, когда недвижимость приобретена на территории новой административно-территориальной единицы, представить отчетность необходимо будет, подав «звітну» Декларацию, даже если это произойдет после 19 февраля.

Напомним

Что касается вновь созданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости, декларацию юридическое лицо — плательщик представляет в течение 30 к.дн. со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивает начиная с месяца, в котором возникло право собственности на данный объект (пп. 266.7.5 НКУ).

Относительно поля «починаючи з», то согласно разъяснению контролеров из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), оно заполняется (арабскими цифрами) в случаях:

— представления Декларации по вновь созданным (нововведенным) объектам жилой и/или нежилой недвижимости (проставляется месяц, с которого возникают налоговые обязательства);

— при переходе права собственности на объект жилой и/или нежилой недвижимости в течение отчетного года (приобретен/продан объект недвижимости) (проставляется месяц, с которого возникают/прекращаются налоговые обязательства);

— уточнения налоговых обязательств (указывается месяц, с которого осуществляется уточнение показателей).

В строке «порядковий №», учитывая примечание, должен указываться номер Декларации арабскими цифрами, начиная с единицы, последовательно в порядке возрастания количества представленных с начала года Деклараций.

Вместе с тем в своих разъяснениях (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)) контролеры уточняют: нумерация осуществляется отдельно по каждому типу Декларации.

Например, если это первая Декларация в отчетном году, то представляют «звітну» Декларацию, в строке «порядковий №» которой указывают 1, а в поле «звітна» — отметку Х.

В случае если плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, представляет в контролирующий орган по местонахождению объекта налогообложения первую «уточняющую» Декларацию, где уточняется начисленная сумма налога после наступления предельного срока представления декларации, то в поле «уточнююча» проставляется отметка Х, а в строке «порядковий №» — 1.

При представлении в течение года второй уточняющей Декларации, где уточняется налоговое обязательство по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в строке «порядковий №» проставляется 2 и т.д.

Обратите внимание

Если плательщик представляет Декларации в несколько контролирующих органов, то должна вестись отдельная нумерация Деклараций по каждому из таких органов. То есть если плательщик, например, представит по одной «уточнюючій» Декларации по двум кодам органов местного самоуправления, порядковый номер каждой из них будет 1.

Строка 2 «Податковий період» предусматривает обязательное указание года, за который представляют отчетность: в нашем случае (при представлении «звітної» Декларации) — 2020 год.

Строка 3 — указывается полное наименование плательщика согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР): в отведенном поле необходимо без сокращений и аббревиатур указать организационно-правовую форму и название юридического лица (например, «Товариство з обмеженою відповідальністю «Абетка»).

Налоговым номером юрлиц в общем случае является код ЕГР (пп. 1 п. 2.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588).

Налоговым номером юрлиц-нерезидентов, не имеющих код по ЕГР, является регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами.

Код вида экономической деятельности (КВЭД) следует указывать тот, который значится основным согласно данным ЕГР.

Налоговым адресом юридического лица является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в ЕГР (п. 45.2 НКУ).

В частности, в соответствующем поле должны быть указаны улица, № дома, № офиса, город (населенный пункт), район (если населенный пункт не является райцентром) область (если город не является областным центром). Общепринятыми являются также сокращение «вул.» вместо «вулиця», «буд.» вместо «будинок» и др.

Электронный адрес указывается по желанию плательщика. А вот поля для указания почтового индекса, междугороднего кода и телефона/факса предусмотрены как обязательные для заполнения (на случай, если городского телефона юрлицо не имеет, советуем в поле, отведенном для номера телефона, указать контактный мобильный номер, который значится в ЕГР как информация для осуществления связи с юридическим лицом).

Строка 4 — указывают наименование соответствующего контролирующего органа, в который представляется Декларация. Примечание к соответствующей строки содержит напоминание: в соответствии с пп. 266.7.5 НКУ плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, представляет Декларации в соответствующие контролирующие органы по местонахождению объекта(ов) налогообложения, в которых состоит на учете плательщиком данного налога (по основному и/или основному месту учета).

В случае создания объединенной территориальной общины, в которую входят территориальные общины административно-территориальных единиц, расположенных в разных районах, Декларация представляется в соответствующий орган по местонахождению административного центра объединенной территориальной общины.

При указании наименования контролирующего органа не будет считаться ошибкой, если название контролирующего органа указать с сокращениями (например, «ДПІ у Дарницькому районі ГУ ДПС у м. Києві»).

Обратите внимание

Юридическим лицам, являющимся владельцами объектов жилой и/или нежилой недвижимости на территории АР Крым и г. Севастополя, налоговики рекомендуют представлять отчетность в контролирующий орган по месту своего нахождения и уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в местный бюджет по месту своего нахождения (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)). Соответственно, в данном случае в строке 4 необходимо указывать территориальный орган ГНС, где юрлицо учитывается по основному месту учета.

Юрлица, включенные в Реестр крупных налогоплательщиков, налоговую отчетность за объекты недвижимости, расположенные в пределах населенного пункта местонахождения территориальных управлений Офиса КПН (города Киев, Днепр, Одесса, Львов, Запорожье, Харьков), представляют в территориальное управление Офиса КПН такого города (разъяснение из категории 106.07 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Указывать код органа местного самоуправления по местонахождению объекта/объектов жилой и/или нежилой недвижимости по КОАТУУ в заголовочной части формы Декларации сейчас не требуется (для этого отведены отдельные поля в приложениях, о которых речь пойдет далее).

Сразу же подчеркнем: в случае существования объектов недвижимости, находящихся на территории административно-территориальных единиц, которые соответствуют разным кодам по КОАТУУ органов местного самоуправления, но обслуживаются одним соответствующим контролирующим органом, представляется одна Декларация с несколькими приложениями соответствующего типа. Количество приложений определенного типа должно соответствовать количеству кодов по КОАТУУ органов местного самоуправления, соответствующих административно-территориальным единицам, на территории которых расположен объект(ы) недвижимости соответствующего вида.

Основная (табличная) часть Декларации

В отличие от предыдущей редакции формы Декларации, сегодня никаких расчетов налоговых обязательств в основной части Декларации не делают: для этого есть приложения.

Фактически в табличную часть Декларации переносятся из приложений обязательства за текущий период, начисленные к уплате, а также в случае представления уточненной отчетности — суммы налоговых обязательств, начисленных до увеличения/уменьшения, и суммы штрафов и пени. Акцентируем внимание: перечисленные показатели декларируются для объектов жилой и нежилой недвижимости отдельно.

Следовательно, при представлении отчетной декларации налогоплательщику достаточно заполнить только одну или две строки основной части декларации (т.е. строки 5.1, 6.1 — в зависимости от того, имеет ли такой плательщик в собственности объект(ы) только жилой, только нежилой недвижимости или обоих видов), а также указать в строке 7 количество приложений соответствующего типа, представляемых вместе с декларацией.

К тому же при необходимости — если налогоплательщик считает, что форма Декларации вопреки НКУ увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства, соответствующие суждения могут быть изложены в составленном в произвольной форме дополнении, которое будет считаться неотъемлемой частью Декларации (п. 46.4 НКУ). В случае представления соответствующего дополнения напротив поля «Доповнення до Податкової декларації (заповнюється і подається відповідно до пункту 46.4 статті 46 глави 2 розділу II Податкового кодексу України)» необходимо поставить отметку Х. Ну и, конечно, Декларацию необходимо подписать, поставив дату заполнения.

Приложения

Как уже упоминалось, основную часть сведений налогоплательщики должны указывать именно в приложениях (расчетах). В частности, последних формой декларации предусмотрено два:

— Расчет в части объектов жилой недвижимости (приложение 1), далее — Расчет 1;

— Расчет в части объектов нежилой недвижимости (приложение 2), далее — Расчет 2.

Обратите внимание

Приложения являются неотъемлемой частью Декларации. Соответствующий тип приложения обеспечивает исчисление налогового обязательства по соответствующему виду объекта(ов) налогообложения. При отсутствии у плательщика соответствующего вида объекта налогообложения тип приложения, в котором исчисляется налоговое обязательство для данного вида объекта налогообложения, к Декларации не прилагается.

По содержанию Расчеты 1 и 2 похожи, поэтому одновременно рассмотрим оба, акцентируя внимание на отдельные различия.

Заполнение каждого из расчетов начинается с указания порядкового номера Декларации (он должен быть идентичен порядковому номеру, зафиксированному в заголовочной части Декларации) и номера расчета.

Что касается номера расчета — в примечании объясняется: порядковый номер расчета необходимо указывать арабскими цифрами, начиная с единицы, последовательно по порядку возрастания. Общее количество расчетов/приложений равно строке 7 основной части Декларации и зависит от количества органов местного самоуправления, на территории административно-территориальных единиц которых расположены объекты недвижимого имущества. И, конечно же, Расчеты 1, 2 следует нумеровать отдельно.

Далее в расчете указывается код по КОАТУУ органа местного самоуправления, поле для которого ранее было отведено в заголовочной части Декларации. В соответствующей строке фиксируется код по КОАТУУ органа местного самоуправления, полномочия которого распространяются на административно-территориальную единицу, на территории которой расположен объект(ы) недвижимости. При создании объединенной территориальной общины отмечается код по КОАТУУ органа местного самоуправления, отвечающего административному центру объединенной территориальной общины. По каждому такому коду по КОАТУУ составляется отдельное приложение.

Структурно как Расчет 1, так и Расчет 2 состоят из двух отдельных таблиц:

— І. Расчет налогового обязательства;

— ІІ. Уточнение налогового обязательства.

На заполнении таблицы, предназначенной для расчета налоговых обязательств, остановимся подробнее.

В колонке 2 должен быть указан код тип объекта.

Как помним, при заполнении декларации в предыдущей редакции мы пользовались условными кодами, предусмотренными в примечании. Однако сегодня код типа объекта следует указывать в соответствии с Государственным классификатором зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденным приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 г. № 507 (далее — Классификатор). Если в правоустанавливающих документах на объект недвижимости не указан код согласно Классификатору, из Классификатора избирается код, который больше всего соответствует типу недвижимости, зафиксированному в правоустанавливающих документах.

В колонке 3 должен указываться код по КОАТУУ административно-территориальной единицы по месту расположения объекта(ов) недвижимости.

В колонке 4 необходимо указать регистрационный номер объекта недвижимости, т.е. индивидуальный номер, который присваивается каждому индивидуально определенному объекту недвижимого имущества при проведении государственной регистрации права собственности на него впервые, не повторяется на всей территории Украины и остается неизменным в течение всего времени существования данного объекта (ч. 1 ст. 15 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV).

В колонках 5 и 6 должны указывать даты регистрации права собственности и прекращения права собственности соответственно.

Колонку 7 должны заполнять плательщики, владеющие объектами недвижимости не единолично: в данной колонке должен указываться размер доли/разделения общей площади объекта недвижимости, находящийся в совместной частичной, общей совместной собственности (например, 1/2).

В колонке 8 фиксируется общая площадь объекта налогообложения — в метрах квадратных с двумя знаками после запятой.

При условии нахождения объекта налогообложения в общей собственности указывается размер (площадь), принадлежащий декларанту такого объекта.

В колонках 9–12 плательщики должны указывать количество месяцев нахождения объекта недвижимости в собственности плательщика в каждом из 4 кварталов отчетного года соответственно.

При этом в примечании к соответствующей колонке прописано напоминание: в случае перехода права собственности на объект налогообложения от одного владельца к другому в течение календарного года для предыдущего владельца не учитывается месяц, в котором прекратилось право собственности на указанный объект, а для нового владельца учитывается месяц, в котором он получил право собственности (пп. 266.8.1 НКУ).

Колонка 13 предназначена для ставки налога, которую необходимо указывать в процентах.

В примечании к колонке 13 уточняется: если решение органа местного самоуправления, которым определена ставка налога, принято по форме, утвержденной постановлением КМУ «Об утверждении форм типовых решений об установлении ставок и льгот по уплате земельного налога и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» от 24.05.2017 г. № 483 (далее — Типовая форма), указывается ставка, отвечающая соответствующему коду объекта недвижимого имущества. А при условии, когда решение органа местного самоуправления принято не по Типовой форме и ставки налога определены без применения кодов согласно Классификатору, фиксируется ставка, определенная для объекта недвижимого имущества, который наиболее соответствует типу недвижимости, указанному в правоустанавливающих документах.

Вместе с тем поскольку ставки налога на недвижимость устанавливаются в процентах от размера минимальной зарплаты, определенной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 кв.м базы налогообложения (пп. 266.5.1 НКУ), в колонке 14 должен фиксироваться именно размер минимальной заработной платы на 1 января отчетного года (в 2020 году — 4723 грн).

Обратите внимание

В категории 106.03 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) контролери предложили юридическим лицам — владельцам объектов недвижимости на территории АР Крым и г. Севастополя представлять в контролирующий орган по своему местонахождению налоговые декларации и уплачивать налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка по ставкам, установленным сельским, поселковым или городским советами по местонахождению данного юридического лица.

Колонка 15 Расчета 1 заполняется в случае, если на налогоплательщика распространяет свое действие пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ. Согласно последнему при наличии в собственности налогоплательщика объекта (объектов) жилой недвижимости, в т.ч. его доли, находящейся в собственности физического или юридического лица — налогоплательщика, общая площадь которого превышает 300 кв.м (для квартиры) и/или 500 кв.м (для дома), сумма налога, рассчитанная в соответствии с подпунктами «а» – «г» пп. 266.7.1 НКУ, увеличивается на 25000 грн в год за каждый такой объект жилой недвижимости (его долю).

Следовательно, во время заполнения Расчета 1 в колонке 15 при необходимости нужно указать 25000. В то же время если пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ на декларанта не распространяется, в ячейке ничего не указывают.

К слову: поскольку пп. «ґ» пп. 266.7.1 НКУ касается только объектов жилой недвижимости, Расчет 2 аналогичной колонки не содержит. В связи с этим дальнейшая нумерация колонок Расчетов 1 и 2 не будет совпадать.

В колонке 16 Расчета 1 (в колонке 15 Расчета 2) следует указывать годовую сумму налога, в гривнах с копейками с двумя знаками после запятой, по каждому задекларированному объекту.

Формулы для исчисления необходимой суммы приведены в примечаниях к соответствующим колонкам.

Так, годовая сумма налога за объекты жилой недвижимости рассчитывается по формуле:

к. 8 р. 2.n × к. 13 р. 2.n × к. 14 р. 2.n : 100 + к. 15 р. 2 n,

где: n — порядковый номер строки.

В свою очередь, для расчета годовой суммы налога за объекты нежилой недвижимости стоит воспользоваться формулой:

к. 8 р. 2.n × к. 13 р. 2.n × к. 14 р. 2.n : 100,

где: n — порядковый номер строки.

Например, если в собственности юридического лица находится квартира площадью 350 кв.м (колонка 8 строки 2.1 Расчета 1) а ставка налога для соответствующего объекта недвижимости равна 1,5% (колонка 13 строки 2.1 Расчета 1), то при заполнении отчетной декларации за 2020 год показатель колонки 16 Расчета 1 составит:

350,00 × 1,5 × 4723 : 100 + 25000 = 49795,75 грн.

Колонки 17–19 Расчета 1 (колонки 16–18 Расчета 2) предназначены для внесения «льготной» информации, а именно кода льготы, размера льготы и суммы льготы соответственно (конечно, если льготы были установлены).

Напомним

Согласно с пп. 266.4.2 НКУ органы местного самоуправления должны до 25 декабря года, предшествующего отчетному, предоставить в соответствующий контролирующий орган по местонахождению объекта жилой и/или нежилой недвижимости информацию о ставках и предоставленных льготах юридическим и/или физическим лицам по уплате налога на недвижимое имущество. Действующим Справочником льгот № 95/1 предусмотрен код соответствующей льготы — 18010402. Именно этот код должен попасть в колонку 17 Расчета 1 (в колонку 16 Расчета 2).

Размер льготы указывают в процентах (предположим, 100), а сумму — в гривнях с копейками с двумя знаками после запятой.

Сумма льготы рассчитывается пропорционально к количеству месяцев нахождения недвижимого имущества в собственности (формула для расчета суммы — в примечаниях к соответствующим колонкам — к колонке 19 Расчета 1 и колонке 18 Расчета 2).

Например, если годовая сумма налога (колонка 15 строки 2.1 Расчета 2) составляет 60000 грн, в первом квартале объект недвижимости находился в собственности плательщика 2 месяца (колонка 9 строки 2.1 Расчета 2), а остальные кварталы (графы 10–12 строки 2.1 Расчета 2) — по 3 месяца, размер льготы (колонка 17 строки 2.1 Расчета 2) равен 50%, то сумма льготы (колонка 18 строки 2.1 Расчета 2) составит:

60000,00 / 12 х 11 х 50 / 100 = 27500 грн.

В колонках 20–24 Расчета 1 и колонках 19–23 Расчета 2 указывают сумму налоговых обязательств к уплате — всего, а также авансовых взносов — за каждый квартал.

Общая сумма налогового обязательства к уплате («усього») рассчитывается по формулам, приведенным в примечаниях к колонкам 20 Расчета 1 и 19 Расчета 2, и указывается в гривнях с копейками с двумя знаками после запятой.

Например, если годовая сумма налога (колонка 15 строки 2.1 Расчета 2) составляет 60000 грн, в первом квартале объект недвижимости находился в собственности плательщика 2 месяца (колонка 9 строки 2.1 Расчета 2), а остальные кварталы (графы 10–12 строки 2.1 Расчета 2) — по 3 месяца, сумма льготы (колонка 18 строки 2.1 Расчета 2) равна 27500 грн, то общая сумма налогового обязательства к уплате (колонка 19 строки 2.1 Расчета 2) составит:

60000,00 : 12 × 11 – 27500,00 = 27500,00 грн.

Для исчисления размеров квартальных авансовых взносов также предусмотрены формулы, за которыми следует обращаться к примечаниям.

Например, если общая сумма налогового обязательства к уплате (колонка 19 строки 2.1 Расчета 2) составляет 27500 грн, а всего в течение отчетного года объект недвижимости будет находиться в собственности юридического лица 11 месяцев (в 1 квартале — 2 месяца (колонка 9 строки 2.1 Расчет 2), а остальные кварталы (графы 10–12 строки 2.1 Расчета 2) — по 3 месяца), то размеры квартальных авансовых взносов будут равны:

— за І квартал (колонка 20 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 : 11 × 2 = 5000,00 грн;

— за ІІ квартал (колонка 21 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 : 11 × 3 = 7500,00 грн;

— за ІІІ квартал (колонка 22 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 : 11 × 3 = 7500,00 грн;

— за IV квартал (колонка 23 строки 2.1 Расчета 2) = 27500,00 – (5000,00 + 7500,00 + 7500,00) = 7500,00 грн.

В строке 3 расчетов должна быть просуммирована и указана сумма налоговых обязательств к уплате (всего и авансовых взносов — за каждый квартал) по всем объектам недвижимости.

Что касается таблицы, предназначенной для уточнения налоговых обязательств, то она заполняется в случае представления уточняющего расчета, содержащего исправленные показатели, в составе уточняющей Декларации за налоговый (отчетный) период, который уточняется, или в составе отчетной или отчетной новой Декларации за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены налогоплательщиком.

В строке 4 должны быть указаны суммы, начисленные по данным ранее представленного расчета (их следует перенести со строки 3 приложения 1 к Декларации, которая уточняется, или строки 6 Декларации в ее предыдущий редакции).

В строках 5 и 6 указываются суммы, начисленные к увеличению или уменьшению налогового обязательства за год, который уточняется, соответственно.

Строка 7 предназначена для указания размера штрафной санкции, применяемой в случае занижения в ранее представленной Декларации суммы налоговых обязательств, которая самостоятельно согласуется плательщиком, определенной согласно нормам пп.пп. «а» или «б» абз. 3 п. 50.1 НКУ: если сумма недоплаты определена Декларацией с отметкой «звітна», «нова звітна» — применяется штраф в размере 5%, если с отметкой «уточнююча» — штраф в размере 3%.

В строке 8 плательщик должен указать сумму пени, начисленную им самостоятельно в соответствии с пп. 129.1.3 и абз. 2 п. 129.4 НКУ.

Алена ГАРНИК,

эксперт-аналитик компании ЛІГА:ЗАКОН

Неумышленное искажение данных в налоговых отчетах – привычное дело, пожалуй, для любой компании. Не всегда обнаружение таких искажений требует представления «уточненок». Рассказываем, когда можно обойтись без направления уточненных деклараций.

Уточненная декларация: подавать или нет

Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Минфин данный абзац трактует таким образом, что существуют две отдельные ситуации, при которых корректировку можно проводить текущим периодом, то есть без направления «уточненок»:

У ФНС России свое видение, основывающееся на синтаксическом строении абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ. В письме от 17.08.11 № АС-4-3/13421 ведомство объясняет, что предложение, касающееся переплаты налога, содержится именно в третьем абзаце, а не во втором и не в новом отдельном абзаце. А раз так, то ситуация с возникновением переплаты является не отдельным исключительным случаем, а частным случаем ситуации, когда нельзя определить, к какому периоду относится ошибка.

На взгляд налогового ведомства, существует лишь один случай, когда налогоплательщик может не подавать «уточненку», а провести корректировки в текущем периоде, – когда неизвестен период допущения искажения (в том числе, если ошибка привела к переплате налога).

Получается, что ситуация, при которой ошибка приводит к переплате, но при этом известен период ее возникновения, неоднозначна и требует от бухгалтера принятия определенного решения. Если компания придерживается политики избегать малейших рисков, то целесообразно все же составить уточненные декларации либо уж вовсе не фиксировать корректировки (т. е. фактически подарить бюджету переплату).

Не можем не отметить, что риски минимальны, поскольку многочисленные письма Минфина все же в пользу налогоплательщиков. Поэтому можно отражать корректировки в периоде обнаружения ошибок, приведших к переплате налога, даже если период возникновения ошибки известен. Главное, чтобы в текущем отчетном (налоговом) периоде была получена прибыль (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177).

Но и здесь есть одно «но». Не по всем налогам получится учесть в текущем периоде корректировки, вызванные ошибками прошлых периодов. На сегодняшний день только декларация по налогу на прибыль содержит строку, предназначенную специально для отражения подобных корректировок (строка 400 приложения 2 к листу 02).

Если же из-за допущенной ошибки фирма переплатила, например, НДС, то провести корректировку в периоде обнаружения ошибки не получится. Нормы главы об НДС и порядок заполнения книг, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, никак не регламентируют возможность уменьшения налоговой базы текущего налогового периода на сумму налога, излишне исчисленного в предыдущих периодах. То есть в отношении НДС механизм реализации исправлений ошибки в текущем периоде, предусмотренный ст. 54 НК РФ, на сегодняшний момент отсутствует (как, впрочем и по ряду других налогов). На это обращает внимание и Минфин РФ в письме от 07.12.2010 № 03-07-11/476 (правда, в нем чиновники ссылаются на действующее в то время постановление Правительства от 02.12.2000 № 914).

Перед подачей уточненной декларации сначала доплатите в бюджет

Чаще всего ошибки, которые обнаруживают бухгалтеры, приводят к неуплате налога. И вот здесь крайне важно сначала рассчитать сумму пени на возникшую недоплату, затем полученную сумму вместе с недоплатой уплатить в бюджет, а потому уже подавать уточненную декларацию.

Такие действия помогут компании избежать начисления санкций за неуплату по статье 122 НК РФ (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Однако если на момент подачи «уточненки» у организации имеется переплата по данному налогу и эта переплата превышает заниженную из-за ошибки сумму налога, то производить доплату не нужно (письмо Минфина России от 23.05.2017 № 03-02-07/1/31591).

Если переплаты нет и недостающие суммы в бюджет не доплатили до подачи уточненной декларации, то штрафа избежать не получится. Но можно попытаться снизить его размер, указав на то, что самостоятельное выявление и исправление ошибки может считаться смягчающим обстоятельством (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Сопроводительное письмо к «уточненке»

Нужно ли к уточненной декларации прикладывать сопроводительное письмо, в котором описываются причины корректировок? Такого требования нет ни в НК РФ, ни в других законодательных актах. Но на практике налоговые инспекции часто требуют такие письма. Будут ли последствия, если этого не сделать?

Последствий не будет, поскольку, как мы уже отметили ранее, в законодательстве нет требования о направлении сопроводительного письма. Но для упрощения проведения камеральной проверки сопроводительное письмо лишним не будет. Возможно, письмо с объяснениями еще и сократит вам общение с налоговиками.

Образец выдержки из сопроводительного письма:

«В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ ООО «Радуга» представляет уточненную декларацию по НДС за IV квартал 2018 года.

В изначально поданной декларации сумма НДС к уплате была занижена на 1800 руб. по причине невключения в налоговую базу стоимости товаров, переданных безвозмездно по товарной накладной № 456 от 21 ноября 2018 г. Неучтенный счет-фактура на данную операции отражен в дополнительном листе к книге продаж за IV квартал 2018 года.

Задолженность по НДС и пени перечислены в бюджет 3 апреля 2019 года (копии платежных поручений прилагаются)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *