Налоговое планирование организации

Приступая к теме, которую мы планировали рассмотреть вместе с Вами, уважаемый читатель, хочу начать с вопроса о видах учета и их взаимосвязи. Различают три основных вида учета:

  • бухгалтерский,
  • налоговый и
  • управленческий.

Взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета

Финансовый (бухгалтерский) учет ведется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и направлен на предоставление информации внешним пользователям — акционерам, инвесторам, банкам и другим. Финансовый учет показывает прошедшие события.

Налоговый учет ведется по правилам, установленным Налоговым Кодексом Российской Федерации, и направлен на предоставление информации фискальным органам о достоверности определения налоговой базы и расчетов по налогу на прибыль. С 2002 года налоговый учет в России стал самостоятельным направлением учета наряду с бухгалтерским и управленческим учетом.

Управленческий учет ведется по правилам, установленным самой организацией с целью предоставления информации руководству для планирования, контроля и принятия решений в процессе управления. Управленческий учет выступает в виде интегрированной информационной системы предприятия, которая позволяет увязывать количественную и стоимостную информацию и оценивать варианты действий. Управленческий учет основное внимание уделяет будущему и тому, что можно сделать, чтобы повлиять на ход дел.

Данные бухгалтерского, налогового и управленческого учета формируются в системе учета на основе одних и тех же первичных документов и являются составными частями системы учета.

Налоговое планирование и налоговый учет

Налоговое планирование является функцией управленческого учета. При этом данные для налогового планирования налога на прибыль можно получить из налогового учета. Это сведения о фактических налогооблагаемых доходах и расходах и правилах их корректировки. Большая часть данных для целей налогового планирования формируется в бухгалтерском учете, а часть данных специально создается в управленческом учете.

Переход от налогового учета к налоговому планированию необходим в условиях внедрения управленческого учета и применения бюджетирования. Бюджетирование — это процесс разработки, контроля и анализа исполнения планов (бюджетов), характеризующих снабженческую, производственную, сбытовую, финансовую и инвестиционную деятельность организации. Под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности организации.

Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при планировании, контроле и анализе налогового бюджета. Необходимость планирования налогового бюджета определяется ограниченностью финансовых ресурсов и требованием их эффективного использования.

Налоговый бюджет является важным элементом системы бюджетов. Система бюджетов организации представлена на Схеме 1. На схеме показана связь планирования налогового бюджета с планированием бюджета доходов, бюджетов закупок материалов, работ и услуг и сметой использования материалов, бюджета расходов на оплату труда, инвестиционного бюджета.

Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного Отчета о прибылях и убытках, прогнозного Бухгалтерского баланса и Бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета — суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов, отражаются в Производственном бюджете и прогнозном Отчете о прибылях и убытках. Суммы планируемых налогов и страховых взносов, рассчитанные по налогооблагаемой базе определяют значения строк 220 (Налог на добавленную стоимость), 625 (Задолженность перед государственными внебюджетными фондами), 626 (Задолженность перед бюджетом) прогнозного Бухгалтерского баланса. Суммы налогов и страховых взносов, рассчитанные в соответствии со временем их уплаты являются составной частью Бюджета движения денежных средств.

Для планирования налогового бюджета необходимы плановые и фактические (бухгалтерские) данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других объектах учета (фактах хозяйственной жизни), которые являются значимыми для целей налогообложения.

Сроки планирования и ответственные лица

Планирование налогового бюджета осуществляется не менее, чем за месяц до начала следующего года.

Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1числа третьего месяца предшествующего квартала
  • для месячного планирования — до 20 числа предшествующего месяца.

Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в Положениях об отделах и должностных инструкциях.

Этапы планирования

1 этап. Анализ налогооблагаемых объектов

Планирование налогового бюджета начинается с анализа налогооблагаемых объектов. Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. Последовательность проведения анализа:

  • Анализ перечня налогов, взносов и сборов, установленных законом.
  • Анализ перечня налогов, взносов и сборов, по которым организация должна быть налогоплательщиком.
  • Анализ перечня налогов, взносов и сборов, которые уплачиваются организацией.
  • Анализ перечня вновь установленных для организации налогов, в связи с изменением видов деятельности, или изменением законодательства.

В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы.

  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов.
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам. Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов.
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере.
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом.
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот.

Мы рекомендуем провести анализ с участием аудиторов и юристов, для того, чтобы организация могла оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов и принять обоснованное решение по налогооблагаемым объектам, необлагаемым операциям и льготам.

После проведения анализа организация получает данные о налогооблагаемых объектах, вычетах и льготах на планируемый год.

2 этап. Подготовка связанных бюджетов

Планирование налогового бюджета связано с разработкой основных (операционных) бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности.

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот ;
  • бюджету инвестиций.

Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Например, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль, в Бюджете продаж выделяются доходы, согласно классификации доходов в 25 главе Налогового Кодекса. Если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета, и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то произвести расчет планируемого налога на прибыль на 2003 год можно более точно и с меньшими затратами времени.

В свою очередь, Налоговый бюджет используется для составления финансового прогноза Отчета о прибылях и убытках, прогнозного Бухгалтерского баланса и Бюджета движения денежных средств. Взаимосвязь бюджетов при планировании Налогового бюджета показана на Схеме 1.

В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей Налогового бюджета могут измениться, так как последовательное согласование статей финансовых бюджетов может привести к изменению доходов, расходов и статей баланса.

3 этап. Расчеты по видам налогов

Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу. Расчеты налога ведутся по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.

Порядок планирования и расчетов налогов мы рассмотрим на примере налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС планируется на основе бюджета продаж, где выделяются продажи по видам деятельности, облагаемых НДС по различным ставкам и необлагаемых НДС, бюджета покупок, сметы расходования материалов на производство и бюджета инвестиций. Перечень объектов налогообложения, операций, освобождаемых от налогообложения, и не подлежащих налогообложению по налогу на добавленную стоимость представлен в Таблице 1 «Планирование НДС». В таблице отражены отдельные объекты обложения, отдельные операции, освобождаемые от налогообложения и не подлежащие налогообложению.

Таблица 1. Планирование НДС

Расчет налога проводится на основе налогооблагаемых баз и ставок налога в соответствии с Бюджетом продаж. Суммы НДС к вычету рассчитываются по Бюджету закупок, Бюджету инвестиций и Смете расходования материалов.

Не все налогооблагаемые объекты можно спланировать заранее, например, реализацию предметов залога, передачу товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Поэтому планируемые и фактически облагаемые НДС операции будут различаться.

Расчет налогообложения и операций, не подлежащих налогообложению, зависит от принятой учетной политики для целей налогообложения.

Если в учетной политике установлен момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении расчетных документов, то налогооблагаемая база имеет одинаковое значение объемов продаж с Бюджетом продаж.

Если в учетной политике установлен момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, то налогооблагаемая база будет отличаться от Бюджета продаж на сумму изменения дебиторской задолженности.

Расчет поступления денежных средств (объемов реализации по оплате) можно сделать двумя способами:

  • Первый способ — наиболее простой. Объем реализации по видам операций увеличивается на сумму запланированного входящего сальдо неоплаченных операций и уменьшается на сумму выходящего сальдо. Полученный результат умножается на коэффициент оплаты. Значение коэффициента оплаты устанавливается на основе изучения динамики и структуры оплаты дебиторской задолженности.
  • Второй способ расчета объемов реализации по отдельным хозяйственным операциям заключается в определении сумм дебиторской задолженности по установленным в бизнес-плане параметрам ликвидности и финансовой устойчивости и, в том числе коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности и/или показателя в днях оборота на начало и конец планируемого периода. Для расчета суммы дебиторской задолженности на начало и конец периода может быть применена следующая формула:
    Дз = Одн х Р / Тдн.
  • Длительность оборота дебиторской задолженности в днях (Дз) умножается на объем реализации (Р) и делится на длительность планируемого периода (Тдн).

Для более точного расчета НДС при учетной политике по мере поступления денежных средств, следует рассчитывать НДС по авансам. Расчет НДС по авансам ведется на основе прогноза поступления денежных средств, в том числе авансов в Бюджете движения денежных средств. Прогноз составляется финансовым отделом (департаментом) совместно с отделом (департаментом) маркетинга.

Методика расчета других налогов и взносов, которые должна уплачивать организация, идентична методике расчета НДС по налогооблагаемым объектам. На основе расчета каждого налога и взноса составляется налоговый бюджет в целом. Рассчитанные плановые суммы налогов переносятся в Налоговый бюджет.

Для целей планирования в Налоговом бюджете также указываются фактические значения сумм начисленных налогов в отчетном (прошлом) году. Форма налогового бюджета представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Налоговый бюджет

4 этап. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов

Первоначально делается расчет платежей на год, затем на квартал, а затем на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется Календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20 числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Календарь налоговых платежей на месяц может быть составлен по форме, приведенной в Таблице 3. Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в Бюджете движения денежных средств с помощью специальных программ автоматизированного расчета денежных потоков. В Календаре или Бюджете движения денежных средств отражаются суммы и сроки уплаты налогов, сборов и взносов с учетом нерабочих и праздничных дней, а также сроков возмещения НДС при поставке на экспорт, которые могут достигать трех месяцев.

Таблица 3. Календарь налоговых платежей

Примечания: 1) сроки уплаты налогов, сборов и взносов проставлены в соответствии с Федеральным и Московским законодательством;

2) в Календаре указаны не все уплачиваемые налоги;

3) в Календаре указаны месячные и квартальные платежи.

Конечно, каждая организация заинтересована в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. По результатам планирования Календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.

5 этап. Последовательная итерация финансовых бюджетов

Налоговый бюджет и Календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного Отчета о прибылях и убытках, Бюджета движения денежных средств и прогнозного Бухгалтерского баланса).

Отчет о прибылях и убытках имеет незавершенный вид, пока не будут закончены расчеты по налогу на имущество (который рассчитывается после составления прогнозного Баланса и связан с планом капитальных вложений — Бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на имущество завершается только после составления прогнозного агрегированного Баланса и Бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного Отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли. На основе Бюджета амортизации и расчет ов ч истой прибыли планируется объем капитальных вложений и план закупок оборудования, который является основой для разработки Бюджета инвестиций.

После расчета налога на имущество и налога на прибыль, корректируется прогнозный Отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного Бухгалтерского баланса.

Прогноз Бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений внеоборотных и оборотных активов, изменений суммы обязательств, изменений капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативах по ликвидности баланса и финансовой устойчивости.

Процесс планирования бюджетов требует значительного количества согласований по горизонтальным и вертикальным каналам управления и обусловлен последовательными итерациями — повторением операций с целью постепенного приближения к итоговому результату.

После расчета и согласования всех бюджетов составляется Бюджет движения денежных средств (БДДС).

В БДДС отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов. В Таблице 4 представлена часть Бюджета (БДДС) по платежам денежных средств. Обратите внимание на то, что БДДС связан с формой №4 бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств».

Таблица 4. Бюджет движения денежных средств

Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета

Для объективного контроля исполнения Налогового бюджета необходимо формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов.

Закрытие Налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10–20 числа следующего месяца.

Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом. Форма исполнения бюджета представлена в Таблице 5 «Анализ исполнения налогового бюджета».

Таблица 5. Анализ исполнения налогового бюджета

Анализ Налогового бюджета проводится центром ответственности, отвечающим за его разработку и исполнение. Анализ исполнения налогового бюджета начинается с оценки общей суммы запланированных и фактически начисленных налогов и сложившихся отклонений. На следующем этапе анализа делается расчет показателей, повлиявших на отклонение фактических и плановых показателей и отклонение фактических показателей отчетного года и прошлого года. Такими показателями являются стоимостные значения налогооблагаемых объектов, представленные в Таблице 1 (по НДС) и Таблице 2.

К таблице «Анализ исполнения налогового бюджета» прилагается пояснительная записка, в которой излагаются результаты анализа показателей бюджета.

Сведения об исполнении Налогового бюджета передаются в финансовый отдел для анализа фактического исполнения Отчета о прибылях и убытках. На основании проведенного контроля и анализа разрабатываются варианты корректировки планов, если это необходимо.

Налоговое планирование и эффективность деятельности организации

Осуществляя налоговое планирование, организация выбирает варианты действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетный метод управления затратами, прибылью и финансами используется как инструмент планирования, контроля и регулирования. Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании. Налоговое планирование позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Налоговое пла нирование является ф ункцией налогового менеджмента. Только тот, кто планирует, знает куда идет и чего хочет достигнуть. Налоговый менеджер формирует налоговую политику и осуществляет ее практическую реализацию в налоговом планировании и налоговом учете. Эффективность деятельности налогового менеджмента определяется динамикой ряда показателей, в том числе коэффициентов эффективности:

  • налогообложения (чистая прибыль/совокупные налоговые издержки) и
  • налогоемкости продаж (совокупные налоговые издержки/объем продаж).

Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, финансового управления и контроля для средних и крупных предприятий.

Мы рассмотрели с Вами цели и методику планирования Налогового бюджета. Надеемся, что эта статья поможет Вам осуществить проект управления налоговыми платежами и сделать (самим или с помощью консультантов) налоговое планирование неотъемлемой частью системы управления финансами.

Опубликовано в журнале «Налоговый учет для бухгалтера» № 3`2003 (подписной индекс по каталогу «Роспечать» 81386)

Эффективное налоговое планирование в организации — это комплекс мер, позволяющих законно уменьшить налоговую нагрузку. Его основные цели: оптимизировать налоговые платежи (налоги, сборы, пошлины) и сократить потери по конкретному налогу или группе налогов.

Мы уже писали о том, какие способы уменьшения налогов могут закончиться потерей бизнеса и как законно уменьшить налог на прибыль и НДС. В этой статье рассказали, зачем компаниям, использующим ОСНО, планировать налоги, и какими проблемами чревато отсутствие налогового планирования на предприятии.

Эффективное налоговое планирование и оптимизация налогообложения для компаний на ОСНО

Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов (налог на прибыль и НДС). Для расчета налога на прибыль используется метод начисления, основой которого является движение товаров или документов, а не движение денежных средств. Кроме того, необходимо осуществлять корректировку на величину запасов (несмотря на то, что денежные средства, например, за материалы, уплачены, пока они не переданы в производство, их нельзя учитывать при определении размера налога на прибыль). Возникает также множество нюансов при учете расходов на аренду, представительских расходов, заработной платы и так далее. Поэтому предприятиям, применяющим ОСНО, самостоятельно спрогнозировать налоги очень сложно, они часто прибегают к помощи профессиональных бухгалтеров.

Проведем аудит текущей ситуации в бухгалтерии и окажем услугу налогового планирования, чтобы сумма налога больше не стала для вас сюрпризом.

Налоговое планирование НДС на предприятии

Наиболее сложным в части налогового планирования является НДС. При его расчете приходится использовать, как метод начисления, так и кассовый метод. Другими словами, помимо движения документов, следует учитывать и движение денежных средств.

НДС — возвратный налог. Совершая продажи компания начисляет данный налог, осуществляя закупки — принимает его к вычету. Сумма к уплате определяется как разница между начисленным НДС и принятым к вычету. Несмотря на кажущуюся простоту расчета налога, спрогнозировать его размер, не имея специальных знаний, достаточно сложно, поскольку имеются определенные нюансы в том, что считать покупкой, а что продажей для целей налогообложения.

Декларация по НДС предоставляется в контролирующий орган один раз в квартал. Самым простым случаем для расчета планируемой суммы является ситуация, когда происходили движения документов (товаров, услуг) без движения денег. Например, организация получила товар на 100 000 рублей (сумма НДС к вычету составила — 20 000 рублей), а затем отгрузила его в том же квартале за 200 000 рублей (сумма НДС к уплате 40 000 рублей). Прогнозируемый размер НДС составит в таком случае 20 000 рубля. Но что произойдет, если компания совершит не одну закупку товара, а две? Например, организация получила товара на 100 000 рублей (в том числе, НДС 20 000 рублей), отгрузила его за 200 тысяч рублей (в том числе, НДС 40 000 рублей), а затем приобрела еще партию товара про запас на сумму 100 тысяч рублей (в том числе НДС 20 000 рублей). В такой ситуации прогнозируемый размер НДС — 0 рублей.

Однако все не так просто, поскольку на определение размера НДС (как было сказано выше) существенное влияние оказывают и произведенные платежи. Если не было движения документов (актов выполненных работ, накладных и так далее), но было движение денежных средств, НДС все равно начисляется. Например, организация получила 200 000 рублей от покупателя в качестве аванса за товар, который еще не поставлен. В этом случае она обязана выписать счет-фактуру на аванс и отразить в ней сумму НДС — 40 000 рублей. В этот же момент у организации возникает обязанность уплатить данную сумму в бюджет после завершения квартала.

Компания расходует полученные 200 000 рублей следующим образом: перечисляет по 100 000 двум поставщикам в качестве аванса за товар. У поставщиков возникает такая же обязанность в части предоставления компании счетов-фактур с указанием сумм НДС, что позволяет организации поставить к вычету те же 40 000 рублей налога от двух поставщиков. Таким образом, при планировании НДС необходимо учитывать движение не только документов, но и денежных средств, а также контролировать налоговые периоды, в которых происходят операции. Особенно сложно осуществлять планирование НДС, если происходит сочетание платежей и отгрузок.

Нужна консультация по налоговому планированию для вашего бизнеса?

Почему планирование налоговых платежей важно для организации

Отсутствие налогового планирования может привести к проблемам. Например, часто встречается ситуация, когда организации получают предоплату в конце квартала, а совершить закупку не успевают, из-за чего у них возникает обязательство уплатить НДС в большом объеме. Если сделать это за счет полученного аванса, то для совершения закупки в следующем периоде может не хватить средств (НДС — 20%, а средняя маржа в торговых компаниях — 5-7%). Многие компании в такой ситуации вынуждены привлекать заемные средства, а те, у кого нет такой возможности, искажают отчетность, чтобы не платить налог. И то, и другое может привести к убыткам или штрафным санкциям. Предусмотрев же заранее с помощью налогового планирования такие последствия, можно было бы провести переговоры с поставщиком и изменить сроки поступления аванса. Таким образом, планирование налоговых платежей организации позволяет не только оптимизировать налоговые платежи, но и существенно уменьшить риски бизнеса.

Есть и другие способы избежать ситуаций, когда не хватает денег на аренду или зарплату сотрудникам. Специалисты Фингуру создали бесплатный е-мейл курс «Как наладить финансовую отчетность и найти источники утечки денег», который поможет вам не допустить кассового разрыва и навести порядок в финансах фирмы.

Ключевые слова для этой статьи: налоговое планирование в организации, налоговое планирование на предприятии, налоговое и финансовое планирование, услуга налоговое планирование, организация и планирование налоговой деятельности, эффективное налоговое планирование, налоговое планирование ндс , налоговое планирование и оптимизация налогообложения, планирование налоговых платежей организации налоговое планирование в организации в России, налоговое планирование на предприятии в России, налоговое и финансовое планирование в России, услуга налоговое планирование в России, организация и планирование налоговой деятельности в России, налоговое планирование и оптимизация налогообложения в России, планирование налоговых платежей организации в России

Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

  • оптимизация налоговых платежей;

  • сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

  • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

  • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

  • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

  • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

  • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

  • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

  • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

  • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

  • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

  • выявление налоговых рисков;

  • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

  • выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

  • разработка налоговой схемы;

  • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;

  • риски увеличения сумм налогов;

  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  • принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

  • принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

  • принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

  • выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

  • анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.



Ключевые слова: налоговое планирование, налоговая нагрузка, налоговая база, налоговый план, финансово-хозяйственная деятельность.

Современное налоговое законодательство предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:

– уклонение от уплаты налогов;

– минимизация налоговых платежей;

– налоговое планирование.

Уклонение от уплаты налогов означает сокрытие имущества и доходов предприятия, облагаемых налогом. Однако, нельзя забывать, что подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.

Минимизация налоговых платежей заключается в поиске пробелов в законодательстве и построении различных налоговых схем. Данный способ может повлечь за собой частые судебные разбирательства с налоговыми органами.

Что касается налогового планирования, этот метод снижения налоговой нагрузки использует только законные способы, что делает его положительным социально-экономическим явлением.

В настоящее время налоговое планирование является значимой частью финансовой деятельности предприятия. Предметом налогового планирования выступают все экономические процессы предприятия, связанные с различными сферами деятельности.

Помимо снижения налоговой нагрузки, налоговое планирование позволяет оптимизировать деятельность компании, в том числе увеличить доход.

Налоговое планирование является важной совокупностью правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а значит, имеет признаки правового явления. В налоговом законодательстве находится возможность налогового планирования, которое в свою очередь предусматривает конкретные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы. Так же регулирующую функцию в механизме финансово-правового регулирования осуществляет налоговая рассрочка и отсрочка, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

С одной стороны, целевая направленность налогового планирования на уменьшение налогов, конфликтует с интересами государства, а с другой, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования отдельных категорий налогоплательщиков, регулирования социально-экономических процессов развития отраслей, которые определяют экономический потенциал государства. Именно поэтому на сегодняшний день стоит необходимость законодательного закрепления института налогового планирования.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает конкретные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает разнообразные методы для исчисления налоговой базы и налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в направлениях, удовлетворяющих властные органы.

Среди методов налогового планирования можно выделить внутренние и внешние методы. К внешним методам относят:

– замена налогового субъекта, то есть использование организационно-правовой формы, в отношении которой будет использован более льготный режим налогообложения;

– изменение вида деятельности, то есть переход к тем видам деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени;

– замена налоговой юрисдикции, а именно регистрация организаций в субъектах с минимальным налоговым бременем (оффшорные зоны);

– способ лоббирования заключается в том, что налогоплательщик в своих интересах может влиять на нормативные акты и законодательство. В результате, формируется налоговый режим, более выгодный налогоплательщику. Например, налогоплательщик, осуществляющий крупные инвестиционные затраты, может добиться внесения льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции. Применение этого способа возможно только крупными компаниями, имеющим политический вес.

Что касается внутренних методов, они являются менее рискованными, так как в этом случае не приходится изменять вид деятельности или регистрацию. Среди них можно выделить:

– снижение налогооблагаемой прибыли за счет ускоренной амортизации основных средств;

– выбор учетной политики;

– использование налоговых кредитов;

– выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком. При выявлении таких ошибок (переплаты/недоплаты) можно значительно уменьшить сумму выплат.

Наиболее рискованным методом снижения налоговой нагрузки является использование пробелов в действующем налоговом законодательстве. Однако этот способ решит проблему лишь на краткосрочный период, в связи с постоянным изменением законодательства и стремлением государства ликвидировать возможные лазейки.

В процессе налогового планирования можно использовать все методы оптимизации как внешние, так и внутренние.

В связи с постоянным изменением законодательства совокупность применяемых методов снижения налоговой нагрузки постоянно изменяется. По этой причине организация не может составить налоговый план даже на несколько отчетных периодов. Возникает необходимость непрерывного изменения, которое включает в себя:

  1. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства;
  2. Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии;
  3. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности;
  4. Планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования;
  5. Составление налогового календаря;
  6. Разработка мероприятий по обеспечению реализации налогового плана;
  7. Оценка эффективности разработанного налогового плана.

Чтобы планирование было эффективным, необходимо, чтобы все плановые мероприятия были индивидуально направленными и носили адресный характер. В то же время налоговое планирование должно применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Эффективное налоговое планирование включает в себя:

– определение основных принципов;

– анализ проблем и постановка задач;

– определение основных инструментов, которые может использовать организация;

– создание схемы;

– осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Принципы налогового планирования.

Исходя из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности, основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

  1. Налоговое планирование не должно нарушать закон;
  2. Принцип разумности уплаты налогов. Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов, т. е. полностью использовать всю совокупность налоговых льгот, причем платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока;
  3. Налоги нельзя просто механически минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:

– сокращение одних налоговых платежей зачастую ведет к увеличению других;

– простое сокращение налогов путем отнесения расходов на затраты уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;

– механическая минимизация налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспариванию налоговыми органами.

  1. Планировать налоги следует в общем контексте планирования бизнеса. Необходимо применять принцип комплексного расчета экономии и потерь, т. е. учитывать многофакторность налоговой минимизации, видеть последствия таких действий, взвешивая эффективность действий по минимизации налогового бремени;
  2. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные пробелы в законодательстве;
  3. Сокращать налоги нужно не путем ухода от них, а точным и скрупулезным планированием, расчетами и оптимизацией деятельности всего предприятия;
  4. Принцип конфиденциальности;
  5. Необходимо уделять внимание документальному оформлению.

В данной работе была рассмотрена значимость налогового планирования в финансовой деятельности предприятия. Использование различных методов минимизации налоговых платежей, позволяет оптимизировать деятельность предприятия, тем самым увеличить финансовые показатели предприятия, а также позволяет избежать и не допустить динамику роста увеличения уплаты налогов в дальнейшем. В связи с эти можно сделать вывод, что предприятие или организация заинтересованы в деятельности по налоговому планированию.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *